Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин

Возрождения

и Нового времени. Один из наиболее значительных

комментаторов Гиппократа — знаменитый римский врач и

философ Гален.

Наибольшей известностью во все времена пользовались

«Афоризмы» Гиппократа, представляющие компендиум

античной медицины. Первый афоризм — «Жизнь

коротка, путь искусства долог, удобный случай скоропреходящ,

опыт обманчив, суждение трудно. Поэтому не только сам

врач должен употреблять в дело все, что необходимо, но

и больной, и окружающие, и все внешние обстоятельства

должны способствовать врачу в его деятельности» —

получил широкую известность, начало его часто цитируется —

«Vita brevis, ars longa…».

Соч.: Oeuvres completes d’Hippocrate, vol. 10, par E. Littre. P., 1839—

61; Hippocrates Collected works, engl, transi. W. H. S. Jones. L, 1984;

Соч. в 3 т., пер. В. И. Руднева, комм, и вступ. ст. В. П. Карпова,

т. 1. Избр. книги. М, 1936; т. 2 и 3. Соч. М., 1941,1944.

Лит.: Ковнер С. История медицины, вып. 2, Гиппократ. К., 1882;

Йегер A Пайдейя. М., 1997; Визгин В. Я. Генезис и структура ква-

литативизма Аристотеля. М., 1982, с. 348—367; Fredrick С. Hippoc-

ratische Untersuchungen. В., 1899; Edelstein L. The Hippocratic oath.

Baltimore, 1943; Smith W. D. The Hippocratic Tradition. N. Y, 1979.

В. A. Гуркин

ГИППОНПляшу) (род. ок. 480/70 до н. э.) —

пифагорейский натурфилософ. Известно о двух его книгах (А 11),

до нас дошли один дословный фрагмент и около двадцати

свидетельств. Кратин высмеивал его в комедии

«Всевидящие» (ок. 435/31), называя нечестивцем, откуда,

вероятно, и пошла (едва ли заслуженная) слава Гиппона как

«безбожника». Его деятельность связана с традиционными

центрами пифагореизма в Южной Италии, он упомянут

в списке пифагорейцев Ариапоксена (А 1 3, 11). Поскольку

Аристоксен называл его родиной Самос, многие считали его

эпигоном ионийской школы, тем более что началом Гиппон

считал влагу (то uypov, A 6, 11). Однако влага Гиппона лишь

внешне схожа с водой Фалеса, в центре его внимания

скорее микрокосм, чем макрокосм. Гиппон продолжал линию

пифагорейской натурфилософии и италийской медицины

(Алкмеон, Менестор, Эмпедокд), занимаясь

преимущественно физиологией, эмбриологией и ботаникой. Он полагал,

что в теле человека существует влага, благодаря которой он

ощущает и живет; ее недостаток (избыток), напр., из-за

излишнего холода или тепла приводит к болезни и смерти (А

11). Душа имеет влажную природу (А 10), равно как и

мужское семя; последнее происходит не из головного мозга, как

считал Алкмеон, а из костного (этот тезис Гиппон доказывал

с помощью «эксперимента», А 12). Важные фазы в развитии

человеческого организма (созревание плода, появление

зубов, половое созревание) связаны с числом семь или

кратными ему (А 16); подобные представления встречаются не

только у пифагорейцев, но и у Солона, а позже у гиппок-

ратиков. Многие эмбриологические взгляды Гиппона

фантастичны (пол ребенка зависит от того, чье семя оказалось

сильнее, мужское или женское; близнецы рождаются, если

семени было больше, чем нужно на одного младенца, А 14,

18), хотя некоторые из них дожили до 19 в.

Материалистический монизм Гиппона казался Аристотелю примитивным

и грубым (А 7, 10), но идея о том, что здоровье зависит от

баланса жидкости в организме, стала определяющей для

античной медицины.

Фраш.: DKI, 385-389; Лебедев. Фрагменты, с. 421 -424.

Лет.: Жмудь Л. Я. Наука, философия и религия в раннем

пифагореизме. СПб., 1994; LesfcyJ. Die Zeugungs- und >fererbungslehren der

Antike und ihr Nachwirken. Mainz, 1950; Guthrie W. К. С A History of

Greek Philosophy, vol. 2. Cambr., 1965, p. 354-358.

Л. Я. Жмудь

ГЛИВЁНКО Валерий Иванович (2 января 1897 (21

декабря 1896), Киев —12 февраля 1940, Москва) — советский

математик и логик, доктор физико-математических наук,

профессор (1928). Окончил Московский университет

(1925), автор обобщающих исследований в теории

интегрирования (Интеграл Стилтьеса. М.—Л., 1936), аксиоматике

теории вероятностей (Курс теории вероятностей. М.—Л.,

1939), теории структур (Theorie generale des structures. P.,

1938) и логике. В 1928 в статье «О логике Брауэра» (Sur la

Logique de M. Brouwer, рус. пер., 1998) в связи с проблемой

семантической интерпретации интуиционистской логики

Гливенко опроверг гипотезу о трехзначности этой логики

и дал формальные доказательства некоторых ее

замечательных теорем: о неложности исключенного третьего закона и о

ложности в этой логике любого суждения, ложность

которого доказана на основе этого закона. В 1929 в статье «O

некоторых аспектах логики Брауэра» (Sur quelques points de la

Logique de M. Brouwer, рус. пер., 1998) Гливенко осуществил

первую полную аксиоматизацию пропозициональной

интуиционистской логики (логики суждений) и на ее основе

дал общий ответ на вопрос о том, какие именно суждения (в

рамках логики суждений) классической логики сохраняют

силу и в интуиционистской логике.

Соч.: Sur la Logique de M. Brouwer. — Academie Royale de Belgique.

Bulletins de la classe de sciences, 1928, ser. 5, 14; Sur quelques poinls

532

ГЛОБАЛИСТИКА

de la Logique de M. Brouwer. — Ibid., 1929, ser. 5,15 (рус. пер.: Труды

научно-исследовательского семинара логического центра

Института философии РАН. М., 1998); Логика противоречия. — В кн.: Сб.

работ математического раздела Коммунистической Академии, т. 1.

М., [1929] с 100—104; Понятие дифференциала у Маркса и Ада-

мара. — «Под знаменем марксизма», 1934, № 5, с. 79—85; Кризис

основ математики на современном этапе его развития. — В кн.:

Сб. статей по философии математики. М., 1936, с. 69—83;

Менделеевская алгебра, Доклады АН СССР, 1936, т. 4 (13); Общая теория

предела функции, Записки Государственного педагогического

института им. К. Либкнехта, 2 (1938), с. 3—15.

Лит.: Колмогоров А. Н. Валерий Иванович Гливенко (Некролог). —

«Успехи математических наук», 1941, вып. 8; Яновская С. А.

Основания математики и математическая логика. — В кн.:

Математика в СССР за тридцать лет, 1917—1947, с. 30—31; Новосёлов M. M.

К истории дискуссий об интуиционистской логике. — В кн.:

Историко-математические исследования. Вторая серия. Выпуск 5

(40). М., 2000. (Кн. содержит уточненные рус. пер. указанных выше

статей Гливенко.)

M. M. Новосёлов

ГЛОБАЛИЗМ— междисциплинарное исследование

новых условий эволюции жизни на планете, связанных с

общими тенденциями развития цивилизации, теми

противоречиями глобального масштаба, субъектом которых

выступает человечество в целом и природа, а также

исследование глобальных проблем (угрозы ядерной войны, гонки

вооружений, разрыва в уровнях развития различных

регионов и народов мира, экологического, энергетического,

продовольственного кризисов, демографического взрыва

и т. д.); совокупность политических стратегий, связанных

с организацией и координацией усилий всего человечества

по предотвращению его самоуничтожения. Особый

интерес исследователей к глобальной проблематике в

последние десятилетия привел к выводам о кризисе

индустриальной цивилизации и вступлении человечества в «эру риска».

Исходя из соображений усиливающейся

взаимозависимости стран мира, срастания человечества в единую систему

цивилизаций, О. Тоффлер характеризовал глобализм как

нечто большее, чем идеологию, обслуживающую интересы

какой-то ограниченной группы. Глобализм выступает от

имени всего мира, как национализм когда-то брал на себя

право говорить от имени всего государства. Появление

глобализма расценивается как эволюционная необходимость,

как шаг к «космическому сознанию», которое осмыслит не

только планетарные процессы, но и процессы Вселенной.

В России проблематика, объединяемая понятием

«глобализм», рассматривается в рамках глобалистики, в

последние годы претендующей на статус отдельной научной

дисциплины.

В формировании основных концепций глобализма

просматривается ряд этапов. На первом из них (кон. 60-х —

нач. 70-х гт.) были разработаны методологические и

научно-теоретические основы исследования глобальных

процессов и проблем с учетом научных идей В, И.

Вернадского и П. Тейяра де Шардена. Следующий этап (2-я пол.

70-х гг.) был связан со становлением в США и Западной

Европе основных научных школ в глобалистике:

технократической, концентрирующей внимание на изучении

влияния прогресса науки и техники на взаимоотношения

человека и природы; стадийной, связывающей появление и.

разрешение глобальных проблем с постиндустриальной

стадией развития человечества; эколого-демографической,

рассматривающей все глобальные проблемы с точки

зрения экспоненциального роста населения планеты;

экзистенциально-культурной, обусловливающей генезис

глобальных проблем социально-культурными

противоречиями мирового социума; эволюционно-детерминистской,

объясняющей обострение глобальных проблем логикой

отношений человека с биосферой. В 80-е гт. на первый

план вышли попытки строить практическую деятельность

в области экологии в соответствии с принципом: «Думать

глобально действовать локально».

На общем фоне исследований в области глобалистики

всегда выделялись теоретические и практические

проблемы политического глобализма, приобретшие

приоритетное значение в период радикальных перемен в

геополитической структуре мира на рубеже 80-90-х гг. К ним относятся

раскрытие особенностей мировых политических

процессов в условиях нарастания угроз глобального масштаба

исследования политических форм и средств адаптации

отдельных национальных социумов и целых цивилизаций

к императивам выживания; анализ механизмов и методов

регулирования взаимозависимостей между странами и

народами, определяющих безопасность международной

системы и всех ее структур. Осмысление политических

аспектов мировых проблем и процессов означает смену

основных принципов понимания международной жизни и

создание новых.

М. А. Мунгпян

ГЛОБАЛИСТИКА(от лат. globus — земной шар) —

совокупность научных исследований, направленных на

выявление сущности глобальных проблем, или проблем,

затрагивающих интересы человечества в целом и каждого

отдельного человека, и поиск путей их преодоления. В более

широком смысле термин употребляется для обозначения

междисциплинарной области философских,

политологических социальных и культурологических

исследований различных аспектов глобальных проблем, включая

полученные результаты, а также практическую

деятельность по их реализации как на уровне отдельных

государств, так и в международном масштабе.

Как самостоятельное научное направление глобалистика

начала складываться в конце 60-х гг. 20 в., когда впервые

наиболее зримо обнаружились беспрецедентные

тенденции роста численности народонаселения, загрязнения

окружающей среды, истощения природных ресурсов и т. п.,

внушившие серьезные опасения о возможностях

поступательного социального развития, поставившие на

повестку дня вопрос о выживании человечества. Осмыслению

этих процессов в значительной степени способствовало

появление таких организаций, как Институт проблем

будущего (Вена, 1965), международный фонд «Человечество

в 2000 году» (Нидерланды, 1965), появилось Общество по

изучению будущего мира (Вашингтон, 1966). Подобных

организаций со временем становилось все больше.

Однако подлинный интерес к глобальной проблематике

проявился после первых получивших широкую известность

докладов Римского клуба — «Пределы роста» (1972),

«Человечество на перепутье» (1974), «Пересмотр

международного порядка» (1974) «За пределами века расточительства»

(1976) и др. Эта неправительственная международная

организация созданная в 1968 г. и объединившая

авторитетнейших ученых — естественников, экономистов,

социологов специалистов в области управления и планирования

533

ГЛУБИННАЯ ПСИХОЛОГИЯ

(А. Печчеи, А. Кинг, Д. Медоуз, М. Месарович, Э.

Пестель, Я. Тинберген, Э. Ласло и др.), поставила

основной целью своей деятельности привлечение внимания

мировой общественности к глобальным проблемам и к

поискам путей их преодоления. С тех пор понятие

«глобальные проблемы современности» получило широкое

распространение.

В современной глобалистике принято выделять три

группы глобальных проблем: проблемы межгосударственных

отношений (устранение войны как способа решения

конфликтов, обеспечение справедливого мира, установление

нового международного экономического порядка);

экологические проблемы (обеспечение людей энергией,

топливом, пресной водой, сырьевыми ресурсами и т. п.,

загрязнение среды, освоение Мирового океана и космического

пространства); демографические проблемы (выживание,

здоровье, образование).

Глобальные проблемы явились результатом многовековых

изменений в системе «обществоприрода» и в самом

общественном развитии. Причины их появления корнями

своими уходят в историю становления современной

цивилизации, породившей обширный кризис индустриального

общества, технократически ориентированной культуры в

целом. Этот кризис охватил весь комплекс взаимодействия

людей друг с другом, с обществом, с природой и затронул

жизненные интересы всего мирового сообщества. Итогом

такого развития стала в первую очередь деградация

окружающей среды, обнаружившая тенденцию к деградации и

самого человека, так как его поведение, представления и

образ мышления оказались не в состоянии своевременно

меняться адекватно тем переменам, которые с

нарастающей быстротой стали происходить вокруг него.

Причиной же ускоренного развития социально-экономических

процессов явился сам человек и его целенаправленная

преобразующая деятельность, многократно усиливаемая

все новыми и новыми достижениями в области науки и

техники.

Некоторые тенденции происходящих в мире перемен

оказались в центре внимания ученых и философов несколько

раньше, чем эти изменения стали очевидными для всех.

Так, В. И, Вернадский, развивавший концепцию ноосферы,

уже в 30-е гг. сделал принципиальный вывод о

видоизменении облика Земли вследствие современных масштабов

преобразовательной деятельности человечества и

предупреждал, что если общество не будет развиваться на разумных

началах, согласуясь с естественными законами природы,

то гибель всего живого на Земле неизбежна. Английский

историк А. Тойнби, рассматривавший общественное

развитие как последовательную смену различных цивилизаций,

еще до компьютерной революции утверждал, что «в 20 в.

началась всеобщая всемирная история». Тем самым

подчеркивалось, что кардинальные перемены затронули не

только основы общественного устройства,

Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать, Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать бесплатно, Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать онлайн