Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин

он снискал славу одного из

выдающихся проповедников 4 в. («христианский Демосфен»).

Первое место в его наследии занимают 45 слов, из которых

выделяются «5 Богословских слов» (Ог. 27—31),

произнесенные в Константинополе в 380 и давшие ему почетное

имя «Богослова». Здесь он опровергает ереси евномиан и

македониан и отстаивает ортодоксальное учение о

Троице. Автор 245 писем и автобиографической поэмы «О

своей жизни», сравнимой с «Исповедью» Августина.

В своем учении о богопознании Григорий полемизирует с

арианским рационализмом Евномия и отрицает

возможность постичь тварным человеческим разумом Бога в его

сущности. Бог, «чистая и первая природа» (Ог. 28),

являет свою славу лишь в подобиях, «со спины», как

Моисею (Исх. 33:22,23). Непознаваемость и неизреченность

(трансцендентность) утверждается т. о. на пути апофати-

неской теологии, которая допускает только отрицательные

утверждения о Боге. Богопознание реализуется как

личная встреча с Богом-Троицей, что и есть собственно цель

христианской жизни (спасение). Это предполагает в

первую очередь отстранение от чувственного мира,

очищение и восхождение ума (каОароц), т.е. обожение (Эеоочс),

принципиально возможное благодаря вочеловечению

Бога-Слова. Различные ступени богопознания

соответствуют поэтому изменениям преображаемого аскезой

человека, который стремится ко все более ясному созерцанию

Троицы, к соединению с чистым божественным умом.

Центральными в творчестве Григория являются тринитар-

ная проблема и христология. Как Василий Великий и

Григорий Нисский, он отстаивает единосущие Троицы.

Троичность как тайна есть «неразделимое разделение», «Единое

в трех и три в Едином» (Ог. 39). Григорий впервые

обозначил различия Лиц как «нерожденность», «рождение» и «ис-

хождение» (Ог. 25), выражая тем самым взаимные

отношения Лиц (axeaeic). В христологии (Ер. 101, 102) Григорий

критикует Аполлинария Л аодикийского, утверждая

полноценность человеческой природы Христа: в личности

Христа происходит совершенное сущностное соединение двух

природ. Марию Григорий называет «Богородицей».

Влияние Григория на Церковь — Восточную, как и

Западную — было огромным. Уже Руфин считал его учение

нормой ортодоксии, а многие западные отцы, в т. ч. ФомаАк-

винский, постоянно обращались к нему; Григория высоко

ценили и гуманисты (напр., Меланхтон). Он оказал также

значительное влияние на византийскую гимнографию

(рождественский, богоявленский и пасхальный каноны

Иоанна Дамаскина).

Соч.: MPG, t. 35—38; в рус. пер.: Творения Григория Богослова,

т. 1—2. М, 1843—1848 (репринт: Свято-Троицкая Сергиева Лавра

1994).

Лит.: Иларион (Алфеев), иеромонах. Жизнь и учение св. Григория

Богослова. М., 1998; Fleury Е. St. Gregoire de Nazianze et son temps.

P., 1930; RuetherR. R. Gregory of Nazianzus. N. Y. — Oxf., 1969;

Bernard J. Gregoire de Nazianze. P., 1995.

A. В. Михайловский

ГРИГОРИЙI ВЕЛИКИЙ (Gregorius Magnus) (ок. 540, Рим

— 604, там же) — папа Римский в 590—604, отец Церкви.

Происходил из знатного рода, администратор, управлявший

не только владениями Римской церкви, но и Римом с

округой. Способствовал обращению в ортодоксальную

христианскую веру вестготов в Испании. Отправил к англосаксам

миссию Августина, первого архиепископа Кентерберийско-

го. От его обширной переписки сохранилось 866 посланий.

Ему принадлежат следующие труды: Моралии на Книгу

пророка Иова (ок. 579—591), Пастырское правило (ок. 591),

Гомилии на Книгу пророка Иезекииля (ок. 591/592), Гомилии

на Евангелия (ок. 593), Диалоги о жизни святых италийских

отцов (593—594), Толкования на Песнь песней (595—598),

Толкования на Первую книгу царств (595—598,

пересмотрена в 599—604). В основе теологии Григория Великого,

известного в Восточной церкви под именем Григория Дво-

еслова (за знаменитые в Средние века «Диалоги», т.е. «Дво-

есловия»), — гл. о. идеи Августина, а также Кассиана и

Амвросия Медиоланского, которые он сделал доступными не

искушенным в богословии христианам. Идеальная модель

христианской жизни представлялась ему в виде подвижного

равновесия созерцательной (любовь к Богу) и действенной

(любовь к ближнему) ее сторон.

Соч.: MPL, t. 75—79; в рус. пер.: Собеседования о жизни

италийских отцов и о бессмертии души. Казань, 1858; Беседы на

Евангелия в 2 т. СПб., 1860; Беседы на Пророка Иезекииля, пер.

архимандрита Климента. Казань, 1863; Правило пастырское, или

О пастырском служении, пер. Давида Подгурского. К., 1872.

Лит.: Успенский Ф. И. Церковно-политическая деятельность папы

Григория I Двоеслова. Казань, 1901; Dagens Cl. Saint Gregoire

le Grand. Culture et experience chretiennes. P., 1977; Straw Carole.

Gregory the Great: Perfection in Imperfection. Berkeley, 1988; Markus

Robert A. Gregory the Great and His World. Cambr., 1997.

В. Б. Прозоров

ГРИГОРИЙиз Римини (Gregorius de Arimino. Arirni-

nensis; Gregorio Novelli da Rimini) (ок. 1300,

Римини — ноябрь 1358, Вена) — итальянский теолог, философ

556

ГРИГОРИЙ НИССКИЙ

и естествоиспытатель; «подлинный доктор» (doctor au-

thenticus). Бакалавр искусств (1323), магистр теологии

(1345). Преподавал в Париже (1323—29, 1341—51) и

городах Италии. Генерал Ордена братьев-отшельников св.

Августина (1357—58). Главное сочинение: «Чтение на

первую и вторую книги «Сентенций»» Петра Ломбардского

(Lectura super Primum et Secundum Sententiarum).

Будучи убежденным августинианцем, Григорий тем не

менее разделяет и многие номиналистские положения,

изложенные его современником У. Оккамом. Согласно

Григорию, т. к. содержание науки составляет лишь

знание об универсальном и необходимом, ее объектом не

может быть внешняя, чувственно воспринимаемая

реальность, включающая в себя только случайное и

единичное. Единственно возможный объект науки находится в

пределах самой души и есть та умственная реальность,

что состоит из доказуемых и логически обосновываемых

смысловых значений, к которым приводят

умозаключения (significata conclusionum). Универсальное познание

(notitia universalis) т. о. связано не с реально

существующими универсалиями, но со знаками, представляющими

группы индивидуумов. Исходя из этого, Григорий

настаивает на первенстве интуиции, посредством которой

субъект осуществляет как относительное познание внешнего

мира, так и абсолютно несомненное познание

внутреннего, собственного бытия — здесь он опирается на

Августина («О Троице», кн. XV, гл. 12): никакое бытие не может

быть более известно человеку, чем его собственное.

Заостряя внимание на совершенной недетерминированности

акта свободного божественного произволения и — как

следствие — на наличии непреодолимой пропасти между

Богом и всем тварным миром, Григорий исключает

истины веры (в т. ч. и сам факт бытия Божьего) из области

логического доказательства, применимого не к «мудрости»

(sapientia) теологии, но лишь к знаниям «науки» (scientia).

Объекты же и явления, с которыми имеет дело

естественный опыт, — случайны, ибо всегда могут быть изменены,

если Бог этого пожелает. Т. о., даже если признается, что

мир конечен во времени и пространстве и что

численно он один, нет никаких препятствий к тому, что Бог не

сделает его бесконечным и вечным или не сотворит,

помимо нашего, иные миры. Одобряя и развивая

аргументацию Фомы Брадвардина относительно решающей роли

божественного предопределения в процессе

возникновения и течения событий тварного мира, Григорий, хоть и

не без колебаний, принимает его тезис.

Проводя строгое различие между упорядоченным

могуществом Бога (potentia ordinata) и его абсолютным

могуществом (potentia absoluta), Григорий — в отличие от таких

оккамистов, как, напр., Адам Вудхэм — не использовал

его в качестве основания для выводов и интерпретаций,

подрывающих традиционные догматические положения.

Так, он признавал невозможным, чтобы божественная

свобода вступала в противоречие с его же собственной

природой и совершенными атрибутами: Бог, т. о., не

может быть несправедлив, не может обманывать человека,

велеть человеку грешить, ненавидеть Его или не верить в

Него, ибо в этом случае Он уже не был бы Богом.

Естественнонаучные интересы Григория близки научным

интересам его современников—представителей

Оксфордской и Парижской школ (вопрос о математической

непрерывности и бесконечности, рассматриваемый в его

«Чтении», и др.).

Соч.: Lectura in Primum el Secundum librum Sententiarum, cd. D.

Trapp et al.—«Spatmittelalter und Reformation. Texte und

Untersuchungen», vol. 9. В., 1979.

Лит.: LeffG. Gregory of Rimini: Tradition and Innovation in Fourteenth

Century Thought. Manchester, 1961; Trapp D. New Approaches to

Gregory of Rimini. — «Augustinianum» 1962,2, p. 115—130; VignauxP.

Justification et predestination au XIV siecle. Duns Scot, Pierre Auriol,

Guillaume d’Occam et Gregoire de Rimini. P., 1934; Wursdorfer J.

Erkennen und Wissen nach Gregor von Rimini. Munster i. W., 1917.

A. M. Шишков

ГРИГОРИЙ НИССКИЙ(Гртгубрюс о Nugotic) (между 335

и 340, район Неокесарии — после 394) — христианский

богослов, младший брат Василия Великого. Вырос в

христианской семье и к 20 годам стал чтецом, но затем

неожиданно оставил свой пост, увлекшись языческой

философией и риторикой. Ок. 371 ставший епископом Кесарии

Василий Великий рукополагает Григория епископом Ниссы.

В 376—378 из-за конфликта с проарианскими

гражданскими властями был вынужден временно оставить

епископскую кафедру, на которую он вернулся в 379 после

смерти императора Валента. После кончины Василия

Великого в 379 продолжал организаторскую деятельность

своего брата и традиции его богословия. Активно полеми-

зовал против ариан, евномиан и аполлинаристов,

принимал участие в соборе 379 в Антиохии, в 381

присутствовал на Константинопольском (2-м Вселенском) соборе,

участвовал в соборах 382, 383, 394. К раннему периоду его

творчества принадлежит трактат «О девстве», к зрелому

— главные сочинения Григория Нисского: «Против Евно-

мия», «Против Аполлинария», «Большой катехизис», «О

Святом Духе», «О вере», «К эллинам на основании общих

понятий», «Диалог о душе и воскресении», «О младенцах,

преждевременно похищаемых смертью», «О роке», «Об

устроении человека», гомилии «О надписании псалмов»,

«Точное истолкование Екклесиаста» и на «Песнь песней»,

«Жизнь Моисея», «О житии Макрины», «Жизнь Григория

Чудотворца», малые аскетические сочинения, письма

(сохранилось 30), проповеди, надгробные слова и др.

произведения.

В богословии Григория Нисского заметно сказывается его

глубокое знакомство с классической греческой

философией, в первую очередь с Платоном и Плотином, с

натурфилософией и физикой (гл. о. Аристотеля), медицинскими

и физиологическими теориями Галена; также для него

характерно увлечение богословием и аллегорическим

методом толкования библейских книг Оригена и критическое

отношение к своим источникам.

Развивая в полемике с арианами тринитарное богословие

Афанасия Александрийского и Василия Великого, Григорий

Нисский устанавливает последовательное различие между

сущностью и ипостасью. При этом важное место занимает

раскрытие (в полемике с Евномием) понятия единосущия,

характеризующего полноту, постоянство и совершенство

божественного бытия.

Вслед за «Шестодневом» Василия Великого Григорий

развивает идею иерархичности сотворенного мира и,

переходя к антропологии, говорит, что мир создан ради

человека, назначение которого — связывать чувственное и

материальное с духовным. Как образ и подобие Бога человек

наделен разумом, словом, бессмертной и нематериальной

душой (теорию предсуществования душ Оригена Григорий

557

ГРИГОРИЙ ПАЛАМА

отвергает), свободой воли и совершенным телом. Тело

человека не только способствует его разумной жизни (чему

служат, напр., прямохождение, руки, органы речи), но

и является условием воскресения во плоти, после

которого оно преображается. Эсхатологический процесс

понимается Григорием как постепенное изживание зла: он

говорит о «всеобщем восстановлении» (апокатастасисе).

После воскресения и Страшного Суда, когда исчезнет зло

и порок, благими станут грешники и сам сатана. В этике

Григорий отстаивает учение о произвольности

добродетелей: только добровольное следование человека добру

может привести к спасению; навязанное не может быть

добродетелью.

Наибольшее внимание в сочинениях Григория Нисского

уделено проблеме богопознания. Сотворенный по образу

и подобию Божьему, человек способен созерцать

подобное. Созерцание (Oeopia) божественной красоты (для

описания ее Григорий часто прибегает к

неоплатонической метафорике света) является пределом человеческих

устремлений. Но как существо тварное и связанное

материальным существованием, человек нередко вытесняет

стремление к богопознанию стремлением к благам этого

мира. Кроме того, разум человека ограничен, познает гл. о.

существование» вещей (то eivai), притом только тех из

них, которые в иерархии творения стоят ниже человека,

«сущность» же их (ouata) недоступна познанию человека,

ее ведает только Бог. «Сущность» Бога для человека

неизреченна, неописуема, непознаваема и неопределима.

Бог познается не по его сущности, но по его действиям

(evepyeia) в творении, обозначаемым как «божественные

имена»: Вечно Сущее, Благо, Премудрость, Истина и т. п.;

они имеют не логический, а символический характер,

потому что описывают умную природу, превышающую

человеческий разум. «Сущность» Бога нельзя помыслить и

выразить словами. Способность человека к богопознанию

осуществляется прежде всего в области чистой интуиции

и мистического экстаза, непосредственное богопознание

может быть даровано в акте любви к Богу, являющейся

ответом человека на даруемую Богом благодать и

кульминацией добродетельной христианской жизни. Григорий

Нисский уподобляет душу зеркалу, в котором, если оно

чисто, отражается образ Божий, или глазу, который, если

он не замутнен, способен узреть божественную красоту

И подобно тому как глаз способен увидеть самого себя

только в зеркале, так и человек способен познать свою

душу только отраженной в Боге. От вещей внешнего

Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать, Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать бесплатно, Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать онлайн