Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин

метода.

М.. 1994; Бубер М. Два образа веры. М., 1995; Франк С. Л. Соч. М,

1990; Шпет Г. Философские этюды. М., 1994; Бахтин M. M.

Эстетика словесного творчества. М., 1975; Он же. Вопросы литературы

и эстетики. М., 1975; Лотман Ю. Структура художественного

текста. М., 1970; Ортега-и-Гассет. Что такое философия? М., 1991;

Он же. Избр. труды. М, 1997; Турнье М. Пятница, или

Тихоокеанский лимб. М., 1992; Он же. Тело. —«Комментарии», вып. 10.

M — СПб., 1996; Делез Ж. Турнье и мир без Другого. — Там же;

От Я к Другому: сб. ст. Минск, 1997; Левинас Э. Время и другой.

Гуманизм другого человека. СПб, 1998; Делез Ж. Логика смысла.

М.—Екатеринбург, 1998; Лакан Ж. Семинары, Кн. I. Работы

Фрейда по технике психоанализа. М., 1998; Он же. Инстанция буквы в

бессознательном, или Судьба разума после Фрейда. М., 1997; Фуко

М. История безумия в классическую эпоху. СПб., 1997; Mounier E.

Introduction aux existenialismes. P., 1946; Sartre J-P. L’etre et le neant.

Essai d’ontologie phenomenologique. P., 1945; Merleau-Ponty M.

Phenomenologie de la perception. P., 1945; Idem. Signes. P., 1960; Lacan J.

Ecrits. P., 1966; RicoeurP. Soi-meme comme un autre. P., 1990; Todorov

T. Face a l’extreme. P., 1991; Levinas E. Autrement qu’eire ou au-dela

de l’essence. La Haye, 1974.

В. А. Подорога

ДРУЖБАразновидность (наряду с товариществом и

любовью) избирательно-личностных отношений между

людьми, характеризующихся взаимным признанием,

доверительностью, доброжелательностью, заботой.

Исторически дружба рождается из институтов позднеродового

699

ДРУЖИНИН

общества (соответствующее греч. слово (piAia, т.е. дружба-

привязанность, расположение, соединение,

этимологически связано со словом qnAia—племя) — родства, своячества,

т.е. отношений между близкими, живущими в одном доме,

и побратимства, т.е. отношений между сверстниками,

совместно проходившими никл инициации и сохранявшими

на всю жизнь узы солидарности. Как и родственность,

побратимство не было предметом самостоятельного выбора, но

определялось групповой и возрастной принадлежностью.

У Гомера «друзья» — это и те, кто живут в одном доме, кто

связан обшим делом (будь то война или путешествие). С

ослаблением родовых, территориальных и функциональных

уз отношения побратимства и аналогичные им («кровного»,

«названого», «крестового» братства) начинают наполняться

индивидуальным содержанием, становятся более личными

и добровольными.

Раннефилософские представления о дружбе фактически

охватывают всякие отношения привязанности, не

опосредствованные родством, соседством или социальной

организацией; шире, всякиепозитивныедобровольноустанавли-

ваемые отношения. Дружба — это и союз, рожденный по

политическим соображениям, и отношения, возникающие

из соображений взаимной пользы, это и содержание

родственных, соседских и т. п. отношений, которое обретается

в них помимо их статусного или функционального

наполнения. При этом дружба оказывается предметом внимания

философов, озабоченных кризисом и распадом

традиционных (архаических) уз и стремящихся понять, что, помимо

ритуала, соглашения и расчета, может быть основой

глубоких и прочных отношений между людьми. (Понимание

дружбы как отношения, существенно отличного от

чувственной любви или товарищества, исторически

складывается относительно поздно.) Встречающиеся в различные

эпохи и у различных народов эмпирически фиксируемые

образы (образцы) и формы дружбы, как правило,

соответствуют названным тенденциям в историческом

становлении этого социокультурного феномена; под дружбой могут

пониматься отношения, а) основанные на традиционных

и институционализированных связях, б) устанавливаемые

в силу соучастия в общем деле или общности интересов,

имеющих внешне-предметизированное выражение (что в

более позднюю эпоху получит название товарищества), в)

заключающиеся в личной близости как таковой,

бескорыстной взаимной привязанности, духовном единении.

Пифагор словом «дружба» обозначил принцип единения

в мире всех со всеми (это было обобщено Эмпедоклом до

положения о том, что Любовь — (piXia является, наряду с

Ненавистью, универсальным законом Космоса). Наиболее

ценными разновидностями дружбы Пифагор считал дружбу

с родителями, вообще со старшими, а также с

благодетелями, т.е. с теми, с кем в силу их статуса равенство никак

невозможно. Т. о., дружба трактовалась не только как

добровольные, но и как «надстатусные» отношения. Как таковая

дружба со времен ранней античности символизировала

возвышенные человеческие отношения и рассматривалась

как воплощение подлинной добродетельности и мудрости.

Именно такое понимание дружбы было развито

Аристотелем, которому принадлежит наиболее фундаментальная

и развернутая в древнегреческой философии концепция

дружбы. В его рассуждениях с очевидностью выявляются

такие разновидности отношений, которые можно

обозначить как широкое и узкое истолкование дружбы. При

широком под это понятие подпадают самые разные

отношения; при узком — дружба рассматривается в ее

совершенном воплощении, и сущностное ее содержание

предполагает особенные — добродетельные и нравственно-

прекрасные — отношения. Дружба в этом смысле слова

является по сути дела именно таким отношением, в

котором человек последовательно и до конца проявляет себя

как добродетельный. Среди прочих характеристик наиболее

важной, по Аристотелю, является та, что в дружбе человек

желает другому блага ради него самого (EN, 1155b, 33),

старается по мере сил, не думая о себе, содействовать этому

благу (Reth, 1380b, 35) и к другу «относится, как к самому

себе» (EN, 1.166а, 32). Очевидно, что и по содержанию, и

даже по форме аристотелевская «формула» дружбы весьма

близка заповеди любви, однако дружеское расположение

считается распространенным только на реально и

потенциально близких (см. Милосердие).

В стоицизме дружба концептуализируется как форма

отношений, покоящихся на свободе воли и добродетели: сказать

о ком-то, что они друзья, значит, по Эпиктету, указать на то,

что они — честные и справедливые, что они полагают себя в

свободе воли. Дружба «там, где честность, совесть, где

преданность прекрасному» (Diss, 11,22,30). Цицерон, в отличие

от Аристотеля и стоиков, стремился к анализу дружбы не

как идеального союза, свойственного мудрецам, а как

реального отношения, возможного, однако, только среди

людей честных и доблестных (De amie, VI, 20). Вместе с тем,

подобно Аристотелю, Цицерон описывает дружбу как

совершенное и нравственно-прекрасное отношение, которое

основывается на согласии и взаимной благожелательности,

и по существу воспроизводит положение Аристотеля о том,

что к другу следует относится, как к самому себе (любовно,

бескорыстно и безусловно), так что истинный друг — это

как бы второе Я. Такое же понимание дружбы было развито

в моралистике позднего Возрождения (М. Монтень).

В новоевропейской моральной философии проблематика

дружбы отступает на задний план в связи с тем, что опыт

межчеловеческих отношений, который

рационализировался и обобщался в терминах дружбы, получает иное, более

широкое и абстрактное концептуальное выражение — в

понятии морали. В то же время происходит более

углубленное осмысление дружбы в ряду близких ей

межчеловеческих личностно значимых и интимных отношений. У

романтиков складывается идеал юношеской страстной и

беззаветной дружбы. В 20 в. дружба становится предметом

специального анализа психологии.

Лит.: Ллъберони Ф. Дружба и любовь. М, 1991; Кон И. С. Дружба:

Этико-психологический очерк. М., 1987; Льюис К. С. Любовь [IV

Дружба]. — В кн.: Он же. Любовь, страдание, надежда: Притчи,

трактаты. М., 1992, с. 230—242; Foucault M. Friendship as a Way of

Life. — Idem. Ethica: Subjectivity and Truth. N. Y., 1997, p. 135-141.

P. Г. Апресян

ДРУЖИНИНАлександр Васильевич [8 (20) октября

1824, Петербург — 19 (31) января 1864, там же] — русский

литературный критик, писатель, публицист. Из

дворянской семьи. С 16 лет учился в Пажеском корпусе, затем

служил в армии; в 1846—51 в канцелярии военного

министерства. В 1848—56 сотрудничал в «Современнике»; в

1856—61 редактор журнала «Библиотека для чтения».

Вместе с Боткиным и Анненковым — представитель т. н.

эстетической критики, т.е. теории «искусства для искус-

700

ДУНС СКОТ

ства»; его ст. «Критика гоголевского периода русской

литературы и наши к ней отношения» явилась одним

из манифестов этой теории. Главный объект критики —

«дидактическая» школа (гоголевское «натуральное»

направление, эстетические теории В. Г. Белинского и его

последователей), которая стремится воздействовать на

общество, его быт и понятия через «прямое поучение».

Эта школа сделала много полезного, но ей присущи не-

ycTpaHHMse недостатки: она отвергает законы изящного,

впадает в отрицательное сатирическое направление,

воспевает «унылое» и игнорирует «светлое».

«Артистическая» школа — это, наоборот, «теория беспристрастного и

свободного творчества», не избегающая идеальности, но

творящая с любовью к действительности, «беззлобно».

Она не исключает здравого поучения, но оно не должно

быть прямым; «артистическая» теория — за реализм,

но согретый глубокой поэзией, за совершенство формы

художественного произведения, которое может искупить

бедность его содержания.

Эстетическая теория Дружинина опиралась на принципы,

характерные для философского либерализма 40—60-х гг.

19 в. Дружинин — противник схоластики, мистической

и трансцендентальной философии (в частности,

философии Гегеля) и в то же время противник «вредной

философии сенсуалистов» левогегельянства.

Соч.: Собр. соч., т. 1—8. СПб., 1865—67; Литературная критика.

М, 1983; Повести. Дневник. М., 1986.

Лит.: Венгеров С. А. Дружинин, Гончаров, Писемский. — Собр.

соч., т. 5. СПб., 1911 ; Егоров Б. Ф. «Эстетическая критика» без лака

и дегтя (В. П. Боткин, П. В. Анненков и А. В. Дружинин). —

«Вопросы литературы», 1965, № 5, с. 142—60; БрайдеА. М. Александр

Васильевич Дружинин. Жизнь и творчество. Копенгаген, 1986.

В. Ф. Пустарнаков

ДУАЛИЗМ(от лат. dualis — двойственный) —

философское учение, исходящее из признания равноправности и

несводимости друг к другу двух основных начал

универсума — материального и духовного, физического и

психического, тела и души. Можно выделить дуализм I)

гносеологический, подчеркивающий противоположность двух

способов рассмотрения бытия; 2) онтологический,

настаивающий на гетерогенности и принципиальной

несводимости двух субстанций; 3) антропологический,

подчеркивающий противоположность души и тела.

Термин был введен X. Вольфом (Psychol., rat. 39).

Основателем дуализма как философского учения считается

Р. Декарт. Он ввел в философию идею о двух качественно

различных и несводимых друг к другу субстанциях —

протяженной (res extensa) и мыслящей (rescogitans). Свойства

материальной субстанции — телесность и протяженность.

Мыслящая субстанция — это душа, дух, сознание.

В этой идее о двух качественно различных субстанциях в

новоевропейской культуре прозвучала идея об онтологи-

ческойраздвоенности мироздания, о коренной

противоположности человека и природы. Материальная субстанция,

представленная как механизм, где господствует закон

неизменности количества движения, рассматривалась как

противоположность мыслящей субстанции, которая

свободна и автономна, способна творчески осуществлять

интеллектуальную деятельность.

Дуализм в новоевропейской философии выражал

активную роль мыслящей субстанции, ее способность создавать

идеальные схемы и модели мироздания. Она была

объективно необходимой для раскрытия возможностей

рационалистического типа философствования и отвечала задачам

становления науки, которая основывалась на

противопоставлении субъекта и объекта. Субъект определяется

способностью мыслить, выдвигать и обосновывать идеи и

гипотезы. Объект имеет ему присущие свойства и качества,

которые «прозрачны» для познающего субъекта.

Онтологическая раздвоенность мироздания порождает и

гносеологический дуализм, противопоставление субъекта

и объекта. Окказионалисты, Б. Спиноза пытались

преодолеть онтологический дуализм, рассматривая дух и материю

как атрибуты единой субстанции. Г. Лейбниц, перейдя от

дуализма к плюрализму монад, определял материальное

как способ проявления духовного и ввел принцип

«предустановленной гармонии».

В философии 19 и 20 вв. дуализм имеет скорее

гносеологический, чем онтологический, характер. Рассмотрение

проблем соотношения эмпирии и рациональных схем,

априорного и апостериорного и т. п. — все это имело в

качестве своей основы гносеологический дуализм мышления

и бытия. При этом если в докантовской философии

господствовало представление о тождественности порядка и

связи идей и вещей, то в гносеологическом учении И. Канта

обращается внимание на разрыв между мышлением и

вещами. Он уже осознает, что природа вещей не дана в своей

непосредственности мышлению, притязаниям которого

доступна лишь их феноменальная форма. Познание

рассматривается как конструктивный процесс мышления,

сопрягаемый с опытом. Неокантианцы (Г. Риккерт и др.)

вводят дуализм «ценностей» и «действительности», А. О. Лав-

джой, описывая «бунт против дуализма» в истории

философии, настаивает на необходимости дуализма мышления

и природы вещей.

В современной философии (Р. Рорти и др.) проводится

мысль о необходимости преодоления дуализма как

традиции новоевропейской мысли.

A.A. Любимов

ДУНС СКОТИоанн (Joannes Duns Scotus) (ок. 1266, Дуне,

Шотландия — 8 ноября 1308, Кёльн) — францисканский

богослов, философ, крупнейший представитель

средневекового концептуализма’, «тончайший доктор» (doctor

subtilis). Преподавал в Оксфорде, Париже, Кёльне.

Главные сочинения — комментарии к «Сентенциям» Петра

Ломбардского: оксфордский комментарий, известный как

Ordinatio (в других изданиях — Commentaria Oxoniensia,

Opus Oxoniense), и парижский — Reportata Parisiensia.

Сохраняя верность традиции августинианства, Дуне Скот

одновременно ее реформирует. Он первым из теологов-

францисканцев отказывается от учения Августина о

необходимости особого божественного озарения для

достижения истинного знания, допуская, вслед за Аристотелем,

во-первых, что человеческий ум обладает способностью

приобретать достоверное знание о сушем, во-вторых, что

всякое познание

Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать, Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать бесплатно, Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать онлайн