Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин

интуитивного знания, ведущего к первосущему,
первоистине, первоблагу и счастью. Как запечатленные
понятия (notions impressae) действуют в уме, так семенные
смыслы (nations seminales) в природе. В важном для 1-й пол.
13 в. вопросе о сотворении мира Александр отрицал пред-
вечность материи-возможности (possibilite), но понимал
начало онтологически: оно «из ничего» и потому «после»
небытия. «Неопровержимый доктор» (doctor irrefragabilis)
Александр стал авторитетом для зрелой схоластики, дав ей
структуру «суммы» как философского стиля.
Соч.: Summa theologiae I—IV. Coloniae, 1622; Summa theologiae-
I—III. Quaracchi, 1924—30; Glossa in Quattuor libros Sententiarum
Petri, 4 vols. Quaracchi, 1951—57; Quaestiones disputatae
«Antequam esset frater», 3 vols. Quaracchi, I960.
Лит.: Doncet V. Prolegomena in Librum III necnon in libros I
et II Summae fratris Alexandri. Quaracchi, 1948; Gossmann E.
Metaphysik und Heilsgeschichte: Eine Theologische Untersuchung
der «Summa halensis». Munch., 1964.
В. В. Бибихин

АЛЕКСАНДР ИЗ ЭГ(‘AteCavopoc o Aiyaioc) (1 в. н. э.) —
греческий философ-перипатетик, учитель Нерона.
Известен по упоминанию Симпликия в его комментариях на
трактаты Аристотеля «Категории» и «О небе».
Лит.: GerkeA. Alexandras (92), RE I 2, 1894, col. 1452.
А. В. IJaxoMoea

АЛЕКСАНДР ПОЛИГИСТОР(‘AXeJgavopoc 6 ГЫдЯ отшр)
(род. 105 до н. э., Милеет) — римский историк и эрудит,
близкий к пифагорейской традиции. Иудей по
происхождению, в Рим попал как военнопленный в 82, но
впоследствии обрел свободу и римское гражданство. Был
преподавателем и весьма плодовитым писателем, за что получил
прозвище «Полигистор», однако из его наследия
практически ничего не сохранилось. Известно, что он
испытывал особый интерес к пифагорейству и написал трактат
«О пифагорейских символах» (цитаты, напр., у Климента
Александрийского), а также своего рода историю
философии в жанре «Преемств» (цитируется Диогеном Лаэртием).
Работы Александра послужили источником для многих
последующих авторов, в частности для Нигидия Фигула,
основателя неопифагореизма (согласно Цицерону).
Диоген Лаэртий (VIII 24—33), опираясь на не дошедший
до нас трактат Александра «Преемства <философов>»,

пересказывает некий неопифагорейский источник,

который получил в литературе название Anonymus Alexandri,

где излагается доктрина порождения чувственного мира

81

АЛЕКСАНДРИЙСКАЯ ШКОЛА

из геометрических объектов, а последних — из

математических. Началом всего является монада (единица),

понимаемая как причина, ей противопоставлена

неопределенная двоица, понимаемая как вещество. Эта доктрина,

вероятно, восходит к работам Спевсиппа и Ксенократа и

напоминает ту, которая критикуется Аристотелем в

«Метафизике» (Met. XIII 7). Нечто подобное говорит и Секст

Эмпирик во 2-й кн. «Против физимков» (Adv. Math. X 248—

4; ср. VII 94-109). О порождении чувственного мира из

умопостигаемых объектов говорится и в некоем

пифагорейском источнике, пересказываемом Фотием (bibl.

Cod. 249).

Лит.: Dillon J. The Middle Platonists, 2 ed. L., 1996, p. 342-344; The

Cambridge History of Later Greek and Early Medieval Philosophy, ed.

by A. H. Armstrong. Gamb., 1967, p. 87-89.

E. В. Афонасш

АЛЕКСАНДРИЙСКАЯ ШКОЛА1) платонизма и 2)

неоплатонизма.

1) Александрийская школа платонизма — название,

условно объединяющее ряд философов-платоников 1 в. до

н. э. — начала 5 в н. э., не связанных единообразно с

определенным институтом, но учивших в Александрии.

Платоновские тексты попадают в Александрию, вероятно,

уже в период основания Музея; предметом специального

рассмотрения и комментирования они становятся у

Стефана Александрийского (ум. 180), сгруппировавшего их по

трилогиям, выделившего неподлинные диалоги и,

вероятно, осуществившего издание корпуса (Diog. L. Ill 61—66).

Среди александрийских филологов Платон сначала был

оценен за литературные достоинства (известное слово

Панэтия, назвавшего Платона «Гомером философов»).

В 87 в Александрии — Антиох Аскалонский,

провозгласивший отказ от академического скепсиса и возвращение к

догматизму Древней Академии. Возможно, с кругом его

учеников так или иначе был связан Евдор Александрийский

который, отказавшись от свойственного Антиоху

стоического материализма в толковании сверхчувственного мира

и от безусловного приятия аристотелевской логики, развил

пифагорейские моменты в платонизме, обратился к

непосредственному толкованию текстов Платона (в частности,

«Тимея») и тем самым открыл т. н. средний платонизм. О том,

что платонизм в Александрии продолжал развиваться на

рубеже старой и новой эры, можно судить по

сочинениям Филона Александрийского. В духе александрийского

платонизма философствовал Аммоний, учитель Плутарха

(ум. ок. 80 н. э.), который перенял от учителя интерес к

пифагорейской числовой символике и восточным

вероучениям. Вероятно, сходный комплекс идей — но при гораздо

более развитом мистическом начале — развивался в кружке

Аммония Саккаса, учителя Плотина и ряда других

платоников (Оригена, которого не следует смешивать с

учителем Церкви; Геренния; колдуна Олимпия и др.)! Однако

ок. 242, вероятно, после смерти Аммония, кружок его

учеников распался. В кон. 4 — нач. 5 в. в Александрии

преподавала Гипатия (ум. 415); хотя «Суда» сообщает, что Гипатия

читала публичные лекции о Платоне, Аристотеле и др.

философах, тем не менее сведений о философских

сочинениях Гипатии у нас нет, и по тому же «Суде» вероятнее

всего заключить, что прямой специальностью Гипатии,

дочери и ученицы математика Феона, была геометрия

и астрономия. Учеником Гипатии был Синесий Кирен-

ский, с 411 епископ Птолемаиды, сочинения которого

представляют собой смешение христианства и

платонизма, затронутого влиянием Плотина.

2) Александрийская школаответвление Афинской школы

неоплатонизма. Первым неоплатоником в Александрии

был ученик Плутарха Афинского (ум. 432) Гиерокл

Александрийский, который ок. 420 начал здесь преподавать

платоновскую философию в ямвлиховском духе. Как

язычник Гиерокл был отправлен в изгнание, но затем вернулся в

Александрию и продолжал учить по-прежнему В Афинах у

Сириана учился Гермий, от которого дошла запись лекций

Сириана о «Федре». Сын Гермия Аммоний, ученик Про-

кла, открывает «неоплатоническую эру» комментирования

Аристотеля, однако преподавание платоновской

философии в Александрии при этом не прерывается: между 475

и 485 курс платоновской философии у Аммония слушал

Дамаский, сорока годами позже лекции Аммония о «Гер-

гии» — Олимпиодор; на лекции по платоновской

философии, в частности на комментарий к «Теэтету», ссылается

Асклепий. Иоанн Филопон, также ученик Аммония, приняв

христианство, полемизирует с ортодоксальным

неоплатонизмом Афинской школы, но прежде всего (в сочинении

«О вечности мира против толкования Прокла»)

обрушивается на традицию неоплатонического толкования

«Тимея». Вероятно, непосредственным преемником Аммония

был Евтокий, читавший курс по «Органону» Аристотеля.

Ряд комментариев к Платону принадлежит Олимпиодору

Младшему, последнему неоплатонику-язычнику

Александрийской школы.

Ученики Олимпиодора Элиас и Давид — христиане; в это

время (2-я пол. 6 — нач. 7 в.) изучение философии в

Александрийской школе ограничивается начлами логики.

Программа обучения, как и в Афинской школе, включала в себя

толкование сочинений как «дивного» Аристотеля, так и

«божественного» Платона (сочинения Аристотеля как введение

и необходимое дополнение к сочинениям Платона). До

чтения полных корпусов Аристотеля и Платона дело доходило,

вероятно, крайне редко (у Аммония?), при этом сочинения

Платона читались в Александрийской школе в меньшей

степени, чем в Афинской. От Олимпиодора, напр., дошли три

комментария к диалогам Платона («Алкивиад I», «Горгий»,

«Федон»), читавшимся первыми по порядку из 12,

входивших в полный курс платоновской философии («канон Ям-

влиха»). Элементарный характер обучения провоцировал

иногда в качестве пропедевтики толкование других (помимо

трудов Платона и Аристотеля) сочинений по практической

этике: отсюда комментарии к «Золотым стихам

пифагорейцев» Гиерокла и к «Руководству» Эпиктета Симпликия.

Основной курс начинался с общего введения в философию,

построенного по плану аристотелевской «Второй

Аналитики» II,гл. 1 (в качестве примера см. русский перевод древнеар-

мянской версии «Введения» Давида [Фессалоникийского?]

в кн.: Давид Анахт. Соч. М., 1975); за ним следовало

введение ко «Введению» Порфирия, чтение самого «Введения»,

затем введение к Аристотелю, включавшее классификацию

его сочинений (см. Аристотеля комментаторы), затем

толкование «Органона», начинавшееся с «Категорий». К

концу 6 в. обучение стало принимать все более элементарный

характер и последний представитель школы Стефан

Александрийский, перебравшись из Александрии в

Константинополь и сделавшись (после 610) «вселенским наставни-

82

АЛЕКСЕЕВ

ком (оисоицеушх; биххакаХос), т.е. преподавателем

императорской академии, среди прочего преподавал квадривий.

По характеру комментариев к Александрийской школе

примыкает Симпликий, стремившийся, как и

александрийцы, объединить учения Платона и Аристотеля. В целом

школа повлияла, на формирование византийского

богословия (Леонтий Византийский, Максим Исповедник, Иоанн

Дамаскин, Михаил Пселл и др.); с Иоанном Филопоном

связан сирийский аристотелизм (в частности, сирийские

монофизиты), через него традицию толкования Аристотеля

перенимают арабы, оказавшие затем значительное влияние

на западноевропейскую средневековую философию.

Лит.: Tannery P. Sur la periode finale de la philosophie grecque. —

«Revue philosophique» XLII, 1986, p. 266-287; Vancourt R. Les

demierscommentateursalexandrinsd’Aristote. Lille, 1941 ; Richard M.

‘АясГ(povfic, «Byzantion» 20, 1950; Saffiey H.D. Le Chretien Jean

Philopon et la survivance de l’ecole d’Alexandrie au VIe siecle. —

«Revue des Etudes Grecques» LXVII, 1954, p. 396^10; Marrou H.-I.

Synesios of Cyrene and Alexandrian Neoplatonism. — Conflict

between Paganism and Christianity in the Fourth Century, ed.

A. Momigliano. Oxf., 1960; Westerink L. G. The Alexandria School

since Hermias. — Anonymous Prolegomena to Platonic Philosophy,

introd., text, transi, and indices by L. G. Westerink. Amst., 1962,

p. X—III; Hadot L Le probleme du neoplatonisme alexandrin,

Hierocles et Simplicius. P., 1978; Text and studies in neoplatonism

and Byzantine literature. Coll. Papers by L. G. Westerink. Amst., 1980.

См. также лит. к ст. Средний платонизм, Неоплатонизм, Афинская

школа, Аристотеля комментаторы, Платона комментаторы.

Ю. А. Шичалин

АЛЕКСЕЕВИгорь Серафимович (16 мая 1935, Первомайск,

Горьковская обл. — 23 апреля 1988, Москва) — российский

философ и историк науки, специалист по историко-мето-

дологическим проблемам физики 20 в., доктор

философских наук, профессор с 1981. Окончил физический факультет

МГУ(1959), заочную аспирантуру кафедры

диалектического материализма естественных факультетов МГУ (1962).

Работал на кафедре диалектического материализма

естественных факультетов МГУ (1961-62), на кафедре философии

Новосибирского государственного университета (1962—70),

в Институте философии АН СССР (1971; 1988), ИИЕТ АН

СССР(1971-82; 1985-88). Докторская

диссертацияКонцепция дополнительности. Историко-методологический

анализ» (1977). Свою концепцию Алексеев называл

«субъективным материализмом», раскрывая в абстрактных

построениях естествознания формы человеческой деятельности и

рассматривая в качестве объективной реальности не только

природу (объекты-вещи), но и практическую деятельность.

Применительно к физической реальности это означает, что

действия физика-экспериментатора (процессы измерения)

являются объективно реальными и должны быть

включены в картину физической реальности. В связи с этим он

анализировал концепцию дополнительности Н. Бора,

задающую принципы интерпретации квантовой механики.

Процесс наблюдения понимается как неделимое целое,

символизируемый квантом действия. Процесс наблюдения

необходимо гносеологически разделить на наблюдаемый

объект и средства наблюдения (приборы). Информация о

целостном акте наблюдения, воплощенная в его

результате, должна быть отнесена к наблюдаемому объекту.

Результаты описываются на естественном языке, уточненном

с помощью понятий классической физики. При этом

классичность описания средств наблюдения и его результатов

приводит к тому, что наблюдаемый объект также

описывается в классических понятиях, соответствующих типу

примененного средства наблюдения. Поскольку использование

некоторых типов приборов исключает друг друга, картины

объекта, выраженные в соответствующих наборах

классических понятий, также исключают друг друга, представляя

собой дополнительные картины, и лишь в совокупности они

дают полную информацию о наблюдаемом объекте.

Невозможность объединения противоречивых аспектов

реальности в единой картине предстает в виде несовместимости двух

способов описания этой реальности; сама же картина

физической реальности остается единой — за счет введения в нее

наряду с планом картины объекта плана картины

наблюдения, т.е. деятельности. Концепция дополнительности может

быть использована в качестве методологического принципа

для разрешения концептуальных трудностей, возникающих

во внефизических областях знания — поскольку результаты

человеческой деятельности в любой области знания

описываются средствами обычного языка. Представление о

двуплановости картины физической реальности нашло

отражение в разработанной Алексеевым трехкомпонентной

модели структуры физического знания, где в качестве

объектов отнесения выступают наблюдаемые объекты,

математические объекты; они различаются по способу

существования, обусловленному типом деятельности, в которой они

фигурируют. Наблюдаемые предметы реально существуют.

Наблюдаемые объекты представляют собой онтологизиро-

ванные конструкторы, предназначенные для объяснения

наблюдаемых предметов. Математические объекты также

представляют собой конструкторы, но им не

приписывается реальное существование. Математический аппарат

физической теории выступает в роли языка. Алексеев выдвинул

программу построения теории научной рациональности как

согласованности элементов содержания системы знания.

Деятельность по согласованию является многоуровневой.

Соч.: Развитие представлений о структуре атома. Философский

очерк.

Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать, Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать бесплатно, Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать онлайн