Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин

демаркации науки и

метафизики и т. д. Эти программы оказались нереализуемыми

и позднее — в рамках постпозитивизма соответствующая

тематика вообще свелась к традиционному скептицизму.

Самым решительным оппонентом агностицизма является

марксистская гносеология. Однако в марксистской

критике агностицизма следует различать два плана. Прежде всего

это весьма эффективная критика узости концептуальных

оснований агностицизма, связанная с марксистской

трактовкой познания как момента общественно-исторической

практики. Марксизм предполагает развернутую оценку

возможностей познания, основания которой выходят за

рамки внутринаучной деятельности, и критикует

агностицизм за узость его мировоззренческих горизонтов, за

отсутствие историзма в оценке возможностей научного

познания, за сведение познания только к научному познанию,

а науки — к опытному естествознанию и пр. При всей своей

жесткости такого рода критика не исключает элемент

конструктивности, «позитивного снятия» агностицизма.

Иным образом развертывается марксистская критика

агностицизма, когда речь фактически идет не о

познаваемости мира как таковой, не о том, в каких формах познание

реализуется в конкретных познавательных практиках, а

о признании материальности мира, агностицизм упрекают

в том, что он, ограничивая познание сферой опыта (миром

явлений) и отрицая познаваемость того, что лежит в

основе опыта (материи, веши в себе), встает на позиции

субъективного идеализма. Но этот упрек предполагает столь

расширительное понимание познания, что оно во всяком

случае теряет из виду конкретные познавательные

практики, и в частности те, на которых фактически основывается

агностицизм. Для такого рода критики нет различий между

Юмом и Кантом, между Кантом и Гексли, важно лишь, что

все они принципиально отгораживают «явление» от того,

что является, ощущение от ощущаемого. При этом

объектом жесткой, идеологизированной критики оказывается

не исторический агностицизм, а скептицизм вообще (как

это имеет место в работах В. И. Ленина).

Элементы агностицизма присутствовали во многих сци-

ентистски ориентированных философских доктринах

1-й пол. 20 в. — от прагматизма до критического реализма.

В новейших течениях философии науки термин

«агностицизм» употребляется, как правило, в

историко-философских контекстах.

Лит.: Хилл Т. И. Современные теории познания. М., 1965;

Huxley Th. H. Collected Essays, vol. V. L., 1909.

Б. И. Пружинын

АГРИКОЛА(Agricola) Гюйсман; голл.: Хёйсман (Huysman)

Родольф (23 августа 1443 или 1444, Бафло — 27 октября

1485, Гейдельберг) — один из основателей

гуманистического движения в Германии. В его воззрениях

прослеживается влияние идей итальянского Возрождения, прежде

всего гуманизма Флорентийской академии и Феррарской

школы, религиозно-моральной концепции Девентерской

школы «нового благочестия», а также схоластической

традиции Парижского университета. Большое внимание

уделял изучению древних языков и переводу на

классическую латынь античных и раннехристианских текстов.

Рассматривал философию в качестве свода

гуманистического знания, включая в ее состав физику, этику и логику;

подчеркивая первостепенную роль познания свойств

телесного мира, основной задачей философии считал

не столько подтверждение постулатов богословия, сколько

обнаружение «правильного пути жизненного поведения».

В работах «Три книги о диалектическом методе

определения» (De inventione dialectica libri III, 1480) и «О построении

изучения» (De formando studio, 1484) стремился к

антисхоластической трактовке логики, диалектики и риторики, чьи

задачи он усматривал в установлении правильного метода

познания и определения вещей, основанного на здравом

человеческом рассудке, верных способов выражения

мыслей, рассуждения и ведения спора, а также самовыражения

личностью своего индивидуального внутреннего

мировосприятия. В связи с этим Агрикола придавал большое

значение не только языку и логике, но и владению навыками

поэтического и художественного творчества. Оказал

большое влияние на поздних представителей гуманизма, в т. ч.

Эразма Роттердамского, а также на Ф. Меланхтона.

Соч.: Opera omnia, vol. I-II. Colonia, 1539; Allen P. S. The letters

of Rudolf Agricola. — «English Historical. Revue», 1906, vol.

XXI; In laudem philosophiae et… «Archiv fur die Geschichte der

Philosophie». (В.), 1922, Bd. 34.

Лит.: Гейгер Л. История немецкого гуманизма. СПб., 1899;

Немилое А, Н. Немецкие гуманисты XV века. Л., 1979;

Культура эпохи Возрождения и Реформации. Л.. 1981; Ihm G. Der

Humanist Rudolf Agricola, sein Leben und seine Schriften, Lfg 1-

2. Padeborn, 1893; Velden H. E. J. V. van der Rudolphus Agricola…

Leiden, 1911; Faust A. Die Dialektik Rudolf Agricolas. — «Archiv

fur die Geschichte der Philosophie», Bd. 34, 1922, S. 118-135;

Rupprich H. Die Fruhzeit des Humanismus und der Renaissance in

Deutschland. Lpz., 1938; Spitz L. W. The religious Renaissance of

the German humanists. Cambr.. 1963; Entner H. Fruhhumanismus

und Schultradition in Leben und Werk des Wanderpoeten…

Literarhistorische Studie mit einem Anhang unbekannter Texte.

В., 1968; Rupprich H. Vom spaten Mittelalter bis zum Barock. Das

ausgehende Mittelalter, Humanismus und Renaissance (1370-

1520), Bd. l.Munch., 1970.

Б. А. Жучков

АГРИППА(‘Аурших) (1 в. до н. э. — 1 в. н. э.) — античный

философ-скептик (последователь Пиррона), которому

традиционно приписывают пять скептических «тропов»

воздержания от вынесения суждений: 1-й говорит о

разногласиях между людьми, 2-й — о регрессе в бесконечность

(положения, с помощью которых строится доказательство,

сами должны быть доказаны), 3-й — об относительности

истины, 4-й — о гипотетическом характере знания, 5-й — о

круге в доказательстве.

Эти тропы традиционно приписывают Агриппе вслед за

Диогеном Лаэртием (IX 79-88), но тот же Диоген не

упоминает Агриппы в своем списке философов школы Пиррона,

зато говорит о книге «Агриппа» некоего Апеллеса. Секст

Эмпирик подробно описывает 5 скептических тропов, но

об Агриппе не упоминает, приписывая их «младшим

скептикам». Все это является основанием для сомнения в

историческом существовании скептика Агриппы.

52

АДВАЙТА-ВЕДАНТА

Лит.: Секст Эмпирик. Три книги Пирроновых положений,

I 164-177/ — Соч. в 2 т., т. 2. 1976, с. 239-242. См. также лит. к

ст. Скептицизм.

М. А. Солопова

АГРИППА НЕТТЕСГЕЙМСКИЙГенрих Корнелий

(Agrippa von Nettesheim Henricus Cornelius) (14 сентября

1486, Кельн — 18 февраля 1535, Гренобль) — натурфилософ,

богослов, гуманист эпохи Возрождения. Начальное

образование получил в Кельне, завершил его в Париже ок. 1506.

Состоял секретарем императора Максимилиана, в 1510 был

послан с дипломатической миссией в Англию, где

познакомился с Джоном Колетом и его евангельскими штудиями.

В 1511-18 в Италии на службе у маркиза Монферратского

и герцога Савойского. Затем практиковал врачом в Кельне,

Женеве, Лионе, пока не получил приглашение от

Маргариты, правительницы Нидерландов, на должность

императорского историографа. После ее смерти (1530) посажен в

Брюсселе в тюрьму за долги. Найдя покровителя в лице

архиепископа Кельнского Германа Вида, жил в Кельне и

Бонне. Однако его отношения с двором императора Карла V

не сложились, и философ должен был уехать во Францию.

Но и здесь его ждали преследования и арест;

освобожденный ходатайством друзей, Агриппа поселился в Гренобле.

Свой главный трудтрактат «О сокровенной философии»

(De occulta philosophia libri III) — Агриппа долго держал

под спудом, решившись опубликовать его лишь в 1531. Он

посвящен защите магии как искусства. Знание,

выступающее у Агриппы прежде всего как результат самопознания

человека, есть именно та сила, которая подчиняет

человеку любую сущность. В работе «О недостоверности и тщете

всех наук и искусств» (De incertitudine et vanitate omnium

scientiarum et atrium, 1531) Агриппа под влиянием

христианского гуманизма Пико делла Мирандолы и Эразма

Роттердамского призывал вернуться к простоте изначального

учения христианской церкви и подвергал критике

претензии тогдашней учености на установление каких-либо

обоснованных разумом или опытом положений в качестве

незыблемых, абсолютных истин.

Соч.: Opera omnia, s. 1,1600-1605; Оккультная философия. M.,

1993; О сокровенной философии. — В кн.: Чаша Гермеса. М.,

1996,с. 262-272.

Лит.: Брюсов В. Я. Огненный ангел. М., 1993; Orsier J. Henri

Comelis Agrippa. P., 1911; Nauert Ch. G. Agrippa and the crisis of

Renaissance thought. Urbana, 1965.

О. Ф. Кудрявцев

АДАМ КАДМОН(предвечный человек) — в каббале первое

явление Божества, универсальный архетип всего сущего.

К предыстории этой концепции относятся гностические

и иудеохристианские представления о человеке,

талмудическая экзегеза, где «образ Божий», по которому был

создан библейский Адам, предстает в виде

гипостазированной сущности, а сам Адам приобретает черты

божественного существа. Антропоморфные теофании Иезекииля

и Даниила находят продолжение у визионеров Меркавы,

созерцающих Бога в облике светоносного человека

космических размеров (трактат «Шиур Кома», 1 в. н. э.). Адам

Кадмон — всеединство, первичный эскиз, конспект всей

эманации, содержащий в нерасчлененной цельности всю

полноту миров, времен и душ. Теософская катастрофа

(прообраз грехопадения Адама) приводит к раздроблению

всеединства, рассеянию искр (душ), заключенных в Адаме

Кадмоне; собирание искр составляет суть последующего

мирового процесса, завершение которого связано с

эсхатологическим восстановлением тела Адама Кадмона (отсюда

сближение его и Мессии в роли всеобщей души). В каббале

(с 13 в.) Сефирот — члены тела Адама Кадмона. В учении

Лурии Адам Кадмон — начало эманации, конфигурация

первичного луча света, исходящего от Эйн Софа в Пустоту;

последующие этапы эманации образуются светом,

исходящим из глаз, ноздрей, ушей и рта Адама Кадмона (см.

также Олам, Сефирот). Лит. см. к ст. Каббала.

М. Шнейдер

АДАПТАЦИЯ(от лат. adaptio — приспособление) —

процесс, в ходе которого устанавливается или поддерживается

приспособленность системы (т. е. поддержание ее

основных параметров) при изменении условий внешней и

внутренней среды, напр., таких, как температура, давление,

содержание кислорода. Нередко адаптацией (адаптиро-

ванностью) называют и результат такого процесса —

наличие у системы приспособленности к некоторому фактору

среды. Понятие адаптации первоначально применялось к

биологическим системам — прежде всего к отдельному

организму (или его органам и др. подсистемам), а затем — к

популяции организмов.

Адаптация на уровне биологических структур, функций и

поведенческих решений представляет собой одно из самых

ярких проявлений органической целесообразности. В силу

этого вопрос о природе источников и механизмов

адаптации — адаптациогенезе — один из центральных в полемике

между различными концепциями биологической эволюции.

Понятия адаптации и дезадаптации широко используются

в психологии (напр., в концепции Ж. Пиаже) при анализе

взаимоотношений индивида (личности) с окружением.

С появлением кибернетики, в которой в качестве

механизма адаптации рассматривается отрицательная

обратная связь, обеспечивающая целесообразное реагирование

сложной иерархической самоуправляющейся системы на

изменяющиеся условия среды, понятие адаптации стало

широко применяться в социальных и технических науках.

Однако при объяснении сложных систем это понятие

имеет ограниченные возможности, поскольку отражает

главным образом реактивные характеристики таких систем,

исключая из рассмотрения, напр., активность.

Б. Г. Юдин

АДВАЙТА-ВЕДАНТА (санск. advaita-vedanta — веданта

не-двойственности) — первая религиозно-философская

школа, сложившаяся в рамках веданты. Представляет

единственное последовательно монистическое

направление веданты, поскольку центральный тезис о единстве

Атмата и Брахмана трактуется как их абсолютное

тождество. Некоторые идеи адвайта-веданты были намечены у

Гаудапады (6 в.) и систематически разработаны Шанкарой

(7-8 в.) в Комментарии на «Брахма-сутры» и других

произведениях. Сохраняя наиболее тесную связь со

священной традицией, адвайта-веданта стремилась преодолеть

расхождения между «речениями о тождестве» и

«речениями о различии», т.е. примирить представление о едином

Брахмане как о «материальной» и «действующей» причине

53

АДВАЙТА-ВЕДАНТА

мира с утверждением о его неизменности и неразделимости.

Выходом из этого противоречия стала своеобразная

концепция причинности, а также связанное с ней

представление о различных уровнях реальности и знания, близкое

буддийским доктринам. В рамках общей для веданты теории

саткаръя-вады (следствие имплицитно заложено в причине

и ею полностью определяется) адвайта-веданта выдвинула

концепцию т. н. eueapma-вады, или учения о видимости,

иллюзорности, согласно которому вселенная обязана

своим феноменальным существованием майе — завесе, или

волшебной иллюзии. Подобно тому как веревка в руках

факира кажется змеей, а раковина может издали

представляться куском серебра, многообразные свойства мира лишь

временно «накладываются» на неизменную и единственно

истинную основу — Брахман. Такое наложение (адхьяса),

или майя, выступает как творящая сила (шакти), или

оборотная сторона самого Брахмана и именно она подвержена

изменениям и трансформации (паринама). Высший

Брахман лишен каких бы то ни было свойств (это т. н. «Ниргу-

на», т. е. «Бескачественный» Брахман), он вечно остается

самотождественным и единым. В своем «сокрывающем»

аспекте майя есть не что иное, как авидья (неведение), — не

просто невежество или ложное знание, но единственный

доступный нам способ восприятия и вместе с тем способ

существования профанического мира. Иначе говоря, с т. з.

«высшей истины» (парамартхика-сатья), с Брахманом

вообще ничего не происходило, творения мира не было, а сам

Брахман остается неизменно и единственной реальностью

(сат); на этом уровне «высшей истины» Брахман абсолютно

тождествен чистому Атману, или чистому сознанию (чит).

Такой Атман-Брахман, лишенный качеств и атрибутов

(ниргуна), вообще не может рассматриваться по принципу

субстанции. Это, скорее,

Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать, Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать бесплатно, Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать онлайн