Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин

(«все, что можешь, поддерживай»),

предписывающее активное содействие чужому благу. Все остальные

добродетели выводятся из этих двух. В человеческой

природе им противостоят антиморальные силы:

справедливости — животный эгоизм как безоглядное влечение

к собственному благу, человеколюбию — дьявольская

злоба, стремящаяся к чужим страданиям как к самоцели.

Преобладание моральных или антиморальных сил

обусловливает этическую разницу характеров:

сострадательного, эгоистического и злобного.

Идеи «Двух основных проблем этики» оказали влияние на

ницшеанскую, фрейдистскую и др. концепции морали.

Лит.: Шопенгауэр А. Свобода воли и нравственность. М., 1992; Ча-

нышев А. А. Этика Шопенгауэра: теоретический и

мировоззренческий аспекты. — «ВФ», 1988, № 2; Pisa К. Schopenhauer:

Kronzeuge einer unheiligen Welt. Wien.— В., 1977.

А. П. Скрипник

ДВИЖЕНИЕпонятие философского дискурса,

направленное на описание и объяснение онтологических

характеристик природы и предполагающее определенную

концептуальную схему или научно-исследовательную

программу, в которых по-разному интерпретируется связь

движения с пространством, временем, материей. В

развитии концепций движения можно выделить два крупных

этапа, первый из которых связан с натурфилософией, где

движение трактуется как разновидность изменений и

процессов, а второй — с формированием различных

исследовательских программ внутри механики, где движение

понимается как смена состояний тела относительно других

тел или же относительно какой-то системы координат,

как изменение положения во времени и в

пространстве. Эти различные исследовательские программы —

Р. Декарта, X. Гюйгенса, И. Ньютона, Г. Лейбница —

основывались на различной трактовке движения и его

связи с пространством, временем и материей.

В античной философии наметились две линии в

трактовке движения: Гераклит подчеркивал, что все находится в

состоянии движения, а покой является видимостью, Пар-

менид учил о вечносущем, неподвижном бытии,

противопоставляя его изменению и становлению материи, Зе-

нон Элейский оспаривал реальность движения. Апории

движения, выявленные им, приводили к отрицанию

движения: «Движущееся тело не движется ни в том месте, где

оно есть, ни в том месте, где его нет» (Диоген Лаэртский.

О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов.

596

ДВИЖЕНИЕ

M., 1979, с. 382, IX 72). Киники апеллировали к

чувственной очевидности движения (Diog. L., VI, 39, Sext. Emp. Ругг.

hyp. Ill, 66). Демокрит видел в движении свойство атомов,

которые движутся прямолинейно. Платон проводил

различие между качественным изменением (aXAoi?cic) и

движением относительно определенного места (тиеркрора): «Я

утверждаю, что видов движения два: изменение и

перемещение» {Платон. Теэтет 181. — Он же. Соч., т. 2. М., 1970,

с. 277). В «Тимее» (43Ь) вычленяются шесть видов

движения: вперед, назад, направо, налево, вверх и вниз, которые

присущи живым существам. Космос же вращается в одном

и том же месте, ему присуще круговое движение, не

предполагающее ни перемещения, ни изменения, поскольку он

вечен и находится в состоянии покоя. К этим видам

движения в «Законах» (894) добавляются еще три, среди

которых главным оказывается самодвижение, которое «движет

и само себя, и другие предметы» и которое «неизмеримо

выше других» {Платон. Законы 894—895. — Там же, т. 3(2).

М., 1972, с. 388). Именно душа является сущностью,

способной к самодвижению: «Она — причина изменения и

всяческого движения всех вещей» (там же, с. 391). И в этом

исток ее бессмертия («Федр» 245 с-е). Самодвижущаяся

мировая душа является принципом движения космоса.

Аристотель отождествляет движение (kivt|gic) с

изменением и насчитывает четыре («О душе», I 3,406 а 12) или шесть

видов («Категории», 15): возникновение, уничтожение,

увеличение, уменьшение, превращение и перемещение.

Движение есть актуализация потенциальной

возможности, переход из возможного в действительное («Физика» III,

1 201 b 4) и из актуального в возможное, который

совершается не мгновенно, а во времени, которое вторично по

отношению к движению, являясь его мерой. Поэтому

возникновение и уничтожение происходят мгновенно, будучи

видами процесса (mutatio). Движение в собственном

смысле рассматривается в соответствии с категорией качества

(качественное изменение — aAloiooic), с категорией

количества (увеличение и уменьшение (auxesis kai phtisis). с

категорией места (перемещение — рпога). Фундаментальный

принцип «Физики» Аристотеля: «Все движущееся

необходимо приводится в движение чем-нибудь» {Аристотель.

Физика, 242 а), при этом движитель неподвижен, неделим

и вечен. Любым телам присуще движение («О небе», I 1,

274 Ь4). Существуют прямолинейное, круговое и

смешанное движения (там же, I, 1, 268 Ь17). Наиболее

совершенным является круговое движение, которое присуще эфиру

и звездному небу. Аристотель проводил различие между

небесными и земными движениями, если первые

являются круговыми, то земные — прямолинейными. Стоики,

превратив материю в косное начало, связывали движение с

разумом, который придает материи форму {Сенека.

Письма к Луцилию, 65, 2). Для неоплатоников «все сущее или

неподвижно, или движимо. И если движимо, то или самим

собою, или другим» {Прокл. Первоосновы теологии 1, 14).

Тело движимо другим, душа есть самодвижная сущность, а

ум — неподвижно движущее (там же, 1, 20).

В средние века движение было понято как актуализация

возможного, осуществляемое в акте творения Богом, и

описание видов движения было распространено на

категории субстанции, количества, качества и места. В

соответствии с этим среди видов движения выделялись

возникновение и уничтожение субстанции (generatio и corruptio),

увеличение и уменьшение количества (материн в живых

существах — aufmentatio и diminuitio, объема — сгущение

и разрежение: condensatio и rarefactio), изменение

качества (alteratio), в том числе увеличение и уменьшение

интенсивности (intensio и remissio), изменение места (motus

localis), или местное движение. Время трактуется как мера

движения и связывается с последовательностью,

характерной для движения. Связывая движение с переходом

потенции в акт, Фома Аквинский дифференцирует виды

движения на движения по качеству, росту и убыли, по

месту, движение аффективное, чувственное,

интеллектуальное, или рациональное, воли и души (Summa Theol. 1,

81, le, Contra gent. Ill 23). В христианской теологии акцент

делается на духовно-душевные движения, прежде всего

на преображение человека благодаря вере в

Воскресение Христа. Креационизм существенно

трансформирует аристотелевские идеи о превращении потенции в акт

и о форме как перводвигателе материи, которые отныне

не только ориентированы сотериологически, но и,

будучи поняты как творение из ничто, связаны с созиданием

нового и преобразованием души. Дуне Скот и Альберт

Великий рассматривали движение как текущую форму

(forma fluente), отличая ее от течения формы (fluxus for-

mae) и подчеркивая, что в движении форма стремится к

совершенству. Это означало, что движение и его результат

идентичны. Для средневековой схоластики решающим

принципом анализа движения было положение: все, что

движется, движется посредством чего-то. Иными

словами, движение обусловлено неким движителем (motor

proximus), который передает свою способность другому

телу, находясь с ним в непосредственном контакте.

Обсуждение свободного падения тел привело к осознанию того,

что существует движение, которое содержит движущую

силу внутри себя, а движитель вносит ее в движимое тело.

Так возникло понятие импетуса. В схоластике 14 в. (Ж. Бу-

ридан, Альберт Саксонский) вьщелили местное движение

из всех видов движения, противопоставив его изменению

качества или количества, поскольку в местном движении

нельзя говорить о совпадении результата движения и

самого движения. Импетус трактуется как причина

ускорения тела, которая внедрена в движущееся тело

движителем вместе с самим движением, оказывая сопротивление

движителю, поскольку тело стремится к покою и к

противоположно направленному движению или испытывает

сопротивление среды. В Оксфордской школе

«калькуляторов» (Т. Брадвардин, Р. Киллингтон, Р. Суиссет и др.)

скорость рассматривалась как интенсивность движения в

рамках теории качеств. Свойства равномерного

(униформного в терминологии Брадвардина) и равноускоренного

(униформно-дифформного) движения рассматривались в

контексте учения об усилении и ослаблении

интенсивности качеств (причем широта тождественна интенсивности

качества, а градус — ее мера). В Парижской школе

(Николай Орем и др.) был предложен геометрический метод

описания изменений интенсивности качества:

равномерному движению соответствовала постоянная

интенсивность, его геометрической конфигурацией является

четырехугольник, а равноускоренного движения —

треугольник. Учение об импетусе как вложенной, запечатленной

силе (vis impressa), помещенной в движущееся тело,

разделялось многими философами и учеными эпохи

Возрождения (напр., Тарталья, Р. Бенедетти, молодым Галилеем в

сочинении «О движении»).

597

ДВИЖЕНИЕ

В новой физике движение стало предметом механики,

таких ее разделов, как кинематика и динамика.

Освобождение от исходных посылок физики импетуса позволило

Галилею установить универсальность законов движения,

что разрушало аристотелевскую иерархию видов

движения и делало движение не абсолютным, а относительным

к произвольно выбранной системе координат. Принцип

относительности Галилея означал, что законы физики

инвариантны относительно систем отсчета, движущихся

равномерно и прямолинейно (Галилей Г. Избр. произв.,

т. 1. М., 1964, с. 286). Р. Декарт, отождествив природу с

протяженной субстанцией, иди материей, приписал ей такие

характеристики, как величина, фигура, движение.

Движение он отождествил с пространственным перемещением,

подчеркнув, что «философы, предполагая некоторые иные

движения, отличные от этого, затемнили его истинную

природу» (Декарт Р. Избр. произв. М., 1950, с. 458, 199).

Движение сугубо относительно, поскольку оно «есть не

что иное, как действие, посредством которого данное тело

переходит с одного места на другое… Оно есть

перемещение одной части материи, или одного тела, из соседства тех

тел, которые непосредственно его касались и которые мы

рассматриваем как находящиеся в покое, в соседство

других тел» (там же, с. 197). По сути дела Декарт формулирует

закон самосохранения движения, который позднее стал

называться законом инерции: «Тело, раз начав двигаться,

продолжает это движение и никогда само собою не

останавливается» (там же, с. 486), подводя под него онтотео-

логическое основание — Бога. «Бог не подвержен

изменению и постоянно действует одинаковым образом» (там же,

с. 197).

Принципиальное отличие новой физики от физики

Аристотеля заключается, во-первых, в том, что движение

перестало быть средством осуществления некоей цели, а было

понято как цель сама по себе, во-вторых, наиболее

совершенным и простым оказывается отныне не круговое, а

прямолинейное движение (см. там же, с. 203), что имело,

в-третьих, в качестве своего следствия утверждение

беспредельности и бесконечности Вселенной, не имеющей

единого центра. Формулируя законы движения —

инерции, сохранения количества движения и соударяющихся

тел, Декарт исходил из эквивалентности движения и покоя.

Покой также становится относительным: «Движение и

покой — лишь два различных модуса» движущегося тела (там

же, с. 478). Декартовы законы удара не только оказались

противоречащими опыту, как показал позднее Гюйгенс, но

и основывались на онтологической трактовке покоя как

антидвижения и на введении понятия количества покоя,

которое в противовес количеству движения характеризует

силу сопротивления покоящегося тела (Койре А. Очерки

истории философской мысли. М., 1985, с. 219). Важной

характеристикой движения, по Декарту, было стремление

(склонность) тела двигаться в определенном направлении

(conatus), которое отличается от самого движения.

Существуют разные трактовки этого понятия Декарта, в том

числе и как импульса силы, столь важного для его объяснения

движения корпускул света. Относительность движения и

покоя — принцип, который отстаивается не только

Декартом, но и Гюйгенсом в противовес И. Ньютону, который

проводил различие между абсолютным и относительным

движениями и связывал истинное движение с

движением в абсолютном пространстве, являющимся системой

координат (Ньютон И. Математические начала

натуральной философии. М.—Л., 1936, с. 34, 39). Движение по

инерции предполагает инерционную систему отсчета,

которой для Ньютона было абсолютное пространство. Декарт

и Гюйгенс отстаивали мысль о равноправности

инерционных систем отсчета и рассматривали всякое движение как

относительное. Введения Ньютоном понятия абсолютного

пространства и соответственно истинного, абсолютного

движения обусловлено не только теологическими

предпосылками, поскольку для него пустое пространство

чувствилище Бога, не только его алхимическими исканиями,

но и реальной, субстанциалистской трактовкой

физической силы, прежде всего силы тяготения. Вокруг

трактовки Ньютоном движения и его предпосылок развернулась

острая дискуссия, в частности между ньютонианцем

С. Кларком и Г. Лейбницем, между Гюйгенсом и Ньютоном.

Лейбниц также отстаивает относительность движения и

не допускает абсолютного пространства. Тела, или монады,

состоят, согласно Лейбницу, из активной силы, называемой

им энтелехией, и из пассивной силы, характеризующей

непроницаемость и косность (инерцию). Философия имеет

дело с активной силой, механика и физика — с явлениями,

с производными от активной силы и со страдательностью

материи (пассивной силой, или массой). Движение

рассматривается в физике двумя способами — в кинематике

на уровне явления и в динамике, где выясняются причины

движения. Лейбниц выступает с критикой закона

сохранения количества движения, сформулированного Декартом,

и выдвигает понятие количества силы.

И. Кант в «Метафизических началах естествознания»

делает попытку резюмировать физические учения о

движении, развитые в 17 в. Движение не является для него

категорией, а лишь эмпирическим понятием

естествознания. Исходя из того, что «движение вещи есть перемена

ее внешних отношений к

Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать, Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать бесплатно, Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать онлайн