Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин

Т. Le corps taoiste. Corps physique —corps sociale. P.,

1982; Girardoi N. У. Myth and Meaning in Early Taoism. Berkeley, 1983;

Kohn L. Taoist Mystical Philosophy. N. Y., 1991.

Г. А. Ткаченко

589

ДАОШЭН

ДАОШЭН(Чжу Даошэн, Ши Даошэн) (355 или 360, Пэн-

чэн, современный Сюйчжоу провинции Цзянсу — 432

или 434, Цзянькан) — китайский мыслитель, буддийский

монах, переводчик и комментатор сутр. Сформулировал

основные идеи, отражающие специфику китайского

буддизма, вт.ч. постулат о дунь у (внезапном просветлении).

Вступил в буддийскую общину монастыря Вагуан сы. Был

учеником Чжу Фатая (ум. 378). Много путешествовал —

посетил все основные центры буддизма того времени: гору

Лушань, Чанань и Цзянькан. Был знаком с Хуэйюанем,

Санградевой, Сэнчжао, Се Линъюнем, принимал участие

в переводе сутр под руководством Кумарадживы.

Отстаивал идею наличия природы будды во всем сущем, за что

был обвинен в ереси и в 428 изгнан из столицы. Полный

перевод классической «Нирвана-сутры» подтвердил

позицию Даошэна. Он был реабилитирован и в 430 возвращен

в столицу Умер во время проповеди.

Даошэн был первым, кто заговорил о внезапном

просветлении (дунь у). Он доказывал, что акт осознания

собственной природы будды (фо син), наличествующей у всего

сущего, не может быть постепенным. Сочинения Даошэна,

говорившие о бессмысленности накопления заслуг и

иллюзорности представлений о рае, были откровенным

выпадом против основателя школы Чистой Земли (Цин ту)

Хуэйюаня. Взгляды Даошэна получили дальнейшее

развитие в крупнейших направлениях китайского буддизма —

Чанъ школе и Тяньтай школе.

Из произведений Даошэна сохранилось «Толкование

«Сутры лотоса Благого Закона» («Мяо фа лянь хуа цзин

шу»), фрагменты комментариев к «Нирвана сутре» («Ни

хэн цзин и шу») и к «Вималакиртинирдеша сутре» («Вэй

мо цзе цзин и шу»). Отдельные высказывания Даошэна

приводятся в сочинениях его современника Сэнчжао.

Лит.: Мяо фа лянь хуа цзин шу (Толкование «Сутры лотоса

Благого закона»). — В изд.: Сюй цзан цзин ([Киотское] дополнение

к буддийскому канону), т. 150. Тайбэй, 1970; Чжунго фоцзяо сы-

сян цзыляо сюань бянь (Избр. материалы по буддийской мысли

в Китае). Пекин, 1988; Liebental W. A Biography of Chu Tao-sheng.

— «Monumenta Nipponica». Tokio, 1955, №11; Idem. The World

Conception of Chu Tao-sheng. — Ibid. 1956, № 12; Kim Young-ho.

Tao-sheng’s Commentary on the Lotus Sutra. N. Y., 1990.

M. A. JJueoeapoea

ДАРВИН(Darwin) Чарльз Роберт (12 февраля 1809,

Шрусбери, Англия — 19 апреля 1882, Даун) — английский

натуралист. Изучал медицину в Эдинбургском университете,

затем богословие в Кембриджском университете; обучение

было прервано кругосветным путешествием (1831—36). В

1837—44 создал эволюционное учение, в котором

опирался на итоги своих путевых наблюдений изменчивости

животных, взгляды натурфилософа Э. Дарвина (своего

деда), политэконома Т. Мальтуса, геолога Ч. Лайеля,

многих эволюционистов нач. 19 в. и понимал изменение

видов как селекцию, ведомую «Всевидящим существом». В

1839—55 стал известен как геолог и зоолог. В 1855 вернулся

к эволюционной теме. В работе «Происхождение видов»

(1859), принесшей автору мировую славу, был обоснован

дарвинизм (термин Т. Гексли, 1860). В конце жизни (1876)

разочаровался в эволюционной идее, но прославился как

психофизиолог, ботаник и провозвестник экологии, для

которой особо важна последняя книга Дарвина о роли

дождевых червей в образовании почвы (1881).

По Дарвину, эволюция происходит в силу трех основных

факторов — изменчивости, наследственности и

естественного отбора: изменчивость поставляет материал — новые

признаки, наследственность их закрепляет (Дарвин

признавал, как и Ламарк, наследование приобретенных

признаков), а отбор устраняет организмы, неспособные жить

в данных условиях. Вслед за Э. Жоффруа Сент-Илером

(1833) Дарвин понимал отбор как постепенное

накопление мелких уклонений от прежней нормы. Для

объяснения действия основных факторов он ввел три добавочных:

скрещивание, изоляцию новых форм от прежних и борьбу

за существование, вызванную избыточностью

размножения. Действие отбора в природе Дарвин счел

аналогичным действию селекционера, допустив, что отсутствие

избирательности спаривания компенсируется огромной

длительностью медленных процессов эволюции. Все это

Дарвин рассматривал для процессов внутри вида, а

образование более крупных таксонов предполагал идущим по

тем же законам, но еще медленнее. Конкретных примеров

действия отбора Дарвин не привел (дал лишь два

воображаемых примера), но привел много фактов

изменчивости. Теперь процесс эволюции выступал как естественный

(хотя Творец и упоминался). Антропогенез Дарвин

увязывал не столько с естественным, сколько с половым

отбором, в чем успеха у современников почти не имел.

Философские возражения Дарвину (Дж. Г. Луэс, 1860; Ф. Джен-

кин, 1867 и др.) свелись (в современных терминах) к 4

основным: Дарвин (1) вместо фактов эволюции приводит

факты нечеткости границ видов, забывая, что вид —

логический конструкт, а не биологический объект; (2) видит в

организме набор признаков, а не сущность; (3) считая

изменчивость случайной, смешивает реально наблюдаемую

случайность-акциденцию (сдвиг несущностных

признаков) с воображаемым случайным изменением сущности;

(4) приравнивает изолирующую процедуру

(избирательное скрещивание при искусственном разведении)

перемешивающей (скрещиванию в природе). Дарвин охотно

разбирал конкретные возражения, но избегал общих («У

меня не метафизическая голова»). В гносеологическом

плане дарвинизму обычно противопоставляют ламаркизм

и номогенез, а в онтологическом — эмерджентный эволю-

ционизм и теорию биосферы В. И. Вернадского. С позиций

последней Г. А. Заварзин рассматривает Дарвина как

ключевую фигуру при переходе биологии от холизма к

редукционизму. Анализ механизма отбора показал, что

«материал для эволюции поставляют не победители в борьбе за

существование, а побежденные» (Э. С. Бауэр, 1935), и эта

мысль позже подтверждена в теории стресса.

Благодаря Дарвину идея биологической эволюции

впервые была принята сообществом и стала исследовательской

программой, а гипотетико-дедуктивный метод

построения теорий вошел в науку Предложенный им конкретный

механизм внутривидовой эволюции широко обсуждался,

а эволюционизм стал академической наукой. Благодаря

Дарвину бытовавшая в философии со времен Гераклита

идея борьбы как мирообразующего начала была

продумана до своего логического завершения, проведена через

различные теории в биологии, социологии и экономике и

обретает ныне свое место как глава и частный аспект

общей теории развития.

Соч.: Соч. в 9 т. М.-Л., 1935-59; Gruber К Е, Barrett Р Я. Darwin

on Man. N. Y, 1974 (публикация ранних записей Дарвина); The

Correspondence of Charles Darwin, vol. 1 — 10. Cambr., 1985—97.

590

«ДА СЮЭ»

Лит.: Ghiselin M. T. The Triumph of the Darwinian Method.

Berkeley, 1969; Clark Я W. The Survival of Charles Darwin. L., 19S5;

Чайковский Ю. В. О формировании концепции Ч. Дарвина. — В кн.:

Науки в их взаимосвязи. М., 19X8; Заварзин Г. А. Анти-рынок в

природе.— «Природа», 1995, № 3; Воейков В. Л. Правда Дарвина и

ложь дарвинизма. — «Человек», 1997, № 3.

Ю. В. Чайковский

ДАРШАНА(санскр. darsana — видение, зрение, от drs —

видеть, наблюдать) — термин индийской философии,

охватывающий широкий крут значений: взгляд, воззрение,

интуиция, прозрение, лицезрение и т. п., восходящих к

единому прообразу — схеме зрительного восприятия («ух-

ватывание» объектов при условии их освещенности). На

этой основе возникает трактовка даршаны как

«внутреннего», «духовного зрения», луч которого освещает, проясняет

внутреннее пространство и находящиеся в нем мысли и

образы. Это и интеллектуальная ясность систем умозрения,

и интуитивно переживаемая «прозрачность» откровения.

Отсюда значения даршаны и как интуитивного прозрения,

и как рационального образа реальности.

В буддийской литературе родственное понятие дришти

(пали диттхи) имеет смысл мнения, как правило,

ошибочного, которому противопоставляется самьяг дришти

(правильное воззрение) — интуитивное познание четырех

благородных истин, составляющее самый важный компонент

буддийской практики (см. Восьмеричный путь). В таком

же оценочном смысле понятие «даршана» используется и

в философских системах индуизма и джайнизма: митхья

(ложная) даршана — самьяг (истинная) даршана. Однако

там встречается и более нейтральное доксографическое

толкование даршаны как «школы», «системы воззрений»,

«доктрины», применяемое, как правило, к шести

ортодоксальным системам индийской философии (миманса,

веданта, ньяя, вайшешика, санкхья и йога), напр., в

компендиуме «Сарва-даршана санграха» («Собрание всех

доктрин»).

В 19—20 вв. индийские мыслители стали употреблять

термин «даршана» как аналог западного понятия

«философия», видя в нем символ специфического для

индийского умозрения непосредственного «видения» реальности в

противовес рационализирующему духу европейской

философии, а также воплощение практической сотериоло-

гической ориентации индийской, мысли (ее нацеленность

на идеал мокши — освобождения от перерождений), в

отличие от чисто теоретического европейского подхода

(С. Радхакришнан).

В. Г. Лысенко

ДАС(Das) Бхагаван (12 января 1869, Бенарес —1958) —

индийский философ иеоведантистекой ориентации. Считал

основной философской проблемой проблему

соотношения единого и многого и стремился найти такое ее

решение, которое синтезировало бы итоги развития

индийской и европейской идеалистической мысли. Его учение о

всеохватывающем Абсолюте объединяет все

противоположности, включая предельную (согласно Гегелю и

веданте) противоположность бытия и ничто. Структура такого

Абсолюта определена с помощью сформулированного

им речения (логион): «Я не есть это». Логион охватывает

субъект, объект и отношение между ними. Из этой

первичной триады выводится цепь подчиненных триад,

характеризующих универсум. Некоторые из логических

построений Даса оказали влияние на А. Гхоиш.

Соч.: The Science of Peace. Adyar, 1904.

Лит.: Костюченко В. С. Классическая веданта и неоведантизм. М,

1983.

В. С. Костюченко

ДАСГУПТА(Dasgupta) Сурендранатх (октябрь 1885, Кус-

тия, Бенгалия — 18 декабря 1952, Лакнау) — историк

индийской философии и религиевед. Окончил

Санскритский колледж в Калькутте; в 1910 получил степень магистра

гуманитарных наук по философии; в 1920—22 в

Кембридже изучал западную философию под руководством

Дж. Э. Мак-Таггарта и защитил докторскую диссертацию

по западной философии (имел репутацию непобедимого

полемиста в Аристотелевском обществе в Лондоне);

в 1924—31 декан философского факультета в Окружном

Калькуттском колледже; в 1935—36 и 1939 читал лекции

в Италии, Германии, Швейцарии, Франции, Англии и

Польше; в 1931—42 директор Правительственного

санскритского колледжа в Калькутте; с 1945 профессор

санскрита в Эдинбургском университете. Дело жизни Дас-

гупты — пятитомная «История индийской философии»,

первый том которой вышел во время его пребывания в

Кембридже в 1922, а последний уже посмертно. Дасгупта

привлек максимальное количество источников на

санскрите, пачи, пракритах и других индийских языках (в т. ч.

рукописных), получая материалы со всей Индии. Основное

достижение Дасгупты — открытие до него неизвестных и

систематическое описание малоизвестных традиций

мысли: выявление философского наследия медицинских

текстов, детальное описание дуалистической веданты Мадхвы,

разработка текстов южных шиваитских школ. Специально

рассматривая возможность применения термина

«идеализм» к индийскому материалу, Дасгупта основывается на

его понимании у Беркли, Канта, Гегеля и английских

гегельянцев. Суть идеализма может быть выражена в

положении: «Реальность духовна». Его критерии: 1)

воспринимаемый нами мир должен считаться в той или иной мере

иллюзорным, 2) вера в существование совершенства в виде

вечно сущего или конечной цели. Дасгупта сопоставлял

основные типы идеализма в буддизме и веданте.

Соч.: A History of Indian Philosophy, v. 1—5. Cambr., 1922—55; Yoga

as Philosophy and Religion. L., 1924; Indian Idealism. Calcutta, 1933.

В. К. Шохин

«ДА СЮЭ» («Великое учение») — памятник

древнекитайской мысли, самый краткий (1755 иероглифов) из числа

главных конфуцианских канонов. Название допускает

троякое истолкование: 1) «Великое учение» — учение о

высокодостойной, совершенной личности; 2)

«Высочайшая наука» — учение для высокопоставленных лиц, наука

социально-политического управления; 3) «Высшее

образование» — мировоззренческие наставления для взрослых

людей. Создан в 5—3 вв. до н. э. Первоначально

являлся главой 42/39 трактата «Ли изи». Самостоятельность «Да

сюэ» впервые была обоснована Сыма Гуаном (12 в.). Сун-

ские неоконфуцианцы Чэн Хао, Чзн И и гл. о. Чжу Си,

интерпретировав «Да сюэ» и подвергнув

текстологической обработке, утвердили его в качестве самостоятельного

трактата (первого в каноническом конфуцианском своде —

591

ДА ТУН

«Четверокнижии»), Текст был перекомпонован и

ценностно структурирован: выделены каноническая (цзин) и

комментирующая (чжуань) части. Автором идей канонической

части был объявлен сам Конфуций, а лицом, записавшим

их, — его ученик Цзэн-цзы; идеи комментирующей части

были приписаны Цзэн-цзы, а их запись — его ученикам.

Ван Янмин отверг официально признанную чжусианскую

версию, провозгласив аутентичность древнего оригинала

памятника, что положило начало конкуренции двух

основных вариантов текста и трактовок «Да сюэ» как в

неоконфуцианстве, так и в современной науке. Кроме указанных,

авторами «Да сюэ» могли быть: Цзы Сы (5 в. до н. э.) —

с точки зрения Ван Бо (кон, 12—13 в.); ученик Мэн-цзы

Юэчжэн Кэ — по мнению Фэн Юланя.

Проблематика трактата носит преимущественно

этический и социально-политический, отчасти

антропологический (в широком смысле) и гносеологический характер. В

канонической части изложены «три устоя» (сань ган-лин)

и «восемь основоположений»

Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать, Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать бесплатно, Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать онлайн