The Presocratic Philosophers: An Annotated
Bibliography, by Luis E. Navia, 1993.
jJIht.: Лосев А. Ф. История античной эстетики. Ранняя классика.
M., 1963; Кессиди Ф. X. От мифа к логосу. М, 1972; Рожанский И.
Д. Развитие естествознания в эпоху античности. М., 1979;
Доброхотов А. Л. Учение досократиков о бытии. М., 1980; Богомолов А. С.
Диалектический логос. М., 1982; Зайцев А. И. Культурный переворот
в Древней Греции V1II-V вв. до н. э. Л., 1985; Lloyd G. E. R. Polarity
and analogy. Two types of argumentation in early Greek thought. Cambr.,
1966; Frankel Я. Wege und Formen fruhgriechischen Denkens. Munch.,
1968; Um die Begriffswelt der Vorsokratiker, hrsg. v. H.-G. Gadamer.
Darmstadt, 1968; Studies in presocratic philosophy, ed. by D. J. Furley
and R. E. Allen, v. 1 -2. L., 1970; Guthrie W. K. S. A history of Greek
philosophy, v. 1—2. Cambr, 1971; West M. L. Early Greek philosophy and
the Orient. Oxf., 1971; Fritz K. v. Grundprobleme der Geschichte der
antiken Wissenschaft. В.—N. Y., 197J; Cherniss IL Aristotle’s criticism
of presocratic philosophy. N. Y, 1971; The Presocratics. A collection of
critical essays, ed. A. P. D. Mourelatos. N. Y, 1974; The Presocratics,
ed. E. Hussey. L., 1972; Barnes J. The presocratic philosophers. L., 1982;
Idem. The Presocratic Philosophers. L.—Boston, 1982; Mansfeld J. Die
Vorsokratiker. Stuttg., 1987; Long A. A. (ed.). The Cambridge Companion
to Early Greek Philosophy. Cambr. (Mass.), 1999.
А. В. Лебедев
ДОСТОЕВСКИЙФедор Михайлович [30 октября (11
.ноября) 1821, Москва — 28 января (9 февраля) 1881,
Петербург] — русский писатель, публицист, мыслитель.
По окончании Петербургского Главного инженерного
училища в 1844 вышел в отставку, целиком посвятив себя
литературе. Первый роман «Бедные люди», изданный
Н. А. Некрасовым (1846), принес Достоевскому
известность. Благодаря В. Г. Белинскому и под его влиянием
примкнул к просветительски-критическому направлению
русской мысли. Став сторонником идей, которые
впоследствии называл «теоретическим социализмом» в духе
системы Фурье, вступил в 1847 в кружок М. В. Буташевича-
Петрашевского. В 1849 был арестован, в вину ему
вменялось распространение «преступного о религии и
правительстве письма литератора Белинского». Смертный
приговор был заменен на эшафоте 4-летней каторгой,
которую Достоевский отбывал в Омской крепости, затем
служил рядовым в Семипалатинске. Лишь в 1859
получил разрешение поселиться в Твери, затем в Петербурге.
Возвращением Достоевского в большую литературу стал
роман «Записки из мертвого дома» (1860-61). Объясняя
перемены в своем сознании, он указывал на отказ от
просветительской «философии среды», обрекающей
человека на пассивность, снимающей с него ответственность
за собственные поступки и в конце концов лишающей его
свободы. Достоевский становится противником
распространения в России универсального,
общеевропейского прогрессизма и обращается к идее «почвенничества»
совместно со старшим братом Михаилом (ж. «Время»,
1861—63; затем «Эпоха», 1864—65). Главное содержание
этой идеи выражено в формуле: «Возврат к народному
корню, к узнанию русской души, к признанию духа
народного» (Поли. собр. соч., т. 21, с. 134). Одновременно
Достоевский подверг критике Запад, представляющий,
по его мнению, безнравственное общество, подменившее
свободу «миллионом» («Зимние заметки о летних
впечатлениях», 1863). В Лондоне в 1862 состоялась его встреча с
А. И. Герценом. Используя тот же термин, что и Герцен —
«русский социализм», Достоевский наполняет его другим,
христианским содержанием. Атеистический же
социализм, по Достоевскому, принципиально не отличается от
буржуазности и потому не может ее заменить. В 1864—72
создает ряд насыщенных философскими идеями
произведений — «Записки из подполья» (1864), «Преступление
и наказание» (1866), «Идиот» (1868), «Подросток» (1871),
«Бесы» (1871—72), в которых изложены его религиозная
философия, христианская антропология, этика.
Мировоззрение Достоевского — это
философствование экзистенциального типа, философия человеческого
существования. Достоевский, по оценке Л. Шестова,
«двойник Киркегора», но его философия — «выжитая
философия» (К. В. Мочульский), т.е. пережитая самим
автором, сотканная из жизненных переживаний. Вершина
философского творчества Достоевского — роман «Братья
Карамазовы» (1879—80), последнее и наиболее крупное
его произведение, в которое включена философская поэма
(легенда, как ее назвал В. В. Розанов) о Великом
инквизиторе. Она посвящена личности Богочеловека-Христа и
теме духовной свободы, противопоставленной
материальному благополучию и «порабощению хлебом».
Монолог Инквизитора направлен на отрицание Христа, веры в
человека, его духовной природы, однако он перерастает в
свою противоположность и становится «величайшей в
мировой литературе теодицеей» (Мочульский).
Философским завещанием Достоевского стала речь о Пушкине, про-
693
изнесенная 8 июня 1880. Достоевский, веривший во
«всемирную отзывчивость» русского человека и считавший ее
символом гений Пушкина, настаивал именно на «всечело-
вечности» русского национального идеала и пояснял, что
в нем не заключено никакой враждебности Западу. Речь
оказала прямое влияние на формулировку Вл. С.
Соловьевым русской идеи. Вопреки распространенному мнению,
которое разделял 3. Фрейд, Достоевский не был
философом пессимизма и отчаяния. Пером Достоевского водила
любовь к человеку, любовь более сострадательная, кеноти-
ческая, чем эстетическая. В последнем романе
Достоевского идея человеколюбия достигает глубины, не виданной
ранее в философской мысли: никакая гармония в мире не
оправдана, если на ее последний счет будет отнесена хоть
одна слезинка невинного ребенка. Каждая человеческая
личность уникальна и невосполнима, но реальный
человек редко приближается к идеалу Богочеловека-Христа.
В человеческой натуре сложным образом переплетены
добро и зло, в его действиях много непознаваемого —
капризы, своеволие, свободное хотение и т. п. Сложность,
двойственность, антиномизм человека сильно затрудняют
выяснение действительных мотивов его поведения.
Нравственные искания Достоевского были неотделимы от его
религиозных переживаний, от вопроса о существовании
Бога, которым он, по его собственному признанию,
«мучился всю жизнь». У Достоевского можно встретить как
положительные богословские, так и богоборческие
суждения, что заставляет очень взвешенно подходить к оценке
«символа веры» писателя. Теодицея Достоевского есть вера
в абсолютное добро, недостижимое в этом мире, но
достижимое В Царстве Божием. У Достоевского она сопрягается
с верой в другие абсолютные идеалы — красоту и любовь.
В словах князя Мышкина «красота спасет мир» речь идет
именно об абсолютно-положительном, идеальном значении
красоты. В жизни же красота выступает, по определению
Дмитрия Карамазова, как «страшная и ужасная вещь»,
когда, стремясь к красоте, человек «начинает с идеала Мадонны
и кончает идеалом содомским». По мнению В. В. Зеньков-
ского, Достоевский в конечном счете склонялся к мысли о
том, что «не красота спасет мир», но «красоту в мире надо
спасать» («Проблема красоты в миросозерцании
Достоевского». — В кн.: Зеньковский В. В. Русские мыслители и
Европа. М., 1997, с. 278).
Достоевский как писатель и мыслитель оказал огромное
воздействие на литературу, эстетику, философию (прежде
всего на экзистенциализм, персонализм и фрейдизм),
передав ей не какую-то систему идей, а, по словам Г. В. Фло-
ровского, «раздвинув и углубив сам метафизический
опыт». Творчество Достоевского относится к высшим
достижениям русской национальной культуры. Его
хронологические рамки (1840—70-е гг.) — время
интенсивного развития русской философской мысли, складывания
основных идейно-философских течений. Достоевский
принял участие в осмыслении главных философских и
социальных устремлений своего времени — от социализма
до философии всеединства Соловьева и
религиозно-философского проекта Н. Ф. Федорова. В советское время
философия Достоевского была в течение длительного
времени гл. о. объектом критики. Ее изучение возобновилось
в 1960-е гг., причем вначале со ссылкой на авторитет
западных мыслителей, высоко ценивших Достоевского
(Т. Манн, А. Жид, А. Эйнштейн, Ж.-П. Сартр и др.).
Литература о Достоевском существует на всех европейских и
многих восточных языках.
Соч.: Поли. собр. соч., т. 1-30. Л., 1972-90.
Лит.: Мережковский Д. С. Л. Толстой и Достоевский. Жизнь и
творчество, т. 1—2. СПб., 1901 — 1902; Шестов Л. Достоевский и
Ницше. СПб., 1903; Розанов В. В. Легенда о Великом
инквизиторе Ф.М.Достоевского. СПб., 1906; Бердяев К. А. Миросозерцание
Достоевского. Прага, 1923; Мочульский К В. Достоевский. Жизнь
и творчество. Париж, 1947; Лосский Н. О. Достоевский и его
христианское миропонимание. Нью-Йорк, 1953; Бахтин M. M.
Проблемы поэтики Достоевского. М., 1963; Голосовкер Я. Э.
Достоевский и Кант. М., 1963; Туе М. Идеи и образы Ф. М.
Достоевского. М., 1971; Корякин Ю. Ф. Достоевский и канун 21 в. М., 1989;
Померанц Г. С. Открытость бездне. Встречи с Достоевским. М.,
1990; Кудрявцев Ю. Г. Три круга Достоевского. М., 1991; О
Великом инквизиторе: Достоевский и последующие. М., 1991; Русские
эмигранты о Достоевском. СПб., 1994; Gide A. Dostoievski. P., 1923;
Camus A. Le mythe de Sisyphe. P., 1942; Simmons E. J. Dostoevski. L,—
N. Y—Toronto, 1940; Poggioli R. The Phoenix and the Spider. Cambr.,
1957; Hingley R. Dostoevsky. His Life and Work. L., 1978 ; Zweig S. Drei
Meister: Balzac, Dickens, Dostojewski. Lpz., 1921; Lauth R.
Philosophie Dostojewskis in systematischer Darstellung. Munch., 1950; Can-
toniR. Crisi dell’uomo. II pensiero di Dostoevskij. Mil., 1948; Masaryk
T. G Studie о F. M. Dostojevskem. Praha, 1932.
Архивы: РГАЛИ, ф. 212; ИРЛИ, ф. 100, 56; РГБ, ф. 93; DIM, ф. 81.
М. А. Маслин
ДОСТОИНСТВО— характеристика человека с точки
зрения его внутренней ценности, соответствия собственному
предназначению. Принципиально таковы уже исторически
ранние представления о достоинстве, привязанные к
социальному статусу человека (достоинство тем выше, чем выше
статус). Употребление в посттрадиционных обществах для
обозначения достоинства словосочетания «внутреннее
благородство» свидетельствует о том, что достоинство
начинает обозначать благородство, отличное от
иерархически высокого происхождения или положения. Достоинство
как моральное понятие («общечеловеческое достоинство»,
по И. Канту) характеризует индивида как личность:
достоинство человека определяется не его происхождением,
богатством, образованием или социальным положением,
а присущей ему как индивидуальной личности и
гражданину свободой. По Канту, достоинство, выступающее
основанием воления, противостоит любым иным
практическим побуждениям, в частности своекорыстным.
Самоценность достоинства удостоверяется тем, что оно, в отличие
от цены, не имеет эквивалента; как «внутренняя ценность»
оно имеет отношение не к склонности и потребности, а
соответствует вкусу.
Понятие достоинства как общечеловеческой
характеристики может иметь разную степень обобщения. В качестве
достойного может признаваться индивид, а)
соответствующий представлению о высшем предназначении человека
(таков общегуманистический образ достоинства,
складывающийся уже в античности, ярко выраженный у
Аристотеля, Эпикура, стоиков); б) просто как таковой, т.е.
безусловно (в христианстве достоинство человека
ассоциируется с тем, что он изначально заключает в себе образ Бога;
в кантовском учении уважение к другому обусловлено тем,
что другой признается в качестве субъекта
законодательствующей воли); в) как личность, исполняющая свои
обязанности и отвечающая разумным ожиданиям
окружающих в конкретных человеческих отношениях. Различия
в толкованиях свидетельствуют о том, что достоинство
694
ДРАГАЛИН
в отличие от заслуги (эти понятия нередко
употребляются в качестве синонимов) — не только оценочное, но и
императивное понятие: человеку предписывается быть
достойным. Человек, в силу обстоятельств не имеющий
возможности соответствовать этой императивности и
отвечать ожиданиям или не понимающий, что от него
ожидают, — жалок, а не желающий соответствовать — презренен.
Этим достоинство отличается от заслуг, которые вменяются
человеку в знак одобрения его достижений, успехов на
каком-либо поприще; через признание заслуг как бы
утверждается ценность человека в сравнении с другими людьми и
человек рассматривается как средство для достижения
высших целей, которые и выступают как критерий или мера
заслуг. Абсолютизация такого отношения к человеку ведет
к восприятию его как «винтика».
В субъективном плане достоинство как чувство
самоуважения заключается в ощущении человеком собственной
значимости. Так понимаемое достоинство, в отличие от
иллюзий самомнения, основывается на том, что человек
обладает рациональным и реалистичным жизненным
планом, уверен в собственных способностях и понимает, что
его личность и его дела одобряются («по достоинству
оценены») уважаемыми им людьми (Дж. Ролз). Поскольку
человек сохраняет ощущение своей значимости при условии,
что другие одобряют его действия (т. е. ощущает себя
значимым в той мере, в какой сделанное им вызывает
восхищение других или отвечает их потребностям и интересам),
люди в отдельных случаях могут пытаться реализовать свою
потребность в достоинстве на основе конформистских
стратегий поведения, которые, как очевидно, противоречат
моральному смыслу понятия достоинства.
Лит.: Кант Я. Основы метафизики нравственности. — Соч. в 6 т., т.
4 (1). М., 1965, с. 276—78; РолзДж. Теория справедливости (§ 67).
Новосибирск, 1995.
Р. Г. Апресян
ДОШИ(санскр. dosa, пали dosa — порок, ошибка) — 1.
Обозначение корневых аффектов, обусловливающих
трансмиграцию и страдания индивида (сансара). Согласно
«Ньяя-сутрам»,