Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин

возможность

и пределы алгоритмизации процессов правотворчества

и правоприменения, (2) роль и степень задействования

личного опыта юридического лица в принятии решения,

сегодня связываются с фундаментальными проблемами

философии в виду их важности для понимания природы

человеческого знания. Периодически проводятся

конференции по компьютерным приложениям деонтических

систем.

Лит.: Ягодинский И. Я. Философия Лейбница. Процесс

образования системы. Первый период 1629—1672. Казань, 1914; Agvisi L.

Deonlic logic. — Handbook of Philosophical Logic, v. 2. Dordrecht,

1984; Deontic logic. Agency and Normative Systems. Springer

Workshops in Computing. L., 1996.

И. А. Герасимова

ДЕОНТОЛОГИЯ(от греч. oeov, родительный падеж

oeovioc —долг, обязанность и Aoyoc — слово, учение) —

наука или учение о должном. Термин впервые употреблен

Бентамом в качестве синонима научной этики в целом

Деонтология, или Наука о морали», Deontology or The

625

ДЕОНТИЧЕСКАЯ ЛОГИКА

Science of morality, v. 1—2, 1S34), однако впоследствии он

приобрел более узкое и специальное значение, точнее

отвечающее его этимологии. В современной философии

деонтология обычно трактуется как этика долга, отличная от

этики добра, или аксиологии. Основанием для такого

разграничения является наличие в морали двух формально и

функционально разных способов декларирования

нравственном позиции — в виде императивов, выражающих

долженствование или запрет, и в виде оценок, выражающих

одобрение или осуждение. Признание долга и добра

специфическими и вместе с тем равноправными понятиями

приводит к представлению о деонтологии и аксиологии

как о двух относительно самостоятельных разделах этики,

каждый из которых имеет собственную проблематику.

Нередко, однако, деонтология выступает и в качестве особой

концепции, отстаивающей логический приоритет,

«первичность» долга перед добром и тем самым отрицающей

самостоятельный статус аксиологии. Так, Кант (которого

принято считать основоположником этого подхода)

утверждал, что само понятие добра производно от понятия

долга: «добром» мы называем именно то, чего требует долг;

попытка же определить добро помимо долга даст нам лишь

эмпирическое представление о предмете удовольствия, но

не понятие о моральном добре самом по себе. Сходную

позицию занимает и современный деонтологический

интуитивизм (У. Росс, W. Ross; Ч. Брод, Ch. Brod; и др.),

противостоящий аксиологическому интуитивизму. Еше один

тезис этической деонтологии состоит в отрицании

необходимости учитывать мотивы, цели и последствия того или

иного поступка для квалификации его вообще как

морального: нравственная специфика поступка определяется

исключительно побудительным импульсом, «энергией»

долга, а не тем, ради чего он совершается. Этим утверждением

деонтология противополагает себя телеологической и кон-

секвенциальной этике — гедонизму, утилитаризму и др.

Все эти теоретические коллизии обусловлены, гл. о.,

несовпадением философских, метафизических посылок,

на которых основываются указанные концепции. В

реальном же нравственном сознании формальные

различия суждении добра и долга не заслоняют их смыслового

единства и не служат препятствием для адекватной,

равноценной взаимозамены этих понятий в

соответствующих контекстах.

Л. В. Максимов

«ДЕОНТОЛОГИЯ, ИЛИ НАУКА О МОРАЛИ» (Deontol

ogy or The Science of Morality, v. 1 — 2, 1834) — сочинение

Иеремии Бентама, основателя утилитаристской

философии морали. Опубликовано через два года после его

смерти. Посвящено главному вопросу утилитаризма: что

необходимо сделать для наибольшего счастья наибольшего

числа людей. Для обозначения утилитаристской системы

этики Бентам вводит новое понятие — «деонтология» (от

греч. то oeov — должный, надлежащий) как учение о

правильном, должном. Основание деонтологии — принцип

пользы, по которому поступок является заслуживающим

или не заслуживающим одобрения в зависимости от

увеличения или уменьшения «суммы общественного

счастья». В первой части, посвященной теории добродетели,

рассматривается союз между интересом и долгом,

понятие деонтологии, отношение удовольствия и страдания

к добру и злу, роль санкций, причины имморальности,

определение добродетели, благоразумия, позитивные и

негативные стороны благотворительности, дается анализ

добродетели и порока, страстей и интеллектуальных

способностей, истории принципа счастья. Во второй части

исследуется практика добродетели, в частности

благоразумия и благотворительности. Задача деонтологии —

придать социальным мотивам всю силу личных мотивов,

убедить, что личные интересы и обязанности перед

обществом совпадают, а желание собственного счастья, эгоизм

людей как сильные мотивы необходимы для обеспечения

существования человечества и в сочетании с разумом

могут служить общественному счастью. Весьма значимо

чувство симпатии, расширяющее наше «Я» до

коллективного «Я», позволяющее «жить вдвойне», в себе и в других,

а в сочетании с интеллектуальными способностями

ведущее к моральному совершенствованию и уменьшению

различных санкций. Развивая утилитаристские идеи,

книга Бентама способствовала обсуждению

классического принципа полезности, соотношения интереса и долга,

роли законодателя и доктрины психологического эгоизма

в философии морали.

Л. А Микешина

ДЕРКИЛЛИД(ДеркиШблс) (2-1 вв. до н. э.?) —

греческий философ-платоник пифагорейской ориентации,

ближайший предшественник Варрона (cf. De lingua lat.

VII 37). Нет никаких свидетельств о том, где он учился,

преподавал и предпринял свое издание Платона (на него

ссылается Альбин, Eisag., 4), разбитое — как и известное

нам издание Трасилла — на тетралогии (в отличие от

предшествующих александрийских изданий, разбитых на

трилогии). Автор сочинения «Философия Платона», на

одиннадцатую книгу которого ссылается Симпликий (In

Phys., 3. 247, 31 слл.; 256, 31 слл.). Теон из Смирны

(Expos., р. 198, 11-207, 7 Hiller) и Прокл (In Remp. И, р. 24,

6-15; 25, 14-16 Kroll; In Tim. 1, p. 20, 9 Diehl) приводят

выдержки из Деркиллида, показывающие, что он во

всяком случае толковал «Государство» (VIII 545 d слл.; X 616

с слл.) и «Тимея» (он считал, что четвертый собеседник, о

котором идет речь в начале диалога, — сам Платон).

Ю. А. Шичалин

ДЕ РОБЕРТИЕвгений Валентинович [13 (25) декабря

1843, с. Казацкое Подольской губ. — 24 апреля (8 мая) 1915,

д. Валентиновка Тверской губ.] — русско-французский

социолог и философ. Предки Де Роберти — испанец Де

Кастро де ла Серда и француз Де Роберти — поселились

в России в 18 в.; образование получил в Московской

гимназии, Александровском лицее, Гейдельбергском, Гиссен-

ском и Йенском университетах; в Йене защитил

докторскую диссертацию (1864); с 1887 подолгу жил за границей;

в 1894—1907 профессор Нового Брюссельского

университета; в 1908—15 профессор социологии в

Психоневрологическом институте в Петербурге. С 1914 совместно с

M. M, Ковалевским издавал сб. «Новые идеи в

социологии». По своим общественно-политическим взглядам —

представитель либерализма, участник земского

движения, конституционалист; в нач. 20 в. примкнул к партии

кадетов.

Опираясь на позитивную философию О. Конта,

представлявшуюся ему, однако, недостаточно последовательной,

разработал концепцию, получившую название «гиперпозитивизм»,

626

ДЕРРИДА

или робертизм. Гносеология выступает в ней частью

социологии как основной науки о разуме. Этика,

основывающаяся на «социологической теории познания», должна

стать прикладной социологией действия. Свою «научную»

философию отличал от науки и по объекту, и по методу;

отказался от феноменализма и агностицизма Конта, сведя

все трансцендентное к опыту, а непознаваемое к еще

непознанному. Выдвинул идею четырех основных факторов

социальной «надорганической» эволюции (наука, философия,

искусство, практическое поведение, или труд). В нач. 20 в.

Де Роберти солидаризировался с энергетическим

объяснением общественного прогресса В. Оствальда.

Позитивистская философская и особенно социологическая концепция

Де Роберти вызвала отрицательный отклик среди философов

народнического толка (П.Л.Лавров, Н.К.Михайловский,

В. В. Лесевич), но одобрительный в либеральных кругах

(Ковалевский). Она оказала также влияние на французскую

социологию 20 в.

Соч.: Политико-экономические этюды. СПб., 1869; Наука и

метафизика. Опыт новой постановки некоторых вопросов в области

философии. — «Знание», 1875, № 5; Социология. Основная

задача ее и методологические особенности, место в ряду наук,

разделение и связь с биологиею и психологиею. СПб., 1880;

Прошедшее философии. Опыт социологического исследования общих

законов развития философской мысли, т. 1—2. М., 1886; Новая

постановка основных вопросов социологии. М.. 1909; Понятия

разума и законы вселенной. СПб., 1914; Auguste Comte et Herbert

Spencer. Contribution a l’histoire des idees philosophiques aux 19e

siecle. P., 1894; Sociologie de l’action. La genese sociale de la raison et les

origines rationnelles de l’action. P., 1908.

Лит.: Ковалевский M. Предисловие к кн.: Де Роберти Е. В.

Понятия разума и законы вселенной. СПб., 1914; История философии

в СССР, т. 3. M.* 1968, с. 394-398, 400-402; Там же, т. 4. М., 1971,

с. 121; Verrier R. Roberty. Le positivisme russe et la fondation de la

sociologie. P., 1934; Waiicki A. Rosyjska filozofia i mysl spoteczna od

oswiecenia do marksizmu. Warsz., 1973; s. 528—534.

В. Ф. Пустарнаков

ДЕРРИДА(Derrida) Жак (род. 15 июля 1930, Эль Биар,

Алжир) —французский философ, представитель

постструктурализма, постмодернизма. Преподавал в Сорбонне

(1960—64), в Высшей Нормальной Школе, сотрудничал в

журналах «Критик» и «Тель кель», был одним из

инициаторов создания (в 1983 г.) Международного философского

коллежа (Париж) и первым его директором. Преподает в

Школе высших исследований в области социальных наук

(Париж), а также в ряде университетов США, где идеи

деконструкции породили одно из основных направлений

исследований на стыке литературной критики и

философии. Среди значимых предшественников Деррида

Ницше, Фрейд, Гуссерль, Хайдеггер. Концепция Деррида

перекликается с англо-американской философией

логического анализа, однако все его контакты с философами

этого направления (Остин, Серл) не свидетельствовали о

поисках взаимопонимания, как, впрочем, и его контакты

с представителями различных версий современной

континентальной философии (Гадамер, Рикер и др.).

Первая диссертация Деррида посвящена гуссерлевской

феноменологии («Проблема генезиса в философии

Гуссерля», опубликована лишь в 1990). Деррида как

философ сложился уже в 1960-е гг. Так, 1967 был ознаменован

выходом в свет сразу трех работ Деррида: «Голос и

явление», «Письмо и различие», «О грамматологии», в

которых была сделана заявка на новую философскую

позицию — вторичную по материалу (философская

традиция), но новаторскую по реализации (чтение

философских текстов как риторико-метафорических). Речь идет

о разборке-сборке письменных текстов философской (и

литературной) традиции, о выявлении в них опорных

понятий «логоцентрической» метафизики, ставящей во главу

угла наличие, присутствие, данность (понятий,

чувственных впечатлений, опыта и проч.) и об их критике.

В 1970-е гг. яркие литературные эксперименты (такие, как

«Глас») сосуществуют с более «философичными» текстами

(«Края — философии»; «Рассеяние»), В 1980-е и особенно

1990-е гг. можно отметить несколько больший интерес к

этико-политической проблематике (анализ

политических документов, а также человеческих чувств, состояний,

отношений, связанных с парадоксами дружбы,

гостеприимства, свидетельства, дара и др.). В целом общие

принципы работы с материалом остаются весьма сходными на

протяжении всего его исследовательского пути. Различия

касаются скорее удельного веса текстов — философских

или литературных, хотя те и другие у него постоянно

смешиваются. Основные области исследования —

философия (Руссо, Кондильяк, Платон, Кант, Гегель, Гуссерль,

Ницше, Хайдеггер, Левинас, Серл, Остин, Маркс),

литература (Малларме, Понж, Целан, Бланшо, Жене, Софокл,

Бодлер, Джойс, В. Беньямин, Соллерс, Флобер),

гуманитарные науки (Мосс, Малиновский, Фрейд, П.де Ман,

Р. Барт, Бенвенист).

В одном и том же тексте можно найти биографические и

автобиографические моменты, цитаты, аллюзии,

парадоксы разного рода, неологизмы, этимологические

разыскания, художественный вымысел, комментарии, пародии,

элементы различных жанров и стилей. Среди сквозных

тем, выявляемых при деконструкции текстов

философской традиции,— парадоксы имени и именования;

самореференции и начала рассуждения; подписи и социальные

договора; невозможность «собственного» и постоянные

взаимопревращения собственного и нарицательного,

собственного и другого; повторение как первоначальность;

событийность и сингулярность; перевод и оригинал и

многое др. Все они так или иначе сводятся к невозможности

показать целостность системы посредством внутренних

элементов самой системы — или, иначе говоря,

неразрешимость в приблизительно геделевском смысле.

У Деррида почти нет «собственных» понятий: как

правило, он берет их из чужих текстов, а потому они в любом

случае трудно обобщаются, систем не образуют и

остаются рядом нанизываний ad hoc. Цельных больших книг на

одну тему у него нет по определению — наиболее цельна

среди них книга «О грамматологии». В ней наиболее ярко

задается ряд основных понятий деконструкции,

применяемых в «чтении» (и извлекаемых из чтения) Платона,

Гуссерля, Ницше, Хайдеггера, Соссюра, Леви-Строса, Руссо.

Эти понятия — письмо, прото-письмо, различие, разли-

чАние, след, прото-след, артикуляция, графия, графика,

грамма, про-грамма, запись и др. Главное понятие здесь

письмо. Логоцентрическая философия не замечала

письма (за речью, духом, живым словом, наличием, логосом)

или же видела в нем нечто искусственное, вторичное. Для

Деррида письмо —это опорное понятие. Оно не затерто

привычным употреблением, не имеет отрицательных

ассоциаций в современной философии (Гуссерль или Барт,

627

ДЕРРИДА

интересовавшиеся письмом, — это хорошие прецеденты).

На обыденном уровне письмо тоже имеет свои

преимущества: оно долговечнее речи, оно позволяет «общаться»

с людьми, непосредственно не общаясь с ними, как это

делал, напр., главный герой «Грамматологии» Жан-Жак

Руссо, предпочитавший «скрываться

Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать, Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать бесплатно, Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать онлайн