Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин

чрезвычайно распространенному в его

время фатализму, и разработка стратегии достижения

«освобождения» через совершенство в ахимсе и других «обетах».

Третьим делом Джины бьшо распределение организации

своих последователей — как мужчин, так и женщин —

на монашескую и мирскую общины, которые делились

на группы, возглавляемые руководителями (ганадхары),

первым из которых был Гаутама Индрабхути.

Джайнская проповедь оказалась с самого начала столь

эффективной, что к общине сразу примкнули многие

аристократы и даже царь Магадхи Бимбисара. Из Магадан

новое учение распространялось на запад и на юг. В 3 в. до

н. э. состоялся первый джайнский собор (в Паталипутре),

посЕященный хранению и трансляции авторитетных

текстов. Одновременно произошел и первый раскол: часть

групп последовала за великим эрудитом Бхадрабаху и

отправилась на юг. О влиянии джайнизма свидетельствует

634

ДЖАЙНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

уже то, что основатель династии Маурьев Чандрагупта I,

следуя примеру Бхадрабаху, завершил свои дни

голодовкой. В 1 в. оформилась основная схизма: шветамбары

(«одетые в белое») и дигамбары («одетые странами света»)

настаивали на том, что именно они являются

аутентичными наследниками Джины и ганадхаров, но доктрина

оставалась единой. Это и позволило в 1—2 вв. Умасвати

кодифицировать как религиозное, так и собственно

философское наследие всего джайнизма в «Таттвартхадхи-

гама-сутре».

В 5 в. состоялся собор шветамбаров в Валабхи (Гуджарат),

после которого письменные рукописи авторитетных

текстов были размножены и стали распространяться в

общине. Дигамбары отвергли аутентичность канона

шветамбаров, предложив свое собрание текстов (подробнее см.

Джайнский канон). С 6—7 вв. под влиянием индуизма

начинается активное храмостроительство. Архитектурные

памятники свидетельствуют о значительном

распространении джайнизма в Гуджарате и в Центральной Индии

(наиболее яркие свидетельства — комплексы в Шравана

Белаголе и Айхоле); джайнизм стал весьма популярен и на

юге — в Карнатаке и Тамилнаде. Хотя в 10—12 вв. инду-

исты серьезно потеснили джайнов в этих регионах,

джайнизм продолжал удерживать свои позиции. В отличие от

буддизма, он не был «устранен» и после мусульманского

вторжения и позднее нашел способы контакта с

Моголами. В настоящее время шветамбары живут на севере,

дигамбары — на юге.

Предание джайнизма «записывается» как единство «трех

сокровищ» (triratna) — правильных воззрений, познания

и поведения. «Правильные воззрения» предполагают

взгляд на мир как реальную (джайнам не свойствен

иллюзионизм) множествен кость динамических и активных

духовных субстанций {дживы), которые в своем истинном

состоянии наделены всеведением и всемогуществом, но

каким-то образом подвержены притоку тонкой

кармической материи (см. Асравы), обусловливающей их

«закабаление» (см. Банаха). Они населяют три мировых региона —

инфернальный, земной и небесный (в зависимости от их

прежних действий), которые возрождаются и

разрушаются в бесчисленные мировые периоды и нуждаются в очень

трудоемких усилиях для восстановления своего

аутентичного состояния. Борьба с кармами средствами

особого поведенческого тренинга, созерцательной практики и

сурового аскетизма составляет сотериологию джайнизма,

который является классическим типом религии

самоспасения. Различие между мирянами и монахами в том, что

только вторым доступны ее завершающие этапы, тогда

как первым — ее начальные стадии. В этом джайнизм

обнаруживает значительное сходство с классическим

буддизмом и отличие от более «демократического» буддизма

махаяны. Однако с последним его сближает (начиная,

правда, со средневековья) включение в сотериологию, под

влиянием индуизма, реального храмового культа (пуджа)

и почитание героев-тиртханкаров (букв. — создатели

брода [через океан сансары]). И миряне, и монахи начинают

с выполнения пяти «великих обетов» (mahavrata):

воздержание от вреждения любым живым существам (обет par

excellance), от лжи, воровства, нецеломудрия и принятия

излишних даров. Те миряне, которые хотят «потрудиться»

больше, воздерживаются еще от питания в ночное время

(ради все того же невреждения), а также принимают на

себя три «усиливающих обета» и четыре «обета

дисциплины», завершающиеся обетом благотворительности

(прежде всего поддержка монашеской общины). Чтобы

заработать еще большую «заслугу» (пунья) и продвинуться

в борьбе с кармами, миряне могут совершать

паломничество, заниматься медитацией, соблюдать дважды в

месяц посты и приносить «покаяние» хотя бы в сезон

дождей. Идеальным концом джайнского мирянина считалась

смерть в результате поста. Ответственность за джайнские

общины несут упадхьяи — знатоки авторитетных текстов

и ачарьи — духовные наставники.

Посвящение в монахи происходит после

четырехмесячного испытательного срока; жизнь порвавшего с миром

детально регламентирована (определенные части суток

выделены для сбора милостыни, «учебы», сна и медитации),

как и правила принятия пищи, а также «исповеди»

(идеально ежедневной) и «покаяния». Оставшись один на один

с кармами, джайнский монах предпринимает пять средств

остановки их притока (см. подробнее Самвара) и на

завершающей стадии уничтожает их вовсе (см. Нирджара).

Лит.: Glasenapp H. von. Der Jainismus. В., 1925; Schubring W. Die

Lehre der Jainas, nach den aiten Quellen dargestellt. В., 1935; Jaini S.

The Jaina Path to Purification. Berkeley, 1979.

В. К. Шохин

ДЖАЙНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ— философская традиция,

надстраивавшаяся в течение веков над «догматическим»

и сотериологическим преданием джайнизма и

сопровождавшая его внутренние схизмы и полемический диалог

с другими индийскими религиями, но разрабатывавшая

также и вполне «самоцельную» дискурсивную

проблематику, в первую очередь в области теории познания и

диалектической логики.

В истории джайнизма первые опыты философствования

восходят уже к самому Джине Махавире (5 в. до н. э.),

которому принадлежала бесспорная заслуга решительного

противодействия очень популярным в его эпоху детерминизму

и фатализму, а также самой начальной разработки

контекстной концепции истины как преодоления крайностей

«догматизма» и агностицизма. По джайнским преданиям,

«старцу» Бхадрабаху (3 в. до н. э.) джайнская философия

обязана разработкой 10-членного силлогизма, который

на деле является моделью диалектического дискурса. В

текстах же, позднее вошедших в канон шветамбаров, уже

представлена начальная категориальная система в виде

субстанции, качества и проявления (Уттарадхьяяна 28).

Основополагающий этап джайнской философии связан с

двумя именами. Дигамбар Кундакунда (между 1—3 вв.)

разрабатывает названную систему категорий и. отдельно, пять

субстанций (джива, дхарма, адхарма, пудгала, акаша), а

также основную методологию всей джайнской философии

— доктрину анэкантпа-вада. Его ученик Умасвати

кодифицирует основоположения джайнской философии в своей

знаменитой «Таттвартхадхигама-сутре», и его текст

становится основным авторитетом и для дигамбаров, и для

шветамбаров. Последние приписывают ему и

автокомментарий «Бхашью», который кладет начало комментаторской

традиции в джайнской философии.

Джайнская схоластика представлена многочисленными

комментариями (как прозаическими, так и

стихотворными) к сочинениям Кундакунды, сутрам Умасвати, текстам

шветамбарского и дигамбарского канонов (см. Джайнский

635

ДЖАЙНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

канон), а также специальными трактатами и

компендиумами на джайнском пракрите и санскрите. Среди

наиболее авторитетных дигамбарских комментариев сутр

Умасвати — «Сарвартхасиддхи» Пуджьяпады (6 в.) и

«Гандхахастимахабхашья» Самантабхадры (7 в.),

вступительная часть которого «Аптамиманса» была посвящена

разработке диалектической логики сьядвада (см. ниже).

Акаланка (7 в.) комментировал и Умасвати и Самантаб-

хадру, составив также три трактата по диалектической

логике. Сиддхасена Дивакара, также комментировавший

сутры Умасвати, применил методологию сьядвады к

дескрипции субстанций, качеств и проявлений и написал

гносеологический трактат «Ньяяватара», где

систематизировал источники знания. Шветамбару Харибхадре

(8 в.), помимо многочисленных трактатов и

комментариев (в т. ч. даже к «Прамана-самуччае» основателя

буддийской школы логики Дигнаги), принадлежит

первый в истории индийской философии компендиум

«Шиддаршана-самуччая», в котором джайнская

философия излагается наряду с другими основными системами

его времени (позднее его примеру следуют Раджашек-

хара и ряд других авторов, излагавших «шесть систем»).

Видьянанда (9 в.), защищавший джайнскую философию

от атаки мимансака Кумарила Бхатты, комментировал и

Умасвати, и Акаланку, составив также несколько

гносеологических трактатов. Дигамбар Немичандра (9 в.)

известен двумя стихотворными трактатами: в краткой «Дра-

вьясанграхе» исследуются основные субстанциальные

системы — душа и не-душа, «освобождение», его условия

и причины, в очень подробных калькуляциях и

дескрипциях тысячестишья «Панчасанг-рахи» — учение о душе,

кармическая материя, космология и натурфилософия, а

также природа и типология знания. Джиначандра Гани

(10—11 вв.) известен трактатом «Навататтва-пракарана»,

где исследуются 9 категорий, список которых дополняет

перечень Умасвати (см. ниже). «Энциклопедисту» Хема-

чандре (12 в.) принадлежал, помимо многих сочинений

по самым различным дисциплинам знания, трактат по

источникам знания «Праманамиманса». Его же тридца-

тистишье «Аньяйогавьяваччхедика» послужило основой

для знаменитого толкования «Сьядвадаманджари» Мал-

лишены (13 в.), где с позиции джайнского «срединного

пути» в познании подвергаются критике «крайние»

системы вроде буддийской шуньявады. Среди завершающих

фигур в истории джайнского философского творчества

выделяется Гунаратну (15 в.), чей комментарий к

компендиуму Харибхадры «Таттварахасья» стал важнейшим

вкладом во все разделы джайнской философии.

Специфику системы джайнской философии составляют

некоторые особенности 1) теории познания и

диалектической логики, 2) структурализации категориальных схем

и 3) сотериологии, основанной на своеобразно

понимаемой природе кармы.

1. В отличие от других индийских систем, джайнская

философия выясняет не столько вопрос о том, какие

источники знания (см. Прамана) следует считать

«атомарными», а какие вторичными, сколько дифференциацию

«непосредственных» и «опосредованных» способов познания

мира. Умасвати ( 1.9— 12) и его комментаторы различают по

этому принципу пять источников знания, которые имеют

мало общего с брахманистскими: «мысль» (mati),

«свидетельство» (sruta), «ясновидение» (avadhi), «телепатия»

(manahparyaya) и «всеведение» (kevala), из которых

опосредованные — первые два, непосредственные — остальные

три. В «мысль» включаются и чувственное восприятие и

умозаключение, очень четко различавшиеся и брахманис-

тами и буддистами (1.13). Три первых средства познания

могут быть, в отличие от двух последних, ошибочными

(1.32 — 33). Все они различаются по своему «диапазону»:

два «опосредованных» фиксируют все субстанции, но не

все их проявления; «ясновидение» — также и проявления,

наделенные цвето-формой; «телепатия» — также и сами

познания, достигаемые «ясновидением»; «всеведение»

— все проявления всех субстанций (1.27—30).

Джайнская диалектическая логика представлена в

систематизации семи реальных способов познания

действительности (пауа), которые, однако, чреваты

абсолютизацией какого-либо одного аспекта вещей, против которой

и обращена джайнская концепция контекстности истины.

Результатом этой «познавательной терапии» является

модель syad-vada, позволяющая строить предикации с

«квантором ограничительности» всеми позициях: 1) в

некотором смысле А есть X; 2) в некотором смысле А есть не-Х;

3) в некотором смысле А есть X и не-Х; 4) в некотором

смысле А неописуемо; 5) в некотором смысле А есть X и

неописуемо; 6) в некотором смысле А есть не-Х и

неописуемо; 7) в некотором смысле А есть X и не-Х и неописуемо.

Примером мог бы послужить кувшин, которому в

определенном контексте можно приписать вечность, в другом

эфемерность, в третьем и то, и другое и т. д. Особенностью

джайнского подхода (отразившегося уже в древней притче

о слепцах, каждый из которых отождествлял слона с одной

из его частей) является убеждение в том, что контекстность

предикаций зависит не от нашего интеллекта, но от много-

контекстности самой действительности;

2. Джайны придерживаются двух совершенно различных

систем категорий: чисто онтологической (субстанции,

качества, проявления) и космологическо-сотериологической.

Вторая «записывается» различными способами. Умасвати

именует категории этой классификации tattva и

насчитывает их 7: джива, аджива (с конкретизацией до дхармы,

адхармы, акаши и пудгалы), асравы, бандха, самвара, нирд-

жара, мокша (1.4; V. 1). Некоторые последующие

философы включали в адживу также время (кала). Другие, напр.,

Джиначандра Гани, увеличивали список до 9, добавляя

еще «заслугу» (пунья) и «порок (папа) (см. Папа-пунья) —

«каналы» асравы. Первая система категорий отчасти

напоминает разрабатывавшуюся у вайшешиков (по

отношению к которой является своеобразной аббревиатурой),

вторая отлична от вайшешиковой (см. Падартха),

поскольку не является чисто онтологической, и от

буддийской, поскольку претендует на параметризацию самой

действительности, а не способов ее освоения в познании

(см. Панчавидхакальпана);

3. Особенности джайнской сотериологии связаны в

первую очередь с тем, что карма, от которой призвано

освободиться духовное начало, мыслится более «материально»,

чем у брахманистов и буддистов. Это — тончайшая

материя, образующая одно из субтильных тел души-дживы,

которое «растет» в результате постоянного притока новых

карм. Стратегия джайнского пути к «освобождению»

связана с поэтапной приостановкой этого притока, а затем

с деструкцией и самого условия этого притока

—«кармического тела».

636

ДЖАЯНТА БХАТТА

Лит.: Лысенко В. L, Терентьев А. А., Шохин В. К. Ранняя

буддийская философия. Философия джайнизма. М.. 1994.

В. К. Шохин

ДЖАЙНСКИЙ КАНОНканон авторитетных текстов,

кодифицированный на соборе в Валабхи (в Гуджарате) в 5 в.

шветамбарами (см. Джайнизм). Как и буддийский канон

(см. Трипитака), джайнское собрание канонических

текстов стало результатом многовековой трансляции предания.

Основные вехи этой трансляции связаны с первыми

последователями основателя учения Джины Махавиры, затем

с деятельностью первых кодификаторов устного

собрания канонических текстов на соборе в Паталипутре в 3 в.

до н. э. при Чандрагупте I, хранением и передачей текстов

монахами-рецитаторами (вачака), о которых

свидетельствуют надписи первых веков новой эры и, наконец, с

письменной фиксацией текстов на джайнском пракрите.

Соответственно

Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать, Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать бесплатно, Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать онлайн