Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин

преодоления

«пропастей», разделяющих нормативные системы,

существующие в различных областях познания и деятельности.

Средством такого преодоления является просвещение.

Альберт сформулировал модель критики принципа

достаточного основания («трилемма Мюнхаузена»). Идея обоснования

предполагает одну из трех равным образом неприемлемых

логических стратегий: 1) бесконечный регресс

обоснований, где каждая вновь обнаруженная ступень в свою очередь

требует обоснования и так ad infinitum; 2) остановка

процесса в некоем определенном пункте; такая стратегия не ведет к

рациональному обоснованию, ибо выбор конечного пункта,

где обрывается процесс рациональной аргументации,

произволен, т.е. в конечном счете иррационален; 3) логический

круг, который также не может вести к обнаружению

автономного фундамента познания. Идея обоснования оказывается

парадоксальной. Парадоксы обоснования, формулируемые

таким образом, возникают в силу абсолютизации

формально-логических моментов, следующих из трудности

интерпретации принципа достаточного основания. Концепция

Альберта представляет собой абсолютизацию попперовс-

кой логики исследования как универсальной методологии

и распространение ее на широкий круг философских и

социально-научных проблем.

Соч.: Marktsoziologie und Entscheidungslogik. В., 1967; Konstruktion und

Kritik. Hamb., 1972; Aufklarung und Steuerung. Tub., 1976; Traktat uber

rationale Praxis. Tub., 1978; Wissenschaft und Fehlbarkeit der Vernunft.

Tub., 1982.

Лит.: Ebeling G. Kritischer Rationalismus? Zu Hans Alberts Traktat

uber kritische Vernunft. Tub., 1973; Keurth H. Realitat und Wahrheit.

Zur Kritik des kritischen Rationalismus. Tub., 1982; Spinner H. Ist der

kritische Rationalismus am Ende? Weinheim u. a., 1982; Kuhlmann W.

Reflexive Letzbegrundung. Untersuchungen zur Transzendentalpragmatik.

Freiburg, 1985.

Л. Г. Ионин

АЛЬБЕРТВЕЛИКИЙ, Альберт фон Болыптедт (Albertus

Magnus, Albert der Gro?e, Albert von Bollstadt) (1193 или

1206/07, Лауинген, Швабия — 15 ноября 1280, Кёльн) —

немецкий богослов, философ и

ученый-естествоиспытатель; «всеобъемлющий доктор» (doctor universalis). Прело-

адаватель Парижского университета (1245-48) и кёльнской

орденской школы (1248-52); учитель Фомы Аквинского и

Ульриха Страсбургского. Доминиканец (с 1223),

провинциал ордена в Германии (1254-57), епископ Регенсбурга

(1260-62). Канонизирован Римско-католической

церковью в 193L Основные труды: «Сумма о тварях», «Об

интеллекте и интеллигибельном», «О душе», «О причинах и

о возникновении всеобщего», «О единстве разума против

Аверроэса», «Метафизика», «Сумма теологии» и др.

С именем Альберта Великого связана рецепция

схоластической наукой идей и методов Аристотеля (практически

все его работы он изложил, прокомментировал и

истолковал в духе христианской теологии). При этом трактовка

Альбертом аристотелизма сильно зависела от его

интерпретации у Ибн Сины (Авиценны), а также от

христианского и арабского неоплатонизма (Августин, Псевдо-Дионисий

Ареопагит, ал-Фараби, «Книга о причинах» и др.).

Четко разграничивая теологию и философию, Альберт

признает самодостаточность каждой в сфере своего

приложения. Теология, будучи практическим учением,

служащим идеям спасения, руководствуется положениями веры,

которые разум судить не может. Философия же как

разумное постижение сущего, или вещей самих по себе, не

нуждается в каких-либо иных авторитета, кроме логического

доказательства и опыта, и имеет целью само знание.

Философы опираются на низшую, рациональную способность

ума, богословы же извлекают мудрость из его сокровенной

части (abditum mentis), озаряемой светом Божества (lumen

infusum). При этом вера использует разум для своего

укрепления и распространения.

Бытие — первое сотворение сущее и основа всех

сотворенных вещей, каждая из которых составлена из «того, что

есть» (id quod est), т.е. ее сущности, и отличного от

сущности «бытия, которым есть» (esse quod est) вещь; бытие

(esse) метафизически предшествует конкретизирующим и

ограничивающим его определениям, благодаря которым

просто бытие становится бытием чем-либо (esse aliquid).

Бытие является и предельным основанием всякого

умопостижения, будучи простейшим понятием, на знании

которого останавливается анализирующий интеллект.

Однако хотя бытие — это наипростейшее из всего

сотворенного, оно все же обладает (также наипростейшей)

композицией, поскольку может рассматриваться как

существующее по отношению к Творцу и как

существующее по отношению ко всем своим детерминациям.

Абсолютно же чистое и простое первое бытие находится по ту

сторону этого абстрагированного бытия как его причина.

Это бытие Бога, в котором нет и не может быть никакой

композиции, так как и «то, что есть» Бог, и само его

бытие в Нем совершенно тождественны. Всему сотворенному

присуща также причастность определенной форме,

соединенной или не соединенной (как у чистых

интеллигенции, т.е. ангелов) с материей. Формы имеют универсаль-

88

АЛЬБЕРТИ

ную природу (natura universalis) умопостигаемого света,

излучаемого первой причиной. Определяя характер

отношения между уровнями нисходящей иерархии сущностей,

Альберт использует неоплатоническую по духу

терминологию метафизики света («эманация», «истечение бытия» и т.

п.), однако при этом он настаивает, что мы должны верить

в сотворение мира Богом «из ничего», поскольку Бог сам

сообщил нам об этом в книге Бытия; средствами же разума

невечность мира доказанной (как и опровергнутой) быть не

может.

Геоцентрическую космологию Альберт излагает в

контексте доктрины т. н. «четырех совечных» (coaequaeva) (небо

эмпирея, материя, время и природа ангелов). Неподвижное

небо эмпирея играет роль перводвигателя. Эта обладающая

световой природой «движущая телесная форма», которая

есть причина и иных светов, составляющих сферу звезд,

обусловливает своими влияниями круговое движение всей

системы концентрических сфер, а через них и активность

элементов подлунного мира.

В антропологии Альберт, примиряя платоновско-августи-

новское и аристотелевское учение о душе, утверждает, что

в то время как сущностно душа есть чисто духовная

субстанция, чья интеллектуальная деятельность не связана с

телесными органами (и это обусловливает ее бессмертие),

операционально функционирует как форма тела

человека, определяющая его видовое отличие и придающая ему

жизнь.

Придерживаясь аристотелевского различения деятельного

(актуального) и потенциального разума, Альберт

критикует теорию универсального деятельного разума (entellectus

universaliter agens) Авиценны (Ибн Сины) и и отождествляет

этот разум с Богом, чей свет разумения сообщается

индивидуальным деятельным разумам отдельных людей;

выступает он и против учения Аверроэса (Ибн Рушда) о едином,

вечном и общем для всех разуме. Согласно Альберту, разум,

который до опыта подобен «чистой доске» (tabula rasa),

приобретает знания посредством двух интенций. Первая

интенция (intentio prima) есть акт интеллекта, направленный

на внешний объект, и сформированное таким образом

понятие об определенной вещи; вторая же интенция (intentio

secunda) предполагает акт интеллектуальной рефлексии,

объектом которой выступают уже не веши, а содержание

самого мышления (т. е. универсальные понятия, логические

законы и т. п.). При этом универсалия как абстракция,

содержащаяся «после вещи» (post rem) в человеческом разуме,

представляет собой лишь один из трех возможных

способов существования общей природы вещей: два других — это

идея, пребывающая «до вещи» (ante rem) в божественном

уме, и пребывающий «в вещи» (in re)

индивидуализированный материей вид (species), или форма.

Помимо рациональной способности человеческая душа

обладает, по Альберту, сообщающей ей моральные нормы

совестью, а также волей, способной совершать свободный

выбор. Субъектом естественной каузальности (в частности,

астрологической) является лишь тело человека, душа же его

не подвержена ей.

В научных трудах Альберта представлены практически все

возможные в то время области естествознания: зоология

(«О животных»), ботаника («О растениях»), минералогия

(«О минералах») и т. д. Он прославился и как практик-

натуралист, проводивший эмпирические исследования,

а благодаря приписываемым ему алхимическим («Книга об

алхимии») и оккультным трактатам он прослыл магом

и чернокнижником.

Соч.: Opera omnia, ed. A. Borgnet, t. 1-38. P., 1890-99; Opera

omnia, ed. В. Geyer, t. 1-40. Munster, 1951-84 (к 1984 издано

14 тт.); в рус. пер.: О растениях. — В сб.: Агрикультура в памятниках

Западного средневековья. М.-Л., 1936, с. 231-283.

Лит.: Granmann A/. Der heilige Albert der Gro?e. Wissenschaftlic

hes Charakterbild. Munch., 1932; Albertus Magnus Doctor Universalis,

1280-1980, ed. G. Meyer & A. Zimmermann. Mayence, 1980; Albertus

Magnus. Seine Zeit, sein Werk, sein Wirkung, ed. A. Zimmermann.

B.-N.Y., 1981; Craemer-Rugenberg l Albertus Magnus. Munch., 1980;

Libera A. De Albert le Grand et la philosophie. P., 1990; Studia Albeitina

(Beitrage zur Geschichte der Philosophie des Mitteralters, Suppl. 4).

Munster, 1952.

A. M. Шишков

АЛЬБЕРТ САКСОНСКИЙ(Albert von Sachsen; Albertus

de Saxonia, de Ricmestorp, de Helmstede) (ок. 1316, возможно

Хельмштадт, Саксония — 8 июля 1390, Хальберштадт,

Саксония) — философ-номиналист и естествоиспытатель.

Сторонник идей Ж. Буридана и Н. Орема, автор комментариев к

трудам Аристотеля, трактатов по логике, математике,

естественной философии. Магистр искусств (1351) и ректор (1357)

Парижского университета; первый ректор Венского

университета (1365). Епископ Хальберштадта (1366-90).

В логике Альберт Саксонский различал категорематические

(categoremata) и синкатегорематические (syncategoremata)

термины, материальную и формальную импликацию,

разрабатывал теорию семантических парадоксов (sophismata).

В естествознании занимался проблемами смеси (mixtum),

импетуса как особого качества движущегося тела;

пропорциональной зависимости между скоростью, расстоянием и

временем движения, гравитации (различал центр объема и центр

тяжести Земли и утверждал, что именно последний является

центром универсума), эрозии земной поверхности.

Соч.: Sophismata. Р., 1502 (герг. Hildesheim — Olms, 1975); Perutilis

logica. Venise, 1522 (герг. Hildesheim — Olms, 1974); Quaestiones in

artem veterem, ed. A. Munoz Garcia. Maracaibo, 1988.

Лит.: Busard H. L. L. Der «Tractatus proportionum» von Albert

von Sachsen. — Denkschriften der Osterreichischen Akademie der

Wissenschaften., math.-nat. Klasse, 116,2te. Abhandlung, 1972, S. 43-

72; Heidingsfelder G. Albert von Sachsen. — «Beitrage zur Geschichte

des Philosophie des Mitteralters», Bd XXII, H. 3-4. Munster, 1921;

Maier A.-L. Studien zur Naturphilosophie der Spatscholastik, t. 1-3.

Rom, 1949-52; Verbes cognitifs et la forme selon Albert

de Saxe. — «Knowledge and the Sciences in Medieval Philosophy». II,

Helsinki, 1990, p. 427-435.

A. M. Шишков

АЛЬБЕРТИЛеон Баттиста (Alberti Leon Battista) (14 февраля

1404, Генуя, —25 апреля 1472, Рим), итальянский гуманист.

Философ, архитектор, художник, теоретик искусства.

Родился в семье знатного флорентийского изгнанника. Учился у

известных гуманистов Гаспарино да Барцицца и Франческо

Филельфо, затем в Болонском университете (1421-28), по

окончании которого стал доктором канонического и

гражданского права. С 1432 и до конца жизни занимал место

аббревиатура (своего рода нотариуса) при папской курии.

Человек широко образованный и разносторонне

одаренный, прославился прежде всего своими трактатами «О

89

АЛЬБИН

статуе» (De statua, изд. 1568) и особенно «Десятью

книгами о зодчестве» (De re aedificatoria libri X, 1436-43); вместе

с тем он известен и в качестве зодчего-практика, медальера,

ваятеля, живописца, музыканта. Как писателя-гуманиста

внимание Альберти привлекали и жизнь общества, и устои

семейных отношений, и проблемы человека, и принципы

этики, политики, экономики, права, психологии. Он

сознательно претендовал на то, чтобы стать идеологом имущих

слоев городского сословия Флоренции. В трактатах «О

семье» (Delia famiglia, 1432-41, изд. 1844) и «Домострой» (De

iciarchia, 1470, изд. 1848) идеи гражданственности, столь

характерные для гуманизма предшествующего поколения,

отступают и совсем сходят на нет перед всем, что объемлет

собой понятие «интересы семьи». Альберти подчеркивал

исключительную роль домашней обстановки в воспитании

и формировании человека, разрабатывал этику

рачительного хозяйствования, которое должно создать необходимую

материальную основу для семейного благополучия. Вместе

с тем хозяйственность, умелое обращение с тем, что

человеку уделено, и прежде всего со временем, которое находится

в его полной власти, толкуется у Альберти очень широко —

как краеугольный принцип всего жизнеустроения. Подобно

другим гуманистам эпохи Возрождения, он писал о величии

человека, наделенного различными дарованиями и

умениями, которые возвышают его среди всех существ, обитающих

в мире, о безграничности его возможностей и устремлений,

о совершенстве, которого он может достичь. В то же время

он показывал всеобщую испорченность людей, нарушение

ими естественного порядка, оскорбление справедливости

и закона, подрыв вселенской гармонии. Гармония

принцип не только его теории архитектуры, но и концепции

человека. И основной мотив его этики — противоборство

человека и Фортуны. В этом предельном заострении

противоречия между возможным и реальным, между

различными вплоть до взаимоисключения способами оценки

человека, между противоположными сторонами и формами

его бытия можно услышать отзвуки напряженного диалога,

который гуманист вел с самим собой и в котором нашли

отражение крайние позиции антропологической мысли

ренессансной поры. Вслед за Альберти сходные положения

выскажет Леонардо да Винчи в заметках, посвященных

проблеме человека, а полтора века спустя, на исходе культуры

Возрождения, им даст художественное воплощение

Шекспир в трагедии «Гамлет».

Соч.: Ореге volgari, vol. 1-3. Bari, 1960-73; в рус. пер.: Десять

книг о зодчестве, т. 1 -2. М., 1935; О семье. — В кн.: Опыт

тысячелетия. М., 1996, с. 362-411; Религия. Добродетель. Рок и

Фортуна. — В кн.: Сочинение итальянских гуманистов

эпохи Возрождения (XV век). М., 1985, с. 152-162.

Лит.: Леон Батиста Альберти. М., 1977; Mancini G. Vita di

Leon BattistaAlberti Roma, 1911; GadolJ. Leon BattistaAlbert!

Universal man of the

Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать, Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать бесплатно, Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать онлайн