Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин

и

мусульманина (каждый из которых настаивает на исключительной

истинности своего вероисповедания), а с другой стороны,

и позиции атеиста. Естественная религия трактуется как

старейшая из религий, сводящаяся к монотеистической

вере в Бога, бессмертию души и посмертному воздаянию —

вере, без которой невозможна никакая мораль.

Те же идеи, но в более рационалистической форме, были

изложены английским политическим деятелем и

философом Э. Гербертом Чербери в его «Трактате об истине…»,

изданном в Париже в 1624. Эта книга обычно

рассматривается как первый документ деизма (хотя в ней, как и в

произведении Бодена, сам этот термин не упоминается).

Отказываясь от поисков каких бы то ни было

сверхразумных истин в Библии (что было присуще социнианам) и

полностью порывая с христианскими догматами Боговоп-

лощения, искупления, воскресения и т. п., Герберт

считает веру в Бога проявлением врожденных человеку «общих

понятий» (notitiae communes), утверждающих наличие

высшего существа, почитание которого — необходимое

условие человеческой морали, немыслимой без понятия о

бессмертии человеческой души. Такая естественная религия

предшествует христианству и всем другим конкретным

религиям, содержащим истину лишь в меру их соответствия

этой древнейшей «истинно католической» религии.

В последующие десятилетия деизм стал в Англии

влиятельным философско-религиозным направлением. Последова-

605

ДЕИЗМ

тель Герберта Чербери Ч. Блаунт (1654—93) в своем

«Кратком изложении религии деистов» (Summary Account of the

Deists Religion, 1693) отрицал чудеса, пророчества,

Откровение и прямо называл свои воззрения деистическими. Но

еще до появления этой книги епископ Стиллингфлит

выступил против деизма в своем «Письме к деисту» (1677).

В 1678 кембриджский платоник Р. Кедворт в сочинении

«Истинная разумная система мира» ввел грекоязычный

термин «теист», этимологически тождественный термину

«деист»; в философско-теологической полемике

некоторые деисты именовали себя теистами (различие этих

понятий было зафиксировано к кон. 18 в.; Дидро

констатировал, что если теизм принимает веру в Откровение, то деизм

ее отрицает). Наивысшее выражение деизм нашел в

произведениях Дж. Толанда, А. Коллинза (автора термина

«свободомыслие» — freethinking), Дж. Тиндаля, Г. Болингброка,

публиковавшихся в нач. и 1-й пол. 18 в. Отвергая

восходящее к Фоме Аквинскому различие «противоразумного»

и «сверхразумного», эти философы подходили с

рационалистическими критериями не только к Ветхому, но и к

Новому Завету, трактуя их содержание с позиций

естественной религии и рассматривая положительные религии как

клерикальное искажение ее простых и ясных принципов.

И хотя они по существу отвергали атеизм, деятели

английской церкви видели в них атеистов. Кроме епископа

Стиллингфлита (полемизировавшего и с Локком), с

критикой деизма выступали епископ Батлер (1692—1752), Дж.

Беркли, С. Кларк. Морально-эстетическая разновидность

деизма представлена А. Шефстбери. Т. н. «христианские

деисты» — Т. Чабб (1679—1746), Т. Морган (ум. 1743) и

другие — пытались сочетать принципы деизма с некоторыми

положениями христианского вероучения. Своеобразна

позиция Юма: автор «Естественной истории религии»

признает закономерность идеи «высшего разума»,

«некоторой разумной причины» и «разумного творца», но вместе

с тем подрывает принципы деизма своим скептицизмом и

утверждением фиктивного характера «естественной

религии», считая, что в основе религии лежат человеческие

эмоции, чаще всего стимулируемые страхом.

Деистическое движение во Франции 17 в. тесно

переплеталось с влиятельным здесь скептицизмом. Его

носителями были свободомыслящие (либертены), хотя их критика

христианства (католицизма) и не достигала той остроты,

которая была присуща английскому деизму. В конце 17 в.

понятие деизма было популяризировано благодаря 77. Бей-

лю (ст. «Вире» в его «Историческом и критическом

словаре»). В 18 в. влияние деизма особенно сказалось у

Вольтера, обычно называвшего себя теистом. Французские

материалисты 18 в. Дидро (прошедший стадию деизма в своем

философском развитии), Гольбах и др. подвергли деизм

бескомпромиссной критике. Однако Руссо, отвергавший

традиционное христианство, в «Исповедании веры са-

войского викария», включенного в педагогический роман

«Эмиль, или О воспитании», сформулировал эмоционально

окрашенный вариант деизма: верховное божественное

существоисточник справедливости и добра, вера в него —

требование не столько ума, сколько сердца.

Последователь Руссо Робеспьер, отвергавший как традиционное

христианство, так и атеизм, в разгар Французской

революции настоял на введении Конвентом (7 мая 1794)

культа Верховного существа в качестве гражданской религии

Франции.

Деизм в Германии 18 в. наиболее интенсивно развивался

после вступления на престол в 1740 Фридриха 11. Были

изданы в немецких переводах произведения английских

деистов и их противников, появились свободомыслящие

(Freidenker), среди них — Г Реймарус (1694—176S),

богослов и философ-просветитель, выступавший с позиций

естественной религии против как церковной ортодоксии,

так и французского материализма. Для дальнейших судеб

деизма значительную роль сыграло произведение Г. Лес-

синга «Воспитание человеческого рода» (1780). Ценя

прежде всего моральное содержание религии, Лессинг считал,

что Ветхий Завет свидетельствует о более грубом

моральном состоянии человечества и соответствует его детству,

Новый Завет — о большей моральной зрелости

человечества, соответствующей его юности; в следующей, третьей

стадии человечество достигнет совершенного морального

состояния—это будет эпоха «Вечного Евангелия».

Определенную дань деизму, отграничив его от теизма, отдал и Кант

как автор «Религии в пределах только разума» (1793).

Воззрения виднейших североамериканских философов

2-й пол. 18 в. — Б. Франклина, Т. Джефферсона, Т. Пейна

и др. — сложились в основном под влиянием английских

деистов и французских просветителей. Под их влиянием

(как и первого американского президента Дж.

Вашингтона, симпатизировавшего деизму) в Конституции США

(1787) был четко зафиксирован принцип полного

разделения церкви и государства, а в стране установилась

религиозная веротерпимость.

Понятие деизма употребляется и в более широком смысле

для характеристики такого отношения Бога и мира, при

котором роль Бога предельно минимизируется, так что он

становится лишь гарантом прочности законов,

раскрываемых наукой. П. Музеус в 1667 для характеристики

воззрений деистов применил термин «натуралист», а Ш.

Монтескье в самом начале своего главного произведения «О

духе законов» (1748) четко сформулировал эту важнейшую

идею деизма: «…Есть первоначальный разум; законы же —

это отношения, существующие между ним и различными

существами, и взаимные отношения этих различных

существ. Бог относится к миру как создатель и охранитель;

он творит по тем же законам, по которым охраняет; он

действует по этим законам, потому что знает их…»

{Монтескье Ш. Избр. произв. М., 1955, с. 163). При такой более

широкой трактовке к деизму обычно относят и некоторые

воззрения Декарта, Гоббса, Лейбница, Локка и многих

других. Однако границы между деизмом, теизмом и тем

более пантеизмом у названных и других философов часто

весьма расплывчаты. Для деистов следует признать

нетипичными онтологическое доказательство бытия Бога,

более свойственным — Восходящее к Аристотелю

космологическое доказательство, однако наиболее характерным и

даже специфическим для них было физико-теологическое

доказательство, крепнувшее по мере успехов

деятельности человека, особенно по созданию механизмов (начиная

с часов в 14 — 15 вв.) и в раскрытии механических

закономерностей мира. Отсюда огромная роль ньютоновской

небесно-земной механики, давшей многим деистам 18 в.

основные аргументы для обоснования физико-теологии —

только «высший разум» мог создать столь сложный и

четко действующий небесно-земной механизм.

По мере торжества принципа веротерпимости и развития

исторического понимания религии влиятельность деизма

606

ДЕЙСТВИЕ

в странах Западной Европы резко упала к кон. 18 в. Тем

не менее религиозное свободомыслие в 19 и 20 вв.

сохраняло определенную связь с историческим деизмом.

Деистические тенденции имеются и в воззрениях некоторых

естествоиспытателей, подчеркивающих закономерную

(«разумную») упорядоченность универсума.

Лит.: Орбинскый С. Английские деисты XVII и XVIII столетий.

«Записки Новороссийского ун-та», год 2, т. 3, вып. 1. Одесса,

1968; Роговин С. М. Деизм и Давид Юм. М., 1908; Мееровский Б.

В. Английский деизм и Джон Локк. — «Философские науки»,

1972, № 4; Zeckler W. V. Geschichte des englischen Deismus. Sluttg.,

1981; NoackZ. Die Freidenker, Oder die Represantanten der religiosen

Aufklarung in England, Frankreich und Deutschland. Bern, 1853—55;

Remusaf Ch. De. Philosophie religieuse: de la theologie naturelle er.

France et en Angleterre. P., 1864; Sayous Ed. Les deistes anglais et le

christianisme (1696—1738). P., 1882; Religionsphilosophie des Herbert

von Cherbury, hrsg. von H. Scholz. Giessen, 1914; Torrey N. Z. Voltaire

and the English deists. New Haven —Oxf., 1930; Ort J. English deism.

Its roots and fruits. Grand Rspids, 1934; Stephen Leslie. History of

English Thought in the Eighteenth Century, v. 1-2. L., J962.

В. В. Соколов

ДЕЙСТВИЕ— структурная единица деятельности’,

относительно завершенный отдельный акт человеческой

деятельности, для которого характерны направленность на

достижение определенной осознаваемой цели, произвольность и

преднамеренность индивидуальной активности. Действие

следует отличать от диктуемого импульсом либо привычкой,

всецело определяемого текущей ситуацией

непосредственного поведенческого акта. Целеосозканность и

целенаправленность действия выражается, в частности, в том, что оно

всегда предполагает использование средств, в качестве

которых могут выступать различные орудия, знаки, ценности,

нормы, роли и т. п. Понятие социального действия, для

которого характерно то, что действие имеет для действующего

индивида субъективно полагаемый смысл и ориентировано

при этом на ожидания другого (других) индивида, является

основной аналитической единицей целого ряда

социологических концепций, в той или иной мере опирающихся

на идеи М. Вебера. Вместе с тем понятие действия широко

применяется в качестве единицы анализа и в психологии,

где оно было основательно разработано отечественными

психологами С. Л. Рубинштейном и А. Н. Леонтьевым.

Последний ввел понятие операции как способа

выполнения действия, определяемого условиями наличной

ситуации. Это понятие характеризует относительно законченные

и, как правило, осуществляемые автоматически

перцептивные, моторные и т. п. акты, входящие в состав конкретного

действия. По сравнению с операцией действие, т. о., меньше

обусловлено ситуацией и больше тем смыслом, который

придает ему субъект. Если деятельность

детерминируется мотивами, а действие — целями, то операция — прежде

всего условиями предметной ситуации. Взаимоотношения

деятельности, действия и операции подвижны. Так,

многократно повторяющееся действие может быть доведено до

неосознаваемого автоматизма и стать в структуре

деятельности условием выполнения другого действия, т.е.

операцией («сдвиг цели на условие», по А. Н. Леонтьеву). Вместе

с тем возможен и «сдвиг мотива на цель», когда действие

становится для субъекта самоценным и начинает

выполняться ради него самого, превращаясь в деятельность.

Б. Г. Юдин

ДЕЙСТВИЕ ВАРАБО-МУСУЛЬМАНСКОЙ

ФИЛОСОФИИвыражается термином «фи’л» или, реже,

синонимичным ему «’амал». Если первое чаще обозначает

действие вообще, то второе — скорее действие в

контексте религиозного Закона, хотя это противопоставление не

всегда выдерживается. Действие в арабском языке чаше

всего выражается масдаром (отглагольным

существительным), в котором в силу особенностей арабского

языкового мышления присутствуют нераздельно сущностный

и процессуальный аспекты. Благодаря этому действие и

результат действия могут быть слиты в одном понятии,

напр. «’илм» обозначает и «знание», и «познание».

Поэтому проблематика действия в арабо-мусульманской

философии охватывает более широкий круг проблем,

нежели в традициях, жестко разводящих процессуальность и

результат. Понятие действия обсуждается, как правило, в

тесной связи с понятиями «действующее» (фа’ил) и

«претерпевающее» (маф’ул). Противоположностью реально

совершаемого действия является «оставление действия»

(тарк, тарк ал-фи’л), которое понимается, как правило,

не как небытие действия, а как имеющее определенное и

позитивное содержание, чем отличается от «не-действия»

(‘адам фи’л) как чистого отсутствия действия.

В классическом исламском вероучении и

религиозно-правовой мысли (фикхе) понятие действия разработано как

непосредственно связанное с «намерением» (ниййа):

любое действие оценивается в соответствии с

намерением, отсутствие должного намерения обессмысливает

действие, даже если оно формально совершено

правильно; действие считается совершенным, даже если оно не

состоялось, но имелось намерение его совершить, а

объективные обстоятельства тому воспрепятствовали;

намерение не является намерением, если не влечет прямо и

непосредственно действие при отсутствии объективных

препятствий.

Метафизика действия, развитая в каламе, включата

вопрос об условиях действия, о соотношении между

действием человека и действием Бога, различии между

«непосредственным» и «порожденным» действием, подлинным

и мнимым действователем и вопрос о «стяжании» (касб)

действия.

В целом для мутакаллимов характерно представление о том,

что действователем может быть только «живое» (хайй), т. е.,

вообще говоря, Бог и человек. Действователь необходимо

наделен волей (ирада), так что целеполагание (касд, гарад)

включается, как правило, в число условий действия. Другим

непременным условием действия является «могущество»

(кудра) или «способность» (истита’а) действователя: первый

термин чаще употребляется в отношении Бога, второй — в

отношении человека (наряду с близким ему исти’ дад —

подготовленность), хотя это противопоставление не абсолютно.

Действователь должен являться «могущим» (кадир), а

производимые им вещи оказываются «подвластными» (макдур)

ему. Одни мутазилиты считали, что способность к действию

сопровождает его, возникая в действователе

одновременно с действием, другие относили ее к моменту времени,

непосредственно предшествующему

Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать, Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать бесплатно, Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать онлайн