этого Аммоний писал сочинения по
отдельным проблемам (по поводу платоновского «Федона»
69d — защита Платона от обвинений в скептицизме; о
гипотетическом силлогизме и др.). Однако Аммоний
предпочитал, чтобы его лекции издавали ученики (ало (pcovfjc — «с
голоса»): четыре комментария изданы под именем Аммония
(на «Введение» Порфирия, на «Категории», «Об
истолковании» и «Аналитику I» Аристотеля); один (на
«Метафизику») — под именем Асклепия, который контаминировал
лекции Аммония и комментарии Александра Афродийского;
остальные (на «Категории», «Аналитики I и II», «Физику»,
«О возникновении животных», «О возникновении и
уничтожении», «Метеорологику», «О душе») издал Иоанн Фило-
пон, снабдивший их своими замечаниями. Сампликий знает
рассуждения Аммония об идее бога у Аристотеля. Помимо
этого Аммоний читал лекции по платоновской философии
(на них ссылается Асклепий, их — а также лекции по
астрономии Птолемея — между 475-485 слушал Дамаский) и
толковал отдельные платоновские диалоги (Олимпиодор
слушал толкования на «Горгия» и ссылается на его
сочинение, посвященное «Федону» 65d5-6, Асклепий слушал
рассуждение о «Теэтете»). По ряду свидетельств можно
предположить, что Аммоний принял христианство: Заха-
рий Схоластик написал диалог «Аммоний», герой которого
защищает возникновение мира во времени и рассуждает о
Троице; вероятно, это отражает историческую реальность (в
связи с чем Аммоний повлиял на Боэция); однако в
сочинениях Аммония и в его лекциях представлены
традиционные платонические воззрения на вечность мира, мировую
душу, предсуществование отдельных душ и метемпсихозу.
Благодаря переводу на армянский в нач. 7 в. — под именем
Давида Непобедимого — комментария Элиаса на
«Аналитики» Аристотеля (где есть ссылки на Аммония) и переводу
на грузинский комментариев Аммония к «Введению»
Порфирия и «Категориям» Аристотеля Аммоний был известен
грузинским и армянским неоплатоникам.
Соч.: CAG IV 3—6; Pelletier Y. Les attributions (Categories) de
texte aristotelicien et les prolegomenes d’Ammonios d’Hermeias. P.,
1983; Ammonius. On Aristotle’s Categories, transi, by Cohen S. M.
and Matthews G. B. 1991; Idem. On Interpetation 1-8, transi by
D. Blank. L., 1996.
Лит.: Рапава M. Сочинения Аммония, сына Гермия, в гру-
зиенкой литературе. Тбилиси, 1983 (на груз. яз. с резюме на
нем.); Idem. Traditions et innovations dans l’ecole neo-platonicienne
d’Alexandrie: Ammonius Hermias et David l’Invincible. — Bedi
Kartlisa 40. P., 1982, p. 216-227; Westerink L. G. The Alexandria
School since Hermias. — Anonymous Prolegomena to Platonic
Philosophy, Introd., text, transi, and indices by L. G. Westerink.
Amst, 1962, p. X—XIII; Verrycken K. The metaphysics of Ammonius
son of Hermeias. — SorabjiR. (ed.). Aristotle transformed: the ancient
commentators and their influence. L., 1990, p. 199-231.
Ю. А. Шичалин
94
АММОНИЙ САККАСCAjiuumoc laiocac) умер после 242) —
преподаватель философии в Александрии, в котором
Плотин после долгих странствий от одного профессора к
другому обрел наставника (Порфирий, «Жизнь Плотина»,
3, 13: «вот кого я искал»). Вероятно, не без влияния
Аммония Плотин отправился на Восток за мудростью персов
и индийцев (там же, 13-17). Согласно тому же источнику,
у Аммония учились Геренний и Ориген-платоник (вместе
с Плотином, причем все трое уговорились не разглашать
учение Аммония, каковой договор двое последних
нарушили. — Там же, 24-30), Лонгин (который слушал также и
Оригена. — Там же, 20, 36-39); некоторое время у Аммония
учился Олимпий. Другой источник (Евсевий Кесарийский,
«Церковная история» VI19, где приводится выдержка из
сочинения Порфирия «Против христиан», ФРГ. 39 Harnack),
согласно которому Аммоний был христианином, но вновь
обратился в язычество, вызывает множество исторических
затруднений. Нельзя также сказать, откуда берет начало
традиция, приписывающая Аммонию прозвище Саккас
(Аммиан Марцеллин, Феодорит, Суда; о вероятном
происхождении путаницы см. R. Goulet). У нас нет оснований
восстановить учение Аммония, и мы можем только доверять
Плотину, питавшему признательность и почтение к своему
учителю.
Лит.: Schwyzer H.-R. Ammonius Sakkas, der Lehrer Plotins.
Opladen, 1983; Schroeder F. M. Ammonius Sakkas. — ANRW
II 36, 1. D., 1987, p. 493-526; Goulet R. Ammonios dit Saccas. —
Dictionnaire des philosophes antiques, 1.1, P., 1989, p. 165-168.
Ю. A. Шичалин
АМОРИ, АМАЛЬРИК (Amaury, Amalricus, Amauricus)
Венский (ок. сер. 12 в., Бен близ Шартра — между 1205 и 1207,
Париж) — магистр логики и теологии Парижского
университета до своего осуждения в 1204 за тезис о том, что каждый
христианин должен верить в свою принадлежность к телу
Христа и причастность к его крестному страданию. Учение
Амори гадательно реконструируется по полемике Иоанна
Тевтоника, Фомы Аквинского, Альберта Великого, Г. Сузо,
Гильома Бретонского, у церковных историков. Амори
прочитывал слова ап. Павла «будет Бог все во всем» и Псевдо-
Дионисия Ареопагита «Бог бытие всего» в том смысле, что
Бог есть сущность всех тварей и мировое бытие; поскольку
все вернется к нему, а он вечно неизменен, то уже сейчас
«все едино и любая вещь есть Бог»; люди по своей слепоте не
видят это, зло есть плод невежества. Амори ожидал «третьей
эпохи» мира, откровения Св. Духа. Его вынудили
отречься от своих учений, в 1209 был эксгумирован и сожжен его
труп. Начав крестовый поход против альбигойцев, церковь
посмертно отлучила Амори; заодно с ним были осуждены
Давид Динанский, Годен Амьенский, (отчасти) Эриугена,
запретила (на время) преподавание «Метафизики» и
натурфилософии Аристотеля.
Лит.: Трахтенберг О. В. Очерки по истории
западноевропейской средневековой философии. М., 1957, с. 95-98; Capelle G. С
Autour du decret de 1210, III. Amaury de Bene. P., 1932; Alverny
M.-Th. d\ Un fragment du proces des Amauriciens. — «Archives
d’histoire doctrinale et litteraire du moyen age», vol. 22 (1950-51),
p. 325-336; Dal Bra M. Amalrico di Bene, Mil, 1951.
В. В. Бибихин
АМФИБОЛИЯ(нем. Amphibolie) — термин кантовской
философии, означающий двусмысленность рефлективных
понятий, т.е. понятий, посредством которых осуществляется
сравнение представлений (тождество — различие, согласие —
противоречие, внутреннее — внешнее, определяемое —
определение). Двусмысленность связана с кардинальным
различием познавательных способностей, постигающих то или
иное сравниваемое представление. Так, с позиции рассудка,
идентичность содержания мыслимых объектов означает их
нумерическое тождество, тогда как с точки зрения
чувственности допустимы совершенно одинаковые вещи в разных
местах пространства и т. п. Смешение различных смыслов
рефлективных понятий служило, полагает Кант,
основанием для построения несостоятельных философских систем,
к примеру, лейбницевской. Предотвращать порождение
иллюзий должна «трансцендентальная рефлексия»,
соотносящая сравниваемые представления со сравнивающей
их способностью.
В. В. Васильев
АНАКСАГОР(‘AvaCayopac) из Клазомен (ок. 500-428 до
н. э.) — греческий философ и ученый. Ок. 30 лет прожил в
Афинах и явился фактическим основоположником
афинской философской школы. В конце 530-х был обвинен в
безбожии и эмигрировал; последние годы жизни провел в
Лампсаке. От его сочинений до нас дошли 20 фрагментов —
главным образом благодаря Симпликию.
Воззрения Анаксагора сформировались под воздействием
Милетской школы (прежде всего Анаксимена) и учения о
бытии Парменида. Свое учение Анаксагор сформулировал
в виде космогонической гипотезы, согласно которой
начальное состояние мира представляло собой неподвижную
бесформенную смесь, состоявшую из бесчисленного
множества мельчайших, чувственно не воспринимаемых
частиц, или «семян», всевозможных веществ. В какой-то
момент времени и в каком-то участке пространства эта смесь
приобрела быстрое вращательное движение, сообщенное ей
неким внешним по отношению к ним агентом — умом (ну-
сом). Концепция ума, оказавшая значительное влияние на
дальнейшее развитие философской мысли («вечный перво-
двигатель» Аристотеля, идея «первичного толчка» в
философии Нового времени), означала радикальное
противопоставление источника движения косной, инертной материи.
Анаксагор наделяет ум противоречивыми
характеристиками, с одной стороны, описывая его как «легчайшую» из всех
вещей, которая ни с чем не смешивается, с другой же
стороны, утверждая, что он «содержит полное знание обо всем и
имеет величайшую силу». Весь ход мировой эволюции от
первичной неупорядоченности ко все большей организации
космоса был, согласно Анаксагору, следствием исходного
круговращения, вызванного умом.
Космический вихрь, постепенно замедляясь, в
дальнейшем воспринимается в виде круговращения небесного
свода. Под действием скорости вращения происходит
отделение темного, холодного и влажного воздуха,
собирающегося в середине вихря, от светлого, горячего и сухого
эфира, устремляющегося к его периферии. Приведенные
в движение семена стремятся соединиться с себе
подобными, образуя более или менее однородные массы
вещества, однако полного обособления этих масс произойти
не может, ибо «во всем имеется часть всего», каждая же
вещь кажется тем, что в ней преобладает. В ходе этих
преобразований общее количество любого рода вещества
95
остается неизменным, ибо «никакая вещь не возникает
и не уничтожается, но соединяется из существующих вещей
и разделяется». Эти принципы относятся не только к
семенам качественно однородных веществ (получившим в
перипатетической школе наименование «гомео-мерий»), но и к
противоположностям теплого и холодного, светлого и
темного, сухого и влажного, разреженного и плотного. Другие
особенности концепции Анаксагора: отрицание пустоты,
признание бесконечной делимости вешест-ва, утверждение
относительности большого и малого, идея бесконечно
малых физических величин.
Анаксагор был первым ученым, давшим правильное
объяснение солнечных и лунных затмений.
Фрагм.: DK II, 5-44; Lanza D. Anassagora. Testimonialize
eframmenti. Firenze, 1966.
Лит.: Рожанский ИД. Анаксагор. У истоков античной науки.
М, 1972; Он же. Аннаксагор. М., 1983; Таннери Я. Первые
шаги древне-греческой науки. СПб., 1902, Гл.12; Schofield M.
An Essay on Anaxagoras. Camb.-N. Y, 1980. Guthrie W. КС
A History of Greek Philosophy, v. 2, Camb., 1971; Sider D.
The Fragments of Anaxagoras, Meisenheim am Glan. 1981;
Furth M. A. «Philosophical Hero»? Anaxagoras and the Eleatics. —
«Oxford Studies in Ancient Philosophy», 9, 1991, p. 95-129; Mansfeld
J. The Chronology of Anaxagoras Athenian Period and the Date of his
Trial. — «Mnemosyne», 32,1979, p. 39-60; 1980, 33, p. 17-95.
И. Д. Рожанский
АНАКСИМАНДР(‘AvoCiuovopoc) из Милета (ок. 610 — 540
до н. э.) — древнегреческий естествоиспытатель, географ и
натурфилософ, второй представитель Милетской школы,
согласно доксографам, «ученик», «товарищ» и
«родственник» Фалеса. В 547/546 опубликовал первый ранненаучный
прозаический трактат «О природе» (название, возможно,
позднейшее), основное содержание которого составляли
космогония, космография, этиология метеорологических
феноменов. Представление об Анаксимандре как абстрактном
метафизике, рассуждающем о принципе бытия, безусловно
ошибочно (сам термин архе — начало — скорее всего был
неизвестен Анаксимандру, как и всем милетцам) и основано на
некритическом следовании перипатетической доксографии.
Для метода Анаксимандра характерна фундаментальная роль
бинарных оппозиций и аналогий. В космологии он исходит
из общемилетского представления о «бесконечном
объемлющем» —пространственнобезграничномтелесном континууме,
«объемлющем» космос извне после его рождения и
поглощающем его после гибели. Природа «объемлющего»
Анаксимандра была неясна уже античным читателям его книги,
возможно, ввиду архаического стиля. Термин апейрон (бесконечное),
которым в доксографии обозначается «начало»
Анаксимандра, неподлинен: Анаксимандр употреблял прилагательное
«бесконечный» как один из атрибутов «вечной и
нестареющей природы», «объемлющей все небосводы (=миры) и кос-
мосы (^пространства) в них». Согласно достоверному
свидетельству Аристотеля (Met. I069b22; Phys. 187а21)иТеофраста
(ар. Simpi. Phys. 27, 11-23), Анаксимандр мыслил «вечную
природу» как «смесь» всех качественно различных веществ,
предвосхищая, таким образом, анаксагоровскую концепцию
материи. Космогония Анаксимандра: 1-я фаза —
«выделение» из «объемлющего» мирового «зародыша» (аналог
мирового яйца»); 2-я фаза — «разделение» и поляризация
противоположностей (влажное холодное ядро и горячая
огненная «кора»); 3-я фаза — взаимодействие и борьба «горячего
и холодного» порождает оформленный космос. В
единственно сохранившемся фрагменте (В 1 DK) Анаксимандр
дал первую формулировку закона сохранения материи:
«Вещи уничтожаются в те же самые элементы, из которых они
возникли, согласно предназначению: они выплачивают
(элементам) законную компенсацию ущерба в установленный
срок времени». В космологии (космографии) Анаксимандр
создал первую геометрическую модель Вселенной (наглядно
иллюстрированную небесным глобусом), от него берут
начало геоцентрическая гипотеза и «теория сфер» в астрономии,
связанные с открытием Южного небесного полушария, он
создал первую географическую карту (возможно, по
вавилонскому образцу). Учение Анаксимандра о происхождении
«первых людей» «из животных другого вида» (типа рыб), при
всех существенных различиях, делает его античным
предшественником Дарвина.
Фрагм.: DKI, 81-90; MaddalenaA. (ed.). Ionici. Testimonianze
e frammenti. Firenze, 1970; Colli G. La sapienza greca, v. 2.
Mil., 1977, p. 153-205; Conche M. Anaximandre. Fragments
et temoignages. P., 1991; Лебедев А. В. Фрагменты, с. 116-129.
Лит.: Kahn Ch. Anaximander and the origin of Greek cosmology
N. Y, 1960; Classen С J. Anaximandros, RE, Suppl. 12, 1970,
col. 30-69 (библ.); Лебедев А, В. TO AITEPON: не
Анаксимандр, а Платон и Аристотель. — Вестник древней