Martinas Nijhoff. 1970; RescherN. Peirce’s Philosophy
of Science. Notre Dame — L., 1978; Peng Y., Reggia J.A. Abductive
Inference Models for Diagnostic Problem-Solving. N.Y.-B.-Hdlb.,
1990; Brewka G., Dix J., Konolige K. Nonmonotonic Reasoning.
Stanford, 1997.
В. К. Финн
АБЕЛЯРПетр (Petrus Abailardus, Abaelardus) (1079 в Пале,
близ Нанта — 21 апреля 1142, Шалтон) — философ, теолог,
поэт; основоположник концептуализма. Абеляра
называли «трубадуром философии», «рыцарем диалектики».
Родился в Бретани в рыцарской семье. Отказался от права
майората, стал школяром-клириком. До 1098 посещал в
Вансе школу Росцелина, номиналистическую доктрину
которого позже расценил как «безумную». Математике
учился у Теодорика (Тьерри) Шартрского. В Париже изучал
диалектику и риторику у Гильома из Шампо. Сам держал
школы в Мелене, Корбейле, Париже, где в основном
занимался диалектикой. После 1113 учился в Ланской
школе у Ансельма Ланского, где начал преподавать теологию
на рациональных основаниях и без церковного
разрешения, что вызвало протест Ансельма и его сподвижников.
В 1113 написал «Введение в теологию», в 1114 — «Логику
для начинающих». После Лана преподавал теологию в
Париже, где занял место магистра в соборной школе;
получил звание каноника. К 1118—19 относится его роман с
Элоизой, племянницей каноника Фульберта. В это время
были созданы лирические стихи, а впоследствии
замечательная переписка, автобиографическая проза «История
моих бедствий» и «Problemata» (ответы на вопросы Элоизы
относительно противоречий в Библии и др.). Женившись
на Элоизе уже после рождения сына Астролябия, Абеляр
предпочел не оповещать широко о браке, чтобы не
повредить магистерской карьере. Этому противостоял Фульберт.
Тогда Петр перевез Элоизу в монастырь, устроив
фиктивный постриг. Фульберт, решив, что Абеляр таким образом
избавился от его племянницы, нанял слугу, который
оскопил Абеляра. После этого и Абеляр, и Элоиза затворились
в монастыре.
В 1119 были написаны трактаты «О единстве и троичности
Бога» (De unitate et trinitate Dei), «Введение в теологию»
(Introductio ad theologiam), «Теология Высшего блага»
(Theologia Summi boni). В 1121 состоялся поместный собор
в Суассоне, где Абеляра обвинили в нарушениях
монашеского обета, выразившихся в том, что он вел занятия в
мирской школе и преподавал теологию без церковной
лицензии. Однако фактически предметом разбирательства
стал трактат «О единстве и троичности Бога»,
направленный против номинализма Росцелина и реализма Гильома
из Шампо. По иронии судьбы Абеляра обвиняли именно
за номинализм: в трактате якобы отстаивалась идея трое-
божия, в чем Абеляр обвинял Росцелина; трактат был
сожжен самим Абеляром. После осуждения Суассонским
собором он несколько раз был вынужден менять
монастыри, а в 1136 вновь открыл школу на холме св. Женевье-
вы. За это время он написал несколько вариантов
«Христианской теологии» (Theologia Christiana), «Да и Нет» (Sic
et non), «Диалектику» (Dialectica), комментарий у
«Посланию к римлянам», «Этику, или Познай самого себя»
(Ethica, seu Scito te ipsum) и др. Созванный Бернардом
Клервоским в 1141 собор в Сансе обвинил Абеляра в ариан-
ской, пелагианской и нестрорианской ересях. Он
отправился в Рим с апелляцией, по дороге заболел и последние
месяцы провел в монастыре Клюни, где написал «Диалог
между Философом, Иудеем и Христианином» (Dialogus
inter Philosophum, Iudaeum et Christianum), оставшийся
незаконченным. Папа Иннокентий III утвердил приговор
собора, обрекая Абеляра на вечное молчание; его
трактаты были сожжены в соборе св. Петра в Риме. За Абеляра
ходатайствовал клюнийский аббат Петр Достопочтенный.
Абеляр умер в монастыре св. Марцелла близ Шалона.
С именем Абеляра связано оформление схоластического
антитетического метода, основанного на идее эквивокации
(термин введен Боэцием), или двуосмысленности. Идея
эквивокации, наглядно представленная в «Да и Нет», где
через метод цитатного сопоставления были собраны
противоречивые высказывания отцов Церкви по поводу одной
и той же проблемы, выражена в трех аспектах: 1) один и
тот же термин, находящийся по разные стороны
противоречия, передает разные смыслы; 2) разные смыслы
одного и того же термина есть следствие фигуративности
языка и 3) следствие переноса (трансляции) термина из
одного вида знания в другое (выражение «человек есть»,
справедливое для естественного знания, несправедливо
для знания теологического, где глагол «есть» может быть
применен только к Богу как полноте бытия).
Утверждение и отрицание оказываются в одном случае (в теологии)
противоречиями, в другом ( в естествознании) образуют
разные формы связи слова и вещи. Одним и тем же
словом могут быть выражены не только разные вещи,
имеющие разные определения, как это было у Аристотеля, но
в одной и той же вещи могут быть предположены разные
определения в силу ее одновременного сакрально-про-
фанного существования. В «Теологии Высшего блага» на
основании идеи эквивокации Абеляр выделяет 4 значения
термина «персона»: теологическое (бытие Бога в трех
Лицах), риторическое (юридическое лицо), поэтическое
(драматический персонаж, «передающий нам события и речи»)
и грамматическое (три лица речи).
Абеляр положил начало дисциплинарности знания,
обозначив для каждой дисциплины разные способы
верификации и устанавливая основные критерии того, что с этого
времени вместо ars-искусства начинает назваться scientia и
в будущем разовьется в понятие науки. Основные
установки теологии как дисциплины (в таком качестве этот
термин начинает входить в обиход именно с Абеляра, заместив
собою термин «священная доктрина») — это прежде всего
непримиримость к противоречиям и вера в разрешимость
проблемы (связанной, например, с неясными местами
догматики) с помощью переноса термина. Этика представлена
у Абеляра как дисциплина, предмет которой предполагает
оценку деятельности и человечества в целом, и конкретного
поколения людей. С возникновением в 11 в. светского
интеллектуального запроса о нравственной ориентированности
в мире одним из центральных пунктов моральной
философии Абеляра стало определение этических понятий (прежде
всего понятия греха) в их отношении к праву. Это породило
проблему соотношения двух форм права: естественного и
позитивного. Естественное право определяло понятия греха и
добродетели применительно к Высшему благу (Богу),
позитивное — к праву общему, человеческому, принципы которого
были разработаны еще в античной философии; проблема
ю
АБСОЛЮТ
же того, как возможно достижение блага собственным
усилием или предначертаниями закона, заставила
обратиться к иудейской религии.
В трактате «Этика, или Познай самого себя» Абеляр вводит
понятие интенции — осознанного умысла поступка; не
считая волю инициатором поступка (воля, обузданная
добродетелью воздержания, перестает быть основанием для
греха), он переносит внимание с поступка на оценку
состояния души, которое позволяет выявить при внешне
одинаковых поступках различные намерения («двое
вешают некоего преступника. Один движим ревностью к
справедливости, а другой — застарелой вражеской ненавистью,
и хотя совершают одно и то же деяние… из-за разницы в
намерении одно и то же делается разно: одним — со злом,
другим — с добром» («Теологические трактаты». М., 1995,
с. 261). В силу того, что грех, определяемый через интенцию,
искупается благодаря осознанному раскаянию, что
предполагает внутреннее вопрошание души, то оказывается,
что 1) грешнику не нужен посредник (священник) в
общении с Богом; 2) грешниками не являются люди,
совершившие грех по неведению или в силу неприятия
евангельской проповеди (напр., палачи Христа); 3) человек
наследует не первородный грех, а наказание за этот грех.
Если этика, по Абеляру, — путь постижения Бога, то логика
есть рациональный способ созерцания Бога. Этика и
логика предстают как моменты единой теологической системы.
В силу соединения в одном понятии двух
разнонаправленных значений (мирского и сакрального), такое
философствование можно назвать медитативной диалектикой.
Поскольку всеобщенеобходимое знание принадлежит только
Богу, то перед его Лицом любое определение приобретает
модальный характер. Попытка определить вещь с
помощью множества видообразующих признаков обнаруживает
ее неопределимость. Определение замешается описанием,
которое есть иносказание вещи (метафора, метонимия,
синекдоха, ирония и др.), т.е. троп. Троп оказывается
матрицей мышления.
Тропы, концепт, перенос (трансляция), интенция, субъект-
субстанция — основные понятия философии Абеляра,
обусловившие его подход к проблеме универсалий. Его логика
представляет собой теорию речи, поскольку в ее
обосновании лежит идея высказывания, осмысленного как концепт.
Концепт — связь вещи и речи о веши — есть, по Абеляру,
универсалия, поскольку именно речь «схватывает»
(конципирует) все возможные смыслы, отбирая необходимое для
конкретного представления вещи. В отличие от понятия
концепт неразрывно связан с общением. Он 1) формируО
ется речью, 2) освященной, по средневековым
представлениям, Св. Духом и 3) потому осуществляющейся «по ту
сторону грамматики или языка» — в пространстве души с
ее ритмами, энергией, интонацией; 4) он предельно
выражает субъекта. 5) Изменяя душу размышляющего
индивида, он при формировании высказывания предполагает
другого суьекта, слушателя или читателя и 6) в ответах
на их вопросы актуализирует те или иные смыслы; 7)
память и воображение — неотъемлемые свойства концепта,
8) направленного на понимание здесь и сейчас, но
вместе с тем 9) он синтезирует в себе три способности души
и как акт памяти ориентирован в прошлое, как акт
воображения — в будущее, а как суждения — в настоящее.
С понятием концепта связаны особенности логики
Абеляра: 1) очищение интеллекта от грамматических структур;
2) включение в интеллект акта конципирования,
связывающего его с разными способностями души; 3) это
позволило ввести в логику временные структуры.
Концептуальное видение есть особого рода «схватывание»
всеобщего: универсалия — не человек, не животное и не имя
«человек» или «животное», но всеобщая связь вещи и
имени, выраженная звуком.
Соч.: MPL., t. 178; Philosophische Schriften, hrsg. von В. Geyer.
Munster, 1919; Theologia «Summi boni», ed. H. Ostlender. Munster,
1939; Oeuvres choisies d’Abelard, ed V. Gandillac. P., 1945; Dialectica,
ed. L. M. de Rijk’. Assen, 1956; Opera theologica, I. Corpus
Christianorum. Continuatio medievalis, XI, ed E. M. Buytaert.
Turnhout, 1969; Dialogus inter Philosophum, Iudaeum et Christianum,
ed. R. Thomas. Stuttg.-Bad Cannstatt, 1970; Du bien supreme, ed.
J. Jolivet. Montreal-P, 1978; Peter Abaelard’s Ethica, ed.
D. E. Luscombe. Oxf., 1971; Ethical Writing, transi. H. V. Srade.
Indianopolis-Cambr., 1995; в рус. пер.: История моих бедствий.
М., 1959; 1992 (в кн.: Аврелий Августин. Исповедь. Петр Абеляр.
История моих бедствий); 1994 (пер. с лат. В.А. Соколова);
Теологические трактаты, пер. с лат. С.С. Неретиной. М., 1995.
Лит.: Федотов Т.П. Абеляр. Пг., 1924 (переиздат.: Федотов Т.П.
Собр. соч. в 12 т., т. 1. М., 1996); Рабинович В. Исповедь книгочея,
который учил букве, а укреплял дух. М.,