функций демиурга
(непосредственно контактирующего с материей в акте творения)
на вторичного бога-посредника, эманируюшего из перво-
принципа (см. Эманация). Филон Александрийский
отождествляет демиург с логосам (Decher. 35, 136—137, Des pec.
Leg. 1,81), Нумений — с умом (нусом), называя его «вторым
богом» (Procl. In Tim. II 93); Euseb. Pr. Eu. XIV 5; ср. также
Corpus Hermeticum 1,9: «Ум породил другой ум —
демиурга»). Радикальный дуализм гностицизма, полагающий
материю абсолютным злом, завершается признанием некогда
«благого» платоновского демиурга источником мирового
зла: у Валентина демиург помешается не только ниже
плеромы эонов (см. Зон), но и ниже низшей Софии-Ахамот, в
«психической» сфере, и творит мир, не зная эйдосов (Iren.,
Adv. Haer. 1,5,3). Идея «злого демиурга» была объектом
полемики Плотина в его споре с гностиками («Эннеады» II9,
6; ср. II 3, 8).
Лит.: Ambelain R. La notion gnostique du Demiurge dans les Ecritures
et les traditions judeochretiennes. P., 1959; Doherty K. F. The Demiurge
and the Good in Plato. — «New Scholasticism», 1961, p. 510—524;
Legido Lopez M. El problema de Dios en Platon. La teologia del demi-
orgo. Salamanca, 1963.
А. В. Лебедев
ДЕМИФОЛОГИЗАЦИЯ(от нем. Entmythologisierung) —
метод интерпретации Нового Завета, предложенный
немецким теологом и историком раннехристианской
литературы Р. Бультманом. После 1-й мировой войны
преобладание получила эсхатологическая интерпретация
проповеди Иисуса Христа о Царстве Божием, которую
невозможно было примирить с либеральной систематикой,
поэтому Бультман нуждался в другой идеологии,
способной сыграть роль герменевтического ключа к
интерпретации новозаветных текстов. В качестве такового он принял
положения диалектической теологии и
экзистенциалистское понятие истории как tua res agitur (говорящая о тебе).
Обращаясь к ним, Бультман уже в книге «Иисус» (Jesus,
1926) формулирует основы своей герменевтики, которую
он позже назовет «демифологизацией, т.е.
экзистенциальной интерпретацией Нового Завета». Его позиция
такова: человек поставлен в ситуацию решения перед
Богом, соответственно провозвестие Иисуса Христа ставит
человека перед необходимостью сейчас принять решение
«за» или «против» Бога, волю которого возвещает Иисус.
Царство Божме — это спасение для людей, причем
спасение эсхатологическое, кладущее конец всему земному.
Это единственное спасение, о котором имеет смысл
говорить, и именно поэтому оно требует от человека решения:
«либо—либо». Идея была подробно разработана
Бультманом уже в статье «Значение исторического Иисуса для
теологии Павла» (1927): «Человек встречает Иисуса Христа
в керигме — и больше нигде; точно так же встретил его
Павел и оказался перед неизбежностью решения» (Die
Bedeutung des geschichtlichen Jesus fur die Theologie des
Paulus. — Glauben und Verstehen, Bd. 1. S. 138-213 (208)).
Концепция демифологизации была детально развита
Бультманом в докладе «Новый Завет и мифология» (Neues
Testament und Mythologie. Das Problem der
Entmythologisierung der neutestamentlichen Verkundigung, 1941). Смысл
демифологизации он видел в том, чтобы освободить
вечное непреходящее содержание божественной Вести (ке-
ригмы) от искажающего его выражения на
мифологическом человеческом языке: в терминах архаической
космологии, иудаистской или гностической апокалиптики и
т. п., неприемлемых для современной науки. Программа
демифологизации носит для Бультмана
апологетический характер и направлена на то, чтобы сделать
божественное Откровение приемлемым, имеющим смысл для
современного человека и соответствующим современной
науке. Поскольку, утверждает Бультман, авторы Библии
стремились описать свое собственное состояние, а вовсе
не объективные исторические события, то для
понимания подлинного смысла Откровения необходимо
интерпретировать содержание Евангелий в терминах, которые
используются в анализе человеческого существования М.
Хайдеггером. Лишь такой подход к новозаветным
текстам дает возможность получить ответы, способствующие
«самопониманию веры» современным человеком и
церковью, позволяющие ей возвещать подлинную
христианскую Весть в нынешнем секулярном мире. Программа
демифологизации Бультмана затронула одну из ключевых
проблем христианской теологии, а именно проблему
места вечной, «откровенной» божественной истины в
системе меняющейся человеческой культуры и стала
предметом острой полемики в теологических кругах (см.
Диалектическая теология, Д. Бонхёффер, X. Кокс).
Лит.: Бультман Р. Новый Завет и мифология. Проблема
демифологизации новозаветного провозвестия. — «ВФ»,
1992, №11.
С. В. Лёзов
ДЕМОКРАТИЯ(от греч. бгщократла — народовластие) —
форма государственного устройства, при которой
осуществляется народное правление большинства
населения в интересах большинства и с помощью большинства.
Впервые демократический государственный строй был
осуществлен в Древней Греции в Афинах при Солоне (7 в.
до н. э.) и развит Клисфеном (кон. 6 в. до н. э.) в его
«представительном правительстве» — Совете пятисот. Сам
термин «демократия» стал употребляться для обозначения
существовавшей в Афинах формы государственного строя
позже, примерно с сер. 5 в. Первоначально употреблялось
слово «исономия» (loovouia — равенство всех перед
законом) и родственные ему «иеэгория» (ianyopla — равное
для всех граждан право говорить в народном собрании и
подавать голос), «исократия» (laoKpaxia — равновластие).
Античные авторы (Платон, Аристотель, Геродот)
рассматривали эту форму правления как полисное
устройство, при котором всю полноту и равенство прав имеют
только свободные граждане-уроженцы. Метеки (пересе
лениы-полуграждане) были существенно ограничены в
правах, а рабы никаких прав не имели вовсе.
Демократические свободы Нового времени
существенно шире свобод античной республики, основанной на
рабстве, т. к. становятся формальным правом
каждого, а не привилегией немногих. Особое развитие идея
подзаконности всех граждан, государственных и
общественных организаций получила в концепции
демократии А. де Токвиля, наиболее влиятельной в современных
социально-политических исследованиях. Токвиль
понимал под «демократией» не только определенную форму
организации общества. По его мнению, это — и процесс,
619
ДЕМОКРАТИЯ ПАРЛАМЕНТСКАЯ
происходящий в обществе. Токвиль впервые
предостерегал об опасности сочетания формального равенства и
абсолютной власти — «демократического деспотизма».
Философская основа демократии — соотношение
свободы и равенства, как социально-политических ценностей,
реальное воплощение которых происходит в
соответствующих государственных институтах демократии — прямой
или представительной. Последняя сейчас наиболее
распространена в виде правового государства с его
верховной властью, которая, однако, не распространяется на
неотделимые и неотчуждаемые права личности.
Гарантией прав личности в таком государстве является разделение
властей — законодательной, исполнительной и судебной,
децентрализация власти в социально-экономической и
культурной сферах (теория «институциональной
инфраструктуры» органов власти). При этом защиту прав
граждан берут на себя демократические ассоциации
—гражданские и политические. Они становятся посредниками
между центральной властью и различными слоями
общества, представляя интересы последних, отстаивают
неотчуждаемое право граждан на независимость и свободную
инициативу, которое является подзаконным. Реальному
осуществлению прав человека в обществе служат также
свобода печати и суд присяжных.
Согласно теоретикам демократии 20 в. (напр., Й. Шум-
петеру и У. Ростоу), либеральные общечеловеческие
ценности такие, как уважение к личности и равенство всех
людей, свобода слова и печати, свобода совести и т. д.,
наилучшим образом обеспечиваются именно
посредством расширения участия масс в политической жизни.
Р. Даль и Ч. Линдбдом с помощью категории «полиархия»
проводят более реалистический анализ существующих
демократических систем, оставляя в стороне абстрактные
демократические идеалы. Реальное воплощение
народовластия существенно затруднено прогрессирующей в
современном обществе концентрацией экономической
власти в руках «властвующей элиты», создающей
олигархическую модель власти и политики, часто из демократии
превращающейся в клептократию.
Лит.: Даль Р Введение в теорию демократии. М, 1991; Лейпхарт
А. Демократия в многосоставных обществах. М., 1997;
Новгородцев Л. И. Кризис современного правосознания. М., 1909;
Политическая наука: новые направления. М., 1999; Токвиль А. Де.
Демократия в Америке. М, 1992; Шумпетер И. Капитализм, социализм
и демократия. М, 1995; Hall P. R. Governing the Economy: The
Politics of Slate Intervention in Britain and France. Cambr., 1986; Hoffman
G. State, Power and Democracy. Brighton, 1988; NordlingerE. On the
Autonomy of the Democratic State. Cambr., 1981.
В. Я. Шамшурин
ДЕМОКРАТИЯ ПАРЛАМЕНТСКАЯ- развитая форма
представительной демократии, демократии участия, в
которой избираемая обществом законодательная власть
представлена парламентом (законодательным собранием,
обычно состоящим из двух палат — нижней палаты
депутатов, общин и пр. и верхней — Совета федерации,
сената, палаты лордов и пр.). Двухпалатная система — один из
видов специализации и разделения властей. В некоторых
странах (Швеции, Новой Зеландии, Монголии)
существуют и однопалатные парламенты. Процесс формирования
парламентской демократии растянулся на тысячелетие (от
исландского парламента 1030 до парламентов восточных,
африканских и др. стран в 20 в.). Иногда ошибочно
полагают, что при парламентской демократии парламент может
служить верховной властью страны. В теории разделения
властей, начиная с Дж. Локка, И. Канта, ни одна из трех
ветвей власти не является верховной по отношению к др.,
о чем свидетельствуют их функциональные различия, не
позволяющие одной власти подчинять и подменять
другую. Кант особенно резко протестовал против «всякого
абсолютизма» какой-либо из трех властей (Кант И.
Метафизика нравов, — Соч., т. 4, ч. 2. М., 1965, с. 234).
Парламенту в принципе не свойственны функции управления и
верховного арбитража, и потому несостоятельно
предположение, будто он может выступать в роли коллективного
«главы государства», а парламентская демократия — это
республика без президента. Истории неизвестны
подобные политические системы. Известны лишь
немногочисленные и кратковременные эпизоды физического и
функционального упразднения парламентом власти монарха
(английская революция 17 в., французская — 18 в., русская
— 1917), но и они завершились восстановлением обычной
структуры разделенных властей.
И. И. Кравченко
ДЕМОКРАТИЯ ПЛЕБИСЦИТАРНАЯ(от лат. scitum —
решение и plebs — простой народ, плебс) — форма прямой
демократии. После французской революции в
политике периодически стала применяться процедура прямого
общего волеизъявления — плебисцит и референдум, т.е.
прямое голосование по принципу «да—нет» («или—или»)
относительно четко сформулированных проблем,
имеющих большое общественное значение. Принято считать,
что плебисцит проводится по вопросам, лежащим за
пределами конституции (изменение территории, охраны
государства и др.), референдумы — в пределах конституции
(решение административных, социальных и пр. вопросов).
Недостатки этой формы демократии — опасность раскола
общества, невозможность компромисса, необязательность
решений, изменчивость общественного мнения и
возможность манипуляции этим мнением, а также вероятность
тенденциозного отбора вопросов и «подсказывающих»
ответы формулировок этих вопросов.
И. И. Кравченко
ДЕМОКРАТИЯ ПРЕДСТАВИТЕЛЬНАЯ- тип
демократической политической организации власти путем
избрания представителей общества в законодательное
собрание и др. выборные органы власти всех уровней, от
центральных государственных учреждений и
региональных государственных органов (в областях, районах,
городах), правления ассоциаций (партий, союзов, движений и
т. п.), до избираемого руководства финансовых,
промышленных, сельскохозяйственных и др. учреждений.
Появление этой формы демократии вызвано невозможностью
прямого участия. Самая распространенная форма
демократии кон. 20 в.
И. И. Кравченко
ДЕМОКРАТИЯ ПРОЦЕДУРНАЯ- комплекс
политической техники, обеспечивающий существование и
развитие демократических институтов. В это понятие входят:
подготовка избирательного процесса (его
нормирование, избирательные законы, правила, документирование
620
и т. д.); процедурные правила работы государственных и
иных учреждений, нормы и условия их взаимодействия,
регламент производственных процедур — совещаний,
отчетов, запросов, взаимоотношений между учреждениями
и внутри них. Процедурная демократия — это
организационная форма демократии. При отсутствии или недостатках
содержательных устоев демократического процесса
процедурная демократия может оказаться его главной
дисциплинирующей основой как кодекс поведения
демократического общества.
И. И. Кравченко
ДЕМОКРАТИЯ ПРЯМАЯ— наиболее полная форма
участия общества в политике на всех ее уровнях — в
государстве, в институтах власти, политических и иных
ассоциациях (партиях, союзах) и т. д., вплоть до коллективов
разного типа. Прямая демократия характерна для ранних
видов античной, племенной, военной, полисной, вечевой
(в России) демократии, предполагавших сход, собрание
граждан для решения общих дел и принятия законов. По
мере расширения физических размеров сообществ
непосредственное участие их членов в политике,
судопроизводстве становилось затруднительным и уступало место
передаче полномочий представителям, образующим
правящее демократическое меньшинство (от
законодательного собрания страны до членов правления общественных
и профессиональных организаций). Прямая демократия
сохранилась в сравнительно малочисленных коллективах,
способных собирать обшие собрания и в форме.
Определенной формой непосредственного демократического
волеизъявления служат также массовые выступления —
митинги, шествия, акции неповиновения и др. Демократизм
таких выступлений определяется, однако, не массовым, а
ненасильственным их характером.
И. И, Кравченко
ДЕМОКРАТИЯ УЧАСТИЯ— концепция демократии,
разработанная философией и социальной наукой 20 в.
(Л. Штраус, Э. Фёглин и др.). Этим понятием обозначается
политический строй, при котором активная часть общества
организована в политические ассоциации (партии,
союзы, движения), политически деятельна, информирована,
формирует выборные учреждения власти, контролирует их
деятельность через своих представителей и работу самих
представителей, которым она делегирует защиту своих
интересов и взглядов. В истории политической жизни
общества постоянно развертывалась борьба за участие, против
его ограничений (имущественных, возрастных,
национальных, половых цензов). Эта борьба привела к созданию
всеобщего избирательного права, но еще не закончилась,
поскольку даже в развитых демократических обществах
не удалось достичь реальной активности большинства и
ликвидировать негласные ограничения (участие женщин
в органах власти, национального представительства и др.).
Степень участия граждан в управлении обществом
определяет