Новосибирск, 1968; Единство физической картины мира как
методологический принцип. — В кн.: Методологические принципы
физики. М., 1975; Принцип дополнительности. -Там же; Принцип
наблюдаемости (в соавх). — Там же; Взаимосвязь
методологических принципов физики. ~ Там же; Концепция дополнительности:
историко-методологический анализ. М., 1978; Методология
обоснования квантовой теории: история и современность (в соавт.). М.,
1984; Деятельностная концепция познания и реальности. Избр.
труды по методологии и истории физики. М., 1995 (с
библиографией трудов и воспоминания о нем).
К. И. Алексеев
АЛЕКСЕЕВНиколай Николаевич (1 мая 1879, Москва —
2 марта 1964, Женева) — русский правовед, исследователь
философии права. После окончания Московского
университета (1906) оставлен в нем для подготовки к
профессорскому званию. С 1908 — преподаватель на кафедре
философии. В 1908—10 в зарубежной командировке. В
1911 выходит его книга «Науки общественные и
естественные в историческом взаимодействии их методов.
Очерки по истории и методологии общественных наук».
С 1916 профессор юридического факультета Московского
университета. В 1918 выпускает книгу «Введение в
изучение права», где обсуждает проблемы теории права.
83
АЛЕКСИН
В 1918 выезжает в Германию, в октябре 1918 возвращается
в Россию — в Крым, становится профессором кафедры
государственного права Таврического университета.
Становится редактором газет «За единую Россию», «Великая
Россия». Вступил в Добровольческую армию, участвовал в боях.
Эвакуировался в Константинополь, затем вновь вернулся в
Крым, заняв место начальника информационной части в
штабе генерала Врангеля. Вновь эмигрировал в
Константинополь, затем в Прагу, став секретарем юридического
факультета Кардовского университета (1922), преподавал
в Берлине (до 1931), затем в Страсбурге (до 1940), Белграде
(1940-48), Женеве (1948). Основные усилия Алексеева
сосредоточены на анализе проблем истории философии права,
теории государства, религиозного обоснования
нравственности, права и государства. Принимал активное участие в
движении евразийцев, в разработке его программных
документов «Евразийство. Опыт систематического изложения»
(1926) и в таких публикациях, как «Собственность и
социализм. Опыт обоснования социально-экономической
программы евразийцев» (Париж, 1928), «На путях к будущей
России (Советский строй и его политические
возможности)» (Берлин, 1927), разработал социально-экономическую
и политическую программу евразийского движения.
Советский строй рассматривал как власть идеократического
государства, тотально подчинившего’ себе всю жизнь общества.
Подчеркивая важность государства для России, он пытался
связать аристократизм и демократизм, поскольку правящий
слой специалистов в новом государстве формируется путем
отбора из народа и образует нечто вроде «духовного ордена».
Правовое устройство будущего государства он строил на
основе понятия «правды», понятой как справедливость, как
единство прав и обязанностей, как установленное право,
коренящееся в противовес объективному праву
западноевропейских стран в религиозном сознании и самосознании.
Идеализируя федералистское устройство Советской
России, он полагал, что будущая Россия также будет строиться
на началах Федерализма. После победы
национал-социализма в Германии и краха евразийского соблазна он
противопоставляет им идею демократического государства,
которое призвано обеспечить гарантии участия специалистов
в управлении обществом. Гарантийное и демократическое
государство, являясь также идеократическим, основывается
на утверждении идей и ценностей православия, в котором
он видел силу, спасающую Россию. Религиозное
обоснование права дается им в таких работах, как «Религия, право и
нравственность» (1937), «Идея «Земного Града» в
христианском вероучении» (1926), «Русский народ и государство»
(1927), «Христианство и идея монархии» (1937),
«Христианство и социализм» (1931) и др. Участник экуменического
движения.
Соч.: Основы философии права. Прага, 1924, переиздание.
СПб, 1999; В бурные годы (из воспоминаний Алексеева). —
Архив русской революции, 1926, вып. 17; Русский народ и
государство. — Путь, 1927, № 8; На путях к будущей России
(Советский строй и его политические возможности). Париж,
1927; Советский федерализм. — Евразийский Временник.
Париж, 1925, Кн. 5; Собственность и социализм. Опыт
обоснования социально-экономической программы евразийства.
Париж, 1928; Религия, право и нравственность. Париж, 1930;
Теория государства. Теоретическое государствоведение,
государственное устройство, государственный идеал. Париж,
1931; К учению об «объективном праве». — В кн.:
Тридцатые годы. Париж, 1931; Пути и судьбы марксизма. От Маркса
и Энгельса к Ленину и Сталину. Берлин, 1936.
А. 77. Огурцов
АЛЕКСИН(‘AteCivoc) из Элиды (кон. 4 — нач. 3 в. до
н. э.) — греческий философ, представитель Мегарской
школы, преемник Евбулида (Diog. L. II 109). Судя по
сообщаемым у Диогена Лаэртия сведениям, Алексин был
прежде всего эристиком, как и его коллега по школе Менедем
из Эретии, — главным содержанием его сочинений (не
сохранились) были споры, за увлечение которыми его
прозвали ‘EtayCiv (Опровергатель, в пер. М. Л. Гаспарова Уку-
син). Излюбленной мишенью Алексина был стоик Зенон
из Кития, чьи доказательства разумности и
одушевленности космоса (cm.SVF I 11 l=Sext. Emp. Adv. Math. IX 104)
он пародировал следующим образом »Способный к
поэтическому творчеству лучше неспособного, а грамотный
— неграмотного, и так же в случае со всеми остальными
искусствами: тот, кто в них разбирается, лучше того, кто не
разбирается; но нет ничего лучше космоса. Следовательно,
космос способен к поэтическому творчеству и грамотен»
(Adv. Math. X 108—9). Секст называет этот силлогизм
Алексина «передергиванием» «яарофоАт|». Но сами стоики
внимательно отнеслись к критике, — Аристон Хиосский написал
специальное сочинение «Против возражений Алексина»
(SVFI333[12]).
Лигг.: Giannantoni G. (ed), Socratis et Socraticorum Reliquiae, vol. 2.
Naples, 1991; Doring К. Die Megariken Kommentierte Sammlung
der Testimonien. Amst., 1972.
M. А. Солопова
АЛЕН(Alain) (псевд.; наст. фам. и имя Шартье Эмиль
Огюст (Chartier Emile Auguste)) (3 марта 1868, Мортань-
о-Перш, Франция — 2 июня 1951, Везине) — французский
философ, литератор, публицист. Получил философское
образование в Эколь Нормаль, с 1893 по 1933 преподавай
философию и риторику в ряде учебных заведений, в т. ч.
в Лицее Анри-IV в Париже; выступал как публицист в
различных периодических изданиях; в 1951 был удостоен
высшей премии Франции в области литературы. Для
Алена назначение философии — научить человека мудрости
и искусству жить достойно. Он излагает свою концепцию
в форме эссе, изречений (propos) и трактатов, посвяшен-
ных широкому кругу проблем философии, морали, науки,
искусства, педагогики, актуальным
социально-политическим вопросам. Продолжая традицию рефлексивной
философии Декарта и Канта, Ален уделяет особое
внимание теории суждения. Благодаря суждению разум создает
порядок из хаоса; способность суждения лежит в основе
мышления, познания и моральных поступков. С точки
зрения Алена, важнейшими характеристиками человеческого
бытия являются свобода духа и способность к творчеству.
Высшая этическая добродетель — мудрость в стоическом
смысле, позволяющая личности добиться независимости
от внешних обстоятельств и собственных страстей,
прийти к состоянию душевного равновесия и счастья. В морали
не существует вечных и безусловных норм, единственное
абсолютное этическое требование — стремиться быть
свободным.
Соч.: Oeuvres completes en 4 volumes dans la collection de la Pleiade.
P., 1958; Systeme des beaux-arts. P., 1920; Elements de philosophie. P.,
84
АЛКМЕОН
1941; Lettres sur la philosophie premiere. P., 1955; Les Passions et la
Sagesse, 1960.
Лит.: Maurois A. Alain. P., 1952; Pascal G. Pour connaitre la pensee
d’Alain. P., 1957; Alain educateur. P., 1964; BridouxA. Alain. P., 1964;
Reboul 0. L’Homme et ses passions d’apres Alain. P., 1968; L’Idee de
philosophie chez Alain. P., 1970; Hyppolite J. L’existence, l’imaginaire
et la valeur chez Alain. Alain et les dieux. P., 1971; L’education selon
Alain. P., 1974; Compte-Sponville A., Alain entre Jardin et Portique. Une
education philosophique. P., 1989.
О. И. Мачулъская
АЛ-ЙДЖЙ — см. Йджй.
АЛ-КИНДЙ — см. Киндй.
АЛКИНОЙ(‘AXkxvooc) (cep. 2 в. н. э.?) — греческий
философ-платоник, автор сочинения «Учебник Платоновской
философии». Биографических сведений о нем нет.
Датировка условна (после Ария Дидима, цитата из которого
начинает XII главу «Учебника» Алкиноя, и до Плотина). После
работы Ю. Фрейденталя (J. Freudenthal, 1879) Алкиной в
течение почти века обычно отождествлялся с Альбином
и причислялся к «школе Гая», но в работе М. Гиуста (М.
Giusta, 1961-61) это отождествление было поставлено под
сомнение на основе сопоставления позиции Альбина,
восстанавливаемой по Тертуллиану, Ямвлиху и Проклу, с
позицией «Учебника». Эта точка зрения была развита в работах
Ю. Уайтекера (J. Wittaker, I974) и др. вплоть до издания
греческого текста «Учебника» в 1990. Одно из возможных
отождествлений — с Алкиноем-стоиком, упоминаемым у
Филострата (Vit. Soph. I 24). «Учебник» представляет
традицию эклектического платонизма, принимающего
аристотелевскую логику и ряд стоических положений, что
проявляется уже в порядке изложения: логика (диалектика) —
физика (теоретическая философия) — этика (практическая
философия, включающая политику).
Платоновское определение диалектики (усмотрение
сущности каждой вещи) сочетается с аристотелевским учением
о силлогизме и принятым стоиками (восходящим к Теоф-
расту) делением силлогизма на категорический и
гипотетический. Примеры использования отдельных видов
силлогизма приводятся из Платона.
Теоретическая часть делится на три раздела: математика,
физика, теология. В отличие от диалектики
математические дисциплины не имеют дело с первыми началами, но
они выше мнения, имеющего дела с телами: в согласии
с Платоном, они принадлежат сфере рассудка (oidvoux)
и только грезят о сущем (VII, р. 162.5, 15-17, ср. Resp.
533с 1). В соответствии с «Тимеем» излагается теология,
возникновение космоса и человека, причем начинает с
первых начал: материи, образца, или идеи, и причины,
или бога. Материя, как у стоиков, оказывается
«бескачественной» ((шлоу VIII, р. 162. 41 Н) и в соответствии с
Аристотелем, сравнивается с медью — «статуей в
потенции»; идея определяется как «вечный образец естественных
вещей» (IX, р. 163. 23—24 Н) в соответствии с Ксенокра-
том (фрг. 30 Heinze); бог — как аристотелевский
неподвижный первый ум, движущий все как предмет желания
и являющийся причиной того, что действует ум цел окуп-
ного неба (X, р. 164. 20-27 Н).
В области этики Алкиной в согласии со стоиками
рассуждает о том, что одной добродетели достаточно для счастья,
и о «взаимообусловленности» (dvOaKotouOia)
добродетелей (XXVII, р. 180.40-41, XXIX, р. 183.3), опирается на ряд
аристотелевских представлений, напр., о дружбе (XXXIII,
р. 187. 11-14, ср. Arist., Eth. Nie, VIII 2, 1155b33—34,
и пр.).
Алкиной не принадлежал к самым представительным
и сильным фигурам среднего платонизма:
позднейшие платоники на него не ссылаются; но он оказался
одним из авторитетов для мыслителей Возрождения
и новоевропейской традиции: первый латинский
перевод «Учебника» был сделан Пьетро Бальби в 1460,
впоследствии посвящен кардиналу Николаю Кузанс-
кому и издавался полностью в 1469 (Рим), 1488 (Ви-
ченца), 1493 (Венеция), 1497 (Милан) и частично в
1472 (Нюренберг). В 1464 появился латинский перевод
М. Фичино, имевший хождение в рукописях и
неоднократно издававшийся начиная с 1497 (Флоренция). Новый
латинский перевод, предпринятый Дени Ламбеном, был
опубликован в 1567 в Париже, где в 1577 появился
другой латинский перевод, изданный Жаком Шарпантье. В
1607 и 1614 годах вышли две версии латинского перевода
Даниила Гейнсия (Лион). «Учебник» неоднократно
переводился на новые языки (английский, французский,
Соч.: Alkinoos. Enseignement des doctrines de Platon, introd., texte et.
et comm. par J. Wittaker et trad, par P. Louis. P., 1990; Alkinous. The
Handbook of Platonism, transi, with introd. and comm. by J. Dillon.
Oxf., 1993; Учебник платоновской философии, пер. Ю. А. Шича-
лина. — В кн.: Платон. Собр. соч. в 4 т., т. 4. M, I994.
Лит.: Deitz L. Bibliographie du platonisme imperial anterieur a Plotin:
1926-1986 — ANRW II 36, 1. В., 1987, p. 136-137; Goranson Г.
Albinus, Alkinus, Arius Didymus. Goteborg, 1995.
Ю. А. Шиналин
АЛ-КИРМАНЙ — см. Кирмйни,
АЛКМЕОН(‘AXkucucov) из Кротона (акме ок. 500 до
н. э.) — древнегреческий натурфилософ-пифагореец;
принадлежал также к знаменитой кротонской школе врачей
(ср. DK 19). Античная традиция о том, что Алкеон был
пифагорейцем, не раз оспаривалась, но без серьезных
оснований. Аристотель, написавший трактат «Против Алк-
меона», считал его младшим современником Пифагора, но
отличал его учение от «пифагорейской» таблицы 10
противоположностей (А 3), которая в действительности
принадлежит Академии. Книга Алкмеона «О природе»
посвящена трем пифагорейцам (В 1), а сам он фигурирует в списке
пифагорейцев Аристоксена.
В пифагорейской и досократовской мысли в целом Алк-
меон был основателем нового направления,
ориентированного на проблемы устройства и жизнедеятельности
человеческого организма (физиология, анатомия,
эмбриология, психология). Идея качественных
противоположностей, заимствованная им у Пифагора, была
перенесена с космоса на человека («большинство человеческих
дел двоично», А 1) и стала основой учения о том, что
«здоровье сохраняется при равновесии сил (icrovouia toov
oi)vu|i?0)v) — влажного, сухого, холодного, горячего,
горького, сладкого и других,