Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин

существованию

возможно для него только через вторичное «уравнивание

со всеми вещами». В ходе трансформации сознания —

последовательного «забывания» ложных идей, воспринятых

вместе с культурой-вэнь (преимущественно письменной,

т.е. конфуцианской), — он приобретает специфические

свойства т. н. «настоящего человека» (чжэнь жэнь), для

которого утрачивают актуальность все различия, в т. ч.

между жизнью и смертью, поскольку такой индивид

становится «бессмертным небожителем» (сянь) — в

философски-метафорическом либо в духовно-практическом

смысле. Го Сян придал идеям сюань сюэ систематический

характер, разработав и развив концепцию «изначальной

природы» (син), «судьбы» (мин) и «удела» (фэнь) каждой

веши или существа в общекосмическом процессе.

Согласно этой концепции, всякая вещь (или существо) имеет

предрасположенность, которая содержится в ее

врожденном характере (совокупности качеств) и реализуется тем

успешнее, чем в большей степени поведение индивида

совпадает с его предусмотренным природой

«устройством и предназначением». Успешное следование своему

«принципу» образует благоприятную судьбу вещи,

разного рода отклонения ведут к несчастьям. В конечном

счете эти несчастья обусловлены неспособностью вещи

«видеть» и реализовывать свою «судьбу» в рамках «удела»,

отведенного для данного класса вещей дао как всеобщим

законом-принципом. Го Сян особо подчеркивает

пагубность для индивида конфликта между «изначальной

природой» и «судьбой». Искусство их гармонизации ведет к

обретению мистического опыта счастливых «странствий в

беспредельном» (сяо яо), т.е. безмятежности, следующей

за освобождением от всякой пространственно-временной

ограниченности, что и должно полагаться конечной

целью человеческого опыта.

Г. А. Ткаченко

«ГО ЮЙ» («Речи царств», «Рассказы о царствах»,

«Поучения царям») — первый в Китае неофициальный

исторический трактат, отразивший процесс зарождения

философской мысли; содержит высказывания государственных

деятелей о природных явлениях и общественных

событиях в восьми древнекитайских царствах («владениях» — го)

эпохи Чжоу (в 10—5 вв. до н. э.). Бань Гу (1 в.) и ряд других

китайских историков и мыслителей {Ван Чун, Вэй Чжао —

7 в.) определяли «Го юй» как «Чунь цю вай чжу-ань», т.е.

как «внешний», вспомогательный, комментарий к

каноническому конфуцианскому тексту «Чунь цю» —

хронике древнекитайского царства Лу, родины Конфуция.

«Го юй» приписывается ученику Конфуция Цзо Цюмину

(кон. 6—5 вв. до н. э.), который считается также автором

536

ГОББС

типологически и хронологически близкой «Цзо чжуани»

(являющейся «внутренним», т.е. основным,

комментарием к «Чунь ию»), где тем не менее иначе трактуются

отдельные упомянутые в «Го юй» события. По современным

данным, трактат составлен в 4—3 вв. до н. э. на основе

более древних летописей и, вероятно, впервые опубликован

в редакции ЛюСяна и его сына Л ю Синя (1 в. до н.э.- 1 в.

н.э.). Современный текст, состоящий из 21 цзюаня

(«свитка»), восходит к печатному изданию 1033. В «речах»

«Го юй» высказаны положения, лежащие в основе учений

различных философских школ — конфуцианства, мо изя,

даосизма, легизма, иньян изя и других. Существует также

мнение, что в «Го юй» представлена гл. о. конфуцианская

политическая теория. Вместе с тем в трактате

содержится, напр., древнейшее изложение основополагающего

для китайской философии учения о силах инь ян, своим

взаимодействием определяющих порядок «пневм (ци)

Неба и Земли», т.е. единую цепь природных и социальных

процессов. Продуктивная гармония (хэ) разнородных

факторов, подобных инь и ян, противопоставлена

бесплодному единству «однородного» (тун). В «Го юй», как

и в «Цзо чжуани», отражена одна из ранних форм учения

о «пяти элементах» (у син) — почве, металле, дереве, воде,

огне, — лежащих в основе образования и

упорядоченного существования всех вещей и явлений. Представления

об инь ян, «трех светоносах» (солнце, луне и звездах),

«пяти элементах» и т. п. синтезированы в образе

«культуры» (вэнь), которая мыслится и в качестве совокупности

главных человеческих достоинств: «осторожности» (си),

«верности» (чжун), «благонадежности» (синь),

«гуманности» (жэнь), «должной справедливости» (и), «мудрости»

(чжи) «мужества» (юн), «просвещенности» (мин),

«сыновней почтительности» (сяо), «великодушия» (шу),

«уступчивости» (жан). В «Го юй» подчеркнута роль людей как

важнейшей общекосмической силы и наряду с верой во

всемогущее «небесное предопределение» утверждается,

что «Небо следует за людьми, совершенномудрый — за

Небом». В целом, чтобы быть успешными, «человеческие

дела должны составлять триаду с Небом и Землей». В

обществе и государстве главным условием этого является

управление с помощью этико-ритуальных норм (ли) и

«добродетели» (дэ).

Лит.: Древнекитайская философия, т. 1. М., 1972, с. 295—302; Го

юй («Речи царств»), пер., вступление и примечания В. С. Таскина.

М., 1987; Го юй, кн. 1, 2. Шанхай, 1979; Koue yu. Discours des

royaumes, tr. C. de Hartez. — «Journal Asiatique», 1893, ser. IX, t. 2; t. 3,

1894; ImberA. Kuo yii. An Early Chinese Text and its Relationship with

Tso Chuan. Stockh., 1975; d’Horman A. Guoyu. Propos sur les

principautes Zhou-yu, compiled by R. Mathieu. P., 1985.

А. И. Кобзев

ГОББС(Hobbes) Томас (5 апреля 1588, Малмсбери —

4 декабря 1679, Хардуик) — английский

философ-номиналист, материалист, теоретик общества и государства.

Родился в семье сельского священника. Окончил

Оксфордский университет (1608). Бакалавр искусств. Работал

воспитателем в аристократическом семействе У. Кавендиша.

Значительную роль в философском развитии Гоббса

сыграло изучение античной и средневековой философии и

науки, а также его сотрудничество (1621—26) с Ф. Бэконом.

Совершил несколько путешествий во Францию и Италию,

где познакомился с Галилеем, произведение которого

«Диатог о двух системах мира, Птолемеевой и Коперни-

ковой» оказало большое влияние на Гоббса. В начале

английской революции в составе роялистской эмиграции

прибыл в Париж, где прожил одиннадцать лет. Здесь Гоббс

опубликовал сочинение «О гражданине» — третью часть

своих «Основ философии», написал «Возражения» (наряду

с другими критиками) на произведение Декарта

«Размышления о первой философии». В 1651 неожиданно для

роялистов переехал в Лондон, где в том же году с одобрения

Кромвеля опубликовал свой обширный труд «Левиафан»,

В дальнейшем здесь же опубликовал «О теле» (1655) —

первую часть «Основ философии» и «О человеке» (1658) —

их вторую часть. В 1668 издал свой латинский перевод

«Левиафана».

Гоббсодин из главных теоретиков эмпиризма 17 в. Он

не раз подчеркивал старую формулу сенсуализма,

согласно которой в интеллекте нет ничего, чего не было бы

ранее в чувствах. В соответствии с этим философ продолжил

и углубил линию позднесредневекового номинализма,

утверждавшего в противоположность схоластическому

реализму гносеологическое и онтологическое первенство

единичного перед обшим. Гоббс систематически

подчеркивал, что бытие составляют прежде всего единичные,

конкретные тела, постигаемые чувствами в

повседневном опыте. Здесь философ приближался к материализму.

Мышление, по Гоббсу, — речевая деятельность

человека. Если чувственные восприятия, образующие первый

слой опыта — простейшее знание (cognitio), то словесное

общениевторой слой, который философ именует

наукой. Искусство точного дефинирования слов, в

особенности абстрактно-туманных, — труднейшая

гносеологическая проблема. «Язык, что паутина: слабые и

тщеславные умы цепляются за слова и запутываются в них, а

сильные легко сквозь них прорываются» (О теле. — Соч.,

т. 1. М., 1989, III, 8). «Слабые умы» остаются на уровне

индивидуально-субъективного значения слов, именуемых

метками (nota), в то время как «сильные умы»

поднимаются до их объективного — в смысле общечеловеческого —

содержания, именуемого знаками (Signum),

устанавливаемыми по межчеловеческой договоренности.

Свое учение о бытии Гоббс именует по-аристотелевски —

первой философией (избегая термина «метафизика» как

схоластического) или просто физикой. Универсум —

только колоссальная совокупность единичных тел. Вместе

с тем номинализм Гоббса исключает реальность

универсальных внечувственных субстанций, материи и тем более

духа, на которых настаивала метафизика Декарта.

Механицизм онтологии-физики Гоббса выражается в его учении,

что тело обладает неотъемлемыми от него акциденциями

или свойствами — протяженностью и внешней фигурой.

Движение и покой составляют уже акциденции, присущие

не всем телам, ибо одни из них движутся, а другие

покоятся (общее представление доньютоновской механики).

Акциденции, еще менее связанные с телом, —

осязательные, слуховые, цветовые и другие качества, появление и

исчезновение которых зависит не столько от тела, сколько

от воспринимающего его субъекта.

Понятие абстрактной материи — только универсальное имя,

выражающее нашу способность мыслить любое тело

независимо от всех его акциденций, за исключением

количества. За этими пределами понятие материи столь же

бессмысленно, как и понятие духа. Аналогично и пространство, по

537

ГОБИНО

Гоббсу, — всегда конкретная протяженность конечного тела.

Бессмысленно и понятие абстрактного времени, которое

всегда конкретно, определяясь для нас движением светил.

Субъективизация пространства и времени Гоббсом была во

многом порождена его стремлением разрушить чрезмерную

онтологизацию высших категорий бытия, характерную для

теоцентрической схоластики, а в определенной мере и для

метафизики Декарта. Вместе с тем идея Гоббса о

зависимости пространства и времени от движения тел

предвосхищала идеи современной физики.

Механицизм присущ и трактовке Гоббсом причинности.

Он радикально отвергал понятия целевой и формальной

причин, признавая только материальные и действующие

«ближайшие причины», фиксируемые в опыте.

Действующая причина — активное тело, материальная — тело,

подвергающееся воздействию.

Большую роль в системе философских воззрений Гоббса

играет проблема человека не как физического, но как

разумного существа. Как таковой он — субъект морали и

одновременно политики. Если физика изучает природные,

естественные тела, то моральная, или гражданская,

философия, пользуясь дедуктивно-синтетическим методом,

трактует искусственные тела, создаваемые человеком,

важнейшим из которых является государство. Исходное

понятие здесь — человеческая природа.

Гоббс с большой силой подчеркнул эгоистическую

природу человека, определяемую как его стремлением к

самосохранению, так и тем более самыми различными

интересами, углубляющимися и усложняющимися в условиях

цивилизации. Многообразная игра интересов, говорит Гоббс в

«Левиафане» (гл. 11), приводит к оспариванию, казалось

бы, самых незыблемых геометрических истин.

Натуралистическое понятие человека положено Гоббсом

и в основу его концепции происхождения и

сущности государства, самого важного из «искусственных тел».

Человеческое общество проходит две стадии. Первая из

них — это естественное состояние. Здесь люди живут,

подчиняясь в основном своим чувственным влечениям

и руководствуясь естественным правом. Оно в принципе

дает каждому человеку право на все, чего ему хочется, но

интересы и право одного наталкиваются на аналогичное

право другого. Здесь люди живут по правилу «человек

человеку волк», а в обществе царит «война всех против всех»,

грозящая людям всеобщим истреблением.

Возможность выхода из этого состояния заложена в

разумности человека, естественных законах, простых

правилах морального благоразумия. Все они сводятся к древнему

«золотому правилу» (зафиксированному и в Евангелии): не

поступай с другими так, как не хочешь, чтобы поступали

с тобой. Это правило самоограничения эгоизма с

необходимостью толкает людей на путь заключения

общественного договора, в результате которого и возникает

государство. Суть договора в том, что его участники, обладая

великим даром речевого общения, вступают благодаря ему

в гражданское состояние, отказываются от значительной

части своих естественных прав, отчуждая их в пользу

верховного главы государства и подчиненных ему служителей.

Естественные законы, которые в природном состоянии

выступают лишь как тенденции, непрерывно

перебиваемые чувственными страстями, в гражданском состоянии

получают наибольшие возможности для своего

проявления. Государственность становится, т. о., главным

морально воспитующим фактором цивилизации. Право и мораль

сближаются, различие между ними сохраняется в том, что

гражданские законы — писаные, а естественные —

неписаные. Верховная государственная власть — абсолютна, ее

носитель (не обязательно король) не разделяет ее ни с кем.

Его действия, однако, не произвол, ибо действию законов

«суверен подчинен так же, как последний из его

подданных» (Левиафан.— Соч., т. 2, гл. 30). Граждане сохраняют

многие из естественных прав (гарантию на жизнь,

экономические и семейные отношения, воспитание и др.) и в

меру этого свободны.

Религию Гоббс считал необходимой духовной пищей масс,

к сожалению отягченной множеством суеверий.

Последовательный антиклерикал, Гоббс решительно высказывался

за подчинение церковных институтов светской,

государственной власти.

Соч.: The English Works of Thomas Hobbes of Malmesbury; now first

collected and edited by W. Mollesworth. L., 1839—45, v. 1—11; Opera

philosophica. L., 1839-45, v. 1-5; в рус. пер.; Соч., т. 1-2. M., 1989,

1991.

Лит.: ЧескисА. А. Томзс Гоббс. М., 1929; Деборин А. М. Томас Гоббс.

— Он же. Очерки по истории материализма 17—18 вв. М.—Л.,

1930; Мееровский Б. В. Гоббс. М., 1975; Соколов В. В. Бытие,

познание, человек и общество в философской доктрине Т. Гоббса. —

В кн.: Гоббс. Соч., т. I. М, 1989; Tonnies F. Th. Hobbes. Leben und

Lehre. Stuttg., 1925; Polin R. Politique et philosophie chez Thomas

Hobbes. P., 1952; Peters R. Hobbes. L., 1967; Strauss Z. The Political

Philosophy of Thomas Hobbes. Its Basis and its Genesis. Chi., 1963.

Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать, Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать бесплатно, Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать онлайн