книгу
«Теория нравственных чувств»). Согласно Десницкому, этика,
или «нравоучительная философия», есть «первый способ
к совершению наших чувствований, справедливости и
несправедливости»; в соединении с «натуральной
юриспруденцией» она является «первым руководством» для
всех рассуждений в сфере права; это — знание, которое
составляет «первоначальное учение, законоискусства».
Философские интересы Десницкого простирались до
629
космологических проблем; особенно он интересовался
учением Ньютона, концепцией множества миров,
обсуждал проблему вечности вселенной и происходящих в ней
изменений. Философско-исторические мотивы
просматриваются в его концепции истории как поступательной
смены «четырех состояний рода человеческого»: зверо-
ловческого, скотоводческого (или пастушеского), хлебо-
пашенного и коммерческого с соответствующими
изменениями в праве собственности. «Исторический способ»
исследования Десницкий сочетал с «метафизическим»,
что включало русского юриста в отечественный
Соч.: Слово о прямом и ближайшем способе к научению
юриспруденции… М., 1768; Юридическое рассуждение о начале и
происхождении супружества у первоначальных народов и о
совершенстве, к какому оное приведенным быть кажется последовавшими
народами просвещенными… М., 1775; Юридическое рассуждение о
разных понятиях, какие имеют народы о собственности имения в
различных состояниях общежительства. М., 1781.
Лит.: Корку нов И. М. С. Е. Десницкий — первый русский профессор
права. М., 1894; Покровский С. Е. Политические и правовые взгляды
С. Е. Десницкого. М., 1955; Грацианский П. С. Десницкий. М-, 1978.
В. Ф. Пустарнаков
ДЕСПОТИЗМ— одна из основополагающих
характеристик диктаторского правления, которая связана с властным
произволом, усиливаемым концентрацией политической
власти в руках главы государства (деспота, вождя, царя и
т. п.) и приближенной к нему элиты, отсутствием
разделения властей, подавлением инакомыслия любыми,
включая насильственные, средствами, использованием армии
для подкрепления действий государственного аппарата в
целях осуществления монополии на власть. При
деспотизме какие-либо юридические ограничения политической
власти отсутствуют, что делает невозможным смещение
деспота, опираясь на закон. Несуществующие
гражданские свободы заменены строгим выполнением норм
принудительного труда. Принятие решений носит
непредсказуемый, импульсивный характер, объясняемый обычно
желанием трансформировать или дисциплинировать общество.
Деспотические методы контроля над обществом
преследуют одну главную цель — укрепление единоличной власти.
Исторически эта форма правления сложилась в восточных
деспотиях — древнейших государствах Азии (Китай,
Индия, государства Ближнего Востока и др.). Для управления
обширным хозяйством создавалась широкая
бюрократическая сеть (см. Бюрократия), которая организовывала и
планировала принудительный труд земледельцев,
распределение воды и т. д. На этой основе возникал деспотизм
абсолютистских бюрократических государств. Главные
экономические, административные и политические
функции находились в руках правящего класса, состоящего из
землевладельцев и управляющих землей, офицеров армии,
влиятельного духовенства. Личность верховного
правителя наделялась высоким светским и отчасти духовным
авторитетом. Для обеспечения внутреннего порядка
привлекалась армия. Правитель требовал полного подчинения
и покорности от своих подданных, подавляя социальные
конфликты обычными способами террора.
Отдельные черты деспотического правления характерны
для современных диктаторских режимов.
Е. В. Осипова
ДЕССАУЭР(Dessauer) Фридрих (19 июля 1881-16 февраля
1963)—немецкий биофизик, философ-неотомист. В1920—
37 — профессор Университета во Франкфурте-на-Майне,
основатель и руководитель первого Института биофизики
в Германии. С 1937 —в эмиграции; профессор и
руководитель Фрибургского института (Швейцария); с 1948 —
профессор Университета во Франкфурте-на-Майне. Дес-
сауэр возводит свое учение («критический реализм») к
натурфилософии Ф. Брентано и X. Дриша.
Один из ведущих представителей философии техники
Дессауэр уделяет основное внимание гносеологическим
проблемам техники, технического изобретательства, при
этом происхождение и сущность техники
истолковывает в духе неотомизма. Он выступает против привычного
«инструментального» понимания техники, подчеркивая
связь философской интерпретации техники с понимаем
мира, бытия, экзистенции.
Сущность техники, по Дессауэру, может быть постигнута
только через постижение процесса изобретения. Отмечая
три сферы опыта у Канта, он выделяет а качестве
четвертой трансцендентную сущность техники. Через
техническое творчество достигается свобода духа, цель которого —
истинное познание. Ядро философии техники Дессауэра —
реализация человеком преднаходимой божественной
идеи. Эта реализация должна носить активный,
личностный характер с ярко выраженным моментом творчества,
изобретательства. «Абсолютная идея» платоновско-авгус
тинианской традиции — праформа технического
открытия — существует вне времени; трансценденция — это
«встреча» с идеальным инженерным решением. Акт
технического творчества —продолжение дела творца. Техника
обладает приоритетом и независимостью по отношению к
материальному производству: она — начало, присущее уже
индивиду.
Дессауэр — противник войн. Философия техники,
согласно ему, — философия этическая, она создает новые
возможности, является осуществлением идеи. Учение
Дессауэра о технике пользовалось влиянием как в
католических кругах, так и в среде инженеров, технической
интеллигенции.
Соч.: Philosophie der Technik. Das Problem der Realisierung. Bonn,
1927 (2-е изд. — Die Streit um die Technik. F./M., 1956).
Лит.: Tuchel K. Die Philosophie der Technik bei Friedrich Dessauer. Ihre
Entwicklung, Motive ind Grenzen. F./M., 1964.
Г. M. Тавризян
ДЕСТЮТ ДЕ ТРАСИ(Destutt de Tracy) Антуан-Луи-Клод
(20июля 1754, Париж— 10марта1836,Парей-леФрезиль) —
политический деятель, философ, представитель
французской школы «идеологов». Родился в дворянской семье. В
1789—91 — член Учредительного собрания. Будучи
монархистом, эмигрировал, возвратился в 1793, был
арестован и освобожден после 9 термидора. При Наполеоне —
сенатор, после Реставрации — пэр. Основная работа —
«Элементы идеологии» (Elements d’ideologie, v. 1—4. P.,
1801—15), где он изложил свою концепцию генезиса идей
из ощущений, этические и экономические взгляды. На
творчество Дестюта де Траси оказали влияние Монтескье,
Руссо, Гельвеции, Кондильяк. У Гельвеция он
заимствует концепцию свободы как способности удовлетворять
наши потребности. Свобода и счастье тождественны.
Отсюда вытекают три следствия: в зависимости от времени
630
люди имеют различные концепции свободы, поскольку
они по-разному понимают счастье; народ свободен в той
мере, в какой его удовлетворяют формы правления;
наилучшие политические институты те, что делают народ
счастливым, даже если они деспотичны. В
«Комментариях к «Духу законов» Монтескье» (издан в США в
Филадельфии на англ. яз., 1811, франц. изд. 1817) развивал идеи
парламентаризма. По его мнению, только одна форма
правления соответствует требованиям разума и свободы
— представительное правление, которое обеспечивает
политическую свободу, индивидуальную свободу и свободу
прессы. Эта форма правления предполагает подчинение
законам, которые должны соответствовать законам
человеческой природы. Представительное правление должно
бороться со всеми видами неравенства, искоренять
невежество и нищету, стремиться сблизить все классы,
приводя их к уровню среднего класса, в котором господствуют
идеи порядка, разума, справедливости и трудолюбие. Идеи
Дестюта де Траси оказали значительное влияние на
формирование взглядов Стендаля, Сен-Бева, Сен-Симона,
Фурье.
Лит.: Gusdorf G. La conscience revolutionnaire. Les ideologues. P., 1978;
PicavetF. Les Ideologues. P., 1981.
A.JT. Фролова
ДЕТЕРМИНИЗМ(от лат. determino — определяю) —
общее учение о взаимосвязи и взаимообусловленности
явлений и процессов реальности. Представления о
детерминизме входят в структуру научного метода — они
нацеливают исследование на анализ и раскрытие условий,
причин и закономерностей, любых изменений в природе,
обществе и мышлении. Основу детерминизма составляют
концепции причинности и закономерностей.
С развитием познания представления о детерминизме
развивались и обогащались. Они прямо связаны с разработкой
базовых моделей устройства мира и его эволюции, которые
лежат в основе анализа и решения обширного класса
исследовательских задач. Учение о детерминизме фактически
выражает структуру этих моделей. Базовые модели
мироздания, разрабатываемые в рамках научного подхода,
опираются на первоначальные представления человека о
строении мира. Первые суждения об устройстве мира строились
на основе весьма скудных знаний человека и выражались
преимущественно в форме мифов. Они были нацелены на
глобальное описание всей природы и протекающих в ней
процессов. Для мыслителей античности были характерны
представления о первоначалах и стихиях, которые
обусловливали собою и объясняли разнообразные природные
явления. На разработку базовых моделей в структуре
научных исследований решающее влияние оказывают
фундаментальные науки и прежде всего физико-математическое
естествознание, изучающее наиболее глубинные
уровни строения материи. В период становления и развития
опытной науки в качестве базовых выступали Модели,
олицетворением которых явилась классическая
механика. Основной особенностью этих моделей является строго
однозначный характер всех связей и зависимостей,
характеризующих исследуемые явления, системы и процессы.
Эти модели получили название моделей жесткой
детерминации. В этой связи нередко говорят о лапласовском
(см. Лаплас) детерминизме. Жесткость связей имеет
своей обратной стороной их качественную
(концептуальную) равноценность. Любая выявляемая связь —
независимо от природы соответствующих свойств или
параметров — в равной мере необходима.
Важнейшей особенностью моделей жесткой
детерминации является также то, что любые изменения в поведении
объектов и систем целиком и полностью определяются
внешними воздействиями, внешними причинами и
условиями. Тела не имеют активного начала в самих себе, они
лишь воспринимают внешние воздействия. Такой общий
подход к пониманию детерминизма широко представлен
в истории науки и философии. Так, хорошо известно
перипатетическое изречение: «Все, что движется, движется
чем-то другим». Картина мира, разработанная на базе
классической механики, практически наследует такой
взгляд на причины изменений в мироздании. Вместе с
тем следует отметить, что в истории науки и философии
не менее широко выдвигались иные идеи, признающие
внутреннюю активность и самодвижение материи.
Такие взгляды обнаруживаются уже в античном атомизме,
в частности, в представлениях о спонтанных отклонениях
атомов в своем движении, а также в трудах Дж. Бруно и
Б. Спинозы. Последний ввел действующую внутреннюю
причинность, что получило развитие в представлениях
Лейбница о монадах. Дальнейшую разработку эти идеи
получили в философии Гегеля и Маркса.
Концепция жесткой детерминации выявила свою
ограниченность в связи с появлением теоретико-вероятностных
методов исследования, которые «породили»
статистические закономерности. В науке был разработан новый класс
базисных моделей бытия и познания, которые можно
назвать моделями вероятностного мира. В основе этих
моделей лежат представления о статистических системах. В
общем случае статистическими системами являются
системы, образованные из независимых сущностей.
Независимость здесь означает, что между элементами систем нет
постоянно действующих, устойчивых взаимосвязей. Эту
особенность внутренней структуры статистических систем
обобщенно характеризуют через категорию случайности.
Независимость в статистических системах весьма
своеобразна — она соотносится с наличием целостных
характеристик этих систем, с их определенной внутренней
устойчивостью. Эта устойчивость выражается через понятия
вероятности и вероятностного распределения. Устойчивость
системам из независимых сущностей придают внешние
условия, но в отличие от концепции жесткой
детерминации здесь внешние воздействия допускают наличие
разнообразия в поведении отдельных элементов систем.
Наличие внешних условий есть необходимое, но недостаточное
условие для образования статистических систем. Для этих
систем характерно также наличие неустойчивостей в
состояниях элементов и определенного типа взаимодействий
(в частности, нелинейных) между ними.
Становление вероятностных методов подрывает один из
важнейших постулатов моделей жесткой детерминации
— представление о всевластии внешних причин.
Независимость в поведении объектов и систем и есть
независимость от внешнего по отношению к ним окружения. В
результате поведение соответствующих объектов и систем
приобретает внутренние степени свободы.
Во 2-й пол. 20 в. в базовых моделях мироздания
происходят дальнейшие преобразования. Эти изменения
олицетворяет разработка физико-математических основ явлений
631
ДЕТЕРМИНИЗМ В СОЦИАЛЬНЫХ НАУКАХ
самоорганизации и становление синергетики. Основу
новых подходов составляет идея нелинейности. Нелинейными
являются системы, свойства которых зависят от их
состояния. Соответственно в анализе систем резко возросли роль
и значение внутренних факторов, внутренней активности
систем. На первый план вышла проблема
самодетерминации, характеризующая функционирование и поведение
сложных систем. При этом модели жесткой детерминации
и вероятностные модели фактически рассматриваются как
два предельных вида базовых моделей. Первые делают упор
на анализ внешних детерминантов, вторые уделяют
особое внимание внутренним детерминантам. Абсолютизация
первых ведет к утверждениям, что в эволюционных
процессах все предопределено и ничего принципиально нового
возникнуть не может. Абсолютизация вторых приводит к
представлениям о хаотическом, акаузальном мире, где нет
места предсказаниям. Модели самоорганизации
выступают как своеобразный синтез первых двух классов базовых
моделей. Новые базовые модели учитывают действие и
внешних, и внутренних детерминантов (факторов), сочетают в
анализе эволюционных процессов как действие
необходимости, так и открытость будущего. Как отметил М. Бунге,
современная наука «осуществляет давно искомый синтез
внешних и внутренних детерминантов, тем самым
сохраняя и ограничивая соперничающие доктрины
всемогущества внешних факторов и достаточности
самодетерминированности» (Бунге М. Причинность. М., 1962, с. 201).
Ю. В. Сачков
ДЕТЕРМИНИЗМ В СОЦИАЛЬНЫХ НАУКАХ-
использование принципа причинно-следственной закономерной
связи в анализе социальной жизни. В истории
социальной мысли детерминизм понимался по-разному. Напр.,
сторонники механистической трактовки детерминизма
в социальных науках полагали, что общество подчинено
одинаковым с природой причинно-следственным связям
(социальная физика 17—18 вв.), и основывали на этом
возможность предвидения в социальных науках.
Образцом для механистической трактовки детерминизма долгое
время служил принцип, сформулированный французским
физиком /7. Лапласом (лапласов детерминизм), согласно
которому существует однонаправленная динамическая
связь между состояниями предмета, подчиняющаяся
законам классической физики и прежде всего механики.
Вместе с тем применение теории вероятности в социальных
науках (в моральной статистике, в обосновании страхового
дела и др.) сформировало новое понимание детерминизма
как регулярности случайных событий, как распределений
в большом массиве случаев. Возникновение системного
подхода