Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин

этого Аммоний писал сочинения по

отдельным проблемам (по поводу платоновского «Федона»

69d — защита Платона от обвинений в скептицизме; о

гипотетическом силлогизме и др.). Однако Аммоний

предпочитал, чтобы его лекции издавали ученики (ало (pcovfjc — «с

голоса»): четыре комментария изданы под именем Аммония

(на «Введение» Порфирия, на «Категории», «Об

истолковании» и «Аналитику I» Аристотеля); один (на

«Метафизику») — под именем Асклепия, который контаминировал

лекции Аммония и комментарии Александра Афродийского;

остальные (на «Категории», «Аналитики I и II», «Физику»,

«О возникновении животных», «О возникновении и

уничтожении», «Метеорологику», «О душе») издал Иоанн Фило-

пон, снабдивший их своими замечаниями. Сампликий знает

рассуждения Аммония об идее бога у Аристотеля. Помимо

этого Аммоний читал лекции по платоновской философии

(на них ссылается Асклепий, их — а также лекции по

астрономии Птолемея — между 475-485 слушал Дамаский) и

толковал отдельные платоновские диалоги (Олимпиодор

слушал толкования на «Горгия» и ссылается на его

сочинение, посвященное «Федону» 65d5-6, Асклепий слушал

рассуждение о «Теэтете»). По ряду свидетельств можно

предположить, что Аммоний принял христианство: Заха-

рий Схоластик написал диалог «Аммоний», герой которого

защищает возникновение мира во времени и рассуждает о

Троице; вероятно, это отражает историческую реальность (в

связи с чем Аммоний повлиял на Боэция); однако в

сочинениях Аммония и в его лекциях представлены

традиционные платонические воззрения на вечность мира, мировую

душу, предсуществование отдельных душ и метемпсихозу.

Благодаря переводу на армянский в нач. 7 в. — под именем

Давида Непобедимого — комментария Элиаса на

«Аналитики» Аристотеля (где есть ссылки на Аммония) и переводу

на грузинский комментариев Аммония к «Введению»

Порфирия и «Категориям» Аристотеля Аммоний был известен

грузинским и армянским неоплатоникам.

Соч.: CAG IV 3—6; Pelletier Y. Les attributions (Categories) de

texte aristotelicien et les prolegomenes d’Ammonios d’Hermeias. P.,

1983; Ammonius. On Aristotle’s Categories, transi, by Cohen S. M.

and Matthews G. B. 1991; Idem. On Interpetation 1-8, transi by

D. Blank. L., 1996.

Лит.: Рапава M. Сочинения Аммония, сына Гермия, в гру-

зиенкой литературе. Тбилиси, 1983 (на груз. яз. с резюме на

нем.); Idem. Traditions et innovations dans l’ecole neo-platonicienne

d’Alexandrie: Ammonius Hermias et David l’Invincible. — Bedi

Kartlisa 40. P., 1982, p. 216-227; Westerink L. G. The Alexandria

School since Hermias. — Anonymous Prolegomena to Platonic

Philosophy, Introd., text, transi, and indices by L. G. Westerink.

Amst, 1962, p. X—XIII; Verrycken K. The metaphysics of Ammonius

son of Hermeias. — SorabjiR. (ed.). Aristotle transformed: the ancient

commentators and their influence. L., 1990, p. 199-231.

Ю. А. Шичалин

94

АНАКСАГОР

АММОНИЙ САККАСCAjiuumoc laiocac) умер после 242) —

преподаватель философии в Александрии, в котором

Плотин после долгих странствий от одного профессора к

другому обрел наставника (Порфирий, «Жизнь Плотина»,

3, 13: «вот кого я искал»). Вероятно, не без влияния

Аммония Плотин отправился на Восток за мудростью персов

и индийцев (там же, 13-17). Согласно тому же источнику,

у Аммония учились Геренний и Ориген-платоник (вместе

с Плотином, причем все трое уговорились не разглашать

учение Аммония, каковой договор двое последних

нарушили. — Там же, 24-30), Лонгин (который слушал также и

Оригена. — Там же, 20, 36-39); некоторое время у Аммония

учился Олимпий. Другой источник (Евсевий Кесарийский,

«Церковная история» VI19, где приводится выдержка из

сочинения Порфирия «Против христиан», ФРГ. 39 Harnack),

согласно которому Аммоний был христианином, но вновь

обратился в язычество, вызывает множество исторических

затруднений. Нельзя также сказать, откуда берет начало

традиция, приписывающая Аммонию прозвище Саккас

(Аммиан Марцеллин, Феодорит, Суда; о вероятном

происхождении путаницы см. R. Goulet). У нас нет оснований

восстановить учение Аммония, и мы можем только доверять

Плотину, питавшему признательность и почтение к своему

учителю.

Лит.: Schwyzer H.-R. Ammonius Sakkas, der Lehrer Plotins.

Opladen, 1983; Schroeder F. M. Ammonius Sakkas. — ANRW

II 36, 1. D., 1987, p. 493-526; Goulet R. Ammonios dit Saccas. —

Dictionnaire des philosophes antiques, 1.1, P., 1989, p. 165-168.

Ю. A. Шичалин

АМОРИ, АМАЛЬРИК (Amaury, Amalricus, Amauricus)

Венский (ок. сер. 12 в., Бен близ Шартра — между 1205 и 1207,

Париж) — магистр логики и теологии Парижского

университета до своего осуждения в 1204 за тезис о том, что каждый

христианин должен верить в свою принадлежность к телу

Христа и причастность к его крестному страданию. Учение

Амори гадательно реконструируется по полемике Иоанна

Тевтоника, Фомы Аквинского, Альберта Великого, Г. Сузо,

Гильома Бретонского, у церковных историков. Амори

прочитывал слова ап. Павла «будет Бог все во всем» и Псевдо-

Дионисия Ареопагита «Бог бытие всего» в том смысле, что

Бог есть сущность всех тварей и мировое бытие; поскольку

все вернется к нему, а он вечно неизменен, то уже сейчас

«все едино и любая вещь есть Бог»; люди по своей слепоте не

видят это, зло есть плод невежества. Амори ожидал «третьей

эпохи» мира, откровения Св. Духа. Его вынудили

отречься от своих учений, в 1209 был эксгумирован и сожжен его

труп. Начав крестовый поход против альбигойцев, церковь

посмертно отлучила Амори; заодно с ним были осуждены

Давид Динанский, Годен Амьенский, (отчасти) Эриугена,

запретила (на время) преподавание «Метафизики» и

натурфилософии Аристотеля.

Лит.: Трахтенберг О. В. Очерки по истории

западноевропейской средневековой философии. М., 1957, с. 95-98; Capelle G. С

Autour du decret de 1210, III. Amaury de Bene. P., 1932; Alverny

M.-Th. d\ Un fragment du proces des Amauriciens. — «Archives

d’histoire doctrinale et litteraire du moyen age», vol. 22 (1950-51),

p. 325-336; Dal Bra M. Amalrico di Bene, Mil, 1951.

В. В. Бибихин

АМФИБОЛИЯ(нем. Amphibolie) — термин кантовской

философии, означающий двусмысленность рефлективных

понятий, т.е. понятий, посредством которых осуществляется

сравнение представлений (тождестворазличие, согласие

противоречие, внутреннее — внешнее, определяемое —

определение). Двусмысленность связана с кардинальным

различием познавательных способностей, постигающих то или

иное сравниваемое представление. Так, с позиции рассудка,

идентичность содержания мыслимых объектов означает их

нумерическое тождество, тогда как с точки зрения

чувственности допустимы совершенно одинаковые вещи в разных

местах пространства и т. п. Смешение различных смыслов

рефлективных понятий служило, полагает Кант,

основанием для построения несостоятельных философских систем,

к примеру, лейбницевской. Предотвращать порождение

иллюзий должна «трансцендентальная рефлексия»,

соотносящая сравниваемые представления со сравнивающей

их способностью.

В. В. Васильев

АНАКСАГОР(‘AvaCayopac) из Клазомен (ок. 500-428 до

н. э.) — греческий философ и ученый. Ок. 30 лет прожил в

Афинах и явился фактическим основоположником

афинской философской школы. В конце 530-х был обвинен в

безбожии и эмигрировал; последние годы жизни провел в

Лампсаке. От его сочинений до нас дошли 20 фрагментов —

главным образом благодаря Симпликию.

Воззрения Анаксагора сформировались под воздействием

Милетской школы (прежде всего Анаксимена) и учения о

бытии Парменида. Свое учение Анаксагор сформулировал

в виде космогонической гипотезы, согласно которой

начальное состояние мира представляло собой неподвижную

бесформенную смесь, состоявшую из бесчисленного

множества мельчайших, чувственно не воспринимаемых

частиц, или «семян», всевозможных веществ. В какой-то

момент времени и в каком-то участке пространства эта смесь

приобрела быстрое вращательное движение, сообщенное ей

неким внешним по отношению к ним агентом — умом (ну-

сом). Концепция ума, оказавшая значительное влияние на

дальнейшее развитие философской мысли («вечный перво-

двигатель» Аристотеля, идея «первичного толчка» в

философии Нового времени), означала радикальное

противопоставление источника движения косной, инертной материи.

Анаксагор наделяет ум противоречивыми

характеристиками, с одной стороны, описывая его как «легчайшую» из всех

вещей, которая ни с чем не смешивается, с другой же

стороны, утверждая, что он «содержит полное знание обо всем и

имеет величайшую силу». Весь ход мировой эволюции от

первичной неупорядоченности ко все большей организации

космоса был, согласно Анаксагору, следствием исходного

круговращения, вызванного умом.

Космический вихрь, постепенно замедляясь, в

дальнейшем воспринимается в виде круговращения небесного

свода. Под действием скорости вращения происходит

отделение темного, холодного и влажного воздуха,

собирающегося в середине вихря, от светлого, горячего и сухого

эфира, устремляющегося к его периферии. Приведенные

в движение семена стремятся соединиться с себе

подобными, образуя более или менее однородные массы

вещества, однако полного обособления этих масс произойти

не может, ибо «во всем имеется часть всего», каждая же

вещь кажется тем, что в ней преобладает. В ходе этих

преобразований общее количество любого рода вещества

95

АНАКСИМАНДР

остается неизменным, ибо «никакая вещь не возникает

и не уничтожается, но соединяется из существующих вещей

и разделяется». Эти принципы относятся не только к

семенам качественно однородных веществ (получившим в

перипатетической школе наименование «гомео-мерий»), но и к

противоположностям теплого и холодного, светлого и

темного, сухого и влажного, разреженного и плотного. Другие

особенности концепции Анаксагора: отрицание пустоты,

признание бесконечной делимости вешест-ва, утверждение

относительности большого и малого, идея бесконечно

малых физических величин.

Анаксагор был первым ученым, давшим правильное

объяснение солнечных и лунных затмений.

Фрагм.: DK II, 5-44; Lanza D. Anassagora. Testimonialize

eframmenti. Firenze, 1966.

Лит.: Рожанский ИД. Анаксагор. У истоков античной науки.

М, 1972; Он же. Аннаксагор. М., 1983; Таннери Я. Первые

шаги древне-греческой науки. СПб., 1902, Гл.12; Schofield M.

An Essay on Anaxagoras. Camb.-N. Y, 1980. Guthrie W. КС

A History of Greek Philosophy, v. 2, Camb., 1971; Sider D.

The Fragments of Anaxagoras, Meisenheim am Glan. 1981;

Furth M. A. «Philosophical Hero»? Anaxagoras and the Eleatics. —

«Oxford Studies in Ancient Philosophy», 9, 1991, p. 95-129; Mansfeld

J. The Chronology of Anaxagoras Athenian Period and the Date of his

Trial. — «Mnemosyne», 32,1979, p. 39-60; 1980, 33, p. 17-95.

И. Д. Рожанский

АНАКСИМАНДР(‘AvoCiuovopoc) из Милета (ок. 610 — 540

до н. э.) — древнегреческий естествоиспытатель, географ и

натурфилософ, второй представитель Милетской школы,

согласно доксографам, «ученик», «товарищ» и

«родственник» Фалеса. В 547/546 опубликовал первый ранненаучный

прозаический трактат «О природе» (название, возможно,

позднейшее), основное содержание которого составляли

космогония, космография, этиология метеорологических

феноменов. Представление об Анаксимандре как абстрактном

метафизике, рассуждающем о принципе бытия, безусловно

ошибочно (сам термин архе — начало — скорее всего был

неизвестен Анаксимандру, как и всем милетцам) и основано на

некритическом следовании перипатетической доксографии.

Для метода Анаксимандра характерна фундаментальная роль

бинарных оппозиций и аналогий. В космологии он исходит

из общемилетского представления о «бесконечном

объемлющем» —пространственнобезграничномтелесном континууме,

«объемлющем» космос извне после его рождения и

поглощающем его после гибели. Природа «объемлющего»

Анаксимандра была неясна уже античным читателям его книги,

возможно, ввиду архаического стиля. Термин апейрон (бесконечное),

которым в доксографии обозначается «начало»

Анаксимандра, неподлинен: Анаксимандр употреблял прилагательное

«бесконечный» как один из атрибутов «вечной и

нестареющей природы», «объемлющей все небосводы (=миры) и кос-

мосы (^пространства) в них». Согласно достоверному

свидетельству Аристотеля (Met. I069b22; Phys. 187а21)иТеофраста

(ар. Simpi. Phys. 27, 11-23), Анаксимандр мыслил «вечную

природу» как «смесь» всех качественно различных веществ,

предвосхищая, таким образом, анаксагоровскую концепцию

материи. Космогония Анаксимандра: 1-я фаза

«выделение» из «объемлющего» мирового «зародыша» (аналог

мирового яйца»); 2-я фаза — «разделение» и поляризация

противоположностей (влажное холодное ядро и горячая

огненная «кора»); 3-я фазавзаимодействие и борьба «горячего

и холодного» порождает оформленный космос. В

единственно сохранившемся фрагменте (В 1 DK) Анаксимандр

дал первую формулировку закона сохранения материи:

«Вещи уничтожаются в те же самые элементы, из которых они

возникли, согласно предназначению: они выплачивают

(элементам) законную компенсацию ущерба в установленный

срок времени». В космологии (космографии) Анаксимандр

создал первую геометрическую модель Вселенной (наглядно

иллюстрированную небесным глобусом), от него берут

начало геоцентрическая гипотеза и «теория сфер» в астрономии,

связанные с открытием Южного небесного полушария, он

создал первую географическую карту (возможно, по

вавилонскому образцу). Учение Анаксимандра о происхождении

«первых людей» «из животных другого вида» (типа рыб), при

всех существенных различиях, делает его античным

предшественником Дарвина.

Фрагм.: DKI, 81-90; MaddalenaA. (ed.). Ionici. Testimonianze

e frammenti. Firenze, 1970; Colli G. La sapienza greca, v. 2.

Mil., 1977, p. 153-205; Conche M. Anaximandre. Fragments

et temoignages. P., 1991; Лебедев А. В. Фрагменты, с. 116-129.

Лит.: Kahn Ch. Anaximander and the origin of Greek cosmology

N. Y, 1960; Classen С J. Anaximandros, RE, Suppl. 12, 1970,

col. 30-69 (библ.); Лебедев А, В. TO AITEPON: не

Анаксимандр, а Платон и Аристотель. — Вестник древней

Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать, Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать бесплатно, Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать онлайн