Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин

низвержения в Англии и Франции

абсолютных монархий, а в Северной Америке — установления

конституционного республиканского строя. Ее далеко

идущим следствием стала распространенная во всех

современных демократических странах периодическая выборность

властей путем всенародного голосования, что означает в

сущности заключение всякий раз общественного

соглашения.

А. Л. Субботин

ДОЙССЕН(Deussen) Пауль (7 января 1845, Обердрейс

— 6 июля 1919, Киль) — немецкий философ и историк

философии. Учился в Боннском университете (вместе

с Ницше); диссертация о «Софисте» Платона (1869). С

1872 начал систематически изучать индийскую

философию; в 1881—89 преподавал в Берлине, с 1889 —

профессор в Киле. Испытал сильнейшее влияние Ницше,

выразившееся в его обращении к философии

Шопенгауэра и к научной индологии. В 1911 Донесен опубликовал

681

ДОКАЗАТЕЛЬСТВ ТЕОРИЯ

четырнадцатитомное критическое издание

сочинений Шопенгауэра (до снх пор наиболее авторитетное),

в 1912 основал Шопенгауэровское общество. В духе

шопенгауэровской этики видел цель индивида в

преодолении «воли к жизни» или эгоизма естественного

существования посредством «самоотрицания» как реализации

надындивидуального существования; божество в

понимании Дойссена носит безличный характер. Дойссен

стоял у истоков философской компаративистики; он

считал, что истина раскрывается в архетипе «вечной

философии», основное ядро которой — учение об иллюзорности

феноменального мира — было намечено в Упанишадах,

разрабатывалось представителями эдейской школы и

Платоном, получило научную формулировку в «Критике

чистого разума» Канта и окончательную — в философии

Шопенгауэра. Труд жизни Дойссена — «Всеобщая

история философии» (Allgemeine Geschichte der Philosophie,

Bd. I, Abt. 1-3, Bd. II, Abt. 1-3. Lpz., 1894-1917), в

которой по существу впервые материал индийской

философии (три тома из шести) был введен в общефилософский

контекст. Дойссену принадлежат образцовые переводы на

немецкий язык Упанишад, мировоззренческих текстов

«Махабхараты» и «Брахмасутрабхашьи» Шанкары.

Соч.: Die Elemente der Metaphysik. Aachen, 1877; Das System des

Vedanta. Lpz., 1883; Die Sutras derVedanta oder die Sari rakami mamsa

des Badarayana. Lpz., 1887; Sechzig Upanishads des Veda. Lpz., 1897;

Vier philosophische Texte des Mahabharatam. Lpz., 1906.

В. К. Шохин

ДОКАЗАТЕЛЬСТВ ТЕОРИЯраздел современной

математической логики, изучающий свойства и

преобразования формальных доказательств, т.е. формальных

объектов, синтаксическая правильность которых гарантирует

семантическую. Это определение унифицирует

множество разнородных понятий формального доказательства,

существующих в математической логике:

последовательности формул, графы, диаграммы и т. д. В некоторых

областях современного общества понятие доказательства

стало практически тоже формальным. В частности,

понятие документа в юриспруденции включает в себя прежде

всего правильность его формы, которая делает его

содержание истинным по определению. Однако формальное

определение доказательства может в некоторых случаях

быть содержательно неадекватным. Часто составленный

по всей форме документ прикрывает результат абсолютно

незаконных действий либо обмана.

Доказательств теория первоначально появилась в связи

с программой Гильберта (см. Формализм), с задачей

обоснования того, что каждый формальный вывод

содержательно интерпретируемого (реального) утверждения дает

содержательно правильный результат, включающий в

случае необходимости и соответствующее построение.

Одним из шагов по направлению к данной цели казалось

доказательство непротиворечивости формальных теорий.

Это средство незаметно подменило собой цель, и поэтому

первым громко прозвучавшим результатом теории

доказательств была теорема Геделя о неполноте и ее следствие

о недоказуемости непротиворечивости.

Важным позитивным результатом является теорема Я. С.

Новикова: утверждение о существовании результата

алгоритмического построения, доказанное в классической

арифметике, дает верное следствие, и в том числе (грубую)

оценку числа необходимых шагов построения. Эта теорема

стала основой целого класса результатов современной

теории доказательств, обосновывающих совпадение

классической истинности и конструктивной обоснованности для

многих видов утверждений (в последнее время такие

результаты все чаще доказываются методами моделей теории).

Следующим шагом в развитии теории доказательств,

надолго предопределившим ее магистральное направление,

стала формулировка Г. Генценом исчисления секвенций и

естественного вывода и доказательство им теоремы

нормализации для классического и интуиционистского исчисления

секвенций. Содержательно теорема нормализации означает

возможность перестроить любой формальный вывод в

нормализованный вывод без лемм. Было ясно, что понятие

нормализованного вывода применимо и к естественному

выводу, но точную формулировку дал только Д. Правиц

(1965). Хотя формально определение Правица является

сложным, содержательный смысл его вполне прозрачен.

Логических правил для каждой связки обычно два:

правило ее введения, показывающее, как доказывать

утверждения данного вида, и правило удаления, показывающее,

как их применять. Напр., для импликации в классической

и во многих других логиках правила имеют вид:

Допустим А

В, исходя из А А,А=>В

А^В В

Во втором из данных правил формула А => В используется

именно как импликация, формула же А не анализируется

и может быть любой. Для того чтобы подчеркнуть данный

факт, А => В называется главной посылкой правила

удаления импликации.

В выводе есть окольный путь, если результат правила

введения используется как главная посылка в

соответствующем правиле удаления, а такая пара правил

называется вершиной окольного пути. Если в выводе нет вершин

окольных путей, то он называется прямым либо

нормализованные.

Теорема нормализации гласит, что любой вывод можно

перестроить в нормализованный. Длительное время

разные формы нормализации являлись ведущей темой

исследований в теории доказательств. Расширялся класс

исчислений и теорий, для которых устанавливалась норма-

лизуемость выводов. Сейчас она обоснована для теории

типов и для множества неклассических логик.

Устанавливались и оценки соотношения длины

нормализованного и исходного выводов. Здесь была подтверждена

правота Гильберта о необходимости идеальных объектов

для реальных результатов. В частности, В. А. Оревков

построил пример последовательности формул, таких, что

доказательство я-й формулы с окольными путями

происходит приблизительно за 13« шагов, а нормализованный

вывод либо вывод методом резолюций должен делать

не менее 22″ (п раз) шагов. В косвенном доказательстве

(п + 1)-й формулы используется промежуточный результат,

содержащий в два раза больше связок, чем в доказательстве

л-й. В исчислении высказываний оценка увеличения

длины вывода чуть «оптимистичней» — она экспоненциальна.

В свою очередь изучение свойств самих преобразований,

используемых при нормализации выводов, в частности

показало, что предложенная Правицем система операций

682

ДОКАЗАТЕЛЬСТВ ТЕОРИЯ

устранения вершин окольных путей обладает свойством

полной недетерминированности: независимо от порядка

применения операций за конечное число шагов

получается нормшшзованный вывод. Но сам результирующий

вывод существенно зависит от порядка применения шагов.

В последнее время на стыках между теорией доказательств

и информатикой появились новые классы результатов.

Во-первых, выяснилось, что структуры доказательств и

структуры извлекаемых из них построений, записанных

на алгоритмическом языке достаточно высокого

уровня (допускающем работу с значениями высших типов;

так что Pascal и С этим требованиям не удовлетворяют),

тесно связаны. Построение мономорфно вкладывается

в доказательство, а часть доказательства, получающаяся

отбрасыванием шагов и формул, нужных лишь для

обоснования результата, изоморфна программе.

Далее, были рассмотрены соотношения между

преобразованиями доказательств и скрытых в них программ.

Оказалось, что нормализация соответствует вычислению

программы в символьной форме (т. е. когда.проделываются

все вычисления и преобразования выражений,

которые не зависят от входных данных). Оптимизирующие

преобразования программ в свою очередь подсказали

новые классы преобразований доказательств,

ориентированные на устранение избыточностей.

Лит.: Клини С. К. Введение в метаматематику. М., 1957; Та-

кеути Г. Теория доказательств. М., 1978.

Я. Н. Непейвода, В, А. Смирнов

ДОКАЗАТЕЛЬСТВО ВАРАБО-МУСУЛЬМАНСКОЙ

ФИЛОСОФИИ, а также в религиозно-правовой мысли

(фикх) понимается на основе соотнесения получаемого или

оцениваемого знания с троичной градацией степеней его

достоверности: «уверенность» (йакйн), «мнение» (занн),

«сомнение» (шакк; см. Знание). В качестве доказательства в

философии рассматриваются способы получения

«уверенного» знания, в фикхе — то, что дает «уверенное» знание

и «мнение». Несмотря на общность терминологии, сами

«уверенность» и «мнение» понимаются по-разному в

философии и фикхе: «мнение» во втором случае ближе к тому,

что философия называет «уверенностью», нежели

«мнением». Доказательность знания, наличного или получаемого,

связывается в самом широком плане с его ясностью.

Среди терминов, которыми в философии, фикхе и

филологии обозначается доказательство в общем смысле, многие

происходят от корня б-й-н, передающего эту идею (байан,

табййн, баййина). Ясность достигается разными путями, в

соответствии с чем можно в целом разделить способы

доказательства на недискурсивные и дискурсивные. Первые

не предполагают процедур перехода от наличного знания

к искомому и соответственно необходимости орудий

такого перехода, вторые в них нуждаются. С этим связана в

целом устойчиво признаваемая и в философии, и в фикхе

предпочтительность недискурсивных способов

доказательства в сравнении с дискурсивными. Не нуждающимися в

доказательстве признавались ясные для ума априорные

истины (‘ава’ил ал-‘акл) типа «целое больше части», а

также «врожденное знание» (фитриййат), которым любая

душа обладает независимо от своего желания. Близким к

последнему можно считать понятие «неизбежное знание»

(‘илм идтирар, ‘илм дарурийй), в которое некоторые мута-

каллимы включали, в частности, знание о наличии Творца.

Помимо отмеченных наиболее общими терминами для

доказательства служат «далала» (указание), однокоренное

«истидлал» (руководство указанием), а также «худджа»

(аргумент). Термином «бурхан» обозначается аподейк-

тическое доказательство в логике. Хотя были найдены

стоические аналоги для понимания «далала» (напр., дым

является «признаком» — ‘амара — огня, доказывающим

его наличие), этот термин в арабо-мусульманской мысли

значительно шире своего возможного прототипа.

Понимание далала тесно связано и с классической теорией

указания на смысл, в которой связь между «выговоренностью»

(лафз) и «смыслом» (ма’нан), а также между «состоянием

вещей» (насба) и смыслом считается, во-первых,

сущностной, а не случайной (а потому разводится с указанием

«знака» — «’алам» на «означаемое» — «мадлул», которое-

случайно и может быть установлено произвольным

образом) и, во-вторых, улавливаемой ясно и безошибочно и по

сути дела непосредственно (см. Смысл).

В фикхе в качестве источников «уверенного» знания

рассматриваются Коран и сунна, точнее, только те их

положения, которые в результате длительной работы по

различению «отменяющих» (насих) и «отмененных» (мансух),

«ясных» (мухкамат) и «неясных» (муташабихат) аятов

Корана и их взаимного отношения, классификации хадисов

по степеням достоверности и установления их отношения

к кораническим аятам были признаны в качестве

незыблемых норм (насс, букв, —текст). Соответственно

«доказательство от текста» (далалат ан-насс) считается прямым

свидетельством истины, перевешивающим все прочие.

Хотя вычленение незыблемых норм-насс из текста

Корана и сунны включает дискурсивные элементы, сами по

себе такие нормы являются недискурсивным

доказательством. Разновидностью недискурсивного доказательства

в фикхе можно считать «единогласие» (иджма’), хотя этот

метод оценивается ниже далалат ан-насс и даже

дискурсивного кийас (соизмерение), в основном в связи с

сомнением в возможности его безошибочного установления.

В философии также исследуются пути недискурсивного

достижения абсолютной несомненности. Она

связывается с возможностью «соединения» (иттисал) субъекта и

объекта познания в силу их тождественности. Ибн Cum

разрабатывает в этом направлении понятие «хадс»

(интуиция), вслед за ним ас-Сухравардй говорит о

непосредственной и полной «явленности» (зухур) «яйности»

(‘ана’иййа) человека самому себе. Близким можно

считать понятие «завк» (вкушение) в суфизме, хотя в него, в

отличие от авиценновского и ишракистского понимания

«явленности», может включаться и постижение сенси-

бельного. Хотя такая явленность не является

доказательством в привычном смысле слова, она прямо связывается

с пониманием очевидности и ясности как обладающими

высшей доказательной силой. Кроме того, недискурсив-

ность гарантирует от ошибок, связанных с

неправильным применением дискурсивных методов доказательства

или ошибочностью их исходных посылок. В исмаилизме

недискурсивность доказательства связывается скорее с

его авторитетным характером, нежели с ясностью: «цело-

купное» (куллиййа) метафизическое знание, полученное

избранными единицами благодаря горней «поддержке»

(та’йид), само не нуждается в доказательстве и служит

основой всякого доказательства, которое сводится к

детализации и конкретизации этого знания.

683

ДОКАЗАТЕЛЬСТВО КОСВЕННОЕ

Основной тип дискурсивного доказательства связан в

классической арабской мысли с понятием «соизмерение»

(кийас). Из трех главных теоретических областей знания

— философии, фикха и филологии — кийас

теоретически менее всего разработан в последней. Сам этот термин

на первых стадиях развития и в фикхе сохраняет черты

общности с однокоренным микйас (образец для

соизмерения, гномон), но в филологии употребляется фактически

как его синоним в рассмотрении вопросов морфологии,

а также синтаксиса, где структура слова или фразы

объясняется как выстроенная «по соизмерению» с другой, хотя

и в философии кийас может употребляться в схожем

смысле, как синоним «соотнесения» (нисба) или

«сопряжения» («идафа»). Начало разработки теории кийас в фикхе

обычно связывают с «ар-Рисала» («Трактат») аш-Шафи’и,

но зрелое ее изложение содержат сочинения по ‘усул

ал-фикх (основам фикха). Кийас в фикхе предполагает

решение вопроса о том, применима ли к произвольному

случаю, не входящему в число насс, некая норма (хукм),

установленная для случая-насс. Последний считается

основой (‘асл), рассматриваемый — ветвью (фар’), в

«основе» выделяется обоснование (‘илла) для нормы

основы (хукм ал-‘асл), устанавливается его наличие в «ветви»,

которая т. о. получает норму ветви (хукм ал-фар’),

перенесенную на нее с «основы». Кийасу как рациональному

доказательству противопоставляется в фикхе

«предпочтение» (истихсан), когда та или

Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать, Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать бесплатно, Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать онлайн