Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин

Новосибирск, 1968; Единство физической картины мира как

методологический принцип. — В кн.: Методологические принципы

физики. М., 1975; Принцип дополнительности. -Там же; Принцип

наблюдаемости (в соавх). — Там же; Взаимосвязь

методологических принципов физики. ~ Там же; Концепция дополнительности:

историко-методологический анализ. М., 1978; Методология

обоснования квантовой теории: история и современность (в соавт.). М.,

1984; Деятельностная концепция познания и реальности. Избр.

труды по методологии и истории физики. М., 1995 (с

библиографией трудов и воспоминания о нем).

К. И. Алексеев

АЛЕКСЕЕВНиколай Николаевич (1 мая 1879, Москва —

2 марта 1964, Женева) — русский правовед, исследователь

философии права. После окончания Московского

университета (1906) оставлен в нем для подготовки к

профессорскому званию. С 1908 — преподаватель на кафедре

философии. В 1908—10 в зарубежной командировке. В

1911 выходит его книга «Науки общественные и

естественные в историческом взаимодействии их методов.

Очерки по истории и методологии общественных наук».

С 1916 профессор юридического факультета Московского

университета. В 1918 выпускает книгу «Введение в

изучение права», где обсуждает проблемы теории права.

83

АЛЕКСИН

В 1918 выезжает в Германию, в октябре 1918 возвращается

в Россию — в Крым, становится профессором кафедры

государственного права Таврического университета.

Становится редактором газет «За единую Россию», «Великая

Россия». Вступил в Добровольческую армию, участвовал в боях.

Эвакуировался в Константинополь, затем вновь вернулся в

Крым, заняв место начальника информационной части в

штабе генерала Врангеля. Вновь эмигрировал в

Константинополь, затем в Прагу, став секретарем юридического

факультета Кардовского университета (1922), преподавал

в Берлине (до 1931), затем в Страсбурге (до 1940), Белграде

(1940-48), Женеве (1948). Основные усилия Алексеева

сосредоточены на анализе проблем истории философии права,

теории государства, религиозного обоснования

нравственности, права и государства. Принимал активное участие в

движении евразийцев, в разработке его программных

документов «Евразийство. Опыт систематического изложения»

(1926) и в таких публикациях, как «Собственность и

социализм. Опыт обоснования социально-экономической

программы евразийцев» (Париж, 1928), «На путях к будущей

России (Советский строй и его политические

возможности)» (Берлин, 1927), разработал социально-экономическую

и политическую программу евразийского движения.

Советский строй рассматривал как власть идеократического

государства, тотально подчинившего’ себе всю жизнь общества.

Подчеркивая важность государства для России, он пытался

связать аристократизм и демократизм, поскольку правящий

слой специалистов в новом государстве формируется путем

отбора из народа и образует нечто вроде «духовного ордена».

Правовое устройство будущего государства он строил на

основе понятия «правды», понятой как справедливость, как

единство прав и обязанностей, как установленное право,

коренящееся в противовес объективному праву

западноевропейских стран в религиозном сознании и самосознании.

Идеализируя федералистское устройство Советской

России, он полагал, что будущая Россия также будет строиться

на началах Федерализма. После победы

национал-социализма в Германии и краха евразийского соблазна он

противопоставляет им идею демократического государства,

которое призвано обеспечить гарантии участия специалистов

в управлении обществом. Гарантийное и демократическое

государство, являясь также идеократическим, основывается

на утверждении идей и ценностей православия, в котором

он видел силу, спасающую Россию. Религиозное

обоснование права дается им в таких работах, как «Религия, право и

нравственность» (1937), «Идея «Земного Града» в

христианском вероучении» (1926), «Русский народ и государство»

(1927), «Христианство и идея монархии» (1937),

«Христианство и социализм» (1931) и др. Участник экуменического

движения.

Соч.: Основы философии права. Прага, 1924, переиздание.

СПб, 1999; В бурные годы (из воспоминаний Алексеева). —

Архив русской революции, 1926, вып. 17; Русский народ и

государство. — Путь, 1927, № 8; На путях к будущей России

(Советский строй и его политические возможности). Париж,

1927; Советский федерализм. — Евразийский Временник.

Париж, 1925, Кн. 5; Собственность и социализм. Опыт

обоснования социально-экономической программы евразийства.

Париж, 1928; Религия, право и нравственность. Париж, 1930;

Теория государства. Теоретическое государствоведение,

государственное устройство, государственный идеал. Париж,

1931; К учению об «объективном праве». — В кн.:

Тридцатые годы. Париж, 1931; Пути и судьбы марксизма. От Маркса

и Энгельса к Ленину и Сталину. Берлин, 1936.

А. 77. Огурцов

АЛЕКСИН(‘AteCivoc) из Элиды (кон. 4 — нач. 3 в. до

н. э.) — греческий философ, представитель Мегарской

школы, преемник Евбулида (Diog. L. II 109). Судя по

сообщаемым у Диогена Лаэртия сведениям, Алексин был

прежде всего эристиком, как и его коллега по школе Менедем

из Эретии, — главным содержанием его сочинений (не

сохранились) были споры, за увлечение которыми его

прозвали ‘EtayCiv (Опровергатель, в пер. М. Л. Гаспарова Уку-

син). Излюбленной мишенью Алексина был стоик Зенон

из Кития, чьи доказательства разумности и

одушевленности космоса (cm.SVF I 11 l=Sext. Emp. Adv. Math. IX 104)

он пародировал следующим образом »Способный к

поэтическому творчеству лучше неспособного, а грамотный

— неграмотного, и так же в случае со всеми остальными

искусствами: тот, кто в них разбирается, лучше того, кто не

разбирается; но нет ничего лучше космоса. Следовательно,

космос способен к поэтическому творчеству и грамотен»

(Adv. Math. X 108—9). Секст называет этот силлогизм

Алексина «передергиванием» «яарофоАт|». Но сами стоики

внимательно отнеслись к критике, — Аристон Хиосский написал

специальное сочинение «Против возражений Алексина»

(SVFI333[12]).

Лигг.: Giannantoni G. (ed), Socratis et Socraticorum Reliquiae, vol. 2.

Naples, 1991; Doring К. Die Megariken Kommentierte Sammlung

der Testimonien. Amst., 1972.

M. А. Солопова

АЛЕН(Alain) (псевд.; наст. фам. и имя Шартье Эмиль

Огюст (Chartier Emile Auguste)) (3 марта 1868, Мортань-

о-Перш, Франция — 2 июня 1951, Везине) — французский

философ, литератор, публицист. Получил философское

образование в Эколь Нормаль, с 1893 по 1933 преподавай

философию и риторику в ряде учебных заведений, в т. ч.

в Лицее Анри-IV в Париже; выступал как публицист в

различных периодических изданиях; в 1951 был удостоен

высшей премии Франции в области литературы. Для

Алена назначение философии — научить человека мудрости

и искусству жить достойно. Он излагает свою концепцию

в форме эссе, изречений (propos) и трактатов, посвяшен-

ных широкому кругу проблем философии, морали, науки,

искусства, педагогики, актуальным

социально-политическим вопросам. Продолжая традицию рефлексивной

философии Декарта и Канта, Ален уделяет особое

внимание теории суждения. Благодаря суждению разум создает

порядок из хаоса; способность суждения лежит в основе

мышления, познания и моральных поступков. С точки

зрения Алена, важнейшими характеристиками человеческого

бытия являются свобода духа и способность к творчеству.

Высшая этическая добродетельмудрость в стоическом

смысле, позволяющая личности добиться независимости

от внешних обстоятельств и собственных страстей,

прийти к состоянию душевного равновесия и счастья. В морали

не существует вечных и безусловных норм, единственное

абсолютное этическое требованиестремиться быть

свободным.

Соч.: Oeuvres completes en 4 volumes dans la collection de la Pleiade.

P., 1958; Systeme des beaux-arts. P., 1920; Elements de philosophie. P.,

84

АЛКМЕОН

1941; Lettres sur la philosophie premiere. P., 1955; Les Passions et la

Sagesse, 1960.

Лит.: Maurois A. Alain. P., 1952; Pascal G. Pour connaitre la pensee

d’Alain. P., 1957; Alain educateur. P., 1964; BridouxA. Alain. P., 1964;

Reboul 0. L’Homme et ses passions d’apres Alain. P., 1968; L’Idee de

philosophie chez Alain. P., 1970; Hyppolite J. L’existence, l’imaginaire

et la valeur chez Alain. Alain et les dieux. P., 1971; L’education selon

Alain. P., 1974; Compte-Sponville A., Alain entre Jardin et Portique. Une

education philosophique. P., 1989.

О. И. Мачулъская

АЛ-ЙДЖЙ — см. Йджй.

АЛ-КИНДЙ — см. Киндй.

АЛКИНОЙ(‘AXkxvooc) (cep. 2 в. н. э.?) — греческий

философ-платоник, автор сочинения «Учебник Платоновской

философии». Биографических сведений о нем нет.

Датировка условна (после Ария Дидима, цитата из которого

начинает XII главу «Учебника» Алкиноя, и до Плотина). После

работы Ю. Фрейденталя (J. Freudenthal, 1879) Алкиной в

течение почти века обычно отождествлялся с Альбином

и причислялся к «школе Гая», но в работе М. Гиуста (М.

Giusta, 1961-61) это отождествление было поставлено под

сомнение на основе сопоставления позиции Альбина,

восстанавливаемой по Тертуллиану, Ямвлиху и Проклу, с

позицией «Учебника». Эта точка зрения была развита в работах

Ю. Уайтекера (J. Wittaker, I974) и др. вплоть до издания

греческого текста «Учебника» в 1990. Одно из возможных

отождествлений — с Алкиноем-стоиком, упоминаемым у

Филострата (Vit. Soph. I 24). «Учебник» представляет

традицию эклектического платонизма, принимающего

аристотелевскую логику и ряд стоических положений, что

проявляется уже в порядке изложения: логика (диалектика) —

физика (теоретическая философия) — этика (практическая

философия, включающая политику).

Платоновское определение диалектики (усмотрение

сущности каждой вещи) сочетается с аристотелевским учением

о силлогизме и принятым стоиками (восходящим к Теоф-

расту) делением силлогизма на категорический и

гипотетический. Примеры использования отдельных видов

силлогизма приводятся из Платона.

Теоретическая часть делится на три раздела: математика,

физика, теология. В отличие от диалектики

математические дисциплины не имеют дело с первыми началами, но

они выше мнения, имеющего дела с телами: в согласии

с Платоном, они принадлежат сфере рассудка (oidvoux)

и только грезят о сущем (VII, р. 162.5, 15-17, ср. Resp.

533с 1). В соответствии с «Тимеем» излагается теология,

возникновение космоса и человека, причем начинает с

первых начал: материи, образца, или идеи, и причины,

или бога. Материя, как у стоиков, оказывается

«бескачественной» ((шлоу VIII, р. 162. 41 Н) и в соответствии с

Аристотелем, сравнивается с медью — «статуей в

потенции»; идея определяется как «вечный образец естественных

вещей» (IX, р. 163. 23—24 Н) в соответствии с Ксенокра-

том (фрг. 30 Heinze); бог — как аристотелевский

неподвижный первый ум, движущий все как предмет желания

и являющийся причиной того, что действует ум цел окуп-

ного неба (X, р. 164. 20-27 Н).

В области этики Алкиной в согласии со стоиками

рассуждает о том, что одной добродетели достаточно для счастья,

и о «взаимообусловленности» (dvOaKotouOia)

добродетелей (XXVII, р. 180.40-41, XXIX, р. 183.3), опирается на ряд

аристотелевских представлений, напр., о дружбе (XXXIII,

р. 187. 11-14, ср. Arist., Eth. Nie, VIII 2, 1155b33—34,

и пр.).

Алкиной не принадлежал к самым представительным

и сильным фигурам среднего платонизма:

позднейшие платоники на него не ссылаются; но он оказался

одним из авторитетов для мыслителей Возрождения

и новоевропейской традиции: первый латинский

перевод «Учебника» был сделан Пьетро Бальби в 1460,

впоследствии посвящен кардиналу Николаю Кузанс-

кому и издавался полностью в 1469 (Рим), 1488 (Ви-

ченца), 1493 (Венеция), 1497 (Милан) и частично в

1472 (Нюренберг). В 1464 появился латинский перевод

М. Фичино, имевший хождение в рукописях и

неоднократно издававшийся начиная с 1497 (Флоренция). Новый

латинский перевод, предпринятый Дени Ламбеном, был

опубликован в 1567 в Париже, где в 1577 появился

другой латинский перевод, изданный Жаком Шарпантье. В

1607 и 1614 годах вышли две версии латинского перевода

Даниила Гейнсия (Лион). «Учебник» неоднократно

переводился на новые языки (английский, французский,

итальянский, русский).

Соч.: Alkinoos. Enseignement des doctrines de Platon, introd., texte et.

et comm. par J. Wittaker et trad, par P. Louis. P., 1990; Alkinous. The

Handbook of Platonism, transi, with introd. and comm. by J. Dillon.

Oxf., 1993; Учебник платоновской философии, пер. Ю. А. Шича-

лина. — В кн.: Платон. Собр. соч. в 4 т., т. 4. M, I994.

Лит.: Deitz L. Bibliographie du platonisme imperial anterieur a Plotin:

1926-1986 — ANRW II 36, 1. В., 1987, p. 136-137; Goranson Г.

Albinus, Alkinus, Arius Didymus. Goteborg, 1995.

Ю. А. Шиналин

АЛ-КИРМАНЙ — см. Кирмйни,

АЛКМЕОН(‘AXkucucov) из Кротона (акме ок. 500 до

н. э.) — древнегреческий натурфилософ-пифагореец;

принадлежал также к знаменитой кротонской школе врачей

(ср. DK 19). Античная традиция о том, что Алкеон был

пифагорейцем, не раз оспаривалась, но без серьезных

оснований. Аристотель, написавший трактат «Против Алк-

меона», считал его младшим современником Пифагора, но

отличал его учение от «пифагорейской» таблицы 10

противоположностей (А 3), которая в действительности

принадлежит Академии. Книга Алкмеона «О природе»

посвящена трем пифагорейцам (В 1), а сам он фигурирует в списке

пифагорейцев Аристоксена.

В пифагорейской и досократовской мысли в целом Алк-

меон был основателем нового направления,

ориентированного на проблемы устройства и жизнедеятельности

человеческого организма (физиология, анатомия,

эмбриология, психология). Идея качественных

противоположностей, заимствованная им у Пифагора, была

перенесена с космоса на человека («большинство человеческих

дел двоично», А 1) и стала основой учения о том, что

«здоровье сохраняется при равновесии сил (icrovouia toov

oi)vu|i?0)v) — влажного, сухого, холодного, горячего,

горького, сладкого и других,

Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать, Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать бесплатно, Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать онлайн