Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин

esthetique. P., 1953; Pour

l’homme. P., 1968; Art et politique. P, 1974; Esthetique et philosophie.

P., 1967.

В. Л. Кошелева

ДЮЭМ, Дюгем (Duhem) Пьер (10 июня 1861, Париж — 14

сентября 1916, Кабреснан) — французский

физик-теоретик, философ и историк науки. Профессор физики в

университетах Лилля, Ренна, Бордо. Автор работ в

области термодинамики, гидродинамики, теории упругости.

Одним из первых осознал важную роль истории науки для

эпистемологии.

Предмет философского анализа у Дюэма — физическая

теория, рассматриваемая в свете двух исторических

традиций: линии Декарта—Лапласа (теория как объяснение) и

линии Паскаля—Ампера (теория как описание).

Согласно Дюэму, физическая теория не является

гипотетическим объяснением экспериментальных законов на основе

скрытой от наблюдения реальности. Подобные

объяснения составляют сферу метафизики, от которой наука по

мере своего развития должна освобождаться. Основная

цель теории — описание, т.е. логическая систематизация

и классификация большого числа экспериментальных

законов. При этом, однако, Дюэм признавал, что целью

физической теории является также постепенное

превращение ее в естественную классификацию, отражающую

действительный порядок вещей, который недоступен

нашему восприятию. Он отвергал традиционное

толкование описания как индуктивного обобщения

наблюдаемых явлений и резко критиковал индуктивистскую

историографию. Опытные данные не имеют

самодовлеющего характера — они всегда рассматриваются сквозь

призму теоретических понятий, превращающих

экспериментальные данные в символические конструкции,

которые индуктивизма Дюэм фальсифицировал одну из

наиболее влиятельных программ в историографии

физики, в значительной мере способствуя новому пониманию

самого предмета истории науки.

Многочисленными примерами Дюэм доказывал, что

выбор и определение понятий, благодаря которым могут

быть поняты физические феномены, зависят от теорий и

что эволюция теорий приводит к изменениям понятий,

а также к реинтерпретации фактов. То же самое

относится и к законам. Напр., законы Кеплера, помещенные

721

дюэм

в контекст ньютоновской динамики, определяемой

понятиями силы и массы, полностью изменяют свой смысл.

Переход от статуса законов экспериментальных к статусу

законов, выведенных из группы теоретических

предложений, имплицирует фундаментальную модификацию их

смысла и формы. В то же время Дюэм стремился

доказать, что задача теории состоит в описании, т.е.

классификации, экспериментальных законов. Все ценное в

теории связано с описанием, все плохое и отрицательное —

с объяснением. Прогресс экспериментальной физики

состоит в том, что ее описательная часть почти целиком

входит в новую теорию, между тем как объяснительная

часть отпадает, уступая место новому объяснению.

Благодаря описательной части развитие науки приобретает

кумулятивный характер. Это верно в отношении

математических наук, где однажды приобретенные истины

вместе с их доказательствами не дают повода для каких-либо

дискуссий. К подобному идеалу весьма близко подходит и

математическая физика.

Влияние Дюэма на современную философию науки

оказалось двойственным. С одной стороны, он принял эстафету

господствовавшей в то время позитивистской

философии науки и развил это направление, предвосхитив ряд

важнейших постулатов логического эмпиризма. С другой

стороны, Дюэм подготовил почву для постпозитивизма,

который взял на вооружение целый ряд

фундаментальных идей, прежде всего о теоретической нагруженности

фактов, зависимости научных законов от теоретической

системы в целом и др. Внутренняя противоречивость дю-

эмовской концепции нашла свое выражение в

существовании этих диаметрально противоположных направлений в

западной философии науки. Важным вкладом Дюэма в

эпистемологию является переоценка отношений между

философией науки и историей науки. Начиная с Дюэма,

онастановитсяинтегральнойчастьюфилософскогоанали-

за науки наравне с эпистемологией и методологией.

Соч.: Les origines de la statique, v. 1 — 2. P., 1905—06; Etudes

sur Leonardo de Vinci, v. 1—3. P., 1906 — 13; Essai sur la notion

de theone physique de Platon a Galilee. P., 1908; Le systeme du

monde, v. 1 — 10. P., 1913—59; Физическая теория, ее цель и

строение. СПб., 1910.

В. С. Черняк

ОСНОВНЫЕ СОКРАЩЕНИЯ

ГОРОДА

К. — Киев

Л. — Ленинград

M — Москва

М—Л. — Москва—Ленинград

Пг. — Петроград

СПб. — Санкт-Петербург

В. — Berlin

Bait. — Baltimore

Bdpst. — Budapest

Berk. — Berkeley

Brux.— Bruxelles

Bue. — Bucuresti

Cambr. — Cambridge

«ВФ» — «Вопросы философии»

Лебедев. Фрагменты — Фрагменты ранних греческих философов, ч. 1: От эпических теокосмогоний до

возникновения атомистики, издание подготовил А. В. Лебедев, М., 1989.

Столяров. Фрагменты — Фрагменты ранних стоиков, перевод и комментарий А. А. Столярова, т. 1—2.

M., 1998-2000-.

ANRW — Aufstieg und Niedergang der romischen Welt. Geschichte und Kultur Roms im Spiegel der neueren

Forschung, hrsg. W. Haase, H. Temporini, Teu I—IL В., 1972—1999-.

CAG — Commentaria in Aristotelem Graeca, edita consilio et auetoritate Academiae Litterarum Regiae

Borussicae, v. 1-23. Berolini, 1882-1909. Supplementum, v. 1-3, 1885-1903 (1960-1961).

DK I-II—Diels H.} Kranz W. (Hrsg.). Die Fragmente der Vorsokratiker (griechisch und deutsch), 6 Aufl. В.,

1951-1952.

GGP — Grundriss der Geschichte der Philosophie, begrundet von F. Ueberweg. Vollig neubearbeitete Ausgabe.

Die Philosophie der Antike, hrsg. v. H. Flashar. Basel — Stuttg., 1983-1994.

MPG — MigneJ. P Patrologiae cursus completus, series I: Ecclesia graeca, v. 1—167. P., 1857—1912.

MPL — Migne J. P. Patrologiae cursus completus, series IL Ecclesia latina, v. 1—221 (218—221 Indices). R,

1841-1864.

RE —Paulys Real-Encyclopadie der classischen Altertumswissenschaft. Neubearbeitung hrsg. v. G. Wissowa,

W. Kroll u. a. Reihe 1, 2 (nebst Supplement 1 ff.), 1894-.

SVF — Stoicorum veterum fragmenta, collegit I. ab Arnim, v. 1—4 (v. 4 Indices). Lipsiae, 1921—24 (repr.

Stutgardiae, 1968).

Другие античные и средневековые источники даются в общепринятой международной системе

сокращений.

Chi. — Chicago

Cph. — Copenhagen

Fr./M. — Frankfurt am Main

Gen. — Geneve

Gott. — Gottingen

Hamb. — Hamburg

Hdlb. — Heidelberg

1st. — Istland

L. — London

Los Ang. — Los Angeles

Lpz. — Leipzig

Mass. — Massachusetts

Мех. — Mexico

Mil. — Milano

Munch. — Munchen

N.Y.-New York

Oxf. — Oxford

P. — Paris

Phil. — Philadelphia

S.F. — San Francisco

Stockh. — Stockholm

Stuttg. — Stuttgart

Tub. — Tubingen

W. — Wien

Warsz. — Warszava

Z. — Zurich

ИЗДАНИЯ

80 ЛЕТ ИНСТИТУТУ ФИЛОСОФИИ

РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК

Институт философии РАН — высшее в России философское учреждение. Он создан

в 1928-29 гг. как подразделение Коммунистической академии при ЦИК СССР.

В 1936 г. в связи с ликвидацией Комакадемии Институт был передан в состав

Академии наук СССР, а с 1991 г. является учреждением Российской академии наук.

Первоначально Институт был организован путём объединения Философской

секции Комакадемии и основанного в 1921 г. Г.Г. Шпетом Института научной

философии МГУ, входившего в состав Российской ассоциации научно-исследовательских

институтов общественных наук (РАНИОН). Как Философская секция, так и

Институт научной философии РАНИОН возглавлялись в тот момент A.M. Дебориным.

Он же стал первым директором нового Института.

Создание Института философии именно в этот период не было ни случайностью,

ни чисто административным решением. Оно стало завершением длительной борьбы

A.M. Деборина и его последователей за «реабилитацию» философии как

самостоятельной науки.

В первые годы после революции 1917 г. доминировало мнение, что философия

должна уйти в прошлое вместе со всей «буржуазной» культурой. Философские

журналы были закрыты, крупнейшие философы-идеалисты — высланы из страны.

Марксизм трактовался лишь как теория общественного развития. В высших учебных

заведениях отсутствовали философские кафедры, вместо учебных курсов по

философии читались курсы исторического материализма. Со страниц теоретических

журналов «Под знаменем марксизма», «Вестник Коммунистической академии» и др.

высказывались нигилистические оценки философии и её будущего (A.A. Богданов,

И.А. Боричевский, Э.С. Енчмен, М.Н. Лядов, CK. Минин), фактически

возрождавшие отрицание философии в первом позитивизме.

В этих условиях развернулась борьба за право философии на существование.

A.M. Деборин и его сторонники (Г.К. Баммель, С.Л. Гоникман, В.А. Тер-Ваганян,

А.Я. Троицкий) защищали статус философии как самостоятельной науки,

подчёркивали наличие философской составной части в марксизме и

последовательно проводили мысль о том, что адекватно понять это учение можно лишь овладев

философской культурой, освоив богатство мировой философской мысли. В 1921 г.

A.M. Деборин, возглавив философское отделение Института красной профессуры,

собрал со всей страны талантливых молодых людей и в кратчайшие сроки —

за три года обучения на основе систематической работы с первоисточниками, помог

их формированию как оригинальных философов, вскоре внесших своими трудами

ценный вклад в разработку целого ряда философских проблем. В числе

слушателей первого набора ИКП были Б.М. Гессен, H.A. Карев, И.К. Луппол, ЯЗ. Стэн,

О.М. Танхилевич, Г.С. Тымянский, В.А. Юринец и др. Выпускники философского

отделения ИКП составили костяк Философской секции Комакадемии.

Вопрос о создании Философской секции Комакадемии был впервые поставлен

в июле 1926 г. До этого в Комакадемии в рамках Секции научной методологии

функционировала небольшая группа научной философии во главе с С.С. Кривцовым,

занимавшаяся в основном социологическими исследованиями. В январе 1927 г. была

724

создана самостоятельная Философская секция Комакадемии. Председателем

Секции стал A.M. Деборин, в её составе работали И.И. Агол, В.Ф. Асмус, Г.К. Баммель,

P.M. Выдра, Б.М. Гессен, H.A. Карев, М.Л. Левин, И.К. Луппол, В.Н. Слепков, ЯЗ.

Стэн, А.Я. Троицкий и др. Секция включала также сотрудников из бывшей

философской группы Секции научной методологии: И.Я. Вайнштейна, Ф.Е. Тележникова

и др. Были образованы подсекции: диалектического материализма, исторического

материализма, философии естествознания.

Основной формой работы были научные доклады: «закрытые» — в кругу членов

Секции, и «открытые» — с привлечением широкой публики. В последнем случае

давалось объявление о заседании, на которое приглашались все желающие. Во время

заседания мог выступить содокладчик по теме, происходили прения, докладчик

выступал с заключительным словом. Материалы некоторых заседаний публиковались

в журналах «Вестник Коммунистической академии» и «Под знаменем марксизма».

В 1926-1927 гг. были прочитаны доклады: Ф.Е. Тележников «Социологическое

учение Дюркгейма», М.Л. Ширвиндт «Англо-американский неореализм», В.Ф. Асмус

«Диалектика в системе Декарта», A.M. Тальгеймер «Соотношение классов и

классовая борьба в Нидерландах при жизни Спинозы», Г.Ф. Дмитриев «Спиноза и

механистическое миропонимание» и др.

Были проведены две юбилейные научные сессии: в марте 1927 г. «250-летие со

дня рождения Спинозы» и в ноябре 1927 г. «Философия в СССР за 10 лет после

революции». Секцией был издан ценнейший библиографический справочник Я.С.

Розанова по вышедшей в России в 1917 — 1927 гг. философской литературе. Было

решено приступить к созданию «Философского словаря». Позже этот замысел

трансформировался в идею создания «Философской энциклопедии». Налаживались

контакты с периферийными научно-исследовательскими центрами и вузами.

Организовывая Философскую секцию, A.M. Деборин изначально мыслил её как

переходную ступень к созданию Института философии. Считая необходимым

придать новому учреждению более высокий статус, он предложил создать Институт

философии не на базе РАНИОН, а в составе Комакадемии. Новый Институт объединял,

таким образом, все существующие исследовательские структуры по философии и

становился ведущим философским центром в СССР.

18 мая 1928 г. было принято постановление Президиума Комакадемии о создании

Институтафилософии.ДиректоромназначалсяА.М.Деборин,учёнымсекретарёмИ.П.

Подволоцкий. Была также образована Комиссия, в задачу которой входило

практическое осуществление слияния Философской секции Комакадемии и Института научной

философии РАНИОН. Сотрудниками философской секции Комакадемии были

подготовлены документы по структуре и планам научно-исследовательских работ,

которые и утвердила Комиссия. По существу, слияние двух научных учреждений

проходило как поглощение Института научной философии РАНИОН Философской

секцией Комакадемии. 6 ноября 1928 г. A.M. Деборин сообщил на заседании Комиссии о

положительном решении вопроса о создании Института философии в ЦК ВКП(б).

Штатный состав Института философии в те годы отличался от современного.

Работники подразделялись на две группы. Первая состояла из действительных членов

и членов-корреспондентов, вторая — из старших и младших научных сотрудников.

Действительные члены избирались. Ими могли быть только признанные учёные,

известные своими работами. Основная их задача заключалась в том, чтобы ставить

на обсуждение доклад с фундаментальной разработкой какой-либо теоретической

проблемы. Членами-корреспондентами были учёные, проживавшие не в Москве, а

в других городах — крупных центрах науки и образования. Старшими научными со-

725

трудниками становились учёные, постоянно работающие в составе Института над

какой-нибудь определённой актуальной темой; темы утверждались руководством

Института и Президиумом Комакадемии. Младшие научные сотрудники выполняли

научно-вспомогательные функции, связанные с подбором литературы,

библиографией, переводами и пр. По значимости стояли на первом месте действительные члены,

затем старшие научные сотрудники, члены-корреспонденты и младшие научные

сотрудники. Причём, в отличие, скажем от 1950-1970-х гг., степень значимости

должности была прямо пропорциональна количественному составу лиц, её занимающих.

В Институте философии, например, длительное время действительных членов было

свыше тридцати, а младший научный сотрудник

Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать, Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать бесплатно, Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать онлайн