Дейкстра Э. Дисциплина
программирования. М., 1978.
Н. М. Нагорный
АЛЕКСАНДЕР(Alexander) Сэмюэль (6 января 1859,
Сидней — 13 сентября 1938, Манчестер) — английский
философ, представитель неореализма, один из создателей
эмерджентного эволюционализма (от англ. emergence —
возникновение, внезапное появление).
Согласно концепции Александера, Вселенная
представляет собой уровни, где каждый низший уровень
предшествует высшему по времени. Первичный основной вид бытия
есть чистое пространство и время, а именно их элементы
— точка и момент. В исходном единстве пространство и
время взаимно обусловливают друг друга: без пространства
«распалась бы связь времен», а без времени осталась бы
бескачественная масса. Т. о., пространство выступает как
связующее, как тело времени, а время как дискретность,
как сознание пространства. Будучи неразрывно связаны,
они образуют событие «точка-момент» без какого-либо
качественного содержания. Природа на этом уровне
развития есть «чистое событие», движение без качеств.
Следующий уровень природы представляет собой сочетание
нескольких движений, порождающих массу и инерцию,
и, следовательно, имеющий уже качественное содержа-
79
АЛЕКСАНДР
ние. Третья ступень есть результат сочетания механических
движений, порождающих такие качества, как тепло, звук,
свет и т. п. На четвертой ступени эволюции развиваются
растительные и животные организмы, на пятой — дух. В
этом восходящем ряду каждая низшая ступень
бессознательно стремиться к высшей как к области божественного.
Т. о., для доматериального бытия божественна материя,
для животных и растений — человек, а для людей — некое
неведомое качество, более высокое, нежели человеческая
духовность. Следовательно, Божество «есть изменчивое
качество и по мере того, как мир развивается во времени,
Божество вместе с тем меняется».
Гносеология Александера основана на неореалистическом
представлении о непосредственном характере познания
предмета, имманентного сознанию человека и по своему
бытию независимым от индивидуального человеческого
сознания, оставаясь при этом трансцендентным самому
сознания ( т.е. не становясь частью его индивидуального
бытия). Категории рассматриваются Александером как
неизменные и постоянные свойства материи и духа. В
этике защищал эволюционизм, согласно которому моральные
нормы изменяются под влиянием окружающей среды.
Соч.: Space, Time and Deity, vol. 1-2. L., 1927; Beauty and Other
Forms of Value. L., 1933; Philosophical and Literary Pieces. L., 1939.
Лит.: Богомолов A.C. Английская буржуазная философия XX века.
М, 1973.
Ф. Я. Блюхер
АЛЕКСАНДР(‘AteCavopoc) из Дамаска (2 в.) —
философ-перипатетик, знаток Платона и учения скептической
Академии (ср. такой же круг интересов Аристокла из Мессены).
Александр возглавил перипатетическую кафедру в Афинах,
учрежденную Марком Аврелием наряду с тремя другими
философскими кафедрами в 176; вскоре, ок. 178-9,
последовала его смерть. Из трактата Галена «О предварительной
диагностике» известно, что Александр присутствовал на
лекции Галена в Риме в 163, которую организовал консул
Флавий Боэт, ученик Александра. Во время показательного
анатомирования, проведенного Галеном, Александр завязал
дискуссию о том, следует ли полагаться на чувственную
очевидность (XIV. 626—629 Kuhn). В арабских источниках
ошибочно отождествлялся с Александром Афродисийским.
Лит.: Todd R. В. Alexander of Aphrodisias on Stoic Physics. Leiden,
1976, p. 2 -11 ; BadamA. La transmission de la philosophie grecque
au monde arabe. P, 1987, p. 109-114.
M. A. Солопова
АЛЕКСАНДРиз Ликополя (ок. 300) — автор философ-
ско-полемического трактата «Против манихеев»;
согласно Фотию, епископ Ликополя. Критикует учение
манихеев с позиций, близких философии Аммония Саккаса и его
ученика платоника Оригена. Вместе с тем у Александра
отсутствует ряд положений, характерных для неоплатонизма
Плотина и Порфирия (учение о едином, разделение ума и
демиурга), что делает его сочинение уникальным
источником по философии в Александрии в период между сер.
3 в. (школа Аммония) и 400 (подъем Александрийской
школы неоплатонизма).
Соч.: Alexandri Lycopolitani contra Manichaei opinions disputatio, ed.
A. Brinkmann, Lpz., 1895; An Alexandrian Platonist Against Duallism.
Alexander of Lycopolis’ Treatise «Critique of the Doctrines of
Manichaeus», tr. With introd. And notes by P. W. van der Horst and J.
Mansfeld. Leiden, 1974.
M. Л. Хорьков
АЛЕКСАНДР АФРОДИСИЙСКИЙ(‘AteCavopoc o ‘Acppo-
otorsuc) (из г. Афродисия в Кари, М. Азия; акме ок. 200 н. э.) —
влиятельнейший античный комментатор Аристотеля,
глава Перипатетической школы в Афинах ок. 198-209
(хронология зависит от посвящения трактата «О судьбе»
римским императорам Септимию Северу и Каракалле).
Первый в ряду античных комментаторов, чьи тексты
сохранились, и последний, кто толковал Аристотеля «с
помощью Аристотеля», без привлечения неоплатонического
словаря. Позднеантичные комментаторы, признавая
авторитет Александра, часто ссылались на него анонимно как
на «комментатора» (подобно тому как Аристотеля
называли просто «философом»).
Сочинения Александра, сохранившиеся лишь частично,
делятся на две группы: комментарии и трактаты. Изданы
комментарии на «Метафизику» (на кн. T-V подлинные; на кн.
VI-XIV вслед за Прехтером принято приписывать Михаилу
Эфесскому, есть также мнение о принадлежности этих книг
школе Сириана), «Первую Аналитику» (кн. I), «Топику»,
«О чувственном восприятии», «Метеорологику»;
комментарий на «Опровержения софистов» неаутентичен. Из
утерянных комментариев по цитатам наиболее известны: на
«Физику» и «О небе» (у Симпликия), а также на «О возникновении
и уничтожении» и «О душе» (у Иоанна Филопона). Александр
разбирает текст Аристотеля построчно и в случае
необходимости прибегает к разъясняющему парафразу, обсуждает
рукописные разночтения, приводит мнения более ранних
комментаторов, толкует смысл отдельных терминов с
помощью других текстов Стагирита, исходя из представления
об аристотелевском учении как едином целом. Ценнейший
комментарий на «Метафизику» представляет интерес,
помимо прочего, уникальной информацией об академических
сочинениях Аристотеля «Об идеях» и «О философии» (in
Met. J, 9). Комментарий на «Аналитику» — основной
источник сведений о некоторых расхождениях между
Аристотелем и его ближайшими учениками Теофрастом и Евдемом (в
частности, в вопросе о модальности заключения при
«смешанных» посылках силлогизма).
Подлинными считаются трактаты: «О душе», «О судьбе»,
«О смешении и росте»; сборники отдельных рассуждений
«Апории и решения», «Этические проблемы», вероятно,
собраны по материалам рукописей и лекций учениками
Александра. В трактатах Александр много внимания уделяет
полемике, его главные оппоненты — стоики и Гален (из этой
серии сочинений сохранился — в арабском переводе —
трактат, направленный против критики Галеном учения
Аристотеля о перводвигателе). В «О судьбе» Александр выступает
в защиту свободы воли против стоического фатализма, в
«О смешении» критикует учение стоиков о всецелом
смешении. В ходе полемики им приводится богатая дексогра-
фия периода древней Стой, но как дексограф он не вполне
надежен из-за приспособления стоической терминологии
к перипатетической. В трактатах Александр часто
представляет аристотелевскую точку зрения на вопросы,
самим Аристотелем не обсуждавшиеся (ср. трактовку
судьбы в смысле «природы» в трактате «О судьбе»). Трактат
«О душе», вероятно, близко следует утерянному коммен-
80
АЛЕКСАНДР ПОЛИГИСТОР
тарию Александра на «О душе» (первому в богатейшей
традиции толкования этого текста). Трактат издан вместе с
дополнительной книгой (т. н. Mantissa), традиционно
приписываемой Александру; из тематически неоднородных
рассуждений, собранных в mantissa, наиболее важна
интерпретация аристотелевского учения об уме-нусе (см. «Пер(
vou», лат. De intellects, pp. 106-113, Bruns). Ум понимается
Александром трояко: 1) материальный, или
потенциальный; 2) способный мыслить; 3) творческий (лоттлкос), или
деятельный (evEpyeia), или «приходящий извне (OupaOev)»,
отождествляемый с божественным Умом из XII кн.
«Метафизики»; этот третий ум резко отграничивается от первых
двух умов, связанных с человеческим мышлением. Такая
трансцендентная интерпретация деятельного ума отходит
от текста Аристотеля, рассматривающего деятельный ум как
бессмертную часть человека.
Дальнейшая судьба сочинений Александра связана в первую
очередь с традицией комментирования Аристотеля в
неоплатонизме и на арабском Востоке. Внимание к Александру
в неоплатонизме во многом обусловлено интересом к нему
со стороны Плотина (исходное свидетельство для
установления объема и характера влияния — Порфирий, «Жизнь
Плотина», гл. 14). Благодаря переводам на арабский язык
Александр оказался самым значимым посредником между
Аристотелем и его арабскими экзегетами (см. особенно Ибн
Рушд); наиболее популярен в средние века был текст De
intellectu. В эпоху Возрождения интерес к Александру был
велик у представителей Падуанской школы; долгую историю
имел спор между «александристами» (П. Помпонации, Я.
Дзабарелла) и «верроистами», соответственно
отрицавшими и признававшими бессмертие человеческой души. См.
также Аристотеля комментаторы и Аристотелизм.
Тексты комментариев: CAG, vol. 1-3; трактаты: Supplementum, vol
1-2, ed. I. Bruns.
Переводы: On Aristotle Metaphysics, bks. 1-5, tr. W. E. Dooley, A.
Madigan. L.-N. Y, 1989-94; On Aristotle Prior Analytics 1.1-7, tr. J.
Barnes et al. 1991; On Fate, text, tr. And comm.. by R. W. Sharpies.
L., 1983; Ethical Problems, tr. And comm.. by Sharpies. L., 1990;
Quaestiones 1.2-2.15; 2.16-3.5, tr. And comm.. by Sharpies. L., 1994;
FotinisA. P. The «De Anima» of Alexander of Aphrodisias. Wash., 1979;
Schroeder F. M., Todd R. B. Two Greek Aristotelian Commentators on
the Intellect. Toronto, 1990; в рус. пер.: О смешении и росте, пер.
М. А. Солоповой. — В кн.: «Философия природы в античности и в
средние века», ч. 2. М., 1999.
Лит.: Sparples R. W. Alexander of Aphrodisias. Scholasticism and
Innovation. — ANRW II, 36.1, 1987, 1226-43 (библ.); Idem. The
School of Alexander. — Sorabji R. (ed.), Aristotle Transformed. L., 1990,
83-111 ; Flannery K. L. Ways into the logic of Alexander of Aphrodisias.
Leiden, 1995; Moraux P. et al Der Aristotelismus bei den Griechen,
Bd 3, hrsg. J. Wiesner. В., (в печати).
M. A. Солопова
АЛЕКСАНДР ГЭЛЬСКИЙ(Alexander Halensis, of Hayles)
(1185 — 1186, Хейлз Оуэн в Шропшире, Англия — 15
августа 1245, Париж) — христианский теолог, представитель
схоластики. Ок. 1200 студент в Париже, к 1210 магистр
«свободных искусств», к 1220 архидиакон, бакалавр-сен —
тенциарий, магистр-регент теологического факультета. В
1236 (или 1231) францисканец, основатель первой
францисканской кафедры теологии в Парижском университете,
«отец и учитель» (Бонавентура). Автор «Глосс»
(образцового комментария к «Сентенциям» Петра Ломбардского),
сборника «Спорные вопросы», словаря трудных терминов
«Экзотикой», проповедей. О «Сумме всеобщей теологии»
Роджер Бэкон говорил, что «ее груз больше, чем может
вынести один конь, но из уважения [к Александру] она
была приписана ему»; ее план, повторяющий
структуру «Сентенций», явно восходит к Александру. В учении о
трех путях познания через богодухновенное просвещение,
толкование Писаний и осмысление тварного мира
Александр синтезировал мистику Августина, Ансельма Кентер-
берийского, Бернарда Клервоского и Сен-Викторской школы,
пафос средневекового комментария и аристотелизм, как
прямо знакомя со всем аристотелевским корпусом, так и
через Авиценну (Ибн Сину). Его отличает концепция
врожденного