Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин

Страсбург. В 1827—48 — профессор

истории в Мюнхене; там же появляется его обширный

четырехтомный труд «Христианская мистика» (Die

christliche Mystik, Bd 1—4, 1836—42). В последние годы жизни

сближается с консервативными католическими кругами,

основывает «Исторически-политические листки»

(Historisch-politische Blatter), которые, правда, вскоре перестают

быть только церковно ориентированным изданием. К

столетию со дня смерти Герреса было основано общество,

названное его именем (Gorresgesellschaft).

Соч.: Gesammelte Schriften, Bd 1-9. Munch., 1854—74; Ausgewahlte

W;rke, Bd 1-2. Freiburg, 1978; Glauben und Wissen. Munch., 1805;

Athanasius. Regensburg, 1838; в рус. пер.: Афоризмы об искусстве.

Афоризмы об органомии. — В кн.: Эстетика немецких

романтиков., М., 1987, с. 58-345.

Лит.: Bohnski У. Gorres und die deutsche Parteibildung. Lpz., 1927;

Burke (7. \bm Mythos zur Mystik. J. v. Gorres mystische Lehre und die

Romantische Naturphilosophie. Einsiedeln, 1958; Hebel R. J. Gorres:

Studien uber den Zusammenhang von Natur, Geschichte und Mythos

in seinen Schriften. Wiesbaden, 1960.

И. А. Михайлов

ГЕРСОНИД(Gersonides) рабби Леви бен Гершом (1288,

Баньоль-сюр, Сез, департамент Гар — 1344, Перпиньян) —

еврейский философ, математик («Книга числа», «О синусах,

хордах и дугах»), астроном, библейский экзегет, комментатор

(«Органон» Аристотеля), врач. В своей главной «Книге войн

Господа» (Milhamot Adonay) следовал магистральной линии

восточного аристотелизма и мистического неоплатонизма,

соединяя их с библейской верой. Как Ион Гебщюлъ и Бар

Xuuua, но в отличие от Маймонида учил, что первоматерия,

субстрат форм, не имея собственных действий, не является

вещью, а потому надвременна и в этом смысле

предшествует миру. В акте творения водящая мысль создателя придает

хаотической и злой материи порядок-благо. Разум человека

потенциален (возможен) и отличен от действующего разума

ангелов. Универсалии просвечивают в индивидах, без этого

все наше знание о родах оказалось бы ложным, что

немыслимо. Род объединяет индивиды не по любым признакам, а

«в аспекте бытия, или истинного познания». Влияние

номинализма можно видеть в тезисе Герсонида, что логика не есть

познание, поскольку не раскрывает истину вещей, «а лишь

обозначает их».

Соч.: Die Kampfe Gottes, ubers. В. Kellermann. В., 1914—16; Aristo-

telis Organum, Averrois Cordubensis in eum commentaria… Levi Ger-

sonidis in nonnullos Aristotelis et Averrois libros annotationes. Venetiis,

1562.

Лит.: Renan E. Les ecrivains juifs francais du XIV siecle. P., 1893; Ber-

tola E. Levi Gersonide e la logica arabo-giudaica. — Idem. II pensiero

ebraico. Padova, 1972.

В. В. Бибихин

ГЕРЦЕНАлександр Иванович (псевдоним

Искандер) [25 марта (6 апреля) 1812, Москва — 9 (21 января),

1870, Париж] — русский философ, писатель, публицист.

В 1829—33 учился на физико-математическом отделении

Московского университета. Его отецзнатный русский

вельможа Иван Алексеевич Яковлев. Мать — Луиза Гааг (в

России —Луиза Ивановна), которая познакомилась с

Яковлевым у себя на родине, в Германии, и бежала с ним из

родительского дома. Она была неразлучна с Яковлевым до

516

ГЕРШЕНЗОН

сословных предрассудков, брак оставался

неофициальным, и поэтому их сын не носил фамилии отца. Герцен

получил хорошее домашнее воспитание и образование, знал

несколько иностранных языков. Восстание декабристов, а

затем казнь П. И. Пестеля и его товарищей оказали

огромное влияние на юного Герцена, разбудили, по его словам,

ребяческий сон его души. Большое значение для него

имела начавшаяся дружба с Н, Огаревым, в котором Герцен

обрел надежного товарища и единомышленника. В

университете вокруг Герцена сложился кружок, проявлявший

большой интерес к революционным движениям на

Западе и социалистическим концепциям А. Сен-Симона и

Ш. Фурье. В 1834 члены кружка были арестованы, Герцен

сослан сначала в Пермь, затем в Вятку, в 1837 переведен

во Владимир, в 1839 вернулся в Москву Во Владимире и

Москве знакомится с философией Гегеля, приходит к

выводу, что его диалектика может служить теоретическим

обоснованием революционных идей, что она освобождает

человека от преданий, переживших себя. Герцен пытается

прочитать Гегеля с материалистических позиций. В новой

ссылке в Новгороде (1841—42) знакомится с «Сущностью

христианства» Л. Фейербаха. Имманентный поиск

нового типа философствования, начатый ранее, усиливается,

Герцен стремится связать воедино материалистические и

диалектические идеи. Работы, отразившие этот процесс, —

«Дилетантизм в науке» (1842—43) и особенно «Письма

об изучении природы» (1844—46) — стали вехами в

истории русской философии. Возвратившись из новгородской

ссылки в Москву в 1842, Герцен принял участие в борьбе

западников против славянофилов. Но его отношение к

славянофильству не было однозначным, его привлекали, напр.,

представления славянофилов о самобытности страны, их

воззрения на общину. В середине 40-х гг. Герцен вместе с

В. Г. Белинским и Н. П. Огаревым порывает с либеральным

большинством западнического кружка. В 1847 уезжает за

границу. Создает в Лондоне вольную русскую прессу,

издает альманах «Полярная Звезда», газету «Колокол».

Публикует произведения русской философии, не пропущенные

на родине цензурой. С 1856 в литературных предприятиях

Герцена участвует приехавший за границу Огарев. Связь с

Россией поддерживалась корреспонденцией, а также

общением со многими русскими, выезжавшими за рубеж.

Более близкое знакомство Герцена с Европой укрепило его

в неприятии мира капитала. Глубоко переживая поражение

социалистических сил европейских стран в ходе

революционных событий 1848 и 1849, он обращается к ситуации

в России и здесь пытается найти возможности, упущенные

Западом. Герцен явился основоположником концепции

некапиталистического развития России. У него не было

уверенности в том, что Россия вслед за Европой не свернет

«на буржуазную дорогу», но он видит перед ней и другой

путь. Не обязательно для России претерпевать все фазы

буржуазного развития. Нет смысла преодолевать все

трудности, которые выпали на долю Запада, чтобы, получив то

устройство, которое имеет он, также остановиться перед

современными формами общества. Избрать иной вариант

социального развития, при котором минуются или

проходятся в сокращенном, неразвитом виде стадии, уже

известные историческому процессу, русскому народу позволит

община, которую Европа давно утратила. Но община

находится под государственным гнетом, и ее внутренний

потенциал ограничен. Свободное развитие она может получить

лишь при сломе той государственной и общественной

системы, которая утвердилась в стране. Придаст силу русской

обшинности и мощная мысль Запада, где идеи социализма

имеют длительную историю. Герцен не исключал, что

Европа может социально обновиться раньше России и увлечь

ее за собой в процесс революционных преобразований. Но

в целом он склонялся к мысли о том, что первенство будет

принадлежать его стране, в народном быту которой

больше условий к экономическому перевороту, чем у западных

народов, что Россия более способна к свершению

социальных перемен, чем Европа. Концепция Герцена о

некапиталистическом пути социальных преобразований получила

дальнейшее развитие на русской почве.

Соч.: Собр. соч., т. 1—30. М., 1954—64; Избр. философ, произв.,

т. 1-2. М.-Л., 1948.

Лит.: Герцен в воспоминаниях современников. М., 1956;

Ленин В. И. Памяти Герцена. — Он же. Поли. собр. соч., Т. 21 ;

Плеханов Г. В. Работы об А. И. Герцене. — Он же. Избр. философ,

произв., т. 4. М, 1958; Володин А. И. Герцен. М., 1970.

Архивы: РГБ, ф. 69; РГАЛИ, ф. 129; ГЛМ, ф. 22.

А. Д. Сухов

ГЕРШЕНЗОНМихаил Осипович (Мейлих Иосифович)

[1(13) июля 1869, Кишинев — 19 февраля 1925, Москва] —

русский историк общественной мысли, философ,

публицист, переводчик. Окончил хедер и гимназию, провел два

года в Германии, занимаясь в Политехникуме и посещая

лекции по истории и философии в Берлинском

университете, в 1889—94 изучал историю под руководством

профессора П. Г. Виноградова на историко-филологическом

факультете Московского университета. Студенческие

работы Гершензона «Аристотель и эфор» (1894) и

«Афинская полития» Аристотеля и «Жизнеописания» Плутарха»

(1895) были опубликованы университетом как

представляющие большую научную ценность. Сотрудничал в

«Настольном энциклопедическом словаре братьев Гранат»,

работал в журналах «Русская мысль», «Критическое

обозрение», «Научное слово» и «Вестник Европы»,

издательстве «Путь». В 1912—13 печатал публицистические статьи в

газетах «Русская молва» и «Биржевые ведомости». После

социалистической революции, которую принял

сочувственно, видя в ней возможный путь разрешения кризиса

культуры, стал соорганизатором и первым председателем

Всероссийского союза писателей, преподавал в Высшем

литературно-художественном институте, работал в

Академии художественных наук, Наркомпросе, Центрархиве,

журнале «Записки мечтателей».

На Гершензона оказали влияние учение Т. Карлейля о

героической личности, философия истории Л. Толстого,

философии жизни А. Бергсона. Изучаемую область

культуры Гершензон выделил в особый предмет — историю

умонастроения эпохи, совокупности личных судеб,

требующую углубленного изучения внутреннего духовного

опыта «героев времени». Результатом

историко-литературных исследований явился цикл статей о А. С. Пушкине,

издание сочинений П. Я. Чаадаева, И. В. Киреевского,

Н. П. Огарева, А. И. Герцена, А. И. Эртеля и др.

Гершензонинициатор и участник сборника «Вехи» (1909);

517

ГЕСС

в статье «Творческое самосознание» призвал к

возрождению творческого самосознания личности как условию

дальнейшего общественного созидания и сохранения

духовной цельности русского общества. Основные

философские сочинения Гершензона посвящены проблемам

религии и культуры: «Тройственный образ совершенства»

(1918), «Переписка из двух углов» (1921, совм. с Вяч.

Ивановым), «Ключ веры» (1922), «Гольфстрем» (1922),

«Судьбы еврейского народа» (1922). Вслед за Руссо и Ницше

выступил с критикой современных форм культуры,

утративших свободу непосредственного переживания,

пораженных рефлексией и зараженных фетишизмом, против

давления культуры над верой.

Соч.: История молодой России. М., 1908; Жизнь В. С. Печерина.

М., 1910; Мечта и мысль И.С. Тургенева. М., 1919; «Русские

пропилеи», т. 1—4, 6. М., 1915—19; «Новые пропилеи», т. 1. М.—Пг.,

1923; Статьи о Пушкине. М., 1926; Письма к брату. М., 1927; Гри-

боедовская Москва. П. Я. Чаадаев. Очерки прошлого. М., 1989.

Лит.: Белый А. Гершензон. — «Россия», 1925, № 5 (14); Шестов Л.

О вечной книге (Памяти М. О. Гершензона). — «Современные

записки», 1925, № 24; Берман Я. 3. М. О. Гершензон: Библиография.

Одесса, 1928; Ходасевич В. Ф. Некрополь. Воспоминания. Париж,

1976; Проскурина В. Ю. Творческое самосознание Михаила

Гершензона. — «Литературное обозрение», 1990, № 9.

Ю. В. Синеокая

ГЕСС(Hess) Мозес (21 июля 1812, Бонн — 6 апреля 1875,

Париж) — немецкий литератор и социалист, один из

создателей доктрин коммунизма и сионизма. Формирование

воззрений Гесса проходило под влиянием Спинозы, Гегеля

и Фейербаха. В своей первой работе «Божественная

история человечества, написанная спинозистом» (Die heilige

Geschichte der Menschheit von einem Junger Spinozas, 1837)

Гесс заявил себя сторонником философских идей Гегеля.

Он первый выдвинул тезис о том, что синтез немецкой

классической философии, английской политической

экономии и французского утопического социализма следует

считать идеологической основой коммунистического

движения на Европейском континенте, прежде всего в

Германии и Франции.

В эпоху европейских революций 1848—49 Гесс был

представителем Немецкого рабочего союза в Париже; позже

примкнул к социалистической группе Виллиха — Шап-

пера, а в 1861 — к лассальянскому течению в рамках

немецкой социал-демократии. Участвовал в работе 1-го

Интернационала.

Гесс известен также как один из главных идеологов

сионистского движения. В трактате «Рим и Иерусалим:

последний национальный вопрос» (Rom und Jerusalem,

die letzte Nazionalitatsfrage, 1862), публикация

которого прошла практически не замеченной

современниками, но впоследствии оказавшем большое влияние на

отца-основателя сионизма Т. Герцля, Гесс утверждал, что

до тех пор, пока евреи не обретут свою государственность

на «земле обетованной», они всегда будут оставаться

притесняемым и гонимым народом.

Соч.: Die europaische Triarchie. Lpz., 1841; Sozialistische Aufsatze,

1841—47, hrsg. vonT Zlocisti. В., 1921; Ausgewahlte Schriften, ausgew.

und eingeh von H. Lademacher. Koln, 1962; Okonomische Schriften,

hrsg. und eingel. von D. Horster. Darmstadt, 1972.

Лит.: Silberner E. Moses Hess. Geschichte seines Lebens. Leiden, 1966.

Т. А. Дмитриев

ГЕССЕНСергей Иосифович [16 (28) августа 1887,

Усть-Сысольск Вологодской губ. — 2 мая 1950, Лодзь,

Польша] — русский философ, публицист, соредактор журнала

«Логос». После окончания 1-й Петербургской гимназии

изучал философию в университетах Гейдельберга и Фрей-

бурга у В. Виндельбанда, Э. Ласка, И. Кона и Г. Риккерта,

под руководством последнего защитил докторскую

диссертацию «Об индивидуальной причинности» (1909). С 1913

преподавал философию в университетах Петербурга,

Томска, Праги, Варшавы. Как философ Гессен сформировался

в неокантианской атмосфере журнала «Логос»,

пропагандируя баденское неокантианство. Философское значение

теории Риккерта видел в выработке гносеологического

монизма формы, единственно способного обеспечить

свободу и полноту эмпирических наук и согласовать требования

эмпирии с требованиями философии. В статье «Мистика и

метафизика» сформулировал понимание

«метафизического мистицизма» как вида метафизики, возникающего там,

где «нарушенные границы суть последние границы,

которые отделяют область философии и культуры от сферы

иррационального переживания

Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать, Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать бесплатно, Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать онлайн