Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин

них общие.

Деторождение возведено в ранг важнейшего

государственного дела и в согласии с наукой регулируется

должностными лицами. В их ведении и всестороннее воспитание

потомства. Стены города расписаны картинами по всем

отраслям знания, которые помогают легко и быстро изучать

науки. Кампанелла верил в возможность претворения в

жизнь своего идеала. До конца жизни он продолжал

работать над текстом своей утопии, написав в ее защиту

специальный трактат «О наилучшем государстве» (опубликован

вместе с «Городом Солнца» и «Реальной философией»).

Лит. см. к ст. Кампанелла.

Л. С. Чиколыни

ГОРСКИЙАлександр Константинович (псевд. А.

Горностаев, А. Остромиров, А. Гробов, Лучицкий А. К.) [18 (30)

декабря 1886, г. Стародуб Черниговской губ. — 24 августа

1943, Тула] — русский философ, поэт, публицист,

последователь Н. Ф. Федорова. Учился в Черниговской

семинарии (1902—06), в Московской духовной академии, по

окончании курса которой (1910) был оставлен для

подготовки к профессорскому званию, однако отказался от

церковно-богословской карьеры. Сближается с П. А.

Флоренским, В. А. Тернавцевым, Л. Шестовым. В 1912

знакомится с учением Федорова, в 1913 публикует

сборник стихов «Глубоким утром (Песнопения)» — опыт

поэтической интерпретации своих идей. В творческом

содружестве с Н. А. Сетницким (после 1918) на протяжении

многих лет пропагандировал федоровские идеи. В 1929

арестован, 8 лет провел на Севере. С 1937 отбывал

ссылку в Калуге, в 1943 арестован вторично. Умер в тюремной

больнице. Реабилитирован посмертно. В написанной

совместно с Сетницким книге «Смертобожничество»

(1928) и других работах развивает и углубляет идеи

Федорова. В очерке «Организация мировоздействия» (1928; см.

в кн. «Русский космизм», 1993) призывает современников

к «собиранию» разрозненных научных умов во

«всемирный ум», в «мозг земного шара» для решения проблемы

регуляции природы, целенаправленного воздействия на

«косную материю» ради преображения мира с

последующим восстановлением жизни, придавая искусству в свете

этого проекта статус жизнетворчества.

Соч.: Горский А. К., Сетницкий Н. А. Соч. М., 1995; Николай

Федорович Федоров. Биография. Харбин, 1928; Рай на земле. К.

идеологии творчества Ф. M Достоевского и Н. Ф. Федорова.

Харбин, 1929.

В. В. Ванчугов

ГОРСКИЙДмитрий Павлович (31 декабря 1920, г.

Рыбинск, Ярославской обл. — 16 августа 1994, Москва) —

логик, философ, педагог. Окончил философский факультет

Московского университета (1948); доктор философских

наук (1962); профессор (1968); заслуженный деятель

науки РФ (1981). Работал в Институте философии АН СССР

(РАН), с 1969 возглавлял различные научные

подразделения института, многие годы был заведующим сектором

логики, руководил (1985—87) отделом диалектического

материализма, в 1987—94 — главный научный сотрудник.

С 1967 являлся также профессором кафедры логики

философского факультета МГУ. В логике интересы Горского

были связаны с проблемами абстракций. Он предложил

теоретическое осмысление понятия идеализации, изучал

виды и типы определений, исследовал специфику

определений в различных теориях: физических и социальных,

содержательных и формальных; проанализирован и

систематизировал имеющиеся концепции значения знаковых

выражений. Его собственная позиция сводилась к тому, что

проблема значения таких выражений является проблемой

их понимания и потому существенно важна выработка его

критериев. В последние годы Горский занимался

критическим анализом марксистской концепции общества и

трудовой теории стоимости К. Маркса.

Соч.: Вопросы абстракции и образования понятий. М, 1962;

Логика. М., 1963; Проблемы общей методологии наук и диалектической

логики. М., 1966; Определение. М., 1974; Обобщение и познание.

М, 1984; Учение К. Маркса об обществе: критический анализ.

Пособие для преподавателей высших учебных заведений. М, 1994.

Е. А. Сидоренко

ГОСПОДСТВО— механизмы осуществления власти

через посредство исторически обусловленных политических

институтов (государство, право, церковь и др.). Господство

545

ГОСУДАРСТ ВО

предполагает иерархию и социальную дистанцию между

господствующими и подчиненными социальными

группами, которые поддерживаются при помощи особого

аппарата управления. Т. о., власть воплощается в господстве, хотя

не всегда приобретает его характеристики. В марксизме

анализируется господство двух типов: личное (отчуждение

и господство вещи над человеком) и

социально-экономическое (эксплуатация). М. Вебер подчеркивал, что

господство предполагает вероятность повиновения властным

приказаниям определенной части общества

(большинства). Он выделял господство: 1) легитимное, основанное

на признании законности власти и предполагающее

разделение властей, создание административного аппарата

управления, обеспечивающего исполнение властных

предписаний; 2) традиционное, опирающееся на

существующие в обществе представления о необходимости и

законности власти; 3) харизматическое, связанное с верой в

исключительные качества лидера и лояльностью по

отношению к нему. Современные конкретные формы господства

часто несут в себе черты всех выделенных типов.

Е. В. Осипова

ГОСУДАРСТВО— политическая целостность, созданная

национальной или многонациональной общностью на

определенной территории, где с помощью политической

элиты, монополизирующей власть, поддерживается

юридический порядок, включая законное право применения

насилия. С древнейших времен люди пытались объяснить

происхождение и сущность государства. Аристотель

одним из первых предложил «патриархальную теорию»,

согласно которой государство возникло как естественный

процесс усложнения форм общежития людей: вначале

люди объединялись в семьи, затем несколько семей

образовали селение, а на завершающей стадии этого процесса

возникло государство как форма общежития граждан,

создающих политическое устройство и подчиняющихся

власти закона.

В Средние века процесс возникновения государства

стали рассматривать в рамках религиозного мировоззрения

как учреждение института земной власти,

установленной Богом. Современный католицизм считает своим

официальным учением о государстве взгляды Фомы

Ливийского, который призывал людей к повиновению

государственной власти, связанной «божественными законами».

С теократическими концепциями тесно связаны этические

теории, рассматривающие государство в виде воплощения

моральной идеи, всеобщего закона. По Г. В. Ф. Гегелю,

государство представляет собой высшую ступень в развитии

«объективного духа», которая означает восстановление

единства, нарушенного в гражданском обществе борьбой

индивидов и групп.

В Новое время получила широкое распространение

договорная теория происхождения государства (см. Ж.-Ж.

Руссо, Т. Гоббс, Договор общественный). Согласно последней,

люди, пребывавшие первоначально в естественном, дого-

сударственном состоянии, решили сознательно создать

государство (заключить договор), чтобы надежно обеспечить

для всех основные права и свободы. На реалистический

подход в объяснении государственной власти претендует также

«теория завоевания» (Л. Гумплович, Ф. Оппенгеймер),

описывающая процесс возникновения классов и государства

как результат завоевания одного племени другим.

Марксистскаятеориярассматривает государствокакполи-

тическую организацию экономически господствующего

класса, предназначенную для подавления сопротивления

его классовых противников. Согласно марксистской

социологии, государство возникло на определенном

уровне, развития производительных сил, когда

общественное разделение труда привело к возникновению частной

собственности, имущественного неравенства людей и

расколу общества на антагонистические классы.

Некоторые теоретики пытаются объяснить

происхождение-; и существование государства психологическими

факторами, подчеркивая, что выдающиеся личности

являются творцами государства благодаря «гипнотическому

влиянию» на ищущую чужого руководства толпу (М.

Ковалевский, Ж. Бюрдо).

В современной политической науке в целом возобладала

синтетическая точка зрения, учитывающая в процессе

возникновения государства социально-экономические,

религиозные, моральные, военные и психологические

факторы. Само по себе государство как средство

политического управления не является ни абсолютным

благом, ни абсолютным злом. История показала, что

форма государственного устройства, характер применяемых

средств и методов управления зависят от общего уровня

развития конкретного сообщества, от сложившейся в

этом социуме политической культуры, от преобладающих

религиозно-философских воззрений, потребностей

экономического развития и многих др. факторов.

Признаками государства являются: публичная власть,

располагающая специальным аппаратом управления и

принуждения (армия, полиция, суд); территория, на

которую распространяется юрисдикция данного государства

(право производить суд); система права — совокупность

обязательных норм, соблюдение которых обеспечивается

органами власти.

Государственная власть носит универсальный характер,

поскольку она распространяется на всех граждан, на все

организации и учреждения страны. Государственный

суверенитет предполагает полную независимость во

внутренних делах и внешних сношениях, т.е. над властью

государства, признаваемой суверенной, не стоит никакая иная

власть, способная подчинить его себе или

воспрепятствовать ему в осуществлении его воли. В международной

сфере суверенитет государства выражается в его праве

самостоятельно, независимо от др. государств, решать все

свои внутренние вопросы и вступать в международные

соглашения. Уважение суверенитета является основным

принципом международного права, закрепленным

Уставом ООН.

Государство выполняет целый ряд важных внутренних и

внешних функций. Основная внутренняя функция

достижение социально-политической стабильности в

обществе, служение общему благу. Государство стремится

выступать в качестве главного арбитра при столкновении

политических интересов, не допускать обострения

социальных конфликтов и разрешать их мирными средствами.

Экономические функции предполагают

координирование и регулирование экономических процессов;

социальные — обеспечивают систему социального страхования,

общественных компенсаций, социальной опеки, развитие

здравоохранения; культурно-образовательные —

выступают гарантом сохранения и преумножения национальной

546

«ГОСУДАРСТВО»

науки и культуры, развития системы народного

образования; экологические — отвечают за охрану окружающей

среды на своей территории. Внешние функции

государства направлены на реализацию его интересов и целей на

международной арене. Главными среди них являются:

обеспечение национальной безопасности, отстаивание

государственных интересов в международных

отношениях, развитие взаимовыгодного сотрудничества, участие в

решении глобальных проблем.

Лит.: Аристотель. Политика. — В кн.: Он же. Соч. в 4 т., т. 4. М,

1980; Гегель Г. В. Ф. Философия права. — В кн.: Он же. Соч. в 10 т.,

т. 8. М., 1935; Гоббс Т. Левиафан. — В кн.: Он же. Избр. соч. в 2 т.,

т. 2. М., 1991; Маркс К, Энгельс Ф. Немецкая идеология. — В кн.:

Они же. Соч., т. 3. М., 1955; ТоквильА. Демократия в Америке. М.,

1992; Василенко И. А. Административно-государственное

управление в странах Запада: США, ФРГ, Франция, Германия. М., 1998.

И. А. Василенко

«ГОСУДАРСТВО» (Ilo^iTeia, rjiiepi Sixaiou, лоХтхос) —

диалог Платона, завершающий зрелый период его

творчества. Сам Платон, по-видимому, считал исследование

истинных принципов человеческого общежития и

проведение их в жизнь главной задачей философии и

соответственно «Государство» и «Законы» — важнейшими своими

сочинениями. Этика и политика для Платона неразрывно

связаны с теологией, онтологией и психологией,

поэтому в «Государстве» не только рассматриваются

существующие типы государственного устройства и принципы

правильного устройства общества, но и излагается учение

об идеях, как оно к тому времени понималось

Платоном; учение о Боге как высшем благе и источнике бытия;

учение о душе, о трех ее частях и о посмертной участи;

учение о познании и науках. Собственно, «Государство»

может считаться изложением всей философской системы

Платона зрелого периода его жизни, за исключением

физики, которая изложена в «Тимее», и диалектики, которой

посвящены «Софист» и «Парменид».

Вероятно, первая из десяти книг «Государства» была

написана намного раньше остальных; по характеру она мало

отличается от ранних сократических диалогов Платона:

Сократ предлагает собеседникам выяснить, что такое

справедливость сама по себе как индивидуальная добродетель.

В споре опровергаются ложные мнения о том, что

справедливость есть воздаяние каждому должного или право

сильнейшего или что счастлив может быть только

несправедливый человек. Истинное понятие справедливости не

выясняется; достигается лишь согласие, что справедливый

будет счастлив, поскольку обладает достоинством души,

даже при отсутствии успеха, богатства и прочих внешних

благ Определения справедливости как таковой

предлагается искать путем аналогии — исследования справедливости

в государстве (полисе, т.е. гражданской общине). Во II—VI

книгах рассматривается наилучшее из всех мыслимых

общественное устройство. Оказывается, что справедливость

в таком обществе — это гармония составляющих его

сословий («целое», 433а): «заниматься каждому своим делом и

не вмешиваться в чужие — это и будет справедливостью»

(там же). Таких сословий, или классов, в правильно

устроенном государстве должно быть три: ремесленники

(OTjuioDpyoi) (крестьяне, собственно ремесленники,

торговцы, всяческие посредники и сфера обслуживания); стражи

(воины, аристократия) и правители (философы).

Общественная справедливость заключается в том, чтобы каждое

низшее сословиекаждый гражданин в нем)

повиновалось руководству высшего, не стремясь занять

несвойственное ему место. Индивидуальная справедливость

(искомое первой книги) заключается в том же применительно к

частям души. Ибо членение человеческой души

аналогично членению общества: высшему философскому сословию

в душе соответствует разум; он должен править. Второму —

аристократическому сословию стражей—соответствует

аффективная часть души, «яростный дух» (то Ou^ioeioec), или

чувство чести, обеспечивающий, в частности, такие

добродетели, как мужество, или способность оказать

сопротивление, и кротость, или способность повиноваться. Третья

часть души, аналог низшего сословия демиургов,

обеспечивающего удовлетворение материальных потребностей

общества, — вожделеющее начало (то e7iioi)|i4Tixov). Если

аффективное начало в человеке повинуется разумному, а

вожделения подчиняются двум высшим — разуму и чести,

то человек добр, справедлив и счастлив; если же одно из

низших начал будет проявлять своеволие и претендовать

на власть, человек будет порочен и несчастлив, в

конечном счете душевно болен, ибо в государстве его души

воцарится мятеж и смута. Такому тройственному членению

человеческой души и общества отчасти соответствует в

философии Платона и строение большого мира, космоса:

вверху разумный идеальный умопостигаемый космос, Ум

как таковой, венчающийся Идеей блага, или Богом; ниже

мировая душа, состоящая из рациональной и

иррациональной части (см. «Тимей» и «Законы»); еще ниже —

управляемый ими и существующий благодаря им телесный

космос, прекрасный и упорядоченный, пока

Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать, Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать бесплатно, Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать онлайн