Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин

1.

В. В. Соколов

ГОБИНО(Gobineau) Жозеф Артюр (14 июля 1816, Вилъ

д’Аврей — 13 октября 1882, Турин) — французский

социальный мыслитель и политический деятель, чье творчество

оказало значительное влияние на формирование идеологии

пангерманизма в период перед 1-й мировой войной и

расизма в 20—40-е гг. 20 в. Дебютировал как поэт в 1835, затем

издал несколько романов, тепло принятых критикой. С 1849

посвятил себя дипломатической карьере. Во время

пребывания с дипломатической миссией в странах Востока выступал

и как историк-ориенталист («Трактат о клинописи», 1864;

«История персов», т. 1—2, 1869, и др.). Главный труд Гобино,

оказавший значительное влияние на последующее развитие

идеологии национализма и расизма, — «Опыт о неравенстве

человеческих рас» (Essai sur l’inegalite des races humaines, v. 1—4,

1853—55) — при его жизни не получил известности.

Посмертной славе он обязан в первую очередь знакомству его автора

с Р. Вагнером, проникшимся особой симпатией к Гобино, с

которым его роднили преклонение перед аристократической

моралью, восхищение средневековыми институтами,

символизм. Именно вагнерианцам, в первую очередь Людвигу

Шеманну (1852—1933), принадлежит ведущая роль в

возрождении идей «Опыта о неравенстве».

Основная мысль «Опыта» состоит в том, что человеческая

цивилизация пребывает в состоянии декаданса, который

невозможно объяснить ни волей Бога, как это делал Бос-

сюэ, ни упадком нравов, ни влиянием климата.

Причина зла, по мнению Гобино, заключена в самом человеке: в

момент зарождения человеческой цивилизации расы, хотя

от природы и неравномерно одаренные способностями

и талантами, были чисты. Последующие же бесконечные

миграции привели к смешению этих изначально

чистых рас, что и явилось причиной того, что человечество

538

гогоцкий

оказалось неспособным к бесконечному саморазвитию.

Гобино иллюстрирует этот тезис историей первобытных

арийцев, являвшихся, по его мнению, самой благородной

из человеческих рас: мигрируя из Центральной Азии, они

растворились в менее чистых желтой и черной расах. Рай,

в который Гобино помещает представителей арийской

расы, давно утрачен и недоступен для современного

человека, хотя отдельные исторические ситуации могут дать миру

индивидов, чудом сохранивших изначальную чистоту тех,

кого он называл «королевскими детьми». Но эти отдельные

исключения не способны приостановить общий упадок

человеческой цивилизации.

«Опыт о неравенстве человеческих рас» выглядит

скорее романтической эпопеей в традиционалистских

тонах и весьма далек от тех интерпретаций, которые это

произведение получило уже в нашем веке. Позднейшие

комментаторы усмотрели в нем лишь апофеоз

арийской расы, упуская из виду, что для Гобино чистая

арийская раса исчезла много веков назад и что современная

Германия, подобно другим народам, представляет собой

лишь образец смешения рас и кровей и не

демонстрирует ни одной из тех черт, которые роднили ее с древней

Германией. Но именно эти моменты больше всего

заинтересовали французских антропологов (Лебона, Ляпужа),

теоретиков пангерманизма, откуда они перекочевали в

творчество теоретика нацизма А. Розенберга и были

восприняты как знамя сторонниками режима Виши в период

оккупации Франции.

Как публицист Гобино выступал против чрезмерной

централизации Франции, оставил воспоминания о встречах с

известными людьми своей эпохи (лордом Литтоном, Мет-

тернихом и др.), обширную переписку с Токвилем, Ш. Ре-

мюза и др., а также значительное литературно-критическое

наследие.

Лит.: GaulnierJ. Spectre de Gobineau. Pauvret, 1965.

M. M. Федорова

ГОГАРТЕН(Gogarten) Фридрих (13 января 1887,

Дортмунд — 16 октября 1967, Геттинген) — немецкий

протестантский теолог и историк религии. Сотрудничал с

К. Бартом и Р. Бультманом. Однако в 1930-е гг., в отличие

от большинства представителей диалектической

теологии, ставших провозвестниками христианского

сопротивления нацизму, Гогартен примкнул к пронацистскому

течению «немецких христиан». Отталкиваясь от основных

положений неоортодоксии Барта и христианского

экзистенциализма, Гогартен разработал свое учение в рамках

диалектической теологии. Его интересовали гл. о. две

проблемы — религиозная сущность исторического процесса

и своеобразие христианской веры. Он полагал, что Лютер

освободил христианскую теологию от оков метафизики,

однако его прозрение было забыто либеральной

протестантской теологией 18—19 вв., растворявшей религию в

стихии безрелигиозной цивилизации, откровение — в

истории, веру — в психологии.

Согласно Гогартену, современные христианские

представления об истории возникли в 18 — нач. 19 в. под влиянием

метафизических систем. Тогда история воспринималась

как процесс, происходящий внутри неизменной

метафизической структуры, а ход истории определялся опять же

внешними метафизическими факторами. Свобода от

метафизики позволяет по-новому взглянуть на историю. В

книге «Политическая этика» (1932) Гогартен утверждал, что

человек творит историю через свой моральный выбор и

отвечает за нее. Метафизические концепции истории сами

являются продуктом истории. Подлинное христианство не

зависит от какой-либо системы категорий. Оно требует от

человека исторического самосознания, в котором человек

должен принять собственное историческое существование

по слову Божьему, обращенному к нам через Иисуса

Христа. Гогартен трактовал христианство в секулярном духе. По

его мнению, христианская вера ведет человека к духовной

зрелости и лишает мир какого-либо мифического

содержания. Бог «передает» мир человеку, достигшему

духовного совершеннолетия. Гогартен считал, что это отражено в

Послании ап. Павла к Галатам.

В целом же, с точки зрения Гогартена, христианское

учение в той форме, как оно представлено в Библии, не

может удовлетворить современного человека. Для

преодоления духовного кризиса необходимо выразить

содержание христианского вероучения (керигмы) в терминах

человеческого существования, т.е. проинтерпретировать

библейские мифы экзистенциально. Вера, по Гогартену,

явление интимное, и никакое объективное ее

исследование невозможно. Для человека Бог существует только в

сознании, точнее, в чувстве соприкосновения с ним.

Одной из основных категорий теологии и этики Гогартена

является «существование», которое может быть

«подлинным» и «неподлинным». Неподлинным Гогартен считал

существование вне веры, когда человек живет в «видимом»

мире вещей и жизнь его наполнена постоянной тревогой.

От такой жизни человека освобождает вера, делающая его

существование подлинным и осмысленным. Концепция

Гогартена оказала определенное влияние не только на

теологию, но и на историю религии и философию.

Соч.: Politische Ethik. Jena, 1932; Die Kirche in der Welt. Heidelberg,

1948; Der Mensch zwischen Gott und Welt. Stuttg., 1957; The Reality

ofFaith. Phil., 1959.

Т. П. Лифинцвва

ГОГОЦКИЙСильвестр Сильвестрович [5 (17) января 1813,

Каменец-Подольский — 29 июня (11 июля) 1889, Киев]

русский философ, богослов, педагог. Виднейший

представитель киевской школы философского теизма. Автор

многочисленных богословско-философских трудов и

первой русской философской энциклопедии —

«Философского лексикона» в 4 т. В 1833—37 учился в Киевской духовной

академии. В 1848 получил степень магистра (диссертация

«О характере философии средних веков»), в 1850 — доктора

философии и древней филологии (диссертация

«Обозрение системы философии Гегеля»). С 1851 — профессор

кафедры педагогики Киевского университета, с 1869 — также

профессор на восстановленной кафедре философии,

читает лекции в различных учебных заведениях Киева.

Восприняв позитивное содержание немецкой классической

философии, Гогоцкий критически оценивал ее с христианских

теистических позиций. Общую задачу философии

определял как стремление к познанию безусловного начала вещей,

их внутренней связи и отношения к этому началу. История

философии должна отражать не только последовательность

направлений, но и постепенное развитие полной системы

знания и самосознания. С этой точки зрения, проникнутой

историзмом, Гогоцкий представил становление и развитие

философских учений; высоко ценил философию Канта и

539

ГОДЕЛЬЕ

учение Гегеля, хотя и критиковал последнего за панлогизм.

Гогоцкому принадлежат также работы по проблемам

образования, истории педагогики.

Соч.: Критический взгляд на философию Канта. К., 1847;

Философский лексикон, т. 1—4. К., 1857—73; Обозрение системы

философии Гегеля. К., 1860; Два слова о прогрессе. К., 1863;

Введение в историю философии. К., 1871; Философия 17 и 18 веков

в сравнении с философиею 19 века и отношение той и другой к

образованию, в. 1—3. К„ 1878—84.

Лт.:КолубовскийЯ. Материалыдляисториифилософиив России. —

«Вопросы философии и психологии», 1890, кн. 4; Зеньковский

В. В. История русской философии, т. 1, ч. 2. Л., 1991; Шпет Г. Г.

Очерк развития русской философии. — Соч. М., 1989; Чижевсь-

кийДм. Нариси з icTopii философа на УкраЬй К., 1992.

Я. А. Куценко

ГОДЕЛЬЕ(Godelier) Морис (1934, Камбре, Франция) —

французский социолог, специалист по экономической

антропологии. Воспитанник Высшей нормальной школы

(1955—58); исследователь первобытных обществ

Меланезии; инициатор преподавания экономической

антропологии во Франции. Работал с К. Леви-Строссом в Коллеж

де Франс; руководил отделением гуманитарных наук в

Национальном центре научных исследований (CNRS); в

настоящее время профессор Школы высших исследований в

области социальных наук в Париже (EHESS). Средоточие

интересов Годелье — системные взаимодействия между

экономическими отношениями и отношениями власти в

обществе. Он начинал как марксист — с изучения

структуры «Капитала» Маркса, участвовал в известной

дискуссии об «азиатском способе производства». Понимание

экономической реальности современного общества требует, с

его точки зрения, антропологического подхода — изучения

обществ, которые радикально отличны от западных.

Социальные организмы основаны на взаимосогласованном

функционировании идеальных и материальных сторон

общества. Сами производительные силы общества

одновременно и материальны, и идеальны, т. к. любое

использование орудий труда предполагает определенную систему

представлений, связанных с данным видом деятельности.

Главные функции идеального: представлять,

интерпретировать, организовывать, легитимировать. Эти

мыслительные функции наличествуют в любой человеческой

деятельности, и потому идеальное проявляется в любых

отношениях человека с природой и другими людьми.

Основные темы Годелье: живое и отжившее в мысли

Маркса; механизмы идеологии (в частности, «воображаемое

ядро власти» и потребность в единых представлениях об

обществе, несмотря на различие социальных позиций); тело

в системе родства и власти (общество как бы говорит через

человеческое тело, используя его как «чревовешательную

машину»); формы господства мужчин над женщинами в

первобытных обществах (физическое и символическое

насилие мужчин с «согласия» женшин); системы и образы

власти в обществах Меланезии; будущее антропологии в

ситуации господства западной экономики,

последовательно разрушающей все другие типы обществ.

Соч.: Horizons, trajets marxistes en anthropologie. P., 1973; Un domain

conteste: l’anthropologie economique. La Haye, 1974; La production

des grands hommes. Pouvoir et domination masculine chez les Baraya

de Nouvelle Guinea. P., 1982; L’ideel et le materiel: pensee, economie,

societes. P., 1994; L’enigme du don. P., 1996.

Я. С Автономова

ГОЛОСОВКЕРЯков Эммануилович (23 августа (4

сентября) 1890, Киев — 20 июля 1967, Москва) — филолог,

культуролог, философ. Окончил философское и

классическое отделение историко-филологического факультета

Киевского университета. По окончании университета

переехал в Москву, где был одним из организаторов

школьного образования в системе Наркомпроса. В 1919—20

был направлен в Крым для «охраны памятников культуры».

С 1922 по 1929 — на педагогической работе. В конце 20-х —

первой половине 30-х гг. переводил немецких романтиков

и греческих лириков; писал большой труд о Ницше,

переводил «Так говорил Заратустра» и создал философский

трактат «Имагинативный абсолют». В 1936 арестован и три

года (1936—39) провел в лагере в Воркуте, в 1939—42 — в

ссылке в г. Александрове. (См.: Шмидт С. О. О Я. Голосов-

кере. — В кн.: Засекреченный секрет. Томск, 1998, с. 7.) По

возвращении из лагеря узнал, что труды его жизни

погибли — сожжены его былым другом, художником, которому

были, оставлены на сохранение. В 40—50-х гг. продолжал

занятия античной поэзией. «Антология античной лирики

в русских переводах, начиная с XVIII в.» (2000

стихотворений 135 древних авторов) осталась в архиве

неопубликованной. Работы Голосовкера начали публиковаться только

с середины 50-х гг. Высшим уровнем творческого

мышления признавал имагинацию — творческое воображение:

«Когда мы, философы, наглядно созерцаем, мы

воображаем идеи, т.е. воображаем смыслообразы. Но, воображая,

мы их одновременно понимаем, т.е. когда для философа

его философское воображение создает смысл, оно

понимает реальную суть этого смысла». По мысли Голосовкера,

человеку присущ своеобразный «инстинкт культуры», т.е.

стремление к перманентному воспроизводству и

созиданию духовных ценностей. Культура предстает высшей

ценностью, аккумулирующей предикаты Бога: она свободна,

бессмертна и дает бессмертие, она — творческое начало

и цель творчества. Философия, понимаемая как

продуктивная деятельность воображения, является не наукой, а

особым искусством. Наука открывает законы, а

философия, будучи знанием, есть знание смысла истины и

воплощение этого смысла в образ, т.е. в смыслообраз. Именно

смыслообраз сближает философию и искусство. При этом

искусство акцентирует «образ», философиясмысл. Го-

лосовкер разработал оригинальную концепцию мифа и его

«логики», доказывая, что именно в нем имагинация

получает свое наиболее полное воплощение. В «Логике мифа»

описан мир чудесного. Его логика «иная», «особая» не

потому, что мышление древних людей было каким-то другим.

Единство человеческого рода не ставится здесь под

сомнение. Но к самому этому миру мифа никем не предъявлено

требование последовательности и непротиворечивости —

собственно логическое «научное» требование.

Соч.: Достоевский и

Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать, Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать бесплатно, Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать онлайн