Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин

соответственно. Данное

противопоставление стало одним из важнейших в

неоконфуцианстве. Чжан Цзай соотнес его с парой дэ—дао, первый

член которой определялся как «дух» (шэнь), т.е.

способность вещей к взаимному восприятию, а второй — как

«трансформация» (хуа). «Деятельное проявление»

«телесной первосущности» «пневмы», трактуемой как

бесформенная «Великая пустота» (тай сюй), «Великая гармония»

(тай хэ) или единство «наличия/бытия» и

«отсутствия/небытия», Чжан Цзай приравнял к «надформенному» дао.

Дао им описывалось и как пронизывающее тьму вещей

взаимодействие противоположностей (лян дуань),

которое выражается в их взаимном восприятии (духе),

находящем свою телесную сущность в индивидуальной природе.

Универсальность этого взаимодействия обусловливает

возможность его познания.

Хань Юй вернулся к исходному конфуцианскому смыслу

дао (противопоставив его даосскому и буддийскому

пониманию) как следованию «гуманности» и

«долгу/справедливости» («Юань дао»). Главные основоположники

неоконфуцианской философии сделали упор на обшеонтологи-

ческий смысл дао. Согласно Шао Юну, «бесформенное» и

«самовозвращающееся» дао является «корнем Неба, Земли

и тьмы вещей», порождающим (оживотворяющим) и

формирующим их. Чэн Хао вслед за Чжан Цзаем приравнивал

дао к «индивидуальной природе» («И шу»), а Чэн Яразли-

чал их как «деятельное проявление» и «телесную сущность»,

хотя говорил и о едином дао, проявляющемся в

«предопределении», «индивидуальной природе» и «сердце».

Регулярность в действии дао Чэн И выражал с помошью категории

«срединное и неизменное», или «равновесие и

постоянство». Он определял «верность» как «телесную сущность»,

т.е. «небесный принцип», а «взаимность» — как

«деятельное проявление», т.е. человеческое дао («И шу»). Развивая

идеи Чэн И, Чжу Си отождествил дао с «принципом» и

«Великим пределом», а «орудия» — с «пневмой»,

средством порождения-оживотворения вещей и силами инь ян

(«Чжу-цзы юй лэй»). Хотя Чжу Си отстаивал единство дао

как «телесной сущности» и «деятельного проявления», он

подвергся критике со стороны Лу Цзююаня,

апеллировавшего к исходному определению «Си цы чжуанн» и

доказывавшего, что инь ян суть «надформенное» дао, а

следовательно, между дао и «орудиями» нет той функциональной

разницы, которую установил Чжу Си.

Вин ЯнмиНу развивая идеи Л у Цзююаня, отождествил дао с

человеческим «сердцем» («Цзэн Ян-бо») и его основой —

«благосмыслием» (лян чжи).

Синтезируя взгляды предшественников, Ван Фучжи

отстаивал тезис о единстве «орудий» и дао как конкретной

585

ДАОАНЬ

реальности и упорядочивающего ее начала. Результатом

этого упорядочения является дэ. Ван Фучжи считал, что

дао не является лишенным «формы» или «символа», но

лишь доминирует над «формами», которыми наделено

все в мире «орудий».

Тань Сытун вернулся к прямому определению «орудий»

и дао оппозицией ти—юн. Поднебесная — это тоже

огромное «орудие». Подверженность мира «орудий»

изменениям влечет за собой изменения дао. Это рассуждение

стало у Тань Сытуна теоретическим обоснованием

реформаторства.

В современной китайской философии категория дао

наиболее глубоко разработана Тан Цзюньи.

В целом в историческом развитии двух главных

концепций дао — конфуцианской и даосской —

прослеживаются противоположные тенденции. В первой — все большая

связь с «наличием/бытием», универсализация и

объективизация, движение от онтологизированной этики к

«моральной метафизике» (новое конфуцианство, особенно

в лице Моу Цзунсаня). Во второй — все большая связь с

«отсутствием/небытием», конкретизация и субъективи-

зация, вплоть до соединения дао с идеей

индивидуального эгоистического прорыва «на небо», т.е. «пути» как

хитроумной лазейки, на чем часто основывались поиски

личного бессмертия в позднем даосизме.

Лит.: Дао и даосизм в Китае. М, 1982; От магической силы к

моральному императиву: категория дэ в китайской культуре. М.,

1998; Торчите Е. Л. Даосизм. СПб., 1993.

А. И. Кобзев

ДАОАНЬ(314—385) — буддийский мыслитель и

религиозный деятель, монах эпохи Цзинь. Уроженец современной

провинции Хэбэй, происходил из рода Вэй. Покинув дом в

12 лет, он сначала поступил в учение к Фотучэну (232—348),

а затем в течение 15 лет проповедовал буддизм в Сянъяне.

В 379 на него обратил внимание один из тогдашних

правителей по имени Фу Цзянь и забрал его с собой в Чанъань, где

Даоань стал настоятелем монастыря Учунсы с несколькими

тысячами обитателей. Здесь он частично перевел ранние

буддийские тексты «Агама-сутр» («Ахань-цзин») и составил

первый в истории китайского буддизма список переводной

литературы «Цзун ли чжун шин му лу» («Упорядоченный

каталог множества сутр»). Одно из предложений Даоаня —

присваивать всем буддийским монахам фамилию Ши по

родовому имени Будды Шакьямуни (кит. Шицзямуни),

что должно было повысить престиж учения в глазах

ориентированных на родовые ценности китайцев. Составил

монастырский устав «Сэн ни гуй фань» («Образцовые правила

для монахов и монахинь»), в котором регламентировался

порядок трапезы, общежития и послушаний, чтения

канона и проповеди. Всю жизнь занимаясь изучением праджня-

парамитской литературы (см. Праджняпарамиты сутры),

Даоань положил начало одному из течений «высшей

мудрости», известному как школа «укоренения в неявленном»

(бэнь у цзун). Его учение предполагало углубленную

созерцательную практику, ведущую к слиянию с космической из-

начальностью, что он и называл «укоренением». Некоторые

исследователи считают, что в учении Даоаня чувствуется

влияние даосизма. Основные сочинения: «Гуан цзань чжэ

чжун цзе» («Разъяснение о приведении в согласие

толкований к Панчавимшатисахасрика-сутре») и «Фан гуан боже си

и чжунь» («О разъяснении неясностей в Испускающей

сияние праджняпарамита сутре»).

Г. А. Ткаченко

«ДАО ДЭ ЦЗИН» («Канон дао и дэ») — памятник

древнекитайской мысли, авторство которого традицией

приписывается патриарху философствующих в даосском стиле —

JIao-цзы. «Дао дэ цзин» — один из немногих бесспорно

аутентичных памятников древнекитайской мысли, что

подтверждено археологическими находками в районе Ма-

вандуй (провинция Хунань). Обнаруженные здесь в 1973

две версии текста памятника, записанные на шелку,

датируются соответственно рубежом 3—2 в. до н. э. и 194—130

до н. э. «Дао дэ цзин» — самое известное в мире

произведение традиционной китайской культуры. Для западного

сознания содержание «Дао дэ цзина» особенно

актуализировалось в 1960-е гг., когда он был прочитан как

универсальный манифест «антисистемных» (анархических)

настроений, призывающий к решительному разрыву с

навязываемой индивиду «репрессивной» культурой. При этом

то, что под «культурой» (взнь) подразумевалась

конфуцианская мораль и ее адекватное символическое

представлениенормативный ритуал (ли-благопристойность),

оказалось не столь важным. Антиконфуцианский пафос

даосов экстраполировался на все общественные

условности, а в призывах возвратиться к простым и

естественным отношениям условной деревенской идиллии («Дао дэ

цзин», 80) легко опознавался китайский вариант

руссоизма и вытекающих из него романтических устремлений,

реализовавшихся в движении хиппи, массовом

«паломничестве» в страны Востока, увлечении психоделиками и

т. д. «Утопическая» тема действительно присуща «Дао дэ

цзину», что, вероятно, делало его и в самом Китае на

протяжении веков исключительно привлекательным как для

различного рода социальных реформаторов и

мятежников, так и для склонных к затворничеству и интроспекции

поэтов, художников и философов. В нем находили

глубокое содержание натурфилософы и алхимики, а фигура его

«титульного» автора, Лао-цзы, приобрела необычайную

популярность в т. н. «народной религии» Китая в качестве

едва ли не основного объекта поклонения.

Г. А. Ткаченко

ДАОСИЗМнаправление китайской философии,

соотносящееся весьма сложным образом с известной под

именем даосизма традиционной религией Китая.

Обыкновенно различаются даосизм как определенный стиль

философской критики (дао цзя) и даосизм как совокупность

духовных практик (дао цзяо), но это деление достаточно

условно. Под дао цзя подразумевают преимущественно

доциньский даосизм, связываемый с текстами, авторство

которых приписывается Лао-цзы и Чжуан-цзы. Особый

ореол окружает Лао-цзы — всеми признанного патриарха

философствующих в даосском стиле. Под этим именем по

традиции выступают по крайней мере три лица. Во-первых,

Ли Эр (Лао Дань, Ли Боян, Лао Лай-цзы) — уроженец

царства Чу (ок. 604 до н. э.), архивист в чжоуском

книгохранилище и старший современник Конфуция,

которому он давал отеческие наставления. Во-вторых, Лао-цзы,

известный под именем Лао-цзюнь как высшее божество

даосского пантеона и воплощение самого дао, а в триаде

высших божеств т. н. «народной религии» — как один из

586

ДАОСИЗМ

«трех чистых» (сань цин), наряду с «Нефритовым

Предком-императором» и «Великим Изначальным» (Тай ши,

которого иногда отождествляют с изначальным «хаосом»).

В-третьих, реальный автор (или авторы) философских

афоризмов, собранных в «Дао дэ цзине». Именно в этом

памятнике в предельно лаконичном виде представлены

основные установки даосской философии, так что на

основании знакомства с этим наиболее авторитетным для

последователей даосизма текстом можно утверждать, что

в целом для даосского философствования характерны:

1) констатация условности любой дихотомии (ведущей к

образованию бинарных оппозиций) и рекомендация

преодолевать ограниченность альтернатив (ши-фэй —

«истина и ложь», «правда и кривда») с помощью сознательного

отказа от их рассмотрения («Дао дэ цзин», 19), который

в свою очередь должен вести к сверхсознательному

слиянию с «путем» природы (дао), ни от чего не зависящим,

стоящим особняком и «подобным самому себе», т.е.

самодостаточным («Дао дэ цзин», 25); 2) полный отказ в связи

с этим от любого конвенционального «знания» и

абсолютное предпочтение знания «откровенного», т.е. стремление

к постижению реальности внерациональными средствами,

в частности через психосоматические практики («Дао дэ

цзин», 14; 48); 3) жизненно значимые стратегии

достижения победы над сильным и агрессивным оппонентом

через демонстрируемую максимальную податливость и

слабость, вводящую противника в заблуждение относительно

реальной силы даосского «стратега» («Дао дэ цзин», 43);

4) полное доверие ко всему «естественному» (природному)

и, напротив, неприязнь ко всему «искусственному»

(антропогенному) и особенно — к «конфуцианской» письменной

(вэнь) культуре; 5) как в этике, так и в эстетике

—заявляемое как программа «подлинного существования»

свободное стремление эмансипирующегося от всех условностей

индивида (просветленного мистика) к «простоте

некрашеного щелка и необработанного дерева», утверждение

всеобщего принципа «недеяния» (у вэй) как основы

успеха всякой деятельности, осуществляемой в согласии с дао

(«Дао дэ цзин», 37). Т. о., основной пафос

философствования в даосском стиле — обличение извращений

человеческой натуры (чжи), вызванных навязываемой индивиду

репрессивной культурой (под которой подразумевается

превде всего «конфуцианские» моральные нормы), и

призывы возвратиться к простым и естественным

отношениям условной деревенской идиллии: «Пусть государства

будут маленькими, а население — редким. Если в

государстве имеются различные орудия, не нужно их использовать.

Пусть люди до конца своей жизни не уходят далеко от

своих мест Если в государстве имеются лодки и колесницы, не

надо их употреблять. Даже если имеется войско, не нужно

его выставлять. Пусть народ вновь начинает плести

узелки и употреблять их вместо письма. Пусть его пиша будет

вкусной, одеяние красивым, жилище удобным, а жизнь

радостной. Пусть соседние государства смотрят друг на

друга, слушают друг у друга пение петухов и лай собак, а люди

до самой старости и смерти не посещают друг друга» («Дао

дэ цзин», 80). Даосская утопия оказала огромное влияние

на художественную практику последующих веков и часто

служила источником критических аргументов для

идеологов разного рода милленаристских движений.

В качестве ранних опорных текстов даосизма называют,

кроме «Дао дэ шина» и « Чжуан-цзы», главы «Синь шу»

Искусство сердца») из «Гуанъ-цзы», характерные для

даосизма натурфилософского толка, а также главу «Нзй гун»

(«Внутренняя работа») из того же «Гуань-цзы», в которых

видят прототип обширного класса инструктивных текстов

для занятий медитацией и другими даосскими

практиками, объединяемыми под общим наименованием «цигун». В

этой эзотерической литературе речь идет о «восхождении»

адепта по ступеням овладения даосской «наукой

вскармливания жизни» (ян шэн сюэ). К этому жанру относятся

такие известные трактаты, как «Сань тун пи» Вэй Бонна,

«Баопу-цзы» Гэ Хуна, «Хуан тин цзин» («Канон Желтого

двора», 3—4 вв.), «У чжэнь пянь» («Главы о постижении

подлинного», 10—11 вв.) и многочисленные им

подражания, которых насчитывается не одна тысяча. Хотя точная

датировка и атрибуция этих произведений представляет

отдельную (в последние годы успешно решаемую) научную

проблему, связанную с относительно поздним (с 5 в.) и

противоречивым процессом формирования корпуса даосских

текстов, известного под именем «Дао цзан» («Хранилище

дао») и объединяющего большую часть даосской

литературы, все эти тексты содержат уникальный материал

и должны считаться аутентичным выражением даосской

традиции философствования.

Для изучения даосской философии одинаково ценны и

такие непревзойденные шедевры, как «Чжуан-цзы» (с

комментарием Го Сяна) или «Хуайнань-цзы», и гораздо более

скромные произведения более поздних (или более

ранних) эпох, в т. ч. и сложносоставные памятники, подобные

«Люй-ши чунь цю» или «Ле-цзы», чаше всего относимые

традицией к жанру философской эклектики» (цза цзя), или

даже к разряду «неаутентичных книг» (вэй шу). Во всех

этих произведениях достаточно последовательно

разрабатывались основные темы даосской традиции

философствования, хотя, как правило, в литературных формах. Так,

едва ли не важнейшая для даосизма идея относительной

(а возможно, и негативной) ценности человека как

специфического (автономного) существа (вещи)

Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать, Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать бесплатно, Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать онлайн