— а господство (povap^ia) одной из
них вызывает болезнь» (В 4). Он учитывал также внешние
факторы (свойства местности, воды и пр.) и в отличие
от более поздних схем не фиксировал число
противоположных качеств. Сохранять и восстанавливать их баланс
должна была рациональная диететика, которая стала ос-
85
АЛКУИН
новой пифагорейской медицины, а через авторов гип-
пократовского корпуса оказала мощное влияние на всю
греческую медицину.
Будучи пионером анатомических исследований, Алкмеон
обнаружил глазные нервы, ведущие к мозгу (А 10). На этом
открытии основан его гениальный вывод о том, что все
органы чувств связаны с мозгом, который является
центром сознания. Созданная им теория ощущений оставалась
непревзойденной несколько столетий ( А 5—9). Алкмеон
считал, что душа бессмертна и, подобно небесным телам,
находится в вечном круговом движении (А 12); связана ли
эта идея с метемпсихозом, неясно. Вслед за Ксенофаном
он настаивал на ограниченности человеческого познания:
полная ясность доступна лишь богам, люди же могут
судить на основании «свидетельств» (В 1). Алкмеон первым
разделил мышление и ощущения; оба они свойственны
людям, животным — только ощущения. Его
эмбриологические взгляды более наивны: мужское семя происходит
из головного мозга (ср. Гиппон, который многое перенял у
Алкмеона); зародыш — из соединения мужского и женского
семени, пол ребенка зависит от того, чьего семени больше
(А 13-14).
Фрагм. и свидетельства: DK I, 210-16; Лебедев А. В. Фрагменты, с.
267-273.
Лит.: Жмудь Л. Я. Наука, философия и религия в раннем
пифагореизме. СПб., 1994; Beare J. Greek Theories of Elementary Gognition
from Alcmaeon to Aristotle. Oxf., 1906; Lloyd G. E. R. Alcmaeon and
the Early History of Dissection. — «Sudhoffs Archiv» 59,1975, S. 113-147;
Longrigg J. Greek Rational Medicine: Philosophy and Medicine from
Alcmaeon to the Alexandrians. L., 1993. См. также лит. к ст.
Л. Я. Жмудь
АЛКУИН(Alcuin, Alcwin) (ок. 730, Нортумбрия -19 мая 804,
Тур) — педагог, богослов, ученый. Учился в Йорке. Один из
идеологов каролингских реформ — церковной, библейской,
образовательной. Причастен к составлению программного
циркуляра Карла Великого «De litteris colendis» («О
необходимости занятий науками»). Преподавал тривий и
элементы квадривия, считая их введением к наукам
божественным. В 782-96 возглавлял дворцовую школу в Ахене. В «De
vera philosophia» («Об истинной философии») возродил
схему семи свободных искусств, заимствовав из «Institutiones»
(«Наставлений») Кассиодора параллель между искусствами
и семью столпами храма Премудрости Соломона. Алкуин
рассматривает мирскую мудрость как элемент
христианской Премудрости, в персонификации которой совмещены
черты Христа и Философии из «Утешения» Боэция. С Ал-
куина начинается возрождение логики. Он ввел в оборот
каролингских ученых «Decern categoriae» («Десять
категорий») — сделанную в 4 в. латинскую переработку
«Категорий» Аристотеля, приписав ее Августину. Его «De dialectica»
(«О диалектике») — введение в логику. В научном кружке
Алкуина, куда входили Кандид, Лейдрад и др.,
рассуждали о предикабилиях, приложимости Аристотелевых
категорий к Богу, рассматривали категории «сущность», «время»,
«место». Сохранившиеся манускрипты содержат «Введение
в категории» Порфирия, «Об истолковании» Аристотеля и
т. д. С 796 и до своей смерти Алкуин был аббатом
монастыря св. Мартина в Туре, где продолжал учить, расширил
библиотеку и скрипторий.
Соч.: MPL, t. 90-101 ; поэзия: Monumenta Germaniae Historica,
Poetaelatini I (1881; гере. 1978), 160 — 350; письма: Monumenta
Germaniae Historica, Epistolae IV (1895) и V (1899); в рус. пер. —
В кн.: Памятники средневековой латинской литературы. М.,
1970, с. 257-269; Антология педагогической мысли
христианского Средневековья, т. 1. М., 1994.
Лит.: Allot S. Alcuin of York, с. A. D. 732 to 804; his life and
letters 1974 (пер. на англ. яз. Писем Алкуина); Ducketi E. S.
Alcuin, Friend of Charlemagne. His World and His Work. N. Y,
1951; Godman P. Alcuin: The Bishops, Kings, and Saints of York.
Oxf., 1982; Bullough D. A. Alcuin and the Kingdom of Heaven:
Liturgy, Theology, and the Carolingian Age. — Carolingian Essays:
Andrew W. Mellon Lectures in Early Christian Studies, ed. U.-R.
Blumenthal. Wash., 1983; Marenbon J. From the Circle of Alcuin
to the School of Auxerre. L., 1981.
В. В. Петров
‘АЛЛАФ Абу ал-Хузайл Мухаммад ибн ал-Хузайл, ал (ок.
749/753, Басра, Ирак — ок. 840/849, Самара, там же) — ара-
бо-мусульманский философ, крупнейший представитель
мутазилитской школы калама. В 818 перебрался в Багдад,
где был близок аббасидским халифам, особенно ал-Ма’муну
(правил 813-33), при котором ряд теологических положений
мутазилизма был включен в поддерживаемую государством
доктрину. Доксографы упоминают о более чем 50
сочинениях ал-Аллафа, из которых ни одно не сохранилось. В
большинстве своем они носили полемический характер и
отражали дискуссии, которые ал-Аллаф активно вел с другими
религиями (иудаизмом, христианством, зоростризмом), с
различными мусульманскими школами (хашавитами-бук-
валистами, мушаббихитами-антропоморфистами, джабри-
тами-фаталистами, мурджиитами и др.) и со своими едино-
мышленниками-мутазилитами (особенно ан-Наззймом).
Мутазилитская традиция приписывает ал-Аллафу
разработку «пяти принципов», общих для всех мутазилитов и
служащих критерием их идентификации (в кавычках даются
традиционные краткие названия этих принципов):
«единство» Бога; божественная «справедливость»; обязанность для
Бога осуществлять свои «обещание и угрозу» (что исключает
какое-либо заступничество или прощение); квалификация
мусульманина, совершившего тяжкий грех как
находящегося в «промежуточном состоянии» между верующим и
неверующим (он сохраняет свои права как член мусульманской
общины — безопасность жизни и имущества, наследование
другим мусульманам, но не может стать халифом или
имамом; в потусторонней жизни — если он не успел покаяться до
своей кончины — обречен на адские муки вместе с
неверующими, однако, наказание его будет несколько мягче, чем для
последних); «повеление добра и запрещение зла».
Ал-Аллаф заложил основы мутазилитской философии. По-
видимому, он был первым мугазилитом, который в
противовес ан-Наззаму отстаивал финитизм (утверждение о
существовании предела делимости тел, т.е. о существовании атома).
Финитистский подход ал-Аллаф распространял на
эсхатологические реалии, полагая (вслед за Дж. Ибн Сафвйном)
конечность мира в будущем, а с ним Рая и Ада. Согласно
некоторым источникам, ал-‘Аллаф придерживался проши-
итской ориентации.
Лет.: ал-ГурабиА. М. Абу фл-Хузайл ал-‘Аллаф. Каир, 1949; Frank R. M.
The Metaphysics of Created Being According to Abu-1-Hudhayl al-AM.
Istanbul, 1966.
Т. Ибрагим
86
АЛ-МАВАРДЙ — см. Мйвардй.
АЛ-МАТУРЙДЙ — см. Мйтурйдй.
АЛ-ФАРАБЙ — см. Фарйбй.
АЛХИМИЯ(позднелат. alchimia, через арабов — al-kirnia,
возможно, от греч. щ\ш. — искусство выплавки металлов) —
явление культуры, сопутствовавшее на протяжении более
полутора тысяч лет различным эпохам (эллинизм,
европейское средневековье, Возрождение). Алхимия существовала
еще в составе древних восточных культур — в Ассиро-Вави-
лонском царстве, доисламской Персии, а в Китае, Индии
и Японии — во времена становления там буддизма. Она
получила распространение в Арабском халифате и
особенно средневековой Европе в качестве феномена ее культуры
(данная статья рассматривает алхимию преимущественно в
этом регионе).
Алхимию связывают с попытками получить совершенный
металл (золото или серебро) из металлов несовершенных,
т.е. с идеей трансмутации (превращения) металлов с помощью
гипотетического вещества — «философского камня». Сами
алхимики называли свою деятельность scientia immutabilis —
«наукой неизменной».
Первый этап алхимии (2—6 вв.) связан с деятельностью
Александрийской академии (2-4 вв.). Это время
становления алхимии в составе позднеэллинистической
герметической (см. Герметизм) философии (по имени Гермеса Трисме-
гиста, т.е. Трижды Величайшего, легендарного основателя
алхимии) под влиянием учений персов-огнепоклонников,
неопифагореизма и неоплатонизма, предхристианских и
раннехристианских философских систем. Александрийская
алхимия занимает срединное положение меду ремесленной
практикой, направленной на имитацию благородных
металлов (золота — хризопея, серебра — аргиропея), и
оккультным умозрением. Алхимик оперирует с веществом и
одновременно размышляет над его природой.
Оснащение и характер деятельности алхимика и
ремесленника в основном совпадают, однако у алхимика иная цель:
не утилитарная, а глобальная, направленная на построение
особой картины мира, представленной в алхимии в
специфических образах-понятиях («философский камень»,
целительные панацеи, алкагест — универсальный
растворитель, гомункул — искусственный человек). Соотнося
природное и духовное, алхимик осуществляет тем самым
единение макрокосмоса и микрокосмоса. Направления своей
деятельности он формулирует так: в материальном мире —
рансмутация несовершенных металлов в совершенные; в
мире неземном — созерцание Бога и приобщение к нему
через его слово. Алхимия, следовательно, одновременно
представляла два рода деятельности — «аурификцию» (зо-
лотоподобные имитации) и «аурифакцию» (определенную
мировоззренческую доктрину).
На втором этапе (12-13 вв.) алхимия вступает во
взаимоотношения с культурой европейского средневековья,
пребывая между практической химией и «естественной
философией», основанной на учении Аристотеля о
материальном мире как состоящем из сочетаний четырех
начал-стихий — земли, воды, воздуха, огня, которые
обладают соответствующими свойствами-качествами — сухостью,
влажностью, холодом, теплом.
Мысль о всеобщей превращаемости вещества, откуда
следует возможность трансмутации металлов, коренится в
аристотелевой идее первичной материи как совокупности всех
свойств-качеств и начал-стихий. Аристотелевы
начала-стихии обретают у алхимиков вещественный характер,
выстраиваясь в триаду алхимических начал-принципов и вместе с
тем веществ: ртуть, сера и соль (ср. наставления: «Возьми,
сын мой, три унции серы и пять унций злости…»).
Учение об алхимических началах-принципах противостоит
двум основным направлениям средневекового природоз-
нания (13 в.): созерцательному опыту Оксфордской школы
(Р. Бэкон, Роберт Гроссетест) и схоластике Альберта
Великого — Фомы Аквинского. Но в этом противостоянии оно
как бы примиряет средневековые номинализм и реализм и
тем самым предвосхищает метод науки Нового времени,
оперирующей с реальными веществами.
Учение об алхимической субстанции и акциденции
(сущность всех металлов едина, различны их преходящие, ак-
цидентальные формы) обусловливает «врачующий»
характер деятельности алхимиков, совершенствующих металл,
освобождающих его от порчи. Разрушение видимых форм
вещества, физическое и физико-химическое воздействие на
вещество (дробление, измельчение, растирание, обжиг,
растворение вещества в минеральных кислотах и другое)
способствует выявлению сокровенной сущности —
квинтэссенции, формы форм, лишенной каких-либо свойств кроме
идеального совершенства (идея, восходящая к
александрийской алхимии). Зооморфные, антропоморфные,
антимистические представления о веществе, «исцеление» вещества
с помощью «медикамента» — «философского камня» ведут к
формированию идеи химической индивидуальности.
Деятельность алхимиков к концу второго этапа
складывается из трех составляющих: 1) ритуально-магический опыт,
в котором препаративные процедуры сопровождаются
соответствующими заклинательными формулами,
выражаемыми особым символическим языком (мир веществ — мир
символических их заменителей, причем последний
истиннее первого, ибо священнодействен, исполнен высшего
смысла; с одной стороны, «дело это делает рука», с другой —
«деяние это творит десница»); 2) система определенных
лабораторных приемов, направленных на недостижимый, как
теперь ясно, результат; 3) синтетическое искусство, с
помощью которого изготавливают конкретную вешь. Так в рамках
алхимии воспроизводится особый тип
познавательно-практической деятельности, предшествовавший химии Нового
времени. Во многом сходна с европейской алхимия
арабского мира 8-12 вв. (Ближний Восток и страны Магриба).
Третий этап алхимии (15—17 вв.) связан с кризисом
европейского средневекового мышления и новым расцветом
оккультных увлечений, характерных для ренессансного
неоплатонизма. В стороне стоит Парацельс (16 в.), ориен-
тировавшиый златосереброискательскую алхимию на
лекарственную — иатрохимию. В эпоху Просвещения (18 в.)
алхимия воспринималась современниками уже просто как
фарс.
Лит.: Гермес Трисмегист и герметическая традиция Востока и
Запада. Киев — М., 1998; Рабинович В. Л. Атхимия как феномен
средневековой культуры. М., 1979; Он же. Образ мира в зеркале
алхимии. От стихий и атомов древних до элементов Бойля. М., 1981;
87
АЛЬБЕРТ
Lippman Е. О. Entstehung und Ausbreitung der Alchemic Eine Beitrag
zur Kulturgeschichte. В., 1919; Jung C. G. Psychologie und Alchemic Z.,
1944; Read J. Through alchemy to chemistry. N. Y, 1963; Thorndike L.
A history of magic and experimental science, v. 1-8. N. Y,
1923-58.
В. Л. Рабинович
АЛЬБЕРТ(Albert) Ханс (Ганс) (род. 8 февраля 1921, Кёльн) —
немецкий философ, социолог, экономист, профессор
университетов Мангейма (с 1963) и Гейдельберга.
Он исходит из проблемы связи познания и деятельности,
т.е. проблемы рациональности человеческой практики.
Первоначально стоял на дуалистических позициях, трактуя
познание как анализ вероятностей, представляющий собой
рациональную сторону практик. Другую сторону составляет
выбор, имеющий экзистенциональную природу, а потому
принципиально не рационализируемый. Наука,
стремящаяся рационально подойти к анализу ценностных проблем
(социология, политология, политэкономия),
рассматривается им как идеология. Под влиянием Поппера Альберт
радикально пересматривает свою дуалистическую
концепцию практики. Стремясь преодолеть дихотомию познания
и выбора, он утверждает, что познание само по себе
пронизано выбором, а выбор зиждется на рациональном
основании. Поэтому проблема рациональности рассматривается
им как «всеобщая проблема методической практики» и не
может быть ограничена сферой познания. Т. о., открывается
возможность рационального исследования и критики
буквально всех сфер деятельности, любого рода норм, оценок,
решений. Для этого необходима выработка «принципов
перехода» (Uberbruckungsprinzipien) — методов