Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин

политический облик страны, ее политическую жизнь

и политическую культуру.

//. И. Кравченко

ДЕМОКРИТ(Дтцкжриос) из Абдеры во Фракии (ок.

470/60—360-е до н. э.) — греческий философ,

основоположник атомистического учения. Дата его рождения еще

в античности была спорным вопросом: согласно Аполло-

дору — 460/57, согласно засвидетельствованному доксо-

графией мнению Трисилла, издателя сочинений

Демокрита,— 470. Демокрит был родом из богатой семьи. По

легенде, переданной Диогеном Лаэртием, он учился у «каких-то

магов и халдеев», подаренных персидским царем

Ксерксом отцу Демокрита за то, что тот угостил проходившее

через Фракию персидское войско обедом (фр. XI Лурье). По

смерти отца истратил свою часть богатого наследства на

путешествия, посетив Персию и Вавилон, Индию и

Египет. Некоторое время жил в Афинах, где инкогнито слушал

Сократа; возможно, встречался с Анаксагором.

Традиционно считается, что наибольшее влияние оказал на

Демокрита атомист Левкипп, однако именно с именем Демокрита

связывают возникновение атомизма как универсального

философского учения, включающего физику и

космологию, эпистемологию, психологию и этику; учения,

возникшего как синтез проблематики трех древнейших

философских школ Греции: милетской (натурфилософия),

эле некой (онтология) и пифагорейской (универсальный

квантитативизм).

Демокриту приписывали авторство более 70 сочинений;

их названия приводит Диоген Лаэртий согласно изданию

Трасилла в порядке тетралогий: по этике, физике

(отдельно упоминается серия трактатов «о причинах»), по

математике, языку и литературе, различным прикладным

наукам, в т. ч. медицине (фр. CXV = Diog. L. IX 46—49); также

ему приписывали «О священных надписях в Вавилоне» и

«Халдейскую книгу» — в русле устойчивого «халдейского»

мифа, связанного с его образованием и путешествиями.

Издание Трасилла начиналось с книги «Пифагор»

(этический раздел) — среди философов, которые оказали влияние

на Демокрита, это имя одно из важнейших. Наиболее

часто упоминаются сочинения «Большой мирострой» (Meyac

Окхкосцос) и «Малый мирострой», вероятно, посвященные

соответственно устроению космоса и человека; первое из

них приписывали также Левюшпу. Помимо текстов

самого Демокрита, последующая доксография опиралась в

основном на историко-философские сочинения

Аристотеля и Теофраста; много сведений о Демокрите сохранили

скептики, считавшие его одним из предтеч пирроновского

скептицизма.

В античности Демокрит был известен не только глубиной

своего учения, но и красотой слога своих произведений —

об этом говорят Цицеронясный» Демокрит, в отличие

от «темного» Гераклита), Тимон из Флиунта (Демокрит

— «пастырь слов»), а также Дионисий Галикарнасский, из

всех греческих философов отметивший Демокрита,

Платона и Аристотеля как наиболее красноречивых (фр. 827).

Приметами его стиля были: краткость, ритмическая

организация фразы, аллитерации, ассонансы, неологизмы,

широкое использование риторических антитез: атомы и

пустота, макрокосм-Вселенная и микрокосм-человек,

то, что есть и то, чего нет, «установленное законом»

(= по соглашению, vojko) и «существующее на самом

деле» (eisf)).

АТОМЫ И ПУСТОТА— главная антитеза

плюралистической онтологии Демокрита. Атом (т\ атоцос auaia,

«неделимая сущность») есть мельчайшее тело, неделимое по

той же причине, по какой неделимо «бытие» Парменида:

деление предполагает наличие пустоты, но внутри атома

по определению пустоты нет. Как и бытие у Парменида,

атомы Демокрита вечны и неизменны. Введение атома

621

ДЕМОКРИТ

традиционно понимается как реакция на проблему

деления до бесконечности, обсуждавшуюся Зеноном Элейским;

если бы атомов не было, процесс деления любого

физического тела был бы бесконечен, и мы получили бы одну

конечную вешь, состоящую из бесконечного количества

частей, что абсурдно. Пустота (kevov) в системе Демокрита

выступает как принцип дискретности, множества и

движения атомов, а также как их «вместилище». Называя пустоту

«небытием», Демокрит явно отказался от элейского

постулата о несуществовании небытия, однако понятия бытия и

небытия включены у него в более общее понятие «то, что на

самом деле» (етст|), благодаря которому реальность

признавалась и за пустотой (не-бытием). Атом мыслится в ряду:

бытие, нечто (Oev, неологизм Демокрита, в переводе Лурье

«уль», фр. 197), тело, полнота. Экспликация

семантического ряда «атом», т. о., такова: быть — значит быть чем-то,

быть чем-то — значит быть телом, быть телом — значит

быть полным (плотным). Пустота соотнесена с

понятиями: небытие, ничто (ovoev, «нуль»), бесконечность.

Атомы и пустота существуют на равном основании, «не более

«нечто», чем «ничто»», [щ цаААхуу то ‘5ev’ ^ то ‘p,T|Oev’ (фр. 7;

78) — этот принцип «исономии» (равноправия) является

универсальным в системе Демокрита.

Все атомы, число которых бесконечно, вечно движутся,

даже внутри твердых тел они совершают колебательные

движения («трясутся во все стороны»). Первопричиной

этого движения являются соударения атомов,

начавшиеся в вихревом космогенезе — космос Демокрита

полностью механистически детерминирован.

Друг от друга одинаково плотные атомы отличаются тремя

свойствами: «фигурой» (риацос), «размером» и

«поворотом» (положением в пространстве). Если немного

изменить аристотелевский пример с буквами (см. Met. I 4), то

В отличается от в размером, В от Р — фигурой, а Р от Ь —

поворотом; четвертая отличительная характеристика

«порядок» — относится к способу соединения атомов друг

с другом (ВРР в отличие от PBP и т. д.), вследствие чего

составленные из атомов макротела обладают

разнообразными качествами. Фигуры (формы) атомов бесконечно

разнообразны, ибо согласно принципу «исономии» нет

основания предпочесть одну форму другой и ограничить

т. о. количество форм атомов («не более «такое», чем

«такое»», fjrjoev \ioXkov ToioiJTOV fj toioutov, фр. 147). При этом

все рассуждения о формах атомов полностью

умозрительны, ибо атом как таковой не доступен чувственному

восприятию (aTtaOfic), и сам Демокрит называл свои атомы

loeai («виды», в смысле «формы»), введя этот термин еще

до Платона для обозначения сущности, усматриваемой

лишь мыслью (фр. 198).

В согласии с законом сохранения бытия («из ничего

ничего не бывает») возникновение и уничтожение сложных

тел происходит путем соединения и разъединения атомов.

Четыре элемента физического мира — огонь, воздух, вода

и землятоже состоят из атомов. Только атомам огня

Демокрит приписывал определенную форму —

шарообразную, об остальных трех элементах известно, что у них

форма одинаковая, но величина разная: самые большие

атомы земли, самые мелкие воздуха. Эти три элемента

представляют собой смесь атомов всех форм, по этой

причине они могут взаимопревращаться: путем выделения

более крупных атомов вода может превратиться в воздух,

или земля — в воду (критику этого воззрения с замечанием

о том, а как же тогда возможен обратный процесс, см.

Аристотель. «О небе» III4).

Имеются расхождения в свидетельствах о том, имеют ли

атомы вес: согласно Аристотелю и Теофрасту, вес

атомов Демокрита пропорционален их величине (фр. 368;

369), Аэтий и Цицерон отрицают наличие у атомов веса

(фр. 365).

КОСМОГОНИЯ. Бесконечные по числу атомы

непрерывно движутся в бесконечной пустоте; сталкиваясь друг

с другом и сцепляясь благодаря неровностям своих форм,

они «переплетаются» и образуют бесчисленные миры

(космосы). Наш космос образовался благодаря некоему

спонтанному «Вихрю» (Aivr|, ср. то же у Анаксимандра и

Анаксимена), в котором произошла первичная

сортировка атомов — подобное к подобному, причем более

крупные атомы оказались в центре, и из них произошла Земля.

Вокруг нее первоначально вращалась «влажная и грязеоб-

разная» оболочка, которая постепенно высыхала,

влажная материя уходила вниз, а сухая от трения

воспламенялась и из нее формировались звезды. Земля находится в

центре космоса согласно принципу «исономии» — «нет

причины, почему бы она устремилась скорее в одну, чем

в другую сторону» (фр. 379; 403).

ГНОСЕОЛОГИЯ И УЧЕНИЕ ОДУШЕ. Демокрит одним

из первых указал на зависимость качеств вещей от

способа их познания, т.е. от наличия наблюдателя. Все понятия,

составляющие язык нашего описания внешнего мира не

соответствуют ничему «поистине», оттого все наше

познание, по существу, конвенционально (vojioc — соглашение,

узаконенный обычай). «По обычаю сладость, по обычаю

горечь, по обычаю холод, цвет, теплота, на самом же деле

(erefj) — атомы и пустота» (фр. 90; 55). В таком же

значении слово (vo^oc) «обычай» до Демокрита использовал Эм-

педокл, говоря об условности таких привычных слов как

«рождение» и «гибель», в то время как первоэлементы на

самом деле вечны (ср. fr. В 9 DK). По Демокриту, раз у

атомов нет качеств (цвет, запах, вкус и т. д.), то этих качеств

нет и у вещей, ибо «из ничего ничего не бывает». В

данном случае его логика сопоставима с логикой рассуждения

Анаксагора, только с прямо противоположными выводами.

По Анаксагору, если в чувственном мире есть

качественное разнообразие, то такое же разнообразие должно быть

приписано началам-«гомеомериям». Все качества, по

Демокриту, сводимы к формально-количественным

различиям атомов: тело, состоящее из «круглых и умеренно

больших» атомов, кажется сладким, а из «округленных,

гладких, косых и малых по величине» — горьким, и т. д.

(фр. 497). Качества образуются в ходе акта восприятия,

причина их возникновения — взаимодействие атомов

души и так или иначе развернувшихся атомов предмета.

Поэтому различия в восприятии обусловлены как

изменчивостью предмета (один и тот же атом, «повернувшись»,

может восприниматься и как кислый, и как Сладкий), так

и изменчивостью субъекта (больной воспринимает не так,

как здоровый, ибо у него другая температура организма).

Отсюда программный скептицизм в теории познания: «На

самом деле (етет|) мы ничего ни о чем не знаем» (фр. 49).

Чувственное восприятие Демокрит объяснял с помощью

«истечений» от тел: от поверхности тел отлетает некая

материальная пленка, имеющая форму воспринимаемого

тела («видик», ciOcoaxw), проникает в глаз, а затем в душу, в

которой отпечатывается — так возникают наши представ-

622

ДЕННЕТ

ления (ср. аналогичное учение о материальных истечениях

у Эмпедокла).

Душа-псюхе, как и огонь, состоит из мельчайших атомов

шарообразной формы, поэтому она придает телу тепло и

движение (шар наиболее подвижная из всех фигур); при

этом атомы души и тела «перемешаны». Демокрит не

вводил специальных различий между душой и умом, и

процесс мышления объяснял также через «отпечатывание

образов».

О БОГАХ. Демокрит допускал существование богов,

считая их состоящими из атомов разумными существами,

очень большими и очень долго живущими, однако не

вечными. От них, как и от всего телесного, тоже

исходят пленки-«идолы» (elocuXci), причем одни «добрые», а

другие «злые»; они предвещают будущее «своим видом и

произносимыми звуками» (фр. 578; 472а), чаще всего эти

образы залетают в нас во сне через поры тела. Главный

итог рассуждений Демокрита о богах тот, что бояться их

не следует, но попросить о благотворном влиянии —

весьма предусмотрительно. Такое объяснение бытия богов, по

замечанию Цицерона, граничит с отрицанием их

существования (фр. 472а), и в античности у Демокрита была

устойчивая репутация атеиста, тем более что традиционную

веру в богов и судьбу он связывал с суевериями и страхом

смерти (фр. 581; 583).

ЭТИКАДемокрита — продолжение его атомистической

физики: как атом есть полное и самодостаточное бытие,

так и человек есть самодостаточное бытие, тем более

счастливое, чем более замкнутое на себе самом. Для

выражения своего понимания счастья Демокрит придумал

несколько терминов: «благодушие» (еиЭиилл., эвтюмия),

«благосостояние» (ешотсЬ), «бесстрашие» (aBau?vn,),

атараксия, использовал также и традиционные термины

«гармония» и «размеренность» (фр. 742). Центральное

понятие его этики — эвтюмия, ей была посвящена

отдельная книга. Учение о благодушии-эвтюмии находится в

связи с критикой Демокритом традиционной религии и

верований в судьбу (тюхе). Неологизмы cuOuuta и етжстсй

подчеркивали его отказ от традиционного понимания

счастья как дарованного богами (эвдаймония, etioaiuovia)

либо удачным случаем (эвтюхия, ейти/щ): в результате сам

принцип счастья приобретал не внешнюю, а внутреннюю

обусловленность. Значение термина прежде всего

связано с понятием меры, самоограничения по отношению к

телесным удовольствиям: «Эвтюмия возникает благодаря

умеренности в удовольствиях и размеренной жизни» (фр.

657). Обладающий благодушием (о еиЭицс — по

существу мудрец) умеет радоваться тому, что имеет, не завидуя

чужому богатству и славе, он стремится к справедливым

и законным делам, отчего «и во сне и наяву» радостен,

уравновешен и поистине здоров; он трудится в меру сил

всякий вид работы приятнее, чем покой»), однако

остерегается быть «слишком деятельным в частных и в

общественных делах» (фр. 737). Отчетливый мотив радости,

передаваемый термином, не означает отождествления

эвтюмин и удовольствия (T]oovr|): «Эвтюмия не

тождественна удовольствию, как ошибочно полагают некоторые;

она есть такое состояние, при котором душа спокойна и

неколебима, не терзается никакими страхами,

суевериями или прочими переживаниями» (фр. 735).

Основная часть сохранившихся фрагментов Демокрита

относится именно к этике, но в настоящем виде эти тексты

являются результатом долгого процесса составления эк-

сцерптов и парафраз, так что сложно судить, насколько

близко

Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать, Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать бесплатно, Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать онлайн