Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин

Martinas Nijhoff. 1970; RescherN. Peirce’s Philosophy
of Science. Notre Dame — L., 1978; Peng Y., Reggia J.A. Abductive
Inference Models for Diagnostic Problem-Solving. N.Y.-B.-Hdlb.,
1990; Brewka G., Dix J., Konolige K. Nonmonotonic Reasoning.
Stanford, 1997.
В. К. Финн

АБЕЛЯРПетр (Petrus Abailardus, Abaelardus) (1079 в Пале,
близ Нанта — 21 апреля 1142, Шалтон) — философ, теолог,
поэт; основоположник концептуализма. Абеляра
называли «трубадуром философии», «рыцарем диалектики».
Родился в Бретани в рыцарской семье. Отказался от права
майората, стал школяром-клириком. До 1098 посещал в
Вансе школу Росцелина, номиналистическую доктрину
которого позже расценил как «безумную». Математике
учился у Теодорика (Тьерри) Шартрского. В Париже изучал
диалектику и риторику у Гильома из Шампо. Сам держал
школы в Мелене, Корбейле, Париже, где в основном
занимался диалектикой. После 1113 учился в Ланской
школе у Ансельма Ланского, где начал преподавать теологию
на рациональных основаниях и без церковного
разрешения, что вызвало протест Ансельма и его сподвижников.
В 1113 написал «Введение в теологию», в 1114 — «Логику
для начинающих». После Лана преподавал теологию в
Париже, где занял место магистра в соборной школе;
получил звание каноника. К 1118—19 относится его роман с
Элоизой, племянницей каноника Фульберта. В это время
были созданы лирические стихи, а впоследствии
замечательная переписка, автобиографическая проза «История
моих бедствий» и «Problemata» (ответы на вопросы Элоизы
относительно противоречий в Библии и др.). Женившись
на Элоизе уже после рождения сына Астролябия, Абеляр
предпочел не оповещать широко о браке, чтобы не
повредить магистерской карьере. Этому противостоял Фульберт.
Тогда Петр перевез Элоизу в монастырь, устроив
фиктивный постриг. Фульберт, решив, что Абеляр таким образом
избавился от его племянницы, нанял слугу, который
оскопил Абеляра. После этого и Абеляр, и Элоиза затворились
в монастыре.
В 1119 были написаны трактаты «О единстве и троичности
Бога» (De unitate et trinitate Dei), «Введение в теологию»
(Introductio ad theologiam), «Теология Высшего блага»
(Theologia Summi boni). В 1121 состоялся поместный собор
в Суассоне, где Абеляра обвинили в нарушениях
монашеского обета, выразившихся в том, что он вел занятия в
мирской школе и преподавал теологию без церковной
лицензии. Однако фактически предметом разбирательства
стал трактат «О единстве и троичности Бога»,
направленный против номинализма Росцелина и реализма Гильома
из Шампо. По иронии судьбы Абеляра обвиняли именно
за номинализм: в трактате якобы отстаивалась идея трое-
божия, в чем Абеляр обвинял Росцелина; трактат был
сожжен самим Абеляром. После осуждения Суассонским
собором он несколько раз был вынужден менять
монастыри, а в 1136 вновь открыл школу на холме св. Женевье-
вы. За это время он написал несколько вариантов
«Христианской теологии» (Theologia Christiana), «Да и Нет» (Sic
et non), «Диалектику» (Dialectica), комментарий у
«Посланию к римлянам», «Этику, или Познай самого себя»
(Ethica, seu Scito te ipsum) и др. Созванный Бернардом
Клервоским в 1141 собор в Сансе обвинил Абеляра в ариан-
ской, пелагианской и нестрорианской ересях. Он
отправился в Рим с апелляцией, по дороге заболел и последние
месяцы провел в монастыре Клюни, где написал «Диалог
между Философом, Иудеем и Христианином» (Dialogus
inter Philosophum, Iudaeum et Christianum), оставшийся
незаконченным. Папа Иннокентий III утвердил приговор
собора, обрекая Абеляра на вечное молчание; его
трактаты были сожжены в соборе св. Петра в Риме. За Абеляра
ходатайствовал клюнийский аббат Петр Достопочтенный.
Абеляр умер в монастыре св. Марцелла близ Шалона.
С именем Абеляра связано оформление схоластического
антитетического метода, основанного на идее эквивокации
(термин введен Боэцием), или двуосмысленности. Идея
эквивокации, наглядно представленная в «Да и Нет», где
через метод цитатного сопоставления были собраны
противоречивые высказывания отцов Церкви по поводу одной
и той же проблемы, выражена в трех аспектах: 1) один и
тот же термин, находящийся по разные стороны
противоречия, передает разные смыслы; 2) разные смыслы
одного и того же термина есть следствие фигуративности
языка и 3) следствие переноса (трансляции) термина из
одного вида знания в другое (выражение «человек есть»,
справедливое для естественного знания, несправедливо
для знания теологического, где глагол «есть» может быть
применен только к Богу как полноте бытия).
Утверждение и отрицание оказываются в одном случае (в теологии)
противоречиями, в другом ( в естествознании) образуют
разные формы связи слова и вещи. Одним и тем же
словом могут быть выражены не только разные вещи,
имеющие разные определения, как это было у Аристотеля, но
в одной и той же вещи могут быть предположены разные
определения в силу ее одновременного сакрально-про-
фанного существования. В «Теологии Высшего блага» на
основании идеи эквивокации Абеляр выделяет 4 значения
термина «персона»: теологическое (бытие Бога в трех
Лицах), риторическое (юридическое лицо), поэтическое
(драматический персонаж, «передающий нам события и речи»)
и грамматическое (три лица речи).
Абеляр положил начало дисциплинарности знания,
обозначив для каждой дисциплины разные способы
верификации и устанавливая основные критерии того, что с этого
времени вместо ars-искусства начинает назваться scientia и
в будущем разовьется в понятие науки. Основные
установки теологии как дисциплины (в таком качестве этот
термин начинает входить в обиход именно с Абеляра, заместив
собою термин «священная доктрина») — это прежде всего
непримиримость к противоречиям и вера в разрешимость
проблемы (связанной, например, с неясными местами
догматики) с помощью переноса термина. Этика представлена
у Абеляра как дисциплина, предмет которой предполагает
оценку деятельности и человечества в целом, и конкретного
поколения людей. С возникновением в 11 в. светского
интеллектуального запроса о нравственной ориентированности
в мире одним из центральных пунктов моральной
философии Абеляра стало определение этических понятий (прежде
всего понятия греха) в их отношении к праву. Это породило
проблему соотношения двух форм права: естественного и
позитивного. Естественное право определяло понятия греха и
добродетели применительно к Высшему благу (Богу),
позитивное — к праву общему, человеческому, принципы которого
были разработаны еще в античной философии; проблема
ю

АБСОЛЮТ
же того, как возможно достижение блага собственным
усилием или предначертаниями закона, заставила
обратиться к иудейской религии.
В трактате «Этика, или Познай самого себя» Абеляр вводит
понятие интенции — осознанного умысла поступка; не
считая волю инициатором поступка (воля, обузданная
добродетелью воздержания, перестает быть основанием для
греха), он переносит внимание с поступка на оценку
состояния души, которое позволяет выявить при внешне
одинаковых поступках различные намерения («двое
вешают некоего преступника. Один движим ревностью к
справедливости, а другой — застарелой вражеской ненавистью,
и хотя совершают одно и то же деяниеиз-за разницы в
намерении одно и то же делается разно: одним — со злом,
другим — с добром» («Теологические трактаты». М., 1995,
с. 261). В силу того, что грех, определяемый через интенцию,
искупается благодаря осознанному раскаянию, что
предполагает внутреннее вопрошание души, то оказывается,
что 1) грешнику не нужен посредник (священник) в
общении с Богом; 2) грешниками не являются люди,
совершившие грех по неведению или в силу неприятия
евангельской проповеди (напр., палачи Христа); 3) человек
наследует не первородный грех, а наказание за этот грех.
Если этика, по Абеляру, — путь постижения Бога, то логика
есть рациональный способ созерцания Бога. Этика и
логика предстают как моменты единой теологической системы.
В силу соединения в одном понятии двух
разнонаправленных значений (мирского и сакрального), такое
философствование можно назвать медитативной диалектикой.
Поскольку всеобщенеобходимое знание принадлежит только
Богу, то перед его Лицом любое определение приобретает
модальный характер. Попытка определить вещь с
помощью множества видообразующих признаков обнаруживает
ее неопределимость. Определение замешается описанием,
которое есть иносказание вещи (метафора, метонимия,
синекдоха, ирония и др.), т.е. троп. Троп оказывается
матрицей мышления.
Тропы, концепт, перенос (трансляция), интенция, субъект-
субстанция — основные понятия философии Абеляра,
обусловившие его подход к проблеме универсалий. Его логика
представляет собой теорию речи, поскольку в ее
обосновании лежит идея высказывания, осмысленного как концепт.
Концептсвязь вещи и речи о веши — есть, по Абеляру,
универсалия, поскольку именно речь «схватывает»
(конципирует) все возможные смыслы, отбирая необходимое для
конкретного представления вещи. В отличие от понятия
концепт неразрывно связан с общением. Он 1) формируО
ется речью, 2) освященной, по средневековым
представлениям, Св. Духом и 3) потому осуществляющейся «по ту
сторону грамматики или языка» — в пространстве души с
ее ритмами, энергией, интонацией; 4) он предельно
выражает субъекта. 5) Изменяя душу размышляющего
индивида, он при формировании высказывания предполагает
другого суьекта, слушателя или читателя и 6) в ответах
на их вопросы актуализирует те или иные смыслы; 7)
память и воображение — неотъемлемые свойства концепта,
8) направленного на понимание здесь и сейчас, но
вместе с тем 9) он синтезирует в себе три способности души
и как акт памяти ориентирован в прошлое, как акт
воображения — в будущее, а как суждения — в настоящее.
С понятием концепта связаны особенности логики
Абеляра: 1) очищение интеллекта от грамматических структур;
2) включение в интеллект акта конципирования,
связывающего его с разными способностями души; 3) это
позволило ввести в логику временные структуры.
Концептуальное видение есть особого рода «схватывание»
всеобщего: универсалия — не человек, не животное и не имя
«человек» или «животное», но всеобщая связь вещи и
имени, выраженная звуком.
Соч.: MPL., t. 178; Philosophische Schriften, hrsg. von В. Geyer.
Munster, 1919; Theologia «Summi boni», ed. H. Ostlender. Munster,
1939; Oeuvres choisies d’Abelard, ed V. Gandillac. P., 1945; Dialectica,
ed. L. M. de Rijk’. Assen, 1956; Opera theologica, I. Corpus
Christianorum. Continuatio medievalis, XI, ed E. M. Buytaert.
Turnhout, 1969; Dialogus inter Philosophum, Iudaeum et Christianum,
ed. R. Thomas. Stuttg.-Bad Cannstatt, 1970; Du bien supreme, ed.
J. Jolivet. Montreal-P, 1978; Peter Abaelard’s Ethica, ed.
D. E. Luscombe. Oxf., 1971; Ethical Writing, transi. H. V. Srade.
Indianopolis-Cambr., 1995; в рус. пер.: История моих бедствий.
М., 1959; 1992 (в кн.: Аврелий Августин. Исповедь. Петр Абеляр.
История моих бедствий); 1994 (пер. с лат. В.А. Соколова);
Теологические трактаты, пер. с лат. С.С. Неретиной. М., 1995.
Лит.: Федотов Т.П. Абеляр. Пг., 1924 (переиздат.: Федотов Т.П.
Собр. соч. в 12 т., т. 1. М., 1996); Рабинович В. Исповедь книгочея,
который учил букве, а укреплял дух. М.,

Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать, Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать бесплатно, Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать онлайн