истории,
1978, 1, с. 39-54; 2, с. 43-58; Он же. Геометрический стиль
и космология Анаксимандра. — В сб.: Культура и искусство
античного мира. М., 1980, с. 100-124.
А. В. Лебедев
АНАКСИМЕНСAvaCiuevric) из Милета (2-я пол. 6 в. до н. э.) —
древнегреческий философ, третий и последний
представитель т. н. Милетской школы. В единственном (не
дошедшем до нас) сочинении развил строго монистическую
концепцию, согласно которой все вещи возникли из
воздуха и представляют собой его модификации («порождения»),
образующиеся путем его сгущения или разрежения. Другие
изменчивые свойства вещей (например, тепло и холод)
являются производными от этого основного процесса. В
космогоническом учении Анаксимена в результате сгущения
воздуха (наглядно сопоставляемого с валянием шерсти)
первой возникла очень плоская («столообразная») Земля,
которая висит в воздухе как бы «оседлав» его. Затем
образуются моря, облака и другие вещи. Небесные светила
возникают из земных испарений, которые, поднимаясь вверх и
разрежаясь, приобретают огненную природу. Неподвижные
звезды вбиты в твердый небосвод подобно гвоздям, другие
(планеты?), а также Солнце и Луна, плавают в воздухе,
подобно огненным листьям. «Беспредельный» воздух у
Анаксимена — источник дыхания и жизни, весь мир окружен и
сдерживается воздухом, подобно тому, как тело
сдерживается душой. Анаксимен широко пользовался методом
аналогий.
Фрагм.: DK1,90-96; Лебедев А. В. Фрагменты, с. 129-135; Wahrte
G Anaximenes von Milet. Die Fragmente zu seiner Lehre. Stuttg.,
1993.
Лит.: Рожанский И. Д. Развитие естествознания в эпоху
античности. М., 1979; Guthrie W. К С. A History of Greek Philosophy, v.
1. Cambr., 1971; Kirk G S., Raven J. E. The presocratic philosophers.
Cambr., 1957, p. 143-162.
А. В. Лебедев
96
«АНАЛИЗ СОЗНАНИЯ»
АНАЛИЗ(от греч. avaXucnc — разложение, расчленение) —
процедура мысленного, а часто и реального расчленения
исследуемого объекта (предмета, явления, процесса),
свойства предмета или отношения между предметами на части
(признаки, свойства, отношения). Процедурой, обратной
анализу, является синтез. Процедуры анализа входят
органической составной частью во всякое научное исследование
и обычно образуют его первую стадию, когда исследователь
переходит от нерасчлененного описания изучаемого
объекта к выявлению его строения, состава, а также его свойств,
признаков. Как познавательный процесс анализ изучается
психологией, а также теорией познания и методологией
науки.
Существует несколько видов анализа как приема научного
мышления. Мысленное (а часто, напр. в эксперименте, и
реальное) расчленение целого на части, выявляющее
строение (структуру) целого, предполагает не только фиксацию
частей, из которых состоит целое, но и установление
отношений между частями. При этом особое значение имеет
случай, когда анализируемый предмет рассматривается
как представитель некоторого класса предметов: здесь
анализ служит установлению одинаковой (с точки зрения
некоторых отношений) структуры предметов класса, что
позволяет переносить знание, полученное при изучении
одних предметов, на другие. Другой вид анализа — анализ
общих свойств или отношение расчленяются на
составляющие свойства или отношения. В результате анализа общих
свойств и отношений понятия о них сводятся к более общим
и простым понятиям. Видом анализа является также
разделение классов (множеств) предметов на подклассы (такого
рода анализы называют классификацией).
К указанному смыслу термина «анализ» примыкают
понятия эвристико-математического и формально-логического
анализа. Суть анализа в математике и теории решения задач
состоит в таком исследовании структуры и свойств
некоторого суждения, теории, понятия, которое осуществляется в
ходе рассуждения, постепенно, шаг за шагом,
приводящего к тому, что уже известно. Назначение подобного анализа
состоит в том, чтобы создать основу для движения мысли,
обратного аналитическому — для синтеза, приводящего к
искомому доказательству, определению или разрешению
проблемы.
Формально-логический анализ представляет собой
уточнение логической формы (структуры, строения) рассуждения и
его составных частей — понятий, суждений, умозаключений
и т. п., рассматриваемых в качестве завершенных статичных
конструкций. Наиболее развитой формой подобного
анализа является построение формальных систем,
интерпретируемых на содержательных предметных областях, свойства
которых выражаются анализируемыми понятиями и
суждениями. См. также ст. Синтез.
Лит.: Мамардашвили М. К. Процессы анализа и синтеза. —
«ВФ», 1958, № 2; Горский Д. П. Проблемы общей методологии
наук и диалектическая логика. М., 1966; Пойа Д. Как решать
задачу. М., 1961; Hintikka J., Rentes U. The Method of Analysis.
Dordrech — Boston, 1974.
Б. В. Бирюков
«АНАЛИЗ СОЗНАНИЯ» (The Analysis of Mind, 1921) —
произведение Б. Рассела, написанное на основе лекций,
прочитанных им в Лондоне и Пекине. Неоднократно
переиздавал осьи переводил осьна иностранныеязыки (заисключе-
нием русского). Отражает период активного увлечения
Рассела вопросами психологии и теории познания, атакже влияние
на него американских психологов и философов. Главная цель
работы — совместить определенную тенденцию в
современной психологии с тенденцией в современной физике. В
психологии наиболее перспективным направлением Рассел тогда
считал бихевиоризм, приводящий, по его мнению, к
материалистической позиции. Психология становится зависимой
от физиологии и внешнего наблюдения за поведением. При
этом факт познания фиксируется в виде различных
привычек употребления слов. В физике же ученые предпочитают
дематериализовать материю, рассматривая ее как
логическую конструкцию из пространственно-временных событий,
удобное обозначение для сферы действия каузальных
законов. «В ходе этих лекций, — писал Рассел, — я попытаюсь
убедить вас, что материя не столь материальна, как считают,
а дух не столь духовен» (р. 36). Говоря о материи, следует
склоняться к идеализму, а говоря о духе — к материализму.
Основная критическая цель произведения: опровергнуть
теорию, согласно которой сущностью ментального
является нечто, называемое сознанием (consciousness) и
понимаемое либо как особое отношение к объектам, либо как
особая субстанция, либо как всепроникающее качество
психических явлений. Значительное место при этом
отводится критике идеи интенциональности как
отличительной черты ментальной жизни, представленной в работах
Ф. Брентано и А. Мейнонга. Согласно Расселу, понятие акта
сознания излишне. Эмпирически мы не можем обнаружить
особый акт сознания. Проявление содержания мысли и есть
проявление самой мысли. Акт сознания — лишь призрак
того, что прежде называли «душой» или субъектом. Рассел
предлагает такие лингвистические формы выражения
ментальных состояний, в которых вводящее в заблуждение
понятие субъекта не встречается. Интенциональность не
является исходным понятием психологии, ибо оно выводимо
из более фундаментального понятия «убеждение» (belief).
Направленность на объекты нельзя считать сущностью
ментального, заключает он.
Философская задача, поставленная в работе, заключается в
преодолении противостояния идеализма (который
подавляет объект и трактует всю реальность как духовную) и
реализма (который подавляет ментальное содержание). Рассел
присоединяется к позиции У. Джеймса и американских
неореалистов, отказавшихся от понятия сознания как особой
субстанции и предположивших, что мир состоит из единого
«вещества» (а не материи и духа), или «нейтральных
сущностей». Некоторые сочетания элементов составляют
ментальное, другие — физическое, причем они взаимно влияют
друг на друга. Правда, по Расселу, хотя «вещество» мира и
нейтрально, но в физике и в психологии действуют разные
каузальные закономерности. Эта концепция английского
философа получила название «нейтрального монизма».
В целом «сознание» для Рассела — слишком узкое
понятие, чтобы характеризовать всю сферу ментального. Так,
сознание можно определять в терминах отношения образа
или слова к объекту как их значению: наличие образа или
копии ощущения свидетельствует об осознании нами
ощущения, если образ выступает знаком чего-то отличного от
него. Практическая же функция сознания в том, что оно
97
АНАЛИТИКА ОСНОВОПОЛОЖЕНИЙ
позволяет действовать, указывая на то, что отделено от нас
в пространстве и во времени и не может непосредственно
стимулировать органы чувств. Т. н. субъективность сознания
есть характеристика перспектив и биофафий, это взгляд на
мир с определенной личной позиции.
Рассел подчеркивал, что данными и психологии, и физики
являются ощущения. В этом отношении исходное научное
объяснение того, что имеется и происходит в мире, ближе
психологическому объяснению, нежели физическому. В
основе унифицированной науки лежит скорее ментальное,
чем физическое, хотя в целом «вещество» мира нейтрально.
В книге о сознании Рассел специально останавливается на
фрейдовском учении о бессознательном. Он считает, что
Фрейд и его последователи так не объяснили, что такое
бессознательное. И поэтому ничего не остается, как считать
его другим сознанием, но только подвергшимся цензуре.
Бессознательное желание просто означает определенную
каузальную закономерность нашего поведения, а именно
то, что мы оказываемся в беспокойном состоянии, пока не
будет реализовано некоторое положение дел, приводящее
к временному восстановлению равновесия. Такое желание
не есть нечто актуальное. Это лишь предрасположенность
к определенному поведению; его статус напоминает статус
силы в физической динамике. В целом, заключает Рассел,
психоанализ создал вокруг ментальных явлений ненужную
атмосферу таинственности. Предложенное Фрейдом
объяснение желаний — результат заранее сформулированной
теории, а не наблюдений.
А. Ф. Грязное
АНАЛИТИКА ОСНОВОПОЛОЖЕНИЙ(нем. Analytik der
Grundsatze) — один из центральных разделов «Критики
чистого разума» И. Канта. Поясняет общие выводы
«Аналитики понятий», конкретизируя их для каждой из
категорий. Открывается главой о «схематизме чистого рассудка»,
указывающей темпоральные эквиваленты категорий, что
позволяет понять возможность применения этих
нечувственных понятий к предметам чувств. Основное внимание
уделено разъяснению и доказательству схематизированных
синтетических принципов чистого рассудка
(«основоположений»). Систематика основоположений задана таблицей
категорий. Четыре класса основоположений включают
«аксиомы созерцания», «антиципации восприятия», «аналогии
опыта», «постулаты эмпирического мышления вообще».
Первые две фуппы основоположений обосновывают
применение математики к явлениям («математические
основоположения»). Они конститутивны по отношению к
созерцанию и обладают интуитивной достоверностью. Другие
две фуппы основоположений («динамические») касаются
существования и отношения между предметами. Они
имеют дискурсивную достоверность и конститутивны по
отношению к опыту. Наибольшие дискуссии в современной
литературе вызывает трактовка Кантом «аналогий опыта»:
основоположений о постоянстве материи, причинности и
взаимодействий. Итог «Аналитики» подводит глава о
различении всех возможных предметов на феномены и ноумены.
В. В. Васильев
АНАЛИТИКА ПОНЯТИЙ(нем. Analytik der Begriffe) —
важнейший раздел «Критики чистого разума» И. Канта.
Составляет концептуальное ядро «Трансцендентальной
аналитики» как «логики истины». Основная задача,
решаемая здесь Кантом, состоит в создании своего рода «словаря»
чистого мышления, т.е. в определении элементарных форм
рассудка, а также в выяснении возможности априорного
синтетического познания на основе этих начал мышления,
называемых Кантом «категориями». Систематизация
категорий проводится Кантом в рамках «метафизической
дедукции категорий», базирующейся на сведении последних
к логическим функциям суждений. Классификация
суждений (в основном заимствованная Кантом из современной
ему логики) дает ключ для построения таблицы категорий.
Способность категорий выступать принципами априорного
синтетического познания обсуждается Кантом в
«трансцендентальной дедукции чистых рассудочных понятий»,
которая может рассматриваться в качестве композиционного
центра всей «Критики». Кант устанавливает здесь фаницы
объективной значимости категорий (предметы
возможного опыта), доказывает необходимое отношение явлений к
рассудку и излагает теорию познавательных способностей в
сложном переплетении их фансцендентальных и
эмпирических компонентов.
В. В. Васильев
АНАЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ- см. К Г. Юнг.
АНАЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ- направление
западной интеллектуальной культуры 20 в., широко применяющее
методы логического и лингвистического анализа языка для
решения философских проблем. Аналитическая философия
имеет классические предпосылки в британском эмпиризме,
с одной стороны, и в континентальном рационализме — с
другой. Ее предшественниками считают Гоббса, Локка,
Беркли, Юма, Д. С. Милля, а также Аристотеля, представителей
средневековой схоластики, Декарта, Лейбница, Канта и др.
Аналитическая философия наследует традиции изучения
оснований знания — как в его чувственной, эмпирической,
так и в рациональной, логической, концептуальной форме.
Поле исследований аналитической философии (логика,
эпистемология) постепенно расширялось, охватывая все
многообразие форм человеческого опыта (этику, эстетику,
право и др.).
Исходные проблемы и понятия аналитической философии
были сформулированы в статье немецкого логика и
философа Г. Фреге «О смысле и значении» (1892). Но реальное
осуществление идея (метод и концепция) аналитической
философии получила в Англии (Кембридж). Ее
основоположниками стали Дж. Э. Мур и Б. Рассел. Процедуры
языкового уточнения и прояснения философских понятий,
суждений, проблем они называли «логическим анализом».
Этот термин, вначале относившийся к методу
исследований, позднее определил название всего философского
направления. Главные представители аналитической
философии — Г. Фреге, Дж. Э. Мур, Б. Рассел, Л. Витгенштейн,
Р. Карнап, Г Райл, Дж. Уиздом, П. Стросон и др.
Философов «аналитической» волны объединяет не столько
тематика или тип философских концепций, сколько общие
задачи: исследование языка с целью выявления структуры
мысли, достижения «прозрачного» соотнесения языка и
реальности, четкого разграничения значимых и пустых
выражений, осмысленных и бессмысленных фраз и др.
98
Внутри аналитической философии различают два
направления: философию логического анализа и философию
лингвистического анализа (или лингвистическую философию).
Приверженцы первого в основном интересуются
философией и логикой науки и придерживаются линии
сциентизма. Сторонники второго направления считают такую
ориентацию искусственной и ограничивающей философский
кругозор, поскольку философия укоренена в реальном
разумении, в жизненных ситуациях, в механизмах
естественного языка и многообразном вненаучном опыте людей.
В