и
мусульманина (каждый из которых настаивает на исключительной
истинности своего вероисповедания), а с другой стороны,
и позиции атеиста. Естественная религия трактуется как
старейшая из религий, сводящаяся к монотеистической
вере в Бога, бессмертию души и посмертному воздаянию —
вере, без которой невозможна никакая мораль.
Те же идеи, но в более рационалистической форме, были
изложены английским политическим деятелем и
философом Э. Гербертом Чербери в его «Трактате об истине…»,
изданном в Париже в 1624. Эта книга обычно
рассматривается как первый документ деизма (хотя в ней, как и в
произведении Бодена, сам этот термин не упоминается).
Отказываясь от поисков каких бы то ни было
сверхразумных истин в Библии (что было присуще социнианам) и
полностью порывая с христианскими догматами Боговоп-
лощения, искупления, воскресения и т. п., Герберт
считает веру в Бога проявлением врожденных человеку «общих
понятий» (notitiae communes), утверждающих наличие
высшего существа, почитание которого — необходимое
условие человеческой морали, немыслимой без понятия о
бессмертии человеческой души. Такая естественная религия
предшествует христианству и всем другим конкретным
религиям, содержащим истину лишь в меру их соответствия
этой древнейшей «истинно католической» религии.
В последующие десятилетия деизм стал в Англии
влиятельным философско-религиозным направлением. Последова-
605
тель Герберта Чербери Ч. Блаунт (1654—93) в своем
«Кратком изложении религии деистов» (Summary Account of the
Deists Religion, 1693) отрицал чудеса, пророчества,
Откровение и прямо называл свои воззрения деистическими. Но
еще до появления этой книги епископ Стиллингфлит
выступил против деизма в своем «Письме к деисту» (1677).
В 1678 кембриджский платоник Р. Кедворт в сочинении
«Истинная разумная система мира» ввел грекоязычный
термин «теист», этимологически тождественный термину
«деист»; в философско-теологической полемике
некоторые деисты именовали себя теистами (различие этих
понятий было зафиксировано к кон. 18 в.; Дидро
констатировал, что если теизм принимает веру в Откровение, то деизм
ее отрицает). Наивысшее выражение деизм нашел в
произведениях Дж. Толанда, А. Коллинза (автора термина
«свободомыслие» — freethinking), Дж. Тиндаля, Г. Болингброка,
публиковавшихся в нач. и 1-й пол. 18 в. Отвергая
восходящее к Фоме Аквинскому различие «противоразумного»
и «сверхразумного», эти философы подходили с
рационалистическими критериями не только к Ветхому, но и к
Новому Завету, трактуя их содержание с позиций
естественной религии и рассматривая положительные религии как
клерикальное искажение ее простых и ясных принципов.
И хотя они по существу отвергали атеизм, деятели
английской церкви видели в них атеистов. Кроме епископа
Стиллингфлита (полемизировавшего и с Локком), с
критикой деизма выступали епископ Батлер (1692—1752), Дж.
Беркли, С. Кларк. Морально-эстетическая разновидность
деизма представлена А. Шефстбери. Т. н. «христианские
деисты» — Т. Чабб (1679—1746), Т. Морган (ум. 1743) и
другие — пытались сочетать принципы деизма с некоторыми
положениями христианского вероучения. Своеобразна
позиция Юма: автор «Естественной истории религии»
признает закономерность идеи «высшего разума»,
«некоторой разумной причины» и «разумного творца», но вместе
с тем подрывает принципы деизма своим скептицизмом и
утверждением фиктивного характера «естественной
религии», считая, что в основе религии лежат человеческие
эмоции, чаще всего стимулируемые страхом.
Деистическое движение во Франции 17 в. тесно
переплеталось с влиятельным здесь скептицизмом. Его
носителями были свободомыслящие (либертены), хотя их критика
христианства (католицизма) и не достигала той остроты,
которая была присуща английскому деизму. В конце 17 в.
понятие деизма было популяризировано благодаря 77. Бей-
лю (ст. «Вире» в его «Историческом и критическом
словаре»). В 18 в. влияние деизма особенно сказалось у
Вольтера, обычно называвшего себя теистом. Французские
материалисты 18 в. Дидро (прошедший стадию деизма в своем
философском развитии), Гольбах и др. подвергли деизм
бескомпромиссной критике. Однако Руссо, отвергавший
традиционное христианство, в «Исповедании веры са-
войского викария», включенного в педагогический роман
«Эмиль, или О воспитании», сформулировал эмоционально
окрашенный вариант деизма: верховное божественное
существо — источник справедливости и добра, вера в него —
требование не столько ума, сколько сердца.
Последователь Руссо Робеспьер, отвергавший как традиционное
христианство, так и атеизм, в разгар Французской
революции настоял на введении Конвентом (7 мая 1794)
культа Верховного существа в качестве гражданской религии
Франции.
Деизм в Германии 18 в. наиболее интенсивно развивался
после вступления на престол в 1740 Фридриха 11. Были
изданы в немецких переводах произведения английских
деистов и их противников, появились свободомыслящие
(Freidenker), среди них — Г Реймарус (1694—176S),
богослов и философ-просветитель, выступавший с позиций
естественной религии против как церковной ортодоксии,
так и французского материализма. Для дальнейших судеб
деизма значительную роль сыграло произведение Г. Лес-
синга «Воспитание человеческого рода» (1780). Ценя
прежде всего моральное содержание религии, Лессинг считал,
что Ветхий Завет свидетельствует о более грубом
моральном состоянии человечества и соответствует его детству,
Новый Завет — о большей моральной зрелости
человечества, соответствующей его юности; в следующей, третьей
стадии человечество достигнет совершенного морального
состояния—это будет эпоха «Вечного Евангелия».
Определенную дань деизму, отграничив его от теизма, отдал и Кант
как автор «Религии в пределах только разума» (1793).
Воззрения виднейших североамериканских философов
2-й пол. 18 в. — Б. Франклина, Т. Джефферсона, Т. Пейна
и др. — сложились в основном под влиянием английских
деистов и французских просветителей. Под их влиянием
(как и первого американского президента Дж.
Вашингтона, симпатизировавшего деизму) в Конституции США
(1787) был четко зафиксирован принцип полного
разделения церкви и государства, а в стране установилась
религиозная веротерпимость.
Понятие деизма употребляется и в более широком смысле
для характеристики такого отношения Бога и мира, при
котором роль Бога предельно минимизируется, так что он
становится лишь гарантом прочности законов,
раскрываемых наукой. П. Музеус в 1667 для характеристики
воззрений деистов применил термин «натуралист», а Ш.
Монтескье в самом начале своего главного произведения «О
духе законов» (1748) четко сформулировал эту важнейшую
идею деизма: «…Есть первоначальный разум; законы же —
это отношения, существующие между ним и различными
существами, и взаимные отношения этих различных
существ. Бог относится к миру как создатель и охранитель;
он творит по тем же законам, по которым охраняет; он
действует по этим законам, потому что знает их…»
{Монтескье Ш. Избр. произв. М., 1955, с. 163). При такой более
широкой трактовке к деизму обычно относят и некоторые
воззрения Декарта, Гоббса, Лейбница, Локка и многих
других. Однако границы между деизмом, теизмом и тем
более пантеизмом у названных и других философов часто
весьма расплывчаты. Для деистов следует признать
нетипичными онтологическое доказательство бытия Бога,
более свойственным — Восходящее к Аристотелю
космологическое доказательство, однако наиболее характерным и
даже специфическим для них было физико-теологическое
доказательство, крепнувшее по мере успехов
деятельности человека, особенно по созданию механизмов (начиная
с часов в 14 — 15 вв.) и в раскрытии механических
закономерностей мира. Отсюда огромная роль ньютоновской
небесно-земной механики, давшей многим деистам 18 в.
основные аргументы для обоснования физико-теологии —
только «высший разум» мог создать столь сложный и
четко действующий небесно-земной механизм.
По мере торжества принципа веротерпимости и развития
исторического понимания религии влиятельность деизма
606
в странах Западной Европы резко упала к кон. 18 в. Тем
не менее религиозное свободомыслие в 19 и 20 вв.
сохраняло определенную связь с историческим деизмом.
Деистические тенденции имеются и в воззрениях некоторых
естествоиспытателей, подчеркивающих закономерную
(«разумную») упорядоченность универсума.
Лит.: Орбинскый С. Английские деисты XVII и XVIII столетий.
«Записки Новороссийского ун-та», год 2, т. 3, вып. 1. Одесса,
1968; Роговин С. М. Деизм и Давид Юм. М., 1908; Мееровский Б.
В. Английский деизм и Джон Локк. — «Философские науки»,
1972, № 4; Zeckler W. V. Geschichte des englischen Deismus. Sluttg.,
1981; NoackZ. Die Freidenker, Oder die Represantanten der religiosen
Aufklarung in England, Frankreich und Deutschland. Bern, 1853—55;
Remusaf Ch. De. Philosophie religieuse: de la theologie naturelle er.
France et en Angleterre. P., 1864; Sayous Ed. Les deistes anglais et le
christianisme (1696—1738). P., 1882; Religionsphilosophie des Herbert
von Cherbury, hrsg. von H. Scholz. Giessen, 1914; Torrey N. Z. Voltaire
and the English deists. New Haven —Oxf., 1930; Ort J. English deism.
Its roots and fruits. Grand Rspids, 1934; Stephen Leslie. History of
English Thought in the Eighteenth Century, v. 1-2. L., J962.
В. В. Соколов
ДЕЙСТВИЕ— структурная единица деятельности’,
относительно завершенный отдельный акт человеческой
деятельности, для которого характерны направленность на
достижение определенной осознаваемой цели, произвольность и
преднамеренность индивидуальной активности. Действие
следует отличать от диктуемого импульсом либо привычкой,
всецело определяемого текущей ситуацией
непосредственного поведенческого акта. Целеосозканность и
целенаправленность действия выражается, в частности, в том, что оно
всегда предполагает использование средств, в качестве
которых могут выступать различные орудия, знаки, ценности,
нормы, роли и т. п. Понятие социального действия, для
которого характерно то, что действие имеет для действующего
индивида субъективно полагаемый смысл и ориентировано
при этом на ожидания другого (других) индивида, является
основной аналитической единицей целого ряда
социологических концепций, в той или иной мере опирающихся
на идеи М. Вебера. Вместе с тем понятие действия широко
применяется в качестве единицы анализа и в психологии,
где оно было основательно разработано отечественными
психологами С. Л. Рубинштейном и А. Н. Леонтьевым.
Последний ввел понятие операции как способа
выполнения действия, определяемого условиями наличной
ситуации. Это понятие характеризует относительно законченные
и, как правило, осуществляемые автоматически
перцептивные, моторные и т. п. акты, входящие в состав конкретного
действия. По сравнению с операцией действие, т. о., меньше
обусловлено ситуацией и больше тем смыслом, который
придает ему субъект. Если деятельность
детерминируется мотивами, а действие — целями, то операция — прежде
всего условиями предметной ситуации. Взаимоотношения
деятельности, действия и операции подвижны. Так,
многократно повторяющееся действие может быть доведено до
неосознаваемого автоматизма и стать в структуре
деятельности условием выполнения другого действия, т.е.
операцией («сдвиг цели на условие», по А. Н. Леонтьеву). Вместе
с тем возможен и «сдвиг мотива на цель», когда действие
становится для субъекта самоценным и начинает
выполняться ради него самого, превращаясь в деятельность.
Б. Г. Юдин
ДЕЙСТВИЕ ВАРАБО-МУСУЛЬМАНСКОЙ
ФИЛОСОФИИвыражается термином «фи’л» или, реже,
синонимичным ему «’амал». Если первое чаще обозначает
действие вообще, то второе — скорее действие в
контексте религиозного Закона, хотя это противопоставление не
всегда выдерживается. Действие в арабском языке чаше
всего выражается масдаром (отглагольным
существительным), в котором в силу особенностей арабского
языкового мышления присутствуют нераздельно сущностный
и процессуальный аспекты. Благодаря этому действие и
результат действия могут быть слиты в одном понятии,
напр. «’илм» обозначает и «знание», и «познание».
Поэтому проблематика действия в арабо-мусульманской
философии охватывает более широкий круг проблем,
нежели в традициях, жестко разводящих процессуальность и
результат. Понятие действия обсуждается, как правило, в
тесной связи с понятиями «действующее» (фа’ил) и
«претерпевающее» (маф’ул). Противоположностью реально
совершаемого действия является «оставление действия»
(тарк, тарк ал-фи’л), которое понимается, как правило,
не как небытие действия, а как имеющее определенное и
позитивное содержание, чем отличается от «не-действия»
(‘адам фи’л) как чистого отсутствия действия.
В классическом исламском вероучении и
религиозно-правовой мысли (фикхе) понятие действия разработано как
непосредственно связанное с «намерением» (ниййа):
любое действие оценивается в соответствии с
намерением, отсутствие должного намерения обессмысливает
действие, даже если оно формально совершено
правильно; действие считается совершенным, даже если оно не
состоялось, но имелось намерение его совершить, а
объективные обстоятельства тому воспрепятствовали;
намерение не является намерением, если не влечет прямо и
непосредственно действие при отсутствии объективных
препятствий.
Метафизика действия, развитая в каламе, включата
вопрос об условиях действия, о соотношении между
действием человека и действием Бога, различии между
«непосредственным» и «порожденным» действием, подлинным
и мнимым действователем и вопрос о «стяжании» (касб)
действия.
В целом для мутакаллимов характерно представление о том,
что действователем может быть только «живое» (хайй), т. е.,
вообще говоря, Бог и человек. Действователь необходимо
наделен волей (ирада), так что целеполагание (касд, гарад)
включается, как правило, в число условий действия. Другим
непременным условием действия является «могущество»
(кудра) или «способность» (истита’а) действователя: первый
термин чаще употребляется в отношении Бога, второй — в
отношении человека (наряду с близким ему исти’ дад —
подготовленность), хотя это противопоставление не абсолютно.
Действователь должен являться «могущим» (кадир), а
производимые им вещи оказываются «подвластными» (макдур)
ему. Одни мутазилиты считали, что способность к действию
сопровождает его, возникая в действователе
одновременно с действием, другие относили ее к моменту времени,
непосредственно предшествующему