Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин

но и основные

тенденции мировых социальных процессов. К извечным

философским проблемам бытия, сознания, смысла жизни

и другим, постоянно обсуждаемым в философии вопросам

современная эпоха добавила, таким образом,

принципиально новую, никогда не существовавшую ранее тему —

единой судьбы человечества и сохранения жизни на Земле.

Современная глобалистика представлена многообразием

школ и направлений, которые нередко сливаются с

другими областями научных поисков: футурологией,

культурологией, философией, политикой, идеологией. С учетом

этого обстоятельства можно говорить о западной

глобалистике и той, которая с конца 60-х гт. развивалась в нашей

стране. В западной глобалистике наиболее ярко

выделяются два крыла: «технократическое» и «технопессимист-

ское». Представители первого из них в решении

глобальных проблем уповают на всесилие науки и техники,

абсолютизируют научно-технический потенциал и его

влияние на жизнь общества (Т. Веблен, Г. Кан, У. Браун, Д. Белл,

О. Тоффлер, А. Турен, А. Шафф, Г. Фридрихе, А. Винер,

Г. Скотт, Д. Несбит и др.), в то время как «технопессимис-

ты» возлагают ответственность за появление и обострение

глобальных проблем на научно-технический прогресс

(Г. Маркузе, Д. Медоуз, К. Боулдинг, Т. Роззак, П. Гудмен,

М. Роберте, К. Девис, А. Эрлих и др.).

А. Н. Чумаков

ГЛУБИННАЯ ПСИХОЛОГИЯ(нем.

Tiefenpsychologie) — общее название ряда направлений в современной

психологии, возникших за пределами академической

науки в практике психотерапии. Первой школой глубинной

психологии был психоанализ 3, Фрейда, но в результате

откола от психоаналитической ассоциации ряда

последователей (А, Адлер, К. Г. Юнг, К. Хорни, Ж. Лакан и др.),

а также разработки отличающихся от фрейдовских методов

исследования психики и лечения душевных заболеваний

возникло множество конкурирующих ассоциаций и школ.

Все они противостоят как интроспективной психологии

прошлого, так и современной экспериментальной

психологии, поскольку определяющую роль в психике имеют

«глубинные» силы, противопоставляемые тому, что лежит

«на поверхности». Динамика психических процессов

определяется во всех школах глубинной психологии

бессознательными мотивациями, сознание («Я») ставится в

зависимость от влечений, комплексов, архетипов коллективного

бессознательного и др. «глубинных» сил. Методы

исследования психики в глубинной психологии (методы

свободных ассоциаций, активного воображения, психодрамы и

др.) возникли в практике психотерапии. В диалоге врача и

пациента обнаруживаются феномены, которые

недоступны для внешнего экспериментального изучения (перенос

и контрперенос, защитные механизмы и т. д.). С 1930-х гг.

начались попытки соединения методов глубинной

психологии с методами академической психологии (в рамках

эгопсихологии) и «понимающей психологии»

(экзистенциальный анализ, «глубинная герменевтика» и др.).

Лит.: Heiss R. Allgemeine Tiefenpsychologie. Methoden, Probleme und

Ergebnisse. Munch., I960; Wyss D. Die tiefenpsychologischen Schulen

von den Anfangen bis zur Gegenwart. Gott., 1970.

A. M. Руткевич

ГЛУБОКОВСКИЙНиколай Никанорович [6 (18)

декабря 1863, с. Кичменгский Городок Вологодской губ. — 18

марта 1937, София] — русский православный богослов,

библеист. Родился в семье священнослужителя. Окончил

Вологодскую духовную семинарию (1884) и

Московскую духовную академию (1889). Магистерская

диссертация «Блаженный Феодорит, епископ Киррский» (т. 1—2,

1890), удостоенная Св. Синодом Макариевской премии,

вызвала восторженные отклики среди патрологов, в т. ч.

А. Гарнака. Был назначен преподавателем Священного

Писания в Воронежскую духовную семинарию; в 1891

534

гностицизм

приглашен занять кафедру Священного Писания Нового

Завета в Санкт-Петербургской духовной академии. В 1897

в Московской духовной академии получил степень

доктора богословия за исследование «Благовестив св. апостола

Павла по его происхождению и существу», также

удостоенное Макариевской премии. Эта диссертация стала 1-й

частью монументального трехтомного сочинения об

апостоле Павле под тем же названием, принесшего автору

мировую славу (1905, 1910, 1912). В 1905-11 редактор

«Православной богословской энциклопедии» (т. 6—12),

для которой написал множество статей. После закрытия

Академии был избран профессором Петроградского

университета, а в 1919 профессором недолго

просуществовавшего Петроградского богословского института. С 1919 по

1921 исполнял также обязанности архивариуса в бывшем

Синодальном архиве. В августе 1921 эмигрировал в

Финляндию, жил в Германии и Чехословакии, пока не был

приглашен занять должность профессора богословского

факультета университета им. Климента Охридского в

Софии, где проработал до своей кончины. Среди огромного

научного наследия ученого следует выделить

неопубликованное исследование по истории русской богословской

науки, сокращенная версия которого была издана в 1928

в Варшаве. Оказал влияние на Г. В. Флоровского,

который еще в юношеские свои годы находился с ним в

переписке.

Соч.: По вопросам духовной школы (средней и высшей) и об

учебном комитете при Святейшем Синоде. СПб., 1907; За

тридцать лет (1884—1914); К столетнему юбилею Московской

духовной академии. М., 1914; Православие по его существу. СПб., 1914;

Русская богословская наука в ее историческом развитии и

новейшем состоянии. [Б. м.], 1992.

Лит.: Николаю Никаноровичу Глубоковскому. — «Православная

мысль», в. 2. Париж, 1930; Игнатьев А. Памяти проф. Н. Н. Глу-

боковского. — «Журнал Московской Патриархии». М., 1966, № 8;

Сосуд избранный. СПб., 1994.

А. В. Соболев

ГНОСЕОЛОГИЯ— см. Теория познания,

ГНОСТИЦИЗМ— термин, введенный в 17 в.

кембриджским платоником Г. Мором как производное от

yvcooTixoc (знающий) для обозначения некоторых

раннехристианских ересей. Этим термином новоевропейская

наука обозначает комплекс религиозных течений первых

веков н. э., в которых особую роль играла категория гно-

сиса (yvcoaic) — открытого спасителем (или спасителями)

и сохраняемого эзотерической традицией тайного

знания о Боге, мире и подлинной духовной природе

человека; обладание подобным знанием (удостоиться которого

могли лишь избранные) открывало путь к спасению. До

конца 18 в. гностические учения были известны только

из сочинений ересеологов — христианских авторов,

занимавшихся систематическим опровержением ересей, и из

антигностического трактата Плотина (II, 9). Наибольшее

значение имеют сведения Климента Александрийского,

Иринея Лионского, Ипполита Римского, а также Тертуллиа-

на, Епифания Кипрского, ФеодоритаКирскогоищр. В 18—

19 вв. в Египте было обнаружено несколько гностических

сочинений в коптском переводе («Пистис София», «Книги

Иету», «Мудрость Иисуса Христа»). В 1945 в Египте близ

местечка Наг-Хаммади (древний Хенобоскион) была

найдена гностическая библиотека, включающая 52 сочинения

в переводе на коптский язык — они относятся к различным

гностическим течениям (среди них — «Евангелие Фомы»,

«Евангелие Филиппа», «Евангелие Истины», «Толкование

о душе», «Трехчастный трактат» и др.).

Генезис гностических идей, происхождение гностических

сект, их взаимоотношения с церковным христианством,

иудаизмом, различными языческими культами —

проблемы, до сих пор не имеющие окончательного решения.

В гностицизме видели результат «острой эллинизации

христианства» (А. Гарнак), т.е. влияние греческой

философии и мифологии, «ориентализацию» христианства

(школа истории религии), особую религию,

выступавшую основным соперником христианства во 2 в. (Г. Йо-

нас и др.) и т. д. Христианские авторы считали гностиков

еретиками-христианами, однако ряд гностических

текстов из Наг-Хаммади не обнаруживает никаких следов

христианского влияния. Вместе с тем все известные нам

гностические учения относятся ко времени после

рождения христианства, с которым так или иначе связано

большинство из них, и большая часть сохранившихся

гностических текстов в той или иной степени является

интерпретацией христианского или еврейского

Писания. Общим свойством гностических учений является их

синкретический характер.

Расцвет гностических систем приходится на 2 в. Известны

различные гностические секты: офиты, барбелогностики,

карпократиане и др. Известны и многие имена учителей,

творцов систем: Симон Маг («отец всех ересей»), Маркион,

Феодот, Марк, Менандр, Саторнил, Карпократ, Валентин,

Василид и др. Многие гностические учения восходят к

схеме, которую можно назвать архетипическим прамифом

гностиков, лежащим в основе разнообразных гностических

тео- и космогонии. Особенно ярко он изложен в

«Апокрифе Иоанна», созданном, возможно, в школе Валентина и

входящем в собрание Наг-Хаммади. В этом

мифологическом повествовании (а таково большинство гностических

текстов) содержатся ответы на важнейшие вопросы,

волновавшие гностиков: «Кем мы были? Кем стали? Где мы

были? Куда заброшены? Куда стремимся? Как

освобождаемся? Что такое рождение? Что возрождение?» (Климент

Александрийский. «Извлечения из Феодота», 78, 2).

В ответах на эти вопросы проявляется отрицательное

отношение гностиков к существующему миру и его демиургу

(обычно он отождествляется с Богом Ветхого Завета),

которому противопоставлен истинный Бог и Отец,

Непознаваемый Бог. Этот Бог порождает Плерому — полноту

духовности, состоящую из соединенных попарно эонов

(духовных сущностей), образующих иерархию. Последний

из эонов, имеющий женскую природу (в разных текстах

он именуется Пистис София, София Ахамот или София

Пруникос), впадает в грех гордыни и желает уподобиться

Богу-творцу. София порождает нелепое и уродливое

существо и, ужаснувшись его облику, «выталкивает» своего

отпрыска за пределы Плеромы. Сыну Софии (во многих

текстах именуемому Иалдабаофом) присуще незнание

(ayvcoaia) — начало, противоположное гносису; он

воображает себя единственным Богом и приступает к творению

мира, столь же несовершенного, как и он сам. Этим миром

демиург правит вместе с архонтами («правителями»),

которых он сотворил. Но в сотворение человека вмешиваются

силы Плеромы, и Первочеловек (Адам) получает частицу

подлинной Божественной субстанции, которая от него

535

го сян

переходит к потомству. Человек поэтому является

чужеземцем в этом мире; он испытывает непереносимые

мучения от пребывания в нем. Подлинная родина человека

не мир, а Плерома, для которой он должен быть спасен.

Оригинальным вариантом гностического прамифа

является учение В&чентина. В учении Василида разрабатывается

монистический вариант гностицизма.

Содержание гносиса, тайного знания, как раз и есть

осознание человеком своей божественности, и обретение

гносиса само по себе спасительно. Образцом такого

самопознания и освобождения от всего мирского и телесного

является Христос.

Понятие гносиса, понимаемого как истинное богопоз-

нание, занимает значительное место в учениях таких

христианских богословов, как Климент Александрийский,

Ориген, Евагрий Понтийский и др. В то же время гносис —

важнейшее понятие в таких типологически близких

гностицизму религиозных движениях, как герметизм и

религия мандеев.

Гностицизм как религиозно-философское течение

исчезает к 5 в., но его идеи легли в основу манихейства

(возникшего в 3 в.) и многих средневековых ересей (павликиане,

богомилы, катары). Гностические мотивы встречаются и

в ряде разнообразных религиозно-философских учений

Нового времени (розенкрейцерство, теософия,

антропософия, софиология и т. д.).

Ист.: Haardt R. Die Gnosis: Wesen und Zeugnisse. Salzburg, 1967;

Koptish-gnostische Schriften, Bd 1, 4 Aufl. В., 1981; The Nag Ham-

madi Library in English, 4 ed. Leiden —N. Y.—Koln, 1996;

Апокрифы древних христиан: исследования, тексты, комментарии. М.,

1989; Пистис София (41-62), пер. М. К. Трофимовой. — В кн.:

Знание за пределами науки: мистицизм, герметизм, астрология,

алхимия, магия в интеллектуальных традициях 1 — 14 веков.

М., 1996, с. 37-47.

Лит.: Поеное М. Э. Гностицизм второго века и победа

христианской религии над ним. К., 1917; Йонас Г. Гностицизм. СПб., 1998;

Трофимова М. К. Историко-философские вопросы гностицизма

(Наг-Хаммади, II, соч. 2, 3, 6, 7). М., 1979; Сидоров А. И.

Проблема гностицизма и синкретизм позднеантичной культуры в

историографии. — В кн.: Акту&чьные проблемы классической филологии,

вып. 1. М., 1982, с. 91—148; Шабуров Н. В. Человек и мир в

гностических учениях. — В кн.: Эллинистическая философия:

современные проблемы и дискуссии. М., 1986, с. 84—103; Хосроев А. Л.

Из истории раннего христианства в Египте: на материале коптской

библиотеки из Наг-Хаммади. М., 1997; Bousset W. Hauptprobleme

der Gnosis. Gott., 1907; Leisegang H. Die Gnosis. Lpz., 1924; Quispei

G Gnosis als Weltreligion. Z,, 1951; Grant R. M. Gnosticism and Early

Christianity. N. Y, 1966; Gnosis und Gnostizismus, hrsg. K. Rudolph.

Darmstadt, 1975; Puech H.-C. Enquete de la Gnose, I—II. P., 1978; Pe-

trement S. Le Dieu separe: Les origines du gnosticisme. P., 1984; Rudolph

К. Die Gnosis: Wesen und Geschichte einer spatantiken Religion, 3 Aufl.

Gott., 1990; FiloramoG. L’attesa delia fine: Storiadellagnosi. Bari, 1990;

Couliano J. P. Les gnoses dualistes d’Occident. P., 1990.

H. A Шабуров

ГО СЯН(Го Цзысюань) (252—312) — китайский философ,

один из создателей «учения о сокровенном» (сюань сюэ),

первый комментатор «Чжуан-цзы», придавший этому

тексту его современный вид. Уроженец провинции Хэ-нань,

Го Сян был известен среди современников, увлекавшихся

философствованием в стиле т. н. «чистых бесед» (цин

тань), как выдающийся полемист. К государственной

службе поначалу не стремился, предпочитая ей домашнее

затворничество и литературные занятия, однако

впоследствии принимал высокие посты и подвергался из-за этого

критике со стороны других участников «чистых бесед». В

различных источниках сохраняются упоминания о ряде

произведений Го Сяна, но почти все они утрачены,

поэтому основным источником сведений о его взглядах

продолжает оставаться «Чжуан-цзы чжу» (««Чжуан-цзы» с

комментарием»). Считается, что именно интерпретация Го

Сяна придает тексту «Чжуан-цзы» глубину, позволяющую

увидеть в памятнике своего рода манифест философии

даосизма. Дао предстает в виде потока жизни, от которого

человек оказался отчужденным из-за присущего ему

сознания, так что возвращение к подлинному

Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать, Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать бесплатно, Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать онлайн