системы санскрита. Что
же касается скорости речевого потока, то она зависит от
быстроты смены положения органов артикуляции и
поэтому не входит в фонетическую систему как таковую. В связи
с этим различия в долготе связываются Бхартрихари с базо-
716
выми звуками, а индивидуальная скорость звукоизвлече-
ния — с вариативными. В последующих лингвофилософ-
ских концепциях вайкрита ассоциируется с «проявленной»
(vaikhari) речью, а пракрита — с «срединной» (madhyama),
звучащей «про себя». Высшая же, «видящая» (pasyanti)
речь коррелирует со спхотой. См. также Философия языка
в Индии.
В. Г. Лысенко
2. В индийской эстетике дхвани обычно интерпретируется
как «намек» или «внушение», возникающие в результате
знакомства с поэтическим произведением. Автором
концепции дхвани являлся крупнейший индийский теоретик
Анандавардхана (9 в.). Придерживаясь традиционного
взгляда на основу или «тело» поэзии, понимаемое как
сочетание слова (sabda) и выражаемого с его помощью
смысла (artha), Анандавардхана предложил новое тол
кование «души» поэзии. В отличие от предшественников он
видел «душу» поэзии не в аланкарах, гунах или вритти,
а в особом скрытом, суггестивном воздействии
художественного текста, которому дал название дхвани. При этом
Анандавардхана не отрицал важности выраженного и
явного смысла. Подобно тому как тело является
вместилищем души, скрытый смысл может восприниматься
лишь при посредстве выраженного. Поясняя эту мысль,
Анандавардхана приводит в пример человека, который,
нуждаясь в свете, заботится о его источнике — пламени
и светильнике. Аналогичным образом должен поступать
и поэт, создающий выраженный смысл, но имеющий
главное намерение — передать смысл невыраженный. В
этом смысле дхвани основывалось на своего рода
языковой игре и возникало благодаря умелому обращению как
с содержательными, так и с формальными
возможностями речи. Скрытый смысл возбуждался фонемами,
падежными окончаниями, словом как таковым, законченным
предложением и т. д. Он мог восприниматься и по частям,
но полностью проявлялся лишь в контексте всего
произведения. Главную цель воссоздания скрытого смысла
Анандхавардхана видел в построении высказываний,
способствующих возбуждению расы. Раса в качестве особого
рода эмоции, возникающей при знакомстве с
художественным произведением, не могла, согласно Анандавард-
хане, создаваться словами как таковыми, но зато
пробуждалась в сердце чувствительного слушателя (или зрителя в
театре) благодаря внушению дхвани. Верно подобранные
слова, употребленные в соответствующих сочетаниях и
формах, вследствие дхвани заставляли аудиторию
испытывать определенное чувство, переживая состояние
любви, радости, скорби, гнева, отваги, страха, отвращения,
удивления и покоя. Концепция дхвани имела множество
последователей, создав новую точку отсчета для развития
средневековой индийской поэтики.
Я. Р. Лидова
ДХЬЯНА(санскр. dhyana, пали jhana, кит. ch’an, япон.
zen —размышление, созерцание, медитация,
сосредоточение) — понятие индийского религиозно-философского
умозрения. Часто отождествляется с медитацией как методом
религиозного самосовершенствования. В более
техническом смысле разрабатывается в буддизме и в йоге Патанджали.
В буддизме термином «дхьяна» обозначалась совокупность
медитативных практик — 4 дхьяны или 8 дхьян, —
использованных Буддой в опыте «пробуждения» (бодхи) и
достижения нирваны и являющихся обязательными для всех
верующих, стремящихся к высшему духовному совершенству.
Буддийские тексты подчеркивают отличие дхьяны от
практики аскезы, популярной среди аскетов эпохи Будды: вместо
подавления деятельности чувств — их постепенная
релаксация, сопровождаемая чувством облегчения и блаженства
при сохранении контроля сознания, а затем поэтапное
«отключение» сознания вплоть до полного его исчезновения.
Традиция тхеравады объединяет 8 дхьян категорией саматха
— покой, успокоение, отличая их от более активной вилас-
саны — «инсайт-медитации», связанной с прозрением
четырех буддийских истин. В других школах хинаяны дхьяна
трактуется как способ подавить «волнение» дхарм и достичь
нирваны. Практика дхьяны развивалась и в школах махая-
ны. В «Ланкаватара сутре» упоминаются четыре дхьяны,
отличные от дхьян тхеравады. В тантризме практика дхьяны
была дополнена рецитацией мантр (магических
заклинаний) и созерцанием мандал (магических диаграмм). Каждой
из дхьян соответствует свой мистический мир, населенный
существами, достигшими соответствующей дхьяны.
Разработка методов дхьяны легла в основу учения
китайской школы чань, японской дзэн, вьетнамской тхиен. В
йоге Патанджали дхьяной называется одна из ступеней
концентрации, когда мысль постоянно возвращается
к своему объекту, становясь тем самым однородной и
однонаправленной (екаграта).
В. L Лысенко
ДЬЮИ(Dewey) Джон (20 октября 1859, Барлингтон, штат
Вермонт— 1 июня 1952, Нью-Йорк) —
американскийфилософ, основоположник инструменталистской версии
прагматизма. Им написано более 30 книг, охватывающих
психологию, эпистемологию, этику, логику, эстетику,
социальную философию, образование. По окончании
Вермонтского университета (1879) работал учителем в
школе. Учился в университете Джона Гогасинса (с 1884 —
доктор философии), где слушал лекции Ч. Пирса, изучал
работы Гегеля, Дарвина, Т. Хаксли. Их влияние сказалось
в принятии им принципа процессуальности. С1884
преподавал в университете Миннесота, в 1888—89 — в
Мичиганском, в 1902—04 — в Чикагском университетах. При
последнем организовал экспериментальную школу и
апробировал идеи деятельностного обучения. С 1904
преподавал в Колумбийском, университете (Нью-Йорк), тогда
же им был основан «The Journal of Philosophy, Psychology
and Scientific Method» (c 1920 —«The Journal of
Philosophy»). В 1929 он отошел от активной преподавательской
работы. Прагматист, инструменталист, бихевиорист в
теории, Дьюи стремился воплотить свои идеи на практике:
организовал Американскую ассоциацию
университетских профессоров, Новую школу социальных
исследований, боролся за внедрение в жизнь идей
прогрессивного образования, социального либерализма и гуманизма.
Выступал с лекциями в Китае, Японии. Мексике. В 1929
посетил СССР, опубликовал «Впечатления о Советской
России и революционном мире» (Impressions of Soviet
Russia and the Revolutionary World. N. Y, 1929). Участвовал
в общественном суде, который снял с Л. Троцкого
обвинения Москвы в шпионаже (Мексика, 1935).
Свой творческий путь Дьюи начал в кон. 19 в., занявшись
психологией и педагогикой. Как и У. Джемс, он считал
тогдашнюю психологию опытной наукой, объясняющей
717
человека в его целостности и индивидуальности и
делающей анахроничными дуалистические объяснения
философов, защищал идею «философии как психологии». В
отличие от Джемса, Дьюи в большей мере испытал влияние
гегелевской историцистской философии, считая
возможным подправить ее трансцендентализм натурализмом
Дарвина и эмпиризмом здравого смысла.
Идея о необходимости нового типа философствования,
релевантного новому социокультурному контексту, в
развернутой форме представлена в книге «Реконструкция
в философии» (Reconstruction in Philosophy. Boston, 1920).
Применив к истории мысли социогенетический подход,
Дьюи отверг интеллектуалистский взгляд, согласно
которому философия представляет собой теоретическую
рефлексию по поводу теоретических проблем, и сделал
вывод, что в ней выражается не природа мира, а
верования людей: в псевдотеоретической форме метафизические
системы служили для консервации исторически
изживших себя культурных установок. Придерживаясь
активистского взгляда на философию и веря в возможность ее
превращения в инструмент повышения разумности людей,
Дьюи советовал отказаться от теоретизма и онтологизма и
рефлексивно заняться ценностными проблемами
человека, этикой, социальной теорией. Философия у Дьюи
является разновидностью морального учения, совпадает с
образованием, является Просвещением с большой буквы.
Предельным основанием, на котором строятся как
эпистемологические, так и социально-этические конструкции
философии Дьюи, является понятие «опыт». В «Опыте
и природе» (Experience and Nature. Chi., 1925) Дьюи
дистанцируется от гегелевского трансцендентализма, локков-
ского и кантовского вариантов эмпиризма,
противопоставлявших опыт и природу и порождавших дуализм духовного
и телесного, субъекта и объекта. Свою позицию он
называет «эмпирическим натурализмом», подчеркивая намерение
показать одновременную включенность природы в опыт, а
опыта в природу. Опыт, по Дьюи, — весь жизненный мир
человека в его органической целостности,
многочисленных связях и взаимодействиях, в которые вовлечен
человек. Он охватывает созданное эволюцией природы,
задающее диспозиции поведения на бессознательном уровне,
и наследие истории и культуры, и индивидуальный вклад
человека. Между природой, сознанием, культурой имеет
место непрерывность, взаимопереход, длительность. Опыт
творится в «поле взаимодействующих событий», выступая
одновременно материалом для рефлексии, методом
исследования и рефлексией как таковой. При холистическом
и организмическом понимании опыта элементаристские
и формальные методы не годятся, для его исследования
Дьюи предложил другие методы — контекстуальный,
инструментальный, функциональный, прагматический.
Книга «Поиск достоверности» (The Quest for Certainty.
N. Y, 1929) посвящена критике гносеологической
интенции философии, направленной на отыскание конечного
и достоверного фундамента истинного знания. Эта
интенция порождена ложным представлением об отражательной
способности сознания и пассивным взглядом на процесс
познания. Вместо понятия «отражение» Дьюи предложил
понятие «исследование» (inquiry). Это — превращение
неопределенной, проблемной ситуации в целостную,
контролируемую, поддающуюся разрешению. Этапами
исследования являются: формулировка проблемы,
предположения, выбор гипотезы, ее апробация непосредственным или
воображаемым действием, результатом — «удовлетворите
льное соглашение» субъектов.
Свою философию Дьюи часто называл
инструментализмом, подчеркивая важность для его строя мысли
отношения к понятиям, научным законам, логическим приемам
как орудиям для исследования и разрешения проблемной
ситуации. В процессе их использования происходит
естественный отбор наиболее практичных. Практичный,
или «прагматичный», по Дьюи, следует понимать как
соотнесение приемов мышления и всех рефлексивных
соображений со следствиями для определения их смысла и
проверки. Последствия могут быть любыми —
эстетическими, моральными, политическими (Essays in
Experimental Logic. Chi., 1916, p. 130). По Дьюи, мы должны
полагаться на результаты науки в освоении мира и стремиться
применять ее методы в философии. Считал, что научное
знание более адекватно проявляется в инженерном деле,
медицине, социальных дисциплинах, приложимых к
социальной и моральной сферам, нежели в «чистой»
математике или физике.
Дьюи вошел в историю мысли 20 в. не только как
философ, но и как теоретик и деятель образования. Его работы
«Школы будущего» (Schools of Tomorrow. N. Y, 1915),
«Демократия и образование» (Democracy and Education. N. Y,
1916), «Прогрессивное образование и наука образования»
(Progressive Education and Science of Education. Washington,
1928), «Опыт и образование» (Experience and Education.
N. Y, 1938), «Образование сегодня» (Education To-day. N. Y,
1940) оказали огромное воздействие на мировую
педагогическую мысль. Он развивал теорию прогрессивного
образования и в ее рамках выдвинул ряд новых для его времени
идей: обучение как исследование и выработка навыков
самостоятельного мышления, обучение и переобучение всех
возрастных категорий и др. Дьюи верил (и в этом состоял
существенный момент его социал-реформистского кредо),
что образование — важнейший инструмент
предоставления гражданам равенства возможностей и формирования
демократического сознания.
Социальная философия Дьюи проникнута мелиоризмом
и оптимистическим убеждением в приложимости к
общественным делам метода «кооперативной
интеллектуальности». Общество, по Дьюи, — органическая целостность,
состоящая из множества институтов, в своем
функционировании порождающих дисбалансы. Последние должны
решаться так же, как они решаются в инженерном деле.
Для их предупреждения общество нуждается в
планировании в соответствии с научной теорией, рациональной
программой и демократическим идеалом; социальные
действия должны способствовать реализации социального и
морального потенциала личности. Для этого
«…демократия должна стать воинствующей верой» (Liberalism and
Social Action. N. Y, 1935, p. 31).
Джона Дьюи именуют в США «философом № 1», его идеи
пустили мощные корни в общественном сознании и
оказали влияние на философский натурализм, аналитическую
философию, феминизм, постмодернизм (Р. Рорти) и др.
течения.
Соч.: The Influence of Darwin on Philosophy and Other Essays in
Contemporary Thought. N. Y, 1910; How We Think. Boston, 1910.
Essays in Experimental Logic. Chi., 1916; Human Nature and
Conduct: An Introduction to Social Psychology. N. Y, 1922; Individualism,
Old and New. N. Y., 1930; Philosophy and Civilization. N. Y, 1931;
718
ДЭВИДСОН
A Common Faith. New Haven, 1934; Art as Experience. N. Y., 1934:
Logic: the Tbeoiy of Inquiry. N. Y., 1938; Freedom and Culture. N.
Y, 1939; Theory of Valuation. Chi., 1939; Problems of Men. N. Y,
1946; Психология и педагогика мышления. M., 1915; Введение в
философию воспитания. М., 1921.
Лит.: Schupp Р. А. (ed.). The Philosophy of John Dewey, Evanston,
III., 1939; White M. The Origin of Dewey’s Instrumentalism. N. Y,
1943; Hook S. John Dewey: Philosopher of Science and Freedom. N.
Y, 1950; John Dewey, His contribution to the American Tradition.
Indianapolis, 1955; Bernstein R. John Dewey. N. Y, 1966; MacDermott J.
The Philosophy of John Dewey. Chi., 1981.
Я. С Юдина
ДЭ(кит. — добродетель, благодать, а также качество,
дарование, достоинство, достояние, доблесть, моральная
сила, закономерность) — одна из фундаментальных
категорий китайской философии, манифестация дао. Иногда
отождествлялась с кармой, mana и virtus. Использовалась
для передачи буддистского понятия «гуна». В самом общем
смысле обозначает основное качество, обусловливающее
наилучший способ существования каждого
отдельного существа или вещи, т.е. индивидуальную «благодать»,
поэтому часто определяется посредством омонима —
дэ-«достижение». Поскольку специфику человека
китайские мыслители конфуцианского толка обычно
усматривали в способности придерживаться «долга/справедливости»
(и) и «благопристойности/этикета» (ли), его дэ в основном
понималось как «добродетель», хотя могло означать,
подобно арете, чисто телесные достоинства. Будучи
индивидуальным качеством, дэ относительно (в отличие от
всеобщего и потому