с журналом «Вопросы
философии», особенно в 1960-е и 1970-е годы, когда главным редактором журнала
был И.Т. Фролов, а его заместителем М.К. Мамардашвили. Журнал в эти годы стал как
бы своеобразным местом притяжения для многих наших интеллектуалов, при этом
не только философов. С журналом активно сотрудничали такие наши выдающиеся
учёные, как H.H. Семёнов, П.Л. Капица, М.А. Марков, В.А. Энгельгардт, Д.К.
Беляев и др. В нём наряду с собственно философскими проблемами обсуждались также
вопросы, которые касались взаимоотношений философии и естествознания, проблем
культуры, образования, истории, были связаны с главными мировоззренческими
исканиями того времени.
Вместе с тем развитие философии проходило в то время в непростых условиях.
Если в области теории познания, философии и методологии науки, логики, в
некоторых разделах философской антропологии, а также в ряде областей истории
философии удалось не только выдвинуть ряд новых идей, но даже создать действующие
научные школы, то в области социальной философии (она, как особенно тесно
связанная с политикой, всегда подвергалась жёсткому идеологическому контролю),
сделать это было гораздо сложнее. Это не значит, что попытки такого рода не
предпринимались. Институт философии искал возможности сотрудничать с А.Ф. Лосевым.
В 1960-1970-е гг. в Институте начал интересную работу семинар по философским
вопросам исторического знания под руководством A.B. Гулыги. Семинар соединил
нетривиально мыслящих философов, а также историков и некоторых других
обществоведов. Однако спустя некоторое время по указанию партийных инстанций он
был закрыт. Та же участь постигла и начинания по новому прочтению и
переоценке учения об общественно-экономической формации (В.Ж. Келле, Ю.М. Бородай
и др.). В середине 70-ых гг. сектор исторического материализма, объединивший
к этому времени ряд интересных философов, пытавшихся недогматически
исследовать проблемы социальной философии и философии истории, был разогнан, многие
его сотрудники, в том числе и заведующий сектором В.Ж. Келле, были вынуждены
Некоторые области философского знания, привлекающие сегодня повышенное
внимание, такие, например, как политическая философия, вообще не могли
существовать в то время. Русская религиозная философия, являющаяся неотъемлемой
частью нашей культуры, практически была под запретом. Работы русских
философов-идеалистов не переиздавались. О них нельзя было упоминать в серьёзных
исследованиях. Развитие нашей философской мысли шло практически в
изоляции от развития современной мировой философии Конечно, изоляция не была
абсолютной: переводилось немало работ современных западных авторов, особенно
по проблемам логики и методологии науки, наши философы регулярно
участвовали в конгрессах по философии науки, однако постоянного рабочего взаимодействия
с западными коллегами, особенно теми, кто разрабатывал фундаментальные
вопросы метафизики, философской антропологии, социальной и политической
философии, не было.
Практически все выдающиеся философы, работавшие в те годы в Институте,
постоянно подвергались идеологическим проработкам, им не всегда легко было
публиковать свои работы. Наиболее показательной в этом отношении является судьба
выдающегося нашего логика, впоследствии также социолога и писателя A.A.
Зиновьева, который за критику советского образа жизни в опубликованной им на Западе
книге «Зияющие высоты» был изгнан из Института философии, а затем и из страны.
Трудности испытывали также авторы, которые не выступали столь открыто. Так,
например, крупнейшая философская работа С.Л. Рубинштейна «Человек и мир»
была напечатана только после смерти автора, да и то не полностью. Важнейшую
работу Г.С. Батищева «Диалектика творчества» не решились публиковать, и она была
депонирована в ИНИОН. Многие свои работы Г.С. Батищев даже и не предлагал
для опубликования, зная, что они будут отвергнуты. Институт философии не
рекомендовал к печати одну из самых интересных работ Э.В. Ильенкова «Проблема
идеального» как идеологически вредную (работа вышла в свет только после смерти
автора). Главная работа H.H. Трубникова «Время человеческого бытия» в течение
7 лет лежала в издательстве.
Партийные инстанции по-прежнему рассматривали Институт философии
прежде всего как идеологическое учреждение. Философское творчество разрешалось
лишь в определённых пределах и областях, наиболее далёких от политики. Да и там
работать было далеко не безопасно. Так, например, попытки разогнать сектор теории
познания предпринимались ещё в 1970-е гг. Главным в работе Института
философии с точки зрения властей, было идеологическое обеспечение политики партии —
в виде разработки проблем научного коммунизма, подготовки учебников,
излагавших официальную версию философии диалектического и исторического
материализма и т.д. Широкая публика судила о нашей философии прежде всего по этим
учебникам, которые отбивали вкус к настоящей философской мысли у тех, кто
их читал. Наши крупнейшие философы были известны лишь в узких кругах интел-
лигенции (хотя в это время у них установились хорошие контакты с рядом
психологов, педагогов, историков, социологов, математиков, естествоиспытателей).
Два выдающихся человека, волею судеб ставшие на короткий срок директорами
Института философии, пытались изменить характер его деятельности — сделать
творчество главным в его работе. Это были П.В. Копнин (в 1968-1971 гг.) и Б.М.
Кедров (в 1973-1974 гг.). Оба серьёзно повлияли на то, что делалось в Институте
философии. Но оба потерпели поражение в своих далеко идущих реформаторских
начинаниях. П.В. Копнин скончался в возрасте 49 лет, будучи затравленным бдительными
идеологами, усмотревшими крамолу в его планах. Б.М. Кедров вынужден был уйти
с поста директора уже через год под давлением партийных инстанций, назначивших
специальную комиссию по проверке его деятельности. Директором Института
философии был назначен Б.С. Украинцев (в 1974-83 гг.), при котором идеологические
проработки достигли особо высокого накала.
На рубеже 90-х годов XX века при директорстве Г.Л. Смирнова (в 1983-85 гг.),
а затем уже в годы перестройки, но в особенности после августа 1991 года, в
рамках Института философии под руководством директоров Н.И. Лапина (1985-1988)
и B.C. Степина (1988-2005) и A.A. Гусейнова (с 2006 г.) сложилась новая и в целом
благоприятная ситуация для развития философии. Решающим фактором,
способствовавшим этому, явилась отмена монополии марксистского мировоззрения,
централизованного государственного контроля за идеологией. Философия стала тем, чем
ей и надлежит быть — свободным интеллектуальным творчеством, критерии
истинности которого заключается в нем самом и вырабатываются в рамках
академического сообщества.
Если суммировать очевидные, эмпирически фиксируемые изменения в
деятельности Института философии за последние 15-20 лет, которые являются
показательными для философского процесса в стране в целом, они состоят в следующем:
— Необычайно возросли и творческая активность, и продуктивность философов.
Количество названий публикуемых произведений возросло в десятки раз, и
философская литература по раскупаемости стоит на одном из первых мест. Журнал
«Вопросы философии» (с 1988 г. его главный редактор В. А. Лекторский) по тиражу
лидирует среди двухсот пятидесяти журналов, издаваемых Российской академией наук.
— Расширилась тематика исследований, начали заново складываться
исследовательские области, которые ранее находились под подозрением — политическая
философия, философия религии, прикладная этика (этика ненасилия, биоэтика).
В настоящее время практически нет такой области философского знания, которая
не исследовалась бы в Институте философии.
— Разнообразными стали отстаиваемые авторами философские позиции.
Философы, не связанные уже внешними требованиями маркировать свои взгляды
марксистской риторикой, оказались исключительно восприимчивы к школам, идеям
и методам, которые культивируются современной, прежде всего,
западноевропейской философией. Что касается марксистской философии, то она продолжает
существовать как одна из школ, наряду с другими. Трудно сказать, какая из философских
традиций и школ является в Институте философии доминирующей.
— Были ликвидированы своего рода лакуны в изучении и исследовании
философии, обусловленные сугубо идеологическими причинами — это относится к
византийской философии, религиозной философии европейского средневековья, к тем школам
и авторам современной западной философии, которые были маркированы в
качестве критиков коммунистического строя. Но, пожалуй, самым большим белым пятном
на карте официальной советской идеологии была русская религиозная философия
премией в области науки и техники за 2003 год. Работа по обобщенному анализу
достижений философской мысли была продолжена подготовкой
специализированных энциклопедических изданий по этике, античной философии, индийской
философии, эпистемологии и философии науки.
Институт философии — это уникальное, единственное в своем роде научное
учреждение. Здесь в рамках одного трудового коллектива (юридического лица)
собраны исследователи по всем основным предметно выделенным областям
философского знания. Они распределены по 28 научным подразделениям, сведенным в шесть
направлений (отделов): эпистемологии и логики; философии науки; социальной
и политической философии; аксиологии и философской антропологии;
методологических проблем изучения человека; истории философии. Высшей инстанцией,
регулирующей направления, тематику исследований, а также оценивающей
качество и результативность, является Ученый совет в составе 30-40 человек, избираемый
научными сотрудниками через процедуру тайного голосования и обновляемый раз
в пять лет. В содержательном плане научные сотрудники и подразделения, Институт
философии в целом, обладают исключительно высокой степенью самостоятельности.
Жизнь в научных подразделениях организована таким образом, что
индивидуальная работа сотрудников (в библиотеках, архивах, за домашним письменным столом)
дополняется еженедельными совместными обсуждениями. Постоянно
осуществляется взаимосвязь между различными научными подразделениями. Достаточно
сказать, что в Институте философии действуют более 30 постоянных теоретических
семинаров; ежегодно проходят сотни различных научных форумов (симпозиумов,
«круглых столов», чтений и т.п.), в том числе 2-3 больших международных
конференции (конгресса), издается 7 ежегодников, 6 журналов. При этом следует учесть,
что каждый исследователь и сам по себе, а также через свое научное подразделение
и Институт в целом включен в сеть разнообразных научных связей с отечественными
и зарубежными коллегами.
В ходе такой целенаправленной деятельности по расширению возможностей и
сфер философского познания создается интеллектуально насыщенная и
одновременно конкурентная среда, которая задает режим постоянного творческого поиска.
Хорошо известно, что философия представляет собой сугубо
индивидуальное творчество, едва ли не столь же индивидуальное как поэзия, изобразительное
искусство, музыка. Однако столь же несомненным, хотя и слабо
артикулируемым, является следующий факт: философы не возникают случайно и в одиночку.
Они появляются кластерами, группами. Софисты, Сократ и сократические школы
в Афинах V-IV вв. до н.э., немецкий классический идеализм в конце XVIII — начале
XIX веков в Германии — самые яркие примеры. Если говорить о нашей стране, то
можно сослаться на религиозную философию Серебряного века и
философов-шестидесятников. Поэтому так важно беречь традиции, школы, культивировать
философские споры, разнообразить события философской жизни, поддерживать атмосферу,
пронизанную духом философии. Институту философии РАН на протяжении
последних 50 лет с разной степенью успешности, но, тем не менее, удавалось это делать.
Было короткое время, когда подразделения Института назывались лабораториями.
На самом деле — весь Институт филосфии в целом является своеобразной
лабораторией философской мысли, И его основная миссия и основная задача заключается в
том, чтобы искать и находить философское осмысление вызовов XXI века.