Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин

Липпса. С 1909 — в Геттингене у — Э. Гуссерля, у

которого в 1913 защитил диссертацию (темаидея

нравственного поступка). В 1914 принял католичество, в

последующие годы ведет активную церковную деятельность и

занимается разработкой теологических проблем. В 1933 бежит

из Германии в Вену. В основанном им журнале

«Христианское сословное государство» выступает против

тоталитаризма, отстаивает идею единства западноевропейской

христианской культуры. В 1938 переезжает в Италию, а

затем в США. С 1949 — профессор в Фордхам-университете

(Нью-Йорк).

Основную задачу феноменологии видел в исследовании

и анализе «сущности» объективных феноменов,

доступных нам в чувственном восприятии и интеллектуальной

интуиции. Личность человека раскрывается только в

Боге, только предавая себя Богу, человек по-настоящему

становится самим собой. В развитой им в 40—50-х гт. 20 в.

концепции этики Гильдебранд продолжает традицию

материальной этики ценностей М. Шелера, Ценность

есть изначальная, не сводимая ни к чему иному данность.

Любой объект, будучи выделенным из «ничто»,

обладает ценностью существования и индивидуального бытия.

Духовные ценности — высшими среди них являются

моральные и религиозные — присущи только человеку.

Каждой морально значимой ценности соответствует

ценностный ответ (Wertantwort), который может воплощаться в

восхищении, любви и деятельности, реализующей или

сохраняющей эту ценность. Абсолютно достоверное

знание о них дает интеллектуальная интуиция.

Соч.: Gesammelte Wirke, Bd 1-9, 1971-84; Die Idee der sittlichen

Handlung. — «Jahrbuch fur Phanomenologie und phanomenologische

Forschung», hrsg. v. E. Husserl, Bd 3,1918; Sittlichkeit und asthetische

>Aferterkenntnis. — Ibid., Bd 5, 1922; Metaphysik der Gemeinschaft,

1930; Sittliche Grundhaltungen, 1933; Die sittlichen Grundlagen der

Volkergemeinschaft, 1946; Der Sinn des philosophischen Fragens und

Erkennens, 1950; Christian Ethics, 1953 (на нем. яз.; 1959); True

Morality and its Counterfeits, 1955 (на нем. яз.: 1957); Graven Images:

Substitutes for True Morality, 1957; Troyan Horse in the City of God,

1967 (на нем. яз.: 1968); Что такое философия? СПб., 1997; Новая

Вавилонская башня. СПб., 1998; Метафизика любви. СПб., 1999;

Метафизика коммуникации. СПб., 2000.

И. А. Михайлов

ГИЛЬОМиз Конша (Guillaume de Conches, Guilelmus de

Conchis) (ok. 1080, Конш, Нормандия — ок. 1150) —

средневековый французский философ и гуманист. Ученик

Бернарда ШартрскогОу преподавал философию и теологию,

возможно, в Шартре. Для Иоанна Солсберийского он

уважаемый учитель, виднейший логик века и лучший после

Бернарда грамматик. Компендий Гильома «Философия

мира» — свод знаний эпохи, по-видимому, введение в

лекционный курс; «Dragmaticon» («Вязание снопов») —

диалог о первосущностях природы; спорят, принадлежат ли

ему «Учения нравственных философов». Обширные

глоссы Гильома, которые он отличал от более вольных

комментариев, включают детальное толкование «Тимея» (до 53с),

«Утешения философии», «Комментария на «Сон

Сципиона»», грамматики Присциана, сатир Ювенала.

Чтение философов было главным видом учебной работы

у Гильома, во главу ставилось изучение «элоквенции»: в

жажде постижения мы раздираем на лоскуты платье

философии; нагая, она кричит о помощи, и мы обязаны вновь

сшить клоки ее одежды. Слово как начало и носитель

знания понималось во всем богатстве его смыслов, причем

навык аллегорического толкования священных текстов

распространялся на античную классику, где Гильом учил

заглядывать за символический покров (integumentum). К

Библии он иногда подходил с мифологическим

толкованием. Признавая авторитет отцов Церкви в доктриналь-

ных, но не в философских вопросах, Гильом

рекомендовал не спешить с провозглашением чуда в ущерб

естественному познанию и «сжигать сомнения в огне веры»

призывал лишь тогда, когда они безысходны.

В философию Гильом, называвший себя «физиком», т.е.

натуралистом и врачом (он знал Галена и арабов в

переводе Константина Африкана, 11 в.), включал весь корпус

мыслимого знания: это «истинное понимание вещей,

которые существуют и не кажут себя, и вещей, которые

существуют и кажут себя» («Philosophia mundi» 1). От

диалектики божественных начал мира Гильом переходил

к космологии и астрономии, метеорологии, географии,

к строению живых существ, человеческого тела, мозга и

возвращался таким путем к познавательной способности.

Все формулировки этой философии были открыты для

символического и аналогического осмыслений. В

основу природы полагались неощутимые, «понимаемые лишь

через дробление разумом», но не совечные Богу атомы.

Смелость философского синтеза Гильома навлекала на

него упреки католических охранителей.

Соч.: Philosophia mundi, MPL, t. 172, 41—102; Dragmaticon.

Strasbourg, 1567; Glosae super Platonem, ed. E. Jeauneau. — Textes

philosophiques de Moyen Age, n.XIII.P, 1965.

Лет.: Рамм Б. Гильом из Конша. — В кн.: Французский ежегодник.

М., 1959, с. 37—75; Gregpry T. Anima mundi. La filosofia di Guglielmo

di Conches e la scuola di Chartres. Firenze, 1955; Garin E. Studi sul

platonismo medievale. Firenze, 1958.

В. В. Бибихин

ГИЛЬОМиз Оверни, Гильом Овернский (Guillaume

d’Auvergne, Guilelmus Alvemus) (ок. 1180, Овернь — 30

марта 1249, Париж) — французский богослов и церковный

политик. В 1223 — магистр теологии в Париже, к 1225 —

каноник собора Парижской богоматери, с 1228 — епископ

Парижа, духовник королевы-матери. Притеснением

«искусств» (философских) спровоцировал исход магистров

и студентов из Парижа в 1229 и пригласил на

богословские кафедры монахов нищенствующих орденов, в числе

которых оказались Александр Гэльский и (позднее)

Альберт Великий, Фома Аквинский, Бонавентура. Среди соч.

Гильома «О первом начале», «О вселенной» (ок. 1230—36),

«О бессмертии души», догматика, аскетика, экзегетика,

проповеди. Полемически-дидактический пафос

сочетается у Гильома с мистико-этическим настроем. Следуя за

525

гильом

Авицеброном (Ибн Гебиролем), якобы христианином,

Гильом учил о том, что сущность совпадает с бытием только

в Боге; прочие вещи далеки от божественной простоты, но

так или иначе полнятся бытием от творящей

первопричины («как душа жизнь тела, так Бог бытие всего»);

самостоятельной причинности внутри мира нет, вещи лишь

«проходы и окна» для потока первобытия. Универсалии

(прообразы, идеи) совпадают с творческой волей создателя и

тем самым абсолютно реальны; материя, или возможность

универсума, есть божественное слово. Знакомый с

арабским аристотелизмом, Гильом задал тон хотя и

критического, но свободного отношения к внехристианским

авторитетам, что подготавливало последующую ассимиляцию

Аристотеля католическим богословием. Учение о Боге как

бытийной основе всех вещей продолжается у Экхарта, а

замена вещной причинности отношениями следования

ставит вопрос о возможном влиянии Гильома на Д. Юма.

Соч.: Opera omnia, 1.1—II. P., 1674.

Лит.: Valois N. Guillaume d’Auvergne — sa vie et ses ouvrages. P., 1880;

Masnovo A. Da Guglielmo d’Auvergne a S. Tommaso d’Aquino, vols.

I-III. Mil, 1945-46.

В. В. Бибихин

ГИЛЬОМиз Шампо (Guillaume de Champeau,

Willelmus Campellensis) (ок. 1070, Шампо, департамент Сена

и Марна — 1121, Клерво) — логик, ритор, богослов.

Ученик мистика-антидиалектика Манеголда из Лаутенбаха,

богослова Ансельма Ланского и Росцелина; друг

Бернарда Клервоского; учитель, затем противник Абеляра. В

начале 12 в. — архидиакон Парижа, магистр кафедральной

школы, к которому стекаются студенты всех «наций», в

т. ч. славяне; с 1108 после разрыва с Абеляром ведет

богословскую школу при основанном им Сен-Викторском

аббатстве каноников-августинцев; с 1113 — епископ

Шалон-сюр-Марн. В главном споре своего времени учил,

что универсалии существуют до вешей (ante rem) и

воплощаются в индивидах, составляя их общую сущность: Петр

и Павел тождественны в качестве разумных и смертных,

нумерическое различие между ними акцидентально. В

споре с Абеляром, указывавшим на абсурд пребывания

одной и той же универсалии в разных индивидах, Гильом

смягчил крайности своего реализма: человечность не

тождественна (поп est eadem) в Петре и Павле, поскольку они

разные люди, но и не различна (ср. учение Николая Кузан-

скогоо «неином»). В малоизученных из-за интерференции

Абеляра «Сентенциях» и «Вопросах» Гильома наметился

стиль зрелой схоластики («обычно спрашивают… на это

следует ответить… но кто-то возразит… решение вопроса

таково…»). Аргументируя, Гильом допускает «воздержное

пользование разумом» и отдает предпочтение авторитету.

При разбросе тем («О происхождении души», «О

существе зла», «О различии добродетелей», «О супружестве»)

Гильом стремится к синтезу знания. Школа Гильома и

Ансельма Ланского, чьи имена в средневековых

источниках часто стоят рядом, — «колыбель систематики

схоластической теологии» (М. Грабман).

Соч.: Sententiae vel Quaestiones XLVII. — Lefevre G. Les variations

de Guillaume de Champeaux et la question des universaux: Etude

suivie de documents originaux. Lille, 1898; в рус. пер.: Диалог

между Иудеем и Философом о католической вере. — «Человек»,

1998, №3-5.

Лит.: Абеляр. История моих бедствий. М., 1959; Michaud E.

Guillaume de Champeau et les ecoles de Paris au 12 siecle. P.,

1867; Grabmann M. Die Geschichte der scholastischen Methode,

Bd2.B., 1957, S. 136-168.

В. В. Бибихин

ГИЛЬФЕРДИНГ(Hilferding) Рудольф (10 августа 1877,

Венафевраль 1941, Париж) — австро-немецкий

социальный ученый и политик, видный теоретик австро-

марксизма. Совместно с М. Адлером организовал издание

«Marx-Studien», в котором были опубликованы

важнейшие труды Гильфердинга. В1907—16—редактор

центрального органа германской социал-демократии «Vorwarts».

В 1918-22 — редактор «Freiheit». В 1923 и 1928—29 —

министр финансов в коалиционных правительствах

Германии. После эмиграции работал в Швейцарии, затем

во Франции, где погиб в гестаповской тюрьме. В работе

«Бем-Баверк, как критик Маркса» (Bohm-Bawerks Marx-

Kritik.— Marx-Studien, Bd 1. Wien, 1904) Гильфердинг

поставил задачу опровергнуть наладки австрийского

экономиста на трудовую теорию стоимости Маркса. При этом

он, подобно другим австромарксистам (и в отличие от

Маркса), считал, что марксизм должен истолковываться

как «чисто научная» теория, не имеющая отношения к

идеологии. Главное сочинение Гильфердинга —

«Финансовый капитал» (Das Finanzkapital. Wien, 1910) —

посвящено анализу новейшей фазы в развитии капитализма

и переосмыслению «Капитала» Маркса применительно

к новым условиям. В противоположность Марксу,

считавшему, что стоимость товара создается только трудом,

затраченным на его производство, Гильфердинг объявил

закон стоимости законом не производства, а сферы

обращения. Из этого он выводил «организующую» роль

финансового капитала как господствующей силы в развитии

общества эпохи империализма. Исследуя процесс

образования монополий, Гильфердинг впервые в

экономической науке проанализировал новую категорию

«учредительной прибыли», раскрыл механизм образования

фиктивного капитала и др. Концентрация и централизация

капитала, рост трестов и картелей приводят к устранению

конкуренции, анархии производства, кризисов. В рамках

«организованного капитализма» чрезвычайно усилится

экономическая роль государства, исчезнеттоварный

фетишизм, наступит «сознательно регулируемое общество»,

что, по Гильфердингу, будет способствовать переходу к

социалистическому принципу планового производства,

постепенному перерастанию финансового капитала в

социализм. Предпосылками цивилизованного перехода к

социализму являются коалиция социал-демократической

партии с буржуазными партиями и парламентский

реформизм. Роль идеологии либерализма, по Гильфердингу,

нуждается в переоценке: если в эпоху промышленного

капитала она была прогрессивна, то в эпоху финансового

капитала — утрачивает свое значение, ибо вступает в

противоречие с интересами «организованного капитализма»

и сознательного регулирования.

Соч.: Бем-Баверк, как критик Маркса. М., 1923; Финансовый

капитал. Новейшая фаза в развитии капитализма. М, 1959.

Лит.: Марксистская философия в международном рабочем

движении в кон. 19 — нач. 20 в. М., 1984, с. 323-324, 336-345.

А. Т. Мысливченко

526

ГИПЕРТЕКСТ

ГИЛЯРОВ-ПЛАТОНОВ Никита Петрович [23 мая (4

июня) 1824, Коломна Московской губ. — 13 (25) октября

1887, Петербург, похоронен в Москве] — русский

публицист, философ. Родился в семье приходского священника

П.М. Никитского. Фамилию Гиляров (от лат. hilaris —

веселый) получил в Коломенском духовном училище, где

обучался в 1831—38, приставки Платонов удостоен в

Московской духовной академии при получении стипендии

митрополита Платона (Левшина). Окончив Московскую

духовную семинарию и Московскую духовную академию

(1848), защитил в 1850 магистерскую диссертацию «О

потребности вочеловечения Сына Божия для спасения рода

человеческого» (опубл. 1855) и оставлен бакалавром по

классу библейской герменевтики и учения о

вероисповеданиях, ересях и расколах; затем профессор церковной

археологии и истории раскола в России. В 1855 под

давлением митрополита Филарета (Дроздова) вынужден подать

прошение об отставке и увольнении из духовного звания

за «либерально-светское направление» в интерпретации

раскола. В 1856—62 — цензор Московского цензурного

комитета, в 1862—63 — чиновник особых поручений при

министре народного просвещения, в 1863—67 —

управляющий Московской синодальной типографией. В 1850-е гг.

сблизился с кружком московских славянофилов,

особенно с А. С. Хомяковым, после смерти которого участвовал в

подготовке его первого собрания сочинений, перевел на

русский язык ряд его изданных за рубежом работ.

Сотрудничал в славянофильских изданиях «Русская беседа»,

«Русь», «День», «Москва», а также во многих других

периодических изданиях («Православный собеседник», «Русский

архив», «Русский вестник» и др.). С 1867 до самой смерти

являлся издателем и редактором московской ежедневной

газеты «Современные известия», на страницах которой

постоянно выступал по вопросам церковной и

общественной жизни. В 1883—84 издавал еженедельник «Радуга».

Основное философское сочинение, посвященное

критическому анализу онтологии Гегеля, было написано в 1846.

Первая

Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать, Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать бесплатно, Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать онлайн