Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин

F. Gerbert, un pape philosophe d’apres l’histoire et

d’apres la legende. P., 1897; Fliehe A. Un precurseur de l’humanisme

au X-e siecle, le moin Gerbert (pape Silvestre II). P., 1943; Darlington

О. G. Geibert, the Teacher. — «American Historical Revue», 52 (1947),

p. 456-467; Chamberlin E. R. Pope Silvester IL 999-1003. — «History

Today», 19(1969), p. 115-121.

В. П. Гайденко

ГЕРБЕРТ ИЗ ЧЕРБЕРИ(Герберт, барон Черберийский)

(Herbert Cherbury) Эдвард Герберт, лорд (3 марта 1583,

Эйтон на Северне, Шропшир, Англия — 5 августа 1648,

Лондон) — философ, поэт, историк, политический

деятель; «отец» английского деизма. Был послом в Париже,

участвовал в военных действиях в Голландии.

Автор трактата «Об истине в отличие от Откровения,

вероятности, возможности и заблуждения» (De Veritate

prout distinguitur a Revelatione, a verisimili, a possibili, et a

falso, вышел в Париже в 1624 на латыни, с 1633 по 1648

был трижды издан в Англии), в котором

формулировались общие условия истины: она 1) существует, 2)

вечна, 3) вездесуща, 4) раскрывает себя сама через явления,

5) существует множество истин, как и различий вешей,

6) установление различий вещей находится в

компетенции наших духовных способностей, 7) существует истина

всех истин. Все это позволяет согласовать Природу, или

универсальное провидение, с Благодатью, или

индивидуальным провидением (личной судьбой человека).

Во всех своих модификациях истина подразумевает веру в

нечто лежащее за пределами разума. Это общие понятия,

или принимаемые на веру аксиомы доказательств,

имеющие шесть признаков: приоритетность, независимость,

немедленное «инстинктивное» их признание,

универсальность, несомненность и необходимость. Полномочным

представителем и доверенным общих понятий является

507

ГЕРДЕР

имплантированный в конституцию человека природный

инстинкт, высшая цель которого — вечное блаженство.

На его основе и в дополнение к нему человек имеет

внешнее познание, или восприятие истины при помощи

внешних органов чувств. «Способности, существующие у

всех нормальных людей… и имеющие отношение к

добру, злу, удовольствию и неудовольствию» (Ibid., р. 146)

осуществляют внутреннее познание при помощи

внутренних чувств, главное из которых — совесть. Наконец,

дискурсивная мысль человека (самая ненадежная

способность по сравнению с другими) познает

интеллектуальную истину. Соответственно существуют четыре класса

истин: истина вещи в себе, истина явления, истина идеи

(представления) и истина интеллекта.

Особой важностью обладают общие понятия религии, ибо

без них нельзя установить причастность к истине любой

позитивной религии, в т. ч. и основанных на Откровении.

Общие понятия истинной всеобщей церкви — это пять

врожденных аксиом, а именно: (1) существует верховный

Numen (Бог), (2) Его следует почитать (3) посредством

добродетели, совокупно с благочестием, (4) грехи

подлежат искуплению и раскаянию, (5) в будущей жизни нас

ожидает воздаяние по делам и помыслам нашим.

Элементы учения Герберта об истине и природе человека

встречаются у представителей естественной теологии, а

также у шотландских философов Ф. Хатнесона и Т. Рида:

приоритет общих понятий (истины отношений вещей, в

т. ч. добра и зла) перед божественной волей (Бог не может

изменить истины математики и морали, он может только

присоединиться к ним); внутренние чувства как

ценностные суждения морали и вкуса; общие понятия как

аксиомы здравого смысла и др.

Соч.: De religione gentilium. Amst., 1663; The life of E. H. Cherbury,

written by himself. Strawberry Hill, 1764; On Truth… Bristol, 1937.

Лит.: Гассенди Я. Письмо по поводу книги лорда Эдуарда

Герберта, англичанина «Об истине», Соч., т. 1. М., 1966; ЛоккД. Опыт о

человеческом разумении, кн. 1, гл. 3 (Соч., т. 1. М., 1985); Remusai

СИ. de. Lord Herbert de Cherbury, sa vie et ses oeuvres, P., 1874.

M. A. Абрамов

ГЕРДЕР(Herder) Иоганн Готфрид (25 августа 1744, Мо-

рунген — 18 декабря 1803, Веймар) — немецкий философ,

просветитель и религиозный деятель. В 1764 окончил

теологический факультет Кенигсбергского университета, где

слушал лекции Канта. Испытал влияние Г. Лессинга и

особенно И. Гомона. Ученый-естествоиспытатель и

протестантский пастор, он сочетал просветительский

рационализм с признанием разнообразия творческих проявлений

личности, многообразия национальных языков и

культур. Был другом Гете и оказал на него огромное влияние;

идеи Гердера легли в основу движения «Бури и натиска».

С 1776 суперинтендант протестантской церкви в Веймаре.

Автор многочисленных работ, посвященных истории и

современному состоянию языка, литературы, культуры. Гер-

дер занимался также естественно-научными

исследованиями, что позволило ему представить развитие мира как

единого целостного организма. В его главном

произведении «Идеи к философии истории человечества» (т. 1—4,

1784—91, рус. пер. М., 1977) всемирная история включает

наряду с историей общества и предшествующие этапы

эволюции неорганического и органического мира.

Природа и история внутренне связаны между собой, им

присуще непрестанное совершенствование форм

организации, высшей ступенью которой и целью творения

является, человек. Бог —высшее, деятельное единство, первоси-

ла, его присутствие обнаруживается в порядке и

закономерности мира. Живая природа сотворена по единому плану,

развитие природы и истории подчинено трем законам —

сохранения, связи подобного и раздвоения

противоположностей.

Происхождение языка Гердер связывал с первичными,

неартикулированными звуками и поэзией, а генезис

разума — с языком, с восприятиями и актами души. Критикуя

Канта, Гердер отрицал саму возможность чистого разума и

априорных структур («Метакритика критики чистого

разума» — Metakritik zur Kritik der reinen Vernunft, 1799).

Гердер выделяет четыре класса категорий, соответствующих

уровням постижения мира: 1) категории бытия (бытие,

существование, длительность, сила); 2) категории свойств

(иное, род, вид); 3) категории силы (действующее само

по себе, противодействие, содействие и др.); 4) категории

меры (точка, пространство, время, сила). Четырем

классам категорий соответствуют четыре области науки —

онтология, описательное естествознание, естественные

науки, математика.

Полемизируя с эстетической концепцией Канта, Гердер

подчеркивал момент заинтересованности в восприятии

прекрасного, который он отождествлял с совершенством

вещей («Каллигона» — Kalligone, 1800). В целом труды

Гердера внесли большой вклад в становление историзма 19 в.

Соч.: Werke, Bd 1-32. В., 1877-1899; Bd 1-5. B.-Weimar, 1978; в рус.

пер.: Избр. соч. М.-Л., 1959.

Лит.: ГулыгаА. В. Гердер. М., 1975; Adler H. Die Pragnanz des

Dunklen. Gnoseologie, Asthetik, Geschichtsphilosophie bei J. G. Herder.

Hamb., 1990; Schmitz M. J. G. Herder: Ahndung kunftiger

Bestimmung. Stuttg.—Weimar, 1994.

Р. А. Счастливцев

ГЕРИЛЛ(«HpiAAoc) Карфагенский (3 в. до н. э.) —

греческий философ-стоик, ученик Зенона из Китая. 13

сочинений Герилла, посвященных гносеологии, этике и

политике, содержали, видимо, полемику с Зеноном (SVF I 409).

Подобно Аристону Хиосскому, Герилл не членил сферу

безразличного, но ввел понятие «вспомогательной цели»

(imoxeAic), доступной не-мудрецу. При этом конечной

целью объявлялось знание (411), чем полностью

устранялось основание для принятия «вспомогательной цели». В

трактовке знания как высшего блага заметно

платоническое влияние, что отметил уже Цицерон (Ас. рг. II 129). У

Герилла, следовательно, начинают проявляться те черты,

которые характерны для Диогена Вавилонского, Антипат-

ра из Тарса, а особенно для Панэтия и Посидония. Вокруг

Герилла сложился кружок единомышленников (Cic. De

or. Ill 62), не переживший, по-видимому, 3 в. до н. э.

Фрагм.: SVF I 409—421; Столяров. Фрагменты, т. 1, с. 141—145.

Лит. см. к ст. Стоицизм.

A.A. Столяров

ГЕРМАРХ(«Нрцархос) из Митилены (конец 4 — сер. 3 в.

дон. э.) — греческий философ, ученик и близкий друг

Эпикура. Первоначально занимался риторикой, но

встретившись с Эпикуром (вероятно, в 311, когда последний

приехал из Колофона в Митилену и организовал там свою

508

ГЕРМЕНЕВТИКА

первую школу), обратился к философии; позже перебрался

за своим учителем в Афины, где в 307 была основана

новая школа — «Сад». После смерти учителя (271), согласно

его завещанию, стал главой эпикурейской школы; ему же

Эпикур завешал свою библиотеку. Сохранились фрагменты

писем Эпикура к Гермарху (Usener 121-122).

Соч.: «Письма об Эмпедокле» (22 кн.), «О знаниях», «Против

Платона», «Против Аристотеля». В «Письмах об Эмпедокле»

содержатся высказывания о происхождении и развитии общества (Poif. De

abstin. I, 7—12). Его идеи близки к точке зрения Демокрита о

значении «нужды» и Диогена из Эноанды о значении «потребности»

при формировании общества и отличаются от позиции Лукреция о

роли мудрецов-законодателей в этом процессе (Lucr. V, 1105—143).

По Гермарху, необходимость существования различных законов,

установленных против убийства людей и животных, вызвана

соображениями общественной пользы. Убийство разрушает государство,

но убийство животных оправдано соображениями человеческой

безопасности, необходимости питаться и в силу того, что

животные со своей стороны не могут вступать с людьми в справедливые

отношения.

Источники: Longo Auricchio F. fed). Ermarco, firammenti. Napoli,

1987; Krohn K. W, G. Der Epikureer Hermarchos. В., 1921; Usener К

(ed.), Epicurea. Lpz., 1887 (repr. Stuttg. 1966); Диоген Лаэртский. О

жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1986

(кн. 10).

Лит.: Gigante A/. Ricerche Filodemee. Napoli, 1969, p. 135—43;

Afiiiler Я Lukrez V, 101 1 ff. und die Stellung der epikureischen

Philosophie zum Staat und den Gesetzen. — Die Krise der

griechischen Polis. В., 1969, Bd I, S. 63-76; Sasso G. Il progresso e la

morte. Saggi su Lucrezio. Bologna, 1979, p. 49—62; Albert A.,

Laks A., Schofield A/, (eds.). Justice and Generosity. Cambr., 1995,

p. 161-190.

M. M, Шахнович

ГЕРМЕНЕВТИКА(греч. eppnveunxf| от epuiivsuu) —

разъясняю, истолковываю) — искусство толкования текстов

классической древности, Библии, учение о принципах

интерпретации. Герменевтика изначально возникла в

рамках экзегезы, цель которой состоит в понимании текста,

исходя из его собственной интенции, в выяснении того, с

какой целью он написан. Это означает, что истолкование

основывается на разных традициях или интеллектуальных

требованиях: прочтение греческих мифов школой

стоиков на основе натурфилософии отличается от раввинской

интерпретации Торы в Галахе, апостольское

истолкование Ветхого Завета в свете пришествия Христа дает иное

прочтение событий, чем это делает иудейская традиция.

Герменевтическая работа в юриспруденции заключалась

в согласовании правовых документов для решения новых

юридических казусов. В средневековье, признававшим

начало по Слову, герменевтика была призвана стать не

просто ведущим искусством в переводе сакрального

(библейского) текста на язык мирской мудрости и в практике

комментирования трудностей, возникающих при

решении логико-грамматических и философских проблем (шло

ли дело о созерцательной, практической или моральной

философии), но и учением о бытии, онтологией.

В эллинскую эпоху центром искусства герменевтики

оказалась Александрия, где перекрещивались западные и

восточные учения. Перевод книг Ветхого Завета на греческий

язык (т. н. перевод 70 толковников) поставил вопрос о

технике этой работы, связанной прежде всего с понятийным

истолкованием, наиболее остро. Впоследствии эта работа

была унаследована христианством для объяснения своего

учения. Поэтому герменевтика складывалась как

дисциплина, вспомогательная для богословия.

Уже в первых богословских школах начала нашей эры

зарождаются различные направления герменевтики.

Александрийская школа тяготела к аллегорическому

истолкованию Священного Писания, антиохийская — к

буквально-историческому. Как правило, аллегорическое

толкование предполагало и исторический, и мистический,

и топологический смыслы, т.е. подчеркивало многосмыс-

ленность слов и выражений в противовес направлению,

допускавшему лишь один определенный смысл. Такого

рода противопоставление сыграло огромную роль и в

богословских спорах, и в спорах, относящихся к широкому

кругу общегуманитарных проблем, поскольку в нем

предположено разное отношение к понятию «смысл». При

буквальной интерпретации слово, как подлежащий

истолкованию знак, теснейшим образом связано с вещью, именно

эти вещные отношения вскрываются интерпретатором,

который не может выйти за рамки этих отношений. При

аллегорической и др. интерпретациях слово указывает скорее

на интенции, желания, представления сообщающего,

поэтому интерпретация более свободна, ибо она

предполагает желание сообщающего сложить в слова разные смыслы.

Ко времени зрелой схоластики упрочивается пять смыслов

толкования Священного Писания: исторический, или

буквальный, исходящий из прямого значения слов,

аллегорический, символический, тропологический, исходящие из

многозначности слов, их готовности к обретению новых

смыслов, и аналогический, относящийся к «предметам

вечной славы». Буквальный смысл, как говорил Данте,

составляет своего рода предмет и материю, без чего нельзя

подойти к их познанию. Такого рода многозначность

основывалась на своеобразном строе мышления,

предполагавшего, что любое, самое точное слово перед лицом

Божественной полноты есть иносказание, брошенное слово,

никогда не совпадающее с Истиной.

Первые опыты христианской герменевтики,

основанной на единстве философско-теологических

принципов, связаны с выяснением самой идеи Слова. Первые

христианские апологеты толкуют Слово как

невыраженное (это Слово принадлежит Богу-Отцу до творения) и

произнесенное, которым Бог «посеял» свое присутствие

в мире, и Слово воплощенное, которое есть Его

максимальное самовыражение в тварном мире. Понимание

метафорическое отождествлялось с пониманием

физическим, метафора оказывалась иносказанием плоти (Иус-

тин). Татиан

Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать, Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать бесплатно, Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать онлайн