в
1762—72, при жизни Дидро распространялся в списках,
впервые опубликован на немецком языке в переводе Гёте
в 1805, на французском — в обратном переводе — в 1821
и с рукописи Дидро в 1823, рус. пер. 1937) нарисована
картина диалектического взаимодействия «несчастного»
(аристократического) и «честного» (буржуазного)
сознания, на которое обратил внимание Гегель в
«Феноменологии духа». Герой диалога — племянник композитора
Ж.-Ф. Рамо отстаивает свою беспринципность,
утверждая, что о его пороках «позаботилась сама природа», коль
скоро она признается единственным основанием
человеческой жизни; воспитание ничего не может изменить, ибо
«выгони природу в дверь — она влетит в окно» (Дидро Д.
Соч. в 10 т., т. 4. М.—Л., 1937, с. 177). И тут философ
вопреки своим убеждениям пытается отречься от
природы, проповедуя аскетизм. Однако в дальнейшем позиция
Рамо оказывается уязвимой — он тоже отрекается от
своих взглядов, начиная отстаивать необходимость хорошего
(просвещенного) воспитания, переделывающего природу
в лучшую сторону. Диалоги Дидро не были опубликованы
при его жизни, так что современники не смогли в
должной мере оценить его сократический ум, отмеченный
Гёте, Шиллером и Марксом.
Соч.: Oeuvres completes, v. 1—.25. P., 1975—89; в рус. пер. — Соб.
соч. в Ют. М.-Л., 1935-47.
Лит: Луппол И. К. Дени Дидро. Очерки жизни и мировоззрения.
М., I960; Длугач Т. Б. Дидро. М., 1975; Dieckmann H. Cinq lecons sur
663
дизъюнкция
Diderot. Gen., 1959; Proust J. Diderot et l’Encyclopedie. P., 1962; Po-
meau Я. Diderot. Sa vie, son oeuvre… P., 1967; Verniere P. Diderot, ses
manuscrits et ses copistes: Essai d’introduction a une edition moderne
de ses oeuvres. P., 1967; Fontenay E. de. Diderot ou le materialisms
enchante. P., 1981; ChouilletJ. Diderot poete de l’energie. P., 1984.
T. Б. Длугач
ДИЗЪЮНКЦИЯ- см. Логические связки,
ДИКЕАРХ(AiKaapxoc) из Мессены (2-я пол. 4 в. до н. э.) —
греческий философ, представитель Перипатетической
школы, ученик Аристотеля, друг Аристоксена. Сочинения
Дикеарха (гл. о. исторического, историко-культурного,
биографического, историко-литературного,
географического и этико-антропологического характера),
оказавшие влияние на многих позднейших авторов (Эратосфен,
Варрон, Цицерон, Иосиф Флавий, Плутарх), не
сохранились: фрагменты изданы с комментариями в собрании
Ф. Верли. Своей «Жизнью Эллады» (фр. 47—66) Дикеарх
дал одну из первых историй культуры: смена трех ступеней
хозяйства — собирательства, пастушеской жизни,
земледелия (идеализация первой из них, соответствующей
золотому веку Гесиода); происхождение
социально-политических институтов, различные изобретения культуры;
влияние вавилонян и египтян. Отказ от спекулятивной
философии у Дикеарха связан с перенесением ценностного
примата на практическую (активную) жизнь (?ioc 7гракткос) —
в сознательном противопоставлении идеалу теоретической
(созерцательной) жизни (?ioc Оесорлтлкос) у Аристотеля и
Теофраста. В диалоге «О душе» (в 6 кн.) доказывалась
смертность души (псюхе), понимаемой как «гармония» четырех
элементов (фр. 9— 12), что не мешало Дикеарху признавать
профетические способности души, проявляющиеся во
время сна и состояний одержимости («О гадании»).
«Жизнеописания» Дикеарха важны как один из ранних
источников свидетельств о Пифагоре (фр. 33-37).
Фрагм.: Wehrli Е. (hrsg.). Die Schule des Aristoteles, Heft I. Basel—
Stuttg., 1967.
Лит.: Wehrli F. Dikaiarchos, RE, Suppl. XI, 1968, col. 526 sq.
А. В. Лебедев
ДИКТАТУРА(от лат. dictare — диктовать) —
единовластное и безусловное правление одного лица (основное
значение) или одной политической силы — олигархической
группы, класса (диктатура буржуазии, пролетариата и др.
производные современные значения). Первоначально
— форма государственного правления в чрезвычайных
обстоятельствах (война, волнения рабов и др.) в древнем
Риме республиканского периода с 5 по 3 в. до н. э.
Диктатура предназначалась для защиты республики и
демократии. Диктатор назначался одним или обоими
консулами по представлению Сената. Он руководил военными
операциями, ему подчинялись гражданские власти, его
декреты имели силу закона и не подлежали обсуждению.
Во избежание узурпации власти ему запрещалось
изменять общественный строй, объявлять войну, назначать
новые налоги и вмешиваться в административное
управление. Срок диктатуры был строго ограничен, он не мог
превышать шести месяцев.
Современная диктатура — ничем не ограниченное
правление авторитарного или тоталитарного типа (см.
Авторитаризм и Тоталитаризм), от сравнительно умеренных
режимов эпохи абсолютизма («законный деспотизм»),
правления временщиков и всесильных министров («диктатура
сердца») до жестоких режимов, сохранившихся в 20 в.
в ряде стран Азии, Африки и Латинской Америки, и
фашистских государств Европы.
И. И. Кравченко
ДИЛЬС(Diels) Герман (18 мая 1848, Биберих-на-Рейне —
4 июня 1922) —немецкий филолог, историк античности.
С 1882 — профессор в Берлине; позднее — секретарь
Прусской Академии наук. С 1897 — сотрудник
центральной редакции Археологического института. Занимался
исследованием древнегреческой и латинской филологии
и научно-технической мысли. Известен своими
изданиями, переводами и интерпретациями античных
источников, прежде всего досократиков («Die Fragmente der Vor-
sokratiker», Bd 1—3, 1903; 9 изд., 1959—60).
Co4.:DoxographiGraeci, Berolini, 1879; Parmenides, 1897; Herakleitos,
1901; Poetae philosophi, 1902; Досократики. Историко-критический
обзор и перевод А. Маковельского, ч. 1—3. Казань, 1914—19;
Античная техника. М.—Л., 1934.
Лит.: Kern 0. Я. Diels. Lpz., 1927.
И. А. Михайлов
ДИЛЬТЕЙ(Dilthey) Вильгельм (19 ноября 1833, Биберих
— 1 октября 1911, Зейс-на-Шлерне, Швейцария) —
немецкий философ, основатель традиции философии жизни.
Родился в семье священника, готовился стать пастором.
В 1852 поступил в Гейдельбергский университет, после
года изучения теологии перебрался в Берлин. Защитил
диссертацию в 1864. С 1868 —профессор в Киле, один из
попечителей архива Шлейермахера. Уже в 1-м томе
монографии «Жизнь Шлейермахера» (Schleiermachers Leben,
1870) формулирует основные темы своей философии:
внутренняя взаимосвязь душевной жизни и герменевтика
как наука, истолковывающая объективации
человеческого духа. С 1882 — профессор философии в Берлине. В 1883
выходит 1-й том «Введения в науки о духе» (Einleitung in
die Gesteswissenschaften, рус. пер. 2000), наброски к
следующим томам появились лишь в 1914 и 1924 в Собрании
его сочинений, а цельный корпус текстов — лишь в 1989.
При жизни Дильтей оставался автором большого числа
частных исследований, рассеянных по различным
академическим изданиям, и до конца 19 в. был малоизвестен.
Под влиянием немецкой традиции исторического
мышления Дильтей намеревался дополнить «Критику чистого
разума» Канта собственной «критикой исторического
разума». Основная тема «Введения в науки о духе» —
специфика гуманитарного знания (термин «науки о
духе», Geisteswissenschaften — перевод «moral science»
Д. Ст. Милля — возник как калька «наук о природе»,
Naturwissenschaften, в то время, когда именно естественные науки
стали идеалом общезначимого знания — английский и
французский позитивизм, О. Конт). Вместо «познающего
субъекта», «разума» исходным становится «целостный
человек», «тотальность» человеческой природы, «полнота
жизни». Познавательное отношение включается в более
изначальное жизненное отношение: «В жилах
познающего субъекта, которого конструируют Локк, Юм и Кант,
течет не настоящая кровь, а разжиженный сок разума как
чистой мыслительной деятельности. Меня же
психологическое и историческое изучение человека вело к тому,
664
чтобы положить его — во всем многообразии его сил, как
желающее, чувствующее, представляющее существо — в
основу объяснения познания» (Gesammelte Schriften, Bd
1, 1911, S. XVIII). «Cogito» Декарта и «я мыслю» Канта
заменяется у Дильтея данным в самосознании
единством «я мыслю, я желаю, я боюсь» (Ibid., Bd 19, S. 173).
Общность с идеалистической традицией сохраняется в
том, что исходным в науке о человеке по-прежнему для
Дильтея остается сознание, а не какие-либо факторы,
лежащие за пределами.
Сознание понимается как целостный исторически
обусловленный комплекс познавательных и мотивационных
условий, лежащих в основе опыта действительности.
Сознание — переживаемый человеком способ, которым
нечто для него «есть», несводимый к интеллектуальной
деятельности: сознанием является воспринимаемый
аромат леса, наслаждение природой, воспоминание о
событии, стремление и т. п., — т.е. различные формы, в
каких проявляет себя психическое. Все предметы, наши
собственные волевые акты, мое «Я» и внешний мир даны
нам прежде всего как переживание, как «факт сознания»
(принцип феноменальности). Форму, в которой нечто
может быть данным в сознании, Дильтей называет «осозна-
ванием» (Innewerden) (Ibid., S. 160 ff.), иногда —
«переживанием» («инстинкт, воля, чувство»); психическое здесь
еще не разделено на мышление, чувство, волю (Дильтей
пытается избежать тем самым дуализма субъекта и
объекта). «Существование психического акта и знание о нем
— не различные вещи…»; «Благодаря тому, что я есть, я
знаю о себе» (Ibid., S. 53-54).
В работе «К решению вопроса о происхождении нашей
веры в реальность внешнего мира и ее обоснованности»
(Beitrage zur Losung der Frage vom Ursprung unseres Glaubens
an die Realitat der Aussenwelt und seinem Recht, 1890)
Дильтей, в противоположность Юму, Беркли и другим,
заявляет, что внешний мир дан нам не как «чувственный»
феномен — таковым он является только для интеллектуальной
деятельности. Понятие «внешнего мира» и «реальности»
возникает в опыте сопротивления, «телесном
ограничении собственной жизни», в котором задействованы все
силы душевной жизни и который возникает еще во время
эмбриональной жизни. Понятие же «объекта» образуется
на основании независимых от нашей воли константных
форм (Gleichformigkeiten) такого противодействия.
В «Описательной психологии» (Ideen zu einer
beschreibenden und zergliedernden Psychologie, 1894) Дильтей
подробно рассматривает уже сформировавшуюся
индивидуальную психическую жизнь человека и методы ее
постижения. Противопоставление «наук о природе» и «наук о
духе» сохраняется в дуализме «внешнего» и «внутреннего»
восприятия, определяя первое противопоставление:
предметы естественных наук даны нам «извне» и раздельно,
а потому естественно-научной психологии приходится
сводить явления к ограниченному числу однозначно
определенных элементов и конструировать связи между ними
с помощью гипотез. Преимущество «внутреннего
восприятия» состоит в том, что наша психическая жизнь дана нам
непосредственно и уже как нечто целостное (как
взаимосвязь). Отсюда противоположность двух методов
объяснения и понимания: «природу мы объясняем, душевную
жизнь — постигаем» (Ibid., Bd 5, 170 ff.), объяснение
подводит единичный случай под общий закон, понимание
предполагает участие внутреннего опыта. Метод новой
психологии должен быть описательным,
расчленяющим сплетенные между собой уровни душевной жизни,
которую Дильтей рассматривает как взаимосвязанную,
структурированную и развивающуюся. Структурная
взаимосвязь определяет взаимодействие основных
компонентов душевной жизни — мышления, воли и чувства;
приобретенная взаимосвязь психической жизни
понимается Дильтеем как совокупность всего жизненного опыта;
объясняя т.о., что жизнь на каждом этапе своего развития
сама ставит перед собой определенные пели и добивается
их исполнения, Дильтей вводит понятие телеологической
взаимосвязи. Самодостаточность жизни (выражаемая ее
структурной взаимосвязью) делает необходимым «понять
жизнь из нее самой» (Ibid., Bd 4,. S. 370): невозможно
опереться на какие-либо трансцендентные по отношению
к ней основания.
В дальнейшем предметом исследований Дильтея
становятся сравнительная психология, поэтическое творчество,
исторические типы мировоззрений, религиозное и
этическое сознание и т. д. Как описательная психология
является основой для наук о духе, так и последние с разных
сторон помогают понять жизнь индивидуального
человека. В работе «Переживание и поэзия» (Das Erlebnis und die
Dichtung. Lessing, Goethe, Novalis, Holderlin, 1905) Дильтей
утверждал, что поэтическое выражение наиболее полно и
адекватно передает «переживание», ибо оно свободно от
категориальных форм рефлексии, обладает особой
«энергией переживания», «объективность» его не отстраняется
от всего богатства душевных сил; в поэзии находят
выражение основополагающие «формы» внутреннего мира.
В «Построении исторического мира в науках о духе» (Der
Aufbau der geschichtlichen Welt in den Geisteswissenschaften,
1910) — последнем значительном произведении Дильтея —
рассматривается проблема истолкования исторически
данных форм — «объективации жизни», поскольку человек
живет «не в переживаниях, а в мире выражения» и
характер опыта, лежащий в основе наук о духе, имеет
преимущественно языковую природу. Метод философии жизни
базируется, по Дильтею, на триединстве переживания
определенных жизненных явлений, выражения (синоним
«объективации жизни») и понимания, проблематика
которого вплотную подводит к проблеме чужой
индивидуальности, Другого.
Применяемая Дильтеем методология понимания и
интерпретации позволила исследователям (Гадамер, Больнов)
назвать его основателем философской герменевтики (хотя
Дильтей сам не употреблял этого термина применительно
к своей философии). Философии жизни Дильтея многим
обязана экзистенциальная философия (Ясперс, X. Липпс),
она оказала большое влияние на развитие педагогики
(Г. Ноль, Э. Шпрангер, Т. Литт, О.-Ф. Больнов), в которой
Дильтей видел «цель всякой подлинной философий».
Соч.: Gesammelte Schriften, Bd 1-18. Gott., 1950-77; Bricrwcclisel
zwischen Wilhelm Dilthey und dem Grafen Paul Yorck von Wartenburg,
1877—1897. Halle/Saale, 1923; в рус. пер.: Типы мировоззрения и
их обнаружение в метафизических системах. — В сб.: Новые идеи
в философии, вып. 1. СПб., 1912; Введение в науки о духе
(фрагменты). — В кн.: Зарубежная эстетика и теория литературы XIX—
XX вв. Трактаты, статьи, эссе. М., 1987; Описательная психология,
М., 1924; Наброски к критике исторического разума.