расширило понимание детерминизма, было
обращено внимание на то, что уровни социальной системы
детерминированы системой как целым, что отдельные
элементы системы зависят от системы.
Понятие «детерминизм» применяется в разных смыслах:
философском, системном, статистическом. Философское
содержание принципа детерминизма в социальных науках
включает утверждение объективного характера
детерминированности социальных процессов, различение
динамических и статистических законов. Детерминизм в этих рамках
предполагает наличие исторической необходимости, т.е.
такой связи явлений, в которой проявляется
доминирующая тенденция. В процессе исторического развития каждое
последующее поколение людей действует в условиях,
унаследованных от прошлого. Преемственность поколений
определяет общее направление истории, которое не
может быть произвольно изменено. Идеи, вдохновляющие
людей на социальное действие, порождаются условиями
общественного бытия, и от степени их соответствия этим
условиям зависит возможность их реализации.
Детерминированность общественной жизни является основой
научного предвидения социальных явлений. Историческая
необходимость не исчерпывает всего богатства явлений,
а выражает только самое общее направление их развития.
Индивидуальный характер и многогранность каждого
конкретного социального явления — результат множества
действующих факторов.
Детерминизм в рамках системного подхода, который
занимает приоритетное положение в социальных науках,
означает целостность образующих социальную систему
элементов, именно в их системном характере
усматривается основание их специфики и развития. В статистическом
анализе, распространенном в социологии, демографии и
др. социальных науках, детерминизм наполняется иным
содержанием. В крупных совокупностях социальных
явлений выявляется статистическая закономерность или
тенденция развития, подчеркивается значение
случайности во взаимодействии многих элементов и выявляются
причины отклонений от предполагаемого хода событий
на основе анализа статистических распределений. В
социальных науках признается вероятностный и вместе с тем
закономерный характер социальных связей.
Ни одно из пониманий детерминизма не отрицает
значение сознательной, целенаправленной человеческой
деятельности, поскольку социальные законы — это законы
деятельности людей. Поэтому так важна субъективная
сторона этой реальности — те цели, которые ставит перед
собой общество и каждый отдельный индивид.
Многообразие форм социальной детерминации, сложный
характер взаимодействия различных тенденций в
обществе, наличие многих альтернатив и случайных поворотов
событий, а также тот факт, что историческая
закономерность дает о себе знать только на длительном историческом
отрезке времени, не означают признания индетерминизма
или отрицания ответственности личности за результаты
своей общественной деятельности.
Е. В. Осипова
Одной из исторических форм детерминизма в социальных
науках является детерминизм географический, т.е.
концепции, утверждающие географическую среду в качестве
детерминанты социального устройства и
социально-исторического развития отдельных государств.
Влияние природно-климатических факторов на жизнь
общества было замечено еще в древности. Позднее
подход, обосновывавший специфику исторического
процесса влиянием природной компоненты, получил название
географической школы в социологии, яркими
представителями которой были Ш. Монтескье, А. Тюрго, Г. Бокль,
Ф. Ратцель, Э. Хантингтон, Л. И. Мечников и др.
Традиционно понятие географического детерминизма
применяется к теориям, пытающимся объяснить неравномерность
социального, культурного и цивилизационного развития
различных стран и народов исключительно природными
условиями их местообитания, игнорируя при этом
социальные закономерности. В такой интерпретации понятие
632
«географический детерминизм» обретает негативный
оттенок. См. также Геополитика.
Ю. В. Олейников
Наиболее распространенной формой детерминизма в
социальных науках 19 в. был детерминизм экономический,
т.е. концепция, согласно которой экономика как сфера
человеческой деятельности имеет определяющее влияние на
характер и содержание политических и социальных
процессов. В рамках экономического детерминизма законы
экономики объявляются универсальными для всех
общественных форм, а исторический путь развития общества
отождествляется с историей развития общественно-эконом
ических формаций (см. Формации общественные). Понятие
экономического детерминизма традиционно связывают с
марксистской социологией, которая, отталкиваясь от
концепции базиса и надстройки, объясняет многие социальные
феномены с т. зр. их экономической обусловленности.
Надстроечные элементы, такие, как государство, идеология,
политика, культура, выступают в этой связи в качестве
отражений экономического базиса, служащего выражением
интересов правящего класса, и являются следствием
господствующего способа производства.
В более широком смысле идея экономического
детерминизма, т.е. первичности экономики по отношению к другим
формам социальной практики и обусловленности
политической и общественной инфраструктуры характером
экономического устройства, свойственна для всей либеральной
мысли в целом, начиная от классической политэкономии
(А. Смит) и кончая «чикагской школой» экономических,
социальных и социально-психологических исследований. В
любом случае, чрезмерное упование на значимость
экономических механизмов ведет к недооценке политических и
социокультурных факторов в жизни человека и общества.
С. В. Евдокимов
ДЕФИНИЦИЯ- см. Определение.
ДЕШАН(Deshamps) Леже Мари (10 января 1716, Рене — 19
апреля 1774, монастырь Монтрей-Беле) — французский
философ, монах-бенедиктинец. Сторонник
коммунистических идей и «просвещенного атеизма». Основное
сочинение — «Истина, или Достоверная система» (La verite ou le
vrai systeme, рус. пер. 1930), было издано отрывками в 1939.
Утверждал существование «универсального целого» как
конечной основы мира, а также неразрывную связь движения,
пространства, времени и материи. В развитии общества
выделял три стадии: дикость, при которой отсутствует частная
собственность; гражданское состояние, где частная
собственность является основным злом, а господство сильного
над слабым подкреплено религией; нравственный строй,
при котором частная собственность будет отсутствовать,
зато возникнет всеобщее равенство. Последняя стадия на-
ступитлишь при содействии образованных людей,
благодаря которым истина станет достоянием всего общества.
Соч.: Lettre sur l’esprit du siecle. L., 1769; La voix de la raison contre la
raison du temps… Brux, 1770; Истина, или Истинная система. M., 1973.
Лет.: Волгин В. П. «Истинная система» Дешана. — «Вопросы истории»,
1957, № 12; Задатки гегелизма во французской философии… —
«Отечественные записки», 1865, год 27, т. 160, № 6; Rosenkranz К.
Dom Deschamps. — «Der Gedanke». В., 1867, Bd. 7, Heft. 4.
О. В. Суворов
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ— специфически человеческая форма
активного отношения к окружающему миру,
содержание которой составляет его целесообразное изменение
и преобразование. Деятельность человека предполагает
определенное противопоставление субъекта и
объекта деятельности: человек противополагает себе объект
деятельности как материал, который должен получить
новую форму и свойства, превратившись из материала в
продукт деятельности.
Всякая деятельность включает в себя цель, средства,
результат и сам процесс деятельности; неотъемлемой
характеристикой деятельности является ее осознанность.
Деятельность — реальная движущая сила как
индивидуальной, так и общественной жизни и условие
существования человека и общества. Вместе с тем деятельность как
таковая не может считаться исчерпывающим основанием
человеческого существования. Если основанием
деятельности является сознательно формулируемая цель, то
основание самой цели лежит вне деятельности, в сфере
человеческих мотивов, идеалов и ценностей, которые хотя в
определенной мере и детерминируются деятельностью, но
тем не менее и сами выступают в качестве ее рамок.
Современное научно-техническое развитие с очевидностью
демонстрирует, что не только деятельность в сфере
нравственности или искусства, но и научно-познавательная
деятельность получает свой смысл в конечном счете в
зависимости от ее нравственной ориентированности, от ее
влияния на человеческое существование. В свою очередь
-зависимость самой деятельности от других социальных и
культурных факторов выражается в том, что в разных
типах культуры она занимает существенно различное место,
осознаваясь то в роли носителя высшего смысла
человеческого бытия, то на правах необходимого, но отнюдь не
почитаемого условия жизни.
Существуют многообразные классификации форм
деятельности — разделение деятельности на духовную и
материальную, индивидуальную и коллективную,
трудовую и нетрудовую и т. д. С точки зрения творческой роли
деятельности особое значение имеет ее деление на
репродуктивную (направленную на получение уже известного
результата известными же средствами) и продуктивную
деятельность, или творчество, связанное с выработкой
новых целей и соответствующих им средств или с
достижением известных целей с помощью новых средств.
В истории познания понятие деятельности играло и
играет двоякую роль: во-первых, мировоззренческого,
объяснительного принципа, во-вторых, методологического
основания ряда социальных наук, где деятельность
человека становится предметом изучения. В качестве
мировоззренческого принципа понятие деятельности
утвердилось, начиная с немецкой классической философии,
когда в европейской культуре восторжествовала новая
концепция личности, характеризуемой
рациональностью, многообразными направлениями активности и
инициативы, и были созданы предпосылки для рассмотрения
деятельности как основания и принципа всей культуры.
Первые шаги в этом направлении сделал Кант. В ранг
всеобщего основания культуры деятельность впервые возвел
Фихте, рассматривая субъект («Я») как чистую
самодеятельность, как свободную активность, которая созидает
мир («не-Я»), ориентируясь при этом на этический идеал.
Но поскольку Фихте ввел в качестве решающих критериев
633
деятельности ряд внедеятельостных факторов
(созерцание, совесть и др.), он тем самым подорвал единство
своей концепции. Наиболее развитую рационалистическую
концепцию деятельности построил Гегель. С позиций
объективного идеализма он толкует деятельность как
всепроникающую характеристику абсолютного духа,
порождаемую имманентной потребностью последнего в
самоизменении. Главную роль он отводит духовной делтельности и
ее высшей форме — рефлексии, т.е. самосознанию. Такой
подход позволил Гегелю построить цельную концепцию
деятельности, в рамках которой центральное место
занимает проясняющая и тационализирующая работа духа. В
концепции Гегеля обстоятельному анализу подвергнута
диалектика структуры деятельности (в частности, глубокая
взаимоопределяемость цели и средства), дана
характеристика социально-исторической обусловленности
деятельности и ее форм.
Во многих направлениях послегегелевской философии
концепция деятельности, развитая немецким
классическим идеализмом, подвергается резкой критике; при этом
акцент перемещается с анализа рациональных
компонентов целеполагания на более глубокие слои сознания,
обнаруживающиеся в жизни человека. Так, Кьеркегор
противопоставляет разумному началу в человеке волю, а
деятельности, в которой он видит отрешенное от
подлинного бытия функционирование, противополагает жизнь,
человеческое существование. Волюнтаристская и ирраци-
оналистическая линия (Шопенгауэр, Ницше, Э. Гартман и
т. д.), рассматривающая волю как основу мирового и
индивидуального существования,- на место разумного
целеполагания (т. е. деятельности) ставит порыв и переживание.
Эта тенденция получает продолжение в экзистенциализме.
Вместе с тем в кон. 19 в. реализуется и другая философская
линия, делающая акцент на межличностных
общечеловеческих компонентах культуры, которые выступают как
регулятивы деятельности и ее направленности (баденская
школа неокантианства с ее учением о ценностях, Кассирер
и его концепция роли знаковых структур). Феноменология
Гуссерля отказала в самодостаточности формам
деятельности, сложившимся в новоевропейской культуре, и
поставила эти формы в более широкий контекст
(выраженный, в частности, в понятии «жизненного мира»).
Тенденция к отказу от рассмотрения деятельности как
сущности человека и единственного основания культуры
усиливается в западной философии на рубеже 19—20 вв.
Это связано с переоценкой восходящего к Просвещению
прогрессистского оптимизма и с критикой
техницистского актиаизма, осуществляемой некоторыми
направлениями философии. Во 2-й пол. 20 в., особенно в связи
с многочисленными проявлениями негативных сторон
научно-технического прогресса и с осознанием растущего
экологического неблагополучия на планете, эта критика
усиливается, в частности, как в рамках движения
контркультуры, так и в тех философских течениях, которые
вообще ставят под сомнение западную цивилизацию и
характерную для нее систему ценностей.
Принцип деятельности источника происхождения
многообразных продуктов культуры и форм социальной жизни
сыграл важную методологическую роль в становлении и
развитии ряда социальных наук и наук о человеке. Напр.,
в культурно-исторической теории Л. С. Выготского
мышление было рассмотрено как результат интериоризаиии
практических действий и свойственной им логики.
Концепция деятельности сыграла важную роль в развитии
языкознания, психологии, этнографии и др.
Вместе с тем принцип деятельности при его
развертывании в конкретных исследованиях потребовал
углубленного анализа механизмов деятельности и формирующих ее
факторов. Это привело к вычленению иных компонентов,
лежащих за пределами собственно деятельности, хотя и
связанных с нею и влияющих на нее. Теория социального
действия (М. Вебер, Ф. Знанецкий, Т. Парсонс) наряду с
анализом рациональных компонентов целеполагающей
деятельности подчеркивает значение ценностных
установок и ориентации, мотивов деятельности, ожиданий,
притязаний и т. д., что, однако, приводит к
психологизации понятия деятельности.
Лит.: Трубников H. H. О категориях «цель», «средство»,
«результат». М., 1968; Батищев Г. С. Деятельная сущность человека как
философский принцип. — В кн.: Проблема человека в
современной философии. М., 1969; Он же. Введение в диалектику
творчества. СПб., 1997; Эргономика. Методологические проблемы
исследования деятельности, вып. 10. М., 1976; Леонтьев А. И.
Деятельность, сознание, личность. М., 1977; Юдин Э. Г.
Методология науки. Системность. Деятельность. М., 1997.
А. Л. Огурцов, Э. Г. Юдин
ДЖАЙНИЗМ— одна из наиболее организованных и
влиятельных религий Индии, возникшая в 5 в. до н. э.
Получила название от имени своего основателя
Джины Махавиры. В настоящее время насчитывает не менее
трех миллионов последователей. За свою долгую историю
джайнизм создал значительную литературу на пракрите,
санскрите и новоиндийских языках, включающую кроме
текстов канонических тексты по логике и эпистемологии,
политике и праву, грамматике, а также эпические поэмы,
дидактическую поэзию и гимнографию. Вклад джайнизма
в индийскую культуру исключительно разносторонен.
Джайнизм возник в шраманский период индийской
цивилизации на Северо-Востоке Индии (Магадха,
современный Бихар) как община последователей Джины,
который реформировал орден Паршвы, добавив к его
предписаниям практику «исповеди» и, вероятно, под влиянием
адживиков, дополнительный обет наготы и ужесточенный
вегетарианский ригоризм. Ему же принадлежало
установление «практической доктрины» в виде «философии
действия», оппонирующей логически несовместимому с
аскетикой, но