абсолютного дао), поэтому «благодать»
для одних может негативно оцениваться другими. Дэ —
собирательный образ всего множества разнонаправленных
сил, способных приходить в столкновение друг с другом,
поэтому гармонизирующая их универсальная «благодать»
часто выделяется посредством специальных эпитетов:
«предельная», «великая», «таинственная», «сиятельная» и
т. п. То, что для конкретного индивида является его
«частной», или «отдельной благодатью» (сы, ли дэ), напр.,
незаконное обогащение с точки зрения «общей благодати» (тун
дэ) оценивается как «нечестивая», «темная», «развратная»
или «плохая благодать» (сюн, хунь, цзянь, э дэ). Как
«внутреннее», органичное и естественное качество дэ составляет
основную оппозицию с «внешней» физической силой,
насилием, наказаниями и законом. Сочетание «у дэ» — «пять
благодатей» со времен Цзоу Яня (3 в. до н. э.) синонимично
у сын — «пяти элементам».
В «Лунь юе» «благодать» изреченна, более того — родит дар
слова, состоит в «верности», «благонадежности» и «долге/
справедливости», противостоит прельщающей внешности
(цветовому образу — сэ) и почвенной закоренелости (ту).
«Благодатью» следует отвечать на «благодать», а не на
вражду, что соответствует мысли «Ши цзина»: «Нет безответной
благодати». В отношениях же между дэ благодать
«благородного мужа» (цзюнь цзы) доминирует над благодатью
«ничтожного человека» (сяо жэнь), как ветер над травой.
Идеальна гармония между дэ правителя и подданных,
выражаемая главным тезисом «Да сюэ» об общественном
благоустройстве как «выявлении сиятельной благодати в
Поднебесной», которое предполагает предварительное
духовное и телесное самосовершенствование личности.
В «Чжуан-цзы» предельное всемогущество дао
проявляется в естественном детерминизме «благодати»: «Знать, что
тут ничего не поделаешь, и спокойно принимать это как
предопределение есть предел благодати». Дэ «проникает в
небо и землю», подразделяется на восемь разновидностей:
левое и правое, нравственную норму и
долг/справедливость, долю и различение, соперничество и борьбу. Три
благодати конкретной личности — высокоросл ость,
дородство, красота, а «предельная благодать сердца» —
Восходящие к «Лунь юю» и «Чжуан-цзы» соответственно
конфуцианская и даосская трактовки дэ развивались в
русле эволюции концепций дао.
Лит.: От магической силы к моральному императиву: категория
«дэ» в китайской культуре. М., 1998.
А. И. Кобзев
ДЭВИДСОН(Davidson) Дональд (р. 1917) —
американский философ и логик. Учился в Гарвардском
университете. Защитил (1949) диссертацию о диалоге Платона «Фи-
леб». Преподавал философию в Стэнфорде (1951—67),
профессор (с 1960). С 1967—70 профессор в Принсто-
не, Рокфеллере (1970—76), Чикаго (1976-81). С 1981 г.
профессор в университете Беркли. Первый круг
проблем, который он обсуждает, —методология
формальной семантики для естественных языков. В 1967 в статье
«Истина и значение» (Truth and Meaning, Synthese, v. 17)
он, обращаясь к теории истины Тарского, разрабатывает
формальную теорию значения, используемую при
обучении естественному языку. Он стремится выявить
механизмы порождения бесконечного количества истинных
предложений естественного языка из конечного набора
аксиом и правил вывода. Понимание отдельного
предложения предполагает способность понимания человеком
всего языка (холистический тезис).
Второй круг проблем, который исследует Дэвидсон
начиная с 1973 (статья «Radical Interpretation». — «Dialectica»,
vol. 27), связан с описанием и объяснением человеческих
действий, с ролью понятия причинности в них.
Человеческое действие основано на принципе рациональности,
которая в свою очередь предполагает каузальное объяснение
в пространственно-временной системе координат.
Критерий идентификации различных действий: событие А
идентично событию В, если А и В имеют одни и те же причины
и следствия.
Важный момент теории действия Дэвидсона —
исследование ментальных событий и новое обоснование
психологии. Он выдвигает три принципа: 1) такие ментальные
события, как восприятия, воспоминания, решения,
каузально связаны с физическими событиями; 2) события,
которые находятся друг к другу в отношении причины и
следствия, подчинены каузальным законам; 3) не
существует каузальных законов, на основе которых можно
предсказать и объяснить ментальные события. Свою позицию
Дэвидсон называет «аномальным монизмом» в противовес
«номологическому монизму», подчеркивая несводимость
ментальных событий к физическим и онтологический
статус событий. Ментальные события невозможно
редуцировать к физическим событиям (напр., к возбуждению
нервных окончаний). Источником реальности он считает
коммуникативные акты, которые формируют образ мира
для каждого из участников коммуникации.
Коммуникацию он рассматривает, исходя из холистских
представлений о природе речи. Интерпретация речевого акта
актуализирует сложную лингвистическую структуру, которую
719
ДЮГЕМП.
слушающий предполагает существующей у говорящего и
которая включает в себя совокупность отношений между
производимыми им языковыми знаками и их значениями.
Понять своего собеседника — значит «схватить» эту
структуру Естественно, что представление о ней всегда будет
гипотетическим, может изменяться в ходе коммуникации
и базируется на «языковой диспозиции» участников
коммуникации.
Для осуществления коммуникации необходимы общее
поле, совокупность лингвистических структур, присущая
всем собеседникам, или «концептуальная схема». Ничто
не может быть признано реальным, если оно не
порождено в процессе коммуникации, происходящей в рамках
определенной концептуальной схемы. Это признание не
может быть результатом конвенции. Успех коммуникации
доказывает существование общей (для всех участников)
истинной картины мира. Поэтому, как утверждает
Дэвидсон, «изучение наиболее общих аспектов языка будет
изучением наиболее общих аспектов реальности» (Метод
истины в метафизике. — В кн.: Аналитическая философия:
становление и развитие. М., 1998, с. 345). Теория
радикальной интерпретации встретила возражения В. А. Фостера,
которая не может обеспечить интерпретативный характер
теории. А. И. Гольдман подверг критике теорию действия
Дэвидсона за отождествление причин и следствий.
Соч. Общение и конвенциональность. — В кн.: Философия,
логика, язык. М., 1987, с. 213—233; Об идее концептуальной
схемы. — В кн.: Аналитическая философия. Избр. тексты. М.,
1993, с. 144—159; Когерентная теория истины и познания. — В
кн.: Метафизические исследования, вып. 11. СПб., 1999; Mental
Events in Semantics of Natural Language. Dordrecht, 1971; Freedom
to Act. — Essays on Freedom of Action. L, 1973; Belief and Basis of
Meaning. — «Synthese», vol. 27, 1974; Essays on Actions and Events.
Oxf., 1980; Inquiries into Truth and Interpretations. Oxf., 1984.
Лит.: Action and Events: Perspectives on the Philosophy of
Davidson, ed. E. Le Pore, B. Mclanhlin. Oxf., 1985; Truth and
Interpretation: Perspectives on the Philosophy of D. Davidson, ed. E. Le Pore.
Oxf, 1986.
Г. Б. Гутнер, А. П. Огурцов
ДЮГЕМП. — см. Дюэм Я.
ДЮРКГЕЙМ(Durkheim) Эмиль ( 15 апреля 1858, Эпиналь —
15 ноября 1917, Париж) — французский философ и
социолог, создатель французской социологической школы.
Основатель и издатель журнала «Социологический
ежегодник» (1896—1913). С его именем связана институци-
онализация социологии во Франции, создание
социологических кафедр в Бордосском и Парижском
университетах. Разрабатывая теоретико-методологические основы
социологии, Дюркгейм следовал традициям контовского
позитивизма — руководствовался образцами
естественных наук, утверждал принципы эмпирической
обоснованности, точности и доказательности выводов. Условием
превращения социологии в самостоятельную науку
Дюркгейм считал наличие особого предмета и
соответствующего метода. Особой реальностью, изучением которой
не занималась до сих пор ни одна из наук, является
социальная реальность или совокупность социальных фактов,
обладающих самостоятельными характеристиками и
несводимых к физическим, психологическим, экономическим
и т. п. фактам действительности. Объективное,
независимое от индивидов существование и способность оказывать
на людей принудительное давление — главные признаки
социальных фактов. Отсюда проистекает их способность
регулировать индивидуальное и групповое поведение.
Дюркгейм различал морфологические социальные факты,
составляющие «материальный субстрат» общества
(физическая плотность населения — количество населения на
единицу плошади, и мор&чьная частота или интенсивность
общения между индивидами, а также наличие путей
сообщения, характер поселений), и социальные факты духовной
природы — «коллективные представления», в совокупности
составляющие коллективное или общее сознание. Исследуя
гл. о. факты духовного порядка (мораль, религию, право),
Дюркгейм нередко гипертрофировал их действительные
социальные функции, подчеркивал их необычайно большую
роль в жизни общества, нередко отождествлял с обществом,
а последнее называл Богом. Взгляды Дюркгейма
развивались на базе теоретико-методологической концепции,
получившей название социологизма. В онтологическом
плане его социологизм утверждал наличие специфической
автономной реальности — социальной, отличающейся от
любой другой — биологической, психической,
экономической. При этом в духе социального реализма общество
трактовалось как вне- и надындивидуальная реальность.
В методологическом плане социологизм предполагал
принцип «объяснять социальное социальным» и отвергал
всякий редукционизм. Дюркгейм ратовал за распространение
социологического метода на все общественные науки,
заслужив упреки в социологическом экспансионизме.
Позиция Дюркгейма была направлена против психологизма и
социального атомизма Г. Тарда (см. Атомизм социальный);
с которым он вел упорную и длительную полемику. Теория
общества, сравниваемого с организмом, давала ему
возможность обосновать идею общественной солидарности.
Вопрос о том, каковы связи, объединяющие людей,
конкретизировался как определение природы и функций
общественной солидарности в современном развитом обществе
в отличие от примитивных, или традиционных, обществ,
как объяснение перехода от одной общественной формы
к другой. В духе типичной для 19 в. идеи конструирования
двух идеальных типов общества, между которыми
существует историческая преемственность, Дюркгейм строил
дихотомию обществ с механической (в архаическом обществе)
и органической (в развитом обществе) солидарностью как
двух звеньев единой эволюционной цепи. Механическая
солидарность основана на неразвитости и сходстве
индивидов и их общественных функций, органическая — на
разделении труда. Общественное разделение труда, предполагая
обмен продуктами своей деятельности между индивидами,
создает общественную солидарность, интегрирует
общество, обеспечивает единство социального организма.
Рассматривая солидарность как высший моральный принцип,
Дюркгейм считал моральным и само разделение труда.
Антагонизм труда и капитала, моральный и
экономический кризисы он считал отклонением от нормы,
результатом недостаточной отрегулированности отношений между
классами, следствием отставания культуры от экономики. С
целью ликвидировать это отставание Дюркгейм предлагал
создавать профессиональные корпорации, которые будут
вырабатывать и внедрять в жизнь новые нормы,
регулирующие отношения между трудом и капиталом,
способствующие развитию личности и преодолению кризиса. Все это, по
720
дюэм
его мнению, будет служить преодолению аномии —
состояния морального вакуума, безнормности, когда старые
нормы уже не выполняют свои функции, а новые еще не
сложились. Дюркгейм модернизировал традиционное понимание
религии, усматривая в обществе источник представлений о
священном и объявляя общество Богом. Поскольку главной
функцией религии является создание общественной
солидарности, в нее должны включаться все представления и
действия, выполняющие эту функцию. Порождением
религиозной жизни, в частности выполнения обрядов, Дюркгейм
считал способности человека к логической классификации
и созданию общих понятий (концептов). Широко известно
применение теоретико-методологической концепции
социологизма к анализу такого конкретного социального
явления, как самоубийство. Его главной причиной, согласно
Дюркгейму, является утрата индивидом связей с обществом,
а также состояние экономического и морального кризиса и
сопутствующая им аномия.
Общественно-политическая позиция Дюркгейма
характеризовалась активной деятельностью на поприще
образования и просвещения, выступлениями против клерикально-
монархической реакции, войны, борьбой за
прогрессивные реформы. Дюркгейм и его социологическая школа
оказали существенное влияние на развитие социальных
наук во Франции. Он признан классиком социологии,
чьи концепции легли в основу формирования
теоретического фундамента современной социологии.
Соч.: О разделении общественного труда. Метод социологии. М.,
1991; Социология. Ее предмет, метод, предназначение. М., 1995;
Самоубийство: социологический этюд. М., 1994; Социология
образования. М., 1996; Les formes elementaires de la vie religieuse. P., 1912.
E. В. Осипова
ДЮФРЕН(Dufrenne) Микель (р. 1910) — французский
философ и эстетик. Использовал феноменологический
метод Гуссерля для анализа искусства и эстетического
опыта. На мировоззрение раннего Дюфрена наиболее
сильное влияние оказали идеи Хайдеггера и Мерло-Понти.
В дальнейшем испытат воздействие Ааорно и Маркузе.
В первый период своего творчества, в работе
«Феноменология эстетического опыта» (1953), Дюфрен занят
исследованием специфики художественно-эстетическ
ого отношения человека к миру и сопряженного с ним
чувственно-смыслового уровня субъективности.
Занимался обоснованием онтологического значения
эстетического опыта, возможности которого определяются
особым видом аффективного априори. Оно одновременно
задает как ценностно-смысловую структуру
эстетического объекта, так и экзистенциальную позицию субъекта,
посредством чувств выражающую глубину человечного
в человеке. Поскольку аффективное априори идентично
экзистенциальному и космологическому аспекту бытия,
то эстетический опыт приобретает наиважнейшее
значение. Искусство не только возвращает человека к
самому себе, но и открывает «человеческий облик» вещей,
выражая тем самым гармоничное единство человека и
природы и позволяя ему вернуться к исконному,
непотребительскому отношению к ней. Придавая большое
значение анализу языка искусства, Дюфрен выступил
против одностороннего сведения художественного произведе-
ния к его знаковой структуре, лингвистическому или
семантическому аспекту.
Во второй период творчества, начавшийся после
студенческих волнений 1968, Дюфрен акцентирует внимание
на проблемах эстетизации повседневности,
взаимосвязи художественной практики и политики,
искусства и революции. Критикуя официальное
искусство, развивает концепцию обновленного искусства,
искусства-игры. Последнее служит разрушению
антигуманных технократических и бюрократических
структур, преодолению отчуждения человека. Это искусство
освобождает воображение и творческие способности
человека, возвращает утраченный вкус к наслаждению
и счастью созидания прекрасного, превращая жизнь в
праздник. Искусство-игра вписывает художественную
практику с ее свободой и творчеством в
повседневность, объединяет всех людей в общем деле, утверждает
более гуманный тип ценностей в отношениях человека
к миру, природе и самому человеку.
Соч.: Phenomenologie de l’experience