защиты
докторских диссертаций: В.Ф. Асмуса «Эстетика классической Греции», Б.Э. Быховского
«Философия Декарта».
С 1935 г. в Институте философии велась, первоначально под руководством Ф.В.
Константинова, подготовка философского словаря. В 1939 г. первое издание
«Краткого философского словаря» вышло под редакцией П.Ф. Юдина и М.М. Розенталя.
В 1930-е гг. в Институте продолжались историко-философские исследования.
Основная роль в их организации принадлежала вновь привлечённому к работе в
Институте И.К. Лупполу. В 1933 г. под его редакцией вышел сборник «Из истории
философии XIX века». В 1934 г. И.К. Луппол представил руководству проект фун-
даментального курса истории философии Нового времени объёмом 45 а. л. и список
возможных авторов. В книге предполагалось дать систематическое изложение
истории философских учений от эпохи Возрождения до середины XIX в., показать пути
развития философии в каждой из стран, в том числе в России. Всё издание должно
было быть основано на научно-исследовательской разработке первоисточников и
рассчитано на квалифицированного читателя. Проект не был реализован по причине
ареста потенциальных авторов, а затем и самого И.К. Луппола.
В 1936 г. руководство Института решило подготовить многотомную «Историю
философии». К работе над ней были привлечены квалифицированные специалисты:
Л.И. Аксельрод, В.Ф. Асмус, Б.Э. Быховский, М.А. Дынник, О.В. Трахтенберг, Б.С.
Чернышёв и др. Первый том вышел в 1940 г., второй в 1941. Эта «История
философии» не устарела даже сегодня. Она была прозвана студентами «серой лошадью»:
«серой» — из-за цвета обложки, «лошадью» — из-за того, что всегда «вывозила» на
экзаменах. Издание было прервано в 1943 г. на третьем томе, в котором Сталин
после известного письма З.Я. Белецкого усмотрел идеологические ошибки, прежде все^
го, касающиеся положительной оценки немецкой классической философии. В связи
с этим в 1944 г. было заменено руководство Института философии. Директором был
назначен В.И. Светлов, проводивший в жизнь новые установки. В 1946 г. его сменил
Г.С. Васецкий. В эти годы в Институте начал выходить непериодический альманах
«Философские записки». Всего вышло шесть его выпусков.
Послевоенное время для Института омрачено общей атмосферой закручивания
идеологических «гаек» и поисков «космополитизма» во всём, в том числе и в
философии. В январе 1947 г. в Институте состоялось инспирированное Сталиным
«обсуждение» книги Г.Ф. Александрова «История западноевропейской философии».
Книга была обвинена в «объективизме», отсутствии партийности. Поскольку Г.Ф.
Александров не сразу уяснил роль, которая ему была здесь отведена, в июне 1947 г.
была организована Всесоюзная дискуссия по его книге. «Дискуссия» имела целью
«пришпорить» философов, мобилизовать их на новом витке идеологической
конфронтации. Единственным положительным результатом её стало создание журнала
«Вопросы философии». В первых номерах журнала его первый главный редактор
Б.М. Кедров опубликовал статьи (М.А. Маркова, И.И. Шмальгаузена, З.А.
Каменского и др.), вполне актуальные и сейчас — правда, именно за это он был спустя год
снят партийными инстанциями со своего поста.
Г.Ф. Александров после «дискуссии» был удалён из аппарата ЦК ВКП(б) и
назначен директором Института философии. По критериям партийной иерархии это
было серьёзным понижением. Чтобы отвести удар от себя, он принялся активно
«выкорчёвывать» «космополитизм» в Институте. В 1948-1949 гг. после публичных
проработок на общеинститутских собраниях ряд сотрудников и аспирантов (Б.М.
Кедров, З.В. Смирнова, С.Л. Рубинштейн, З.А. Каменский, М.З. Селектор, И.А.
Крывелев, О.С. Войтинская, B.C. Библер, И.И. Айзенштейн, Е.М. Вейцман) были
уволены и исключены из партии, либо отделались строгим выговором и
понижением в должности. Стремясь обезопасить себя от обвинений в «космополитизме»,
Г.Ф. Александров ответил отказом на приглашения направить делегацию
Института философии на Международные философские конгрессы в Амстердам (1948) и
Брюссель (1953).
К положительным результатам деятельности Г.Ф. Александрова следует отнести
работу по созданию новой многотомной «Истории философии». Будучи
специалистом по общей теории историко-философского процесса, Г.Ф. Александров
занимался этой работой с увлечением. Но как это часто бывает с коллективными изданиями,
первый том новой «Истории философии» вышел в 1957 г., когда Г.Ф. Александров
не только уже не был директором, но и находился в опале. Кроме того, надо
сказать, что ознакомившись с положением дел в Институте, он выдвинул обширную
программу его дальнейшего развития, включавшую создание новых секторов,
резкое увеличение числа научных сотрудников (старших — с 32-х до 70-ти, младших —
с 26-ти до 70-ти) и аспирантов, активное привлечение к работе в Институте на
началах совместительства ведущих философов столицы и провинции (15 человек).
На одно только внешнее совместительство он запрашивал у руководства АН СССР
в денежном исчислении того времени 60 тысяч рублей. Всё это не могло не
послужить стимулом для дальнейшего развития Института.
Смерть Сталина в 1953 г. не только стала началом нового этапа в развитии
страны, но и ослабила идеологический прессинг в советской философии.
С конца 1950-х — начала 1960-х гг. Институт философии АН СССР (директора:
П.Н. Федосеев в 1955-62 гг., Ф.В. Константинов в 1962-68 гг.) становится центром
новых философских идей и движений в нашей стране, возрождения отечественной
философии, ее возвращения в мировую философию. Этому способствовали
определённые обстоятельства.
Начиная с 1960-х годов, со времён хрущевской «оттепели», появилась целая
генерация философов (тогда это были ещё молодые люди), которые всерьёз отнеслись к
идее научного и гуманистического прочтения наследия К. Маркса. Опора на научное
знание казалась им в тех условиях единственно возможным и надёжным способом
изменения той социальной действительности, которая их не удовлетворяла.
Философия была понята ими как теория и методология познания, точнее, как теория и
методология научного познания.
Разная интерпретация теории познания, так же, как разное истолкование фи-
лософско-методологических идей К.Маркса, сразу же определили возникновение
различных научных школ, вступивших в творческое соревнование друг с другом.
Их лидерами на первых порах были Э.В. Ильенков и A.A. Зиновьев — тогда молодые
преподаватели философского факультета МГУ. В 1955 г. философский факультет
Университета подвергся идеологическому разгрому после работы специальной
комиссии ЦК КПСС именно по причине распространения среди молодёжи
«ревизионистских» идей этих двух людей. После этого Э.В. Ильенков и A.A. Зиновьев
переселились в Институт философии: заниматься научными исследованиями им
было позволено, но вот распространять свои идеи путём преподавания не
разрешалось. В связи с работами Э.В. Ильенкова и A.A. Зиновьева в нашу философию
вошёл целый ряд проблем, которые начали интенсивно обсуждаться: строение
теоретического знания, проблематика абстрактного и конкретного, понимание мышления
как исторически развивающейся деятельности и др. (при этом критикой эмпиризма
и разработкой исторического подхода к познанию наши философы стали заниматься
раньше, чем это было сделано в западной философии и методологии науки).
Из этих школ выделились другие. Идеи Э.В. Ильенкова повлияли на Г.С. Бати-
щева, который затем разработал собственную оригинальную философско-антропо-
логическую концепцию. В её рамках он развивал проблематику овнешнения,
отчуждения, глубинного общения. Семинар, активно работавший в Институте философии
под его руководством около двух десятков лет, установил тесные контакты с рядом
культурологов и педагогов.
Учеником Э.В. Ильенкова был и H.H. Трубников, который начал изучение
экзистенциальной тематики. Его работы, посвященные проблеме времени человеческого
бытия, смысла жизни, были одними из первых исследований такого рода в нашей
литературе послереволюционного времени.
Философско-антропологической и этической тематикой занимался О.Г. Дроб-
ницкий, который был одним из пионеров разработки теории ценностей.
A.A. Зиновьев оказал серьёзное влияние на переориентацию логических
исследований в нашей стране. Именно в это время Институт философии становится
центром по разработке философских проблем символической логики, новых
логических направлений. Эта ориентация была поддержана П.В. Таванцом, а затем развита
В.А. Смирновым, который, начиная с 1980-х гг. возглавил сектор логики и создал
оригинальную логическую школу, работы которой известны сегодня во всём мире.
Наши логики установили весьма плодотворные связи с отечественными
математиками.
В это время в Институте философии начинается основательная разработка
проблем теории познания, методологии науки, в частности, такими философами, как
Д.П. Горский, В.А. Лекторский, B.C. Швырёв, Е.П. Никитин, B.C. Тюхтин, А.Л.
Субботин и др. (проблемы взаимоотношения теории и эмпирии, идеализации и
формализации, объяснения и описания и др.). С начала 1960-х гг. отечественные специалисты
в области логики, методологии науки и теории познания стали регулярно проводить
Всесоюзные конференции по логике и методологии науки, на которых встречались
и активно взаимодействовали философы и специалисты в области частных наук из
самых разных регионов Советского Союза (особенно тесные связи в этой области
установились с философами Украины, Белоруссии, Казахстана, Грузии, Армении,
Эстонии, Литвы). Эти конференции были местом сопоставления разных подходов,
дискуссии представителей разных школ, рождения новых идей.
Начиная с 1960-х гг. интенсивно разрабатывалась проблематика философии
естествознания. Возникло целое направление с многообразной и разветвлённой
тематикой (проблема причинности в современной науке, принцип соответствия,
принцип дополнительности, принцип наблюдаемости, принцип редукции, проблема
глобального эволюционизма и др.). Эта работа, которую возглавляли И.В. Кузнецов,
М.Э. Омельяновский, P.C. Карпинская, Н.Ф. Овчинников, Ю.В. Сачков, Е.В. Мамчур,
И.К. Лисеев и которая велась такими исследователями, как И.А. Акчурин, Ю.Б.
Молчанов, Л.Б. Баженов, В.В. Казютинский и др., проходила в тесном взаимодействии
с выдающимися специалистами в области физики, космологии, биологии и др. наук,
(с такими, в частности, как В.А. Фок, В.А. Амбарцумян, Н.П. Дубинин и др.).
Институт философии выступал как один из главных организаторов регулярно
проводившихся Всесоюзных совещаний по философским проблемам
естествознания. Первое из них было созвано в 1959 г., второе в 1971 г., третье в 1981 г., четвёртое
в 1987 г., пятое в 1994 г. Они оказали исключительное воздействие на осмысление
философско-методологических проблем, возникающих в связи с развитием
современной науки.
В это время начинается новый этап в творческом развитии ряда выдающихся
отечественных философов старшего поколения. С.Л. Рубинштейн, работавший в это
время в Институте философии в качестве заведующего сектором философских
проблем психологии, был не только одним из наших крупнейших психологов, но также
исключительно интересным философом, при этом его философская концепция
лежала в основе его психологических идей. В 1960-е гг. С.Л, Рубинштейн создаёт
оригинальную философско-антропологическую теорию, исходящую из анализа
онтологии человеческого сознания. Б.М. Кедров, работавший в 1960-е гг.
заведующим сектором, предпринимает цикл методологических исследований, исходящих
из исторического подхода к анализу научного познания. В течение ряда лет в
Институте философии работал М.А. Лифшиц — один из крупнейших специалистов в области
эстетики.
Изучение истории философии поднялось на новый уровень. Был предпринят
цикл серьёзных исследований в области западно-европейской философии, в
которых принимали участие, в частности, В.Ф. Асмус и М.А Дынник. Методологические
проблемы историко-философских исследований разрабатывались Т.И. Ойзерманом,
З.А. Каменским. Историко-философская наука обогатилась трудами по античной,
средневековой философии, философии эпохи Возрождения, нового и новейшего
времени (Э.Ю. Соловьёв, Н.В. Мотрошилова, П.П. Гайденко и др.). Исследовались
различные направления современной западной философии — феноменология,
экзистенциализм, неотомизм, философская антропология, критический рационализм,
прагматизм, неопозитивизм, герменевтика, структурализм и др. (Н.С. Юлина, Н.С. Авто-
номова и др.). Появились серьезные исследования формирования и развития взглядов
К. Маркса (Т.И. Ойзерман, Н.И. Лапин), отдельные труды по истории русской
философии (З.В. Смирнова, В.Ф. Пустарнаков и др.). В самостоятельное направление
складывается изучение истории философии в странах Востока (М.Т. Степанянц и др.).
Ведется активная исследовательская работа в области философии культуры, эстетики,
появляются труды в области этики.
Институт философии принимал активное участие в издании классиков мировой
философской мысли. Особо следует выделить инициативу и деятельность
Института по созданию совместно с издательством «Мысль» библиотеки «Философское
наследие», которая на сегодняшний день включает уже более 130 томов. Сам факт
издания массовыми тиражами (от 35 до 100 и более тысяч) классиков мировой
философии, но в особенности — высокий академический уровень изданий, стали
существенным фактором, способствовавшим расширению философского кругозора
общества, повышению культуры философского мышления и образования. Институт
философии в течение многих лет издает еще одну книжную серию классических
текстов — «Памятники философской мысли».
Именно в Институте философии в 1960-е — 1970-е гг. возникли
исследовательские группы, которые стали впоследствии ядром самостоятельных академических
Институтов психологии и социологии.
Очень важным было в это время взаимодействие Института