Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин

не принимал его во внимание (Diog. L. VII 160). Для

Средней и Поздней Стой характерен иной путь: введение

«предпочитаемого» как разновидности блага в сферу це-

леполагания. Понятие адиафоры использовалось

немецкими протестантами в учении о «средних вещах». Строгий

этический формализм (Кант) не признает за адиафорой

функционального значения.

Лит.: Столяров А. А. Стоя и стоицизм. М., 1995; Rieih О.

Grundbegriffe der Stoischen Ethik. В., 1933; Reesor M. E. The

«Indifferents» in the Old and Middle Stoa. — «Transactions and

Proceedings of the American Philological Association», 1951,

p. 102-110.

А. А. Столяров

АДЛЕР(Adler) Альфред (7 февраля 1870, Вена — 28 мая

1937, Абердин, Шотландия) — австрийский психолог,

психиатр, доцент Педагогического института в Вене. В 1920

примкнул к кружку J. Фрейда, позднее модифицировал

фрейдизм и стал одним из основателей неофрейдизма.

Создатель Международной ассоциации индивидуальной

психологии (1924). Его исследования по индивидуальной

психологии основывались на анализе форм выражений

духовной жизни человека, которые по своей сути являются

общественными. Все психические расстройства Адлер

связывал с нарушениями общественных контактов, усиление

которых позволяет найти пути лечения неврозов, психозов

и разнообразных форм отклоняющегося поведения.

Истоком психических болезней является, по Адлеру,

неосознанное стремление к превосходству, движимое чувством

неполноценности. «Стиль жизни» человека представляет

собой систему целенаправленных стремлений, которые

складываются в детстве и сохраняются на протяжении

всей жизни, выражаясь в потребности к самоутверждению.

Компенсация чувства неполноценности — движущая сила

индивидуальной психологии. Выступил с критикой

преувеличения Фрейдом роли сексуальных влечений и

бессознательного в детерминации поведения человека. Адлер

вынужден был эмигрировать в США, где работал

преподавателем в Колумбийском университете (Нью-Йорк).

Соч.: Praxis und Theorie der Individualpsychologie. Munch., 1912;

Menschenkenntnis. Lpz., 1927;

Индивидуально-психологическое лечение неврозов. M., 1913.

Лит.: OrglerH. A. Adler. Man and his work. L., 1963; Rom P. Adler und

die wissenschaftliche Menschenkenntnis. Fr./M., 1966.

А П. Огурцов

АДЛЕР(Adler) Макс (15 января 1873, Вена — 28 июня 1937,

Вена) — австрийский философ, теоретик австромарксиз-

ма. Изучал право в Венском университете, совместно с

Р. Гильфердингом основал издание работ «Marx Studien»,

профессор Венского университета, примыкал к левому

крылу СДПА, выступал с критикой Бернштейна, Реннера,

а также большевизма. Адлер считал себя марксистом, хотя

его философские взгляды были близки неокантианству.

Исторический материализм в его представлении

предполагает отказ от спиритуализма гегелевской философии.

В работе «Маркс как мыслитель» (Marx als Denker. W., 1921;

рус. пер.: Л.-M., 1924) он оценивал понимание истории у

К, Маркса как возвращение к эмпирическому познанию

социального мира. Классическую немецкую философию

Адлер трактовал как «философию социализма», а

философию И. Канта — как начало формирования

«общественного сознания». При этом общественное сознание не

является производным от бытия, оно способно к

саморазвитию. Особенность концепции Адлера состоит в

попытке объединить кантианство и марксизм. Это объединение

предполагало не только восполнение марксизма этикой

Канта, но и логико-методологическое обоснование марк-

56

АДPACT АФРОДИСИЙСКИЙ

систской социологии его критицизмом. По мнению

Адлера, политические идеи Канта — гражданское общество,

союз народов, вечный мир — созвучны идеалам

социализма. Адлер ввел в научный оборот понятие

«социальное априори», которым хотел подчеркнуть общественно-

бытийственный характер мышления индивида. В работе

«Lehrbuch der materialistischen Geschichtsauffassung» (Bd.

1-2. В., 1921; рус. пер.: Марксизм как пролетарское

мировоззрение. П., 1923) Адлер рассматривал социальное

как особую форму восприятия, а производственные

отношения как явление духовной жизни, пытался ввести в

марксизм кантовское соотношение необходимости и

долженствования.

Соч.: Kausalitat und Theologie in der Wissenschaft. W., 1904; Das

Soziologische in Kants Erkenntniskritik? W., 1925; Soziologie

des Marxismus. W., 1964; Studien zur Geistesgeschichte des

Sozialismus, 6 Aufg. B.-Bonn-Bad Godesberg, 1974.

M. А. Хевеши

АДОРНО(Adorno) Теодор (Визенгрунд-Адорно) (Theodor

Wiesengrund-Adorno) (11 сентября 1903, Франкфурт-на-

Майне — 06 августа 1969, Фисп, Швейцария) — немецкий

философ, социолог, музыковед, один из ведущих

теоретиков старшего поколения Франкфуртской школы. Выходец

из обеспеченной буржуазной семьи (отец

предприниматель, мать — певица), вундеркинд в гимназические годы,

Адорно изучал философию, социологию, музыковедение

и психологию во Франкфуртском университете. Первую

докторскую степень по философии получил в 1924 за

работу о Гуссерле. Продолжил свое музыкальное образование

в Вене, по возвращении в 1931 представил диссертацию

«Кьеркегор. Конструкция эстетического». Затем примкнул

к возглавляемому Л/. Хоркхаймером Институту социальных

исследований. В 1934 эмигрировал в Великобританию, в

1938 — в США, где возобновил сотрудничество с

переместившимся в Нью-Йорк Институтом социальных

исследований, участвовал в разработке ряда исследовательских

проектов при различных университетах, в частности по

проблемам масс-медиа и антисемитизма. Соавтор труда

«Авторитарная личность» (The Authoritarian Personality

1950). В 1941 совместно с Хоркхаймером приступил к

созданию «Диалектики Просвещения» (Dialektik der

Aufklaerung. Philosophische Fragmente. Amst., 1947) —

программного произведения критической теории общества

того времени. В эти же годы были написаны такие

основополагающие его работы, как «Minima Moralia» (1951) и

«Философия новой музыки» (Philosophie der neuen Musik.

1949). В 1949 вернулся во Франкфурт, был профессором в

воссозданном Институте социальных исследований и его

директором с 1959 (после отставки Хоркхаймера). Дважды

(в 1963 и 1965) избирается главой Немецкой

социологической ассоциации. Активный участник широко

развернувшейся в 60-х гт. дискуссии по проблемам позитивизма (Der

Positivismusstreit in der deutschen Soziologie). В этот период

создаются самые известные его произведения: «Введение

в социологию музыки» (Einleitung in die Musiksoziologie.

1962), «Негативная диалектика» (Negative Dialektik». 1967),

«Эстетическая теория» (Aesthetiche Theorie. 1970).

Уже в «Диалектике Просвещения» четко очерчивается круг

тем, разработке которых посвящено творчество Адорно в

последующие годы. Центральное место среди них

занимает проблема автономии субъекта, противостояния

человеческой индивидуальности, руководствующейся

принципом самозаконодательства разума (Кант), всем формам

самоотчуждения и овеществления. Таковыми, в частности,

являются процессы формализации и инструментализации

разума в научном и философском познании,

настаивающем на непреложной позитивности учреждаемой им

картины мира, и тем самым увековечивающем социальное

насилие и порабощение. Заимствуемый из гегелевской

диалектики радикальный негативизм призван разорвать

порочный круг «вечного возвращения тождественного»

в природе и в обществе. Негативная диалектика Адорно

стремится развеять чары как традиционного мифа, так

и вырождающихся в миф в ходе реализации программы

Просвещения науки, техники и социальной практики,

заставить вспомнить о принципиальной открытости

человеческого существа опыту неведомого.

В зрелый период творчества Адорно (период «Негативной

диалектики») эти идеи получают окончательное

оформление в концепции «неидентичности», во всей

полноте отразившей уникальное мироощущение философа.

Направленная против всех видов «идентифицирующего

мышления», всех типов «аффирмативной культуры» (Мар-

кузе) критическая полемика имеет целью выявление

способности к самотрансцендированию в качестве основной

характеристики человеческой субъективности, делающей

доступным ей опыт свободы, опыт нового и иного,

забытого и вытесненного, утерянного и запретного. Тем самым

позиция Адорно во многом сближается с идеями

Шеллинга, Ницше, Фрейда и Батайя.

Соответствующим образом ориентированным

оказывается и музыковедческое творчество Адорно.

Прототипичным здесь является представленный им еще в «Диалектике

Просвещения» антагонизм между преследующей лишь

цели самосохранения самостью (Одиссей) и

олицетворяемой пением сирен стихией и бездной бытия,

одновременно губительной и невыразимо притягательной для

гомеровского героя. В работах, посвященных творчеству А.

Шенберга, А. Берга, А. Веберна, Г. Малера и др., музыка

вместе с тем и искусство в целом) выступает в роли той

сферы человеческого творчества, в которой самым

явственным образом воплощается его «неидентичность»

самому себе, потребность неустанного выхода за пределы

всякой позитивности в иные, еще неизведанные измерения

бытия.

Соч.: Gesammelte Schriften, Bd. 1-20. Fr./M., 1970-1986; Клоги-

ке социальных наук. — «ВФ», 1992. № 10; Диалектика

Просвещения. Философские фрагменты. М.-СПб., 1997 (совм. с М.

Хоркхаймером).

M. M. Кузнецов

АДРАСГ АФРОДИСИЙСКИЙ(«Aopaoroc о ‘Асррооюшйс)

(1-я пол. 2 в.) — греческий философ-перипатетик.

Возможно, автор частично сохранившегося комментария

на «Никомахову этику» (кн. 2-5 и кн. 7, издан в CAG

как текст анонимного автора). Предположение об

авторстве Адраста, высказанное Кении (Kenny A. The

Aristotelian Ethics. Oxf., 1978, p. 37), в целом

поддерживается большинством ученых. Адрасту также

принадлежали комментарии на логические и физические

сочинения Аристотеля, на «Этику» Теофраста и на «Ти-

мея» Платона. Помимо комментариев у Адраста были

сочинения по математике и астрономии, пространные

57

АДРИШТА

выдержки из которых именуются у Теона из Смирны, а

также трактат «О порядке сочинений Аристотеля», на

который не раз ссылается Симпликий (Simpl. In Cat. 15.36-

16.4 12,18.16; in Phys. 4.11, 6.5). См. также

Перипатетическая школа и Аристотеля комментаторы.

Соч.: Anonymi in Aristotelis Ethica Nicomachea commentarii. —

Eustratii et Michaelis et anonyma in ethica Nicomachea

commentaria, ed. G. Heylbut (=CAG 20). В., 1892, p. 122-255,

407-460.

Лит.: Moraux P. Der Aristotelismus bei den Glichen, Bd. 2. В.,

1984. S. 294-332; Mercken H. P. F. The Greek commentators on

Aristotle’s Ethics. — Sorabji R. (ed.), Aristotle transformed: the

ancient commentators and their influence. L., 1990, p. 199-231.

M. А. Солопова

АДРИШТА(санскр. adrsta — невидимое, ненаблюдаемое,

невоспринимаемое) -понятие индийской философии, гл. о.

школы вайшешика, обозначающее причины природных и

морально-психологических яатений, необъяснимых в свете

наблюдаемых факторов (дришта). В «Вайшешика-сутрах»

адришта отождествляется с невидимой причиной

природных явлений (магнетизма, движения вверх пламени огня,

горизонтального движение ветра, циркуляции воды в

растениях и т. п.), то у Прашастапады она становится синонимом

дхармы и адхармы (добродетели и порока) — качеств души

(Атмана), обусловливающих ее перерождение (сансара) и

в этом смысле выступает механизмом закона кармы —

морального воздаяния. В начале космического цикла (сарга)

адришты душ, населяющих вселенную, служат

своеобразными «хранителями информации», проносящими через

космическую ночь (пралая) тот образ мира, который

нужно создать богу Ишваре, чтобы все существа смогли снова

вкусить опыт страдания и поисков освобождения от него.

Несмотря на отождествление адришты с дхармой и адхар-

мой, Прашастапада различает контексты их употребления:

если последние упоминаются им в роли причинных

факторов общего процесса «нормальной» жизнедеятельности

(дыхания и т. п.), а также морально окрашенной умственной

и психической активности (желание, нежелание,

удовольствие и т. п.), то адришта — в тех случаях, когда речь идет

о физических и психических явлениях (например,

магнетизме, сновидении) которые могли казаться вайшешикам

«странными», согласно В. Хальбфассу, концепция адришты

не просто дополняет, но и потенциально заменяет

физическую причинность на морально-религиозную.

В. Г. Лысенко

АДХАРМА(санскр. adharma — не-дхарма) — в индийской

мысли понятие, противоположное дхарме. Адхарма наряду

с дхармой упоминается уже в «Чхандогья-« и «Катха-упани-

шаде». В палийских текстах адхарма (адхамма) —

устойчивая оппозиция дхармы (дхаммы), отсутствие добродетели

и зло, равнозначное беззаконному желанию и

обеспечивающее будущее рождение в аду (Тхерагатха 304 и ел.). В

специально посвященной ей «Адхамма-сутте» взгляды,

размышление, речь, действие, образ жизни, усилие,

внимание, сосредоточение, знание и даже «освобождение».

Прашастапада различает 3 причины адхармы: совершение

предосудительных действий, несовершение предписанных,

пренебрежение обязанностями (Падартхадхармасанграха

VI. 134). Но если у вайшешиков адхарма — свойство самого

Атмана, то у санкхьяиков — «внутреннего инструментария»

(антахкарана). Потому поведение индивида в

определенном смысле предопределяется тем, какая диспозиция

сознания преобладает в его менталитете — добродетельная

или недобродетельная. У найяиков адхарма, как и

дхарма, — следствие активности (правритти), причина

пребывания в сансаре.

В. К Шохин

АЗБУКОВНИКИ— памятники древнерусской

лексикографии; анонимные рукописные словари-справочники,

составленные в алфавитном порядке. Как особый

словарный тип оформились в кон. 16 — нач. 17 в. Азбуковникам

предшествовали словари-ономастиконы,

словари-символики, славяно-русские словари и

словари-разговорники. Постепенно из толковых словарей иностранных слов

превратились в обширные глоссарии энциклопедического

характера с разнообразными приложениями. Кратко или

пространно в Азбуковниках объясняются понятия Бога,

мира, космоса, материи, логоса, Мессии, человека и др.

Сообщаются сведения о философах древности (Сократе,

Платоне, Аристотеле, Демокрите, стоиках, эпикурейцах),

даются интерпретации учения о стихиях, о Софии

Премудрости Божией, о небесной иерархии, согласно Дионисию

Ареопагиту, приводятся дефиниции философии по

Иоанну Дамаскину. Логика трактуется как «диалектика, росказ,

беседование или истинных и ложных разеуждение» (Рук.

РНБ, Солов., № 20/20, л. 59). Человек соотносится с

макрокосмом и называется микрокосмом, по преобладанию в

нем одного из трех начал именуется плотским (живущим

страстями тела), душевным (субъективно переживающим

свое существование), духовным (устремленным к

божественному). Азбуковники сохранились во множестве

редакций и списков.

Лит.: Карпов А. Азбуковники, или Алфавиты иностранных

речей по спискам Соловецкой библиотеки. Казань, 1878;

Пруссак А. В. Описание азбуковников, хранящихся в рукописном

отделении Императорской Публичной библиотеки. Пг, 1915;

Алексеев М. П. Словари иностранных языков в русском

азбуковнике 17 в. Л., 1968; Громов М. И. Русский Азбуковник:

генезис, структура, содержание. — «Историко-философский

ежегодник. 1989». М., 1989; КовтунЛ. С. Азбуковники 16-17 вв.

(старшая разновидность). Л., 1989.

M. H. Громов

АЙДУКЕВИЧ(Ajdukiewicz) Казимеж (12 декабря 1890,

Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать, Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать бесплатно, Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать онлайн