— всего один.
1 декабря 1928 г. на заседании Президиума Комакадемии состоялись
выборы действительных членов Института философии. Прошли 33 кандидатуры: И.И.
Агол, В.В. Адоратский, Л.И. Аксельрод, В.Ф. Асмус, Г.К. Баммель, Н.И. Бухарин,
А.И. Варьяш, Б.М. Гессен, A.M. Деборин, H.A. Карев, К.Н. Корнилов, С.С.
Кривцов, A.B. Кубицкий, М.Л. Левин, И.К. Луппол, A.A. Максимов, К.К. Милонов, В.И.
Невский, И.П. Подволоцкий, В.М. Познер, И.П. Разумовский, В.К. Серёжников,
А.К. Столяров, Я.Э. Стэн, А.К. Тимирязев и др. Преобладающее большинство среди
действительных членов нового Института составили члены Философской секции
Комакадемии, к которым добавилось несколько видных учёных Института научной
философии РАНИОН.
Старшими научными сотрудниками Института были утверждены 16 человек:
И.Я. Вайнштейн, Г.Ф. Дмитриев, М.А. Дынник, Д.Ю. Квитко, СП. Коршунов, А.И.
Рубин, И.Д. Сапир, В.Н. Слепков, Ф.Е. Тележников, Ю.Ф. Франкфурт, М.М.
Фурщик, A.A. Ческис и др., несколько позже — Б.С. Чернышев.
Членами-корреспондентами Института были избраны философы, возглавлявшие
региональные научно-исследовательские институты и вузы, либо философские
кафедры, в том числе: от Ленинграда — С.Л. Гоникман, Г.С. Тымянский, от Харькова
— В.А. Юринец, от Киева — Я.С. Розанов, от Свердловска — H.H. Бобровников, от
Ростова-на-Дону — А.Ф. Вишневский, от Воронежа — П.Ф. Сапожников.
Младшим научным сотрудником остался в единственном числе В.К. Брушлинс-
кий, работавший ранее в Философской секции.
Руководящий орган Института философии — Коллегия была утверждена в
следующем составе: A.M. Деборин (директор), И.П. Подволоцкий (учёный секретарь),
Б.М. Гессен, H.A. Карев, С.С. Кривцов, И.К. Луппол, Я.Э. Стэн.
Поскольку решение о создании Института философии было принято по
согласованию с ЦК ВКП(б), но не прошло через государственные органы, в 1929 г.
возникла проблема с бюджетным финансированием работ. В результате трёхмесячной
переписки руководства Комакадемии с ЦК ВКП(б) и Комитетом по заведованию
учёными и учебными учреждениями при ЦИК СССР конфликт был урегулирован.
Создание Института философии, как ныне установлено, было оформлено
постановлением ЦИК СССР от 12 апреля 1929 г. Эта дата может считаться днём образования
Института философии и отмечается как юбилейная.
В принятой в 1928 г. организационной структуре Института философии
просматривается чёткий план научной работы и общее видение основных направлений и
задач развития философии в стране. В качестве одной из основных работ
Института философии намечалась подготовка «Философской энциклопедии» в пяти томах.
Некоторые тома энциклопедии планировалось издать в составе двух или трёх книг.
В итоге энциклопедия должна была состоять из семи — восьми книг. Структура
Института философии была выстроена таким образом, чтобы его подразделения были
726
одновременно основой для подготовки томов «Философской энциклопедии».
Каждому тому соответствовала секция Института.
Было образовано пять секций: диалектического материализма (зав. H.A. Карев),
исторического материализма (зав. С.С. Кривцов), истории философии (зав. И.К.
Луппол), современной философии (зав. Я. Э. Стэн), диалектики естествознания (зав.
М.Л. Левин). В структуре современного Института философии секции
соответствуют отделам. В 1930 г. секции были разделены на группы, которые соответствуют
современным секторам. В частности, были образованы группа по изучению
диалектики «Капитала» К. Маркса (зав. Б.С. Борилин-Бронштейн), группа философских
вопросов психологии (зав. И.Д. Сапир).
План-проспект «Философской энциклопедии» был опубликован в «Вестнике
Коммунистической академии» в 1928 г. В январе 1929 г. был утверждён примерный
список авторов энциклопедии, включавший помимо сотрудников Института
философии также учёных других научно-исследовательских центров, среди которых
были некоторые представители дореволюционной профессуры и лица, не
принадлежавшие к большевикам (И.П. Вороницын, Б.И. Горев, В.Н. Ивановский, Б.Г. Столп-
нер, А.И. Тюменев).
Планам создания «Философской энциклопедии» в тот период не суждено было
сбыться, но частично они были реализованы в первом издании «Большой советской
энциклопедии». Ещё в 1926 г. A.M. Деборин организовал в «Большой советской
энциклопедии» отдел философии, в котором сотрудничали учёные Философской
секции, а затем Института философии. В БСЭ в эти годы были опубликованы статьи:
В.Ф. Асмуса «Виндельбанд», «Э. Гартман», «Гностицизм», «Гуссерль»,
«Двойственная истина», «Дуализм», «Шлейермахер», «Шопенгауэр», «Юм», «Якоби»; Г.К.
Баммеля «Александрийская философия», «Бессознательное»; Б.М. Гессена
«Энергия», «Энтропия»; A.M. Деборина «Гегель»; М.А. Дынника «Ф. Бэкон», «Вера»,
«Гераклит»; М.Л. Левина «Геккель», «Экология», «Этология»; С.Г. Левита
«Этиология»; И.К. Луппола «Английская философия», «Бюхнер», «Гассенди», «Гоббс»,
«Гольбах»; А.И. Рубина «Гердер», «Я»; Я.Э. Стэна «Ионийская философия»,
«Формализм»; М.Л. Ширвиндта «Шеллинг» и др.
Научные доклады по-прежнему оставались одной из основных форм работы
сотрудников. Теперь они служили углублённой проработке и коллективному
обсуждению наиболее значительных статей готовящейся «Философской энциклопедии». В
1928 г. были прочитаны доклады: Г.К. Баммель «Неогегельянство», И.Я. Вайнштейн
«Пролетарская революция и логика бесконечности», Б.М. Гессен «Статистический
метод в физике и проблема причинности», Д.Ю. Квитко «Философия Льва
Толстого», Ю.В. Франкфурт «Сдвиги в современной рефлексологии». В 1929 г. -доклады:
И.Я. Вайнштейн «Теоретическая экономия как проблема философии», М.А. Дынник
«Учение Гегеля о случайности», К.К. Милонов «Диалектика Маркса в «Капитале»»,
A.A. Ческис «Философская система Гоббса». В 1930 г. — доклады: В.К. Брушлин-
ский «Критическая философия Канта: её сторонники и противники», P.M. Выдра
«О диалектическом мышлении», Л.И. Герман «Интуитивная метафизика
Бергсона», Б.М. Гессен «Проблема самодвижения в механике», Д.Ю. Квитко «Философия
Дьюи» и др.
Важнейшим направлением работы Института в области диалектического
материализма в соответствии с философскими позициями деборинской школы было
исследование развития логических форм мысли и системы категорий материалистической
диалектики, разработка основных принципов диалектической логики.
Приоритетным для решения этих задач считалось изучение диалектики «Капитала» Маркса,
727
его внутреннего методологического строения. Развившиеся в 1950-е — 1960-е годы
исследования диалектики «Капитала» стали, таким образом, возрождением той
основной линии философских поисков, которая была намечена A.M. Дебориным.
В области философских вопросов естествознания на работе Института
философии в период его становления в наибольшей степени сказывалась борьба
между «диалектиками» и «механистами». Противостояние между механистами и
диалектиками в области философии естествознания проходило в 1920-е гг. по линии
признания или отвержения новейших направлений науки: теории относительности,
квантовой механики и хромосомной теории наследственности. Среди механистов
были крупные учёные (СЮ. Семковский, С.Ф. Васильев). Но основные позиции
этого течения определяли такие его лидеры, как А.К. Тимирязев, А.И. Варьяш, С.С.
Перов и др., которые отвергали не только те или иные философские интерпретации
новейших открытий естествознания, но и сами эти открытия, используя при этом
идеологические аргументы. Теория относительности расценивалась ими как махизм,
квантовая механика как физический идеализм, а генетика как буржуазная лженаука.
Заслугой учёных Института философии стало противодействие этим
нигилистическим наскокам. Диалектики, сторонники деборинской школы, не только принимали
новейшие достижения естествознания, но и активно занимались их
методологическим осмыслением, прежде всего в физике (Б.М. Гессен, М.Л. Ширвиндт) и биологии
(И.И. Агол, М.Л. Левин, СТ. Левит, В.Н. Слепков).
Наиболее интенсивную работу учёные Института философии проводили в
области истории философии. Это было связано с тем значением, которое придавалось
в деборинской школе истории философии для адекватного понимания философии
марксизма. Особое внимание уделялось истории диалектики. Сам A.M. Деборин
посвятил специальные исследования диалектике в немецкой классической
философии. Было развёрнуто изучение классиков материалистической философии,
которых невозможно было свободно изучать в дореволюционной России. Сотрудниками
Института был выпущен целый ряд монографий по самым различным проблемам
истории философии. В их числе книги М.А. Дынника о Гераклите, Б.С. Чернышева
о софистах, О.М. Танхилевич об Эпикуре, И.К. Луппола о Дидро, В.Ф. Асмуса о
диалектике Канта, Д.Ю. Квитко о философии Толстого, Ф.Е. Тележникова о
современной французской социологии и др.
Учёные Института переводили и готовили к изданию на русском языке
сочинения великих материалистов. Под руководством A.M. Деборина были основаны серии
«Библиотека материализма» и «Библиотека атеизма», в которых вышли сочинения Т.
Гоббса, Дж. Толанда, Ж. де Ламетри, Д. Дидро, К. Гельвеция, П. Гольбаха, Л. Фейербаха
и др. Работа по изданию философской классики не ограничивалась материалистами.
В 1929 г. был утверждён план издания классиков философии, который включал
избранные сочинения Дж. Бруно, Ф. Бэкона, Г. Лейбница, переписку Р. Декарта, Б.
Спинозы, «Метафизику», «Физику» и логические трактаты Аристотеля, «Всеобщую
историю и теорию неба» и «докритические» работы И. Канта. Полной реализации
этого плана помешал идеологический погром Института в 1930 г., но частично план
был осуществлён. В 1929 г. вышли в свет: первый том «Сочинений» Гегеля с
предисловием A.M. Деборина, «Краткий трактат» Спинозы в переводе и со
вступительной статьёй Г.С. Тымянского и «Краткий трактат о боге, человеке и его блаженстве»
Спинозы в переводе под редакцией А.И. Рубина. «Переписка» Спинозы в переводе
В.К. Брушлинского была издана в 1932 г. Полный русский перевод «Метафизики»
Аристотеля был осуществлён и опубликован A.B. Кубицким в 1934 г.
В декабре 1929 г. на основе Ленинградского института марксизма было обра-
728
зовано Ленинградское отделение Коммунистической академии. В его составе был
учреждён Институт философии во главе с С.Л. Гоникманом. Этот Институт стал
ленинградским филиалом Института философии. В составе Института философии
ЛОКАбыло три секции: методологии (зав, С.Л. Гоникман), истории философии
(зав. Г.С. Тымянский) и современной философии (зав. М.Л. Ширвиндт). В 1936 г.
с ликвидацией Комакадемии Институт был преобразован в Ленинградское
отделение Института философии АН СССР. В нём работали A.C. Айзенберг, Г.С. Белиц-
кий, П.А. Буханов, И.А. Вайсберг, Т.Н. Горнштейн, М.З. Жив, И.Ф. Куразов, П.Л.
Кучеров, Л.О. Леонидов, Э.Ф. Лепинь, Э.Г. Лурье, А.П. Маркузе, А.Р. Медведев,
М.И. Мишин, Л.О. Пипер, Л.Ф. Спокойный, О.М. Танхилевич, В.Р. Ульрих, ЯМ.
Урановский, Б.А. Фингерт, Ю.П. Шейн-Липман, P.A. Янковский и др. В журнале
«Проблемы марксизма» регулярно публиковались статьи сотрудников по различным
проблемам философии.
Уже в первый период деятельности Институт философии стремился к
налаживанию международных связей. A.M. Деборин добился возможности выписывать для
Института зарубежную литературу, прежде всего сочинения классиков и периодику,
текущую философскую литературу на основных языках и книжные новинки.
Основной формой международных контактов Института философии были
зарубежные научные стажировки. A.M. Дебориным был заведён порядок, в соответствии
с которым талантливые выпускники философского отделения ИКП, намечавшиеся
для работы в Философской секции, а затем в Институте философии направлялись
в длительные зарубежные командировки для работы в европейских библиотеках по
избранной теме или же для стажировки у известных европейских профессоров.
Среди задач, которые ставились перед командируемыми, было изучение современной
западной философии и подготовка к переводу на русский язык классических
философских текстов.
Например, Г.С. Тымянский сразу же по окончании философского отделения ИКП
в ноябре 1924 г. был направлен в научную командировку в Германию, где занимался
в Прусской государственной библиотеке, а затем выехал в Англию, где до декабря
1925 г. работал в библиотеке Британского музея. По возвращении Г.С. Тымянского
на родину в его переводе и с его вступительными статьями вышли «Рассуждение
о методе» Декарта (1925), «Принципы философии Декарта» Спинозы (1926).
Также после окончания философского отделения ИКП М.Л. Ширвиндт в октябре 1924
— августе 1925 гг. занимался в библиотеках Лондона, а в августе — ноябре 1925 г. в
берлинских библиотеках. По возвращении им был написан ряд
историко-философских работ по неореализму, неогегельянству и др.
Регулярно в заграничные научные командировки направлялись действующие
сотрудники Института философии. И.К. Луппол в июле — сентябре 1927 г. находился
в научной командировке в Германии (Берлин) и Франции (Париж, Пуатье), в июле
1928 г. — в Берлине, в июле 1930 г. — сентябре 1931 г. снова в Германии, а затем — в
Париже, где работал с первоисточниками по современной западной философии, а
также по французской философии XVIII в. (Дидро, Дешан, Робине). Результатом
этих исследований стал целый ряд статей и монография «Дени Дидро»,
переведённая в 1936 г. в Париже. Д.Ю. Квитко находился в июле — августе 1929 г. в научной
командировке в Берлине, где занимался в Прусской государственной библиотеке и
других библиотеках, имеющих англо-американскую философскую литературу,
которой не было в московских библиотеках. Позже им была написана монография
«Очерки современной англо-американской философии».
Было положено начало участию сотрудников Института философии в между-
729
народных научных форумах. Важным событием II Международного конгресса по
истории науки и техники