Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин

науками о природе, не являются законами,

определяющими социальные процессы. Не следует ли

поэтому рассматривать законы диалектики как обобщенное

теоретическое выражение сущности законов природы и

общества? На этот вопрос мы не находим ответа в трудах

Маркса и Энгельса, несмотря на то что они

неоднократно указывали на диалектический характер тех или иных

природных и социальных закономерностей. Между тем

без преодоления гегелевского по своему происхождению

представления об особом классе высших законов всего

существующего нельзя покончить с противопоставлением

философии конкретным научным исследованиям. Энгельс

справедливо отмечал, что марксистская философия

обретает новую историческую форму с каждым новым

эпохальным научным открытием. Марксистская философия в

том виде, в каком она была создана Марксом и Энгельсом,

теоретически отразила выдающиеся естественно-научные

открытия сер. 19 в. Конец этого века и особенно

начало 20 в. были ознаменованы новыми эпохальными

естественно-научными открытиями, которые попытался

философски осмыслить В. И. Ленин. Он анализирует в

«Материализме и эмпириокритицизме»

методологический кризис в физике, связанный с открытием электрона,

объяснение которого не укладывалось в рамки

классической механики. Замешательство среди многих

естествоиспытателей, вызванное этим открытием, нашло выражение

в идеалистических рассуждениях о дематериализации

материи. Ленин, отстаивая материализм, доказывал, что

электрон материален, даже если он не обладает

общеизвестными признаками материи, ибо он существует вне и

независимо от сознания и воли людей. В этой связи

Ленин предложил философскую дефиницию понятия

материи, призванную сохранять свое значение независимо от

того, какие новые, неожиданные свойства материи могут

быть открыты в будущем. «Материя есть философская

категория для обозначения объективной реальности,

которая дана человеку в ощущениях его, которая

копируется, фотографируется, отображается в наших ощущениях,

существуя независимо от них» (Ленин В. Я. Полн. собр.

соч., т. 18, с. 131). Предложенная Лениным дефиниция не

содержала в себе ничего нового. Ее придерживались Г. В.

Плеханов, К. Каутский, а в домарксистской философии —

П. Гольбах и даже идеалист Ж.-Ж. Руссо, который

утверждал: «Все, что я сознаю вне себя и что действует на мои

чувства, я называю материей» (Руссо Ж.-Ж. Эмиль, или

О воспитании. СПб., 1913, с. 262). Ясно так же и то, что

определение материи как чувственно воспринимаемой

объективной реальности не доказывает и материальности

электрона. Это сенсуалистическое определение понятия

материи так же ограниченно, как и сенсуалистический

тезис, согласно которому предметы познаваемы, поскольку

они воспринимаются нашими чувствами. Ведь существует

бесчисленное множество материальных явлений, которые

недоступны ощущениями. Связывание понятия материи с

чувственными восприятиями вносит в ее дефиницию

момент субъективности. Т. о., задача создания философского

понятия материи не была решена.

Теория познания марксистской философии обычно

характеризуется как теория отражения, которой

придерживался и домарксовский материализм. Однако в философии

марксизма отражение трактуется не как

непосредственное отношение познающего субъекта к объекту

познания, а скорее как опосредованный результат процесса

познания. Маркс и Энгельс диалектически переработали

материалистическую теорию отражения. Они провели

качественное различие между теоретическим и

эмпирическим (а тем более чувственным) познанием, доказав,

что теоретические выводы принципиально несводимы к

чувственным данным и основанным на них эмпирическим

заключениям. Тем самым основоположники марксизма

преодолели ограниченность сенсуалистической

гносеологии предшествующего материализма. Что же позволяет

теоретическому исследованию быть относительно

независимым от эмпирических данных и нередко даже вступать

657

диалектический материализм

с ними в конфликт? Энгельс указывает на значение

естественно-научных гипотез, которые нередко

предвосхищают будущие наблюдения и экспериментальные данные.

Несводимость теоретического мышления к

эмпирическим данным непосредственно обнаруживается в

категориях, которыми оперирует мышление. Нельзя сказать,

что Маркс и Энгельс уделяли много внимания

гносеологическому исследованию категорий. Тем не менее мы

находим в их трудах диалектическое понимание тождества,

как содержащего в себе различие, диалектический анализ

причинно-следственных отношений, единства

необходимости и случайности, возможности и действительности.

Центральным пунктом в марксистской гносеологии

является теория истины, диалектико-материалистическое

понимание которой вскрывает единство объективности и

относительности истины. Понятие относительной

истины, разработанное марксистской философией,

противопоставляется антидиалектической концепции абсолютной

истины как неизменного, исчерпывающего содержание

объекта познания. Абсолютная истина, поскольку она

понимается диалектически, относительна в своих пределах,

так как она складывается из относительных истин.

Противоположность между истиной и заблуждением, если

последнее понимается не просто как логическая ошибка, а как

содержательное заблуждение, относительна.

Проблема критерия истины принадлежит к наиболее

сложным гносеологическим проблемам. Этот критерий

не может находиться внутри самого знания, но он не

может быть найден и вне отношения субъекта к объекту

познания. Критерием истины, согласно философии

марксизма, является практика, формы которой многообразны.

Это положение введено в марксистской теории познания,

однако оно не получило систематической разработки в

трудах Маркса и Энгельса. Между тем ясно, что практика

далеко не всегда применима к оценке результатов

познания. И как всякая человеческая деятельность, практика

не свободна от заблуждений. Естественно поэтому

возникают вопросы: всегда ли практика образует основу

познания? Всякая ли практика может быть критерием истины?

Практика, какова бы ни была ее форма и уровень

развития, постоянно подвергается научной критике. Теория,

особенно в современную эпоху, как правило, опережает

практику. Это не значит, конечно, что практика перестает

быть основой познания и критерием истины; она

продолжает играть эту роль, но лишь в той мере, в какой она

осваивает, вбирает в себя научные достижения. Но в таком

случае не практика сама по себе, т.е. безотносительно к

научной теории, а единство практики и научной теории

становится и основой познания, и критерием истинности

его результатов. И поскольку истины, которые имеются в

виду, являются относительными истинами, то и

практика не является абсолютным критерием истины, тем более

что она развивается, совершенствуется.

Т. о., Маркс и Энгельс доказали необходимость

диалектического материализма, предполагающую

материалистическую переработку идеалистической диалектики,

диалектическую переработку предшествующего

материализма и диалектико-материалистическое осмысление и

обобщение научных достижений. Они заложили основы этой

принципиально нового типа философии. Ученики и

продолжатели учения Маркса и Энгельса были гл. о.

пропагандистами, популяризаторами их философии, совершенно

недостаточно развивая и углубляя ее основные

положения. «Философские тетради» Ленина показывают, что он

стремился продолжить работу основоположников

марксизма по материалистической переработке гегелевской

диалектики.

В СССРи в ряде других стран марксистская философия

была предметом не только пропаганды и популяризации,

но и развития, особенно в таких ее разделах, как теория

познания, философское обобщение достижений

естествознания, история философии и др. Однако превращение

учения Маркса и Энгельса, а также воззрений Ленина в

систему непререкаемых догматических положений

затрудняло и во многом искажало исследовательскую

работу философов. Достаточно указать на тот факт, что в

течение полугора десятилетий советские философы были

в основном заняты комментированием работы И. В.

Сталина «О диалектическом и историческом материализме»,

которая представляет собой крайне упрощенное и во

многом искаженное изложение марксистской философии.

В силу этих и ряда других обстоятельств марксистская

философия носит не столько систематизированный,

сколько эскизный характер, не говоря уже о том, что

некоторые ее положения оказались ошибочными. См. также ст.

К, Маркс, Ф. Энгельс, В, И. Ленин.

Лит.: Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. М., 1956; Маркс

К. Тезисы о Фейербахе. — Маркс К, Энгельс Ф. Соч., т. 3; Маркс К,

Энгельс Ф. Святое семейство. — Там же, т. 2; Они же. Немецкая

идеология. — Там же, т. 3; Энгельс Ф. Анти-Дюринг— Там же, т. 20;

Он же. Диалектика природы. — Там же; Он же. Людвиг Фейербах и

конец классической немецкой философии.— Там же, т. 21; Маркс

К. Капитал, т. 1. — Там же, т. 23; Грамши А. Избр. произв., т. 1—3.

М, 1957—1959; Дицген И. Избр. философ, соч. М., 1941; Лабриола

A. К «кризису марксизма». К., 1906; Ла-фарг П. Соч., т. 1—3. М.-Л.,

1925-31; Ленин В. И. Материализм и эмпириокритицизм. — Поли,

собр. соч., т. 18; Он же. Философские тетради. — Там же, т. 29; Он

же. О значении воинствующего материализма. — Там же, т. 45; Ме-

ринг Ф. Литературно-критические статьи, т. 1—2. М.—Л., 1934;

Плеханов Г В. Избр. философ, произв., т. 1—5. М., 1956—1958;

Аверьянов А. И. Система: философская категория и реальность. М., 1976;

Аксельрод-Ортодокс Л. Н. Маркс как философ. Харьков, 1924;

Алексеев /7. В. Предмет, структура и функция диалектического

материализма. M., J978; Арефьева Г В. Ленин как философ. М., 1969; Асмус

B. Ф. Диалектический материализм и логика. К., 1924; Афанасьев В.

Г. Проблема целостности в философии и биологии. М., 1964;

Баженов Л. Б. Общенаучный статус редукционизма. М., 1986; Библер

В. С Мышление как творчество. М., 1975; Быховский Б. Э. Очерк

философии диалектического материализма. М.—Л., 1930; Введение

в философию, ч. 1 —2, под ред. И. Т. Фролова. М., 1989; Гирусов Э. В.

Диалектика взаимодействия живой и неживой природы. М., 1968;

Горский Д. П. Проблема обшей методологии науки и диалектическая

логика. M., 1966; Готт В. С. Философские вопросы современной

физики. М., 1988; Деборин А. М. Введение в философию

диалектического материализма. М., 1916; Егоров А. Г. Проблемы эстетики. М.,

1977; Зотов А. Ф. Структура научного мышления. М., 1973; Ильенков

Э. В. Диалектика абстрактного и конкретного в «Капитале» Маркса.

М., 1960; Казютинский В. В. Философские проблемы космологии.

М., 1970; Кедров Б. М. Диалектика и современное естествознание.

М., 1970; Он же. Проблемы логики и методологии науки. Избр.

труды. М., 1990; Копнин /7. В. Введение в марксистскую гносеологию.

К., 1966; Коршунов А. М. Теория отражения и современная наука. М..

1968; Купцов В. И. Философские проблемы теории

относительности. М., 1968; Курсанов Г А. Диалектический материализм о

понятии. М., 1963; Лекторский В. А, Субъект, объект, познание. M., I980;

Мамардашвили М. К. Формы и содержание мышления. М., 1968;

Мамчур Е. А. Теоретическое и эмпирическое в современном научном

658

ДИАЛОГ КУЛЬТУР

познании. М, 1984; Мелюхин С. Т. Материальное

единство мира в свете современной науки. M., J967; Меркулов II П.

Гипотетико-дедуктивная модель и развитие научного знания. М.,

1980; Материалистическая диалектика, т. 1—5, под ред. Ф. В.

Константинова и В. Г. Марахова. М., 1981—1985; Мишин М. Б. Боевые

вопросы материалистической диалектики. М., 1932; Нарский И. С.

Диалектическое противоречие и логика познания. М., 1969;

Никитин Е. П. Природа обоснования. Субстратный подход. М., 1981;

Огурцов А. П. Дисшшлинарная структура науки. М., 1988; Ойзерман

Т. И. Диалектический материализм и история философии. M., I979;

Он же. Опыт критического осмысления диалектического

материализма. — «ВФ>\ 2000, № 2, с. 3—31; Омельяновский М. Э.

Диалектика в современной физике. М., 1973; Павлов Т. Теория отражения.

М., 1936; Ракитов Л. И. Марксистско-ленинская философия. М.,

1986; Розенталь М. Л/. Вопросы диалектики в «Капитале» Маркса.

М., 1955; Розов М. А. Проблема эмпирического анализа научного

знания. Новосибирск, 1977; Рузавин Г. И. Методы научного

исследования. М., 1974; Руткевич M. Я. Диалектический материализм.

М., 1973; Садовский В. Н. Проблема логики научного познания. М.,

1964; Сачков Ю. В. Диалектика фундаментального и прикладного.

М., 1989; Свидерский В. И. Противоречивость движения и ее

проявления. JI., 1959; Ситковский ?. П. Категории марксистской

диалектики. М., 1941; Смирнов Г. Л. Вопросы диалектического и

исторического материализма. М., 1967; СпиркинА. Г. Основы философии.

М., 1988; Степин В. С. Диалектикамировоззрение и методология

современного естествознания. М., 1985; Теория познания, т. 1—4,

под ред. В. Лекторского и Т. Ойзермана. М., 1991—1994;

Тугаринов В. П. Соотношение категорий диалектического материализма.

Л., 1956; Федосеев П. Н. Диалектика современной эпохи. М., 1978;

Фролов И. Т. О человеке и гуманизме. Работы разных лет. М., 1989;

Чудите Э. М. Природа научной истины. М., 1979; Швырев В. С.

Теоретическое и эмпирическое в научном познании. М., 1978; Шеп-

тулин А. Л. Система категорий диалектики. М., 1967; Яковлев В. А.

Диалектика творческого процесса в науке. М., 1989.

Т. И. Ойзерман

ДИАЛОГ КУЛЬТУР— понятие, получившее широкое

хождение в философской публицистике и эссеистике 20 в.

Чаше всего оно понимается как взаимодействие, влияние,

проникновение или отталкивание разных исторических

или современных культур, как формы их

конфессионального или политического сосуществования. В философских

трудах В. С. Библера понятие диалога культур

выдвигается в качестве возможного основоположения философии в

канун 21 в.

Философия Нового времени от Декарта до Гуссерля явно

или неявно определялась в своей основе как наукоучение.

Существующая в ней идея культуры определеннее всего

выражена Гегелем — это идея развития, (само)образования

мыслящего духа. Это культура,

Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать, Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать бесплатно, Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать онлайн