Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин

случае

противоречия между тезисами разума и богооткровенными

текстами последние должны подвергаться

аллегорическому толкованию и приводиться в соответствие с первыми.

В свою очередь эпистемологический дуализм латинских

аверроистов послужил основой для институционального

размежевания государства и церкви, власти светской и

духовной, (Марсилий Падуанский, Данте).

Другая разновидность «двойственной истины»

развивалась в рамках Шартрской школы, представители которой

разводили философию (науку) и теологию (религию) как

по предмету, так и по методу, что исключало какое-либо

противоречие между ними. Своего рода срединный

вариант этой теории разрабатывал Фома Аквинский. Согласно

его концепции, ставшей классической в католическом

вероучении, философия и религия абсолютно различны по

методу, но лишь частично — по предмету Когда же

религиозное учение не согласуется с философским выводом,

первое следует признать сверхразумным; либо надлежит

искать ошибку в обосновании второго. Критикуя томизм,

У. Окнам и другие номиналисты 14 в. воспроизводят

радикальную установку на полное размежевание философии и

науки, с одной стороны, религии и теологии — с другой,

утверждая чисто иррациональный характер богословия,

чьи догматы должны опираться исключительно на тексты

Священного Писания.

Н. В. Ефремова

«ДВОЯКИЕ РЕЧИ» (Дюсо\ Xoyoi) — сочинение

неизвестного греческого софиста (ок. 400 до н. э.). Автор

сопоставляет противоположные суждения о хорошем и дурном,

о прекрасном и постыдном, справедливом и

несправедливом и т. п., занимая всегда релятивистскую позицию:

одно и то же может быть и хорошим, и плохим в разных

обстоятельствах. Его аргументация часто парадоксальна,

напр., его утверждение, что болезнь есть зло для

больных, но благо для врачей, и часто он прибегает к прямым

софизмам. Низкий уровень культуры аргументации

заставляет думать, что «Двоякие речи» представляют собой

школьные упражнения. Бесспорно влияние Протагора,

вероятно также и пифагорейцев, в пользу чего говорит и

дорийская окраска диалекта «Двояких речей»,

характерная для пифагорейских сочинений.

Текст: DKII, 405—416; Robinson Т. Л/. Contrasting arguments. An

edition of the Dissoi logoi. Salem, 1984; Маковельскый А. О. Софисты,

вып. 2. Баку, 1941.

Лит.: Guthrie W. К. С. A history of Greek philosophy, vol. III. Cambr,

1969, p. 316—319; Levi A. On Twofold Statements. — «American Journal

of Philology» 61, 1940, p. 292-306; Kranz W. Die sogenannten Dissoi

Logoi. — Sophistik, hrsg. v. С J. Classen. Darmstadt, 1976, S. 629—640.

А. И. Зайцев

ДЕБОЛЬСКИЙНиколай Григорьевич [16 (28) ноября

1842, Петербург —26 февраля 1918, там же] — русский

философ и педагог. Родился в семье священника и богослова

Г. С. Дебольского. Учился в Горном институте и

Петербургском университете, окончив последний со степенью

кандидата естественных наук. Читал лекции по педагогике

на Высших педагогических курсах, в Петербургской

духовной академии (1882—87) вел курсы метафизики, логики

и психологии. Один из основателей Петербургского

философского общества (1897). Переводчик на русский язык

«Науки логики» Гегеля (ч. 1—2, 1916). Кроме того, ему

принадлежат перевод «Руководства к воспитанию и учению»

Ф. Бенеке, серия статей для «Педагогического сборника

военно-учебных заведений» («Обзор русских переводных

философских сочинений, имеющих связь с вопросами

педагогики», «Психология Герберта Спенсера», «Очерк

истории новой английской философии», «Немецкая философия

за последние 50 лет», «Философские основы нравственного

воспитания», «Вопрос о происхождении человека»), статьи

для периодического издания «Семья и школа». Наиболее

полно собственное философское миросозерцание

выразил в трактате «Философия феноменального формализма»

(в. 1—2, 1892—95), где делается вывод о принципиальном

различии между божественным абсолютным духом,

углубленным в содержание бытия, познающим объекты в себе, и

ограниченным умом человека, получающим доступ только

лишь к формальной стороне абсолютного духа,

посредством чего и обретающим способность к пониманию

явлений. Несмотря на репутацию русского гегельянца (статья

«Логика Гегеля в ее историческом основании» в «Журнал

министерства народного просвещения», 1912, № 8; книга

«О диалектическом методе», 1872), в содержательном плане

философское учение Дебольского тяготело более к Канту.

Философия бывает либо эмпирической, либо метаэмпи-

рической. В последнем случае возможен или

метафизический реализм (первую причину характеризуют признаками,

взятыми из содержания нашего познания), или формализм

(когда руководствуются одними логическими формами).

Последний выражается в различных формах: критический

формализм Канта, субъективный формализм Фихте,

абсолютный формализм Гегеля. Завершением философского

творчества Дебольского была статья «Безусловный

скептицизм как средство оздоровления философии» («Журнал

министерства народного просвещения», 1914, № 1—4).

Безусловный скептицизм, сомневающийся даже в

собственном сомнении, является, по Дебольскому,

освобождением мысли от всяческого догматизма, который стоит на

пути новой философии. Источник такого скептицизма

коренится в том, что познание как акт сознания может иметь

своим предметом только отдельные состояния последнего.

В своих эстетических взглядах близок к Гегелю. Прекрасное

понимает как сверхчувственную реальность, выраженную в

чувственном образе.

Соч.: Введение в учение о познании. СПб., 1870; Философия

будущего. Соображение о ее начале, предмете, методе и системе.

СПб., 1882; Лекции по метафизике. СПб., 1884; О высшем благе,

или О верховной цели нравственной деятельности. СПб., 1886;

Понятие красоты. — «Журнал министерства народного

просвещения», 1898, № 8; Об этическом идеале. — «Вопросы

философии и психологии», 1900, ноябрь-декабрь.

Лит.: Асмус В. Ф. Консервативное гегельянство второй половины

19 в. — В кн.: Гегель и философия в России. М., 1974; Зенъковский

В. В. История русской философии. Л., 1991, т. 2, ч. 1; Лососий Н.

О. Ястория русской философии. М., 1991; Абрамов А. И. Кант в

русской духовно-академической философии. — В кн.: Кант и

философия в России. М., 1994.

А. И. Абрамов

ДЕБОРИН(наст. фам. Иоффе) Абрам Моисеевич [4 (16)

июня 1881, м. Упино, Литва — 8 марта 1963, Москва] —

российский философ. Окончив философский факультет

Бернского университета (1908), участвует в революционном

601

ДЕВ АТМА

движении. С 1903 социал-демократ, в 1907—17

меньшевик. После Октябрьской революции —

философствующий идеолог большевизма, преподаст в

Коммунистическом университете им. Я. М. Свердлова и Институте

красной профессуры. Работает в Институте К. Маркса и

Ф. Энгельса; в 1924—31 директор Института философии.

В 1926—30 ответственный редактор журнала «Под

знаменем марксизма». С 1929 —академик, в 1935—45 — член

президиума Академии наук СССР. Под редакцией Дебо-

рина вышли в свет научные издания классиков

материалистической философии, собрание сочинений Гегеля в 15 т.

Согласно Деборину, диалектика как наука о всеобщих

связях и соотношениях реального мира применима не

только в социально-исторической практика, но и в любой

области конкретно-научного знания. Как всеобщая

методология научного исследования материалистическая

диалектика интерпретируется Дебориным в качестве

идеологии, обязательной для ученых, в т. ч.

естествоиспытателей. В 1920-е гг. был официальным философом власти, в

1930-е гг. подвергся критика как «меньшевиствуюший

идеалист». В 1950-е гг. занимался в основном историей

социально-политической мысли.

Соч.: Диалектический материализм. СПб., 1909; Людвиг Фейербах.

Личность и мировоззрение. М., 1923; Гегель и диалектический

материализм. — В кн.: Гегель. Соч., т. 1. М.—Л., 1929; Диалектика и

естествознание. М.—Л., 1930; Философия и марксизм. М— Л., 1930;

Введение в философию диалектического материализма. М.—Л.,

1931; Социально-политические учения нового и новейшего

времени, т. 1—3. М., 1958—67; Философия и политика. М., 1961.

Лит.: Яхот И. Подавление философии в СССР: 20—30 гг. — «ВФ»,

1991, №9.

Я. М. Северыкова

ДЕВ АТМА(наст, имя Шив Нараян Агнихотри) (20

декабря 1850, Акбарпур — 3 апреля 1929, Лахор) —

индийский философ, общественный деятель, создатель системы

философского натурализма — «дев дхармы», т.е.

«божественного учения». Понимал природу как единственную

объективную реальность, функционирующую на основе

собственных закономерностей и вне зависимости от

вмешательства сверхъестественных сил. В человеке видел

интегральную часть природы, наивысший продукт

эволюции. Не разделял традиционные представления о спи-

ритуальности человека, но фактически всю его сущность

свел к душе, понимая под ней форму существования

особой «жизненной силы», направляющей всю

психическую, познавательную, нравственную и поведенческую

деятельность человека.

Соч.: The Dev Shastra, pt. 1-2. New Delhi, 1976.

Лит.: Литман А. Д. Традиции философского натурализма в Индии

и мировоззрение Дев Атмы. М., 1982.

О. В. Мезенцева

ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ(от позднелат. deviacio —

отклонение) — термин принят в социальных науках

для обозначения действий индивида, отклоняющихся

от общепринятых социальных норм. В широком

смысле девиантное (или отклоняющее) поведение

подразумевает любые поступки и действия индивида, которые

не соответствуют как писанным, так и неписанным

нормам данного общества. Отклонение поведения от принятых

в обществе норм и законов может быть двух видов: делин-

квентное действие, наказуемое в административном

порядке, и преступное действие, наказуемое в уголовном

порядке.

Социологическое рассмотрение проблем девиантного

поведения впервые предложил Э. Дюркгейм. Позже

исследование этого типа поведения разворачивалось в трех

основных направлениях: в теоретико-методологическом —

М. Вебер, И Сорокин, Т. Пирсоне; в междисциплинарном —

прежде всего М. Хальбвакс, У. Томас, Ф. Знанецкий, а также

представители теории конфликта (Л. Козер, Р. Дарен-

дорф), психоанализа и социальной этологии; и, наконец,

оно выразилось в создании специальной

социологической теория, зародившейся в недрах структурного

функционализма (Парсонс, Р. Мертон). Вслед за Мертоном в

социологии принято выделять пять типов социального

поведения: подчинение, конформизм (принятие целей

и средств); инновация, реформизм (принятие целей,

устранение средств); ритуализм (неприятие целей,

принятие средств); ретритизм, уход (неприятие ни целей, ни

средств); мятеж (отказ от целей и средств с заменой их

новыми). В строгом смысле девиантными считаются второй,

четвертый и пятый типы поведения.

Признание поступка девиантным имеет относительный

характер, что связано с релятивностью самих норм. Одно

и то же поведение может считаться отклоняющимся с т. зр.

одной группы, и нормальным — с точки зрения другой.

Непосещение церковной службы оценивается как

девиантное поведение с позиций верующего человека, с позиций

же атеиста оно воспринимается как естественное,

нормальное. Границы терпимости общества к девиантному

поведению различны в разных культурах или в разных

ситуациях в одной и той же культуре. См. также ст. Аномия.

А. И. Кравченко

ДЕДУКТИВНАЯ ЛОГИКАраздел логики, в котором

изучаются способы рассуждения, гарантирующие

истинность заключения при истинности посылок. Дедуктивная

логика иногда отождествляется с формальной логикой. Вне

пределов дедуктивной логики находятся т. н.

правдоподобные рассуждения и индуктивные методы. В ней

исследуются способы рассуждений со стандартными, типовыми

высказываниями; эти способы оформляются в виде

логических систем, или исчислений. Исторически первой

системой дедуктивной логики была силлогистика Аристотеля.

В свою очередь стоики первыми предприняли попытки

построения дедуктивной логики в виде логики

высказывании. Г. Фреге и Ч. Пирс расширили область этой логики — в

качестве типовых высказываний стали рассматриваться

высказывания об отношениях и были введены кванторы.

Наиболее важной системой дедуктивной логики является

классическая логика предикатов первого порядка. В

рамках этой системы отношение логического следования

может быть полностью формализовано, и способы

рассуждений могут быть описаны чисто синтаксически (см. Логика

предикатов). Были построены также второпорядковая

логика предикатов и системы более высоких порядков.

Однако, согласно теореме Геделя, отношение логического

следования вторпорядковой логики предикатов в принципе

неформализуемо. В настоящее время интенсивно

изучаются системы дедуктивной логики, лежащие между первопо-

рядковой и второпорядковой логиками, системы с

обобщенными кванторами, с эпсилон-символом и др., а также

602

ДЕДУКЦИИ ТЕОРЕМА

системы с нефинитными правилами (типа правила

бесконечной индукции).

Стремление учесть в рассуждениях специфику

познаваемых объектов, фактор роста и накопления знания,

неопределенность понятия истинности высказываний,

возможность мыслить противоречивые объекты и ситуации

привели к построению различных систем т. н.

(дедуктивных) неклассических логик, интуиционистской, модальной,

многозначной, релевантной, паранепротиворечивой и др.

Стали исследоваться логические системы с

истинностными провалами и пресыщенными истинностными

оценками. При этом широкое применение находят различные

семантические методы, напр., теория моделей,

семантика возможных миров (см. Возможных миров семантика),

операционная семантика и т. д., а также разнообразные

синтаксические методы: аксиоматические исчисления,

натуральный вывод, исчисления секвенций, аналитические

таблицы и др. В ряде неклассических систем дедуктивной

логики учитываются и прагматические аспекты

рассуждений. В дедуктивной логике исследуются способы не

только рассуждений, но и введения понятий (напр.,

процедуры определения), а также методы к процедуры поиска

доказательств. В последнее время на базе неклассической

дедуктивной логики интенсивно развиваются т. н.

динамические логики и логики программирования,

ориентированные на проблемы компьютерных наук. Кроме того,

разрабатываются логики действий, норм, императивов и

предпочтений, ориентированные не только на проблемы

искусственного интеллекта, но и на применение в области

этики и права (см. Деонтическая логика).

Дедуктивная логика едина, а многообразие ее систем

определяется тем, что по частям исследуются способы

рассуждений, основанные на различных типах высказываний

и применяемые в различных контекстах. В разных

системах применяются различные формализованные языки,

принимаются более или менее сильные абстракции и

идеализации, учитываются или не учитываются различные

характеристики знания. В дедуктивной логике

исследуются также ее взаимоотношения с различными другими

(недедуктивными) логическими системами

Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать, Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать бесплатно, Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать онлайн