Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин

охарактеризовать как самоорганизующееся начало и

сосредоточение негосударственных отношений.

Понятие гражданского общества формировалось в ходе

развития мировой политической мысли. Первые отчетливые

549

ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО

представления о гражданском обществе были высказаны

К Макиавелли, Г. Гоббсом и Дж. Локком. Идеи естественных

прав как модели статусного и морального равенства людей, а

также общественного договора как способа контролировать

достижение согласия легли в основу современного

понимания гражданского общества.

Создание гражданского общества предполагало

высвобождение частной жизни, семьи и бизнеса из-под власти

государства. При этом индивид получал свободу

вероисповедания; повседневная жизнь выходила из-под политической

опеки; индивидуальный интерес, особенно в вопросах о

частной собственности и коммерческой деятельности,

получал поддержку закона. Наличие зрелого гражданского

общества означает соблюдение неотъемлемых

естественных прав человека, признание их морального равенства.

Центральным становился вопрос о соотношении

«суверенного государства» к «суверенному народу»,

представлявшему легитимную основу государственной власти. Система

сдержек и противовесов обеспечивала нахождение баланса

между ветвями власти, между обществом и государством,

свободой и ответственностью, силой и правом.

Государство не просто изгонялось из частной жизни, экономики,

духовной жизни, а напротив, ставилось обществом под

контроль, который осуществлялся, в частности, по

вопросу способности власти обеспечить безопасность этих сфер

и их свободу, пресечь даже посредством легитимного

насилия любые притязания, оказать на них давление со

стороны также негосударственных структур, напр.,

криминальных, монополий и пр.

Идея построения гражданского общества принадлежит

либеральной мысли 18 в., еще не отделяющей гражданские

свободы от проблем морали и социального равенства.

Позже понятие гражданского общества сохраняет позитивное

отношение к свободам граждан, их правам и обязанностям

по отношению к государству. Государство со своей

стороны трактуется как выражающее интересы граждан.

Гражданское общество включает в себя разделение публичной и

частной сфер и вместе с тем их взаимодействие. На основе

этого принципа женщины были вовлечены в публичную

сферу, хотя прежде под автономным и ответственным

индивидом понимался только мужчина.

Сегодня западные социальные теории располагают

набором эмпирических черт, без которого общество не может

быть названо хорошим. Понятие «хорошее общество»

(Good Society) базируется на идее гражданского общества

и расширяет его границы. «Хорошее общество» — это

не реальность, а теоретический инструмент для

анализа достижений человечества в социальной сфере и их

концептуализации на уровне эмпирических обобщений.

К неотъемлемым чертам относятся: свобода и права

человека, способность человека быть ответственным в свободе,

стремиться не только к негативной свободе — свободе «от»

(принуждения, зависимости), но и к позитивной свободе —

свободе «для» (самореализации, осуществления своих

планов, постановки социальных целей и пр.);

достижимость минимума социальных и природных благ; наличие

социального порядка. Таким порядком обладает гражданское

общество. Классический термин философии, политологии

и юридической науки до 60-х гг. 20 в. означал общество,

которое способно поставить под контроль государство.

В 60-х гг. юрист Р. Найдер организовал общество охраны

потребителей и произвел теоретическое расширение этого

понятия. Эго общество, которое способно поставить под

контроль не только государство, но и богатство.

Подобные попытки предпринимались и раньше в

антитрестовском законодательстве В. Вильсона, в антимонопольной

политике, но не были концептуализированы в терминах

гражданского общества. До провозглашения этой идеи в

Америке была популярна фраза: «Что хорошо для

Дженерал Моторс, хорошо для Америки». Р. Найдер поставил под

вопрос этот тезис. Несмотря на то, что без государства как

органа легитимного насилия не может существовать

общество, оно берется в гражданском обществе под контроль.

То же должно произойти и с корпорациями. В этой новой

доктрине, которая до определенных пределов (через

адвокатскую службу общества потребителей, бюро лучшего

сервиса, суды по потребительским делам и пр.,) действует

в США, учтены не только гражданские свободы и права

индивида, но и экономические права, которые относятся

в классическом либерализме скорее к благам.

Лит.: Современный либерализм. М., 1998; Held О. Models of

Democracy. Stanford, 1987; Held D. Prospects for Democracy. North,

South, East, West. Stanford, 1993; Isaac K. Civies for Democracy.

Wash., 1992; Liberalism and the Good, ed. by R. B. Douglass, G. M.

Mare, H. S. Richardson. N. Y.-L., 1990; PelczynskiZ. A. The State and

Civil Society. N.Y., 1984.

В. Г. Федотова

ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО(лат. jus civilis) — одно из

основных понятий политически-правовой мысли, зародившееся

в античности и получившее особое развитие в 17—18 вв. в

учениях Г. Гроция, С Пуфендорфа, Т. Гоббса, Дж. Локка, где

оно нередко отождествляется с «гражданским законом»

(лат. lex civilis) в противоположность «естественному

праву». Гроций называет гражданские права

«внутригосударственными правами», считая, что «матерью…

внутригосударственного права является самое обязательство,

принятое по взаимному соглашению» («О праве войны и мира».

М., 1994, с. 48). К внутригосударственному праву Гроций

относит «как воздержание от чужого имущества, так и

возвращение полученной чужой вещи и возмещенной от нее

выгоды» (там же, с. 46). По мнению Гоббса, «выгода,

получаемая человеком от уменьшения права другого человека

(имеется в виду «общественный договор». — Т. Д.) состоит

в уменьшении препятствий к использованию своего

собственного первоначального права» («Левиафан», Соч. в 2 т.,

т. 2. М., 1991, с. 100), что становится возможным благодаря

появлению принудительной власти.

Особое значение понятие гражданского права приобретает

в трудах Ж.-Ж. Руссо: по «общественному договору

человек теряет свою естественную свободу и неограниченное

право на то, что его прельщает и чем он может завладеть;

приобретает же он свободу гражданскую и право

собственности на все то, чем обладает» («Об общественном

договоре». — Руссо. Трактаты. М., 1969, с. 164). Руссо толкует

гражданское состояние как единый политический

организм, где действует принятое народом-сувереном

гражданское право и где естественное неравенство заменяется

политическим равноправием. Гражданская свобода

выступает здесь как свобода, ограниченная «общей волей»,

а обладание имуществом из результата первоначального

захвата «сильнейшего» превращается в «собственность,

которая может опираться лишь на основание

юридическое» (там же, с. 314), Выполнение взаимных обязательств

550

ГРАММАТОЛОГИЯ

общественного договора и требований, направленных на

достижение общего блага, — основа гражданского права.

«Одному только закону люди обязаны справедливостью и

свободою… Законы — это единственный двигатель

политического организма… Без законов государство,

образовавшись, есть всего лишь тело без души» (там же, с. 331). Ряд

положений «Общественного договора» Руссо вошел во

французскую Декларацию прав человека и гражданина

1789, а затем — и во Всеобщую Декларацию прав человека

1948. Современные идеи «правового государства» во

многом опираются на концепцию гражданского права Руссо.

Т. Б. Ддугач

ГРАЖДАНСКОЕ СОСТОЯНИЕ(лат. status civilis) —

понятие, получившее развитие в европейской социальной

философии 17—18 вв. и характеризующее жизнь человека

в обществе в отличие от его изолированного естественного

состояния. По убеждению Гуго Греция, С. Пуфендорфа,

Дж. Локка, Т. Гоббса, Т. Пейна, особенно Ж-Ж. Руссо

гражданское состояние устанавливается в результате

общественного договора. Причины перехода к нему у разных

мыслителей различны: Гоббс трактует гражданское

состояние как прекращение «войны всех против всех»,

начавшейся в естественном состоянии, Локк — как возможность

предотвращения такой войны, Руссо — как воплощение

принципов равноправия и демократии. Люди переходят

к гражданскому состоянию, добровольно ограничивая

свои естественные права и передавая часть их (тем самым

отчуждая их от себя) третьему лицу в качестве общей

политической власти. Для Гоббса это абсолютная

монархическая власть, пожирающая в образе некоего библейского

чудовища (Левиафана) права отдельных граждан,

обязанных ему беспрекословно повиноваться: «Я

уполномочиваю этого человека или это собрание лиц и передаю ему

мое право управлять собой при том условии, что ты таким

же образом передаешь ему свое право и санкционируешь

его действия» (Левиафан. — Соч. в 2 т, т. 2. М., 1991, с. 133).

Согласно Локку, стремление избежать состояния войны

на начальной фазе истории — «главная причина того, что

люди образуют общество и отказываются от

естественного состояния» (Два трактата о правлении. — Соч., т. 3. М.,

1988, с. 273).

Руссо вносит много новых моментов в понимание

гражданского состояния (гражданского общества). Во-первых,

оно устанавливается в результате устранения первого,

несправедливого договора и заключения второго,

справедливого. Во-вторых, сувереном, т.е. законодательной властью

государства признается весь народ, в связи с чем Руссо

вводит понятие «обшей воли». В-третьих,

устанавливается юридическое равноправие и имущественное равенство.

В-четвертых, Руссо проводит различение между

участниками этого состояния как частными лицами и ими же как

гражданами, отделяя тем самым экономику от политики.

Наконец, гражданское состояние рассматривается как

промежуточное звено между индивидами и политической

властью (государством), на котором строится правовое

государство: «…первоначальное соглашение молчаливо

включает в себя такое обязательство, которое одно только

может дать силу другим обязательствам: если кто-либо

откажется подчиниться общей воле, то он будет к этому

принужден всем Организмом» («Об общественном

договоре». — Руссо. Трактаты. М., 1969, с. 313). Эти положения

Руссо и других идеологов третьего сословия вошли в

«золотой фонд» демократических программ и оказали влияние

на мыслителей последующих столетий.

Т. Б. Ддугач

ГРАЖДАНСТВОтермин, фиксирующий связь того или

иного лица с государством, которое гарантирует ему

совокупность прав и налагает на него определенные обязанности

(военной службы, участия в финансировании социально

значимых проектов, выполнения определенных

повинностей — литургий и т. п.). Понятие гражданства возникло

в эпоху античности в системе государств-полисов Древней

Греции и Италии. В Средние века было вытеснено

термином «подданство».

Ныне гражданство рассматривается как политико-правовое

понятие, обозначающее принадлежность того или иного лица

к определенному государству. Гражданство является основой

конституционно-правового статуса индивида, определяет

реализацию в полном объеме всей совокупности его основных

прав и свобод — в т. ч. возможности участия в политической,

социальной, культурной жизни общества. Международным

правом, и прежде всего Всеобщей декларацией прав человека

(1948), закреплен принцип равноправия всех граждан на

территории государства вне зависимости от оснований

приобретения данного гражданства (по рождению или в силу

иных обстоятельств). Вместе с тем международным право

допускается наличие лиц, имеющих двойное гражданство

(т. н. бипатридов) и лиц без гражданства (апатридов).

Э. Г. Соловьев

ГРАММАТОЛОГИЯ— по замыслу Ж Деррида — изучение

«письма» как основания всей западной мысли и культуры.

Использование этого термина за пределами традиционной

науки о видах письменности, по-видимому, подсказано

И. Гелбом (Gelb L J. A study of writing: the foundations of

grammatology, 1952). Грамматология возникает в

определенный момент развития познания и неизбежно

находится под властью «логоцентрической» метафизики (ср. 2-я

часть термина — «логия»), но постоянно пытается от нее

освободиться (стать «грамматографией», т.е. не «наукой

о письме», а «письмом о письме»), и это противоречие

остается неразрешимым.

Вся западная цивилизация, по Деррида, возникла и

развивалась под знаком фонетического линейного письма

как возможности накопления опыта, знаний, богатств.

Фонетическое письмо (в чистом виде никогда не

реализовавшееся) всегда предполагало жесткое разведение двух

сторон знака — чувственной и умопостигаемой,

означающей и означаемой. По традиции звук, голос

воспринимается как нечто синонимичное смыслу и духу, а письмо

трактуется как нечто условное и вторичное. Деррида хочет,

чтобы мы взглянули на это иначе и увидели «письмо до

речи» или «прото-письмо», а в нем — саму возможность

членораздельности, артикуляции. Однако, по сути,

никому в философской традиции еще не удавалось это сделать:

Платон, Гегель, Гуссерль, Хайдеггер в конечном счете

абсолютизируют наличие-присутствие (presence) в

разнообразных его видах и формах (сущность, эйдос, субъект,

означаемое) и оказываются слепы к различиям и следам

«письма». То же самое, применительно к иному материалу,

551

ГРАММАТОЛОГИЯ

можно сказать и о научной традиции (Соссюр, Якобсон,

Леви-Стросс).

Эти вопросы поставлены в книге «О грамматологии»

(1967) — классическом труде Деррида, где были впервые

развернуто показаны принципы и приемы деконструкции.

Предлог «о» в заглавии точно передает сутьдела: мысль не

может прямо и цепко взять предмет, находящийся «в

корнях всех наук», и вынуждена блуждать «вокруг» и «около».

В книге две основные части. В 1-й вводится ряд понятий,

во 2-й — они апробируются на примере Руссо. «Эпоха

Руссо» понимается как текст, а ее исследование — как чтение,

причем речь идет о чтении «Опыта о происхождении

языков» — сочинения «маргинального», при жизни автора не

опубликованного и не имеющего четкой датировки — и

это тоже черта деконструктивного стиля.

Одно из важнейших понятий грамматологии — знак: это

одновременно и орудие метафизики, и средство ее

деконструкции. Со знаком нужно обращаться так, чтобы он,

плоть от плоти западной метафизики, смог шагнуть за ее

пределы, а для этого требуются маневры на грани военных

хитростей («стратагем»). Но как в отсутствии письма

увидеть письмо?

Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать, Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать бесплатно, Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать онлайн