случае
противоречия между тезисами разума и богооткровенными
текстами последние должны подвергаться
аллегорическому толкованию и приводиться в соответствие с первыми.
В свою очередь эпистемологический дуализм латинских
аверроистов послужил основой для институционального
размежевания государства и церкви, власти светской и
духовной, (Марсилий Падуанский, Данте).
Другая разновидность «двойственной истины»
развивалась в рамках Шартрской школы, представители которой
разводили философию (науку) и теологию (религию) как
по предмету, так и по методу, что исключало какое-либо
противоречие между ними. Своего рода срединный
вариант этой теории разрабатывал Фома Аквинский. Согласно
его концепции, ставшей классической в католическом
вероучении, философия и религия абсолютно различны по
методу, но лишь частично — по предмету Когда же
религиозное учение не согласуется с философским выводом,
первое следует признать сверхразумным; либо надлежит
искать ошибку в обосновании второго. Критикуя томизм,
У. Окнам и другие номиналисты 14 в. воспроизводят
радикальную установку на полное размежевание философии и
науки, с одной стороны, религии и теологии — с другой,
утверждая чисто иррациональный характер богословия,
чьи догматы должны опираться исключительно на тексты
Священного Писания.
Н. В. Ефремова
«ДВОЯКИЕ РЕЧИ» (Дюсо\ Xoyoi) — сочинение
неизвестного греческого софиста (ок. 400 до н. э.). Автор
сопоставляет противоположные суждения о хорошем и дурном,
о прекрасном и постыдном, справедливом и
несправедливом и т. п., занимая всегда релятивистскую позицию:
одно и то же может быть и хорошим, и плохим в разных
обстоятельствах. Его аргументация часто парадоксальна,
напр., его утверждение, что болезнь есть зло для
больных, но благо для врачей, и часто он прибегает к прямым
софизмам. Низкий уровень культуры аргументации
заставляет думать, что «Двоякие речи» представляют собой
школьные упражнения. Бесспорно влияние Протагора,
вероятно также и пифагорейцев, в пользу чего говорит и
дорийская окраска диалекта «Двояких речей»,
характерная для пифагорейских сочинений.
Текст: DKII, 405—416; Robinson Т. Л/. Contrasting arguments. An
edition of the Dissoi logoi. Salem, 1984; Маковельскый А. О. Софисты,
вып. 2. Баку, 1941.
Лит.: Guthrie W. К. С. A history of Greek philosophy, vol. III. Cambr,
1969, p. 316—319; Levi A. On Twofold Statements. — «American Journal
of Philology» 61, 1940, p. 292-306; Kranz W. Die sogenannten Dissoi
Logoi. — Sophistik, hrsg. v. С J. Classen. Darmstadt, 1976, S. 629—640.
А. И. Зайцев
ДЕБОЛЬСКИЙНиколай Григорьевич [16 (28) ноября
1842, Петербург —26 февраля 1918, там же] — русский
философ и педагог. Родился в семье священника и богослова
Г. С. Дебольского. Учился в Горном институте и
Петербургском университете, окончив последний со степенью
кандидата естественных наук. Читал лекции по педагогике
на Высших педагогических курсах, в Петербургской
духовной академии (1882—87) вел курсы метафизики, логики
и психологии. Один из основателей Петербургского
философского общества (1897). Переводчик на русский язык
«Науки логики» Гегеля (ч. 1—2, 1916). Кроме того, ему
принадлежат перевод «Руководства к воспитанию и учению»
Ф. Бенеке, серия статей для «Педагогического сборника
военно-учебных заведений» («Обзор русских переводных
философских сочинений, имеющих связь с вопросами
педагогики», «Психология Герберта Спенсера», «Очерк
истории новой английской философии», «Немецкая философия
за последние 50 лет», «Философские основы нравственного
воспитания», «Вопрос о происхождении человека»), статьи
для периодического издания «Семья и школа». Наиболее
полно собственное философское миросозерцание
выразил в трактате «Философия феноменального формализма»
(в. 1—2, 1892—95), где делается вывод о принципиальном
различии между божественным абсолютным духом,
углубленным в содержание бытия, познающим объекты в себе, и
ограниченным умом человека, получающим доступ только
лишь к формальной стороне абсолютного духа,
посредством чего и обретающим способность к пониманию
явлений. Несмотря на репутацию русского гегельянца (статья
«Логика Гегеля в ее историческом основании» в «Журнал
министерства народного просвещения», 1912, № 8; книга
«О диалектическом методе», 1872), в содержательном плане
философское учение Дебольского тяготело более к Канту.
Философия бывает либо эмпирической, либо метаэмпи-
рической. В последнем случае возможен или
метафизический реализм (первую причину характеризуют признаками,
взятыми из содержания нашего познания), или формализм
(когда руководствуются одними логическими формами).
Последний выражается в различных формах: критический
формализм Канта, субъективный формализм Фихте,
абсолютный формализм Гегеля. Завершением философского
творчества Дебольского была статья «Безусловный
скептицизм как средство оздоровления философии» («Журнал
министерства народного просвещения», 1914, № 1—4).
Безусловный скептицизм, сомневающийся даже в
собственном сомнении, является, по Дебольскому,
освобождением мысли от всяческого догматизма, который стоит на
пути новой философии. Источник такого скептицизма
коренится в том, что познание как акт сознания может иметь
своим предметом только отдельные состояния последнего.
В своих эстетических взглядах близок к Гегелю. Прекрасное
понимает как сверхчувственную реальность, выраженную в
чувственном образе.
Соч.: Введение в учение о познании. СПб., 1870; Философия
будущего. Соображение о ее начале, предмете, методе и системе.
СПб., 1882; Лекции по метафизике. СПб., 1884; О высшем благе,
или О верховной цели нравственной деятельности. СПб., 1886;
Понятие красоты. — «Журнал министерства народного
просвещения», 1898, № 8; Об этическом идеале. — «Вопросы
философии и психологии», 1900, ноябрь-декабрь.
Лит.: Асмус В. Ф. Консервативное гегельянство второй половины
19 в. — В кн.: Гегель и философия в России. М., 1974; Зенъковский
В. В. История русской философии. Л., 1991, т. 2, ч. 1; Лососий Н.
О. Ястория русской философии. М., 1991; Абрамов А. И. Кант в
русской духовно-академической философии. — В кн.: Кант и
философия в России. М., 1994.
А. И. Абрамов
ДЕБОРИН(наст. фам. Иоффе) Абрам Моисеевич [4 (16)
июня 1881, м. Упино, Литва — 8 марта 1963, Москва] —
российский философ. Окончив философский факультет
Бернского университета (1908), участвует в революционном
601
ДЕВ АТМА
движении. С 1903 социал-демократ, в 1907—17
меньшевик. После Октябрьской революции —
философствующий идеолог большевизма, преподаст в
Коммунистическом университете им. Я. М. Свердлова и Институте
красной профессуры. Работает в Институте К. Маркса и
Ф. Энгельса; в 1924—31 директор Института философии.
В 1926—30 ответственный редактор журнала «Под
знаменем марксизма». С 1929 —академик, в 1935—45 — член
президиума Академии наук СССР. Под редакцией Дебо-
рина вышли в свет научные издания классиков
материалистической философии, собрание сочинений Гегеля в 15 т.
Согласно Деборину, диалектика как наука о всеобщих
связях и соотношениях реального мира применима не
только в социально-исторической практика, но и в любой
области конкретно-научного знания. Как всеобщая
методология научного исследования материалистическая
диалектика интерпретируется Дебориным в качестве
идеологии, обязательной для ученых, в т. ч.
естествоиспытателей. В 1920-е гг. был официальным философом власти, в
1930-е гг. подвергся критика как «меньшевиствуюший
идеалист». В 1950-е гг. занимался в основном историей
социально-политической мысли.
Соч.: Диалектический материализм. СПб., 1909; Людвиг Фейербах.
Личность и мировоззрение. М., 1923; Гегель и диалектический
материализм. — В кн.: Гегель. Соч., т. 1. М.—Л., 1929; Диалектика и
естествознание. М.—Л., 1930; Философия и марксизм. М— Л., 1930;
Введение в философию диалектического материализма. М.—Л.,
1931; Социально-политические учения нового и новейшего
времени, т. 1—3. М., 1958—67; Философия и политика. М., 1961.
Лит.: Яхот И. Подавление философии в СССР: 20—30 гг. — «ВФ»,
1991, №9.
Я. М. Северыкова
ДЕВ АТМА(наст, имя Шив Нараян Агнихотри) (20
декабря 1850, Акбарпур — 3 апреля 1929, Лахор) —
индийский философ, общественный деятель, создатель системы
философского натурализма — «дев дхармы», т.е.
«божественного учения». Понимал природу как единственную
объективную реальность, функционирующую на основе
собственных закономерностей и вне зависимости от
вмешательства сверхъестественных сил. В человеке видел
интегральную часть природы, наивысший продукт
эволюции. Не разделял традиционные представления о спи-
ритуальности человека, но фактически всю его сущность
свел к душе, понимая под ней форму существования
особой «жизненной силы», направляющей всю
психическую, познавательную, нравственную и поведенческую
деятельность человека.
Соч.: The Dev Shastra, pt. 1-2. New Delhi, 1976.
Лит.: Литман А. Д. Традиции философского натурализма в Индии
и мировоззрение Дев Атмы. М., 1982.
О. В. Мезенцева
ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ(от позднелат. deviacio —
отклонение) — термин принят в социальных науках
для обозначения действий индивида, отклоняющихся
от общепринятых социальных норм. В широком
смысле девиантное (или отклоняющее) поведение
подразумевает любые поступки и действия индивида, которые
не соответствуют как писанным, так и неписанным
нормам данного общества. Отклонение поведения от принятых
в обществе норм и законов может быть двух видов: делин-
квентное действие, наказуемое в административном
порядке, и преступное действие, наказуемое в уголовном
порядке.
Социологическое рассмотрение проблем девиантного
поведения впервые предложил Э. Дюркгейм. Позже
исследование этого типа поведения разворачивалось в трех
основных направлениях: в теоретико-методологическом —
М. Вебер, И Сорокин, Т. Пирсоне; в междисциплинарном —
прежде всего М. Хальбвакс, У. Томас, Ф. Знанецкий, а также
представители теории конфликта (Л. Козер, Р. Дарен-
дорф), психоанализа и социальной этологии; и, наконец,
оно выразилось в создании специальной
социологической теория, зародившейся в недрах структурного
функционализма (Парсонс, Р. Мертон). Вслед за Мертоном в
социологии принято выделять пять типов социального
поведения: подчинение, конформизм (принятие целей
и средств); инновация, реформизм (принятие целей,
устранение средств); ритуализм (неприятие целей,
принятие средств); ретритизм, уход (неприятие ни целей, ни
средств); мятеж (отказ от целей и средств с заменой их
новыми). В строгом смысле девиантными считаются второй,
четвертый и пятый типы поведения.
Признание поступка девиантным имеет относительный
характер, что связано с релятивностью самих норм. Одно
и то же поведение может считаться отклоняющимся с т. зр.
одной группы, и нормальным — с точки зрения другой.
Непосещение церковной службы оценивается как
девиантное поведение с позиций верующего человека, с позиций
же атеиста оно воспринимается как естественное,
нормальное. Границы терпимости общества к девиантному
поведению различны в разных культурах или в разных
ситуациях в одной и той же культуре. См. также ст. Аномия.
А. И. Кравченко
ДЕДУКТИВНАЯ ЛОГИКА— раздел логики, в котором
изучаются способы рассуждения, гарантирующие
истинность заключения при истинности посылок. Дедуктивная
логика иногда отождествляется с формальной логикой. Вне
пределов дедуктивной логики находятся т. н.
правдоподобные рассуждения и индуктивные методы. В ней
исследуются способы рассуждений со стандартными, типовыми
высказываниями; эти способы оформляются в виде
логических систем, или исчислений. Исторически первой
системой дедуктивной логики была силлогистика Аристотеля.
В свою очередь стоики первыми предприняли попытки
построения дедуктивной логики в виде логики
высказывании. Г. Фреге и Ч. Пирс расширили область этой логики — в
качестве типовых высказываний стали рассматриваться
высказывания об отношениях и были введены кванторы.
Наиболее важной системой дедуктивной логики является
классическая логика предикатов первого порядка. В
рамках этой системы отношение логического следования
может быть полностью формализовано, и способы
рассуждений могут быть описаны чисто синтаксически (см. Логика
предикатов). Были построены также второпорядковая
логика предикатов и системы более высоких порядков.
Однако, согласно теореме Геделя, отношение логического
следования вторпорядковой логики предикатов в принципе
неформализуемо. В настоящее время интенсивно
изучаются системы дедуктивной логики, лежащие между первопо-
рядковой и второпорядковой логиками, системы с
обобщенными кванторами, с эпсилон-символом и др., а также
602
ДЕДУКЦИИ ТЕОРЕМА
системы с нефинитными правилами (типа правила
бесконечной индукции).
Стремление учесть в рассуждениях специфику
познаваемых объектов, фактор роста и накопления знания,
неопределенность понятия истинности высказываний,
возможность мыслить противоречивые объекты и ситуации
привели к построению различных систем т. н.
(дедуктивных) неклассических логик, интуиционистской, модальной,
многозначной, релевантной, паранепротиворечивой и др.
Стали исследоваться логические системы с
истинностными провалами и пресыщенными истинностными
оценками. При этом широкое применение находят различные
семантические методы, напр., теория моделей,
семантика возможных миров (см. Возможных миров семантика),
операционная семантика и т. д., а также разнообразные
синтаксические методы: аксиоматические исчисления,
натуральный вывод, исчисления секвенций, аналитические
таблицы и др. В ряде неклассических систем дедуктивной
логики учитываются и прагматические аспекты
рассуждений. В дедуктивной логике исследуются способы не
только рассуждений, но и введения понятий (напр.,
процедуры определения), а также методы к процедуры поиска
доказательств. В последнее время на базе неклассической
дедуктивной логики интенсивно развиваются т. н.
динамические логики и логики программирования,
ориентированные на проблемы компьютерных наук. Кроме того,
разрабатываются логики действий, норм, императивов и
предпочтений, ориентированные не только на проблемы
искусственного интеллекта, но и на применение в области
этики и права (см. Деонтическая логика).
Дедуктивная логика едина, а многообразие ее систем
определяется тем, что по частям исследуются способы
рассуждений, основанные на различных типах высказываний
и применяемые в различных контекстах. В разных
системах применяются различные формализованные языки,
принимаются более или менее сильные абстракции и
идеализации, учитываются или не учитываются различные
характеристики знания. В дедуктивной логике
исследуются также ее взаимоотношения с различными другими
(недедуктивными) логическими системами