Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин

гипотезами, по сути дела, оказываются любые

эмпирически бесплодные вспомогательные предположения,

поскольку их дополнительное теоретическое содержание

не получает экспериментального подтверждения. Можно

выделить также и другие типы ad hoc гипотез (в т. ч. и

селективно ценные ad hoc гипотезы), использование

которых приводит к нарушению соответствующих критериев

научности (напр., непротиворечивости теорий). См. также

ст. Гипотеза и Теория.

И, /7. Меркулов

ГИПОТЕТИКО-ДЕДУКТИВНАЯ МОДЕЛЬ (в ме-

одологии науки) — концепция познавательного процесса

в науке и структуры научного знания, исходящая из

представления о научном знании как о системе дедуктивно

связанных между собой гипотетических утверждений,

постепенно обосновываемых путем вывода эмпирически

проверяемых следствий. Представление о гипотетико-

дедуктивной модели включает в себя идею гипотетико-

дедуктивного метода и концепцию гипотетико-дедуктивной

системы (или теории) как формы организации научного

знания. Исторически гипотетико-дедуктивная модель

возникает в виде представления о гипотетико-дедуктивном

методе как о способе выдвижения гипотез и последующей

их проверки путем дедукции эмпирических следствий.

Впоследствии идея гипотетико-дедуктивного метода была

дополнена представлением о том, что научные

утверждения, выдвигаемые в качестве теоретических гипотез,

529

ГИПОТЕТИКО-ДЕДУКТИВНЫЙ МЕТОД

существуют не изолированно, а возникают и

проверяются в теоретической системе гипотетико-дедуктивной

теории. В т. н. стандартной концепции науки,

активно пропагандировавшейся сторонниками

логического позитивизма, в качестве идеала логической

структуры гипотетико-дедуктивной модели

рассматривалась дедуктивно-аксиоматическая система. Понятие

гипотетико-дедуктивной модели в этом смысле выступало

как конкретизация идеи дедуктивно-аксиоматического

построения теории (как оно сложилось в методологии

математики и математической логики) с учетом фактора

возможности эмпирической интерпретации и,

соответственно, эмпирической проверки. Эмпирическая

интерпретация, задаваемая посредством «интерпретативных

предложений» (или т. н. правил соответствия,

связывающих теоретические конструкции в науке с данными

наблюдения и эксперимента), рассматривалась как

условие такой организации знания, которая обеспечивала

бы возможность эмпирической проверки теоретических

утверждений.

Между тем даже в математизированном естествознании

реальная деятельность по развертыванию теоретических

систем отнюдь не сводится к дедукции из аксиом по строгим

правилам логического вывода. Важную роль здесь играет

содержательное, неформализованное движение мысли, в

частности мысленный эксперимент с идеальными

объектами, вводимыми в теоретическую систему на разных этапах

ее конкретизации с целью ее приближения к реальности.

Развертывание теоретических систем во взаимодействии с

эмпирическим базисом предполагает также известные

«обратные связи» с научной эмпирией, материалом

наблюдения и эксперимента, стимулирующие модификации, в

некоторых звеньях теоретического аппарата. Необходимость

методологического анализа подобных модификаций,

соответствующих правил и приемов не учитывается в

стандартной концепции классической гипотетико-дедуктивной

модели. Тем более вне рамок этой модели оказываются

процессы взаимодействия и возможного синтеза

теоретических систем, смены фундаментальных научных теорий и

т. д. Все это ставит задачу разработки таких

методологических моделей научного исследования, которые

преодолевали бы ограниченность гипотетико-дедуктивной модели в

рамках т. н. стандартной концепции науки, а также

позволяли бы рассматривать процессы развития и смены

фундаментальных теорий. См. также ст. Оправдание теории,

Теория, Эмпирический базис.

В. С. Швырев

ГИПОТЕТИКО-ДЕДУКТИВНЫЙ МЕТОДметод

научного исследования, заключающийся в выдвижении

некоторых утверждений в качестве гипотез к проверке этих

гипотез путем вывода из них (в совокупности с другими

имеющимися у нас знаниями эмпирически проверяемых

следствий). Оценка исходной гипотезы на основе

такого вывода носит сложный и многоступенчатый характер,

т. к. только достаточно длительный процесс испытания

гипотезы в контексте системы научного знания может

привести к обоснованному ее принятию или

опровержению. В современной методологии науки при рассмотрении

гапотетико-дедуктивного метода стремятся также

учитывать процессы совершенствования и развития

гипотетических конструкций науки в результате их сопоставления с

эмпирическими данными.

В истории методологии науки идея гипотетико-дедуктив-

ного метода возникает как антитеза, с одной стороны,

дедуктивно-рационалистической концепции науки (см.

Априоризм), а с другой стороны, эмпирико-индуктивит-

ского представления о формировании научного

знания. В этом противопоставлении рационалистскому

априоризму и эмпиристскому индуктивизму

формулировка идеи гипотетико-дедуктивного метода в виде

концепции т. н. обратной дедукции встречается уже у

английского философа и историка науки У. Уэвелла в сер. 19 в.

Гипотетико-дедуктивный метод подчеркивает открытый

характер теоретического знания по отношению к опыту,

необходимость эмпирического обоснования и проверки как

обязательного условия плодотворного функционирования

и развития науки. Вместе с тем гипотетико-дедуктивный

метод охватывает существенные черты реальной

практики научного исследования, предполагающего

выдвижение теоретических гипотетических конструкций, далеко

выходящих за пределы эмпирически данного, и

последующую их конкретизацию, уточнение, совершенствование

в процессе сопоставления с эмпирическими данными (см.

Эмпирическое и теоретическое знание). Подобная практика

научного исследования, истоки которой можно

проследить начиная с античности, получает свое развитие в

теоретическом естествознании Нового времени, прежде всего

в механике, а впоследствии в физике («парадигмальный»

примерформирование молекулярно-кинетической

модели «идеального газа», применяемой для исследования

реальных газов). При этом выдвижение научных

утверждений достаточно высокой степени общности в качестве

теоретических гипотез осуществляется в точном

математизированном естествознании в контексте целостной

теории. Соответственно и эмпирическое обоснование и

проверка этих утверждений в духе гипотетико-дедуктивного

метода проводится не изолированно для каждого

отдельного утверждения, а как согласование системы

теоретических утверждений с эмпирическим базисом теории

(см. Оправдание теории). Осуществление исходной идеи

гипотетико-дедуктивного метода в рамках такой

целостной теоретической системы, соотносимой с эмпирическим

базисом, позволяет говорить о гипотетико-дедуктивной

модели научного знания.

Представление о гипотетико-дедуктивном методе в

единстве с гипотетико-дедуктивной теорией в рамках

гипотетико-дедуктивной модели существенно модифицирует саму

идею гипотетико-дедуктивного метода. Эмпирическим

данным соответствует (или не соответствует) здесь не

отдельная гипотеза, а весь комплекс посылок и утверждений,

фиксирующих гипотетически принимаемую

теоретическую модель. И установление этого соответствия или

несоответствия носит характер не эмпирической проверки

в собственном точном смысле слова (как в случае

предположения, скажем, «все люди в данном здании

понимают русский язык»), а лишь логической согласованности,

непротиворечивости системы теоретических посылок с

эмпирически проверяемыми следствиями при условии

принятой эмпирической интерпретации теории. При

этом позитивная ситуация согласования (условно говоря,

«подтверждаемость») не предопределяет еще однозначно

принятия данной теоретической конструкции,

поскольку могут быть другие концепции, получающие подобное

«подтверждение». Отсюда возникает проблема критериев

530

ГИППОКРАТ

выбора среди «подтвержденных» концепций, в частности

критериев их простоты, особенно т. н. динамической

простоты в достаточно длительном историческом периоде их

существования, развитием идеи которой является

критерий т. н. прогрессивного и регрессивного сдвига проблем.

Негативная же ситуация рассогласования системы

теоретических допущений, в свою очередь, не влечет за собой

отказа от теоретической концепции, поскольку она может

быть преодолена за счет пересмотра любого компонента

системы. Благодаря этому возникает методологическая

проблема критериев эффективности, конструктивности

подобного рода пересмотров и устранения нежелательных

«ad-hoc» допущений и «конвенционалистских уловок» (см.

Контекст открытия, Контекст оправдания,

Фальсификация, Фальсифицируемостъ).

Сохраняя исходную установку на движение «сверху» от

гипотетической конструкции к эмпирически данному,

современная концепция гипотетико-дедуктивного

метода по мере своего развития далеко отходит от

представлений о радикальной эмпирической проверяемости в

духе примитивного верификационизма или фальсифика-

ционизма и преодолевает вместе с тем неправомерное

противопоставление контекста открытия и контекста

оправдания, свойственное «стандартной концепции науки»

сторонников логического позитивизма. См. также ст.

Теория и лит. к ней.

В. С. Швырев

ГИПОТЕТИЧЕСКОЕ СУЖДЕНИЕ- см. Суждение.

ГИППАРХИЯ(11пкар%1а) из Маронеи (2-я пол. 4 в. до

н. э.) — философ-киник, сестра Метрокла и жена Кра-

тета из Фив. Происходила из богатой и знатной семьи,

но из любви к Кратету бросила все и избрала долю жены

бродячего философа и поэта. В античности этот союз стал

сенсацией для традиционного общества и породил

множество анекдотов об их бесстыдном поведении (наиболее

эпатирующий — т. н. «собачья свадьба»). Вероятно, Гип-

пархия имела вкус к эристическим диспутам: Диоген Ла-

эртий описывает ее разговор с Феодором Безбожником,

построенный на откровенном софизме.

Лит.: Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях

знаменитых философов. М, 1986 (кн. 6); Антология кинизма, изд.

И. M Нахов, 2-е изд. М., 1996, с. 76-77.

М. А. Солопова

ГИППАСОллаоос) из Метапонта (кон. 6 — нач. 5 в. до

н. э.) — пифагорейский философ и ученый. Сведения о его

философском учении очень скудны; если Гиппас и излагал

его письменно, то книга эта была рано утрачена.

Вселенную Гиппас считал конечной и вечнодвижимой (Al).

Аристотель сообщает, что Гиппас и Гераклит полагали началом

огонь (А 7), Теофраст — что они считали душу огненной (А

9). Античная традиция часто объединяет учения Гиппаса и

Гераклита (на самом деле они никак не связаны), так что

решить, что именно принадлежит Гиппасу, крайне трудно.

Гиппас был первым монистом среди пифагорейцев, обычно

выдвигавших противоположные начала (напр., теплое —

холодное). Пифагореец Гиппон, вероятно, полемизируя

с Гиппасом, считал началом влагу, а душу влажной. Огонь

Гиппаса отразился в учении Филолая, у которого все

небесные тела вращались вокруг Центрального Огня (Гестии).

Во время «Килоновой смуты» конца 6 в. Гиппас выступил

против Пифагора (А 5), поэтому поздняя традиция рисует

его отступником, присвоившим себе открытия учителя и

разгласившим тайну иррациональности (A4). В

действительности Пшпас и был автором открытия

иррациональности V2 , оставившего глубокий след в античной

математике (легенда о разглашении секрета возникла из-за

двойного значения слова аррлтос; «невыразимый в числах» и

«тайный»).Встереометрииемупринадлежитпостроениедо-

декаэдра.Гиппасбылоднимизпредшественниковматемати-

ческого естествознания. Вслед за Пифагором он занимался

теорией пропорций в ее приложении к гармонике (А 14—15)

и проводил акустические эксперименты (А 12—13). К уже

известным гармоническим интервалам (октаве, квинте и

кварте) он добавил двойную октаву (4:1) и дуодециму (3:1).

Гиппас, вероятно, первым связал частоту колебаний с

высотой звука (А 13) и был автором (ошибочной) идеи о том, что

высота звука зависит от скорости его движения.

Фрагм. и свидетельства: DK I, 107—10; Лебедев. Фрагменты,

с. 151-155.

Лит.: Жмудь Л. Я. Наука, философия и религия в раннем

пифагореизме. СПб., 1994; Fritz К von. The Discovery of Incommensurability

by Hippasos of Metapontum. — «Annals of Mathematics», 1945, 46,

p. 242-264; Waerden B. L. van der. Die Pythagoreer. Z., 1979.

Л. Я. Жмудь

ГИППИЙ(‘1л7шхс,) изЭлиды (5 в. до н. э.) — древнегреческий

софист, младший современник Протагора. Его сочинения

не дошли до нас, и мы знаем о нем в основном из диалогов

Платона («Гишшй Меньший», «Гиппий Больший»). Гиппий

поражал готовностью произносить импровизированные

речи на любые темы. Традиция приписывает ему построение

квадратиссы —трансцендентной кривой, с помощью

которой он решал задачи трисекции угла и квадратуры круга.

Предполагают, что в трудах Гиппия содержались сведения

о первых шагах греческой философии и математики, в т. ч.

об учении Фалеса. В споре о противостоянии «природы» и

«закона» Гиппий отстаивал права «природы», признавая,

однако, авторитет «неписаных законов». Собирал

материалы об обычаях различных народов.

Фрагм. и свидетельства: DK, II. 326333; Маковельский А. О.

Софисты, вып. 2. Баку, 1941.

Лит.: Guthrie W. К. С. History of Greek philosophy, vol. 3. Cambr.,

1969, p. 118-120,280-285; MomiglianoA. Lebensideale in der Sophi-

stik: Hippias und Kritias. — Sophistik, hrsg. v. C. J. Classen. Darmstadt,

1976, S. 465-477.

См. также лит. к ст. Софисты.

А. И. Зайцев

ГИППОКРАТС1тпк)кратг|с) Косский (460-377 до н. э.) —

легендарный греческий врач-философ, «отец медицины».

Как полагает В. Йегер, гиппократовские тексты

существенным образом повлияли на послесократовскую

философию. В частности, Платон и Аристотель неоднократно

приводили образцы гиппократовского метода в своих

сочинениях (напр., «Федр» 270 с—d, «Законы» 857 с—d).

Именем Гиппократа названа наиболее известная

коллекция древнегреческих медицинских текстов —

«Гиппократов сборник» (72 сочинения), собранная в

Александрийском музее не позднее 3 в. до н. э., которая

включает тексты различных школ, в т. ч. и одни из наиболее

531

гиппон

ранних сочинений натурфилософского характера: «О

ветрах», где рассматривается «пневматическая» теория; «О

природе человека», где излагается учение о 4 основных

жидкостях живого организма (кровь, слизь, желтая и

черная желчь), в дальнейшем взятое за основу учением о

«темпераментах» и теорией «гуморальной патологии», и др.

Впервые здесь подробно обсуждаются такие понятия, как

«фюсис» — природа, «динамис» — сила, широко

используемые в последующей философской традиции. В

сочинении «О благоприличном поведении» постулируется

тесная связь медицины и философии, впервые

зафиксирована необходимость «перенесения мудрости в медицину, а

медицины в мудрость; ведь врач-философ подобен богу».

В «Письмах» Гиппократа, представляющих по общему

признанию историков науки позднейшие добавления в

сборник, большое место занимает переписка с

Демокритом и по поводу Демокрита (№ 10—17), объясняющая

загадку «демокритовского смеха» скептическим взглядом

философа на обыденные представления. «Клятва

Гиппократа», общий пафос которой может быть сведен к фразе

«не навреди», — один из основополагающих текстов по

медицинской этике; по мнению Л. Эдельштейна, она

создана в пифагорейской школе. По названию сборника

«Клятва» получила название Гиппократовской и стала

образцом для составления факультетских обещаний,

которые произносили доктора медицины при получении

степени. Тексты гиппократовского сборника были

предметом углубленных комментариев многих философов и

ученых эпохи эллинизма, Средних веков,

Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать, Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать бесплатно, Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать онлайн