Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин

Кант. М., 1963; Логика мифа. М., 1987; Миф

моей жизни. — «ВФ», 1989, № 2; Интересное. — Там же; Имагина-

тивная эстетика. — В кн.: Символ. Париж, 1993, № 29; Сказания о

титанах. М., 1993; Засекреченный секрет. Философская проза.

Лит.: Брагинская //. В. Голосовкер. — В кн.: Голосовкер Я. Э.

Сказания о титанах. М., 1993.

Я. В. Алексеев

ГОЛУБИНСКИЙФедор Александрович [22 декабря

1797 (2 января 1798), Кострома — 22 августа (3 сентября)

1854, там же] — русский философ и богослов, создатель

540

ГОЛЬБАХ

первой в России системы теистической философии.

Окончил Московскую духовную академию (1818) и

оставлен на кафедре философии бакалавром. С 1824 —

ординарный профессор. В 1826—51 работал в Комитете

духовной цензуры. В 1828 рукоположен в священники,

служил в Сергиевом Посаде; с 1829 — протоиерей. За 36 лет

преподавания в Академии прочитал целый цикл курсов:

общее введение в философию, метафизика, онтология,

гносеология, эмпирическая психология, нравственная

философия, история философских систем. При жизни

была опубликована лишь одна статья — «Первое письмо о

конечных причинах» («Прибавления к творениям св.

отцов», ч. 5, 1847). Основной корпус сочинений Голубинс-

кого издан посмертно, на основании записей священника

В. Г. Назаревского и других его слушателей в Московской

духовной академии («Лекции по умозрительному

богословию», 1868; «Умозрительная психология», 1871;

«Лекции философии», в. 1—4, 1884—86).

В центре философской системы Голубинского — учение о

Бесконечном Существе. Теоретическими источниками ее

были платонизм, святоотеческая традиция и сложный

конгломерат идей западноевропейской философии, которую он

знал очень глубоко. Под философией Голубинский понимал

особое состояние духа, стремящегося к познанию истины.

При этом строго различал знание философское и знание

богословское, отнеся в «Общем введении в философию» к

кругу проблем философии исследование деятельности

человека, бытия природы и деятельности Существа

Высочайшего: «Философия есть система познаний, приобретенных

разумом (intellectus) под управлением ума (rationis) и при

способствовании опыта, как внешнего, так и внутреннего,

о всеобщих главнейших, существеннейших силах,- законах

и целях природы внешней и внутренней, равно и о

свойствах Виновника всех оных — Бога» («Лекции философии»,

1884, в. 1, с. 37). Голубинский считается основателем

московской школы теистической философии, среди его

учеников и последователей — В. Д. Кудрявцев-Платонов, епископ

Никанор, Алексей И, Введенский.

Лит.: Колубовский Я. Н. Материалы для истории философии в

России. —«Вопросы философии и психологии», 1890, кн. 4;

Введенский А. И. Ко дню столетней годовщины рождения Голубинского.

М., 1898; Глаголев С. С. Протоиерей Федор Александрович

Голубинский. Его жизнь и деятельность. Сергиев Посад, 1898;

Абрамов А, И. Кант в русской духовно-академической философии. —

В кн.: Кант и философия в России. М, 1993.

А. И. Абрамов

ГОЛЬБАХ(Holbach) Поль Анри (1723, Эдесхайм,

Германия — 21 июня 1789, Париж) — французский философ.

Изучал химию в Лейденском университете. Переехав в

Париж, принял активное участие в создании

возглавлявшейся Дидро «Энциклопедии», для которой написал 375 статей.

Открытый Гольбахом салон приобрел известность как

место регулярных философских дискуссий между

энциклопедистами. В своем основном сочинении «Система природы»

(1770) Гольбах выступил систематизатором

материалистических и атеистических идей эпохи Просвещения, в этой

(по выражению современников) «Библии материализма»

осуществлена попытка философского осмысления

механики Ньютона.

Онтология Гольбаха — это материалистический монизм.

«Вселенная, это колоссальное соединение всего

существующего, повсюду являет нам лишь материю и

движение» (Избр. произв., т. 1. М., 1963, с. 66). Материя

не сотворена, вечна, есть причина самой себя: «По

отношению к нам материя вообще есть все то, что

воздействует каким-нибудь образом на наши чувства» (там же,

с. 84). Все существующее в природе образовано сочетанием

мельчайших материальных частиц, которые Гольбах

именует «молекулами» (иногда — атомами). Общие и

первичные свойства материи — протяжение, делимость, тяжесть,

твердость, подвижность, сила инерции. Движение — «это

способ существования, вытекающий необходимым

образом из сущности материи». Между телами действуют силы

притяжения и отталкивания, инерцияособый вид сил

противодействия, свидетельствующий о внутренней

активности тел. Движение Гольбах понимал преимущественно

как пространственное перемещение, признавая в то же

время скрытое внутреннее движение в телах,

обусловленное сочетанием, действием и противодействием молекул

материи.

В своем учении о причинности Гольбах развивал

своеобразную «систему фатализма»: все происходящее в мире

необходимо, подчинено постоянно действующим законам

природы; случайных явлений нет. В гносеологии он

придерживался сенсуализма: материальные предметы,

воздействуя на наши органы чувств, вызывают ощущения, на

основе их образуются мысли и желания; врожденных идей

нет. Умственные способности (размышление, память,

воображение) происходят от способности чувствовать.

Главным мотивом человеческих действий Гольбах считал

интересы, важнейший среди них — стремление к счастью.

Счастье состоит в соответствии желаний человека

окружающей его обстановке, но он не может его достичь без

помощи других людей, отсюда его заинтересованность в

содействии счастью ближних; быть добродетельным

означает приносить пользу людям. Подвергнув резкой

критике деспотизм, Гольбах связывал улучшение

общественных порядков гл. о. с деятельностью просвещенного

монарха, допуская, однако, и возможность революции как

средства упразднения деспотической формы правления.

Справедливое государственное устройство должно

основываться на общественном договоре, в соответствии с

которым каждый гражданин обязуется служить общему благу,

получая взамен со стороны общества помощь и защиту.

С атеистических позиций Гольбах рассматривал проблему

происхождения религии. По его мнению, религию

создали страх, невежество и обман. Бог не существует, и само

представление о нем получено путем соединения

взаимоисключающих атрибутов — метафизических (вечность,

бесконечность и т. п., это — отрицания человеческих

качеств) и моральных (ум, воля и т. д.). Прорыв в познании

природы приведет к исчезновению представлений о богах,

а упразднению религии должны содействовать также

отделение церкви от государства и ликвидация привилегий

священнослужителей. Идеи Гольбаха оказали влияние на

последующее развитие материалистической философии.

Соч.: Systeme social… v. 1—3. L., 1773; Systeme de la nature, v. 1—2.

L, 1781; La morale universelle, v. 1—3. P., 1820; Textes choisis, v. 1. P.,

1957; в рус. пер.: Священная зараза. Разоблаченное христианство.

М., 1936; Письма к Евгении. Здравый смысл. М., 1956;. Галерея

святых. М., 1962; Избр. произв., т. 1—2. М., 1963.

Лет.: Кочарян М. Т. Поль Гольбах. М., 1978; Hubert Я. D’Holbach

et ses amis. P., 1928; Naville P. D’Holbach et la philosophie scientfique

541

ГОЛЬДМАН

au XVIII siecle. P., 1967; Lecomple D. Marx et le baron d’Holbach. Aux

sources de Marx: le materialisme athee holbachique. P., 1983; Haupt M.

Von Holbach zu Marx. Hamb., 1987.

A. A Кротов

ГОЛЬДМАН(Goldman) Люсьен (20 июля 1913, Бухарест

— 8 октября 1970, Париж) — французский философ и

социолог. Во время 2-й мировой войны эмигрировал из

Франции в Швейцарию, где был ассистентом у Ж.

Пиаже. По окончании войны — профессор социологии в

Сорбонне (Париж), глава Национального центра

научных исследований и Социологического центра при

Брюссельском университете (1961). Создатель «генетического

структурализма», основу которого он усматривал в идее

тотальности. Социальные явления образуют тотальность,

целостный факт. Человеческая действительность является

одновременно и материальной, и психической, структура

мира гомологична духовным структурам определенных

общественных групп. Поэтому поведение человека в

итоге определяется этими структурами, а индивидуальность в

конечном счете есть выражение коллективного сознания.

Гольдман подчеркивал близость своих взглядов к

«генетической эпистемологии» Пиаже. Программное

произведение Гольдмана — книга «Сокрытый Бог» (1956); здесь он

анализирует философию Паскаля и драматургию Расина,

находя их внутренне схожими на том основании, что оба

близки по своему мировоззрению идеям янсенизма. Ряд

его работ посвящен проблемам истории и теории

марксизма. Соединяя структурализм с теоретическими подходами

Маркса, Лукача, Хайдеггера, Гольдман выдвинул один из

вариантов программы «гуманизации марксизма».

Соч.: Le Dieu cache. P., 1956; Recherches dialectiques. P., 1959; Pour

une sociologie du roman. P., 1964; Marxisme et sciences humaines. P.,

1970; Lukacs et Heidegger. P., 1973; в рус пер.:

Структурно-генетический метод в истории литературы. — В кн.: Зарубежная

эстетика и теория литературы 19—20 вв. М., 1987, с. 335—349.

Лит.: Ржевская Н. Ф. Литературоведение и критика в

современной Франции. М., 1985, с. 67-82.

ГОМЕОМЕРИЯ(греч. oucaouepeia, от ojioioc — подобный

и uepoc —часть) — термин древнегреческой философии.

«Гомеомеричными», или «подобочастными», Аристотель

называл качественно однородные вещества, у которых

любые части подобны по своим свойствам друг другу и

целому. В аристотелевской иерархии материального мира

они занимали промежуточное место между элементами

и «неподобочастными», каковыми являются органы

животных и растений. К «подобочастным» Аристотель

относил органические ткани, напр. мясо, кости, кровь, жир,

древесину, кору и т. д., а также металлы и однородные

минералы (наиболее полный перечень «подобочастных»

содержится в 4-й кн. «Метеорологики» — 338а 13—20).

Аристотель утверждал, что «подобочастные» служат

материальными первоначалами в системе Анаксагора, однако

в дошедших до нас Анаксагоровых текстах этот термин не

встречается. Термин «гомеомерия» в позднейшей доксо-

графической литературе об Анаксагоре обозначал, в

частности, мельчайшие частицы («семена» у Анаксагора)

всевозможных веществ, смеси которых образуют все вещи.

И. Д. Рожанский

ГОМЕОСТАЗ, гомеостазис (от греч. ouxnoc — подобный

aiaaic — состояние) — тип динамического равновесия,

характерный для сложных саморегулирующихся систем

и состоящий в поддержании существенно важных для

сохранения системы параметров в допустимых пределах

Приближение какого-либо из таких параметров (напр.,

температуры тела у теплокровного организма) к

критическому значению служит сигналом, после которого в действие

вступают механизмы, компенсирующие это нарушение и

восстанавливающие равновесие.

Понятие «гомеостаз» введено в 1929 американским

физиологом У. Кенноном, описавшим целый ряд

гомеостатических процессов в биологическом организме. Однако еще во

2-й пол. 19 в. французский физиолог К. Берна изучал

физиологические механизмы, обеспечивающие поддержание

стабильности внутренней среды организма. Он

рассматривал эту стабильность как основу независимости живого

организма в постоянно изменяющейся внешней среде.

С появлением и распространением

системно-кибернетических идей понятие «гомеостаз» начинает применяться при

изучении не только биологических систем разного уровня

но и психологических, социальных, технических и др.

систем для характеристики механизма регулирования и

управления, действующего на основе отрицательной обратной

связи. Исследование гомеостатических процессов

предполагает выделение: I) параметров, значительные изменения

которых нарушают нормальное функционирование

системы; 2) границ допустимого изменения этих параметров

под воздействием условий внешней и внутренней среды;

3) совокупности конкретных механизмов, начинающих

функционировать при выходе значений переменных за эти

границы. Помимо гомеостаза при изучении сложных

систем используют понятия гетеростазиса (отражающего

иерархию гомеостатических систем, разделение параметров

на более и менее существенные) и гомеореза (внутренних

механизмов, обеспечивающих закономерное изменение

существенных параметров системы в ходе ее развития).

Б. Г. Юдин

ГОМОЛОГИЯ И АНАЛОГИЯ(в биологии) —

взаимодополнительные понятия натурфилософии,

классифицирующие сходства органов. Гомология (греч. ouoXoyia —

соответствие природе) обозначает основные (сущностные)

сходства. Согласно С. В, Мейену (1978), гомологизация

объектов — это классификация их частей. Если критерии

гомологии приняты, то все не подпавшие под них свойства

оказываются в рамках этих критериев акциденциями и

объединяются понятием аналогии (греч. dcvaXoyia — соответствие,

пропорция). В систематике гомология служит основой

классификации организмов по таксонам, тогда как

аналогия не учитывается или ей отводится вспомогательная роль.

Но в принципе гомология и аналогия могут меняться

местами. Так, для зоологов, относящих енотовидную собаку к

псовым, все ее сходства с енотами — аналогия, а для относящих

ее к енотовым — гомология.

Термин «гомология» ввел Э. Жоффруа Сен-Илер (1824):

для повторяющихся органов одной особи (напр.,

гомология руки и ноги). По Р.Оуэну (1843), гомология — это

«один и тот же орган у различных животных при любом

разнообразии его формы и функции», т.е.

функциональный инвариант (напр., гомология руки и крыла). С

победой эволюционизма гомология стала толковаться как

общность происхождения, а аналогия — как независимое

приспособление различных организмов к сходной среде

обитания (Э. Геккель, 1866). Развивая точку зрения Гекке-

542

ГОНСЕТ

ля К. Гегенбаур ( 1898) считал, что аналогия для физиолога

то же, что гомология для морфолога, т.е. построенные ими

системы окажутся во всем различны. Начиная с К. Бэра

(1835), делались попытки обосновать гомологию через

сходства зародышей. Распространилось понимание

гомологии как существенного сходства в строении,

эмбриональном развитии и относительном положении между

соответствующими друг другу органами (Э. Бойден, 1947).

Однако и этот путь ведет в тупик: так, по ранним стадиям

развития зародыша (дроблению) млекопитающие ближе к

плоским червям, чем к рыбам. Ныне намечается отказ от

противопоставления гомологии и аналогии. Построение

систематики осуществляется путем многократного

попеременного обращения к упорядочению организмов и

упорядочению их частей. Гомология понимается как общность

строения, не обязательно унаследованная от общих

предков, но всегда являющаяся следствием

Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать, Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать бесплатно, Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать онлайн