Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин

период, когда формировались проблемы и понятия

аналитической философии, в философии Англии главенствовала

одна из форм неогегельянства — школа абсолютного

идеализма, отодвинувшая на второй план философию

«здравого смысла» и позитивизма. В британском неогегельянстве

резко противопоставлялись «реальность» и «кажимость»,

материя считалась иллюзией, пространство и время

ирреальными. Это противоречило весьма важному для миро-

ориентации людей чувству реальности. Другой характерной

чертой абсолютного идеализма был холизмусиленный

акцент на «целостность» абсолюта, безусловное

главенство целого над отдельными, конечными явлениями. В

социально-политическом плане такой подход предполагал

поглощение индивида государством, а в теории познания —

всевластие синтеза над анализом. Это ослабляло основу

аналитического мышления — метод логического

расчленения действительности тем или иным способом (атомизм,

элементаризм).

В 1898 Мур и Рассел выступили против абсолютного

идеализма, противопоставив ему философский «реализм» и

«анализ». Учению об Абсолюте и принципу холизма были

противоположены плюрализм и атомизм. Оба философа

уделяли большое внимание традиционным проблемам

теории познания, решаемым в духе реализма: признания

независимости внешнего мира от его восприятия, факта —

от суждения о нем и др. По методам же исследования и Мур,

и Рассел выступили как аналитики, дав стимул

аналитическому движению в философии («аналитический поворот»).

Внимание Рассела сосредоточилось на аналитических

возможностях символической логики и исследовании основ

математики. Мура же занимал анализ философских

понятий и проблем средствами обычного языка и здравого

смысла. Деятельность Мура способствовала «закату» английского

гегельянства и усилению позиций философского реализма.

Он возродил исконно английскую философскую традицию

эмпиризма и здравого смысла, придал ей обновленный

облик, отмеченный печатью пристального внимания к языку.

Это и стало истоком аналитической философии. Вслед за

ним Рассел впервые обосновал и применил анализ как

собственно философский метод. Тем самым он внес решающий

вклад в формирование философии логического анализа.

Логико-философские идеи Рассела стали программными

для разработки концепций логического позитивизма (или

логического эмпиризма). На них опирались теоретики

Венского кружка, разрабатывавшие проблемы логического

анализа науки, заданные «Логико-философским

трактатом» Витгенштейна.

Теоретики логического позитивизма (Р. Карнап, Г. Рей-

хенбах, К. Гемпель и др.), продуктивно исследовавшие

логику науки, интересовались философией лишь как

общим основанием их по сути специально-научных

разработок в области логического синтаксиса, семантики научного

языка и других проблем. Анализ использовался ими

главным образом как средство решения задач обоснования

науки и синтеза (унификации) научного знания. Со временем

исследования в русле логического позитивизма принимали

все более специальный характер и дали ценные научные

результаты (в области логического синтаксиса, логической

семантики, вероятностной логики и др.). В

логико-методологических исследованиях познания (У. Куайн, И. Гудмен,

Н. Решер и др.) главным ориентиром и ценностью

выступает наука, что в значительной мере и выводит полученные

результаты за рамки собственно философии.

На основе поздних работ Витгенштейна в 1930-40-х гг.

в Англии формируется философия лингвистического

анализа, или анализа обычного языка. В работах Г. Райла, Дж.

Уиздома, Дж. Остина и др. получают развитие идеи,

созвучные мыслям Витгенштейна. В отличие от логических

позитивистов философы этой волны, как правило,

решительные противники сциентизма. Как и для

Витгенштейна, главный предмет их интереса — сама философия. Они

хорошо чувствуют тесную связь специфики философских

проблем с механизмами реально работающего языка,

понимают принципиальное их отличие от проблем науки. Их

внимание привлекает глубоко исследованная

Витгенштейном проблема дезориентирующего влияния языка на

человеческое мышление.

В английской лингвистической философии различают

кембриджскую и оксфордскую школы анализа языка. К

первой принадлежали ученики Витгенштейна, находившиеся

под сильным влиянием учителя (Дж. Уиздом, М. Лазеровиц,

А. Эмброуз, Н. Малкольм и др.). Другую школу

представляют Г. Райл, Дж. Остин, П. Стросон и др. Это направление

представлено такими серьезными работами, как «Понятие

сознания» и «Дилеммы» Г. Райла, «Индивиды. Опыт

описательной метафизики» П. Стросона и др. На базе идей

Дж. Остина в 1970-80-х гг. развились исследования речевых

актов, представляющие собой уже не столько

лингвистическую философию, сколько область теоретической

лингвистики (Дж. Серль, М. Даммит, Д. Дэвидсон и др.).

Т. о., если на базе логического позитивизма были созданы

труды по современной логике, то на основе

лингвистической философии сформировалась исследовательская

программа теоретической лингвистики. В этом проявилась

одна из важных функций философии — постановка и

первоначальная проработка новых проблем с последующей их

передачей науке. Важные философские достижения

аналитической философии 20 в. — осмысление тесной связи

человеческого опыта с речевой коммуникацией, схемами языка,

новое понимание на этой основе специфики философской

мысли, философских проблем. Первостепенное значение

для развития этих представлений имели идеи

Витгенштейна. Большая часть трудов философа издается в 1950-70-х гг.,

но работа эта еще не завершена: освоение его необычных

текстов, их комментирование и обсуждение продолжаются,

что способствует нарастающему влиянию идей и методов

аналитической философии.

Идеи аналитической философии повлияли на

современную философскую мысль в Великобритании, Австрии,

Германии, Польше, Скандинавии, США и др. странах.

Постепенно это направление превратилось в широкое

99

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЭТИКА

международное движение, позиции которого наиболее

сильны в англоязычных регионах мира. В последние годы

здесь сложились течения, символами которых стали

имена Фреге и Витгенштейна. В спорах об интерпретации их

концепций по сути отражается борьба различных течений в

аналитической философии 1980-90-х гп

Лит.: Бегиашвили А. Ф. Метод анализа в современной

буржуазной философии. Тбилиси, 1960; Геллнер Э. Слова и веши. М,

1962; Хилл Т. И. Современные теории познания. М., 1965;

Козлова М. С. Философия и язык. М, 1972; Аналитическая

философия в XX в. — «ВФ», 1988, № 8; Современная аналитическая

философия, вып. 1. М, 1988; Философия, логика, язык. М., 1987;

Аналитическая философия. Избр. тексты. М, 1993;

Аналитическая философия: становление и развитие (антология). М., 1998;

История философии: Запад-Россия-Восток, кн. 3-я. М., 1998,

с. 212-246; Pap A. Elements of Analitic Philosophy. N. Y, 1949;

The Revolution in Philosophy, with an introduction of G. Ryle. L, 1956;

Urmson J. O. Philosophical Analysis. Oxf., 1956; Classics of Analytic

Philosophy, ed. by R. Ammerman. N. Y., 1965; Barth E. M. Perspectives

of Analytic Philosophy. Amst., 1979; Zaslawsky D. Analyse de l’etre. Essai

de philosophie analytique. P., 1982; Postanalytic Philosophy. N. Y, 1985.

См. также лит. к ст. Л. Витгенштейн, Б. Рассел, Дж. Мур.

М. С. Козлова

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЭТИКА- общее наименование

этических теорий, использующих методы и подходы

аналитической философии. В современной западной (гл. о.

англоязычной) литературе обычно противопоставляется

«классической» этике, которая отвечает на вопросы «как

надо жить», «что такое добро», «в чем состоит человеческий

долг» и т. п., полагая при этом, что смысл указанных

вопросов ясен и что споры между философами обусловлены

не отсутствием взаимопонимания, а исключительно

различием жизненных (ценностных) позиций (см. Ценность).

Аналитики же считают, что сами эти вопросы далеки от

ясности: слова, с помощью которых они формулируются,

неопределенны и многофункциональны, поэтому и ответы на

них столь же расплывчаты и могут быть интерпретированы

по-разному. Только контекстуальный анализ

употребляемых понятий позволяет выявить действительную позицию

того или иного философа, а также логическую структуру его

концепции, общий ход мысли, способ обоснования

практических рекомендаций и выводов, к которым он приходит.

Подобная направленность этической мысли имеет свою

историю, которая, по мнению многих исследователей,

начинается с Сократа; непосредственными же предшественниками

нынешних аналитиков, по общему признанию, являются

Д. Юм, И. Кант, Дж. С. Милль, Г. Сиджвик и некоторые

другие (в основном британсике) философы 18-19 вв. Но только

в 20 в. эта тенденция оформилась в виде широкого и

влиятельного течения моральной философии. Значительный

вклад в эту область знания внесли Дж. Э. Мур, Б. Рассел, Л.

Витгенштейн, М. Шлик, Г. фон Вригт, А. Айер и др.

На неопозитивистском (см. Неопозитивизм) этапе

развития аналитической философии логико-лингвистический

анализ морального (нормативно-этического) рассуждения

стал предметом особой дисциплины — метаэтики, которая

отождествлялась с научной, ценностно-нейтральной

философией морали. Однако радикальный «лингвоиентризм»

метаэтики резко ограничивает ее исследовательское поле,

исключая из рассмотрения те проблемы и подходы, без

которых она вообще не может рассматриваться в качестве

целостной теории морали. Кризис неопозитивизма и

распространение постпозитивистских (см. Постпозитивизм)

методологических идей (под влиянием которых анализ из

цели философствования перешел в разряд одного из его

средств) имели следствием постепенную утрату метаэтикой

статуса специальной философской дисциплины,

претендовавшей на замену традиционной моральной философии.

Теперь аналитическеая этика трактуется более широко: она

включает в себя не только метаэтику, но также

метафизические, конкретно-научные (социологические,

психологические и пр.) и нормативно-ценностные компоенты, от

которых раньше она отстранялась. Среди современных эти-

ков-аналитиков есть платонисты и кантианцы, натуралисты

и интуитивисты, гедонисты и утилитаристы и т. д.

Аналитическая этика не выдвигает, таким образом, собственной

ценностной программы, не предлагает своих оригинальных

способов объяснения морали и обоснования моральных

принципов. По существу ее единственным

конституирующим признаком является сейчас аналитический стиль

мышления: отказ от метафорически-суггестивного способа

изложения, тщательное определение ключевых понятий,

выявление семантических оттенков естественного языка

морали, стремление к логической прозрачности этических

рассуждений и т. п. Это означает, что аналитическая

этика, прекратив существование в качестве особой «школы»,

трансформировалась в широкое течение, объединяющее

весьма далекие по содержанию этические концепции лишь

на основании их более или менее выраженной

приверженности указанному стилю мышления.

Л. В. Максимов

АНАЛИТИЧЕСКИЕ И СИНТЕТИЧЕСКИЕ

СУЖДЕНИЯA PRIORI (нем. analytische und synthetische Urteile

a priori) — термины кантовской философии, имеющие

также широкое применение в различных направлениях

современной философской мысли, главным образом в

рамках аналитической философии. Введены И. Кантом в

«Критике чистого разума». Вопрос о возможности

синтетических суждений a priori заявлен Кантом как основной

вопрос всей критической философии. Дихотомия

аналитических и синтетических суждений основывается на

возможности различного отношения между субъектом и

предикатом суждений. Под аналитическими Кант

понимает такие суждения, где предикат, уже содержащийся в

понятии субъекта и смутно мыслящийся в нем,

эксплицируется из этого понятия по закону тождества. Хотя

аналитические суждения и не расширяют наших познаний, но

они все же расширяют сферу отчетливо мыслимого. В этом

психологическом моменте основное отличие

аналитических суждений от бессодержательных тавтологий. Будучи

основанными на непреложном законе тождества, все

аналитические суждения априорны (строгая необходимость

трактуется Кантом в качестве одного из критериев

априорного знания). В числе примеров аналитических суждений,

приводимых Кантом, положения: «все тела протяженны»,

«всякое золото желто», «все мои представления

объединены в Я». Разъяснения Канта позволяют связать

аналитические суждения с экспликациями правил

словоупотребления. Суждение «золото желто» имеет в таком контексте

следующий смысл: необходимым условием именования

предмета «золотом» является наличие у данного предмета

желтого цвета (если трактовать данное суждение как син-

100

АНАЛИТИЧЕСКИЕ СУЖДЕНИЯ

тетическое, возможность чего Кант в принципе не

исключает, то оно будет означать, что всякий предмет с такими-

то и такими-то свойствами, т.е. золото, обладает также

и желтым цветом). В метафизике, как и в других науках,

аналитические суждения играют служебную роль, уточняя

и разъясняя основные понятия. Аналитическое

«добавление» к критике чистого разума превращает последнюю в

трансцендентальную философию. Сама же критика

концентрируется на выяснении основных принципов

синтетических суждений.

Под синтетическими Кант понимает такие суждения, где

предикат извне прибавляется к субъекту. Расширяя наше

познание, синтетические суждения являются подлинной

целью всех наук. Примеры синтетических суждений: «все

тела имеют тяжесть», «всякое изменение имеет причину»,

«7+5=12». К синтетическим Кант относит и все

экзистенциальные суждения, ибо ни в одном понятии не содержится

предикат существования. Номинальная дефиниция

синтетических суждений не дает, однако, адекватного

представления о кантовской концепции. Канта интересуют только

истинные синтетические суждение, т.е. синтетические

познания. Истинность синтетических суждений не может быть

задана их формальней структурой, как в случае

аналитических суждений. Поэтому она зависит от отношения субъекта

и предиката к какому-то внешнему X, который и должен

удостоверить правильность их соединения. Таким образом,

все синтетические суждения — суждения о вещах

(аналитические — о словах).

В отношении синтетических суждений возможны два

случая. 1) Связь между субъектом и предикатом

«подсказывается» наличными предметами, как в тезисе «все тела имеют

тяжесть». Тогда мы имеем дело с эмпирическими

синтетическими суждениями. Их всеобщность может быть

исключительно «индуктивной». 2) Связь между субъектом и

предикатом удостоверяется благодаря тому, что образуемая

ей формальная структура отображает залегающие в душе

необходимые условия самой данности предметов чувств в

опыте, так, что эти предметы заведомо должны

соответствовать тому, что мыслится в таком суждении (напр, Кант

доказывает, что a priori знать о том, что всякое изменение

имеет причину, можно именно потому, что подчинение

последовательности событий закону причинности есть

необходимое условие восприятия нами этой последовательности).

Это и есть синтетические суждения

Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать, Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать бесплатно, Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать онлайн