Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин

системы санскрита. Что

же касается скорости речевого потока, то она зависит от

быстроты смены положения органов артикуляции и

поэтому не входит в фонетическую систему как таковую. В связи

с этим различия в долготе связываются Бхартрихари с базо-

716

ДЬЮИ

выми звуками, а индивидуальная скорость звукоизвлече-

ния — с вариативными. В последующих лингвофилософ-

ских концепциях вайкрита ассоциируется с «проявленной»

(vaikhari) речью, а пракрита — с «срединной» (madhyama),

звучащей «про себя». Высшая же, «видящая» (pasyanti)

речь коррелирует со спхотой. См. также Философия языка

в Индии.

В. Г. Лысенко

2. В индийской эстетике дхвани обычно интерпретируется

как «намек» или «внушение», возникающие в результате

знакомства с поэтическим произведением. Автором

концепции дхвани являлся крупнейший индийский теоретик

Анандавардхана (9 в.). Придерживаясь традиционного

взгляда на основу или «тело» поэзии, понимаемое как

сочетание слова (sabda) и выражаемого с его помощью

смысла (artha), Анандавардхана предложил новое тол

кование «души» поэзии. В отличие от предшественников он

видел «душу» поэзии не в аланкарах, гунах или вритти,

а в особом скрытом, суггестивном воздействии

художественного текста, которому дал название дхвани. При этом

Анандавардхана не отрицал важности выраженного и

явного смысла. Подобно тому как тело является

вместилищем души, скрытый смысл может восприниматься

лишь при посредстве выраженного. Поясняя эту мысль,

Анандавардхана приводит в пример человека, который,

нуждаясь в свете, заботится о его источнике — пламени

и светильнике. Аналогичным образом должен поступать

и поэт, создающий выраженный смысл, но имеющий

главное намерениепередать смысл невыраженный. В

этом смысле дхвани основывалось на своего рода

языковой игре и возникало благодаря умелому обращению как

с содержательными, так и с формальными

возможностями речи. Скрытый смысл возбуждался фонемами,

падежными окончаниями, словом как таковым, законченным

предложением и т. д. Он мог восприниматься и по частям,

но полностью проявлялся лишь в контексте всего

произведения. Главную цель воссоздания скрытого смысла

Анандхавардхана видел в построении высказываний,

способствующих возбуждению расы. Раса в качестве особого

рода эмоции, возникающей при знакомстве с

художественным произведением, не могла, согласно Анандавард-

хане, создаваться словами как таковыми, но зато

пробуждалась в сердце чувствительного слушателя (или зрителя в

театре) благодаря внушению дхвани. Верно подобранные

слова, употребленные в соответствующих сочетаниях и

формах, вследствие дхвани заставляли аудиторию

испытывать определенное чувство, переживая состояние

любви, радости, скорби, гнева, отваги, страха, отвращения,

удивления и покоя. Концепция дхвани имела множество

последователей, создав новую точку отсчета для развития

средневековой индийской поэтики.

Я. Р. Лидова

ДХЬЯНА(санскр. dhyana, пали jhana, кит. ch’an, япон.

zen —размышление, созерцание, медитация,

сосредоточение) — понятие индийского религиозно-философского

умозрения. Часто отождествляется с медитацией как методом

религиозного самосовершенствования. В более

техническом смысле разрабатывается в буддизме и в йоге Патанджали.

В буддизме термином «дхьяна» обозначалась совокупность

медитативных практик — 4 дхьяны или 8 дхьян, —

использованных Буддой в опыте «пробуждения» (бодхи) и

достижения нирваны и являющихся обязательными для всех

верующих, стремящихся к высшему духовному совершенству.

Буддийские тексты подчеркивают отличие дхьяны от

практики аскезы, популярной среди аскетов эпохи Будды: вместо

подавления деятельности чувств — их постепенная

релаксация, сопровождаемая чувством облегчения и блаженства

при сохранении контроля сознания, а затем поэтапное

«отключение» сознания вплоть до полного его исчезновения.

Традиция тхеравады объединяет 8 дхьян категорией саматха

покой, успокоение, отличая их от более активной вилас-

саны — «инсайт-медитации», связанной с прозрением

четырех буддийских истин. В других школах хинаяны дхьяна

трактуется как способ подавить «волнение» дхарм и достичь

нирваны. Практика дхьяны развивалась и в школах махая-

ны. В «Ланкаватара сутре» упоминаются четыре дхьяны,

отличные от дхьян тхеравады. В тантризме практика дхьяны

была дополнена рецитацией мантр (магических

заклинаний) и созерцанием мандал (магических диаграмм). Каждой

из дхьян соответствует свой мистический мир, населенный

существами, достигшими соответствующей дхьяны.

Разработка методов дхьяны легла в основу учения

китайской школы чань, японской дзэн, вьетнамской тхиен. В

йоге Патанджали дхьяной называется одна из ступеней

концентрации, когда мысль постоянно возвращается

к своему объекту, становясь тем самым однородной и

однонаправленной (екаграта).

В. L Лысенко

ДЬЮИ(Dewey) Джон (20 октября 1859, Барлингтон, штат

Вермонт— 1 июня 1952, Нью-Йорк) —

американскийфилософ, основоположник инструменталистской версии

прагматизма. Им написано более 30 книг, охватывающих

психологию, эпистемологию, этику, логику, эстетику,

социальную философию, образование. По окончании

Вермонтского университета (1879) работал учителем в

школе. Учился в университете Джона Гогасинса (с 1884 —

доктор философии), где слушал лекции Ч. Пирса, изучал

работы Гегеля, Дарвина, Т. Хаксли. Их влияние сказалось

в принятии им принципа процессуальности. С1884

преподавал в университете Миннесота, в 1888—89 — в

Мичиганском, в 1902—04 — в Чикагском университетах. При

последнем организовал экспериментальную школу и

апробировал идеи деятельностного обучения. С 1904

преподавал в Колумбийском, университете (Нью-Йорк), тогда

же им был основан «The Journal of Philosophy, Psychology

and Scientific Method» (c 1920 —«The Journal of

Philosophy»). В 1929 он отошел от активной преподавательской

работы. Прагматист, инструменталист, бихевиорист в

теории, Дьюи стремился воплотить свои идеи на практике:

организовал Американскую ассоциацию

университетских профессоров, Новую школу социальных

исследований, боролся за внедрение в жизнь идей

прогрессивного образования, социального либерализма и гуманизма.

Выступал с лекциями в Китае, Японии. Мексике. В 1929

посетил СССР, опубликовал «Впечатления о Советской

России и революционном мире» (Impressions of Soviet

Russia and the Revolutionary World. N. Y, 1929). Участвовал

в общественном суде, который снял с Л. Троцкого

обвинения Москвы в шпионаже (Мексика, 1935).

Свой творческий путь Дьюи начал в кон. 19 в., занявшись

психологией и педагогикой. Как и У. Джемс, он считал

тогдашнюю психологию опытной наукой, объясняющей

717

ДЬЮИ

человека в его целостности и индивидуальности и

делающей анахроничными дуалистические объяснения

философов, защищал идею «философии как психологии». В

отличие от Джемса, Дьюи в большей мере испытал влияние

гегелевской историцистской философии, считая

возможным подправить ее трансцендентализм натурализмом

Дарвина и эмпиризмом здравого смысла.

Идея о необходимости нового типа философствования,

релевантного новому социокультурному контексту, в

развернутой форме представлена в книге «Реконструкция

в философии» (Reconstruction in Philosophy. Boston, 1920).

Применив к истории мысли социогенетический подход,

Дьюи отверг интеллектуалистский взгляд, согласно

которому философия представляет собой теоретическую

рефлексию по поводу теоретических проблем, и сделал

вывод, что в ней выражается не природа мира, а

верования людей: в псевдотеоретической форме метафизические

системы служили для консервации исторически

изживших себя культурных установок. Придерживаясь

активистского взгляда на философию и веря в возможность ее

превращения в инструмент повышения разумности людей,

Дьюи советовал отказаться от теоретизма и онтологизма и

рефлексивно заняться ценностными проблемами

человека, этикой, социальной теорией. Философия у Дьюи

является разновидностью морального учения, совпадает с

образованием, является Просвещением с большой буквы.

Предельным основанием, на котором строятся как

эпистемологические, так и социально-этические конструкции

философии Дьюи, является понятие «опыт». В «Опыте

и природе» (Experience and Nature. Chi., 1925) Дьюи

дистанцируется от гегелевского трансцендентализма, локков-

ского и кантовского вариантов эмпиризма,

противопоставлявших опыт и природу и порождавших дуализм духовного

и телесного, субъекта и объекта. Свою позицию он

называет «эмпирическим натурализмом», подчеркивая намерение

показать одновременную включенность природы в опыт, а

опыта в природу. Опыт, по Дьюи, — весь жизненный мир

человека в его органической целостности,

многочисленных связях и взаимодействиях, в которые вовлечен

человек. Он охватывает созданное эволюцией природы,

задающее диспозиции поведения на бессознательном уровне,

и наследие истории и культуры, и индивидуальный вклад

человека. Между природой, сознанием, культурой имеет

место непрерывность, взаимопереход, длительность. Опыт

творится в «поле взаимодействующих событий», выступая

одновременно материалом для рефлексии, методом

исследования и рефлексией как таковой. При холистическом

и организмическом понимании опыта элементаристские

и формальные методы не годятся, для его исследования

Дьюи предложил другие методы — контекстуальный,

инструментальный, функциональный, прагматический.

Книга «Поиск достоверности» (The Quest for Certainty.

N. Y, 1929) посвящена критике гносеологической

интенции философии, направленной на отыскание конечного

и достоверного фундамента истинного знания. Эта

интенция порождена ложным представлением об отражательной

способности сознания и пассивным взглядом на процесс

познания. Вместо понятия «отражение» Дьюи предложил

понятие «исследование» (inquiry). Это — превращение

неопределенной, проблемной ситуации в целостную,

контролируемую, поддающуюся разрешению. Этапами

исследования являются: формулировка проблемы,

предположения, выбор гипотезы, ее апробация непосредственным или

воображаемым действием, результатом — «удовлетворите

льное соглашение» субъектов.

Свою философию Дьюи часто называл

инструментализмом, подчеркивая важность для его строя мысли

отношения к понятиям, научным законам, логическим приемам

как орудиям для исследования и разрешения проблемной

ситуации. В процессе их использования происходит

естественный отбор наиболее практичных. Практичный,

или «прагматичный», по Дьюи, следует понимать как

соотнесение приемов мышления и всех рефлексивных

соображений со следствиями для определения их смысла и

проверки. Последствия могут быть любыми —

эстетическими, моральными, политическими (Essays in

Experimental Logic. Chi., 1916, p. 130). По Дьюи, мы должны

полагаться на результаты науки в освоении мира и стремиться

применять ее методы в философии. Считал, что научное

знание более адекватно проявляется в инженерном деле,

медицине, социальных дисциплинах, приложимых к

социальной и моральной сферам, нежели в «чистой»

математике или физике.

Дьюи вошел в историю мысли 20 в. не только как

философ, но и как теоретик и деятель образования. Его работы

«Школы будущего» (Schools of Tomorrow. N. Y, 1915),

«Демократия и образование» (Democracy and Education. N. Y,

1916), «Прогрессивное образование и наука образования»

(Progressive Education and Science of Education. Washington,

1928), «Опыт и образование» (Experience and Education.

N. Y, 1938), «Образование сегодня» (Education To-day. N. Y,

1940) оказали огромное воздействие на мировую

педагогическую мысль. Он развивал теорию прогрессивного

образования и в ее рамках выдвинул ряд новых для его времени

идей: обучение как исследование и выработка навыков

самостоятельного мышления, обучение и переобучение всех

возрастных категорий и др. Дьюи верил (и в этом состоял

существенный момент его социал-реформистского кредо),

что образование — важнейший инструмент

предоставления гражданам равенства возможностей и формирования

демократического сознания.

Социальная философия Дьюи проникнута мелиоризмом

и оптимистическим убеждением в приложимости к

общественным делам метода «кооперативной

интеллектуальности». Общество, по Дьюи, — органическая целостность,

состоящая из множества институтов, в своем

функционировании порождающих дисбалансы. Последние должны

решаться так же, как они решаются в инженерном деле.

Для их предупреждения общество нуждается в

планировании в соответствии с научной теорией, рациональной

программой и демократическим идеалом; социальные

действия должны способствовать реализации социального и

морального потенциала личности. Для этого

«…демократия должна стать воинствующей верой» (Liberalism and

Social Action. N. Y, 1935, p. 31).

Джона Дьюи именуют в США «философом № 1», его идеи

пустили мощные корни в общественном сознании и

оказали влияние на философский натурализм, аналитическую

философию, феминизм, постмодернизм (Р. Рорти) и др.

течения.

Соч.: The Influence of Darwin on Philosophy and Other Essays in

Contemporary Thought. N. Y, 1910; How We Think. Boston, 1910.

Essays in Experimental Logic. Chi., 1916; Human Nature and

Conduct: An Introduction to Social Psychology. N. Y, 1922; Individualism,

Old and New. N. Y., 1930; Philosophy and Civilization. N. Y, 1931;

718

ДЭВИДСОН

A Common Faith. New Haven, 1934; Art as Experience. N. Y., 1934:

Logic: the Tbeoiy of Inquiry. N. Y., 1938; Freedom and Culture. N.

Y, 1939; Theory of Valuation. Chi., 1939; Problems of Men. N. Y,

1946; Психология и педагогика мышления. M., 1915; Введение в

философию воспитания. М., 1921.

Лит.: Schupp Р. А. (ed.). The Philosophy of John Dewey, Evanston,

III., 1939; White M. The Origin of Dewey’s Instrumentalism. N. Y,

1943; Hook S. John Dewey: Philosopher of Science and Freedom. N.

Y, 1950; John Dewey, His contribution to the American Tradition.

Indianapolis, 1955; Bernstein R. John Dewey. N. Y, 1966; MacDermott J.

The Philosophy of John Dewey. Chi., 1981.

Я. С Юдина

ДЭ(кит. — добродетель, благодать, а также качество,

дарование, достоинство, достояние, доблесть, моральная

сила, закономерность) — одна из фундаментальных

категорий китайской философии, манифестация дао. Иногда

отождествлялась с кармой, mana и virtus. Использовалась

для передачи буддистского понятия «гуна». В самом общем

смысле обозначает основное качество, обусловливающее

наилучший способ существования каждого

отдельного существа или вещи, т.е. индивидуальную «благодать»,

поэтому часто определяется посредством омонима —

дэ-«достижение». Поскольку специфику человека

китайские мыслители конфуцианского толка обычно

усматривали в способности придерживаться «долга/справедливости»

(и) и «благопристойности/этикета» (ли), его дэ в основном

понималось как «добродетель», хотя могло означать,

подобно арете, чисто телесные достоинства. Будучи

индивидуальным качеством, дэ относительно (в отличие от

всеобщего и потому

Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать, Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать бесплатно, Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать онлайн