Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин

расширило понимание детерминизма, было

обращено внимание на то, что уровни социальной системы

детерминированы системой как целым, что отдельные

элементы системы зависят от системы.

Понятие «детерминизм» применяется в разных смыслах:

философском, системном, статистическом. Философское

содержание принципа детерминизма в социальных науках

включает утверждение объективного характера

детерминированности социальных процессов, различение

динамических и статистических законов. Детерминизм в этих рамках

предполагает наличие исторической необходимости, т.е.

такой связи явлений, в которой проявляется

доминирующая тенденция. В процессе исторического развития каждое

последующее поколение людей действует в условиях,

унаследованных от прошлого. Преемственность поколений

определяет общее направление истории, которое не

может быть произвольно изменено. Идеи, вдохновляющие

людей на социальное действие, порождаются условиями

общественного бытия, и от степени их соответствия этим

условиям зависит возможность их реализации.

Детерминированность общественной жизни является основой

научного предвидения социальных явлений. Историческая

необходимость не исчерпывает всего богатства явлений,

а выражает только самое общее направление их развития.

Индивидуальный характер и многогранность каждого

конкретного социального явления — результат множества

действующих факторов.

Детерминизм в рамках системного подхода, который

занимает приоритетное положение в социальных науках,

означает целостность образующих социальную систему

элементов, именно в их системном характере

усматривается основание их специфики и развития. В статистическом

анализе, распространенном в социологии, демографии и

др. социальных науках, детерминизм наполняется иным

содержанием. В крупных совокупностях социальных

явлений выявляется статистическая закономерность или

тенденция развития, подчеркивается значение

случайности во взаимодействии многих элементов и выявляются

причины отклонений от предполагаемого хода событий

на основе анализа статистических распределений. В

социальных науках признается вероятностный и вместе с тем

закономерный характер социальных связей.

Ни одно из пониманий детерминизма не отрицает

значение сознательной, целенаправленной человеческой

деятельности, поскольку социальные законы — это законы

деятельности людей. Поэтому так важна субъективная

сторона этой реальности — те цели, которые ставит перед

собой общество и каждый отдельный индивид.

Многообразие форм социальной детерминации, сложный

характер взаимодействия различных тенденций в

обществе, наличие многих альтернатив и случайных поворотов

событий, а также тот факт, что историческая

закономерность дает о себе знать только на длительном историческом

отрезке времени, не означают признания индетерминизма

или отрицания ответственности личности за результаты

своей общественной деятельности.

Е. В. Осипова

Одной из исторических форм детерминизма в социальных

науках является детерминизм географический, т.е.

концепции, утверждающие географическую среду в качестве

детерминанты социального устройства и

социально-исторического развития отдельных государств.

Влияние природно-климатических факторов на жизнь

общества было замечено еще в древности. Позднее

подход, обосновывавший специфику исторического

процесса влиянием природной компоненты, получил название

географической школы в социологии, яркими

представителями которой были Ш. Монтескье, А. Тюрго, Г. Бокль,

Ф. Ратцель, Э. Хантингтон, Л. И. Мечников и др.

Традиционно понятие географического детерминизма

применяется к теориям, пытающимся объяснить неравномерность

социального, культурного и цивилизационного развития

различных стран и народов исключительно природными

условиями их местообитания, игнорируя при этом

социальные закономерности. В такой интерпретации понятие

632

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

«географический детерминизм» обретает негативный

оттенок. См. также Геополитика.

Ю. В. Олейников

Наиболее распространенной формой детерминизма в

социальных науках 19 в. был детерминизм экономический,

т.е. концепция, согласно которой экономика как сфера

человеческой деятельности имеет определяющее влияние на

характер и содержание политических и социальных

процессов. В рамках экономического детерминизма законы

экономики объявляются универсальными для всех

общественных форм, а исторический путь развития общества

отождествляется с историей развития общественно-эконом

ических формаций (см. Формации общественные). Понятие

экономического детерминизма традиционно связывают с

марксистской социологией, которая, отталкиваясь от

концепции базиса и надстройки, объясняет многие социальные

феномены с т. зр. их экономической обусловленности.

Надстроечные элементы, такие, как государство, идеология,

политика, культура, выступают в этой связи в качестве

отражений экономического базиса, служащего выражением

интересов правящего класса, и являются следствием

господствующего способа производства.

В более широком смысле идея экономического

детерминизма, т.е. первичности экономики по отношению к другим

формам социальной практики и обусловленности

политической и общественной инфраструктуры характером

экономического устройства, свойственна для всей либеральной

мысли в целом, начиная от классической политэкономии

(А. Смит) и кончая «чикагской школой» экономических,

социальных и социально-психологических исследований. В

любом случае, чрезмерное упование на значимость

экономических механизмов ведет к недооценке политических и

социокультурных факторов в жизни человека и общества.

С. В. Евдокимов

ДЕФИНИЦИЯ- см. Определение.

ДЕШАН(Deshamps) Леже Мари (10 января 1716, Рене — 19

апреля 1774, монастырь Монтрей-Беле) — французский

философ, монах-бенедиктинец. Сторонник

коммунистических идей и «просвещенного атеизма». Основное

сочинение — «Истина, или Достоверная система» (La verite ou le

vrai systeme, рус. пер. 1930), было издано отрывками в 1939.

Утверждал существование «универсального целого» как

конечной основы мира, а также неразрывную связь движения,

пространства, времени и материи. В развитии общества

выделял три стадии: дикость, при которой отсутствует частная

собственность; гражданское состояние, где частная

собственность является основным злом, а господство сильного

над слабым подкреплено религией; нравственный строй,

при котором частная собственность будет отсутствовать,

зато возникнет всеобщее равенство. Последняя стадия на-

ступитлишь при содействии образованных людей,

благодаря которым истина станет достоянием всего общества.

Соч.: Lettre sur l’esprit du siecle. L., 1769; La voix de la raison contre la

raison du temps… Brux, 1770; Истина, или Истинная система. M., 1973.

Лет.: Волгин В. П. «Истинная система» Дешана. — «Вопросы истории»,

1957, № 12; Задатки гегелизма во французской философии… —

«Отечественные записки», 1865, год 27, т. 160, № 6; Rosenkranz К.

Dom Deschamps. — «Der Gedanke». В., 1867, Bd. 7, Heft. 4.

О. В. Суворов

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ— специфически человеческая форма

активного отношения к окружающему миру,

содержание которой составляет его целесообразное изменение

и преобразование. Деятельность человека предполагает

определенное противопоставление субъекта и

объекта деятельности: человек противополагает себе объект

деятельности как материал, который должен получить

новую форму и свойства, превратившись из материала в

продукт деятельности.

Всякая деятельность включает в себя цель, средства,

результат и сам процесс деятельности; неотъемлемой

характеристикой деятельности является ее осознанность.

Деятельность — реальная движущая сила как

индивидуальной, так и общественной жизни и условие

существования человека и общества. Вместе с тем деятельность как

таковая не может считаться исчерпывающим основанием

человеческого существования. Если основанием

деятельности является сознательно формулируемая цель, то

основание самой цели лежит вне деятельности, в сфере

человеческих мотивов, идеалов и ценностей, которые хотя в

определенной мере и детерминируются деятельностью, но

тем не менее и сами выступают в качестве ее рамок.

Современное научно-техническое развитие с очевидностью

демонстрирует, что не только деятельность в сфере

нравственности или искусства, но и научно-познавательная

деятельность получает свой смысл в конечном счете в

зависимости от ее нравственной ориентированности, от ее

влияния на человеческое существование. В свою очередь

-зависимость самой деятельности от других социальных и

культурных факторов выражается в том, что в разных

типах культуры она занимает существенно различное место,

осознаваясь то в роли носителя высшего смысла

человеческого бытия, то на правах необходимого, но отнюдь не

почитаемого условия жизни.

Существуют многообразные классификации форм

деятельности — разделение деятельности на духовную и

материальную, индивидуальную и коллективную,

трудовую и нетрудовую и т. д. С точки зрения творческой роли

деятельности особое значение имеет ее деление на

репродуктивную (направленную на получение уже известного

результата известными же средствами) и продуктивную

деятельность, или творчество, связанное с выработкой

новых целей и соответствующих им средств или с

достижением известных целей с помощью новых средств.

В истории познания понятие деятельности играло и

играет двоякую роль: во-первых, мировоззренческого,

объяснительного принципа, во-вторых, методологического

основания ряда социальных наук, где деятельность

человека становится предметом изучения. В качестве

мировоззренческого принципа понятие деятельности

утвердилось, начиная с немецкой классической философии,

когда в европейской культуре восторжествовала новая

концепция личности, характеризуемой

рациональностью, многообразными направлениями активности и

инициативы, и были созданы предпосылки для рассмотрения

деятельности как основания и принципа всей культуры.

Первые шаги в этом направлении сделал Кант. В ранг

всеобщего основания культуры деятельность впервые возвел

Фихте, рассматривая субъект («Я») как чистую

самодеятельность, как свободную активность, которая созидает

мир («не-Я»), ориентируясь при этом на этический идеал.

Но поскольку Фихте ввел в качестве решающих критериев

633

ДЖАЙНИЗМ

деятельности ряд внедеятельостных факторов

(созерцание, совесть и др.), он тем самым подорвал единство

своей концепции. Наиболее развитую рационалистическую

концепцию деятельности построил Гегель. С позиций

объективного идеализма он толкует деятельность как

всепроникающую характеристику абсолютного духа,

порождаемую имманентной потребностью последнего в

самоизменении. Главную роль он отводит духовной делтельности и

ее высшей форме — рефлексии, т.е. самосознанию. Такой

подход позволил Гегелю построить цельную концепцию

деятельности, в рамках которой центральное место

занимает проясняющая и тационализирующая работа духа. В

концепции Гегеля обстоятельному анализу подвергнута

диалектика структуры деятельности (в частности, глубокая

взаимоопределяемость цели и средства), дана

характеристика социально-исторической обусловленности

деятельности и ее форм.

Во многих направлениях послегегелевской философии

концепция деятельности, развитая немецким

классическим идеализмом, подвергается резкой критике; при этом

акцент перемещается с анализа рациональных

компонентов целеполагания на более глубокие слои сознания,

обнаруживающиеся в жизни человека. Так, Кьеркегор

противопоставляет разумному началу в человеке волю, а

деятельности, в которой он видит отрешенное от

подлинного бытия функционирование, противополагает жизнь,

человеческое существование. Волюнтаристская и ирраци-

оналистическая линия (Шопенгауэр, Ницше, Э. Гартман и

т. д.), рассматривающая волю как основу мирового и

индивидуального существования,- на место разумного

целеполагания (т. е. деятельности) ставит порыв и переживание.

Эта тенденция получает продолжение в экзистенциализме.

Вместе с тем в кон. 19 в. реализуется и другая философская

линия, делающая акцент на межличностных

общечеловеческих компонентах культуры, которые выступают как

регулятивы деятельности и ее направленности (баденская

школа неокантианства с ее учением о ценностях, Кассирер

и его концепция роли знаковых структур). Феноменология

Гуссерля отказала в самодостаточности формам

деятельности, сложившимся в новоевропейской культуре, и

поставила эти формы в более широкий контекст

(выраженный, в частности, в понятии «жизненного мира»).

Тенденция к отказу от рассмотрения деятельности как

сущности человека и единственного основания культуры

усиливается в западной философии на рубеже 19—20 вв.

Это связано с переоценкой восходящего к Просвещению

прогрессистского оптимизма и с критикой

техницистского актиаизма, осуществляемой некоторыми

направлениями философии. Во 2-й пол. 20 в., особенно в связи

с многочисленными проявлениями негативных сторон

научно-технического прогресса и с осознанием растущего

экологического неблагополучия на планете, эта критика

усиливается, в частности, как в рамках движения

контркультуры, так и в тех философских течениях, которые

вообще ставят под сомнение западную цивилизацию и

характерную для нее систему ценностей.

Принцип деятельности источника происхождения

многообразных продуктов культуры и форм социальной жизни

сыграл важную методологическую роль в становлении и

развитии ряда социальных наук и наук о человеке. Напр.,

в культурно-исторической теории Л. С. Выготского

мышление было рассмотрено как результат интериоризаиии

практических действий и свойственной им логики.

Концепция деятельности сыграла важную роль в развитии

языкознания, психологии, этнографии и др.

Вместе с тем принцип деятельности при его

развертывании в конкретных исследованиях потребовал

углубленного анализа механизмов деятельности и формирующих ее

факторов. Это привело к вычленению иных компонентов,

лежащих за пределами собственно деятельности, хотя и

связанных с нею и влияющих на нее. Теория социального

действия (М. Вебер, Ф. Знанецкий, Т. Парсонс) наряду с

анализом рациональных компонентов целеполагающей

деятельности подчеркивает значение ценностных

установок и ориентации, мотивов деятельности, ожиданий,

притязаний и т. д., что, однако, приводит к

психологизации понятия деятельности.

Лит.: Трубников H. H. О категориях «цель», «средство»,

«результат». М., 1968; Батищев Г. С. Деятельная сущность человека как

философский принцип. — В кн.: Проблема человека в

современной философии. М., 1969; Он же. Введение в диалектику

творчества. СПб., 1997; Эргономика. Методологические проблемы

исследования деятельности, вып. 10. М., 1976; Леонтьев А. И.

Деятельность, сознание, личность. М., 1977; Юдин Э. Г.

Методология науки. Системность. Деятельность. М., 1997.

А. Л. Огурцов, Э. Г. Юдин

ДЖАЙНИЗМ— одна из наиболее организованных и

влиятельных религий Индии, возникшая в 5 в. до н. э.

Получила название от имени своего основателя

Джины Махавиры. В настоящее время насчитывает не менее

трех миллионов последователей. За свою долгую историю

джайнизм создал значительную литературу на пракрите,

санскрите и новоиндийских языках, включающую кроме

текстов канонических тексты по логике и эпистемологии,

политике и праву, грамматике, а также эпические поэмы,

дидактическую поэзию и гимнографию. Вклад джайнизма

в индийскую культуру исключительно разносторонен.

Джайнизм возник в шраманский период индийской

цивилизации на Северо-Востоке Индии (Магадха,

современный Бихар) как община последователей Джины,

который реформировал орден Паршвы, добавив к его

предписаниям практику «исповеди» и, вероятно, под влиянием

адживиков, дополнительный обет наготы и ужесточенный

вегетарианский ригоризм. Ему же принадлежало

установление «практической доктрины» в виде «философии

действия», оппонирующей логически несовместимому с

аскетикой, но

Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать, Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать бесплатно, Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать онлайн