Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин

— «ВФ»,

1988, № 4; Собр. соч., т. 1. М., 2000.

665

ДИМИТРИИ КИДОНИС

Лит.: Dilthey О.-F. Eine Einfuhrung in seine Philosophic Lpz., 1936;

4 Aufl., Stuttg.-B. -Koln -Mainz, 1967; Misch G. Vom Lebens- und

Gedankenkreis Wilhelra Diltheys. Fr./M., 1947; Materialien zur

Philosophie Wilhelm Diltheys. Fr./M., 1987; Плотников Я. С. Жизнь и

история. Философская программа Вильгельма Дильтея. М., 2000.

И. А. Михайлов

ДИМИТРИЙ КИДОНИС(Aipfjxpioc Kuocbvnc) (ок. 1324,

Фессалоника — ок. 1398, Крит) — византийский

ученый, государственный деятель, переводчик. Став

жертвой восстания зилотов в Фессалонике, примкнул в 1347

к императору Иоанну VI Кантакузину, сделавшему его

«месадзоном», т.е. фактическим главой «правительства»,

которым он оставался вплоть до свержения Иоанна Канта-

кузина в 1354. Политическая карьера Димитрия Кидониса

развивалась не менее успешно и при императорах Иоанне

V и Мануиле II Палеологах. Он неоднократно бывал в

Италии, последовательно отстаивал политику сопротивления

османскому завоеванию и альянса с правителями

Западной Европы через папское посредничество.

Ученик Нила Кавасилы, написал несколько сочинений,

полемизирующих с богословием Григория Поломы. Знал

латынь и перевел на греческий сочинения Августина,

Фомы Аквинского («Сумма теологии» и др.), Ансельма Кен-

терберийского, а также «Опровержение Корана» Риколь-

до де Монте Кроче. После работы над трактатами Фомы

Аквинского стал последователем томизма, использовал

его аргументацию в полемике с Паламой. Ок. 1357 принял

католичество и поддержал униатское исповедание веры,

признанное Иоанном V Палеологом перед папой Урбаном

V в Риме в 1369. Последователи Димитрия Кидониса

разделяли его пролатинские и томистские симпатии; многие

из них стали затем доминиканскими монахами. Перед

смертью вновь вернулся в православие.

Несмотря на предпочтение, отдаваемое им Аристотелю, он

высоко чтил и творения Платона. Его эпистолярное наследие

(более 450 писем) содержит философские рассуждения,

многочисленные аллюзии на античных философов. Его

«Апология» — одна из лучших византийских автобиографий.

Соч.: MPG, 1.154; Leontsines G., Glykophrydou-LeonlsineA. Дтщлтрюи

Kuocuvrj, Ocoua Akuiv8tou lotira 0ео>.оу1кг| еСеШ|Уш9еюа. Corpus

philosoporum graecorum recentiomm, II. Athenes, 1976—82, t. 15—

17; Demetrius Cydones. Correspondence, ed. R.-J. Loenertz. Citta del

Vaticano,t. 1-2, 1956-60.

Лит.: Поляковская M. A. Портреты византийских интеллектуалов:

три очерка. СПб., 1998, с. 20—151; Sandulescu С. Quantum

Piatonis doctrina apud Demetrium Cydonera valeat. Romae, 1932; Jugie M.

Demetrius Cydones et la theologie a Byzance aux XlVe et XVe siecles. —

«Echos d’Orient», 1928, t. 152.

M. В. Бибиков

ДИНАМИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ- системы, под

действием внешних и внутренних сил изменяющие во времени

свои состояния. Представления о динамических системах

возникли как обобщение понятия механической системы,

поведение которой описывается законами динамики

Ньютона. В современной науке понятие динамической

системы охватывает системы практически любой природы —

физические, химические, биологические, экономические,

социальные и др. При этом системы характеризуются

различной внутренней организацией —

жестко-детерминированные, стохастические, нелинейные, системы с

элементами самоорганизации, самоорганизующиеся.

Важнейшим свойством динамических систем является

их устойчивость, т.е. сохранение системой своей базовой

структуры и основных выполняемых функций в течение

определенного времени и при относительно небольших и

разнообразных внешних воздействиях и внутренних

возмущениях. Устойчивость есть внутреннее свойство систем,

а не результат внешнего воздействия. Представления же о

развитии этих систем отражают такие изменения их

структурной организации, которые ведут к более эффективному

выполнению системой своих основных функций.

Качественные перестройки систем анализируются в теории

катастроф, которая рассматривается как ветвь общей теории

динамических систем.

Развитие представлений о динамических системах

связано с переходом к познанию все более сложных систем.

При этом особую роль приобретает изучение динамики

внутренних свойств систем. В случае механических

систем действие внутренних факторов сводилось к силам

инерции. По мере усложнения систем возрастает значение

внутренних факторов. На первый план выходят проблемы

изучения источников внутренней активности систем и

природы их целенаправленного функционирования и

поведения. См. ст. Система.

Ю. В. Сачков

ДИНГЛЕР(Dingier) Гуго (7 июля 1881, Мюнхен — 29

июня 1954, там же) — немецкий философ, теоретик науки,

математик. Учился в университетах Эрлангена,

Мюнхена, в Геттингене слушал лекции Ф. Клейна, Д. Гильберта

и Э. Гуссерля. В 1920—32 — экстраординарный профессор

Мюнхенского университета, в 1932—34 — ординарный

профессор Высшего технического училища в Дармштадте.

После увольнения (из-за интриг) был внештатным

преподавателем в Мюнхене. После 1945 ему было запрещено

преподавать и публиковаться; реабилитирован незадолго до

смерти. В своей «методической философии» Динглер ставит

задачу методического обоснования точных наук (геометрии,

арифметики, физики). Эта программа осуществляется в

ходе построения «однозначно-методической системы»,

которая должна сделать возможным последовательное

«духовное и прикладное овладение» природной

действительностью. Для решения проблемы обоснования Динглер

выдвигает на первый план целеустремленные

нормированные действия (операционализм), которые позволяют

соотнести чистое и эмпирическое в практике,

руководствующейся идеальными требованиями, с «идеальным» планом.

Объективность наук в целом зиждется на объективной

реализации идеальных форм и постоянном наличии

индивидов, ставящих одни и те же цели.

В основание геометрии кладется идеальная констатация

геометрических форм (плоскость, прямая и т. д.),

которые оказываются требованиями к процедуре

изготовления предметов и из которых выводятся все «аксиомы»

Евклида («Die Grundlagen der Geometrie». Stuttg., 1933, S. 5).

В свою очередь реализация идей чисел составляет основу

натурального ряда арифметики. В методическом

обосновании физики центральное место занимает неэмпирическая

теория измерения, разрабатываемая в книге

«Эксперимент» (Das Experiment. Munch., 1928). Динглер исследует

априорную сторону эксперимента, формулируя новый вид

априори, отличный от кантовского, — «априори

изготовления». Так, экспериментальные приборы суть не что иное,

как реализации однозначных идей во внешнем мире,

гарантирующие интерсубъектавную значимость научных ре-

666

ДИОГЕН ВАВИЛОНСКИЙ

зультатов. Считая, что человеческая практика обеспечивает

истинность только Евклидовой геометрии, определяющей

все процедуры измерения в физике, Динглер

последовательно опровергал теорию относительности А.

Эйнштейна, который исходил именно из неевклидовой геометрии.

Точная наука, или наука как таковая, в своем целеполага-

нии стремится к абсолютной достоверности (Sicherheit),

выступающей в форме непосредственно достоверных

положений, или высказываний, которые суть

непосредственные «высказывания воли» (Willensaussagen). Динглер

вводит понятие «активная воля» и утверждает необходимость

«методического волюнтаризма». Обосновывающая самое

себя воля есть некая дологическая реальность, которая не

является ни метафизическим началом в

шопенгауэровском смысле, ни предметом психологии. Скорее, воля есть

теоретико-познавательный принцип, который играет

главную роль в построении системы: он определяет весь

«прагматический порядок» научных конструкций, являясь

последним фундаментом значимости научного знания.

Динглер выступил в жесткой оппозиции к представителям

«естественно-научной философии» неокантианства (напр.,

к Э. Кассиреру). Свойственный им «математизм», или

«эмпирический матричный априоризм», согласно Динглеру,

подменяет опыт пустой теорией («мысленными

матрицами»), превращая природу в «облако чисел» и лишая науку

всякого отношения к действительности. Эта полемика, в

частности, нашла свое выражение в главном философском

труде Динглера «Крушение науки и примат философии» (Der

Zusammenbruch der Wissenschaft und der Primat der Philosophie.

Munch., 1926). В книге шла речь о возвращении философии

примата перед частными науками, утраченного ею в нач. 19 в.

Только философия способна пробиться к подлинным

началам рационального познания действительности и заложить

прочную основу для системы точной науки.

Некоторые существенные пункты операционализма

Динглера были восприняты и пересмотрены у его последователей

П. Лоренцена и П. Яниха, разработавших концепцию

конструктивного обоснования логики и математики. Однако они

отвергли важное для Динглера понятие «абсолютной науки»

и связанную с ним программу «последнего обоснования».

Соч.: Die Grundlagen der angewandten Geometrie Lpz., 1911; Die

Grundlagen der Physik. В.—Lpz., 1919; Physik und Hypothese. В.—

Lpz., 1921; Metaphysik als Wissenschaft vom Lelzten. Munch., 1929;

Das System. Munch., 1930; Philosophie der Logik und Arithmetik.

Munch., 1931; Das Handeln im Sinne des hochsten Zieles. Munch.,

1935; Die Methode der Physik. Munch., 1938; Die Ergreifung des

Wirklichen. Munch., 1955; Aufbau der exakten Fundamental-wissenschafl.

Munch., 1964. Aufsatze zur Methodik. Hamb., 1987; Эксперимент.

Его сущность и история. — «ВФ», 1997, № 12.

Лит.: Krampf W. Die Philosophie H. Dinglers. Munch., 1955;

H. Dingler. Gedenkbuch zum 75. Geburtstag. Munch., 1956; Sanborn Я. С.

Dingler’s Methodical Philosophy. — «Methodos», 1952, N4; Willer J.

Relativitat und Eindeutigkeit. Meisenheim, 1973.

А. В. Михайловский

ДИОГЕН АПОЛЛОНИЙСКИЙ(Aioyevnc o АтюХАхооютлс)

(неизвестно, из понтийской или критской Аполлонии) (2-я

пол. 5 в. до н. э.) — древнегреческий естествоиспытатель

и натурфилософ. В 20-х гг. 5 в. до н. э. жил и учил в

Афинах — его учение пародировал Аристофан в «Облаках»

в 423. По свидетельству Деметрия Фалерского, «был

на волосок от смерти в Афинах» (скорее всего —

судебный процесс по обвинению в атеизме). В 6 в. н. э. Сим-

пликий держал в руках (утраченный для нас) трактат

Диогена «О природе», выписал из него несколько ценных

цитат (почти все наши фрагменты); уже Симпликию были

недоступны сочинения «Против софистов» (т. е. против

философов —словоупотребление 5 в.), «Метеорология» и

физиолого-анатомический трактат «О природе человека».

Диоген возродил тезис Анаксимена о воздухе-праматери,

синтезировав его с учением Анаксагора о космическом

«разуме», который он рассматривал не как особую субстанцию,

а как имманентное свойство «воздуха», и с концепцией

пустого пространства у Левкиппа. В бесконечной левкиппо-

вой пустоте, наполненной анаксименовым воздухом, в

результате сгущения и разрежения рождаются и распадаются

бесчисленные миры, целесообразное устройство которых

обеспечивается присутствием в них космического «разума»

Анаксагора — такова Вселенная Диогена, казавшаяся Те-

офрасту (и некоторым современным исследователям)

«эклектической». К этому можно добавить мощное влияние

Гераклита, Элейской школы и заимствования из космогонии

Анаксимандра — и тем не менее правильнее будет говорить об

органическом синтезе. Натурфилософия Диогена —

монистическая реакция на плюралистические системы Эмпедокла,

Анаксагора и Левкиппа (против которых и был направлен

трактат «Против софистов») и гилозоистическая реакция на

присущий им всем в большей или меньшей степени

механицизм. Доказывая, что четыре элемента Эмпедокла

должны быть «тождественны по своей природе», так как иначе

они не могли бы переходить друг в друга и

взаимодействовать, Диоген фактически формулирует платоновско-арист

отелевское понятие бескачественной материи (Аристотель

сознавал, что Диоген предвосхитил его теорию субстрата

противоположностей, см. «О возникновении и

уничтожении» 322Ь). Отождествляя эту вечно тождественную в своих

«инаковениях» (ключевой термин у Диогена) субстанцию

с воздухом (который сам по себе лишен качеств), Диоген

впервые применяет телеологическую аргументацию, ближе

чем кто-либо из досократиков подходя в этом к

натурфилософии Платона и Аристотеля: регулярность космических

циклов и «наилучшее из всех возможных устройство» мира

можно объяснить только разумностью и целесообразной

активностью порождающего его начала; между тем из

биологии и физиологии известно, что животворящая и

мыслительная субстанция — это душа-дыхание-воздух. Воздух

не только генетический, но и управляющий принцип мира:

как таковой — он «бог», который «правит». В целом

философия природы Диогена ближе всего к традиции Гераклита и

стоиков. Его влияние чувствуется в стоической концепции

пневмы и «провидения».

Фрагм.: DKII, 51-66; Ionici. Testimoniale е frammenti, ed. A. Mad-

dalena, Firenze, 1963, p. 244; Лебедев. Фрагменты, ч. 1. M., 1989, с.

540-561.

Лит.: Theiler W. Zur Geschichte der teleologischen Naturbetrachtung

bis auf Aristoteles. Z.—Lpz., 1925; Jaeger W. W. The theology of the

early Greek philosophers. Oxf, 1948; Zafiropulo J. Diogene d’Apollonie.

P., 1956; Huffmeier F. Teleologische Weltbetrachtung bei Diogenes von

Apollonia? — «Philologus», 1963, 107, p. 131-138; Laks A. Diogene

d’Apollonie: La Derniere Cosmologie Presocratique. Lille—P., 1983.

А. В. Лебедев

ДИОГЕН ВАВИЛОНСКИЙ(Aioyevric 6 Ba?uMbvioc) (ок.

240—150 до н. э.), или Диоген из Селевкии, —

греческий философ, ученик Хрисиппа и преемник Зенона из

667

ДИОГЕН

Тарса во главе стоической школы. Сочинения Диогена

служили источником каноничных школьных

формулировок (Diog. L. VII 55 ел.): «О звучащей речи» (грамматика и

логика); «Учебник диалектики» (логика в узком смысле);

«О ведущем начале души» (антропология). Как и Зенон

из Тарса, Диоген сомневался в учении о «воспламенении»

(fr. 27). Специально занимался аллегорией (трактат «Об

Афине», fr. 33—34), мантикой (Cic. De div. I 6 cf. II 90),

музыкой и риторикой («О музыке», fr. 54—90; «О

риторике», fr. 91—126), теорией общества и государства («О

законе», Athen. XII 526 С, и «О благородстве» (ib. IV 168 Е).

В этике (названия сочинений не сохранились)

попытался уточнить ряд пунктов, определив конечную цель как

«благоразумный выбор (еи^оуос еккоуц) того, что отвечает

природе» (Diog. L. VII 88; Stob. Eel. II p. 75, 11 sq. W). В

этом можно усмотреть характерное для послехристиан-

ской Стой стремление расширить понятие блага за счет

«первичного по природе».

Фрагм.: SVFIII 1 — 126.

Лит. см. к ст. Стоицизм.

А.

Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать, Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать бесплатно, Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать онлайн