Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин

early Renaissance. Chi.-L., 1969.

О. Ф. Кудрявцев

АЛЬБИН(‘AX?ivoc) (сер. 2 в.) — греческий философ-

платоник, ученик Гая, учивший в Смирне ок. 150 где его

слушал Гален; автор дошедшего сочинения «Введения к

диалогам Платона» (в котором дается определение

диалога, классификация и порядок чтения платоновских

диалогов, качества ученика, приступающего к их чтению,

и цель их изучения), а также ряда утерянных сочинений:

«Лекции Гая о платоновском учении» в 11 кн., «Мнения

Платона», «О бестелесном», а также комментариев к «Ти-

мею», «Государству», «Федону». Его упоминают и на него

ссылаются Гален, Тертуллиан, Ямвлих, Ефрем Сирин,

Прокл и Прискиан. Прокл называет его в числе

«платоников-корифеев» (in Remp. t. И, p. 9, 11-12 Kroll). Дошедший

текст «Введения» и свидетельства о связи Альбина с Гаем

говорят о принадлежности его к среднеплатонической

традиции школьного толкования Платона.

Соч.: ‘A^?ivou еьааусотп eic тоис ШЛшуос ОкхХоуаос. — Piatonis

Dialogi, гее. С. Fr. Hermann, vol. VI. Lpz., 1853, p. 147-151.

Mullach F. W. A. Fragmenta philosophorum graecorum, t. Ш. P., 1881,

p. 20-27 (repr. Darmstadt, 1968). Le Corre R. Le prologue d’Albinus. —

«Revue philosophique», 146, 1956. p. 28-38; в рус. пер. Введение

к диалогам Платона, пер. Ю. А. Шичалина. — В кн.: Учебники

платоновской философии. М.-Томск, 1995, с. 7-10.

Лит.: Anonymer Kommentar zu Platon’s Theaetet.., bearb. von H. Diels

und W. Schubart. В., 1905. S. XXVI-XXX (подборка свидетельств);

Whitiaker J. Platonic philosophy in the early centuries of the Empire. —

ANRWII, 36,1. В., 1987, p. 81-123; DietzL Bibliographie du platonisme

imperial anterieur a Plotin: 1926-1986. — Ibid., p. 135-37.

Ю. А. Шичалин

АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ДВИЖЕНИЯ- собирательное

название современных общественно-политических сил,

которые отличает негативное отношение к существующим

социальным системам, формам осуществления политических

процессов, стандартам поведения и образа жизни

индустриального общества. Появление альтернативных движений

было реакцией на снижение авторитета представительных

органов власти, усиление ее исполнительного звена и

тенденцию к бюрократизации. Эти движения

противопоставляют себя «традиционным» участникам политической

борьбы и выдвигают в качестве ориентира идеалы пацифизма,

гармоничного развития каждой человеческой личности,

а также наиболее полного и всестороннего развития ее

потенциала. Исторически альтернативные движения

возникли в 70—80-е гг. 20 в., наследуя и продолжая в новых

условиях многие традиции «молодежной революции»

60-х гг. В их идеологии заметно влияние

утопического социализма (А. Сен-Симон, Ш. Фурье), анархизма

(П.А. Кропоткин) и радикализма (Ж.-Ж. Руссо, Г.

Марку зе, Э. Фромм). Теоретиками альтернативных движений

считаются И. Иллич, И. Хубер и А. Горц.

В число альтернативных входят самые разные по

содержанию своей деятельности движения: экологические,

антивоенные, феминистские и различные социальные

инициативы. Их ядро составляют образованные представители

средних слоев. С точки зрения политической ориентации,

альтернативисты тяготеют к левому флангу, однако среди

них есть и приверженцы консервативного мировоззрения.

Общая ориентация на ценности, находящиеся «по ту

сторону» от традиционного размежевания между правыми

и левыми, служит основой для взаимодействия и

объединения альтернативных движений разного профиля.

Особенной целеустремленностью выделяются движения

гражданских инициатив — группы, нацеленные на реализацию

конкретной цели (закрытие вредного производства,

обустройство территории и т. д.), альтернативные проекты,

предполагающие переустройство той или иной сферы

общественной жизни (организация молодежной коммуны,

альтернативное школьное образование и т. д.), и политические

90

АЛЬТЮСЕР

движения, вырастающие в партии. После периода

радикальной «антипартийности» в кон. 70-х гг. среди альтернативис-

тов возникли партии экологической ориентации, которые в

ряде европейских стран выступают на парламентском

уровне. Именно экологические партии и альтернативные

движения обосновали необходимость новой формы

политического устройства — «базисной демократии», альтернативной

представительному правлению. Альтернативные движения

склонны поддерживать акции внепарламентского

политического протеста. Динамика парламентских выборов

последних десяти лет показывает, что идейно и организационно

связанные с альтернативными движениями политические

партии достигли пределов своего роста. В рамках

существующих политических систем они выполняют важную функцию

по выявлению потенциальных проблем. В России наиболее

активны инициативы экологической ориентации, которые

в настоящее время на федеральном уровне не имеют своего

представительства.

А. К Родионов

АЛЬТРУИЗМ(франц. altruisme от лат. alter — другой) —

нравственный принцип, предписывающий бескорыстные

действия, направленные на благо (удовлетворение

интересов) других людей. Термин был сконструирован и введен

в оборот О. Контом, развивавшим традиции британской

моральной философии 18 в., для фиксации понятия,

противоположного понятию эгоизм. Альтруизм как принцип,

по Конту, гласит: «Живи для других». В 19 в. под

влиянием утилитаризма альтруизм понимался как ограничение

личного интереса ради общего (в некоторых

интерпретациях — общественного) интереса. Как требование,

предъявляемое к отношениям между людьми, альтруизм шире

принципа уважения, запрещающего отношение к другому

как к средству достижения собственных целей (ср.

Категорический императив), и принципа справедливости,

запрещающего ущемление интересов другого и обязывающего

воздавать другим по заслугам. В своем существенном

содержании принцип альтруизма был воплощен в заповеди

любви, хотя им и не исчерпывается христианская заповедь

милосердия, содержание которой включает благоговение

и совершенствование; альтруизм представляет собой

частный случай милосердия. Однако в новоевропейской

философии милосердие начинает трактоваться именно в духе

альтруизма, а содействие благу другого рассматривается

как основа морали вообще.

В 19 и нач. 20 в. принцип альтруизма стал предметом

критики христианских, в особенности православных,

мыслителей, полагавших, что новоевропейский альтруизм

неприемлем как человекоугодие (К. Н. Леонтьев). Отвергался

он и как «учение буржуазно-демократической морали»

(Н. А. Бердяев). Впрочем, В. С. Соловьев трактовал

принцип альтруизма именно в духе заповеди любви,

распространяя ее на отношение не только к другим людям, но и

к другим народам.

В марксизме альтруизм (самоотверженность), равно как

и эгоизм, рассматривались в качестве исторически и

ситуативно конкретных форм самовыражения индивидов.

Альтруизм определяется как идеологическая иллюзия,

призванная закамуфлировать такой общественный

порядок, который позволяет обладателям частной

собственности представить свой частный корыстный интерес «в

качестве интересов своих ближних». Решительно отвергал

альтруизм Ницше, видя в нем одно из выражений «морали

рабов».

Во 2-й пол. 20 в. философско-этическая проблематика,

связанная с альтруизмом, получила развитие в

исследованиях «помогающего» или, шире, «просоциального» поведения,

в которых альтруизм анализируется в контексте

практических отношений между людьми, на материале различных

форм солидарности, благодеяния, благотворительности и т.

д. Она также переосмысливается в контексте этики заботы

(К. Гиллиган, Н. Ноддингс). Достижения эволюционной

генетики позволили представителям эволюционной этики (Р.

Триверс, Э. Уилсон) показать биологические предпосылки

альтруизма и функциональную неопределенность того, что

принято считать «личным интересом».

Действительная проблема, отраженная в дилемме

«альтруизмэгоизм», заключается в противоречии не частного и

общего интересов, а интересов Я и Другого. Как видно из

определения термина (и этимологии слова «альтруизм»),

речь идет о содействии не общему интересу, а именно

интересу другого человека(возможно, как равного, и при

любых условиях — как ближнего), и уточняется, что

альтруизм необходимо отличать от коллективизма —

принципа, ориентирующего человека на благо сообщества

(группы). Такое определение нуждается в нормативной

и прагматической спецификации; в частности,

относительно того, кто судит о благе другого, в особенности

когда другой не может считаться в полной мере суверенным

судить о том, что составляет его действительный интерес.

Обращенный к индивиду как к носителю частного

интереса альтруизм предполагает самоотречение, поскольку в

условиях социальной и психологической обособленности

людей забота об интересе ближнего возможна лишь при

ограничении собственного интереса.

Лит.: Конт 0. Общий обзор позитивизма, гл. XIV. — В кн.:

Родоначальники позитивизма, вып. 4-5. СПб., 1912, с. 116-17; Милль

Дж. С. Утилитаризм, гл. II. — В кн.: Он же. Утилитаризм. О

свободе. П., 1900, с. 97-128; Соловьев В. С. Оправдание добра,

гл. 3. — Соч. в 2 т., т. 1. М., 1988, с. 152-69; Шопенгауэр А. Две

основные проблемы нравственности. — В кн.: Он же. Свобода

воли и нравственность. М., 1992, с. 220-37; Altruism and Helping

Behaviour: Social Psychological Studies of Some Antecedents and

Consequences, ed. J. Macaulay, L. Berkowitz. N. Y. — L., 1970; Nagel

T. The Possibility of Altruism. Princeton, 1970; Blum L. A. Friendship,

Altruism and Morality. L., 1980; GertB. Morality: A New Justification

of the Moral Rules. N. Y. — Oxf, 1988, p. 176-78; Altruism, ed. E. F.

Paul, E D. Miller, J. Paul. Cambr, 1993.

P. Г. Апресян

АЛЬТЮСЕР(Althusser) Луи (16 октября 1918, Бирмандрейс,

Алжир — 22 октября 1990, Париж) — французский философ.

В 1930 переехал во Францию, где в 1936 окончил среднюю

школу. В 1937 становится в Марселе католическим деятелем.

В июле 1939 поступил в Высшую нормальную школу

(Париж). В сентябре 1939 был мобилизован, а в июне 1940 попал

в плен, где находился по май 1945 в Германии. С 1945 по 1948

учился в Высшей нормальной школе, защитил диплом по

философии Гегеля под руководством Башляра. С 1975 — доктор

философии. В 1948 — член Французской коммунистической

партии. 16 ноября 1980 в состоянии душевного расстройства

Альтюсер убивает свою жену. Последние десять лет своей

91

АМАЛЬРИКАНЕ

жизни (с перерывами) провел в психиатрической клинике.

В 1961—65 опубликовал статьи в марксистском журнале «La

Pensee», которые принесли ему громкую известность. Он

резко выступил против повального увлечения марксистов

человеческо-гуманистической проблематикой, связанного

с возвратом к «молодому» Марксу и заимствованием ряда

немарксистских концепций. Сторонник научной строгости

марксизма, Альтюсер предлагал очистить марксизм от

остатков гегельянства и фейербахианства, а также от эмпиризма и

идеологии (каковой, с его точки зрения, является гуманизм)

с тем, чтобы развивать исторический материализм не как

философию, а как конкретную науку. В первый период своей

деятельности (1960—67) Альтюсер предлагал сделать

диалектический материализм строгой наукой, но позже, опираясь на

Ленина, он строго разграничил науку и философию: первая

дает знания, вторая же связывает научные знания с

классовыми идеологиями («классовая борьба в теории»). С точки

зрения Альтюсера, «Экономическо-философские рукописи

1844 года» Маркса — это вовсе не марксизм. Наоборот,

понадобился «эпистемологический разрыв» с заключенной в

них телеологической гуманистической концепцией для того,

чтобы создать исторический материализм, а точнее — науку

об истории с ее совершенно новыми понятиями

(производительные силы, производственные отношения, базис,

надстройка и т. д.). В настоящее же время гуманизм — это

разновидность идеологии, имеющая свою ценность, но не могущая

претендовать на статус теории — так же, как мораль,

искусство и т. п. Как и всякая идеология, это выражение интересов,

желаний, надежд и не более того. И именно идеология, по

Альтюсеру, формирует человека как воображаемого субъекта,

который считает себя свободным, не будучи наделе таковым.

История — это «процесс без субъекта и цели». В ней

действуют диалектические закономерности, но совсем не такие, как

у Гегеля, диалектика которого телеологична. Марксистская

диалектика отличается от гегелевской не просто

материалистическим «переворачиванием» (что лишь заменяет телеоло-

гизм на фаталистический экономический детерминизм), а

прежде всего иным пониманием целостности и ее

внутренних связей. Общество — это не «выражающая» целостность,

где каждая сфера так или иначе выражает исходный

принцип, будь то дух или экономика; это изначально сложное

«артикулированное» целое, которое может развиваться лишь

в результате взаимодействия всех его сфер. Экономика,

детерминирующая в конечном счете другие сферы общества,

сама ими «сверхдетерминируется» или недодетерминирует-

ся». Только при условии такой «сверхдетерминации», прежде

всего со стороны политики и идеологии, может разрешиться

основное экономическое противоречие. Однако одно

противоречие не может быть движущей силой развития, оно

лишь самовоспроизводится. Движущая сила — это комплекс

противоречий с меняющимися внутренними связями

(наложение, сгущение, смещение и т. д.). Поэтому революции

случаются не там, где экономическое противоречие наиболее

развито, а там, где на него накладываются другие

противоречия (Россия, Китай, Куба и др.). Выступая против

эмпиризма, Альтюсер выдвинул концепцию научного познания как

синтетической переработки прежнего знания, как перехода

от «плохих» абстракций к «хорошим», опираясь при этом на

французских эпистемологов Койре, Башляра, Кангилема.

Особое внимание он обратил на научные революции —

создание математики в Древней Греции, классической физики

в 17 — 18 вв., науки об обществе Марксом, объясняя их как

скачкообразный переход к новой «проблематике», понимая

под ней структурированное поле проблем, обусловливающее

саму возможность их постановки. В двухтомной работе

«Читать «Капитал»» (Lire «Le Capital», 1965), написанной вместе

со своими учениками, Альтюсер объяснил научную

революцию Маркса как переход от одноплоскостной проблематики

преднаучного знания к многоуровневой, сложно

структурированной проблематике подлинной науки. Альтюсер

предложил «антигегельянскую» интерпретацию «Капитала». Он

также дал оригинальную трактовку вклада Ленина в

марксистскую философию, по-своему разработал

Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать, Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать бесплатно, Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать онлайн