Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин

— а господство (povap^ia) одной из

них вызывает болезнь» (В 4). Он учитывал также внешние

факторы (свойства местности, воды и пр.) и в отличие

от более поздних схем не фиксировал число

противоположных качеств. Сохранять и восстанавливать их баланс

должна была рациональная диететика, которая стала ос-

85

АЛКУИН

новой пифагорейской медицины, а через авторов гип-

пократовского корпуса оказала мощное влияние на всю

греческую медицину.

Будучи пионером анатомических исследований, Алкмеон

обнаружил глазные нервы, ведущие к мозгу (А 10). На этом

открытии основан его гениальный вывод о том, что все

органы чувств связаны с мозгом, который является

центром сознания. Созданная им теория ощущений оставалась

непревзойденной несколько столетий ( А 5—9). Алкмеон

считал, что душа бессмертна и, подобно небесным телам,

находится в вечном круговом движении (А 12); связана ли

эта идея с метемпсихозом, неясно. Вслед за Ксенофаном

он настаивал на ограниченности человеческого познания:

полная ясность доступна лишь богам, люди же могут

судить на основании «свидетельств» (В 1). Алкмеон первым

разделил мышление и ощущения; оба они свойственны

людям, животным — только ощущения. Его

эмбриологические взгляды более наивны: мужское семя происходит

из головного мозга (ср. Гиппон, который многое перенял у

Алкмеона); зародыш — из соединения мужского и женского

семени, пол ребенка зависит от того, чьего семени больше

(А 13-14).

Фрагм. и свидетельства: DK I, 210-16; Лебедев А. В. Фрагменты, с.

267-273.

Лит.: Жмудь Л. Я. Наука, философия и религия в раннем

пифагореизме. СПб., 1994; Beare J. Greek Theories of Elementary Gognition

from Alcmaeon to Aristotle. Oxf., 1906; Lloyd G. E. R. Alcmaeon and

the Early History of Dissection. — «Sudhoffs Archiv» 59,1975, S. 113-147;

Longrigg J. Greek Rational Medicine: Philosophy and Medicine from

Alcmaeon to the Alexandrians. L., 1993. См. также лит. к ст.

Пифагореизм.

Л. Я. Жмудь

АЛКУИН(Alcuin, Alcwin) (ок. 730, Нортумбрия -19 мая 804,

Тур) — педагог, богослов, ученый. Учился в Йорке. Один из

идеологов каролингских реформ — церковной, библейской,

образовательной. Причастен к составлению программного

циркуляра Карла Великого «De litteris colendis» («О

необходимости занятий науками»). Преподавал тривий и

элементы квадривия, считая их введением к наукам

божественным. В 782-96 возглавлял дворцовую школу в Ахене. В «De

vera philosophia» («Об истинной философии») возродил

схему семи свободных искусств, заимствовав из «Institutiones»

(«Наставлений») Кассиодора параллель между искусствами

и семью столпами храма Премудрости Соломона. Алкуин

рассматривает мирскую мудрость как элемент

христианской Премудрости, в персонификации которой совмещены

черты Христа и Философии из «Утешения» Боэция. С Ал-

куина начинается возрождение логики. Он ввел в оборот

каролингских ученых «Decern categoriae» («Десять

категорий») — сделанную в 4 в. латинскую переработку

«Категорий» Аристотеля, приписав ее Августину. Его «De dialectica»

(«О диалектике») — введение в логику. В научном кружке

Алкуина, куда входили Кандид, Лейдрад и др.,

рассуждали о предикабилиях, приложимости Аристотелевых

категорий к Богу, рассматривали категории «сущность», «время»,

«место». Сохранившиеся манускрипты содержат «Введение

в категории» Порфирия, «Об истолковании» Аристотеля и

т. д. С 796 и до своей смерти Алкуин был аббатом

монастыря св. Мартина в Туре, где продолжал учить, расширил

библиотеку и скрипторий.

Соч.: MPL, t. 90-101 ; поэзия: Monumenta Germaniae Historica,

Poetaelatini I (1881; гере. 1978), 160 — 350; письма: Monumenta

Germaniae Historica, Epistolae IV (1895) и V (1899); в рус. пер. —

В кн.: Памятники средневековой латинской литературы. М.,

1970, с. 257-269; Антология педагогической мысли

христианского Средневековья, т. 1. М., 1994.

Лит.: Allot S. Alcuin of York, с. A. D. 732 to 804; his life and

letters 1974 (пер. на англ. яз. Писем Алкуина); Ducketi E. S.

Alcuin, Friend of Charlemagne. His World and His Work. N. Y,

1951; Godman P. Alcuin: The Bishops, Kings, and Saints of York.

Oxf., 1982; Bullough D. A. Alcuin and the Kingdom of Heaven:

Liturgy, Theology, and the Carolingian Age. — Carolingian Essays:

Andrew W. Mellon Lectures in Early Christian Studies, ed. U.-R.

Blumenthal. Wash., 1983; Marenbon J. From the Circle of Alcuin

to the School of Auxerre. L., 1981.

В. В. Петров

‘АЛЛАФ Абу ал-Хузайл Мухаммад ибн ал-Хузайл, ал (ок.

749/753, Басра, Ирак — ок. 840/849, Самара, там же) — ара-

бо-мусульманский философ, крупнейший представитель

мутазилитской школы калама. В 818 перебрался в Багдад,

где был близок аббасидским халифам, особенно ал-Ма’муну

(правил 813-33), при котором ряд теологических положений

мутазилизма был включен в поддерживаемую государством

доктрину. Доксографы упоминают о более чем 50

сочинениях ал-Аллафа, из которых ни одно не сохранилось. В

большинстве своем они носили полемический характер и

отражали дискуссии, которые ал-Аллаф активно вел с другими

религиями (иудаизмом, христианством, зоростризмом), с

различными мусульманскими школами (хашавитами-бук-

валистами, мушаббихитами-антропоморфистами, джабри-

тами-фаталистами, мурджиитами и др.) и со своими едино-

мышленниками-мутазилитами (особенно ан-Наззймом).

Мутазилитская традиция приписывает ал-Аллафу

разработку «пяти принципов», общих для всех мутазилитов и

служащих критерием их идентификации (в кавычках даются

традиционные краткие названия этих принципов):

«единство» Бога; божественная «справедливость»; обязанность для

Бога осуществлять свои «обещание и угрозу» (что исключает

какое-либо заступничество или прощение); квалификация

мусульманина, совершившего тяжкий грех как

находящегося в «промежуточном состоянии» между верующим и

неверующим (он сохраняет свои права как член мусульманской

общины — безопасность жизни и имущества, наследование

другим мусульманам, но не может стать халифом или

имамом; в потусторонней жизни — если он не успел покаяться до

своей кончины — обречен на адские муки вместе с

неверующими, однако, наказание его будет несколько мягче, чем для

последних); «повеление добра и запрещение зла».

Ал-Аллаф заложил основы мутазилитской философии. По-

видимому, он был первым мугазилитом, который в

противовес ан-Наззаму отстаивал финитизм (утверждение о

существовании предела делимости тел, т.е. о существовании атома).

Финитистский подход ал-Аллаф распространял на

эсхатологические реалии, полагая (вслед за Дж. Ибн Сафвйном)

конечность мира в будущем, а с ним Рая и Ада. Согласно

некоторым источникам, ал-‘Аллаф придерживался проши-

итской ориентации.

Лет.: ал-ГурабиА. М. Абу фл-Хузайл ал-‘Аллаф. Каир, 1949; Frank R. M.

The Metaphysics of Created Being According to Abu-1-Hudhayl al-AM.

Istanbul, 1966.

Т. Ибрагим

86

АЛХИМИЯ

АЛ-МАВАРДЙ — см. Мйвардй.

АЛ-МАТУРЙДЙ — см. Мйтурйдй.

АЛ-ФАРАБЙ — см. Фарйбй.

АЛХИМИЯ(позднелат. alchimia, через арабов — al-kirnia,

возможно, от греч. щ\ш. — искусство выплавки металлов) —

явление культуры, сопутствовавшее на протяжении более

полутора тысяч лет различным эпохам (эллинизм,

европейское средневековье, Возрождение). Алхимия существовала

еще в составе древних восточных культур — в Ассиро-Вави-

лонском царстве, доисламской Персии, а в Китае, Индии

и Японии — во времена становления там буддизма. Она

получила распространение в Арабском халифате и

особенно средневековой Европе в качестве феномена ее культуры

(данная статья рассматривает алхимию преимущественно в

этом регионе).

Алхимию связывают с попытками получить совершенный

металл (золото или серебро) из металлов несовершенных,

т.е. с идеей трансмутации (превращения) металлов с помощью

гипотетического вещества — «философского камня». Сами

алхимики называли свою деятельность scientia immutabilis —

«наукой неизменной».

Первый этап алхимии (2—6 вв.) связан с деятельностью

Александрийской академии (2-4 вв.). Это время

становления алхимии в составе позднеэллинистической

герметической (см. Герметизм) философии (по имени Гермеса Трисме-

гиста, т.е. Трижды Величайшего, легендарного основателя

алхимии) под влиянием учений персов-огнепоклонников,

неопифагореизма и неоплатонизма, предхристианских и

раннехристианских философских систем. Александрийская

алхимия занимает срединное положение меду ремесленной

практикой, направленной на имитацию благородных

металлов (золота — хризопея, серебра — аргиропея), и

оккультным умозрением. Алхимик оперирует с веществом и

одновременно размышляет над его природой.

Оснащение и характер деятельности алхимика и

ремесленника в основном совпадают, однако у алхимика иная цель:

не утилитарная, а глобальная, направленная на построение

особой картины мира, представленной в алхимии в

специфических образах-понятиях («философский камень»,

целительные панацеи, алкагест — универсальный

растворитель, гомункул — искусственный человек). Соотнося

природное и духовное, алхимик осуществляет тем самым

единение макрокосмоса и микрокосмоса. Направления своей

деятельности он формулирует так: в материальном мире —

рансмутация несовершенных металлов в совершенные; в

мире неземном — созерцание Бога и приобщение к нему

через его слово. Алхимия, следовательно, одновременно

представляла два рода деятельности — «аурификцию» (зо-

лотоподобные имитации) и «аурифакцию» (определенную

мировоззренческую доктрину).

На втором этапе (12-13 вв.) алхимия вступает во

взаимоотношения с культурой европейского средневековья,

пребывая между практической химией и «естественной

философией», основанной на учении Аристотеля о

материальном мире как состоящем из сочетаний четырех

начал-стихий — земли, воды, воздуха, огня, которые

обладают соответствующими свойствами-качествами — сухостью,

влажностью, холодом, теплом.

Мысль о всеобщей превращаемости вещества, откуда

следует возможность трансмутации металлов, коренится в

аристотелевой идее первичной материи как совокупности всех

свойств-качеств и начал-стихий. Аристотелевы

начала-стихии обретают у алхимиков вещественный характер,

выстраиваясь в триаду алхимических начал-принципов и вместе с

тем веществ: ртуть, сера и соль (ср. наставления: «Возьми,

сын мой, три унции серы и пять унций злости…»).

Учение об алхимических началах-принципах противостоит

двум основным направлениям средневекового природоз-

нания (13 в.): созерцательному опыту Оксфордской школы

(Р. Бэкон, Роберт Гроссетест) и схоластике Альберта

Великого — Фомы Аквинского. Но в этом противостоянии оно

как бы примиряет средневековые номинализм и реализм и

тем самым предвосхищает метод науки Нового времени,

оперирующей с реальными веществами.

Учение об алхимической субстанции и акциденции

(сущность всех металлов едина, различны их преходящие, ак-

цидентальные формы) обусловливает «врачующий»

характер деятельности алхимиков, совершенствующих металл,

освобождающих его от порчи. Разрушение видимых форм

вещества, физическое и физико-химическое воздействие на

вещество (дробление, измельчение, растирание, обжиг,

растворение вещества в минеральных кислотах и другое)

способствует выявлению сокровенной сущности —

квинтэссенции, формы форм, лишенной каких-либо свойств кроме

идеального совершенства (идея, восходящая к

александрийской алхимии). Зооморфные, антропоморфные,

антимистические представления о веществе, «исцеление» вещества

с помощью «медикамента» — «философского камня» ведут к

формированию идеи химической индивидуальности.

Деятельность алхимиков к концу второго этапа

складывается из трех составляющих: 1) ритуально-магический опыт,

в котором препаративные процедуры сопровождаются

соответствующими заклинательными формулами,

выражаемыми особым символическим языком (мир веществ — мир

символических их заменителей, причем последний

истиннее первого, ибо священнодействен, исполнен высшего

смысла; с одной стороны, «дело это делает рука», с другой

«деяние это творит десница»); 2) система определенных

лабораторных приемов, направленных на недостижимый, как

теперь ясно, результат; 3) синтетическое искусство, с

помощью которого изготавливают конкретную вешь. Так в рамках

алхимии воспроизводится особый тип

познавательно-практической деятельности, предшествовавший химии Нового

времени. Во многом сходна с европейской алхимия

арабского мира 8-12 вв. (Ближний Восток и страны Магриба).

Третий этап алхимии (15—17 вв.) связан с кризисом

европейского средневекового мышления и новым расцветом

оккультных увлечений, характерных для ренессансного

неоплатонизма. В стороне стоит Парацельс (16 в.), ориен-

тировавшиый златосереброискательскую алхимию на

лекарственную — иатрохимию. В эпоху Просвещения (18 в.)

алхимия воспринималась современниками уже просто как

фарс.

Лит.: Гермес Трисмегист и герметическая традиция Востока и

Запада. Киев — М., 1998; Рабинович В. Л. Атхимия как феномен

средневековой культуры. М., 1979; Он же. Образ мира в зеркале

алхимии. От стихий и атомов древних до элементов Бойля. М., 1981;

87

АЛЬБЕРТ

Lippman Е. О. Entstehung und Ausbreitung der Alchemic Eine Beitrag

zur Kulturgeschichte. В., 1919; Jung C. G. Psychologie und Alchemic Z.,

1944; Read J. Through alchemy to chemistry. N. Y, 1963; Thorndike L.

A history of magic and experimental science, v. 1-8. N. Y,

1923-58.

В. Л. Рабинович

АЛЬБЕРТ(Albert) Ханс (Ганс) (род. 8 февраля 1921, Кёльн) —

немецкий философ, социолог, экономист, профессор

университетов Мангейма (с 1963) и Гейдельберга.

Он исходит из проблемы связи познания и деятельности,

т.е. проблемы рациональности человеческой практики.

Первоначально стоял на дуалистических позициях, трактуя

познание как анализ вероятностей, представляющий собой

рациональную сторону практик. Другую сторону составляет

выбор, имеющий экзистенциональную природу, а потому

принципиально не рационализируемый. Наука,

стремящаяся рационально подойти к анализу ценностных проблем

(социология, политология, политэкономия),

рассматривается им как идеология. Под влиянием Поппера Альберт

радикально пересматривает свою дуалистическую

концепцию практики. Стремясь преодолеть дихотомию познания

и выбора, он утверждает, что познание само по себе

пронизано выбором, а выбор зиждется на рациональном

основании. Поэтому проблема рациональности рассматривается

им как «всеобщая проблема методической практики» и не

может быть ограничена сферой познания. Т. о., открывается

возможность рационального исследования и критики

буквально всех сфер деятельности, любого рода норм, оценок,

решений. Для этого необходима выработка «принципов

перехода» (Uberbruckungsprinzipien) — методов

Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать, Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать бесплатно, Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать онлайн