Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин

М., 1957; Асмус В. Ф.

Очерки истории диалектики в новой философии. М.—Л., 1930;

Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М., 1986;

Диалектическое противоречие. М., 1979; Дюркгейм Э. О разделении

общественного труда. Метод социологии. М., 1991; Лосев А. Ф.

Античный космос и современная наука.— В кн.: Он же. Бытие.

Имя. Космос. М., 1993; Он же. Жизненный и творческий путь

Платона. — В кн.: Платон. Соч. в 3 т., т. 1. М., 1968; Ильенков Э. В.

Диалектическая логика. М., 1984; Он же. Философия и культура.

М., 1991; Маньковский Л. А. Теоретико-познавательный характер

метода исследования в «Капитале» К.Маркса (о генезе и

диалектическом доказательстве). — В кн.: Историко-философские очерки.

М., 1964; Сильвестров В. В. Культура. Деятельность. Общение. М.,

1998; Туровский М. Б. Диалектика исторического процесса.— В кн.:

Онже. Философские основания культурологии. М., 1947; Bakhurst

D. Conscioness and Revolution in Soviet Philosophy. From Bolsheviks

lo Evald llyenkov. Cambr., 1991.

Ф. Т. Михайлов

«ДИАЛЕКТИКА МИФА» — последняя монография из

«восьмикнижия» А. Ф. Лосева 1920-х гг. Опубликована в

Москве в 1930 (изд. автора). Последнее изд.: Лосев А. Ф.

652

«ДИАЛЕКТИКА ПРОСВЕЩЕНИЯ, ФИЛОСОФСКИЕ ФРАГМЕНТЫ»

Миф. Число. Сущность. М, 1994. Содержала полемически

ориентированную на современность концепцию

мифологического мышления и послужила внешним поводом для

ареста Лосева (за внесение в книгу после прохождения

цензуры «без согласования с Главлитом» ряда

«принципиальных исправлений и добавлений»). В следственном деле

и антилосевских публикациях того времени упоминается

также и отдельная «нелегальная» брошюра профессора

Лосева «Дополнения к Диалектике мифа», содержащая свод

его «реакционных» монархических и религиозных идей;

однако брошюра в архивах не найдена и само ее

существование остается под вопросом. Согласно А. А. Тахо-Годи,

Лосев подготовил к моменту издания книги вторую часть

«Диалектики мифа» (не сохранилась), из которой им и были

контрабандно вставлены дополнения в текст

разрешенной к печати первой части (Тахо-Годи А. Лосев. М., 1997, с.

133); некоторые сохранившиеся фрагменты богословского

характера из этой предполагаемой второй части («Миф —

развернутое магическое Имя», «Первозданная Сущность»,

«Абсолютная Диалектика — Абсолютная Мифология»)

напечатаны в кн.: Лосев А. Ф. Миф. Число. Сущность.

Острые реплики религиозного и политического

характера встроены в развернутую и стройную теоретическую

концепцию «Диалектики мифа». Развивая понимание

мифа русским символизмом как финально-целевой

категории культуры (Вяч. Иванов, П. А. Флоренский) и в

противовес снижающим религиозный, интеллектуальный

и культурный статус категории мифа концепциям того

времени, Лосев выстраивает типологию «относительных»

исторических мифологий и обосновывает свое понимание

мифологии «абсолютной». Последовательно и подробно

развернув ряд отрицательных суждений (миф не есть:

вымысел или идеальное бытие, научное или метафизическое

построение, аллегория или поэтическое произведение,

отражение исторического события или специально

религиозное создание и т. п.), Лосев определяет миф как особое

словесное проявление энергии Первосущности в тварном

мире. Понимая сюжетность и многосоставность мифа как

результат смыслового развертывания Имени, Лосев

декларирует необходимость выявления абсолютных законов

такого развертывания (поскольку их нарушение приводит к

появлению относительных мифологий) и специально

разрабатывает для этого теорию мифической

целесообразности, основанную на понятии чуда — единственном понятии,

между которым и категорией мифа (после критического

анализа других используемых в науке аналогий) Лосев

устанавливает отношение тождества. В конечной

перспективе (если учитывать и посмертные публикации из

предполагаемой второй части «Диалектики мифа») абсолютные

законы смыслового развертывания Имени, позволяющие

достигнуть адекватной, не-относительной мифологии,

совпадают, по Лосеву, с законами абсолютной

диалектики, соотносящейся с формальной логикой как основанная

на чуде мифическая целесообразность — с механической

причинностью. В книге содержится также ряд частных

инновационных идей, некоторые из которых возрождаются

в современных мифологических, семантических,

логических, лингвистических и др. концепциях.

Л. А. Гоготишвили

«ДИАЛЕКТИКА ПРИРОДЫ» (Dialektik der Natur) —

незаконченное произведение Ф. Энгельса, относящееся

к 70-м — 80-м гг. 19 в. (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 20,

с. 329—626). Впервые издано на русском и немецком

языках в СССР в 1929. Представляет собой попытку создания

натурфилософии посредством диалектического

истолкования данных естествознания; согласно принятому в

марксизме материалистическому пониманию диалектики в

нем утверждается идентичность определенных «законов

движения» в природе, обществе и мышлении. Эта

интерпретация несколько упрощает и усредняет общее

понимание диалектики, сводит ее к трем простым «основным

законам». Процедура «подведения» данных естественных

наук под эти диалектические схематизмы у Энгельса не

лишена насильственности и оценочное™,

содержательной ограниченности. Концепция «устройства

мироздания», предложенная им под названием «классификация

форм движения материи», в целом неудачна, эскизна и

весьма слабо обоснована. Содержательная зависимость от

уровня развития естественных наук сер. 19 в. сочетается в

«Диалектике природы» с натурализацией гегелевской

диалектической технологии, наивным антропоцентризмом

(«низшие» и «высшие» формы движения материи,

«низшие» и «высшие» науки). В целом исследования Энгельса

в области философии природы направлены на

дополнение, достройку социально-философской концепции

К, Маркса отсутствовавшими в первоначальной парадигме

компонентами философского знания. Историческое

значение этой работы Энгельса, не лишенной определенных

философско-публицистических достоинств, было

предельно завышено в СССР в целях идеологического

влияния на научно-техническую интеллигенцию.

Лит.: Кедров Б. М. О «Диалектике природы» Энгельса. М., 1973.

А. Б. Баллаев

«ДИАЛЕКТИКА ПРОСВЕЩЕНИЯ. ФИЛОСОФСКИЕ

ФРАГМЕНТЫ» (Dialektik der Aufklarung. Philosophische

Fragmente. Amst., 1947; рус. пер. 1997) — работа

написанная совместно двумя ведущими теоретиками

Франкфуртской школы М, Хоркхаймером и 71 В, Адорно, создавалась

ими в эмиграции в США в годы 2-й мировой войны.

Книга сразу же после публикации обрела значение одного из

основных программных произведений критической

теории общества, синкретически сочетавшей в себе

принципы марксистской критики буржуазного общества,

гегелевской диалектики и основные установки психоанализа

3. Фрейда. По своей структуре книга является подборкой

тематических разноплановых фрагментов. Возникающая

при этом аналитическая перспектива по своей

масштабности призвана соответствовать масштабности

исследуемого феномена — катастрофической для ци-вилизации

и культуры тенденции к превращению их исходных

принципов в свою противоположность. «…Уже миф есть

Просвещение, и: Просвещение превращается, обратным

ходом, в мифологию» (с. 13), — гласит центральный

тезис книги, раскрытию которого посвящена ее первая

глава «Понятие Просвещения». Данная тенденция, т.е.

«не просто идеальная, но и практическая тенденция к

самоуничтожению присуща рациональности с самого

начала, отнюдь не только в той фазе, в которой она

выступает в обнаженном виде» (с. 14), и потому

отслеживается авторами работы в таких ее ключевых моментах, как

генезис человеческой самости и субъективности

Экскурс 1. Одиссей или миф и Просвещение»), завершение

653

ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ ТЕОЛОГИЯ

Просвещения в творчестве Канта, Ниише и Сада

Экскурс II. Жюльетта или Просвещение и мораль»), техно-

логизация и идеологизация культуры в эпоху масс-медиа

(«Культуриндустрия. Просвещение как обман масс») и

антисемитизм как симптом возврата к варварству

просвещенной цивилизации («Элементы антисемитизма»).

Термин «Просвещение» трактуется в работе в

значительно более широком смысле, чем это принято в

историко-философской литературе. Им обозначается вся

совокупность идейных установок эпохи, получившей

позднее в творчестве представителя Франкфуртской школы

следующего поколения Ю. Хабермаса наименование

эпохи «проекта модерна». Критический анализ тут направлен

в первую очередь на выявление инструментального

характера того знания, которое изначально было призвано

освободить человека от власти природы, но привело лишь

к тотальному порабощению как последней, так и самого

человека. Тем самым проблематика власти («господства»)

вводится в качестве сквозной и центральной для всех

составляющих книгу фрагментов. «Пробуждение субъекта

куплено ценой признания власти в качестве принципа всех

отношений» (с. 22). Исследование развертывается в

предельно широком тематическом горизонте, охватывающем

и структуры мифологического сознания, и основные

этапы развития научной и философской мысли Нового

времени и современности, и социальные антагонизмы эпохи

позд-неиндустриального общества. Результатом

нелинейного сочетания различных плоскостей анализа является

впечатляющая картина самодеструкции разума и

основанной на его принципах западноевропейской культуры.

Экспозиция проблем становления человеческой самости,

выделения индивидуальности и субъективности из

универсального контекста мифа осуществляется путем

анализа текста гомеровской «Одиссеи». Торжество Одиссея над

мифологическими силами прошлого кладет начало

тотальной экспансии нового типа мироощущения, своей

законченной версии достигающего в эпоху науки, оперирующей

разумом всего лишь как инструментом, и пронизывающих

все сферы общественной жизни отношений господства. «В

тот момент, когда человек в качестве сознания себя самого

отсекает себя от природы, ничтожными становятся и все те

цели, ради которых он сохраняет себя живым: социальный

прогресс, рост всех материальных и духовных сил, даже

само сознание, а возведение на престол средства в качестве

цели, принимающее в эпоху позднего капитализма

характер откровенного безумия, различимо уже в праистории

субъективности. Господство человека над самим собой,

учреждающее его самость, …есть уничтожение того субъекта,

во имя которого оно осущестатяется» (с. 75).

Процесс формализации разума, начало которому кладется

демифологизацией мира и человека и достигающий своей

кульминации в кантовском критицизме, влечет за собой

катастрофические последствия для сферы морали. В

творчестве Ниише и Сада, отваживающихся, в отличие от Канта,

сделать радикальные выводы из принципа

самозаконодательства разума, наиболее полно выражает себя присущий

просвещенному сознанию антигуманизм, приводящий вто-

талитарном обществе уже не просто к теоретической

дискредитации, но к практическому упразднению элементарных

для любого человеческого сообщества нравственных норм.

Для действительности, в которой главенствующей

оказывается «…инстанция калькулирующего мышления,

подлаживающего мир под цели самосохранения и не знающего

никаких иных функций, кроме препарирования предмета,

превращения его из чувственного материала в материал

порабощаемый» (с. 107), где «все становится

воспроизводимым, заменимым процессом, просто примером для

понятийной модели системы, в том числе — отдельный

человек…» (там же), характерным является особый тип

индустриального производства, массового и стереотипи-

зированного, а потому псевдоиндивидуального

человеческого сознания. Производство товарной массы, — а не

уникальных произведений искусства, как это имело место

в прошлые эпохи, — в сфере культуриндустрии всецело

определяется рыночным механизмом спроса и предложения

или же прямым социальным заказом тоталитарных

властителей, что не просто приводит к ситуации «эстетического

варварства», но в корне исключает как для производителя,

так и для потребителя подобного рода продукции

возможность выхода за пределы замкнутого круга бесконечно

тиражируемых масс-медийных клише, прорыва к подлинно

человеческому содержанию, присущему творениям

искусства былых времен.

Все те рудименты человеческой самобытности, которые

пытаются противостоять нивелировке на теоретическом,

нравственном и эстетическом уровне в основанном на

насилии и господстве обществе путем консолидации с

национальными традициями, навлекают на себя самые

жесточайшие репрессии: ярчайшим примером тому

является антисемитизм. Террор, развязываемый в отношении

данного национального меньшинства тоталитарным

государством, свидетельствует о диалектическом

превращении поступательного хода развития цивилизации в свою

противоположность, о возврате к варварству,

дискриминационные практики которого оперируют не понятиями

индивидуальности, субъекта, личности, но

биологической разновидности, тем самым уподобляя себя стихии

природного насилия, противоборством с которым

обязано своим становлением человеческое Я.

M. M. Кузнецов

ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ ТЕОЛОГИЯ(критическая

теология) — направление протестантской теологии,

сложившееся в 1920-х гг. 20 в. и определившее во многом развитие

современной протестантской мысли. 1-я мировая война

подорвала веру в прогресс и поставила под сомнение

фундаментальные посылки либеральной теологии, ее

понимание отношения между человеком и Богом. В ситуации

кризиса европейской цивилизации христианство

оказалось лицом к лицу с проблемой не постепенного

совершенствования человека и общества, но объяснения

трагизма истории, катастрофического характера развития

человеческого общества. Встали вопросы, как можно теперь

верить в Бога, в каком отношении он находится к миру, что

значит быть христианином в таком мире. Для теологии это

был также вопрос о том, что в действительности говорит

Библия.

Начало нового теологического движения — оно называло

себя «теологией кризиса», «теологией парадокса»,

«теологией слова Бога» и, наконец, «диалектической

теологией» — связывают с появлением книги молодого

протестантского пастора Карла Барта «Послание к Римлянам»,

вышедшей в 1919. Барта поддержали молодые теологи и

пасторы, группировавшиеся вокруг журнала «Между вре-

654

ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ ТЕОЛОГИЯ

менами», —Р. Бультман, Ф. Гогартек, Э. Брукнер, Э. Тур-

нейзен. Они отвергли попытки свести христианскую Весть

к морали, культу или идеям социальной

справедливости, выступив против приспособления ее к потребностям

современной цивилизации, против идеалов и ценностей

своих учителей — Л. Гарнака и Э. Трёлъча, вождей

либерального протестантизма, и призвали вернуться к

первоосновам Реформации, к Лютеру и Кальвину (отсюда еще

одно название этой теологии — неоортодоксия). Они

глубоко восприняли диалектику С. Къеркегора, которая

устанавливала непреодолимую разумом противоположность

между Временем и Вечностью, между человеком и Богом,

между словом человека и Словом Бога, и в качестве

метода мышления — парадокс. Экзистенциальная диалектика

отчаяния и надежды, образцы которой они нашли также

у Ф. М. Достоевского, заняла место гегелевской

рационалистической диалектики отвлеченных категорий.

Диалектическая теология предложила новый метод

разработки библейских дисциплин, церковной истории,

догматики, пастырского богословия, который был

противопоставлен не только методу либеральной теологии,

историко-психологическому самоистолкованию

«религиозного человека», но также метафизике, естественной

теологии, католической схоластике, всем попыткам

постижения Бога, основывающимся на учении об

Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать, Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать бесплатно, Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать онлайн