Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин

часть опубликована под названием

«Рационалистическое движение философии новых времен» («Русская

беседа», 1859, № 3); другая часть, содержащая перевод 1-й

главы «Феноменологии духа», издана под названием

«Онтология Гегеля» посмертно («Вопросы философии и

психологии», 1891, кн. 8—11). В системе Гегеля, самой полной

и последовательной в истории европейской философии,

Гиляров-Платонов видит логическое завершение

западноевропейской философии, выбравшей рационалистическое

направление. Односторонность западной философии

заключается в том, что она не приняла во внимание наличие

такого способа человеческого познания, как целостный

ум, который, в отличие от формальной силы — разума,

представляет собой тот интеллектуальный центр

тяготения, «около которого само собою сжимается в единство все

разнообразие приобретенной материи знания» (Сб. соч.,

1899, т. 1, с. 322). Крах абсолютного рационализма

гегелевской системы закономерен и обусловливает

последующее господство отрицательных направлений:

материализма в теоретической и «инстинктуализма» в практической

философии. В работе «Откуда нигилизм?» выступил

против нигилистической критики «предрассудков» —

«суждений, принятых без достаточного основания» («Русь»,

1884, № 24, отд. изд. 1904). Гиляров-Платонов полагал,

что определяемым т. о. предрассудком может быть названа

любая система убеждений, в т. ч. и мировоззрение

нигилистов, но «предрассудки», освященные исторической

традицией, обладают нравственным преимуществом над

воззрениями и идеями более позднего происхождения.

Гиляров-Платонов разрабатывал также собственную

экономическую теорию («Основные начала экономии», 1889),

занимался исследованиями в области славянского

языкознания («Экскурсия в русскую грамматику», 1904).

Соч.: Из пережитого, ч. 1—2. М., 1886; Вопросы веры и Церкви.

Сб. статей 1868-1887 гг., т. 1-2. М., 1905-06.

Лит.: Шаховской #. В. Памяти Н. П. Гилярова-Платонова.

Ревель, 1893; Неопознанный гений. Памяти Никиты Петровича

Гилярова-Платонова, сост. С. Ф. Шарапов. М., 1903.

Б. В. Мелсуев

ГИНКМАР(Hincmarus) (ок. 806-21 декабря 882)

архиепископ Реймсский, политик, историк, глава франкской

церкви. Ученик Гильдуина из Сен-Дени, первого

переводчика «Ареопагитик». В каролингских распрях

поддерживал Карла Лысого, который назначил его архиепископом

Реймса в 845. Один из инициаторов и активных

участников спора о божественном предопределении, когда вместе с

Рабаном Мавром он выступил против Готшалка. Основная

идея его полемических работ: Бог предопределяет только к

спасению, предопределение грешников к аду означает, что

Бог творит грех. Писал о природе Троицы, о евхаристии

(верил в тождественность евхаристического и

исторического тела Христа), о почитании образов Спасителя и

святых. Работы по каноническому праву (о разводе Лотаря II

и Теутберги, против независимости епископов от

метрополий). Единство империи видел в единстве Церкви.

Соч.: MPL, 1.125.

Лит.: Devisse J. Hincmar, archeveque de Reims 845-82, 3 vols. Geneva,

1975; Davis L. Hincmar of Rheims as a Theologian of the Trinity —

«Traditio», 1971,27,455-468.

В. В. Петров

ГИПАТИЯ(‘Улатла) из Александрии (ок. 370-415) —

греческий математик, астроном, философ-неоплатоник. Дочь

математика и астронома Феона Александрийского, сестра

математика Епифания. Приблизительно с 400 преподавала

философию, математику, астрономию и механику в

александрийском Мусейоне. Основные сочинения (возможно,

сохранились во фрагментах как интерполяции):

комментарий на «Арифметику» Диофанта (в 13 кн.), комментарий

на «Конические сечения» Аполлония из Перги (в 8 кн.),

«Астрономический канон» (комментарий на третью книгу

«Математического сочинения» Птолемея). Традиционно

считается, что Типатия была растерзана толпой христиан,

настроенных против женщины-философа епископом

Кириллом Александрийским.

Лит.: Hoche К Hypatia, die Tochter Theons. — «Philologus», 1816,15,

S. 439ff.; RistJ. M. Hypatia. — «Phoenix», 1965,19, p. 214-225.

M. Л. Хорьков

ГИПЕРТЕКСТ— организационная надстройка над

текстом, позволяющая рассматривать его в различных

структурных представлениях. Гипертекст позволяет

наряду с линейным чтением текста (слева направо, строка

за строкой) двигаться и по другим структурным схемам,

находить и выбирать определенные фрагменты,

расположенные в различных частях текста. Гипертекстовая

527

ГИПОСТАЗИРОВАНИЕ

организация крупных массивов информации не только

делает их обозримыми и облегчает оперирование с ними,

но и позволяет извлекать из них такие сведения,

которые специально не закладываются в них при их

создании. Задолго до распространения термина «гипертекст»

функции такой надстройки в научных текстах выполнял

справочный аппарат: оглавление, предметный и именной

указатели, перекрестные ссылки, отсылки к литературе,

список иллюстраций и т. д.

Взрыв интереса к идеям гипертекста и разработке средств,

обеспечивающих его формирование и использование,

связан с развитием современных информационных технологий.

Эффективность информационной системы зависит в

первую очередь от тех возможностей, которые она представляет

пользователю в поиске нужной ему информации и доступе к

ней. Соответственно были расширены как представления о

тексте и документе (в этом качестве может выступать любой

источник информации, база данных с миллионами единиц

информации), так и представление о гипертексте (оно было

положено в основу реляционных и сетевых систем

управления информационными массивами).

В настоящее время на основе гипертекста строятся все

электронные издания (журналы, учебники, библиотеки

и т. д.). Наиболее впечатляющей демонстрацией

возможностей гипертекстовых технологий является «всемирная

паутина» (WWW — World Wide Web), которой пользуются

участники сети INTERNET. С помощью «всемирной

паутины» миллионы пользователей сети оказываются в

состоянии найти и получать доступ к самым различным

источникам информации — от индивидуальной «домашней

страницы» до мощных информационных банков (напр.,

Библиотека Конгресса США).

Э. М. Мирский

ГИПОСТАЗИРОВАНИЕ(от греч. тжоотаоц — сущность,

субстанция) — наделение самостоятельным

существованием в пространстве и времени абстрактных

сущностей — признаков и классов. Гилостазирование возникает

при обсуждении современной проблемы универсалий —

вопроса о том, чему в действительности соответствуют

абстрактные термины («идея», «число», «равенство»,

«белизна») и предикатные переменные. Гипостазирование

основано на игнорировании качественной разницы между

предметами (индивидами, конкретами, партикулярами),

способными к самостоятельному существованию в

пространстве-времени, и их признаками (абстрактами,

универсалиями), существующими лишь в составе предметов.

Различают два вида гипостазирования. Первое характерно

для платонизма и сводится к утверждению, что абстрактные

сущности (универсалии) существуют самостоятельно —

в реальном или «надмировом» пространстве. (Шуточный

пример такого гипостазирования — улыбка Чеширского

кота, остающаяся, когда кот исчезает.) Другой вид

гипостазирования отождествляет предмет с одним из его

признаков, при этом трактует его как признак только в границах

интервала гипостазирования, задаваемого целями

исследования. Гипостазированию противостоит номинализм,

отрицающий не только реальность абстрактных

сущностей, но и правомерность задающих их абстрактных

терминов и предикатных переменных.

Г.Д.Левин

ГИПОТЕЗА(от греч. тжобеоц — основа,

предположение) — научное допущение или предположение,

истинностное значение которого неопределенно. Различают

гипотезу как метод развития научного знания,

включающий в себя выдвижение и последующую

экспериментальную проверку предположений, и как структурный

элемент научной теории.

Зарождение метода гипотез исторически связано с

ранними этапами развития античной математики.

Древнегреческие математики широко применяли в качестве

метода математического доказательства дедуктивный

мысленный эксперимент, включавший в себя выдвижение

гипотез и вывод из них с помощью аналитической дедукции

следствий с целью проверки правильности

первоначальных догадок. Принципиально иной подход к гипотезе

был предложен Платоном, который рассматривал ее как

посылки разработанного им аналитико-синтетического

метода доказательства, способного обеспечить

абсолютно истинный характер вывода. Подобное понимание

эвристической роли гипотезы было отвергнуто

Аристотелем, концепция которого исходила из невозможности

использования гипотез как посылок силлогистического

доказательства (поскольку в качестве последних мыслились

лишь общие, необходимые и абсолютные истины), что

обусловило последующее негативное отношение к

гипотезам как форме недостоверного или вероятного знания. В

античной науке и естествознании Нового времени метод

гипотез применялся в основном лишь в неявной, скрытой

форме в рамках др. методов (в мысленном эксперименте,

в генетически-конструктивном и индуктивном методах).

Об этом свидетельствуют «Начала» Евклида и статика

Архимеда, а также история формирования механики

Галилея, теория Ньютона, молекулярно-кинетические теории

и др. Лишь в методологии и философии кон. 17 — нач. 19 в.

в процессе осмысления успехов эмпирических

исследований постепенно стала осознаваться эвристическая роль

метода гипотез. Однако ни рационалистическому, ни

эмпирическому направлениям в классической методологии

и философии не удалось обосновать необходимость

гипотез в научном познании и преодолеть

противопоставление гипотез и закона. Так, напр., Кант ограничил сферу

применения научных гипотез узкой областью сугубо

эмпирических исследований, приписав методу гипотез

вспомогательный, подчиненный статус по отношению к

априорному знанию как знанию безусловно всеобщих и

необходимых истин.

В 70—80-х гт. 19 в. Ф. Энгельс на основе принципиально

нового понимания гносеологического статуса законов и

теорий как относительно истинных утверждений

ограниченной общности обосновал роль научных гипотез не

только в процессе накопления и систематизации

эмпирического материала, но и на этапах уточнения,

модификации и конкретизации экспериментальных законов и

теорий. Рассматривая гипотезу как форму «развития

естествознания, поскольку оно мыслит» (Маркс К. и

Энгельс Ф. Соч., т. 20, с. 555), Энгельс выдвинул положение о

взаимосвязи гипотез с законами и теориями как формами

относительно истинного знания.

Научная гипотеза всегда выдвигается в контексте развития

науки для решения конкретной проблемы с целью

объяснения новых экспериментальных данных либо устранения

противоречий теории с отрицательными результатами экс-

528

ГИПОТЕТИКО-ДЕДУКТИВНАЯ МОДЕЛЬ

периментов. Замена гипотезы в процессе развития науки

другой, более подходящей, не означает признание ее

ложности и бесполезности на определенном этапе познания:

выдвижение новой гипотезы, как правило, опирается на

результаты проверки старой (даже в том случае, когда эти

результаты были отрицательными). Поэтому выдвижение

гипотезы в конечном итоге оказывается необходимым

историческим и логическим этапом становления другой,

новой гипотезы. Напр., разработка Планком квантовой

гипотезы опиралась как на выводы, полученные в рамках

классической теории излучения, так и на отрицательные

результаты проверки его первой гипотезы. Рассмотрение

истины как процесса, взятого вместе с результатом,

приводит к выводу, что любой относительно завершенный этап

познания, выступающий в форме относительных истин

(экспериментальных законов, теорий), не может быть

оторван от процесса собственного становления. Развитие

теорий и построение прикладных моделей всегда требует

введения ряда вспомогательных гипотез, которые образуют с

исходной теорией одно целое, взаимно подкрепляя друг

друга и обеспечивая прогрессирующий рост научного

знания. Так, в частности, применение квантовой механики в

качестве теоретической основы предсказания свойств

различных химических веществ оказывается невозможным

без введения специальных гипотез.

В качестве научных положений гипотезы должны

удовлетворять условию принципиальной проверяемости,

означающему, что они обладают свойствами фальсифицируе-

мости (опровержения) и верифицируемости

(подтверждения). Однако наличие такого рода свойств является

необходимым, но не достаточным условием научности

гипотез. Свойство фальсифицируемости достаточно строго

фиксирует предположительный характер научных

гипотез. Ограничивая универсальность предыдущего знания, а

также выявляя условия, при которых возможно сохранить

частичную универсальность того или иного утверждения

о законах, свойство фальсифицируемости обеспечивает

относительно прерывный характер развития научного

знания. Верифицируемость гипотезы позволяет установить и

проверить ее относительно эмпирического содержания.

Наибольшую эвристическую ценность представляет

собой подтверждение такими фактами и

экспериментальными законами, о существовании которых невозможно

было предположить до выдвижения проверяемой

гипотезы. Так, напр., предложенная Эйнштейном в 1905

квантовая гипотеза спустя почти десятилетие была подтверждена

экспериментами Милликена. Свойство

верифицируемости служит эмпирической основой процессов

становления и развития гипотезы и других форм

теоретического знания, обусловливая относительно непрерывный

характер развития науки. Вместе с тем методологическое

значение имеет вероятностная или сравнительная оценка

соперничающих гипотез по отношению к классу уже

установленных фактов.

Эвристическая роль метода гипотез в развитии научного

знания нашла отражение в гипотетико-дедуктивных

теориях, представляющих собой дедуктивно организованные

системы гипотез различной степени общности. Такие

теории являются неполными, что открывает возможности для

их расширения и конкретизации за счет дополнительных

гипотез, прикладных моделей. Все это в конечном итоге

обеспечивает достаточную широту и гибкость применения

гипотез и других развитых форм теоретического знания

для отражения сложных объектов и процессов

объективной реальности.

Лит.: Рузавин Г. И. Методы научного исследования. М., 1974; Он

же. Научная теория. Логико-методологический анализ. М., 1978;

Баженов Л. Б. Строение и функции естественнонаучной теории.

М., 1978; Меркулов И. П. Научная революция и метод гипотез.—

«ВФ», 1979, № 8; Он же. Гипотетико-дедуктивная модель и

развитие научного знания. М., 1980; Он же. Метод гипотез в истории

научного познания. М., 1984.

И. Я. Меркулов

ГИПОТЕЗАAD HOC (от лат. ad hoc — к этому, для

данного случая) — предположение, выдвинутое с целью

решения стоящих перед испытываемой теорией проблем

и логически не связанное с ее основными постулатами и

положениями. Предсказание новых фактов и адаптация к

полученным экспериментальным данным — это наиболее

важные проблемы, с которыми сталкивается любая

научная теория. Решение этих проблем в принципе

невозможно без развития ее исходной структуры путем введения

дополнительных гипотез, построения частных теорий и

специальных моделей. Не все предсказания теории и попытки

адаптировать ее к полученным экспериментальным

данным удовлетворяют общепризнанным метатеоретическим

критериям научности и оказываются успешными. Более

того, ученые иногда намеренно идут на нарушения этих

критериев, прибегая к помощи ad hoc гипотез. Некоторые

ad hoc гипотезы, напр., вообще не обладают никаким

дополнительным теоретическим содержанием по сравнению

с исходной теорией, но они временно обеспечивают этой

теории некоторые важные прагматические преимущества

(достаточную степень согласованности с новыми

экспериментальными данными и т. д.). С другой стороны, ad

hoc

Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать, Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать бесплатно, Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать онлайн