Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин

The Presocratic Philosophers: An Annotated

Bibliography, by Luis E. Navia, 1993.

jJIht.: Лосев А. Ф. История античной эстетики. Ранняя классика.

M., 1963; Кессиди Ф. X. От мифа к логосу. М, 1972; Рожанский И.

Д. Развитие естествознания в эпоху античности. М., 1979;

Доброхотов А. Л. Учение досократиков о бытии. М., 1980; Богомолов А. С.

Диалектический логос. М., 1982; Зайцев А. И. Культурный переворот

в Древней Греции V1II-V вв. до н. э. Л., 1985; Lloyd G. E. R. Polarity

and analogy. Two types of argumentation in early Greek thought. Cambr.,

1966; Frankel Я. Wege und Formen fruhgriechischen Denkens. Munch.,

1968; Um die Begriffswelt der Vorsokratiker, hrsg. v. H.-G. Gadamer.

Darmstadt, 1968; Studies in presocratic philosophy, ed. by D. J. Furley

and R. E. Allen, v. 1 -2. L., 1970; Guthrie W. K. S. A history of Greek

philosophy, v. 1—2. Cambr, 1971; West M. L. Early Greek philosophy and

the Orient. Oxf., 1971; Fritz K. v. Grundprobleme der Geschichte der

antiken Wissenschaft. В.—N. Y., 197J; Cherniss IL Aristotle’s criticism

of presocratic philosophy. N. Y, 1971; The Presocratics. A collection of

critical essays, ed. A. P. D. Mourelatos. N. Y, 1974; The Presocratics,

ed. E. Hussey. L., 1972; Barnes J. The presocratic philosophers. L., 1982;

Idem. The Presocratic Philosophers. L.—Boston, 1982; Mansfeld J. Die

Vorsokratiker. Stuttg., 1987; Long A. A. (ed.). The Cambridge Companion

to Early Greek Philosophy. Cambr. (Mass.), 1999.

А. В. Лебедев

ДОСТОЕВСКИЙФедор Михайлович [30 октября (11

.ноября) 1821, Москва — 28 января (9 февраля) 1881,

Петербург] — русский писатель, публицист, мыслитель.

По окончании Петербургского Главного инженерного

училища в 1844 вышел в отставку, целиком посвятив себя

литературе. Первый роман «Бедные люди», изданный

Н. А. Некрасовым (1846), принес Достоевскому

известность. Благодаря В. Г. Белинскому и под его влиянием

примкнул к просветительски-критическому направлению

русской мысли. Став сторонником идей, которые

впоследствии называл «теоретическим социализмом» в духе

системы Фурье, вступил в 1847 в кружок М. В. Буташевича-

Петрашевского. В 1849 был арестован, в вину ему

вменялось распространение «преступного о религии и

правительстве письма литератора Белинского». Смертный

приговор был заменен на эшафоте 4-летней каторгой,

которую Достоевский отбывал в Омской крепости, затем

служил рядовым в Семипалатинске. Лишь в 1859

получил разрешение поселиться в Твери, затем в Петербурге.

Возвращением Достоевского в большую литературу стал

роман «Записки из мертвого дома» (1860-61). Объясняя

перемены в своем сознании, он указывал на отказ от

просветительской «философии среды», обрекающей

человека на пассивность, снимающей с него ответственность

за собственные поступки и в конце концов лишающей его

свободы. Достоевский становится противником

распространения в России универсального,

общеевропейского прогрессизма и обращается к идее «почвенничества»

совместно со старшим братом Михаилом (ж. «Время»,

1861—63; затем «Эпоха», 1864—65). Главное содержание

этой идеи выражено в формуле: «Возврат к народному

корню, к узнанию русской души, к признанию духа

народного» (Поли. собр. соч., т. 21, с. 134). Одновременно

Достоевский подверг критике Запад, представляющий,

по его мнению, безнравственное общество, подменившее

свободу «миллионом» («Зимние заметки о летних

впечатлениях», 1863). В Лондоне в 1862 состоялась его встреча с

А. И. Герценом. Используя тот же термин, что и Герцен

«русский социализм», Достоевский наполняет его другим,

христианским содержанием. Атеистический же

социализм, по Достоевскому, принципиально не отличается от

буржуазности и потому не может ее заменить. В 1864—72

создает ряд насыщенных философскими идеями

произведений — «Записки из подполья» (1864), «Преступление

и наказание» (1866), «Идиот» (1868), «Подросток» (1871),

«Бесы» (1871—72), в которых изложены его религиозная

философия, христианская антропология, этика.

Мировоззрение Достоевского — это

философствование экзистенциального типа, философия человеческого

существования. Достоевский, по оценке Л. Шестова,

«двойник Киркегора», но его философия — «выжитая

философия» (К. В. Мочульский), т.е. пережитая самим

автором, сотканная из жизненных переживаний. Вершина

философского творчества Достоевского — роман «Братья

Карамазовы» (1879—80), последнее и наиболее крупное

его произведение, в которое включена философская поэма

(легенда, как ее назвал В. В. Розанов) о Великом

инквизиторе. Она посвящена личности Богочеловека-Христа и

теме духовной свободы, противопоставленной

материальному благополучию и «порабощению хлебом».

Монолог Инквизитора направлен на отрицание Христа, веры в

человека, его духовной природы, однако он перерастает в

свою противоположность и становится «величайшей в

мировой литературе теодицеей» (Мочульский).

Философским завещанием Достоевского стала речь о Пушкине, про-

693

достоинство

изнесенная 8 июня 1880. Достоевский, веривший во

«всемирную отзывчивость» русского человека и считавший ее

символом гений Пушкина, настаивал именно на «всечело-

вечности» русского национального идеала и пояснял, что

в нем не заключено никакой враждебности Западу. Речь

оказала прямое влияние на формулировку Вл. С.

Соловьевым русской идеи. Вопреки распространенному мнению,

которое разделял 3. Фрейд, Достоевский не был

философом пессимизма и отчаяния. Пером Достоевского водила

любовь к человеку, любовь более сострадательная, кеноти-

ческая, чем эстетическая. В последнем романе

Достоевского идея человеколюбия достигает глубины, не виданной

ранее в философской мысли: никакая гармония в мире не

оправдана, если на ее последний счет будет отнесена хоть

одна слезинка невинного ребенка. Каждая человеческая

личность уникальна и невосполнима, но реальный

человек редко приближается к идеалу Богочеловека-Христа.

В человеческой натуре сложным образом переплетены

добро и зло, в его действиях много непознаваемого —

капризы, своеволие, свободное хотение и т. п. Сложность,

двойственность, антиномизм человека сильно затрудняют

выяснение действительных мотивов его поведения.

Нравственные искания Достоевского были неотделимы от его

религиозных переживаний, от вопроса о существовании

Бога, которым он, по его собственному признанию,

«мучился всю жизнь». У Достоевского можно встретить как

положительные богословские, так и богоборческие

суждения, что заставляет очень взвешенно подходить к оценке

«символа веры» писателя. Теодицея Достоевского есть вера

в абсолютное добро, недостижимое в этом мире, но

достижимое В Царстве Божием. У Достоевского она сопрягается

с верой в другие абсолютные идеалы — красоту и любовь.

В словах князя Мышкина «красота спасет мир» речь идет

именно об абсолютно-положительном, идеальном значении

красоты. В жизни же красота выступает, по определению

Дмитрия Карамазова, как «страшная и ужасная вещь»,

когда, стремясь к красоте, человек «начинает с идеала Мадонны

и кончает идеалом содомским». По мнению В. В. Зеньков-

ского, Достоевский в конечном счете склонялся к мысли о

том, что «не красота спасет мир», но «красоту в мире надо

спасать» («Проблема красоты в миросозерцании

Достоевского». — В кн.: Зеньковский В. В. Русские мыслители и

Европа. М., 1997, с. 278).

Достоевский как писатель и мыслитель оказал огромное

воздействие на литературу, эстетику, философию (прежде

всего на экзистенциализм, персонализм и фрейдизм),

передав ей не какую-то систему идей, а, по словам Г. В. Фло-

ровского, «раздвинув и углубив сам метафизический

опыт». Творчество Достоевского относится к высшим

достижениям русской национальной культуры. Его

хронологические рамки (1840—70-е гг.) — время

интенсивного развития русской философской мысли, складывания

основных идейно-философских течений. Достоевский

принял участие в осмыслении главных философских и

социальных устремлений своего времени — от социализма

до философии всеединства Соловьева и

религиозно-философского проекта Н. Ф. Федорова. В советское время

философия Достоевского была в течение длительного

времени гл. о. объектом критики. Ее изучение возобновилось

в 1960-е гг., причем вначале со ссылкой на авторитет

западных мыслителей, высоко ценивших Достоевского

(Т. Манн, А. Жид, А. Эйнштейн, Ж.-П. Сартр и др.).

Литература о Достоевском существует на всех европейских и

многих восточных языках.

Соч.: Поли. собр. соч., т. 1-30. Л., 1972-90.

Лит.: Мережковский Д. С. Л. Толстой и Достоевский. Жизнь и

творчество, т. 1—2. СПб., 1901 — 1902; Шестов Л. Достоевский и

Ницше. СПб., 1903; Розанов В. В. Легенда о Великом

инквизиторе Ф.М.Достоевского. СПб., 1906; Бердяев К. А. Миросозерцание

Достоевского. Прага, 1923; Мочульский К В. Достоевский. Жизнь

и творчество. Париж, 1947; Лосский Н. О. Достоевский и его

христианское миропонимание. Нью-Йорк, 1953; Бахтин M. M.

Проблемы поэтики Достоевского. М., 1963; Голосовкер Я. Э.

Достоевский и Кант. М., 1963; Туе М. Идеи и образы Ф. М.

Достоевского. М., 1971; Корякин Ю. Ф. Достоевский и канун 21 в. М., 1989;

Померанц Г. С. Открытость бездне. Встречи с Достоевским. М.,

1990; Кудрявцев Ю. Г. Три круга Достоевского. М., 1991; О

Великом инквизиторе: Достоевский и последующие. М., 1991; Русские

эмигранты о Достоевском. СПб., 1994; Gide A. Dostoievski. P., 1923;

Camus A. Le mythe de Sisyphe. P., 1942; Simmons E. J. Dostoevski. L,—

N. Y—Toronto, 1940; Poggioli R. The Phoenix and the Spider. Cambr.,

1957; Hingley R. Dostoevsky. His Life and Work. L., 1978 ; Zweig S. Drei

Meister: Balzac, Dickens, Dostojewski. Lpz., 1921; Lauth R.

Philosophie Dostojewskis in systematischer Darstellung. Munch., 1950; Can-

toniR. Crisi dell’uomo. II pensiero di Dostoevskij. Mil., 1948; Masaryk

T. G Studie о F. M. Dostojevskem. Praha, 1932.

Архивы: РГАЛИ, ф. 212; ИРЛИ, ф. 100, 56; РГБ, ф. 93; DIM, ф. 81.

М. А. Маслин

ДОСТОИНСТВОхарактеристика человека с точки

зрения его внутренней ценности, соответствия собственному

предназначению. Принципиально таковы уже исторически

ранние представления о достоинстве, привязанные к

социальному статусу человека (достоинство тем выше, чем выше

статус). Употребление в посттрадиционных обществах для

обозначения достоинства словосочетания «внутреннее

благородство» свидетельствует о том, что достоинство

начинает обозначать благородство, отличное от

иерархически высокого происхождения или положения. Достоинство

как моральное понятие («общечеловеческое достоинство»,

по И. Канту) характеризует индивида как личность:

достоинство человека определяется не его происхождением,

богатством, образованием или социальным положением,

а присущей ему как индивидуальной личности и

гражданину свободой. По Канту, достоинство, выступающее

основанием воления, противостоит любым иным

практическим побуждениям, в частности своекорыстным.

Самоценность достоинства удостоверяется тем, что оно, в отличие

от цены, не имеет эквивалента; как «внутренняя ценность»

оно имеет отношение не к склонности и потребности, а

соответствует вкусу.

Понятие достоинства как общечеловеческой

характеристики может иметь разную степень обобщения. В качестве

достойного может признаваться индивид, а)

соответствующий представлению о высшем предназначении человека

(таков общегуманистический образ достоинства,

складывающийся уже в античности, ярко выраженный у

Аристотеля, Эпикура, стоиков); б) просто как таковой, т.е.

безусловно (в христианстве достоинство человека

ассоциируется с тем, что он изначально заключает в себе образ Бога;

в кантовском учении уважение к другому обусловлено тем,

что другой признается в качестве субъекта

законодательствующей воли); в) как личность, исполняющая свои

обязанности и отвечающая разумным ожиданиям

окружающих в конкретных человеческих отношениях. Различия

в толкованиях свидетельствуют о том, что достоинство

694

ДРАГАЛИН

в отличие от заслуги (эти понятия нередко

употребляются в качестве синонимов) — не только оценочное, но и

императивное понятие: человеку предписывается быть

достойным. Человек, в силу обстоятельств не имеющий

возможности соответствовать этой императивности и

отвечать ожиданиям или не понимающий, что от него

ожидают, — жалок, а не желающий соответствовать — презренен.

Этим достоинство отличается от заслуг, которые вменяются

человеку в знак одобрения его достижений, успехов на

каком-либо поприще; через признание заслуг как бы

утверждается ценность человека в сравнении с другими людьми и

человек рассматривается как средство для достижения

высших целей, которые и выступают как критерий или мера

заслуг. Абсолютизация такого отношения к человеку ведет

к восприятию его как «винтика».

В субъективном плане достоинство как чувство

самоуважения заключается в ощущении человеком собственной

значимости. Так понимаемое достоинство, в отличие от

иллюзий самомнения, основывается на том, что человек

обладает рациональным и реалистичным жизненным

планом, уверен в собственных способностях и понимает, что

его личность и его дела одобряются («по достоинству

оценены») уважаемыми им людьми (Дж. Ролз). Поскольку

человек сохраняет ощущение своей значимости при условии,

что другие одобряют его действия (т. е. ощущает себя

значимым в той мере, в какой сделанное им вызывает

восхищение других или отвечает их потребностям и интересам),

люди в отдельных случаях могут пытаться реализовать свою

потребность в достоинстве на основе конформистских

стратегий поведения, которые, как очевидно, противоречат

моральному смыслу понятия достоинства.

Лит.: Кант Я. Основы метафизики нравственности. — Соч. в 6 т., т.

4 (1). М., 1965, с. 276—78; РолзДж. Теория справедливости (§ 67).

Новосибирск, 1995.

Р. Г. Апресян

ДОШИ(санскр. dosa, пали dosa — порок, ошибка) — 1.

Обозначение корневых аффектов, обусловливающих

трансмиграцию и страдания индивида (сансара). Согласно

«Ньяя-сутрам»,

Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать, Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать бесплатно, Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать онлайн