l’Ecole Academicienne a
l’Academie). Dorandi T. Ricerche sulla cronologia dei filosofi ellenistici.
Stuttg., 1991.
Ю. А. Шичалин
АКАДЕМИЯ«ЦЗИСЯ». (Дворец науки Цзися, Цзися сюэ-
гун) — академия в древнем Китае (сер. 4 — сер. 3 в. до н. э.),
находившаяся в столице царства Ци г. Линьцзы
(современная провинция Шаньдун, г. Цзыбо). Наивысшего расцвета
достигла при правителе Сюань-ване (319-301 до н. э.).
Объединяла философов различных направлений при
доминирующем положении представителей даосизма. В Академии
проповедовали свои взгляды крупнейшие мыслители того
времени — Мэн-цзы, Сюнь-цзы, Тянь Пянь, Шэнь Дао, Сун
Цзянь, Инь Вэнь, ЦзоуЯнь и др. Наиболее выдающиеся
ученые имели титул высшего сановника «шан дафу». Академия
«Цзися» сыграла огромную роль в утверждении духа
«соперничества ста школ» и сближения основных позиций
главных философских направлений древнего Китая (даосизма,
конфуцианства и легизма). Центральное место в дискуссиях
отводилось вопросам сущности мира, теории познания и
методам политического управления, в основе которых лежали
принципы «школы дао и дэ». Проблематика дискуссий в
Академии наиболее полно отражена в синтетическом
памятнике Ханьской эпохи (III в. до н.э. — III в. н.э.), трактате
«Гуань-цзы», взгляды их участников получили впоследствии
название «школы Цзися». Онтологические и
гносеологические воззрения философов этой школы (особенно Сун Цзяня,
Инь Вэня, Сюнь-цзы и Цзоу Яня) оказали большое влияние
на последующее развитие китайской философии, в частности
ее категориального аппарата и космологических концепций.
Лит. Быков Ф. С. Зарождение политической и философской
мысли в Китае. М., Наука, 1966; ЯнХиншун.
Материалистическая мысль в древнем Китае. М., Наука, 1984; Цзинь Шоушэнь.
Цзися пай чжи яньцзю (Исследование школы Цзися).
Шанхай, 1930; Дай Дэгуй. Цзися цзыжань гуаньчжи цзиньчжань
(Развитие взглядов на природу [школы] Цзися). — «Чжунго
чжэсюэ ши яньцзю», 1984. №1.
В. Ф. Феоктистов
АККУЛЬТУРАЦИЯ— понятие, введенное в 1936
американскими антропологами (Р. Редфилдом, М. Херсковицем и
Р. Линтоном) первоначально для характеристики контактов
между различными культурами, а затем для изучения тех
изменений в культуре, которые вызваны соприкосновением
двух или более автономных культур. Социальные и
культурные антропологи, не приемля концепции замкнутых культур
и цивилизаций, исследовали процессы взаимодействия
различных культур. Понятие аккультурации было вьщвинуто в
противовес таким понятиям, как диффузия и ассимиляция
культур. Поэтому процессы аккультурации связаны с
взаимовлиянием культур и различаются в соответствии с
формами контактов — в условиях совместного проживания лиц
с различной культурой на одной территории, обмен идеями
или предметами материальной культуры через
существующие границы, реинтерпретация заимствованного и др.
Лит.: Вахта В. М. Проблемы аккультурации в современной
этнографической литературе США. — В кн.: Современная
американская этнография. М., 1963; Acculturation. The Study of
Culture Contact. N. Y, 1938.
A. 77. Огурцов
AKOCTA (da Costa) Уриель (Габриэль) (1585, Опорто,
Португалия — апрель 1640, Амстердам) —
философ-рационалист. Родился в Португалии, получил католическое
воспитание, в 1614 бежал в Голландию, где увлекся иудаизмом.
Однако вскоре выступил с «Тезисами против традиции»,
где обвинял «фарисеев» (раввинов) в искажении
подлинного учения Моисея; отрицал, например, бессмертие души
на основании того, что Ветхий Завет об этом умалчивает.
В 1623 был отлучен от синагоги, год спустя опубликовал
трактат «О смертности души человеческой» (Sobre a mortalidade
da alma do homen, 1624, рус. пер. 1958), который был
публично сожжен раввинами Амстердамской общины. В 1633
вынужденно отрекся от своих убеждений, но вскоре вновь
разошелся с раввинами и в том же году подвергся
повторному отлучению. Спустя семь лет согласился
подвергнуться унизительной процедуре покаяния, но уже через
несколько дней после этого застрелился, оставив рукопись
«Пример человеческой жизни» (Exemplar humanae vitae),
изданную только в 1687. В ней Акоста подверг сомнению
истинность как библейского иудаизма, так и религии
откровения вообше. Отделяя мораль от религии, Акоста
полагал, что общество объединяет врожденный всем людям
закон любви к ближнему, на основе которого происходит
различение добра и зла и который не зависит от
религиозных предписаний. В противовес этой естественной
религии существующие религии сеют ненависть и рознь между
людьми. Оказал влияние на Спинозу, впоследствии
подвергшегося аналогичным гонениям.
Лит.: Казарин А. УриэльДакоста.—«Фронт науки и техники»,
1935, 11-12, Michaelis de Vasconcellos С. Uriel da Costa. Coimbra,
1922.
О. В. Суворов
АКСАКОВИван Сергеевич [26 сентября (8 октября 1823,
с. Куроедово Белебеевского у. Оренбургской губ. — 27
января (8 февраля) 1886, Москва] — русский публицист,
мыслитель, идеолог славянофильства. Сын писателя С. Т.
Аксакова, брат К. С. Аксакова. Закончил Училище
правоведения в Петербурге (1842). До 1851 находился на
правительственной службе. В марте 1849 из-за
славянофильских настроений был арестован, но вскоре освобожден,
оставаясь под негласным надзором полиции. В 1852 под
его редакцией выходил славянофильский «Московский
сборник». Уже II т. сборника был запрещен, а он лишен
права редактировать. В 1858-59 участвует в издании журн.
«Русская беседа», после снятия запрета на издательскую
деятельность — газ. «Парус», запрещенной на 2-м номере
из-за ее антикрепостнической позиции. В 60-е гг.
редактировал газ. «День» и «Москва». Выступая как сторонник
политической и культурной независимости славянских
народов, Аксаков участвовал в создании славянских
благотворительных комитетов, в 70-е гг. возглавлял
Московский славянский комитет. Во время русско-турецкой
войны (1877-78) внес большой вклад в организацию
помощи болгарскому ополчению. В последние годы жизни
(1880-86) — редактор газ. «Русь», где продолжал отстаивать
славянофильские идеалы, идею славянского единства,
сохраняя, как и прежде, независимую общественную
позицию. В 60-80 гг. стремился осмыслить новые тенденции
общественной жизни пореформенной России в свете идей
К. С. Аксакова и А. С. Хомякова, Аксаков надеялся, что
крестьянская реформа приведет к сближению сословий
61
в России, а земство будет способствовать восстановлению
той органичности общественных связей, которая была
характерна, по убеждению славянофилов, для Древней Руси.
Им был предложен проект самоупразднения дворянства,
отмены всех «искусственных разделений сословий»,
включая распространение дворянских привилегий на все
сословия. В его воззрениях монархизм сочетался с признанием
необходимости личной и общественной свободы и
обоснованием несовершенства любых форм
государственности. Аксаков продолжил начатый его предшественниками
спор с рационализмом, видя в нем логическое знание,
«отрешенное» от нравственного начала. Глубокие личные и
идейные отношения связывали его со многими деятелями
русской культуры (Ф. М. Достоевским, Ф. И. Тютчевым, В.
С. Соловьевым и др.).
Соч.: Соч. М., 1886-1887, т. 1-7; И. С. Аксаков в его письмах.
М.- СПб., 1888-1896, т. 1-4; Литературная критика. М, 1981
(совместно с К. С. Аксаковым).
Лит.: Цимбаев Н.И.Н.С. Аксаков в общественной жизни
пореформенной России. М., 1978.
Архив: ИРЛИ, ф. 3; ГПБ ф. 14 и ф. 696, д. 44; ЦГАЛИ, ф. 10.
В. В. Сербиненко
АКСАКОВКонстантин Сергеевич [29 марта (10 апреля) 1817,
Ново-Аксаково Бугурусланского у. Оренбургской губ. —
7(19) декабря 1860, остров Занте (Закинф), Греция] —
русский философ, публицист, поэт. Сын писателя С. Т.
Аксакова, брат И. С. Аксакова. В 1832-35 учился на словесном
отделении Московского университета. В студенческие годы
был участником кружка Станкевича, испытал влияние
немецкой философии (прежде всего Гегеля), которое заметно
в магистерской диссертации «Ломоносов в истории русской
литературы и русского языка» (1846), имеющую
славянофильскую направленность . В конце 30-х гг. сближается с
Хомяковым и Киреевским и вскоре сам становится
теоретиком славянофильства. В 40-50-е гг. активно сотрудничал
в славянофильских изданиях («Московском сборнике»,
журнале «Русская беседа» и др.). Основной вклад в
славянофильское учение составила его
общественно-политическая концепция. Политико-государственные отношения, по
Аксакову, имеют для русского народа второстепенное
значение, т. к. в силу исторической традиции и особенностей
национального характера его подлинные интересы лежат в
духовно-религиозной сфере, сущность которой —
православие. Этой «негосударственности» народа может гармонично
соответствовать только одна форма власти — православная
самодержавная монархия. Отстаивая монархический идеал,
Аксаков в то же время резко критиковал
общественно-политическую ситуацию в самодержавной России, писал о
«внутренних язвах» российской жизни, осуждал
крепостное право и «иго государства над землею», начало
которому было положено, по его убеждению, в царствование
Петра I. Ставшая важным элементом славянофильского
учения концепция «земли» (народа) и «государства»
играла существенную роль в славянофильской критике Запада,
служила обоснованием особого исторического пути
русского народа, предпочитающего, по Аксакову, «путь
внутренней правды» (христианско-нравственное устройство
жизни, воплощенное исторически в крестьянской общине)
«внешней правде» (политически-правовая организация
общества западного типа).
Соч.: Поли. собр. соч.: М., 1860-1880, т. 1-3; Теория государства
у славянофилов: сб. статей СПб., 1898; Литературная критика.
М., 1981 (совместно с И. С. Аксаковым); Эстетика и
литературная критика. М., 1995.
Лит.: Венгеров С. А. Передовой боец славянофильства. — Собр.
соч. СПб., 1912, т. 3; Цимбаев Н. И. Славянофильство. М.,
1989; Анненкова Е. И. Архивы Аксакова. — В кн.: Ежегодник
РОПД.Л., 1977.
В. В. Сербиненко
АКСИОЛОГИЯ(от греч. aCia — ценность и tayyoc —
учение) — философская дисциплина, исследующая
категорию «ценность», характеристики, структуры и иерархии
ценностного мира, способы его познания и его
онтологический статус, а также природу и специфику ценностных
суждений. Аксиология включает и изучение ценностных
аспектов других философских, а также отдельных научных
дисциплин, а в более широком смысле — всего спектра
социальной, художественной и религиозной практики,
человеческой цивилизации и культуры в целом. Термин
«аксиология» был введен в 1902 французским философом
П. Лапи и вскоре вытеснил своего «конкурента» — термин
«гомология» (от греч. Txmf|fj — цена), введенный в том же
году И. Крейбигом, а в 1904 был уже представлен Э. фон
Гартманом в качестве одной из основных составляющих в
системе философских дисциплин.
В истории философского освоения ценностной
проблематики выделяются несколько периодов. Начиная с
античности можно говорить об обращениях к ней
преимущественно «контекстного характера». При этом ни категория
ценности, ни ценностный мир, ни ценностные суждения
еще не становятся предметом специализированной
философской рефлексии (см. Ценность). Лишь со 2-й пол.
19 в. эта проблематика становится одним из философских
приоритетов европейской культуры. В истории
аксиологии как специализированной философской дисциплины
можно различить по крайней мере три основных периода:
предклассический, классический и постклассический.
ПРЕД КЛАССИЧЕСКИЙ ПЕРИОД(1860-80-е гг.). Своим
широким внедрением в философию категория ценности была
обязана Р. Г. Лотце. Как и большинство послекантовских
философов, он считал «главным органом» ценностного
мировосприятия некое «откровение», определяющее ощущение
ценностей и взаимоотношения последних, которое не менее
достоверно для познания ценностного мира, чем
рассудочное исследование — для познания вещей. Без чувств субъекта
ценности не существуют, т. к. не могут принадлежать вещам
самим по себе, что, однако, не означает, будто ценности лишь
субъективны. В пользу «объективности» свидетельствуют их
интерсубъективный характер, соответствующий их
общезначимости для «надэмпирического» трансцендентального
субъекта; то обстоятельство, что оценивающие суждения
обусловливаются оцениваемыми объектами; тот факт, что
ценностные чувства не находятся в распоряжении субъекта,
но «противостоят» ему в виде уже сложившейся системы.
Более того, должное в известной мере обусловливает само
сущее; потому и этика является «началом» метафизики. В
«аксиологической гносеологии» Лотце различает понятие
(Begriii) и мысль (Gedanke): первое сообщает лишь
объективный смысл определяемого, вторая — его значимость (Geltung)
и ценность. Именно начиная с Лотце понятия ценностей
62
эстетических, моральных, религиозных становятся
общезначимыми единицами философской лексики.
Близкий к Лотце философ и теолог А. Ритчль (1822—89)
соотносил предметы веры в отличие от научных или
метафизических с формулировками ценностных суждений,
которые отличны от теоретических утверждений. Однако
он пошел дальше, утверждая, что любое связное знание
не только сопровождается, но и направляется чувством,
и поскольку внимание необходимо для реализации цели
познания, воля становится носителем познавательной
цели. Но мотивом воли является чувство, делающее вещь
или деятельность достойной желания.
Третьим основоположником классической аксиологии
стал австрийский философ Ф. Брентано, развивший
учение о внутреннем опыте как источнике саморепрезентации
психических феноменов. Классификация этих феноменов
производится соответственно их интенциональной
природе, исходя из способа полагания в них объектов. В
«Психологии с эмпирической точки зрения» (1874) он разделил
все психические феномены на классы представлений,
суждений и душевных переживаний (Gemutsbewegungen), из
которых последние ответственны за чувства удовольствия
и неудовольствия, испытываемые субъектом по
отношению к объектам, «наслаивающиеся» на представления и
основоположные для ценностных суждения (Брентано Ф.
Избр. работы. М., 1996, с. 82-83).
Существенным обострением интереса к ценностной
проблематике философия культуры этого периода была обязана
Ф. Ницше, который провозгласил в «Воле к власти»
знаменитое афористичное требование «переоценки всех ценностей»
(Umwertung aller Werte). «Переоценка» предполагала прежде
всего отказ от внесения в объективный мир ценностей
посредством категорий «цель», «единство» и «бытие», которые
были призваны истолковывать реальный мир, принадлежа
на деле миру